Колизей в Тунисе: описание, история, где находится. Колизей в Тунисе: описание, история, где находится Экскурсия в эль джем из сусса

Колизей в Тунисе: описание, история, где находится. Колизей в Тунисе: описание, история, где находится Экскурсия в эль джем из сусса

На Средиземноморском побережье с незабываемым ароматом жасмина, теплого моря и восхитительных пляжей, находится сказочная страна – Тунис.

Но, было бы неправильно думать, что в Тунис едут только для того, чтобы полежать на золотистом песке и отведать свежевыловленной рыбы. Это страна с необыкновенной культурой и древнейшей историей.

Когда - то амфитеатр Эль-Джем вмещал более 300 тыс. зрителей, это больше, чем все население города. Это была третья по величине постройка после Капуи и Римского амфитеатров.

Вокруг амфитеатра Эль – Джема бурлил огромный базар, процветавший благодаря продаже оливкового масла.

Сегодня здесь также полно народа, но это уже толпы туристов, а прилавки завалены в основном сувенирами.

Амфитеатр строился исключительно для проведения гонок на колесницах и гладиаторских боев. Кстати сказать, фильм с Расселом Кроу «Гладиатор» снимали именно в амфитеатре Эль – Джем.

Тунисский Колизей был построен около 238 года н. э. и до VII в. оставался почти нетронутым. Позже его постепенно стали разбирать для строительства Большой Мечети в Кайруане, а в XIX в. Амфитеатр пострадал еще больше от обстрелов.

Строительство амфитеатра было начато проконсулом провинции Африка - Марком Аврелием Гордианом. Позже он объявил себя независимым императором, но его независимость просуществовала всего 36 дней, а строительство амфитеатра было прекращено из –за восстания, которое жестко было подавлено римской армией.

Амфитеатр был овальной формы с тремя надземными этажами. Внутри находилась крытая лестница, по которой можно было подняться на любой зрительский этаж. Под тунисским Колизеем находится подземный город с двумя ходами. Здесь находились животные в клетках, были каморки для гладиаторов, рабов – все ожидали своего часа выхода на сцену для кровавых боев.

Размеры амфитеатра поражают даже сейчас. Его длина – 148 м, ширина – 122 м и 36 м – высота.

Если подняться на самый верх зрительного ряда, то можно услышать какая здесь замечательная акустика – здесь слышен любой шорох, долетающий со сцены.

Сегодня Амфитеатр Эль – Джема находится под охраной ЮНЕСКО, как объект культурного наследия.

Существует легенда, что в знаменитом амфитеатре провела свои последние дни африканская воительница Эль – Кахена. Ее еще называют берберской принцессой, так как она возглавляла берберское сопротивление против династии Аглобитов. Помощь в осажденное строение поступала из Махдии по подземным ходам. Согласно легенде, эти хода такие большие, что по ним может спокойно пройти груженый слон.

Местные жители верят, что где – то в подземных тоннелях спрятаны несметные сокровища берберской принцессы.

Также считается, что кирпичики амфитеатра заговорены от скорпионов и поэтому каждый, кто здесь бывает, старается взять с собой небольшой камушек, чтобы уберечь свой дом от змей.

Археологи думают, что рядом с амфитеатром находятся еще строения, датируемые Римской эпохой, но пока они все засыпаны толстым слоем песка.

Лучше всего амфитеатр Эль – Джем посещать после обеда, чтобы увидеть, как на закате солнце освещает каждый камень этого уникального места.

Добраться до амфитеатра можно на такси (луаже), автобусе или поезде из городов Сусс, Кайруан или Сфакс.

Амфитеатр в городе Эль-Джем это одна из самых впечатляющих построек времён Римской империи на африканском континенте.


Амфитеатр Эль-Джема мог вмещать одновременно до 35 000 зрителей и был третьим по размерам амфитеатром в мире после Римского колизея и амфитеатра Капуи. Он был построен на месте небольшого колизея на 8000 человек, который был снесён. Постройка такого величественного и сложного здания в отдалённой провинции свидетельствует об определённом типе пропаганды, которую вела империя для поддержания мира на своих границах.

