Греческая колонизация крыма. Греческие колонии

Греческая колонизация крыма. Греческие колонии

Греческие города-государства Крыма:
история строительства, расположение, общественный порядок

Образование греческих городов-государств в Крыму - это достижение Великой Колонизации эллинов, которая проходила на землях полуострова между VIII и VI вв. до н. э. Иногда считается, что процесс освоения Средиземноморского побережья и Причерноморья лучше обозначать термином «переселение». Однако, что же заставило греков покидать родные места и отправляться туда, где приходилось начинать жизнь заново?

Во-первых, в этот период истории в Греции произошел демографический взрыв. Перенаселение Эллады порождало начало миграционных процессов. Во-вторых, грекам катастрофически не хватало земли хозяйственного назначения. Кроме того, переселенческие процессы были связаны с торговой экспансией, поиском продуктов и источников сырья, дефицитных или, вообще, не существовавших в Греции.

Все это дополняют военные, социальные и этнические причины. Эллинам угрожали лидийцы и персы, да и между греками существовали значительные разногласия, порожденные принадлежностью к разным слоям населения и межэтническими трениями.

Изнеженным под теплым солнцем эллинам вначале не понравился сравнительно холодный местный климат, а жители Крыма наводили страх. Черное море они называли словосочетанием «Понт Аксинский», что означает «негостеприимное море». Однако вскоре они поменяли свою точку зрения и приставка «а» преобразовалась в «эв». Так появился греческий топоним Понт Эвксинский («гостеприимное море»), а история Крыма начала приобретать иной характер.

Греческие города-государства Крыма возводились выходцами из Милета. Реже - переселенцами из Гераклеи Понтийской. Однако ученым удалось отыскать на полуострове следы обитания греков, прибывших из Колофона, Эфеса и Теоса. Сформировался ареал греков-переселенцев: Юго-Восток Крыма, берега Керченского пролива и территория Таманского полуострова.

Греческие города-государства и поселения в Северном Причерноморье:

Политическое устройство крымских античных поселений было схожим с таковым в материковой Элладе. Греческие города-государства Крыма преимущественно были рабовладельческими республиками с демократическим укладом жизни. Полисная модель позволяла органично сосуществовать городу и его хоре, делала такие населенные пункты самостоятельными и жизнеспособными единицами.

Греческие города-государства Крыма имели три традиционные для наших дней ветви власти, они могли решать все внутренние проблемы и самостоятельно выбирать государственные органы. Законодательная власть у них представлялась народным собранием, исполнительная - коллегиями и магистратами. К решению проблем государственной важности допускались взрослые мужчины. Рабы, иностранцы и особи женского пола прав не имели. Суды в греческих колониях Крыма были узкоспециализированными.

Первый греческий город вырос на востоке Крыма, его название — Пантикапей.

Керчь. Руины Пантикапея - первого греческого города-государства на территории Крыма В центре картины К.Ф. Богаевского «Феодосия» (1930 год) - Карантинная горка - предполагаемое место основания греческого города-государства , следы которого теперь скрыты наслоениями последующих цивилизаций. На Карантинной горке изображена генуэзская крепость Кафа .

Со временем на полуострове возвели еще несколько больших населенных пунктов: Херсонес, Керкинитида, Калос-Лимен, Нимфей, Феодосия.

Греческий город-государство Херсонес: руины жилого квартала (Гагаринский район Севастополя) Руины греческого города-государства Калос-Лимен (северо-западное побережье Крыма)

Самое большое греческое государственное объединение Крымского полуострова античных времен - Боспорское царство - появилось в результате постоянных противостояний с местными варварами, о нем будет рассказано отдельно .

Греческие-города-государства на Крымском полуострове можно условно разделить на две части - попавшие в некоторый исторический момент под влияние Херсонеса и оказавшиеся в сфере интересов Пантикапея. Вторые, начиная как независимые города-государства, объединились в союз, точнее, их к этому принудила необходимость - нужно было противостоять местным племенам и развивать торговлю с метрополией. Позже эти полисы вошли в состав Боспорского царства династии Спартокидов. Какие же это города?

Греческие города-государства под влиянием Пантикапея

Если столица была основана в VII веке до нашей эры, то находящийся немного южнее Нимфей - в начале VI. Это было одно из самых крупных и значимых греческих городов-государств.

Основанный милетцами, вскоре он попал под влияние Афин и, соответственно, вошел в Делосскую симмахию, которая в борьбе против Спарты в итоге потерпела поражение. Нимфей отложился от Афин и передал свою судьбу Спартокидам и Боспорскому царству. Не раз город разрушался (особенно катастрофически - готами), не раз артефакты растаскивались уже в наше время, поэтому археологам досталось не так много. Но и то, что осталось, позволяет судить о величии города и его архитектурном великолепии.

Чуть севернее Нимфея, в тот же период что и последний, был основан милетцами ещё один полис - Тиритака. Этот греческий город-государство имел промышленно-хозяйственную направленность, что подтверждают раскопки. Стенами был обнесён лишь в III веке нашей эры. Неоднократно разрушался как неприятелем, так и землетрясениями. При византийцах, в правление Юстиниана I , в Тиритаке была установлена базилика, развалины которой были исследованы в ходе археологической экспедиции.

Среди всех греческих городов-государств Крыма самым притягательным является Акра, всё потому, что этот полис почти полностью ушел под воду в результате трансгрессии, поднятия уровня воды Черного моря. Этот город был не столь большим, как Пантикапей, его главным сооружением был порт. В результате подводных археологических экспедиций были найдены стены, башни, основания зданий, множество мелких предметов и богатая коллекция монет.

С запада портовые греческие города-государства постоянно подвергались набегу кочевников, особенно после падения Понтийского царства. Для защиты полисов от этих набегов из глубины Керченского полуострова был построен город Илурат в I веке нашей эры. Активные раскопки проводились уже после войны, были обнаружены массивные стены, которые не раз перестраивались. Подземные ходы, колодцы, башни - Илурат был построен с использованием всех современных на то время фортификационных знаний. Однако крепость просуществовала недолго, уже в конце третьего века нашей эры защитники покинули её.

История Крыма времен античности - это постоянный поиск соратников и регулярная борьба за выживание. Кого же боялись крымские греки? Отношения с таврами, населявшими полуостров , у них были переменчивыми. Вначале крымские аборигены воспринимались эллинами, только как пиратствующий народ, способный убить чужеземца, чтобы принести его в жертву. В местах поселения тавров практически не найдено предметов, изготовленных греками. Это означает, что торговых связей между народами не существовало.

В античных полисах обнаружены образцы лепной керамики с черными стенками, что позволяет предположить наличие брачных связей между молодыми представительницами таврских племен и сыновьями колонистов. В Пантикапее также было найдено надгробие V в. до н. э., расположенное над могилой уважаемого тавра. Значит, и тавры-мужчины иногда проживали в греческих городах Крыма. Ученые считают, что, как правило, они имели статус рабов, но исключения все же были.

С соседями-скифами греческие переселенцы старались жить мирно, приносили богатые подарки царям варваров, а те уступали им свои территории. Временами между ними все же возникали краткосрочные военные противостояния и напуганные греки строили оборонные крепости. Одна из таких войн ознаменовала конец существования скифского царства .

Во время раскопок некоторых греческих городов были найдены хирургические инструменты, сделанные из бронзы и костей. Эти артефакты позволяют предположить, что в крымских античных поселениях переселенцев из Греции существовала достаточно развитая медицина.

О высоком уровне культурной жизни в греческих городах-государствах Крыма свидетельствует наличие таких же театров, как те, которые существовали на исторической родине эллинов. В таких сооружениях одновременно могло находиться до 3 000 человек. Ученые нашли и музыкальные инструменты, которыми пользовались греки в Крыму: лиру, трубу, флейту, кифару.

Люди, населявшие греческие города-государства Крыма, исповедовали политеизм, многобожие. Они поклонялись языческим богам, которые олицетворяли силы природы. Очень скоро больше внимания начали уделять Аполлону - защитнику переселенцев.

В Херсонесе чтили культ Артемиды, богини-покровительницы этого полиса. Им делали жертвы в виде рыбы, домашних животных, продуктов земледелия. Божествам поклонялись в святилищах, в храмах, у домашних алтарей. Туда нередко приносили глиняные копии жертв. В III в. н. э. язычество в Крыму стало замещаться христианским учением.

