Онежские петроглифы. Мыс бесов нос Бесов нос карелия

Онежские петроглифы. Мыс бесов нос Бесов нос карелия

Уважаемые читатели, согласно моему сонному видению, мне было показано на эту тему следующее.

Уважаемые читатели, я уверен, что многие из вас слышали шуточную песенку о «Проклятом острове», из фильма Леонида Гайдая – «Бриллиантовая рука. В ней есть такие слова:

«Крокодил не ловится, не растёт кокос,

Плачут Богу молятся не жалея слёз,
Крокодил не ловится, не растёт кокос»!

Точно так же жили и местные жители на восточном берегу Онежского озера, в районе мыса Бесов Нос, что находится в 1,5 км северней, от впадения в Онежское озеро речки Чёрная.
Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется изображение, называемое «бесом», длиной около двух метров тридцати сантиметров, и которому около 5 тысяч лет.
Изображение «беса», а так же иных петроглифов выполнено на камнях, путём насечек и скола поверхности камней.
Название же изображению «бес», было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI в. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам.
Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Карелии.
Примерно в 1 км., на север от Бесова Носа, находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии, но южнее – мыс Кладовец. Сам мыс Бесов Нос и прилегающие к нему мысы – являются привычным местом посещения местных рыбаков и охотников, а так же различных археологических экспедиций и туристов.
Мыс Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных археологических экспедиций, части подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также ученых-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы. Мыс Бесов Нос одновременно является важной геодезической точкой в ориентировании водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты.
В настоящее время, территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.
Мыс Бесов Нос в последние годы также начали посещать и автотуристы.
Уважаемые читатели, в данном очерке, я так же приглашаю вас посетить мыс Бесов Нос и окунуться совместно со мной, в те далёкие исторические события прошлых дней, происходившие с местными жителями около 5 тысяч лет назад! Итак….

В те далёкие предалёкие времена, когда местные жители мыса Бесов Нос были ещё дикарями, однажды зимой прилетели сюда два инопланетянина на шаровидном летающем аппарате.
Именно этот шаровидный летающий аппарат изображён на отдельных петроглифах, с двумя ножками, за которыми скрыта другая пара ножек.
Забегая вперёд скажу, что главный инопланетянин запрещал местному камнерезчику изображать на петроглифах их шаролёт, а потому он частенько осматривал новые петроглифы и портил их – соединяя линией между собой, эти две ножки. Именно эти «исправленные» ножки НЛО, мы можем видеть на испорченных инопланетянином петроглифах, которые стали похожи на некие грибочки с круглыми шляпками!
Инопланетянин рассчитывал, что люди в будущем времени не смогут догадаться, что же изобразил художник-камнерезчик, когда рисовал эти петроглифы. Уважаемые читатели, мы с вами всё же сумели разгадать тайну испорченных петроглифов!
Инопланетянин портил у художника-камнерезчика и другие петроглифы, которые прямо указывали на присутствие в этом месте инопланетян. На сегодняшний день мы видим, что часть петроглифов на «космическую тему» всё же остались целыми, а это означает, что инопланетянин не успел их испортить.
Данные петроглифы служили древним людям, если к ним применить современную терминологию: альбомом с рисунками для передачи зрительной информации своим наследникам! Ещё, условно этот альбом можно сравнить с учебником, по которому училась молодёжь данного племени.
Например, какой-либо юноша, ложась спать, задавал вопрос отцу или деду, и тот рассказывал ему легенду их племени. На утро же, отец или дед вели юношу к петроглифам, и уже глядя на них, поясняли рассказанную вечером юноше: легенду, быль, предание….