Тисдрус (современный Эль-Джем) сегодня представляет собой разросшуюся деревню в 60 км от Сусса и в 210 км от города Тунис. Он был основан римлянами в 46 году до нашей эры на месте ещё более древнего карфагенского поселения. Город быстро разбогател и достиг своего расцвета при императоре Адриане Публии Элии Траяне (правил со 117 по 138 годы), когда он стал одним из важнейших центров по производству оливкового масла. Его население насчитывало до 30 000 человек, что для того времени было огромной цифрой

Амфитеатр Эль-Джем был построен приблизительно около 238 года нашей эры (при проконсуле Гордие I) и использовался в основном для проведения гладиаторских боёв и гонок на колесницах. Он был возведён из больших каменных блоков, доставлявшихся сюда из каменоломен города Салакта в 50 километрах восточнее; колизей имел овальную форму, и три надземных этажа . Внутри у него была крытая лестница, по которой можно было попасть на любой уровень зрительного зала. Размеры его также впечатляют – 148 метров в длину, 122 метра в ширину и 36 метров в высоту. Под амфитеатром есть два подземных хода, где животные, гладиаторы и рабы ожидали своего выхода на арену (их поднимали на специальных подъёмниках). Ходы были раскопаны в 1904 году в идеальном состоянии. Особенностью амфитеатра Эль-Джем является то, что он построен на ровной поверхности, а не примыкает к холму, как большая часть амфитеатров такого рода, и поэтому поддерживается сложной системой арок.

До наших дней амфитеатр Эль-Джем дошёл в отличном состоянии – даже в лучшем, чем знаменитый римский Колизей. Тем не менее, хотя до XVII-го века он был практически нетронут, но затем часть его каменных стен была разобрана для строительства городских зданий, часть пошла на Великую мечеть в Кайруане, а часть была разрушена турками. Из-за того, что Тисдрус (Эль-Джем) был центром восстания против повышения налогов на оливковое масло, амфитеатр так и не был до конца достроен и эксплуатировался как был.

Реставрационные работы, проводимые в последние годы, практически не оказали влияния на структурную аутентичность постройки, однако возводимые вокруг всё ближе и ближе новые здания начинают портить её внешний вид. Амфитеатр является объектом культурного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Предполагается, что кроме амфитеатра, в окрестностях Эль-Джема ещё много зданий римского периода, но, к сожалению, пока что они покоятся под толстым слоем песка. По соседству с амфитеатром стоит музей , в котором хранится коллекция римских мозаик и статуй.

Полезная информация об амфитеатре Эль-Джем в Тунисе

Адрес:

Rue L Khaldoun, El-Djem, Tunisia
Тунис, город Эль-Джем, улица Rue L Khaldoun

Название на арабском:

قصر الجمّ

Местоположение:

В самом центре города Эль-Джем

Координаты:

35.296555,10.706754 (вставьте эти координаты в строку поиска карт гугл и увидите реальное положение амфитеатра)
GPS: 35°17’47.60″N, 10°42’24.31″E

Как добраться:

До города из Сусса или других можно добраться на поезде, на автобусе (но автобус в обратную сторону может миновать город и не остановиться) или на луаже (такси на несколько человек).

Телефон:

Сайт:

E-mail:

Время работы:

Неизвестно

Цена входного билета:

Неизвестна

Отзывы:

Лучше всего приезжать не в организованных группах, а на луаже. Обязательно стоит посетить всем, кто интересуется римским наследием.

Современный Эль-Джем в римскую эпоху носил название Фисдрус. Это был один из красивейших и богатейших городов Римской империи. Как и почти все римские поселения в Тунисе, он был построен на остатках предшествовавшего ему пунического города.