Сделаем несколько выводов. Античная колонизация Крыма началась в VIII-VII вв. до н. э. и греческие города-государства просуществовали до нашествия гуннов, которое произошло в IV в. н. э.

Все поселения, основанные выходцами из Милета, Гераклеи Понтийской, Колофона, Эфеса и Теоса, были республиками с тремя ветвями власти. Среди них выделяется только одна монархия - Боспорское царство. Первый греческий город в Крыму - Пантикапей. Он появился в VII в. до н. э.

Столетием позже был построен Нимфей. Потом выросли Тиритака, Акра, Илурат, Китей, Киммерик, Пормфий, Мирмекий, Зенонов Херсонес, Феодосия. Вскоре все они подпали под влияние Пантикапея и вошли в состав Боспорского царства.

В VI в. до н. э. греки возвели Херсонес Таврический, который сумел покорить Керкинитиду и Калос-Лимен. Крымские греки уживались с таврами, скифами, сарматами, которые также обитали на полуострове. С I в. до н. э. власти греческих городов-государств Крыма вынуждены были покориться Риму. Херсонес просуществовал дольше всех остальных греческих полисов и стал оплотом византинизма в Крыму.

INLIGHT / olegman37

Почти одновременно с появлением скифов в степях Северного Причерноморья, в VII в. до н. э. начинается колонизация греками восточного и южного побережья Крыма, западного и северо-западного побережья Азовского моря и некоторых регионов Северного Причерноморья в основном вдоль Днепро-Бугских лиманов.

Меотида, так называли древние греки Азовское море и Понт Евксинский (Черное море) привлекали их богатством рыбы, мягким климатом и удобными бухтами для стояния кораблей.

По-видимому, не всем грекам хорошо жилось на своей родине. Одних притесняли богатые и знатные землевладельцы; другим мешали заниматься ремеслами и торговать своей продукцией; третьи - были замешаны в мятежах и в выступлениях против своих хозяев, крестьяне страдали от малоземелья, поэтому им нужно было искать убежища за пределами родины, в отдаленных краях, и они подались в Крым, Северное Причерноморье.

Метрополией первых греческих колонистов Крыма был Милет, который сам являлся греческой колонией на берегу Черного моря в Малой Азии. Затем стали поступать переселенцы из других малоазиатских городов - Гераклей, Меота и Теоса. А еще позднее власти метрополии стали высылать сюда своих провинившихся граждан из Атены и других греческих городов.

Первоначально греки основывали небольшие прибрежные поселения, типа факторий, и занимались торгово-обменными делами с местным населением, привлекая их яркими тканями, неизвестными предметами, женскими украшениями.

Вряд ли местное население встречало их восторженно. Первым колонистам в Крыму пришлось встретиться с таврами, которые заселяли в то время прибрежную полосу. Многие тавры почувствовали грозившую им опасность и не хотели добровольно расставаться со своей землей, поэтому встречи первых колонизаторов иногда оканчивались трагически. Поэтому, обживая морское побережье Крыма и Северного Причерноморья, греки на первых порах, в целях безопасности и предупреждения излишних столкновений с местным населением, не удалялись далеко от морского берега. Кроме того, чтобы заинтересовать аборигенов, прибегали к хитрости, на первом этапе торговлю вели с некоторой выгодой для них, чем усыпляли их бдительность и завоевывали доверие.

Торговый обмен постепенно разрастался, местное население привыкало к прибывшим из-за моря торговцам, и, не видя опасности, стали спокойно относиться к их поселениям.

На протяжении столетий эти маленькие поселения с причалами для небольших купеческих кораблей стали разрастаться в более крупные и со временем из них образовались могущественные города-крепости. Они обосновывались по преимуществу в устьях больших рек или в удобных морских бухтах. В разное время на протяжении столетий возникли такие крупные города-колонии: в устье Буга - Ольвия, в устье Днестра - Тира, в устье Дона - Танапе, а на месте современной Керчи - Пантикопей, напротив Пантикапея через пролив на Таманском полуострове - Фанагория. Почти одновременно с Пантикапеем на восточном побережье Крыма - Феодосия, несколько позднее Мирмекия, Мимфей, Нимфей, Таритака, Кимерик и еще ряд более мелких городов.

На западе Крыма возникает Херсонес, недалеко от современной Евпатории - Киркинитада, ставшая на западе Крыма перевалочной торговой базой с метрополией.

Все эти города стали основными греческими колониями и центрами торговли, развития ремесел и распространения античной культуры.

Каждый из них возник в разное время и каждый по-своему вошел в историю.

Пантикапей, Феодосия, Ольвия возникли в VI в. до н.э., Керкинитида (Евпатория) - на стыке VI и V вв. Основание этих городов относится к периоду, когда греки-купцы из Милета стали активно осваивать побережье Крыма и Северного Причерноморья. Разрастаясь, эти города превратились в города-полисы , и их отношения с метрополией стали складываться, как партнерские, и они становились менее зависимыми от нее.

ПАНТИКАПЕИ - основан греками, выходцами из Милета, самого крупного в то время города Малой Азии. Считают, что Пантикапей имел еще и предысторию. На это указывает даже название города, оно совсем не греческого происхождения. Предполагают, что на одном из древних местных говоров оно означает «рыбный путь». Под именем «Пантикапей» город был известен еще двадцать шесть столетий назад, но как небольшое поселение существовал значительно раньше. Теперь на его месте стоит город Керчь. До этого, в зависимости от того, под чьей властью он был, назывался Боспором, Черкио, Корчев, Черзети.

За свое существование этот город был посреднической перевалочной базой между Скифией и Грецией, центром международной торговли в акватории восточного побережья Крыма, крепостью, которая сдерживала и отражала натиск кочевников, был столицей Боспорского царства или же просто захудалым провинциальным городишкой.

Но всегда при этом он оставался центром Керченского полуострова и все, что бы ни происходило на этом полуострове, было связано с этим городом.

ФЕОДОСИЯ. О начале города имеется несколько различных предположений, большинство из них похожи на легенды. Одна из них рассказывает: в VI в. до н.э. плыли на кораблях милетские купцы к берегам Крыма. В море их застал сильный шторм и тяжелые, груженные товаром корабли ветром кидало, как щепки. Отчаявшиеся купцы потеряли всякие надежды на спасение и приготовились к гибели, и вдруг, корабли забросило в уютную солнечную бухту, где не было никакого шторма, а на высоком берегу белели домики небольшого селения. Не веря своему спасению, радостные купцы воздали руки к небу и закричали: «О, Феодосия!», что в переводе с греческого означало: «О, богом данная!» Этот восторженный выкрик так и остался новым названием маленького села на высоком берегу, которое ранее называлось Ардавдой .

Высадившиеся купцы основали тут свою колонию, назвав ее Феодосией. Удобное расположение города на берегу спасительной бухты, на оживленном торговом пути быстро выдвинуло Феодосию в число крупных портов мира. Город своим величием и роскошью стал соперничать с лучшими античными городами мира.

По свидетельству Страбона, порт мог принять до 100 судов. Только пшеницы вывозилось через этот порт ежегодно до 22500 тонн.

КЕРКИНИТИДА - это город древних греков-колонизаторов, был основан ими на территории удобной бухты, на западе Крымского полуострова, поэтому вскоре после его основания он стал перевалочной торговой базой греческих купцов с метрополией.

На западной окраине города Евпатории, вблизи детского санатория «Чайка» сохранились остатки древнего городища, основанного греками. Считают, что в конце VI - начале V вв. до н.э. во времена греческой колонизации западного побережья Крыма на этом месте возник античный город Керкинитида. Он стал крупным портом, торговавшим с Афинами, Синопом, Родосом и крымскими городами Херсонесом Пантикапеем. Первые письменные сообщения о нем принадлежат Гекатею Милетскому , затем о них упоминают Геродот, Птоломей, Арриан .

На территории городища археологами обнаружены уникальные произведения древних мастеров - бронзовая скульптура амазонки и барельеф Геракла, говорящие о высокой культуре древних жителей Керкинитиды. В IV в. до н.э. город вошел в состав сельскохозяйственной хоры (округа) античного Херсонеса.

ОЛЬВИЯ была заложена на берегу Днепро-Бугского лимана. Археологами найдены ее остатки у села Парутино, к югу от города Николаева.

