Известные древние путешественники. Ученых и путешественников античности дальние

Известные древние путешественники. Ученых и путешественников античности дальние

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ , -и, вин. зе млю, мн. зе мли, земе ль, зе млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прИданое

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..негрет

предл..гать

хв..стливый

б..рюзовый

расст..лающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и...гнание, ра...чертить

пр...бабка, с...жаление

пр...ображение, пр...забавный

и...полнение, бе...грамотный

пре...посылка, о...гадать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

пирож... к

размеж...вка

парч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места, составить какую-то коллективную телеграмму.

2. В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без шин.

3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4. На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись: «Перелыгино».

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5. Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

16

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2) будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела - и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем - стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь - когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...

(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они - хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам.(29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34)Время - это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Учёных и путешественников Античности дальние страны привлекали нисколько не меньше, чем наших современников. (2)_____ праздно тогда не странствовали, привычных нашему времени туристов тогда не было. (3)Греки и римляне отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам, принять участие в спортивных состязаниях, поступить в обучение; купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Античные купцы стремились в дальние страны торговать, а военачальники и солдаты - завоёвывать новые земли.

2. Путешественники Античности отправлялись в путь, чтобы совершить паломничество к святым местам.

3. Древнегреческих и древнеримских путешественников дальние страны привлекали не праздными странствиями, а возможностью принять участие в спортивных состязаниях, торговать, завоёвывать новые земли.

4. В античные времена привычных нашему времени туристов не было.

5. Возможностью принять участие в спортивных состязаниях, завоевать новые земли, поторговать, а не праздными странствиями привлекали дальние страны древнегреческих и древнеримских путешественников.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Так как

3. К счастью,

4. Кажется,

5. По-видимому,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗЕМЛЯ , -и, вин. зе млю, мн. зе мли, земе ль, зе млям,

1. (в терминологическом значении 3 прописное). Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. - планета людей.

2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н.

4. Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5. Страна, государство, а также вообще какая-н. большая территория Земли (высок.). Родная з. Русская з. Чужие земли.

6. Территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении, пользовании. Собственность на землю. Аренда земли.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

прИданое

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

1. Всю дорогу говорили о ЖИТЕЙСКИХ мелочах.

2. Хвойный мшистый лес ОДЕВАЕТ все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Наши натуры так чисты, так мягки, так ЭСТЕТИЧНЫ, что болезненно сжимаются при всяком несколько грубом прикосновении.

4. АРТИСТИЧНАЯ карьера Лили Кедровой достигла пика в конце её жизни.

5. Казакевич в ЛАКОВЫХ ботинках, мгновенно промокших, медленно шагал за Боковым, отмахиваясь руками от мокрых ветвей, так и норовивших ударить по лицу.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

возвращается ИЗ ЧЕМПИОНАТА

ВКУСНЫЙ фрукт

ПЯТЕРО ягнят

плантации ЧАЯ

килограмм ВАФЕЛЬ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) В газете «Аргументы и факты» опубликовали интервью с известным русским художником И. Глазуновым.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Собирая в лесу грибы, грибница не должна быть повреждена.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Попав в городской архив, мы искали всё, что приблизило бы нас к разгадке.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) В своих дневниках автор детально описывает путешествие на Кавказ.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Детский сад был открыт в запланированные сроки благодаря поддержки спонсоров.
6) Если каждый из 10 миллионов туристов будут совершать покупки, экономика Андорры продолжит процветать.
7) А. Ахматова так и не дожила до отмены постановлений о журналах «Звезде» и «Ленинграде».
8) Чаще питались растениями и существовавшие в древности мамонты.
9) Не торопясь и не перебивая, учитель выслушал меня, удивлённо смотрел и вдруг захохотал.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..негрет

предл..гать

хв..стливый

б..рюзовый

расст..лающий

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и...гнание, ра...чертить

пр...бабка, с...жаление

пр...ображение, пр...забавный

и...полнение, бе...грамотный

пре...посылка, о...гадать

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё .

пирож... к

размеж...вка

парч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Кто-то суетился, кричал, что необходимо сейчас же, тут же, (НЕ)СХОДЯ с места, составить какую-то коллективную телеграмму.

2. В передней, (НЕ)ОСВЕЩЁННОЙ лампочкой, под потолком на стене висел велосипед без шин.

3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами (НЕ)ВЫТИРАЕМОЕ окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

4. На дверях комнаты № 2 было написано что-то (НЕ)СОВСЕМ понятное: «Однодневная творческая путёвка».

5. Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе (НЕ)ПОНЯТНУЮ надпись: «Перелыгино».