Однако вернёмся к тому моменту приземления инопланетян на вершине холма, когда они увидели из шаролёта бегущего по кустам лося и охотящихся на него 2 охотников, которые были из разных племён.
Так как этот лось пробегал в близи шаролёта инопланетян, то инопланетяне решили всю охоту застопорить! Инопланетяне поочерёдно облучили каждого из них некой «Стоп-энергией» так, что все они замерли, как статуи и не могли пошевелиться!
Инопланетяне вышли из шаролёта и подходили к каждому в отдельности: к первому охотнику, потом ко второму, затем и к самому лосю. Инопланетяне тщательно осмотрели охотников и изъяли у них лук и стрелы. Затем подошли к лосю и вынули из его бока две стрелы, которые лишь, незначительно, пробили его шкуру, а потому лось оставался вполне здоровым.
После обхода всех участников охоты, инопланетяне сняли «Стоп-энергию» с первого охотника и вступили с ним в диалог.
Охотник поведал инопланетянам свою историю об охоте на лося, своём оружии и стал утверждать, что это он убил лося, а потому убитый лось принадлежит ему!
Инопланетяне снова обездвижили первого охотника и сняли «Стоп-энергию» со второго охотника, который так же рассказал инопланетянам свою историю охоты, о своём луке со стрелами и маркировку стрел. Затем охотник стал утверждать, что это он убил лося и убитый им лось по-праву принадлежит ему!
Так как стрела, выпущенная первым охотником, вонзилась в бок лося глубже, чем стрела второго охотника, а сам лось бежал в сторону племени первого охотника, то сами же инопланетяне и рассудили, что лось должен принадлежать первому охотнику.
Второй охотник был возмущён, но ничего поделать не мог, т.к. два чудака из шаролёта пригрозили ему смертью, если тот не уйдёт в своё племя. Инопланетяне пригрозили охотнику, что они просто обездвижат его, и он сам собой замёрзнет в лесу!
Второй охотник действительно дрожал от холода, а потому, огрызаясь и угрожая своей расправой первому охотнику, побрёл в сторону своего племени.
Уважаемые читатели, действительно, охотники и рыболовы из разных племён, очень часто ссорились из-за добычи! В итоге, у них время от времени возникали между племенами побоища! Вот и сейчас: второй охотник обещал вернуться через несколько дней, с группой соплеменников, которые поквитаются с ними за этого лося!
Причина же неудач в охоте крылась в том, что, чтобы убить лося, охотнику надо было бегать за ним по лесу, пока не устанет лось, чтобы подойти к нему на расстояние выстрела из лука.
Вторая причина крылась в том, что лук со стрелами были у них примитивны, стрелы, выпущенные из такого лука, летали не далеко и имели слабую пробивную силу. Вдобавок, на стрелах, не было каких-либо наконечников.
Третья причина была в том, что частенько каждый охотник охотился в одиночку и только для своей семьи!
Если добыча была мелкая, то она вся доставалась охотнику или рыболову.
Если же добыча была крупной, то ею делились со своими родственниками.
Если добыча была особенно крупной (лось, медведь, олень, крупная рыба), то ею делились с другими семьями, особенно с теми семьями, которые бедствовали или не имели в своей семье мужчин.
Те же самые горячие споры о рыбе происходили с рыбаками на Онежском озере. Всё та же техническая отсталость: всего две лодки на одно племя, которые каждый новый день передавались от семьи – к семье. Из рыболовных снастей были: удочка, палка, камень, острога. Итак….

Когда же второй охотник ушёл к себе в племя для агитации мужчин, старший по должности инопланетянин, сказал первому охотнику, что сейчас он оживит лося!
Охотник тут же засуетился и стал умолять инопланетянина, чтобы тот несколько обождал, т.к. ему надо было найти стрелу и лук, чтобы с помощью их убить лося!
Инопланетянин зашёл внутрь шаролёта и нажал на нужную кнопку – окаменевший лось ожил и отбежал от них метров на 50 и остановился, раздумывая: Что же такое это было с ним?
Охотник стал горячиться потерей лося, но инопланетянин спокойно ответил охотнику, что убьёт лося с этого расстояния!
Охотник не поверил инопланетянину и продолжал ругать инопланетянина за то, что тот рано отпустил на волю лося.
Инопланетянин попросил охотника зайти в шаролёт и когда тот зашёл внутрь кабины шаролёта, показательно нажал своим тонким пальчиком на кнопку – лось тут же, как подкошенный, замертво упал на снег, отчего охотник пришёл в восторженное состояние духа!
Радостный охотник спросил инопланетянина, что как тот убил этого лося, т.к. на теле лося не было никаких смертельных ранений.
Инопланетянин просто рассказал охотнику о «чудо-кнопке», с помощью, которой, он может убить каждое живое существо на Земле! Инопланетянин позволил охотнику с помощью «чудо-кнопки», убить ещё и пару птиц.
Охотнику чудо-кнопка очень понравилась, и инопланетянин едва уговорил охотника выйти из шаролёта.
Подобрав пару птиц, охотник повёл инопланетянина в своё племя.

В виду технической и умственной отсталости, люди-дикари голодали и готовы были пойти за каждым, кто их накормит!
Как говорится в одной русской присказке: «Заходи – гостем будешь! Бутылку водки принесёшь – хозяин будешь»!
Так же получилось и здесь, когда люди племени узнали, что их гость пришёл не с пустыми руками, а добыл им лося, то они сразу полюбили его и сделали его почётным гостем племени!
Несколько человек из племени притащили лося, разделали и пожарили на костре. Это был настоящий праздник для всего их племени!