При раскопках всех вышеперечисленных городов найдены остатки жилых кварталов, оборонительных стен, башен, ворот, погребений, много предметов быта и женских украшений. Кроме этого, при раскопках Ольвии обнаружены остатки храмов, мастерских ремесленников, остатки бань и агора .

КИММЕРИК - основан также в V в. до н.э. на южном берегу Керченского пролива, назван в честь Боспора Киммерийского. Являлся связующим портом с Таманским полуостровом Кавказа. Найдены остатки оборонительных стен, домов, хозяйственных сооружений.

ТАНАИС - заложен в первой четверти III в. до н. э. в устье реки Дон. Это подтверждается раскопками Недвиговского городища Нижне-Донской археологической экспедицией УССР. Найдено много амфор, глиняных сосудов для вина и зерна, кровельной черепицы с клеймами мастеров. Эти находки позволяют сделать вывод об экономической и торговой связи Танаиса с городами Боспорского царства и метрополией.

Потомки основателей этих городов, современные греки, могут гордиться мужеством и самоотверженностью своих предков, которые основали новые земли - побережья Крыма и Северного Причерноморья, приближая их к культуре древней Эллады, стоявшей в те времена на высоком уровне мировой цивилизации. При колонизации они были более гуманны и терпимы к местному населению, по сравнению с другими завоевателями.

Эллинская цивилизация распространялась не только среди подвластных, но и соседних с ними народов и, прежде всего, среди скифов.

С первых лет после обоснования греческих купцов греков-первооткрывателей в Крыму и Северном Причерноморье, они сразу же стали вступать в торговые контакты с ранними скифами, появившимися с Востока. Первоначально они относились к скифам высокомерно, считая их «варварами», вкладывая в это слово понятие, означающее - «человек с непонятной речью». Причем, к «варварам» греки относили всех, кто не говорил на их языке и вел образ жизни, менее культурный, по их мнению, чем они.

Но проходили века и отношение к скифам изменилось, еще и потому, что многие из них восприняли от греков полезное и что они считали для себя «культурным», обогатив, таким образом, свою жизнь образцами греческой культуры, подняв тем самым свой рейтинг в лице греков. К тому же, торговать с ними было выгодно, посредничая с разоренными войнами Афинами.

По дешевой цене у них приобретали зерно, шкуры животных, шерсть, мед, рыбу, лес, в метрополию же продавали дороже. Скифам же продавали красивое оружие, различные предметы бытового назначения, предметы для украшения скифских жилищ, расписные вазы, виноградное вино, оливковое масло - и многое другое, без чего скифы, вступив на ступень более высокой культуры, не могли уже обходиться, купленные в Греции намного дешевле.

Войдя в более тесный контакт со скифами, греческие купцы стали проникать со своими товарами далеко на север, охватывая земли современной Киевщины, Полтавщины и Харьковщины. Например, на Лубянщине найдены остатки греческих храмов: Диониса, Аполлона, Артемиды, что указывает на то, что в этих краях было уже немало греческих колонистов.

При археологических раскопках в Скифии остатков городищ и могильников находят монеты греческих причерноморских городов, греческую расписную посуду для зерна, вина и масла, предметы украшения, сделанные греческими мастерами. Это указывает на то, что народы, жившие здесь, приобретая товары у греков, набирались у них культуры, учились искусству греческих мастеров, различным ремеслам. Некоторые племена полностью переходили на их обычаи, принимали их религиозные верования.

Все греческие города-колонии были построены по образцу и как бы по традиции метрополии. Они представляли из себя некрупные по площади, компактные города-полисы (города-государства). Это были своего рода маленькие самостоятельные республики с центром в городе и возделанными полями вокруг, которые обеспечивали город продовольствием. В этом сказывается греческая особенность, выражавшаяся в нелюбви к большим царствам и империям.

Каждый город-полис жил сам по себе, но в случаях, когда им угрожала серьезная опасность извне, они объединялись для совместного отражения врага.

Боспорское царство

Временные объединения городов-колоний не раз обеспечивали им победы над сильным и коварным врагом, но жизнь предсказывала необходимость более тесного сплочения и объединения отдельных городов в единое царство.

В 480 г до н.э. по инициативе правящей верхушки Пантикапея возникло крупное рабовладельческое государство, названное по имени пролива Боспора Киммерийского - Боспорским царством. Названо оно было так потому, что под властью образованного государства оказались земли по обоим берегам этого пролива.

Из меотских племен самым крупным были синды, расселявшиеся на северо-восточном побережье Черного моря и Таманского полуострова. В V -IV вв. до н.э. оно создало самостоятельное государство Синдику, в состав которого вошли также племена дандарии и досхи.

Однако государство Синдика просуществовало недолго, при образовании Боспорского царства оно вошло в его состав.

Греческие города, объединившись в единое государство, могли уже противостоять внешним, более сильным врагам - племенам диких кочевников и скифам, наседавшим с востока и севера, и в какой-то степени, диктовать им свои условия.

Первые правители Боспорского царства были из династии Археанактидов, которые были у власти с 480 по 438 гг. до н.э. Первоначально правители, в подражание Афинам, носили республиканский титул - архонта , а позднее стали называть себя царями. О правлении этой династии и ее царях мало что известно, кроме того, что они были создателями Боспорского царства с рабовладельческой формой правления.

В 438 г. до н.э., в результате государственного переворота, к власти пришла династия Спартокидов, первым царем от которой был Спарток I, организатор переворота.

Династия Спартокидов была фракийского происхождения, из местной эллизированной знати, но выходцев из Фракии. Спарток I, став царем, создал царскую гвардию, укомплектованную в основном из фракийцев.

Наиболее видными государственными деятелями этой династии, которые именовали себя царями, имена которых сохранила история, кроме Спартока I (438-433 гг. до н.э.), были Сатир, Левкон I (399-369 гг. до н.э.), Перисад І, Персид I и воцарившийся на престоле в результате усобицы его сын Эвмел.

Жизнь на самом краю античного мира была для Боспорского царства по-прежнему напряженной, беспокойной и проходила в постоянной борьбе с воинственными кочевниками скифами, осевшими в Крыму и таврами. Особенно эта напряженность усилилась после того, как в Северном Причерноморье появились сарматы, которые потеснили скифов и стали непосредственно угрожать Боспорскому царству. Поэтому, объединившись в единое государство, им легче было организовать оборону: строить оборонительные сооружения, возводить стены, валы, рвы, содержать воинские гарнизоны.

Объединение различных этнических групп в единое государство способствовало их культурному и экономическому сближению, послужило толчком к развитию на более высоком уровне ремесленного производства в городах, земледелия и животноводства в сельской местности, увеличило объемы торговли с соседями, дальними странами, в том числе и с метрополией.

Наступил активный период этнического и культурного сближения Боспорского царства. Особенно это сближение отмечалось между греками и скифами. Стали образовываться смешанные, так называемые эллино-скифские поселения.

Этот период в истории Боспорского царства хорошо подтверждается археологическими находками. Археологическое исследование Крыма началось вскоре после завоевания его Россией. Первые раскопки были произведены в Керчи в 1816-1817 годах, которые дали много новых сведений об истории Крыма и Северного Причерноморья. Затем последовали раскопки других древних городов и курганов Крыма. На основании этих находок, найденных при раскопках на месте древнего Пантикапея, Херсонеса, Ольвии и других городов Боспорского царства, можно судить о высокой культуре этого периода, а также о взаимосвязи народов Боспорского царства, их торговыми, экономическими и культурными взаимоотношениями с внешним миром.

Не менее важное открытие сделано при раскопках древнего Боспорского города Мимфея, южнее Керчи, в 1982 г. была обнаружена многоцветная штукатурка, обвалившаяся со стены одного из святилищ, построенного в первой половине III в. до н.э. На штукатурке, украшенной поперечными ярко-желтыми и красными полосами по центру, сохранились различные надписи, среди которых имеются пространные тексты, касающиеся богов Афродиты и Аполлона - покровителей морей. На фреске также много различных рисунков, на которых преобладают парусные корабли. Надписи отражают стороны частной и общественной жизни древнего Нимфея во время царствования Перисада II. Главное место на фреске занимает военный корабль - триера, судно с тремя ярусами весел, под названием «Изида», названное так, как видно в честь богини Изиды .

Есть основания предполагать, что корабль был дипломатическим судном, доставившим в Боспор египетских послов для обсуждения некоторых важных вопросов торговли между Египтом и Боспором и укрепления дружеских отношений с Боспорским царством.