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.

3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.

4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.

5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

6. Петя вздрогнул, (ОТ) ТОГО что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На стекля(1)ых полках шкафов, инкрустирова(2)ых перламутром, подсвече(3)ы лампочками серебря(4)ые украшения.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Работы И. К. Айвазовского пользовались огромным успехом как у художников так и у обычных зрителей.

2. Ходит по лесу осень и развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

3. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

4. Пытаюсь сравнить десятки цветов и оттенков и не могу найти удачных сравнений.

5. Весной П. И. Чайковский радовался солнцу теплу первой зелёной травке.

16

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Весна (1) по мнению специалистов (2) будет затяжной и прохладной, а лето (3) наоборот (4) сухим и жарким.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Правила требуют, чтобы движения водителя были ограничены ремешком безопасности.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(4)Автор вспоминает, как поразила его в самолёте, летевшем через океан, в США, женщина, которая сидела рядом и вязала свитер. (5)Спицы позвякивали в её руках. (6)Петля цеплялась за петлю... (7)Внутри межконтинентального времени струилось старинное, неизменное время наших бабушек. (8)На печи сонно попискивали цыплята, светилась лампадка, пахло хлебом, всё было как в детстве, в деревне Кошкино. (9)А под крылом «Боинга» проносились Азорские острова... (10)Автор также вспоминает войну, танковый триплекс, перекрестье прицела - и время, которое вдруг кончилось. (11)Оно явно остановилось вместе с сердцем - стрельба замерла, оборвался звук мотора, в раскалённой паузе дрожало перекрестье прицела и надвигалось орудие немецкой самоходки...

(12)Таким образом, время идёт то медленнее, то быстрее, иногда оно останавливается, замирает. (13)Есть моменты, когда ход Времени чувствуется воспалённо-остро, оно мчится с такой скоростью, что только ахаешь, оглянуться не успел, и день куда-то провалился, и снова стоишь перед зеркалом бреешься, а бывает, оно мучает своей неторопливостью, вязкой медлительностью. (14)Вдруг оно начинает тянуться, минуты вытягиваются нескончаемой нитью. (15)От чего это зависит? (16)Насыщенность? (17)Но есть ли тут связь? (18)Когда время не замечаешь - когда много дел или же когда отдыхаешь? (19)Заполненный работой день тоже может промелькнуть, а может и измотать душу медлительностью... (20)Нет, тут случается по-всякому, и как-то не совсем ясно, от чего зависит скорость времени, что его подгоняет, а что его тормозит...

(21)Люди деловые, организованные уверяют, что они - хозяева Времени. (22)Нарастающий культ Времени становится показателем деловой хватки, умения жить. (23)Часовые стрелки подгоняют, и человек мчится, боясь отстать. (24)Он должен находиться в курсе, на уровне, соответствовать. (25)Он служит Времени как языческому богу, принося в жертву свою свободу. (26)Не время расписано, а человек расписан. (27)Время командует. (28)Гончие Времени мчатся по пятам.(29)Каждого человека можно представить как потребителя времени. (З0)Он перерабатывает время на разные мысли, чувства, работу. (31)И хотя перерабатывается небольшая часть, а всё остальное пропадает, всё равно принято считать, что времени не хватает, его мало. (32)Автор убеждён, что проблема разумного, человеческого обращения со Временем становится всё настоятельней. (ЗЗ)Это не просто техника экономии, проблема эта помогает понять человеку смысл его деятельности. (34)Время - это народное богатство, такое же, как недра, лес, озёра. (35)Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. (З6)Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. (37)Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «времяпользованию». (38)Автор убеждён, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко Времени. (39)И учить, как беречь Время, как его находить, как его добывать.

Первыми собирателями сведений о Земле были войны и торговцы: их профессия просто принуждала их путешествовать. С помощью отважных землепроходцев древние государства расширяли не только свою территорию, но и круг своих знаний про окружающий мир.

Обследуя плодородную долину Нижнего Нила, древние египтяне в III-II тысячелетии до нашей эры совершали походы в Ливию, вверх по Нилу и в загадочную страну Пунт. Осмеливались они и на плавание вдоль побережья Африки. Приблизительно тогда же другие древние путешественники шумеры отправлялись в морские экспедиции вокруг Аравии.

Торговцы-ахейцы из Средиземного моря вышли в Черное и достигли Колхиды (территория современной Грузии). Возможно, их путешествие стало основой для мифов про аргонавтов. Ахейцы пересекли африканский континент по зыбучим пескам Сахары и достигли реки Нигер.