Сидя у костра, инопланетянин поведал дикарям о том, что он послан к ним Богом и теперь жизнь в племени, качественно улучшиться!
Люди-дикари указали на деревянного идола, которому они покланялись и сказали инопланетянину, что он является у них Богом!
Инопланетянин не растерялся и тут же ответил дикарям, что он послан Верховным Богом, который живёт на небе, к их идолу в помощь, который уже устал помогать людям из их племени! Инопланетянин привёл живой пример людям-дикарям, что они сейчас голодают по вине идола, который устал и попросил Бога небесного, чтобы тот прислал ему замену!
Уважаемые читатели, мы с вами знаем, что инопланетянин попросту врал «ладно и складно» дикарям с Онежского озера, а потому объевшиеся мясом лося люди-дикари стали оказывать инопланетянину всякие почести и просить у того прощение за то, что сразу не признали посланника с небес!
Дикари, выпив своей бормотухи, полезли к инопланетянину целоваться, другие же стали приносить ему из своих жилищ – залежалые обереги и редкие кости от животных и рыб, которые были съедены, когда-то ими или даже их древними предками!
В итоге, «мясной пир» закончился, и инопланетянин ушёл с подарками и сувенирами спать к себе в шаролёт, а люди-дикари в свои жилища, которые располагались прямо под кустами, под открытым небом!

Как в бане пристаёт к ягодицам лист берёзового веника, так же пристал к инопланетянину вождь племени, который требовал от него доказательств того, что тот – посланник Бога!
Хитрый инопланетянин решил обмануть назойливого вождя племени тем, что попросил того построить некий высокий сруб из бревен, наверху которого будет находиться их деревянный идол! Далее инопланетянин пояснил вождю, что когда на них нападут люди из другого племени, то они не смогут похитить их идола, т.к. тот будет находиться на верху сруба. Того смельчака, который всё же полезет на вершину сруба, за идолом, можно будет легко убить, ещё внизу!
Такая затея инопланетянина понравилась вождю племени, и он отдал распоряжение построить башенку-сруб для идола.
Сруб был не сплошной, как это обычно бывает у настоящего колодезного сруба, а с пропуском одного бревна. Условно такой сруб можно сравнить, как если бы мы складывали такой сруб из спичек.
Наконец эта деревянная башенка-сруб была построена, и на верху был помещён деревянный идол этого племени.
Каждый вечер люди племени собирались у идола и решали свои проблемы: молились, жаловались, просили подать им знак, просили об удачной охоте и рыбалке, приносили жертву.
Инопланетянин вечерами стал залазить на эту башенку-сруб и стоя рядом с идолом, громко озвучивал своим голосом то, что сказал идол, отвечая людям из племени на те или иные просьбы или их проблемы. Никто другой, кроме этого посланника с неба, залазить на башню не имел права.
Таким образом, инопланетянин захватил власть в племени и стал управлять людьми из племени на своё усмотрение!
Однако вождь стал подозревать инопланетянина в том, что тот говорит от себя, а не от их идола!
Тогда инопланетянин уговорил своего соотечественника по планете в том, чтобы тот заранее залез на башню с идолом и, спрятавшись, отвечал на чаяния людей из племени!
Младший, по-званию, инопланетянин вначале отказывался, но потом вынужден был согласиться, чтобы выручить своего инопланетного командира.
В итоге, вечером возле идола собрались на моление люди из племени, и каждый из них стал что-нибудь спрашивать у идола, а тот стал отвечать им, давая те или иные советы или ответы.
В этот «показательный вечер» внизу башни, рядом с вождём племени, стоял инопланетянин и каждый раз убеждал вождя в том, что это говорит сам идол, а не он!
Вождь лично убедился в том, что ответы даёт идол, а не их новый друг, т.к. тот стоял рядом с вождём!
После этого «фокуса» инопланетянина, люди-дикари стали больше доверять посланнику Небесного Бога и оказывать ему всякие почести, положенные его рангу!
Надо сказать, что инопланетянин-командир успешно правил дикарями, к тому же это он подкреплял не только словами, но и делами. Когда люди-дикари успешно помолятся идолу, считай ему, то он вознаграждал людей удачной охотой или рыбалкой.