При правлении царей из династии Спартокидов значительно расширились границы государства на восток и запад, укрепилось его политическое и международное положение, получили дальнейшее развитие ремесла, искусство, торговля. При них Боспорское царство содержало хорошо вооруженную и обученную армию. Было захвачено и покорено немало соседних городов и народов.

При Левконе I была присоединена Феодосия, которая имела удобное расположение на оживленном торговом пути, входила в то время в число крупных портов мира. В него заходили со своими товарами корабли не только греческих купцов, но и многих других, даже очень отдаленных стран. Роскошью и великолепием архитектуры Феодосия соперничала с лучшими городами античного мира. Все это привлекало внимание правителей Боспорского царства. Левкон I увидев в лице Феодосии серьезного соперника и опасного конкурента, решил положить этому конец. В 393 г. до н.э. он силой овладел процветающим полисом и присоединил его к своему государству.

При Спартокидах был создан большой и сильный военно-морской флот, с помощью которого Понт Эвксинский (Черное море) очистили от пиратов, нападавших на корабли, курсирующие между портами Боспорского царства и Элладой.

После этого Боспорское царство не только продолжило торговую традицию городов-полисов, но и активизировало торговый обмен с метрополией. Левкон I всячески поощрял эту торговлю, но особенно хлебом. Известен его указ, предписывающий в первую очередь грузить греческие суда и не облагать их пошлиной. Страбон свидетельствует: царь Левкон отправил в Афины 2100000 медимнов зерна (медимн равен 51,5 литрам). Кроме хлеба, в метрополию отправляли меха, шкуры животных, мед, воск, рыбу, домашних животных и дешевую рабочую силу - невольников, захваченных в боях с местными и соседними племенами.

В трудных для метрополии обстоятельствах Спартокиды помогали ей, но и сами при необходимости прибегали к ее помощи. Сложилась выгодная партнерская взаимопомощь.

При Спартокидах Боспорское царство достигло большого расцвета и могущества, особенно его столица Пантикапей. Имея тесные связи с метрополией и другими городами и государствами античного мира, он не уступал им в красоте и архитектурном оформлении. Центром города была гора высотой 90 м, позднее названная горой Митридата в честь покойного царя Митридата VI. Вокруг этой горы расстроился город. Как и в настоящее время, гора опоясывалась улицами - террасами с подпорными стенами-крепидами. На вершине, обнесенной мощными стенами, стоял Акрополь - верхний город. На северном склоне было выстроено здание для городских властей - Пританей. Пантикапей имел хороший водопровод и канализацию. Фактически, в то время Пантикапей стал политическим и экономическим центром Крыма и Северного Причерноморья.

О культурном расцвете Пантикапея говорят находки при археологических исследованиях. На фресках Стасовского склепа (так его назвали археологи) на северном склоне горы изображены батальные сцены, показывающие сражения боспорцев с таврами и сарматами.

Особый интерес представляет фреска знаменитого склепа Деметры, богини земледелия и плодородия эллинского мира. Это выдающийся памятник живописи той эпохи. Он сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Достигнув апогея в развитии военного могущества, у боспорских правителей стали появляться честолюбивые замыслы: объединить под своей властью все причерноморские народы.

Но этому не суждено было сбыться. Прежде всего, потому что города, вошедшие в состав Боспорского царства, оставались по-прежнему полисами (городами-государствами). Они признавали центральную власть Пантикапея, но сохраняли свое самоуправление и даже административно-хозяйственную обособленность. Правители этих городов не были склонны участвовать в военных авантюрах царей. В этом смысле Боспорское царство являлось больше союзом обособленных городов, чем монархическим государством.

Боспорские цари добились военного могущества, но не смогли добиться политического единства городов-полисов, а такой город, как Херсонес, совершенно обособился от них в самостоятельную республику.

Это было первым и главным препятствием для осуществления захватнических планов Спартокидов.

Вторым препятствием являлось то, что над Боспорским царством висела постоянная угроза вторжения со стороны сарматов, захвативших степи Северного Причерноморья и подошедших вплотную к Крыму.

Третьим препятствием было появление на южном берегу Черного моря и Малой Азии более сильного эллинского государства - Понтийского царства, у правителей которого были те же захватнические планы.

Ко всему этому надо добавить, что исполнению захватнических желаний Спартокидов мешали постоянные боевые стычки с таврами, скифами, образовавшими в степной части Крыма свое государство, и Херсонесом, который не хотел быть в подчинении Боспорского царства.

Агора - у древних греков - народное собрание, а так же площадь, где оно происходило. По сторонам агоры строились храмы, государственные здания, портики с торговыми лавками. (прим. автора)

Архонт - в древней Греции - высшее должностное лицо в Афинах. (прим. автора)

Изида - в древнегреческой мифологии - богиня неба, земли и ада - жена Овариса. (прим. автора)

Пантикалей ханкай (греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня - Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба - сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати - скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.
История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению - скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. - и золотую.
Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305).
С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии - акрополь - размещался на Карантинном холме.
Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.
Херсонес Таврический, или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος - ἡ χερσόνησος) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.
Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).



10.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса.
Государственное уст-во
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος-δ-^ιος, βουλά,-βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.
Но, наряду с греками, в Херсонесе жили, тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2 , 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I 2 , 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.
Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз"е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.
В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии - Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники - надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса - присяга, относящаяся к концу IV - началу III в. до н. э. (IPE I 2 , 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши - эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.
Политическая жизнь
Несмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан.
Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.

11.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков. После середины VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма.Первой колонией в этом районе было, основанное во второй половине VII века до нашей эры, Таганрогское поселение, расположенное в районе современногоТаганрога.Скорее всего, колонии основывались как апойкии - независимые полисы (свободные гражданские коллективы). Греческие колонии были основаны в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), где постоянное местное население отсутствовало. Постоянное население наличествовало в Крымских горах, где жили племенатавров, в степях периодически кочевали скифы, вокруг реки Кубани жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе на Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил - неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.

Социально-экономическая жизнь
Население крупных территорий Боспорского царства находилось на разных ступенях социально-экономического развития и общественных отношений. Здесь царил рабовладельческий способ производства, в связи с чем общество делилось на свободных и подневольных людей. К господствующей верхушки принадлежали царская семья и ее окружение, чиновники центрального и местного аппаратов власти, судовладельцы, работорговцы, владельцы земельных участков, ремесленных мастерских, состоятельные купцы, представители родоплеменной и военной знати, жрецы. Владельцами и распорядителями земли были боспорские правители и крупные землевладельцы. Существовало государственная и частная собственность на землю.В Боспорском государстве жили свободные граждане среднего достатка, которые не имели рабов, иностранцы, а также свободные крестьяне-общинники (Пелата). Последние были основными плательщиками натуральных налогов за право пользования землей и преимущественно несли бремя повинностей в пользу государства и местной аристократии. К тому же крестьяне обязаны были участвовать в ополчении во время нападения кочевых племен на Боспорское царство.низкий ступень социальной лестницы традиционно занимали рабы, делились на частных и государственных. Работа государственных рабов в основном использовалась на строительстве общественных зданий, оборонительных сооружений. В племенных организациях рабство было домашним, патриархальным. Местные аристократы широко использовали труд рабов в земледельческих хозяйствах, где в основном выращивался хлеб на продажу.

Государственное устройство
По историческим типом Боспорское царство было рабовладельческим государством, как и города-государства, вошедшие в его состав. По форме правления это был один из разновидностей деспотической монархии. С начала образования Боспорское царство было аристократической республикой, во главе которой от 483 г. до н.э. стоял род Архенактидив. С середины V в. (438 г. до н.э.) власть перешла к династии Спартокидов, правившей здесь в течение трех веков. Спартокидах долго титуловали себя архонтами Боспора и Феодосии, а царями назывались по вассальных варварских народов. Уже с III ст. до н.э. двойных титул исчезает, правители пойменовують себя царями (боспорские цари сохранили за собой титул архонтов в I в. до н.э. лишь относительно Пантикапея).

Города-государства, которые вошли в состав Боспорского царства, имели определенную автономию, собственные органы самоуправления (народные собрания, советы городов, выборные должности). Но уже на грани новой эры боспорские цари становятся единоличными правителями, обладателями, которые называют себя «царями царей" (с присоединением к государству новых племен титула главы государства - царь - присоединялась их этническое название). В I-III ст. н.э. в Боспоре усилилась тенденция к централизации власти, сопровождалось формированием сложной государственно-бюрократической структуры с царской администрацией во главе.