Одними из лучших мореплавателей старины были финикийцы. В XI столетии до нашей эры их маршруты проходили не только Средиземным, но и Красным морями. Шустрым финикийским торговцам-мореплавателям удалось пересечь бурлящий Гибралтарский пролив, выйти в Атлантический океан, проплыв более 1000 километров на север и достичь Англии. Еще более невероятными являются плавания финикийцев на юг: они обогнули по морю Африку, наладив торговые отношения с Индией.

Древние китайцы расширили свои владения от побережья Тихого океана до Тибетского нагорья, обследовали нижние течения Красной реки и продвинулись вглубь Индокитайского полуострова. А в 138 году до нашей эры китайский император отправил землепроходцев на запад. Чжан Цян, который возглавлял это посольство, вернулся лишь через тринадцать лет, преодолев около десяти тысяч километров через горы и пустыни Центральной Азии. Его маршрутом потом пролег Великий шелковый путь, который объединил древние народы Старого Света.

Финикийские биремы, китайские джонки и дракары викингов славились своими мореплавательными качествами. Финикийцы первыми придумали киль и крепкие ребра-шпангоуты, китайцы оснастили свои судна конопляными канатами и рулем, а носы длинных парусников викингов были украшены изображениями голов драконов – отсюда и их название.

Первооткрывателем Америки считается Христофор Колумб, который достиг ее берегов в 1492 году. Однако за пять столетий до него воинственные предки нынешних норвежцев (викинги) уже пересекли Северную Атлантику, побывали в Гренландии и на острове Ньюфаундленд.

Видео: Плоская Земля Все Части Ученые Путешественники Инженеры Летчики Южного Полюса Нет Древняя Карта

История человечества и путешествия. Геродот - первый великий путешественник и отец современной истории. Арабские и европейские путешественники средних веко...

От Masterweb

26.06.2018 14:00

Исследование нашей планеты происходило в течение нескольких веков, при этом отличились многие люди, имена и заслуги которых запечатлены во множестве исторических книг. Все великие путешественники стремились убежать от рутинного существования и взглянуть на мир другими глазами. Жажда новых знаний, любопытство, стремление раздвинуть известные горизонты - все эти качества были присущи каждому из них.

Об истории и о путешественниках

Историю человечества следует воспринимать, как историю путешествий. Невозможно понять, каким бы был современный мир, если бы предыдущие цивилизации не отправляли путешественников на границы тогда неизвестного мира. Жажда к путешествиям заложена в ДНК человека, ведь он всегда стремился что-то исследовать и расширить собственный мир.

Первые люди 100 000 лет назад начали колонизацию мира, переселяясь из Африки в Азию и Европу. В эпоху Средневековья и нового времени путешественники отправлялись в неведомые страны в поисках золота, славы, новых земель, или же они просто убегали от своего жалкого существования и нищеты. Однако, все великие путешественники обладали импульсом силы одной и той же природы, нескончаемым топливом исследователей - любопытством. Достаточно лишь чего-либо, что человек не знает или не понимает, как возникает манящая и неодолимая сила, которой невозможно противостоять. Далее в статье приводятся подвиги великих путешественников и их открытия, которые оказали огромное влияние на процесс становления человечества. Отмечаются следующие личности:

  • Геродот;
  • Ибн Баттута;
  • Марко Поло;
  • Христофор Колумб;
  • Фернан Магеллан и Хуан Себастьян Элькано;
  • Джеймс Кук;
  • Чарльз Дарвин;
  • исследователи Африки и Антарктиды;
  • знаменитые русские путешественники.

Отец современной истории - Геродот

Известный греческий философ, Геродот, жил в V веке до нашей эры. Первым его путешествием стала ссылка, поскольку Геродота обвиняли в заговоре против тирана Галикарнаса, Лигдамиса. Во время этой ссылки, великий путешественник объезжает весь Ближний Восток. Все свои открытия и полученные знания он описывает в 9 книгах, благодаря которым Геродот получил прозвище отца истории. Интересно отметить, что другой известный историк античной Греции, Плутарх, дал Геродоту прозвище "отец лжи". В своих книгах Геродот рассказывает о дальних странах и о культурах многих народов, информацию о которых философ собрал в ходе своих путешествий.

Рассказы великого путешественника наполнены политическими, философскими и географическими размышлениями. Также в них присутствуют сексуальные рассказы, мифы и рассказы о преступлениях. Стиль изложения Геродота является полу художественным. Современные историки полагают работу Геродота парадигмой любопытства. Привнесенные Геродотом исторические и географические знания оказали большое влияние на развитие греческой культуры. Географическая карта, которую составил Геродот, и которая включала пределы от Дуная до Нила, и от Иберии до Индии, в течение 1000 последующих лет определяла горизонты известного в то время мира. Отметим, что ученый сильно беспокоился, чтобы полученные им знания не потеряло человечество с течением времени, поэтому и изложил их подробно в своих 9 книгах.