Всё бы было хорошо, но люди из соседнего племени решили напасть на это удачливое племя и поквитаться с ними за лося!
Перебежчик сообщил вождю удачливого племени о том, что завтра утром на них нападут люди соседнего племени, которые пригласили к себе в войско мужчин из других племён.
Вождь удачливого племени запаниковал, т.к. воинов у него было меньше, чем у их соседей. Однако на помощь ему пришёл посланник небес, который распорядился делать окопы в щелях между камнями и запасать в них камни, деревянные дротики и палки, луки и стрелы. Сам инопланетянин заночевал в каменном блиндаже, внешне похожим на современную смотровую яму.
Именно каменный блиндаж и был показан в видеоролике, который сняла научная экспедиция. Итак….
Когда воины соседнего племени приблизились к каменным окопам, их успешно атаковали воины удачливого племени под командованием инопланетянина!
Так как воины посланника небес были в каменных щелях, то они страдали от камней, палок и стрел меньше, чем агрессоры. Вдобавок на агрессоров, впервые в их жизни, были брошены некие «огненные шары», состоящие из сухих веток кустарника и сухой травы, которые привели в бегство воинов агрессивного племени.
Бой был жестоким и плотным, но воины посланника небес всё же одолели воинов агрессивного племени и те удрали к себе сказав, что вернутся через пару месяцев вновь.
Воины из агрессивного племени пробирались в каменный блиндаж к двум инопланетянам, но те лихо отбивались от них и их невозможно было победить в поединке.
Именно в этом жестоком бою инопланетянину камнем был выбит правый глаз.
Итак, победа состоялась, бой был выигран, люди из племени благодарили своего посланца с неба!

Всё было бы хорошо у людей-дикарей, но однажды пришёл срок второму инопланетянину возвращаться к себе на планету! Как его не упрашивал остаться командир: ещё побыть на Земле, тот упрямо хотел лететь к себе домой!
Инопланетный командир сообщил об этом вождю племени, который тоже опечалился, т.к. им, при посланнике с неба, жить стало сытнее и спокойнее.
Инопланетянин заверил вождя, что он вернётся через какое-то время обратно на Землю!
Вождь спросил «кормильца», а как он узнает его, если у них там все внешне одинаковы?
Инопланетянин ответил вождю племени, что с него можно снять некий слепок, изображение! Тот пришелец, кто размерами будет схож с этим изображением, тот и будет опознан вождём, как посланник небес!
Решено – сделано! Инопланетянин лёг на каменную плиту, а художник по-камню, высек его внешние данные. Именно этот петроглиф теперь называют – «Бесом»!
Инопланетянин потребовал от вождя, чтобы люди племени приносили кровавую жертву его изображению на камне. Этим самым они будут подпитывать своего посланника с небес!
Когда камнерезчик выдалбливал рот посланнику небес, он нанёс слишком сильный удар, от чего камень дал трещину вверх по лицу изображения инопланетянина.
Камнерезчик испугался, т.к. посланнику небес надо будет вновь ложиться на камень и всю работу производить сначала.
Камнерезчик придумал сказать инопланетянину, что в рот они будут наливать кровь своих жертв, а сверху изображена некая воронка с дыркой внутри через которую будут литься все другие жертвенные приношения с небес!
Инопланетянину едва понравилась такая смутная трактовка камнерезчика, и он не стал требовать с него нового изображения с себя любимого!

Всё бы было хорошо у людей-дикарей, но инопланетянин, который был на шаролёте пилотом, убил человека из соседнего племени! Те обещали придти толпой и убить его!
Инопланетному посланцу ничего не оставалось делать, как только спешно покидать полюбившееся ему племя, в котором его почитали как Бога! В итоге, шаролёт пролетел над племенем и удалился в сторону Баренцева моря!
Когда пришли мужички из другого племени поквитаться с инопланетным пилотом, то вожди всё же сумели договориться между собой, по-причине того, что «обидчик» успел покинуть их навсегда!

Когда инопланетный командир «шаролёта», считавшийся в этом племени посланником небес, прилетел во второй раз, то люди-дикари встретили его недружелюбно! Они схватили его, и повели к себе в племя, где привязали к столбу, чтобы утром повесить его! Милость иноземцу люди-дикари решили сделать в виду того, что инопланетянин называл им имена давно умерших их предков!
Когда рано утром пришёл на казнь вождь этого племени, то инопланетянин возопил к своим богам и стал напоминать тому о легенде их племени, в которой говорилось, что к ним прилетит в племя – посланник с неба!
Вождь племени вспомнил эту легенду, т.к. с тех пор прошло около 135 лет! Напомню читателю, что в то время люди жили в среднем по 30 – 35 лет! Тогда инопланетянин напомнил вождю, что они должны будут узнать посланника неба по отпечатку на камне!
Вождь вспомнил об этом условии их легенды, и согласился отвести посланника неба на место, где было высечено на камне изображение посланника неба, по-современному «беса».
Инопланетянин лёг спиной на своё изображение на камне, а вождь племени стал сличать его внешние контуры с контуром на камне. Контуры совпали, тогда вождь предложил тоже самое сделать с рукой. Когда инопланетянин наложил свою ладонь на камень, контуры и размеры ладони снова совпали! Таким вот образом, инопланетянина признали посланником неба и стали его почитать как посланника неба, который вернулся к ним в племя во второй раз!
Так как легенда этого племени гласила о том, что в то время при посланнике с неба, люди жили хорошо, то и сейчас у них появилась надежда на то, что и ныне все они заживут так же «кучеряво» - зажиточно!