Савмака восстание
Восстание скифов в Боспорском государстве в 107 до н. э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царём Перисадом V понтийскому царю МитридатуVI Евпатору (См. Митридат VI Евпатор). Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством вХерсонес. Восставшие овладели всей европейской частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население,состоявшее из зависимых крестьян, ремесленников, рабов. С. в. воспрепятствовало осуществлениюполитической сделки, с помощью которой рабовладельческая верхушка Боспора, стремясь найти выход изострого кризиса и сохранить своё классовое господство, пыталась установить режим твёрдой власти, передавеё в руки Митридата VI. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся впериод правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовкиМитридат VI направил в Синопу большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включеныхерсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватилиПантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленён, а Боспорское государство перешло под властьМитридата VI.

Урок истории в 5 классе

Тема: Греческие города- колонии в Крыму.

Цель урока: сформировать представление об эпохе Великой греческой колонизации, положившей начало культурной экспансии греческого мира и взаимодействии греков и варваров в Крыму.

Задачи: Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять процессы взаимодействия эллинов и варваров Крыма, объединяя различные факты и понятия в целостную картину мира.

Развитие историческое мышления.

Научить выявлять причинно-следственные связи греческой колонизации в Крыму, важные для самих греков и их соседей на Крымском полуострове.

Культурное, нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Научить давать, объясняя, собственную оценку действиям греческих колонизаторов по отношению к местным жителям Крыма.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

Организационный момент

Мотивация

С VII в. до н. э. на Крымском полуострове появляются греческие поселения - колонии . Самыми крупными и известными были полисы - Херсонес и Пантикапей. В VI – V вв. до н. э. в степях господствовали скифы. Пантикапей, или Боспор (современный г. Керчь), и Кафа (г. Феодосия) были построены колонистами из города - метрополии - г. Милета.

Задание. Составьте термин - метрополия

Сообщение темы и цели урока

1. Таврида, Таврика, Таврия. Рассказ учителя

    название Крымского полуострова у древних греков и римлян по имени обитавшего на его территории с I тысячелетия до н. э. племени тавров.

    По одной из версий, это наименование происходит от древнегреческого слова "таурос" - бык.

    Название полуострова происходит от слова "тафрос", что означает - ров. Имеется ввиду древний Перекопский ров, который был вырыт еще до появления греков на полуострове.

    Таким образом, Таврика - земля за рвом, тавры - те, кто живет за рвом.

Задание. Вспомните причины греческой колонизации. Чем привлек греков Крым?

Задание. Вспомните, кто такие варвары?

Группа 1. Работа с раздаточным материалом в группах. Выделить главное, составить рассказ.

Первые колонии эллинов (так себя называли древние греки) были основаны в Крыму в результате Великой греческой колонизации - расселения жителей ДревнейГреции в бассейнах Средиземного и Черного морей.

На самом деле, греческие колонисты не «отправлялись в неизвестное». Еще до начала колонизации их корабли посещали северные берега Черного моря, которое они называли Понтом Аксинским , то есть «Морем Негостеприимным». Вероятно, греков пугал относительно холодный климат и враждебность местных жителей - тавров и скифов. Однако уже после того, как здесь были основаны немногочисленные колонии, а с местными жителями завязалась оживленная торговля, море было переименовано в Понт Эвксинский, то есть «Море Гостеприимное».

Первыми греческими поселенцами в Крыму стали жители крупнейшего греческого города-государства Милета. Их внимание привлекли местности по берегам Керченского пролива. Здесь, на месте современного г. Керчь, милетяне основали город, получивший название Пантикапей . По преданию, землю для основания города уступил грекам скифский царь. Скорее всего, скифы были заинтересованы в развитии торговли с греками, и потому не мешали последним организовывать колонии.

Группа 2. Работа с раздаточным материалом в группах. Выделить главное, составить рассказ.

В течение VI в. до н. э. на Керченском полуострове возникают греческие города Тиритака (к югу от Керчи у поселка Аршинцево, на берегу Керческого залива), Китей (на Керченском полуострове, в 40 километрах к юге от г. Керчь), Киммерик (на южном берегу Керченского полуострова, на западном склоне горы Онук), Мирмекий (на Керченском полуострове, в 4 километрах от г. Керчь) и другие, образовавшие впоследствии Боспорское государство.

Ряд городов основали на противоположном берегу Керченского пролива (Боспора). С точки зрения древних греков, этот пролив разграничивал Европу и Азию, поэтому земли на его восточном берегу назывались "Азиатским Боспором". Самым крупным городом Азиатского Боспора была Фанагория , названная так по имени ойкиста (вождя переселенцев) Фанагора.

Эмпории - греческие торговые пункты начали появляться на берегах Черного моря в VII веке до н. э., первой из которых у входа в Днепровский лиман на острове Березань стала Борисфенида . Затем в первой половине VI века до н. э. в устье Южного Буга (Гипаниса) появилась Ольвия ("счастливая"), в устье Днестра - Тирас , а на Керченском полуострове - Пантикапей (на месте современной Керчи) и дальше в сторону Меганома город Феодосия (на берегу Феодосийского залива). Феодосия - единственный город в Крыму, сохранивший свое название от античности до наших дней.

В конце VI в до нашей эры. в западном Крыму, на месте современной Евпатории, возникает Керкинитида . На юго-западе, на Гераклейском полуострове, жители Гераклеи Понтийской (города на южном берегу Черного моря) и Делоса (города на одноименном острове в Эгейском море) основали в районе современного Севастополя Херсонес Таврический . Город был построен на месте уже существовавшего поселения и среди всех жителей города - тавров, скифов и греков-дорийцев, поначалу даже было равноправие, но позднее все таки выделилась титульная греческая нация.

Задание. Работа в картой. Найти на карте озвученные топонимы

Группа 3. Работа с раздаточным материалом в группах. Выделить главное, составить рассказ.

К концу V века до н. э. греческая колонизация Крыма и берегов Черного моря была завершена. Поселения греков появлялись там, где была возможность регулярной торговли с местным населением, обеспечивавшей сбыт аттических товаров.

С V века до н. э. начали устанавливаться и быстро развиваться скифо-греческие связи. Были и налеты и военные походы скифов на греческие причерноморские города. Скифские нападения могли стать одной из причин того, что независимые греческие причерноморские города около 480 года до н. э. объединились в военный союз.

В первой половине V века до н. э. Пантикапей объединил вокруг себя расположенные на обоих берегах Боспора Киммерийского - Керченского пролива греческие города-колонии. Понимавшие необходимость объединения для самосохранения и осуществления своих экономических интересов греческие полисы образовали Боспорское царство .

Боспорское царство занимало весь Керченский полуостров и Тамань до Азовского моря и Кубани.

Во время своего расцвета как столицы Боспорского царства Пантикапей занимал площадь около 100 га. Город имел удобную гавань, был окружен оборонительной стеной уже в VI в. до н. э. Город располагался на склонах и у подножия горы Митридат (современное название). На вершине горы находился акрополь с храмами и общественными зданиями.

В Пантикапее находились большие судостроительные верфи, занимавшиеся также и ремонтом судов. Боспорское царство имело военный флот, состоявший из узких и длинных быстроходных кораблей-триер, имевших по три ряда весел с каждой стороны и мощный и прочный таран на носу. Триеры обычно были длиной 36 метров, шириной 6 метров, глубина осадки составляла около метра. Экипаж такого корабля состоял из 200 человек - гребцов, матросов и небольшого отряда морской пехоты. Абордажных боев тогда почти не было, триеры на полном ходу таранили вражеские корабли и топили их. Таран триеры состоял из двух или трех острых наконечников шпагообразной формы. Корабли развивали скорость до пяти узлов, а с парусом - до восьми узлов - примерно 15 километров в час.

Основной доход приносила торговля с Грецией и другими аттическими государствами.

Задание. Чем торговали греки и боспорцы?

Группа 4. Работа с раздаточным материалом в группах. Выделить главное, составить рассказ.

В III в. н. э. Боспорское царство стало объектом нападений варварских племен (готов, гелуров, боранов и др.). Последний удар царству был нанесен нашествием гуннов, разрушивших в конце IV в. боспорские города и уничтоживших Боспорское государство.

