Барабаны в хуруле. Центральный хурул калмыкии "золотая обитель будды шакьямуни"

Барабаны в хуруле. Центральный хурул калмыкии "золотая обитель будды шакьямуни"

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Золотая обитель Будды Шакьямуни - значимый буддийский храм в Европе и Республике Калмыкия, величественное и светлое место, доминанта всей Калмыкии и Элисты, расположенная в самом ее сердце и которую видно из каждого уголка города.

Раньше здесь был завод ЖБИ, но по благословению буддийского лидера Его Святейшества Далай-ламы XIV, приезжавшего в Элисту (город контрастов) в ноябре 2004 г., возвели потрясающий буддийский храм. Перед отлетом из Элисты в Индию Его Святейшество Далай-лама освятил место, на котором должен был строиться будущий хурул. Золотую обитель Будды Шакьямуни возвели за 9 месяцев по проекту С. Курнеева, В. Гиляндикова и Л. Амнинова.

По центру зала находится огромная золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом, авторами которой были калмыцкие художники под руководством заслуженного художника-скульптора России Владимира Васькина.

В великолепном здании хурула (56 м в высоту), освященном 27 декабря 2005 г., установлена крупнейшая в стране и Европе статуя Будды (12 м). Здесь совершаются молебны, праздничные божественные службы и ритуалы. Золотая обитель Будды Шакьямуни окружена оградой с четырьмя входами с четырех сторон света, в которой с пятиметровым интервалом чередуются 108 белоснежных ступ.

Главные ворота - южные, именно через них, по традиции калмыков, заходят в храм. Вокруг хурула возведены семнадцать пагод с установленными статуями прославленных буддийских учителей монастыря Наланда и молитвенные барабаны «кюрде» с заложенными в них молитвами, около которых можно загадывать желания, положив в начале барабанов и в конце монетки.

У основания величественного белого храма, возведенного в характерном для буддизма стиле, верующих приветствует Белый старец (Цаган Аав) - языческий бог калмыков, покровитель окрестностей.

Между двумя лестницами построен красивейший фонтан. Вход в «обитель Будды» обрамляют красные колонны и охраняют львы особенной окраски, а массивные двери красного цвета с резными украшениями в виде золотых узоров вызывают особенное восхищение.

Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста

Входить в храм обязательно нужно разутыми, надев носки, принесенные с собой, женщины должны быть в юбках или набедренных платках (даются напрокат при входе), с закрытыми ногами. Для правильной циркуляции энергии храмовые скульптуры нужно обходить по часовой стрелке.

Внутреннее убранство храма приводит в восхищение не менее его внешнего облика. Стены искусно расписаны сюжетами из буддийской культуры. Девять художников-танкописцев оформляли внутренний интерьер, и время от времени роспись до сих пор подновляют. Здесь хранится также полная монашеская амуниция Далай-ламы XIV. В сувенирной лавке при храме можно купить благовония и украшения.

Центральный храм Элисты составляют семь уровней, у каждого из которых - свои функции. Первый уровень хурула вмещает в себя музей истории буддийской культуры, библиотеку, читальный зал, конференц-зал.

Второй этаж хурула отдан под молельный дуган. Здесь стоят скамейки для молящихся, а по центру зала находится огромная золотая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом, авторами которой были калмыцкие художники под руководством заслуженного художника-скульптора России Владимира Васькина. Внутри Будды хранятся святые предметы (мантры, благовония, молитвы, калмыцкая земля со всех уголков).

На остальных уровнях устроены административные кабинеты, выставочные залы, комнаты индивидуального приема, резиденция президента республики и главы буддистов Калмыкии, монашеские комнаты, резиденция Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо, общетехнические и обрядовые помещения.

В Золотой обители Будды Шакьямуни Элисты, значительном центре развития мирового буддизма, бывают каждый год тысячи туристов и верующих. Именно здесь можно ближе ознакомиться с буддизмом и его отличительными чертами. Центральный элистинский хурул, «жемчужина среди степей», выделяется среди скромности, миниатюрности города своей невероятный мощью и красотой, захватывающей дух!