Во II в. н. э., когда климат здесь был менее засушливым, чем сегодня, Фисдрус превратился в важный центр производства оливкового масла на экспорт, и к началу III столетия он уже конкурировал с Гадруметом (современный Сус) за право считаться вторым по значению городом римской Северной Африки (после Карфагена). В сегодняшнем Эль-Джеме можно видеть наиболее внушительный и впечатляющий ансамбль древнеримских построек из всех, сохранившихся на территории Туниса, по праву входящий в .

Африканский Колизей

Жемчужина этого ансамбля – огромный амфитеатр, мало уступающий по своим масштабам римскому Колизею. В нем могли одновременно разместиться 35 000 зрителей. Во всей Римской империи его превосходили по размерам лишь Колизей (приблизительно 45 000 зрителей) и несохранившийся амфитеатр в Капуе.

Размеры эллипсовидного амфитеатра в Эль-Джеме по главным осям составляют 148 × 122 м, высота наружных стен достигала 36 м. Места для зрителей располагались тремя ярусами, покоящимися на шестидесяти мощных аркадах. Почетная ложа в центре против входа занимала высоту двух ярусов. Сохранились высокие сводчатые галереи под скамьями для зрителей, некогда игравшие роль своеобразных «фойе».

Под ареной пролегали туннели. От центрального туннеля, идущего по продольной оси амфитеатра, разветвлялись боковые проходы. В одних из них находились клетки для диких зверей, а в других – помещения для гладиаторов. Тут же был устроен сполиарий, или, попросту, морг.

Жемчужина римской Африки

Амфитеатр был построен приблизительно в 238 г. наместником провинции Проконсульская Африка Гордианом (предполагают, что строительство так и не было полностью закончено) и использовался для гладиаторских боев и гонок на колесницах. Судьба этого огромного сооружения, как и всего города, была трагична.

В 238 г. в Северной Африке началось восстание против императора Максимина Фракийца. Новым императором был провозглашен Гордиан. Римский сенат подтвердил это избрание, объявив ненавистного всем Максимина врагом отечества, но царствовал Гордиан всего 36 дней: когда в борьбе с мавританским правителем Капеллианом его сын погиб, Гордиан в отчаянии сам лишил себя жизни. После этого войска, лояльные императору Максимину, полностью разрушили Фисдрус, и город уже никогда не смог оправиться от этого погрома.

Огромный амфитеатр вплоть до XVII столетия простоял более или менее целым. Позже местные жители стали разбирать его на камень для нужд города Эль-Джем, строительный материал с руин амфитеатра вывозили также в Кайруан для постройки Большой мечети. Пострадал амфитеатр и от боевых действия: во время одного из антиосманских восстаний турки обстреливали его из пушек.

) путешествия в Северную Африку, но, воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

Экономический рассвет поселения приходится на II – нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

08. Начало строительства.

10. План амфитеатра.

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

11. Предположительно, таким он должен был стать.

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" – Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека – сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык – Сатурну и Юноне, пантера – Дионису, медведь – Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

23. Камера гладиатора.

Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского – "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

33. Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Страницы: 1

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры... Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь...

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов... Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

// blacktroll.livejournal.com


Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

// blacktroll.livejournal.com


Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Экономический рассвет поселения приходится на II - нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

Начало строительства.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


План амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

Предположительно, таким он должен был стать.

// blacktroll.livejournal.com


А там все было крайне печально... В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" - Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

// blacktroll.livejournal.com


Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе... Римский Сенат назначает новым императором своего человека - сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

// blacktroll.livejournal.com


Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

// blacktroll.livejournal.com


Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

// blacktroll.livejournal.com


Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

// blacktroll.livejournal.com


Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык - Сатурну и Юноне, пантера - Дионису, медведь - Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части...

// blacktroll.livejournal.com


Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

Камера гладиатора.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

// blacktroll.livejournal.com


В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского - "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

// blacktroll.livejournal.com


Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

// blacktroll.livejournal.com


В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

// blacktroll.livejournal.com


blacktroll
27/11/2015

Страницы: 1