Однако как же ошибались люди-дикари, когда доверились посланнику неба, который обиделся на них и в отместку решил погубить всех людей из этого племени!
Всё происходило в племени, как и прежде: люди молились, почитали инопланетянина, возлагали на него свои надежды, но который тайно от людей стал вредить им тем, что стал ссорить и натравливать людей друг на друга!
Например: если охота оканчивалась неудачей, то посланец неба стал обвинять в этом хорошего охотника, на которого тут же обрушивался гнев народа его племени!
В итоге, следовал приговор – принести в жертву идолу этого охотника!
Случалось, что посланник неба обличал женщин в измене, и тогда снова следовала казнь, с жертвенным кровопусканием, на каменный лик посланника неба! Если в древние времена кровью насыщали каменное изображение посланника неба (беса) только кровью жертвенных животных, то сейчас в жертву приносилась человеческая кровь убиенного!
Так стравливая между собой людей из племени, посланник неба добился почти полного уничтожения людей племени!
В конце концов: часть людей бежала из племени в другие племена; старики, дети и женщины умерли от голода!
Когда посланник неба приговорил девушку вождя к смерти, то только после её гибели, вождь племени понял, что во всех их бедах виноват этот посланник неба! В итоге вождь и посланник неба схватились врукопашную! Вождь племени силой приволок посланника неба к жертвенному камню, где хотел принести в жертву самого посланника неба на его же изображении!
Посланнику неба помог освободиться инопланетный пилот, который прибежал на телепатический зов своего командира. Он камнем ударил вождя по голове, после чего сильные руки вождя разжались, а посланники неба смогли уйти к себе на шаролёт!
Срочно заняв места на шаролёте, липовые посланники неба полетели в сторону своего дома! Более им тут на озере делать было нечего! Почти все племена были уничтожены такими же инопланетянами, как эти! Во второй раз на Землю прилетел не один шаролёт, а сразу несколько! Вот эти самые инопланетяне и рассорили все племена между собой, которые стали враждовать и воевать между собой, убивая друг друга!
В последнем бою между племенами была подожжена башня с идолом, но самое ценное было то, что ими был спасён древний камень с древними петроглифами! Когда люди-дикари спасали этот святой для них камень, неся его на палках, как на носилках, по ним стреляли, кидали камни и метали заострённые дротики их враги, пока они не уронили камень на землю! Именно этот самый камень нашли и перевернули члены научной экспедиции, которые перевели петроглифы на бумагу, а камень положили на старое место. Им наплевать на то, что за этот камень положили одновременно свои жизни несколько отважных людей-дикарей, которые старались спасти свою реликвию для новых поколений!
Так как люди-дикари этого племени чаще всего питались рыбой «сом» и водяными крысами, именуемые нами – выдрами, то именно они и были изображены на петроглифах.
Петроглиф «Кит» напоминал им древнюю легенду о том, что когда-то их древние предки охотились на китов! Но когда к власти пришли глупые вожди племени, то жизнь их изменилась в худшую сторону. Они стыдились того, что питались выдрами!
В те древние времена мужчины их племени уходили на два месяца на рыбалку и китобой к Баренцеву морю!
Петроглиф «бес» имеет один глаз, это означает то, что один глаз инопланетянину выбили камнем в битве за лося!
Петроглиф «бес» имеет по-середине сквозную трещину на камне. Однако первоначально, этой трещины не было, был сток для крови! Когда люди-дикари захотели уничтожить петроглиф на камне в отместку, то они разожгли, перед приливом, на камне большой костёр. Когда уровень воды в озере поднялся – камень от перепада температуры попросту треснул пополам!

Когда в XVI веке сюда стали заходить православные монахи и первопроходцы, то они воспринимали изображение на камне, как изображение – «беса», которому поклонялись здесь местные жители! К этому времени люди-дикари здесь уже не проживали!
Одни ходоки приходили и уходили дальше, но вот нашёлся один настойчивый монах, который решил испортить петроглиф инопланетянина, выдолбив рядом с ним православный крест! Он несколько дней к ряду ходил на это место и выдалбливал в камне крест, давая понять, что православный крест подавляет беса (зло)! То есть, как бы нейтрализовал вредное воздействие этого беса!
Таким образом, данный мыс был прозван – мыс Бесов Нос. Уважаемые читатели, благодарю всех вас за активное участие в моей исторической экспедиции по древним временам неолита, и пожелать вам новых познавательных экскурсий на страницах моих «Дрим-очерков» - очерков о сновидениях!