Ибн Баттута (1302 - 1368 года)

Как каждый мусульманин, двадцатилетний Баттута начал свое паломничество из города Танжер в Мекку на спине осла. Он даже не мог подумать, что вернется в свой родной город только 25 лет спустя, с огромными богатствами и с целым гаремом жен после того, как совершит путешествие большей частью мира. Если задаваться вопросом, какие великие путешественники впервые исследовали мусульманский мир, то можно смело называть Ибн Баттута. Он побывал во всех странах, начиная от королевства Гранады в Испании до Китая, и от Кавказских гор до города Томбукту, который находится в Республике Мали. Этот великий путешественник прошел 120 000 километров, познакомился с более чем 40 султанами и императорами, был послом у разных султанов и выжил в ряде катастроф. Ибн Баттута всегда путешествовал с большой свитой, и в каждом новом месте к нему относились, как к важной персоне.

Современные историки отмечают, что в первой половине XIV века, когда Ибн Баттута совершал свои путешествия, исламский мир находился в апогее своего существования, что позволило путешественнику быстро и легко перемещаться по многим территориям.

Также как и Марко Поло, Баттута не написал свою книгу ("Путешествия"), а продиктовал свои рассказы гранадскому эрудиту Ибн Хузаи. Это произведение отражает жажду наслаждения жизнью, которой обладал Баттута, и которая включает в себя рассказы о сексе и крови.

Марко Поло (1254 - 1324 года)

Марко Поло - это одно из важных имен великих путешественников. Книга венецианского торговца Марко Поло, повествующая подробно о его путешествиях, стала пользоваться огромной популярностью еще за 2 столетия до изобретения печати. Марко Поло путешествовал по миру в течение 24 лет. По возвращении на родину, он попал в тюрьму во время войны между торговыми державами Средиземноморья: Генуей и Венецией. В тюрьме он продиктовал одному из его соседей по несчастью рассказы о своих путешествиях. В результате в 1298 году появилась книга, которая называлась "Описание мира, продиктованное Марко".

Марко Поло вместе со своим отцом и дядей, которые были знаменитыми торговцами драгоценностями и шелками, отправился в 17 лет в путешествие на дальний восток. Во время своей поездки великий географический путешественник посетил такие забытые места, как остров Ормуз, пустыню Гоби, побережья Вьетнама и Индии. Марко знал 5 иностранных языков, был представителем великого монгольского хана Хубилая в течение 17 лет.

Отметим, что Марко Поло не был первым европейцем, который посетил Азию, однако, он был первым, кто составил ее подробное географическое описание. Его книга - это смесь правды и вымысла, поэтому многие историки берут под сомнения большинство ее фактов. На предсмертном ложе один священник попросил, чтобы Марко Поло, которому было 70 лет, признался в своем вранье, на что великий путешественник ответил, что не сказал и половины из того, что видел.

Христофор Колумб (1451 - 1506 года)


Говоря о путешественниках великой эпохи открытий, в первую очередь следует назвать Христофора Колумба, который сдвинул ость человеческой экономики на запад и положил начало новой эпохи в истории. Историки отмечают, что когда Колумб плыл к открытию Нового Мира, то чаще всего в записях его бортового журнала встречается слово "золото", а не слово "земля".

Христофор Колумб, с учетом информации, предоставленной Марко Поло, полагал, что сможет достигнуть Дальнего Востока, полного золота и богатств, плывя на запад. В итоге, 2 августа 1492 года он на трех кораблях отплывает из Испании и держит курс на запад. Путешествие через Атлантический океан продолжалось дольше 2 месяцев, и 11 октября Родриго Триана с корабля Ла Пинта увидел землю. Этот день изменил коренным образом жизнь европейцев и американцев.

Как и многие великие путешественники эпохи великих открытий, Колумб умер в 1506 году в нищете в городе Вальядолид. Колумб не знал, что открыл новый континент, а думал, что ему удалось доплыть до Индии через запад.

Фернан Магеллан и Хуан Себастьян Элькано (XVI век)


Одним из удивительных маршрутов великих путешественников эпохи Великих Географических Открытий, является маршрут Фернана Магеллана, когда он через узкий пролив смог попасть из Атлантического океана в Тихий, который Магеллан так назвал в честь его спокойных вод.