Как добраться

Адрес: Элиста, перекресток ул. Ленина и ул. Илюмжинова.

Время работы хурула

С 9:00 до 10:30 - ежедневный общий молебен о благополучии всего калмыцкого народа и всех живых существ; с 11:30 до 16:00 - ежедневный индивидуальный прием (кроме понедельника); с 14:00 до 16:00 - поминальный молебен (йорял) каждую пятницу.

13-02-2014 // 20:51

Число туристов, посещающих Элисту, с каждым годом растет. Их привлекает необычная для европейца архитектура: восточные мотивы видны в каждом сооружении. В центре столицы Калмыкии, на ее главной площади Пагода Семи Дней, сооружен архитектурный ансамбль, главным атрибутом которого является большой молитвенный барабан - кюрде. По поверью, если с утра прокрутить барабан с молитвами, и произнести мантру, то день будет заряжен на удачу и успех. Но главным достоянием Элисты, взглянуть на которое едут со всех уголков страны, является центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни". Это самый большой буддистский храм в Европе, и жители республики с гордостью говорят об этом.

О строительстве большого храма говорили давно, мечтали о нем все - от мала до велика. В марте 2005 года руководитель региона Кирсан Илюмжинов и шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче побывали в Дхарамсале, где встретились с Далай-ламой XIV. В беседе они показали эскиз Его Святейшеству, проект понравился главному буддисту мира, и он благословил его с некоторыми рекомендациями. С этого момента начинается история главной достопримечательности республики.

Через год Далай-лама дал имя новому храму, оно звучит достаточно красиво - "Бурхн Багшин Алтн Сюме" ("Золотая обитель Будды Шакьямуни"). Возведение храма стало поистине всенародным. Каждый житель Калмыкии внес свою лепту в это богоугодное дело. Кто-то перечислял личные средства, другие трудились на стройке. Кстати, в сооружении храма принимали участие 52 организации, у каждой из них был свой участок работы. Эти 9 месяцев, за которые был построен хурул, для Калмыкии прошли под знаком национальной идеи. Свою работу проводили и монахи. Им было доверено заполнять священными мантрами (молитвами) ступы, кюрде (молитвенные барабаны). Мантры были заложены и в самую большую в Европе статую Будды Шакьямуны, высота которой - 9 метров.


Хурул строился на искусственной насыпи, его белые стены символизируют чистоту веры. Все это увидели жители республики, пришедшие на открытие храма. Это событие состоялось в декабре 2005 года. Дата открытия хурула была выбрана не случайно. Как сказал тогда Кирсан Илюмжинов, этот храм посвящен погибшим в годы депортации. Печальная дата ссылки отмечается ежегодно 28 декабря. А шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче заявил: "Этот храм - знак того, что мы можем достичь, если объединим усилия".

Перед тем, как осмотреть хурул, важно изучить порядок его посещения. Территория храма огорожена, по всему периметру располагаются бронзовые статуи великих учителей Наланды. Всего их 17. На табличках к каждой из них - имя учителя и краткая биографическая справка. Немного выше располагаются молитвенные барабаны. В каждом из них заложены мантры, прикосновение рукой к кюрде подразумевает обращение к Будде. Некогда Николай Гумилев, путешествуя по калмыцким степям и посещая буддийские храмы, говорил о том, что буддисту для обращения к богу, достаточно покрутить барабан, в который заложены молитвы.

Обходить территорию нужно по часовой стрелке: сначала следует обойти статуи учителей, затем подняться к барабанам, а уж потом заходить в сам храм.


Здесь свои порядки: женщине нельзя быть одетой в брюки, а перед входом в главный зал нужно снять обувь и обязательно надеть носки, если вы вдруг оказались в сандалиях. Внутреннее убранство поражает! Здесь витает дух Далай-ламы, все подчинено его образу. В центральной части возвышается статуя Будды Шакьямуни. Ниже, за стеклом, выставлена монашеская одежда главного буддиста мира. Это самая главная реликвия хурула. На втором этаже размещается его резиденция. Для несведущих кажется, что здесь все слишком помпезно, однако, как утверждают монахи, это только для того, чтобы продемонстрировать, насколько сильно ждут Его Святейшество в Калмыкии.