Самый знаменитый политический деятель античного Крыма - понтийский царь Митридат VI Евпатор (120 - 63 гг. до н. э.). Могущество его государства было таково, что оно представляло угрозу даже для всесильной Римской империи. Унаследовав от отца незначительное царство (расположенное на южном берегу Черного моря), он путем захватов расширил его и на время ослабил римское господство в восточных провинциях империи.

В 107 г. до н. э. боспорский царь Перисад, отказался от власти в пользу Митридата. Получив власть над Боспорским государством, понтийский царь еще более усилил свое могущество. Херсонес и Боспорское царство давали ему хлеб и денежные средства, а северо-восточные варвары, в том числе и скифы, пополняли его армию.

Потерпев в конце концов поражение в войнах с Римом, Митридат бежал в Пантикапей. Здесь он готовился к новому походу против римлян. Но блокада римлянами городов Таврики неблагоприятно отразилась на их положении. Начались восстания. Этим и решил воспользоваться сын царя, Фарнак, чтобы занять столь желанный престол. В 63г. до н. э. Митридат, оставленный всеми в своем пантикапейском дворце, после безуспешных попыток отравиться ядом, приказал рабу-кельту заколоть себя мечом. В память об этом событии гора Митридат, господствующая над Керчью, и получила свое название.

Спустя 15 лет после гибели отца Фарнак, ставший царем на Боспоре, предпринял успешный поход на Кавказ в Колхиду далее и Каппадокию. Он решил восстановить бывшее царство своего отца и в 49 году до н. э. отправился в Малую Азию возвращать себе понтийский престол. Фарнак II добился значительных успехов, но 2 августа 47 года

до н. э. в сражении у города Зелы войско понтийского царя было разгромлено римскими легионами Юлия Цезаря, в донесении Сенату Рима написавшего свои знаменитые слова: «Veni, vidi, vici» - «пришел, увидел, победил». Фарнак вновь подчинился Риму и был отпушен назад в свои крымские земли, где в междоусобной борьбе был убит местным вождем Асандром.

Итоги урока

Выделяем главное, обобщаем информацию

Домашнее задание

Повторить записи в тетради. Заполнить контурную карту № 1-4

Список использованной литературы

1. А. Р. Андреев. История Крыма. Краткое описание прошлого Крымского полуострова. -Межрегиональный центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1997. -97 стр.

2. ttp://refwin.ru/431664775.html

3. http://www.idemvpohod.com/dostoprimechatelnosty/147-grekivkrimu

Великая греческая колонизация

Раз мы уже заглянули за стены Ольвии, следует подробнее поговорить о греческих колониях в Северном Причерноморье, о их рождении и судьбе.

Возникали они в процессе растянувшейся на несколько веков колонизации, когда тысячи и тысячи семейств, со скарбом и живностью, погружались на утлые суденышки (а как еще назвать мятущиеся среди морских валов корабли, у которых зачастую и палубы-то не было) и отправлялись туда, куда и Одиссея не заносило. В чужие земли – чтобы сделать их своими и преобразить до неузнаваемости.

Колонизация черноморского побережья была частью второй волны массовой эмиграции греков. Первая пришлась на времена «темных веков», последовавших за «вторжением дорийцев»: в XII в. до н. э. на города-государства Микенской Греции, наследницы великой цивилизации Крита, нахлынули с севера греческие же племена скотоводов, в первую очередь дорийцев. Племена отсталые, но воинственные и настроенные куда как решительно (на эти времена, по мнению многих историков, пришелся какой-то климатический скачок, неблагоприятно сказавшийся в первую очередь на скотоводческом хозяйстве. Вероятно, именно с ним связаны еще и такие исторические катаклизмы, как Троянская война, гибель Хеттского царства, нападение на Египет «народов моря»).

Вторжение дорийцев современники называли еще «возвращением гераклидов»: сами дорийцы считали себя прямыми потомками Геракла (у него сил бы достало), призванными отомстить за обиды, нанесенные когда-то божественному герою. В суть обвинений можно не вдаваться, потому что понятно: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – а кушать, похоже, действительно очень хотелось.

Многим тогда пришлось спасаться от убийств, грабежей, разрухи, порабощения (спартанские рабы-илоты были не кем иными, как потомками Гомеровых ахейцев, бывших во главе со своим легендарным царем Агамемноном в авангарде похода эллинов на Трою).

В те «темные века» за море отправились представители всех греческих народностей – включая и победителей-дорийцев. Колонии возникали на Сицилии и в Южной Италии (эти земли получили название Великой Греции), на островах Эгейского, Адриатического, Тирренского морей, на побережьях Малой Азии, Фракии, Северной Африки.

Наиболее активно повели колонизацию дальних земель ионийцы (у тех, что остались, сильнейшим полисом были Афины). В Малой Азии они колонизировали значительную часть побережья Эгейского моря, получившую название Ионии, а союз основанных там ими городов был назван Ионийским союзом. Самым значительным городом-государством стал Милет.

Вторая, или Великая, колонизация была связана как с экономическим подъемом греческих городов и сопутствующим ему перенаселением, так и с ожесточенной классовой борьбой внутри полисов. В то время происходила т. н. «гоплитская революция»: основой армий городов-государств становились не конники, крупные землевладельцы-аристократы, а представители «средней буржуазии» – не связанные с аристократией крестьяне-землевладельцы, купцы и зажиточные, во всяком случае, не бедствующие, ремесленники. Они составляли ряды тяжелой греческой пехоты – гоплитов. Тех самых, что на картинках: с большим круглым разрисованным щитом и массивным копьем, в гребенчатом шлеме (иногда закрытом – страх берет), с коротким мечом на боку, в панцире или кирасе, в наручах и поножах. Поднапрягшись, они сами обеспечивали себя всем этим вооружением, овладевали тактикой плотного строя – фаланги, на поле боя могли умело противостоять кавалерийским наскокам – и они же хотели быть во главе своих полисов. А аристократы не желали отдавать свою власть.

Борьба аристократической и демократической партий могла принимать самые ожесточенные формы. В вооруженных схватках и последующих расправах порою гибли тысячи. Нельзя сказать, что какая-то из двух сил возобладала в масштабе всего греческого мира. Но все же дорийские полисы считались склонными к аристократическому правлению, ионийские – к демократическому.

Колонии становились самостоятельными полисами. Не всегда полностью независимыми – в некоторых случаях новообразование должно было следовать указаниям метрополии. Она же могла выполнять роль арбитра в сложных судебных тяжбах. Но колонисты и сами в большинстве своем не хотели терять связи с родным городом. Там оставались чтимые с детства святилища (их огонь, статуи богов и реликвии обязательно брали с собой), узы родства и дружбы, узы воспоминаний, наконец.

Немаловажно было и то, что на основание колоний давали средства аристократы и богачи. Они оставались на месте, но надо было выполнять их условия (например, реализовывать на новом месте среди туземного населения их товары или снабжать тем, чем богата та земля, в первую очередь их. Рождение где-то в VII в. до н. э. «желтого дьявола» – звонкой монеты способствовало тому, что коммерческие интересы становились всеохватывающими и всепроникающими).

На помощь метрополии всегда надеялись: она могла потребоваться и при обустройстве на новом месте, и для обороны от туземцев – а они редко были рады новым соседям. В тяжелых обстоятельствах помощи ждали и от других колоний своей метрополии. Тем не менее, повторимся, большинство колоний были полностью независимыми. И многие сами становились метрополиями, выводя собственные колонии в еще более отдаленные земли.

На корабли вступали и те, кого гнала нужда, и те, кто оказался в стане побежденных в политической борьбе и не желал оставаться под властью победителей (тем более что часто альтернативой отъезду была только смерть), и те, кто питал честолюбивую надежду выдвинуться или разбогатеть на новом месте.

Но прежде, чем отправиться в путь, обязательно надо было заручиться божественной поддержкой. Главным покровителем переселенцев считался Аполлон. Было крайне желательно получить благоприятное предсказание от жрицы-прорицательницы (пифии) в его храме в Дельфах. Дельфийский храм Аполлона стал и духовным, и экономическим центром колонизации. Имея обширную информацию, касающуюся всей тогдашней Ойкумены, храм мог дать компетентную рекомендацию, мог помочь деньгами. Служители Дельфийского храма хорошо знали, чего хотят конкретные колонисты в первую очередь: заняться земледелием, или создать ремесленный центр, чтобы, обеспечивая местных жителей, в первую очередь местную знать, плодами эллинского мастерства, получить за них плоды их земли, или сделать упор на торговлю.