В XVI века шла серьезная гонка за владычество на морях и океанах между Португалией и Испанией, историки эту гонку сравнивают с гонкой за освоение космоса между США и СССР. Поскольку Португалия доминировала на африканском побережье, Испания искала пути попасть на острова специй (современная Индонезия) и в Индию через запад. Фернан Магеллан стал как раз мореплавателем, который должен был найти новый путь на Восток через Запад.

В сентябре 1519 года 5 кораблей с общим количеством матросов в 237 человек отправились на Запад во главе с Фернаном Магелланом. Три года спустя вернулся всего один корабль с 18 матросами на борту во главе с Хуаном Себастьяном Элькано. Это был первый случай, когда человек проплыл вокруг всего земного шара. Сам великий путешественник Фернан Магеллан погиб на Филиппинских островах.

Джеймс Кук (1728-1779 года)

Этот британский великий путешественник считается самым знаменитым исследователем Тихого океана. Он оставил ферму своих родителей и стал великим капитаном Королевского флота Великобритании. Он совершил три больших путешествия с 1768 по 1779 года, которые заполнили многие белые пятна на картах Тихого океана. Все путешествия Кука проводились Великобританией для достижения ряда географических и ботанических целей в Океании, Австралии и Новой Зеландии.

Чарльз Дарвин (1809 - 1882 года)


Мало кто знает, что в рассказе о великих путешественниках и их открытиях обязательно должно стоять имя Чарльза Дарвина, который в возрасте 22 лет отправился в путешествие на бригантине Бигл (Beagle) в 1831 году для исследования восточного побережья Южной Америки. В этом путешествии Чарльз Дарвин проплыл вокруг мира за 5 лет, собрав при этом огромную информацию о флоре и фауне нашей планеты, которая оказалась ключевой для выдвижения Дарвином теории эволюции живых организмов.

После этого длительного путешествия, ученый заперся в своем доме в Кенте для того, чтобы тщательно изучить собранный материал и сделать правильные умозаключения. В 1859 году, то есть спустя 23 лет после совершения кругосветного путешествия, Чарльз Дарвин публикует свою работу "О происхождении видов посредством естественного отбора", главный тезис которой заключался в том, что выживают не самые сильные живые организмы, а самые приспособленные к условиям окружающей среды.

Исследование Африки

Великими путешественниками, которые отличились при исследовании Африки, являются в основном британцы. Одним из знаменитых исследователей черного континента является доктор Ливингстон, который отличился в исследованиях центральных районов Африки. Ливингстону принадлежит открытие водопадов Виктории. Этот человек является национальным героем Великобритании.


Другими знаменитыми британцами, которые отличились в исследовании Африки, являются Джон Спик и Ричард Френсис Бартон, которые во второй половине XIX века совершили множество путешествий по африканскому континенту. Наиболее известным их путешествием является поиск истоков Нила.

Исследование Антарктиды

Исследование ледяного южного континента - Антарктиды ознаменовало новый этап в истории человечества. В покорении южного полюса отличились британец Роберт Скотт и норвежец Руаль Амундсен. Скотт был исследователем и офицером королевского флота Британии, он возглавил 2 экспедиции в Антарктиду, и 17 января 1912 года он вместе с пятью членами его команды достиг южного полюса, однако, норвежец Амундсен опередил его на несколько недель. Вся экспедиция Роберта Скотта погибла, замерзнув в ледяной пустыне Антарктиды. Амундсен, в свою очередь, побывав 14 декабря 1911 года на южном полюсе, смог живым вернуться на родину.

Первая женщина-путешественница

Жажда к путешествиям и новым открытиям была свойственна не только мужчинам, но и женщинам. Так, первой женщиной путешественницей, о которой имеются достоверные свидетельства, была галисийка (северо-западная часть Испании) Эхерия в IV веке нашей эры. Ее путешествия были связаны с святыми землями и паломничеством. Так, известно, что в течение 3 лет она побывала в Константинополе, Иерусалиме, Синае, Месопотамии и Египте. Неизвестно, вернулась ли Эхерия на свою родину.

Великие русские путешественники, которые расширили границы России


Россия - самая большая по площади территории страна мира. Во многом эта ее слава обязана русским путешественникам и исследователям. Великие путешественники в таблице ниже приведены.

Русские путешественники - исследователи планеты


Среди них следует отметить Ивана Крузенштерна, который первый из русских совершил путешествие вокруг земного шара. Также упомянем Николая Миклухо-Маклая, который был знаменитым мореплавателем и исследователем Океании и юго-восточной Азии. Отметим и Николая Пржевальского, который являлся одним из самых знаменитых исследователей Центральной Азии в мире.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255