В главном зале стены разрисованы буддийскими сюжетами, и часто в них присутствует лик Далай-ламы. Здесь почти всегда звучит тантрическая музыка - это особая мелодия, которая действует на человека успокаивающе, заставляет задуматься о смысле жизни, о бытие. Здесь совершаются главные молебны. Когда монахи читают молитвы, в душе поселяются покой и благодать. Эти ощущения совершенно необычны, может быть, поэтому путешественники обязательно возвращаются в хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни".


Однако, как утверждают монахи, ничего из материального не делает храм обителью Далай-ламы. Это заключено в самом подходе к работе хурула. Главный буддист мира уверен в том, что монашеская обитель в современное время должна быть не только и не столько местом проведения служб и молитв, сколько культурным и образовательным центром. Именно поэтому сюда приходят не только буддисты, но и представители других религий. Большая часть помещения подчинена этой идее. Здесь размещается большая библиотека трудов буддийских священослужителей, музей буддизма, где, кстати, собраны удивительные экспонаты. А в конференц-зале проводят многочисленные семинары, встречи. Приезжающие духовные лидеры читают здесь свои лекции.

Хурул сегодня невозможно представить без главного его настоятеля - шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Он руководит буддистской общиной республики с 1992 года. А за этот срок было сделано немало. Буддизм, как религия, стал возрождаться, произошло укрепление связей с представителями других религиозных общин Калмыкии, а также регионами, жители которых исповедуют буддизм.

Сам шаджин-лама родился в обычной семье калмыцких эмигрантов в США в 1972 году. Когда ему было 4 года, он вдруг заявил родителям, что хочет стать монахом. Спустя два года ему посчастливилось встретиться с Далай-ламой, он-то и рекомендовал отдать мальчика обучаться в монастырь Дрепунг Гоманг, что находится в Индии. 13 лет ребенок изучал религиозную философию, после окончания Тэло Тулку Ринпоче был признан новым воплощением индийского святого Тилопы. Первый его визит в степной регион состоялся в 1991 году, тогда он прибыл вместе с Далай-ламой XIV. А через год ему поступило приглашение возглавить буддийскую общину в Калмыкии.

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче является одним из самых уважаемых людей в республике. И дело не только в его подвижнической деятельности, это очень мудрый и интересный человек. За время его руководства в степном регионе возведено около 50 буддийских храмов и ступ. Многие из них были разрушены в годы Советской власти, другие сооружались там, где раньше их не было.

Нет ничего главнее для любого буддиста, чем прикоснуться к учению Далай-ламы. Для этого в хуруле постоянно набираются группы верующих, готовых выехать на учения Его Святейшества за границу. Событием огромной важности стал пасторский визит Далай-ламы в Калмыкию в 2004 году. И это стало возможно благодаря участию Тэло Тулку Ринпоче в решении вопроса с прибытием Святейшества.

Сегодня буддийская община хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" выполняет не только религиозные функции, но и просветительскую деятельность. С ликованием жители Элисты восприняли весть о том, что одним из факелоносцев Олимпийского огня будет шаджин-лама. В этом они видят будущее буддизма, свет его мудрости, который благодатно воздействует на всех и каждого.

Виртуальный тур по крупнейшему буддийскому храму Европы — Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте. Виртуальный тур из 14 сферических панорам. Запечатлен двор, молельный зал, молитвенные барабаны, музей и буддийская библиотека.

Побывал я в Элисте первого мая 2011 года вместе с турфирмой «Алые паруса». Знакомство с городом состояло из традиционных для экскурсионной программы объектов: церковь на въезде в город, Шахматный город, Хурул, Пагода семи дней, а на обратном пути остановка в степи и тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны.