Уважаемые читатели, прошу вас заметить, что это всего лишь мой сон, а потому: Хотите – верьте, хотите – нет! Мало ли что может присниться каждому из нас.

В середине XIX века профессор Тартуского университета геолог Константин Гревингк обнаружил на скалах на восточном берегу Онежского озера множество рисунков выбитых на камнях. С этого времени людям стало известно о существовании Онежских петроглифов - одной из главных достопримечательностей Карелии.

Наскальные рисунки в Карелии можно встретить в нескольких местах, но наиболее известны Беломорские и Онежские петроглифы. Первые располагаются недалеко от Беломорска рядом с морским побережьем, другие на восточной стороне Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Онежские петроглифы были выбиты примерно 5-6 тысяч лет назад, когда территория современной Карелии только заселялась первобытными племенами. Эти петроглифы настолько уникальны, что наравне с известнейшими Кижами включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Неизвестные художники с помощью каменного долота выбивали изображения на прибрежных скалах многие годы и даже столетия. Выбить такие рисунки на гранитной скале, которую возьмет разве что алмазное сверло, трудно и современному человеку, не говоря о наших предках из каменного века. Ученые установили, что авторы петроглифов пользовались куском кварца как зубилом, применяя второй кусок камня в качестве молота. На сегодня известно больше тысячи изображений, размером от нескольких сантиметров до четырех метров. Сосредоточены они на скальном участке побережья длиной в 20 км.

Почти половина из всех известных изображений выбита на мысах Бесов Нос и Пери Нос. Места эти удалены от проезжих дорог и популярных туристических маршрутов, поэтому посмотреть на петроглифы могут далеко не все туристы, приезжающие на отдых в Карелию.

Первобытные художники на берегу Онежского озера чаще всего изображали птиц и немного реже животных. Встречаются и изображения людей или сверхъестественных существ.Некоторые из онежских петроглифов до сих пор не расшифрованы и ученые лишь могут предполагать, что нарисовали на камнях древние люди.

Самым известным онежским петроглифом считается изображение «Беса» на Бесовом Носу. Огромная (больше 2 метров в высоту) непропорциональная фигура человекоподобного существа выбита на скале, а посередине изображения пролегла глубокая трещина. Рядом с «Бесом» выбиты изображения сома или налима и ящерицы или выдры. Несколько тысячелетий этот петроглиф оставался неизменным и лишь в 19 веке монахи местного монастыря решили его "обезвредить" и поверх его левой руки выбили изображение православного креста. В таком виде этот петроглиф и предстает сейчас перед исследователями и туристами, приезжающими в Карелию.

Зачем древние люди выбивали эти изображения на камне, ученые могут лишь предполагать. Возможно, они использовались в обрядах. Некоторые даже считают, что на Бесовом Носу могли проводиться жертвоприношения. Другие исследователи считают наших предков менее кровожадными, а петроглифы, по их версии, могли служить своеобразной обсерваторией, с помощью которой вычислялось движение небесных светил. Кстати, любоваться петроглифами стоит как раз перед появлением звезд. Лучше всего изображения видны в последних лучах закатного солнца. При таком свете рельеф скалы проступает вместе с малейшими щербинками.

Как добраться до Онежских петроглифов:

Петроглифы на Онежском озере, в отличие от Беломорских, находятся в стороне от популярных туристических маршрутов. Поэтому, немногие туристы могут воочию взглянуть на уникальные каменные письмена. Добраться до мыса Бесов Нос можно как по воде, так и по суше. В первом случае самым простым способом будет аренда катера в поселка Шальский. Поселок находится всего в 10 с небольшим километрах от Бесова Носа.

Для того, чтобы добраться до петроглифов по суше потребуется подготовленный внедорожник. Сначала надо доехать до Пудожа - это райцентр, затем туристам предстоит 35 километровый участок сначала до деревни Карашево, а потом по лесной грунтовой дороге до самого мыса. Путешествие получится довольно увлекательным, потому что по пути встречаются заброшенные деревни, а сама дорога может добавить в кровь адреналина, поэтому ехать надо на подготовленном джипе с лебедкой, несколькими домкратами и, желательно, опытом трофи-рейдов. Вообще в в этом крае много подобных непроезжих дорог и джип-туры по Карелии весьма популярны. Такой отдых позволит узнать Карелию с совершенно другой стороны и взглянуть на такие потаенные места о которых, порой, не знают сами местные жители.

Если же путь до Онежских петроглифов покажется слишком долгим, можно просто посетить Национальный музей, расположенный в самом центре Петрозаводска. В его фондах хранится кусок скалы с настоящими петроглифами, привезенный с восточного берега Онежского озера.