Высаживаясь после опасного плавания, колонисты явственно ощущали сакральную значимость происходящего – здесь начнется их новая жизнь, здесь обретут они новых богов – покровителей их полиса, и здесь же воздвигнут они алтари прежним богам. Часто священный огонь с родины сопровождали жрецы – они и отслуживали торжественный молебен. Руководитель экспедиции – ойкист, если он становился первым главой нового государственного образования (были и штатные «экспедиторы» – их обязанностью было только обеспечить морской переход и первоначальное обустройство), после смерти провозглашался героем – статус если не божественный, то напоминающий христианских святых: на его могиле возводилась часовня – героон, ему поклонялись, через него можно было обращаться к богам, от него самого ждали защиты.

Жизнь на новом месте устраивалась не обязательно по образцу метрополии – грубо говоря, на аристократический или демократический лад. Многие не затем пускались в далекий путь, чтобы приплыть к тому же самому. Но, с другой стороны, пришельцам из городов с аристократическим правлением, не имеющим опыта самоуправления демократического полиса, трудно было обойтись без единоначалия, без твердой руки. Тогда как выходцы из полисов демократической ориентации, если они не беглые аристократы, несли в себе укорененное неприятие заносчивой знати. Хотя им мог быть знаком и опыт тирании: фактического единовластия «от лица народа», при сохранении видимости демократического устройства (кстати, тирании нередко обеспечивали достаточно благополучную жизнь большинству населения полиса, являясь выходом из тупика политического противостояния, и слово это вовсе не несло в себе тот зловещий смысл, которым наполнили его позднее).

Жизнь покажет, как им жить, греки народ сообразительный. Для чего только не было пока места – это для олигархии, засилия политиканствующих толстосумов. Таковых среди прибывших просто не могло быть, а если им и суждено было появиться – их предстояло вырастить в собственной среде.

О взаимоотношениях с местным населением мы уже немного говорили и еще будем говорить. Отметим, что вряд ли часты были случаи, когда колонисты высаживались на берег, как на острова Кука – в места обитания неведомых дикарей. Обычно на этих берегах уже успевали какое-то время поработать эмпории – торговые фактории, и колонисты имели хотя бы приблизительное представление, с кем им предстоит иметь дело. Но нужно отметить и такой момент. Известно, что всех иностранцев греки с чувством собственного превосходства называли варварами. Вероятно, слово это появилось именно в процессе колонизации – как насмешка над непонятной (или малопонятной) им речью диковатых туземцев, каким-то сплошным «бар-бар», по-русски говоря, тарабарщиной. Грубыми казались их манеры, их селения, их быт.

Конечно, сами они – совсем другое дело. Им уже рисуются храмы с колоннами строгого стиля, под стать им общественные здания, стадион, театр, гимнасий, украшающие площади статуи. У них и посуда будет не как у варваров, а чернофигурного (потом – краснофигурного) лака – амфоры, кратеры, килики. И они не ждали, что им кто-то все это подаст. Они сами построили и храмы, и театры, и прекрасные города. На произведения высшего, недоступного им эллинского мастерства зарабатывали – и покупали их. Не скупились на то, чтобы завезти к себе статуи, вышедшие из-под резца лучших скульпторов. Полюбуйтесь, сколько в Эрмитаже, Пушкинском музее, в других экспозициях хранится найденных в Северном Причерноморье изделий всемирно известных гончаров и вазописцев из Аттики и Коринфа?

Более того, в Крыму, на Таманском полуострове, на черноморских лиманах местными мастерами-греками был выработан свой неповторимый стиль. От их скульптуры, «скифских» ваз и украшений, других произведений – пусть порою лапидарных (несколько простоватых) – веет (особенно когда их много вместе, как в Эрмитаже) каким-то сокровенным, неизъяснимым, романтическим духом. «Неизъяснимое» – это основа эллинского искусства, ибо оно все (помимо мастерства) – от наития, от соприкосновения с божественным, от Платоновых эйдосов (даже если Платон еще не родился). А если оно к тому же родилось среди другого неизъяснимого – таинственного и грозного варварского мира, первозданных необъятных просторов?

Колонизацией Причерноморья занимался в первую очередь малоазийский Милет – сам когда-то, в первую колонизацию, микенская колония. Всего по Черному морю милетцы основали около сотни городов-государств (считая колонии колоний). «На долгое время Черное море и подступы к нему превратились в милетский заповедник» (Майкл Грант).

Милет был прекрасным и богатым городом, «Жемчужиной Ионии», как назвал его Геродот. В лучшие времена в нем насчитывалось около 50 тысяч жителей (столько же, сколько в столице Персидской империи Персеполисе. Афинян в их родном городе периода его расцвета проживало примерно 155 тысяч, но это был один из крупнейших городов тогдашнего мира). Город жил в значительной степени за счет морской торговли, его интересы распространялись вплоть до Египта. Вывод колоний имел огромное значение для коммерции: они становились своего рода торговыми факториями Милета. Деловые люди обеспечивали будущих колонистов кораблями для переезда, припасами на первое время. Поэтому желающие переселиться стекались сюда со всей Греции. Самих же милетян к перемене мест подстегивали, возможно, не столько экономические соображения, сколько непрерывные политические распри.

Установившееся от основания города аристократическое правление вскоре проявило тенденцию переродиться в олигархию. А олигархия, по определению Аристотеля, это продукт разложения аристократии. Природные аристократы считали управление государством не только своим святым правом, но и святым долгом, смотрели на него как на служение родному городу. Олигархия же возникала, когда интересы этих правителей теснейшим образом переплетались с интересами богачей из прочих слоев, в первую очередь купечества и тогда интересы народа переставали быть, как прежде, в какой-то степени самоцелью, они становились разве что ограничителем: «лишь бы не бузили». Это неминуемо приводило к усилению демократических тенденций (у демократий свой путь перерождения в олигархию, но это путь не милетский).

Со временем город разделился: олигархи и их сторонники (включая людей зависимых и прихлебателей) возглавлялись партией Вечных моряков, или партией Богатства. Им противостояла партия Кулачного боя, или партия Труда.

История донесла до нас рассказы о диких эксцессах этой борьбы. Одержав однажды верх, «трудовики» растоптали быками детей своих противников на глазах их отцов. А те, взяв реванш, сожгли живьем и детей побежденных, и их самих. В конце концов установился шаткий компромисс в условиях умеренной олигархии, но все равно немало милетян вступало на сходни кораблей в надежде обрести более спокойную жизнь в далекой, дикой Скифии (или в менее далеких и диких Фракии и Колхиде), а не в своем процветающем городе.

Греки, думается, называли Черное море Понтом Эвксинским – «Гостеприимным» – для самоуспокоения. Поначалу они нарекли ее ближе к истине – Понтом Аксинским, т. е. «Негостеприимным». Пересекать его напрямую было рискованно, поэтому предпочитали плавание вдоль берегов. По побережью, от Босфора и далее по часовой стрелке, одна за другой возникали милетские колонии. С южным (малоазийским) побережьем было проще, оно и было освоено в первую очередь – опорной точкой здесь стала Синопа (нынешний турецкий Синоп), возглавившая союз приморских городов.

На западном побережье милетцы основали Аполлонию, потом Одесс (всем известную Одессу назвали так в предположении, что античный город был где-то поблизости, но потом его раскопали неподалеку от болгарской Варны), Томы, уже упоминавшуюся Истрию (оттуда была родом мать злополучного царя Скила).

Потом настала очередь Северного Причерноморья. Первым (в 643 г. до н. э.) был освоен небольшой (километр на полкилометра) островок, называемый теперь Березань (возможно, это он фигурирует как остров Буян в «Сказке о царе Салтане»). Греки занялись здесь земледелием, ремеслом, но в основном торговлей. Вскоре они расширили деятельность и перебрались на материк. Здесь в самом начале VI в. до н. э. в устье Южного Буга, на берегу лимана, возник город со славным будущим Ольвия (в котором царь Скил совершил свое дионисийское грехопадение). Вокруг появляются другие колонии, опирающиеся на помощь уже существующих. Города окружаются хорой – земледельческими угодьями колонистов, постоянно проживающих за городскими стенами. Поодаль возникают постоянные поселения – если позволяют условия, в первую очередь отношения с местным населением.