Что посмотреть рядом

Онежские петроглифы находятся в Пудожском районе Карелии. Долгое время он считался отдаленной территорией, находящейся на краю республики и даже добраться суда было довольно трудно. Сейчас по территории района проходит федеральная трасса, связывающая Карелию, Архангельскую и Вологодскую области. С каждым годом она будет становиться все лучше, поэтому поток туристов сюда в ближайшие годы будет только увеличиваться.

Этот край особенный. Традиционно тут селилось преимущественно русское население, быт которого обретал свои особенные черты. Обо всем этом могут рассказать в краеведческом музее района в Пудоже. Благодаря своему положению, район сумел сохранить уникальную нетронутую цивилизацией природу. Тут находится крупнейший в Европе парк дикой природы "Ведлозерский ", а паломникам будет интересно посетить Муромский монастырь , основанный еще в 14 веке.

На этой странице:

Мыс Бесов Нос Онежского озера широкого известен в узких кругах как место, в котором должен побывать каждый уважающий себя джипер. Десятки настоящих мужчин каждое лето штурмуют прионежские леса и болота в едином порыве. В остальных кругах Бесов Нос знаменит главным образом своими петроглифами эпохи неолита, на которые мы и поехали (точнее, поплыли) посмотреть.

Поездка на Бесов Нос стала в среде любителей внедорожного говнолазания притчей во языцех. Первые же картинки по запросу «бесов нос на джипе» в гугле прекрасны:

Нет, он не сломался, это у него подвеска такая.

Ну и т.д. и т.п. Нет, это не наша машина =))

Лучше всего характеризует это увлекательнейшее времяпрепровождение диалог, вычитанный в каком-то отчете:

— Зачем вам столько бензина?

— Да у нас моторка перевернулась, весь вытек.

— Как перевернулась?

— Да так, столкнулась с УАЗиком и перевернулась.

Вопросов больше не имеем.

Особо одаренные ездят прям по берегу Онеги в Муромский монастырь — это новый шик. Там еще интереснее:

У нас хоть и оказался совершенно случайно с собой как раз всем джипам джип, но для таких заплывов совсем не подготовленный. Так что как последним лохам пришлось плыть на той самой моторке. В принципе на Бесов Нос можно дойти и пешком, по джиперской дороге до места всего 15 км.

Как добраться на Бесов Нос

Все дороги на Бесов Нос начинаются в деревне Каршево, что примерно в 40 километрах к югу от Пудожа. Половина населения этой деревни промышляет доставкой всех желающих на Бесов Нос на моторках.

Стоит это в среднем 1000 р. с человека.

Плыть по речке довольно далеко, около получаса в один конец.

Наконец речка вливается в Онегу, а мы вытряхиваемся из лодки.

От устья речки до собственно мыса Бесов Нос нужно еще пройти пешком километра три по песчаным пляжам Онеги.

На высоких мысах весь сосняк поломало ураганом 2010 года. От него по всему Северу остались участки буквально выкошенного леса.

Бесов Нос

Вот, наконец, и Бесов Нос.

Он представляет собой гранитные «лбы», полого спускающиеся в Онегу. На этом граните и нужно искать петроглифы.

Самый знаменитый из местных петроглифов — так называемый «бес»: его ножки хорошо видны на фото ниже.

А остальное видно плохо, потому что погода выдалась облачная и для разглядывания петроглифов неподходящая.

На Бесов Нос по хорошему нужно ехать в солнечную погоду: в рассеянном облаками свете петроглифы видны очень плохо. И еще не помешает гид из местных: некоторые рисунки сложно найти без посторонней помощи.

Вот так Бес выглядит, если прорисовать его контуры мелом.

Видно, что фигура выбита поверх большой трещины, расколовшей гранитный валун. Возможно, древние аборигены считали эту трещину чем-то вроде входа в иные миры.

Вообще, несмотря на то, что Бесов Нос — крупнейшее «месторождение» петроглифов во всей Фенноскандии (Скандинавии, Финляндии и Карелии), Онежские петроглифы очень плохо изучены, почти совсем не расшифрованы и толком неизвестно, кто и зачем все это выбил в камне в эпоху неолита.

Правее поверх Беса выбит православный крест. Это работа монахов находящегося неподалеку Муромского монастыря, которые собственно и обнаружили онежские петроглифы пару сотен лет назад.

Ну а вокруг Беса множество других рисунков животных, рыб и непонятных фигур.

Раньше на мысе работал маяк, теперь в эпоху GPS он никому не нужен и заброшен.

А вокруг раскинулись нетронутые сосновые леса. Места просто волшебные и ехать сюда надо конечно на недельку-другую с палаткой, а не на пару часов.

Пери Нос

Петроглифы есть не только на самом мысе Бесов Нос, но и на соседних. Ближайший из них — мыс Пери Нос в километре. Идем туда по берегу.

По дороге подкрепляемся подножным кормом. Что мне нравится на севере, так это то, что там все «дары природы» растут разом: в лесу одновременно есть и малина, и черника, и брусника, и голубика, и морошка, и грибы. Клюква, правда, попозже.

Пери Нос — это несколько выдающихся в озеро каменных мысков, на которых тоже есть петроглифы.

Здесь сюжеты и стилистика другие и вообще ничего не понятно. Кто это? Какие-то птицы.

Много просто значков и геометрических фигур.

Наш лодочник выделил нам на все про все 3 часа, и этого оказалось маловато. Еще не все посмотрели, а уже приходится идти обратно.

Бесов нос (Республика Карелия, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бесов нос - так образно называется мыс на берегу Онежского озера в Карелии, своей формой он и вправду напоминает крючковатый нос. Несмотря на труднодоступность, мыс весьма популярен у туристов из-за расположенных на нем наскальных рисунков эпохи неолита. Один из наиболее ярких петроглифов - 2,5-метровое изображение человекоподобного существа, получившее еще в 16 веке название «Бес». Коллекция наскальной живописи мыса - самая крупная на всем побережье территории, объединяющей Скандинавию и Финляндию (так называемой Фенноскандии). К сожалению, частенько посетители наносят непоправимый вред уникальному собранию, разжигая костры на плитах или выдалбливая на них свои имена.

Что посмотреть

Живописный мыс со скалистыми берегами и северным лесом достигает 750 м в длину и около 200 в ширину. Примерно 3000 лет до н. э. для древних людей, живших в окрестностях, это место было чем-то вроде святилища. Помимо беса, основными петроглифами считаются изображения выдры и налима, выбитые у самой кромки воды. Они образуют «триаду», обладавшую мистическим значением. По легенде, в 15 веке монахи Муромского монастыря, расположенного неподалеку, нанесли поверх рисунков христианский крест для «обезвреживания нечисти».

Наскальные изображения видны на плитах в центре мыса. Некоторые из них так близко расположены к воде, что можно и не разглядеть. Поэтому лучше посещать Бесов нос в солнечную и безветренную погоду.

На мысе стоит деревянный заброшенный маяк 16-метровой высоты. В окрестностях есть и другие достопримечательности - остров «Бесиха» в 200 м западнее мыса и деревня-призрак Бесоносовка, нежилая с 1970-х гг., - в километре к востоку.

Практическая информация

Адрес: Респ. Карелия, 186161, Пудожский р-он, Бесов Нос. Координаты: 61.665936, 36.054273.

Ближайший населенный пункт - с. Каршево, в 15 км от мыса. От него ведет грунтовая дорога. Правда, на пути встретится хлипкий мост, с трудом выдерживающий машину. Безопаснее добираться от поселка пешком, на велосипеде или по воде - местные жители транспортируют туристов по р. Черной на моторной лодке. Другая дорога на мыс, более удобная для внедорожников, но и более длинная, идет через пос. Шальский.

Скопление онежских петроглифов. Ключевыми являются 2-х метровые изображения беса, выдры и сома.
www.pomortzeff.com/vova/travel/whitesea/petroglyphs/

Фигура «беса», двухметрового человекоподобного существа с непропорционально маленькими ногами и растопыренными пальцами, вызывает споры ученых уже не один год. Расположенный среди также выбитых на скале «выдры», «сома» и множества более мелких изображений животных он может являться «хозяином подземного мира», тем богом или демоном, которому поклонялись древние.

Ученые определили, что «Бесов Нос» когда-то являлся языческим святилищем. Вероятно, что язычники лили кровь в рот существа, и жизненно важная жидкость стекала в темные воды озера. До сих пор местные охотники, проезжая мимо, не преминут положить что-нибудь в рот демоническому изображению «на удачу».

Рядом с наскальными рисунками находится более 50 древних стоянок и поселений VI-I тыс. до н.э.
Фотографии петроглифов:
www.tusomans.ru/forums/showthread.php?t=8786
Фильм про петроглифы на мысе "Бесов нос":
www.tusomans.ru/forums/showthread.php?p=19357#post19357

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной ок. 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI в. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам.
Собрание пертоглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Финоскандии.

В ок. 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха». На мысу также находится неработающий маяк. В 1 км. на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила свое существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км. восточней на континенте находится поселок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизитольно в 1 км. на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец. Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из поселка Шальский - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршево.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также ученых-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы. Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.