Другим центром колонизации стал Боспор Киммерийский (Керченский пролив). Здесь, на его крымском берегу, в середине VI в. до н. э., на месте появившегося ранее торгового пункта (эмпория), отстраивается Пантикапей (в переводе с древнеиранского «Рыбный Путь», современное название Керчь). Пантикапей стал крупнейшим полисом Восточного Крыма и Тамани – в первую очередь за счет удобной торговой гавани (в Керченском заливе). Рядом с ним возникают Мирмекий, Нимфей, Феодосия, а на противоположном берегу Боспора – Фанагория, Кепы, Гермонасса, Горгиппия (ныне Анапа). Далее, вдоль Кавказского побережья Черного моря, – Питиунт (Пицунда), Диоскурия (Сухуми), Фасис (Поти).

Вот так, взяв море в кольцо, милетцы и превратили Понт Эвксинский в «свой заповедник». На северном берегу из крупных городов только крымский Херсонес (развалины которого близ Севастополя) был основан не ими, а дорийцами из Гераклеи (колонии Мегар на южном берегу Черного моря) и с острова Делоса.

Первые плотные контакты греков с обитателями Северного Причерноморья произошли до их появления в этом регионе, причем в местах от него довольно отдаленных. Случилось это во времена вышеописанных походов киммерийцев и скифов в страны Передней Азии.

В последней четверти VII в. до н. э., после того как в бою с ними погиб лидийский царь Гигес, а его страна подверглась разгрому, киммерийцы обрушились на греческие города Ионии в Малой Азии, натворив там немало бед. На сотню лет они завладели городом Антандром на берегу Эгейского моря – его даже называли одно время Киммеридой. На Ионию напали тогда и скифы, нанеся большой ущерб, в частности, Милету.

Но, с другой стороны, милетцам и другим грекам удалось относительно беспроблемно закрепиться в Северном Причерноморье именно благодаря тому, что значительная часть его обитателей находилась тогда в этих переднеазиатских походах, а киммерийцы вообще сгинули в них как исторический персонаж. Вернувшиеся же скифы надолго занялись войнами с фракийцами. Поэтому неприятности от туземцев для греческих колонистов сводились по большей части к нечастым набегам скифов на их города и хору и к вышеописанным неприятностям от балующихся пиратством тавров.

Но со временем агрессивные выпады скифов участились, на Боспоре стали постоянно возникать конфликты с местными меотскими (приазовскими) племенами. Поселенцы стали уделять больше внимания стенам своих городов, усилили бдительность их дозорные отряды. На Керченском полуострове был возведен мощный Тиритакский вал от восточных отрогов Крымских гор до Меотиды (Азовского моря). Со временем укрепления Пантикапея превзошли афинские.

Внешняя угроза сказалась и на внутриполитической ситуации в полисах. В Ольвии возникла тирания выходца из аристократов Павсания, опирающегося как на аристократический религиозный союз, так и на возглавляемое им гражданское ополчение, у которого он пользовался большой популярностью – под его командованием оно хорошо показало себя в боях.

На Боспоре Киммерийском сложилась симмахия – военный союз находящихся там греческих народов. Лидирующее положение в союзе занял Пантикапей. В нем тоже возникла тирания успешного полководца, аристократа по происхождению, Археанакта. Он стал фактическим главой союзного войска, а также нашел опору в амфиктионии – религиозном союзе жителей всех боспорских городов, объединившихся вокруг пантикапейского храма Аполлона. Власть Археанакт передал по наследству, его потомки, Археанактиды, правили примерно до 438 г. до н. э. и даже величали себя царями.

Ситуация для греков значительно осложнилась после того, как около 480 г. до н. э. скифы и фракийцы заключили мирный договор. Теперь эллинские города стали объектом особо пристального внимания скифских царей и знати.

По-прежнему продолжались набеги, но скифская элита вынашивала куда более серьезные намерения. Хотя она всячески противодействовала проникновению чужой культуры в среду кочевников, но ничего уже не могла поделать с собственным жадным интересом к ее плодам. Анахарсис и Скил слишком далеко зашли в духовном ее приятии – но от блеска золотых украшений, красоты статуй, амфор, тканей и многого чего еще отвести взгляд трудно было всем. Все это можно было купить, выменять, получить в виде добычи или дани, но этого было мало. Неспособная сама организовать морскую торговлю, скифская верхушка решила использовать для нее греческие города: через них в обмен на золото, серебро, олово (необходимый компонент для получения бронзы, становившийся тогда дефицитным), рыбу, хлеб, меха, рабов получать все то, что радует душу. С одной стороны, для этого надо было брать все больше и больше необходимого для экспорта с племен лесостепи и лесов – за этим дело не стояло. С другой – надо было надавить на греков.

Полисы западной части Северного Причерноморья – Никоний на Днестровском лимане, Ольвия и другие – не могли успешно противостоять скифам. У них не было тесной связи между собой. Территориально они находились довольно далеко друг от друга, большой потребности в экономических и торговых взаимосвязях тоже не было. И им пришлось согласиться на скифское покровительство.

Понятно, что такой диктат был не в радость. Но, с другой стороны, значительно возросли торговые обороты этих городов. Справедливости ради – скифское покровительство было не очень обременительно. Описанные Геродотом наезды царя Скила на Ольвию в официальной их части были царским надзором за ходом коммерции. То же самое проделывал и отец Скила, и погубивший Скила брат. Надзор мог осуществляться и доверенными лицами – как скифского, так и эллинского происхождения. Что же касается полисного самоуправления, занятия не связанными с царскими интересами делами, частной жизни – здесь греки в большинстве случаев были полностью предоставлены сами себе: выбирали должностных лиц, сходились на народные собрания, поклонялись богам так, как считали нужным, организовывали войско, посещали театр, стадион, гимнасий, трудились и торговали.

Эти города становились центрами взаимопроникновения обеих культур. Интересно, что в Никонии чеканились монеты с именем завзятого эллинофила скифского царя Скила. Недалеко было то время, когда знатные скифы будут заезжать в греческие города не только по делам, но и чтобы просто пожить некоторое время – уже безнаказанно.

Геродот пишет о живущих близ Ольвии «эллинских скифах» – колонисты называли их миксэллинами. Они вели образ жизни, все больше приближающийся к оседлому, занимались земледелием. Возможно, это отчасти были люди, произошедшие от смешанных браков, но в большинстве своем – природные скифы, нашедшие себе место в жизненном укладе греческого полиса, поселившись на его периферии в качестве военных поселенцев.

Новая ситуация существенно повлияла и на жизнь «скифов-пахарей», значительная часть которых была славянами. Они теперь во все возрастающей степени должны были заниматься производством экспортного товара – зерна. автора Фюрст Флориан

ГРЕЧЕСКАЯ КУХНЯ Еда и напитки с утра до ночи Кто видел, как греки завтракают, тот наверняка может подумать, что они вовсе лишены аппетита. Но если снова посмотреть на них за ужином, то кажется, что греки – нация истинных обжор.Завтрак в Греции играет второстепенную роль.

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Из книги История конницы [с иллюстрациями] автора Денисон Джордж Тэйлор

Из книги История конницы [без иллюстраций] автора

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Греческая Республика Консульский отдел посольства: г. Афины, Палео Психико, ул. Папанастасиу, 61, тел. 647-29-49, 647-13-95

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

10. Греческая Молния Греция – Португалия, 2004, финал Провозглашенная самым большим разочарованием в футбольной истории победа сборной Греции имеет все черты современной сказки. Несмотря на то что до этого греки лишь дважды участвовали в турнирах такого уровня, стать

Из книги автора

Из книги автора

Греческая Сфинкс Греческая Сфинкс - существо с головой и грудью женщины и крыльями. Она была агрессивна, многоречива, хищна, так как любила питаться человеческой плотью. Слово «Сфинкс» происходит от греческого sphiggein (крепко связывать, душить).Из всех греческих Сфинксов

Из книги автора

Глава 34 Русь Великая Второй Рим погиб, Третий Рим набирал силу. Мы видели, как тяжелы были годы после Куликовской битвы, когда радость – напополам со скорбью от великой ценой оплаченной победы – была оборвана стремительным набегом орды Тохтамыша. Опять были десятилетия

Из книги автора

Глава 55 Великая Отечественная война Для Крыма война началась с первых минут фашистского нападения – был совершен налет на Севастополь, базу советского Черноморского флота. Целью нападавших было нанести удар по кораблям, береговым сооружениям, морской авиации,