Шахматный городок довольно интересный, но я бы сказал что интереснее не сама архитектура или содержание, а факт наличия такого объекта, целиком и полностью посвященного одному виду деятельности человека. В современной России это большая редкость, но Элиста, как я убедился в тот день, — не Россия. Калмыкия в общем и Элиста в частности это отдельное государство внутри России, и живет оно как-то по-своему.

В чем это выражается — трудно сразу ответить. Просто приведу примеры вещей, которые бросились в глаза. Улицы Элисты чистые, действительно чистые! Всюду газоны с газонной травой, к тому же подстриженной и вычищенной от сорняков. Заросли чертополоха здесь найти довольно трудно: максимум одуванчики. Бордюры, как правило, ровные, и стоят как положено. Фонари тоже стоят ровно. Изгороди покрашены. Памятники и стены домов не изрисованы юными «художниками». Вообще в Элисте у меня не проходило ощущение, что жители о своем городе заботятся. Довершила впечатление тётушка в ларьке (у нее мы покупали калмыцкий чай и пирожки), приятная, улыбчивая, пожелавшая приятного аппетита и оставившая одной своей фразой ощущение какой-то совсем другой эпохи, другого мира. Я отношусь к тем людям, которые не станут ничего покупать у продавщицы, на лице которой написана неприязнь ко всему живому.


Но я пропущу подробности, не относящиеся к Золотой обители Будды, и приберегу их для других записей. Пока же вернемся к описанию храма.

Мне изначально не было интересно слушать экскурсоводов, не возникло желания ходить вместе со всеми и фотографировать то же, что фотографируют все. Войдя в ворота Хурула, я отделился от толпы и пошел фотографировать панорамы, предварительно договорившись что могу «пропасть» и условившись о встрече возле Пагоды семи дней через пару часов. И так, я отправился снимать и рассматривать то, что вижу.

Цитата с официального сайта храма:

Территория храма обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле, отображают вступление на путь духовности и просветления. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.

Вокруг храма есть 4 пагоды с большими молитвенными барабанами («кюрде»), а вдоль его стен установлено еще 108 малых молитвенных барабанов. Внутри у них находятся свитки с мантрами, и говорят что одно вращение барабана с чистым сердцем и помыслами равносильно прочтению вслух всех помещенных в него мантр. Не будучи уверенным в чистоте своих помыслов, барабаны я не вращал, но очень внимательно разглядывал.

Обойдя вокруг храма, я вошел внутрь. Внутри Хурул устелен коврами, и на входе обязательно необходимо снять обувь, что я и сделал. Здесь настойчиво просили не фотографировать, и мои надежды на съемку виртуальных панорам начали стремительно таять. Но решив, что слишком много километров пути проделано, чтоб взять и отступить, я начал искать, у кого можно испросить разрешение на съемк у. И скоро мне удалось поговорить с настоятелем храма (с настоятелем ли? Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что у меня плохая память на имена, которая еще более усугубляется если эти имена непривычны для русского (ладно, русско-кавказского) слуха, поэтому, простите меня, я не запомнил с кем разговаривал). Но человек был очень приветливый, открытый, и позволил мне провести съемку практически по всему храму, попросив одного из монахов сопровождать меня на случай, если у кого-то возникнут вопросы или если кто-то поблизости тоже захочет поснимать. Выяснилось, что в общем-то никто не против съемки, но главное фотографировать без вспышек, чего большинство посетителей делать не умеют, пользуясь фотоаппаратами в авторежиме. Мне же для виртуального тура вспышка не нужна, что я и объяснил.

Кстати , в храме я узнал, что разговаривать с сидящим человеком стоя — это не признак уважения, а напротив, признак непочтения, показывающий что вы ставите себя выше собеседника. Поэтому при разговоре со всеми сидящими людьми я тоже находил куда присесть, и садился.

И началась съемка.

Да, здесь нужно упомянуть еще один интересный факт: в обители нельзя стоять ! Мне это объяснили так: когда долго стоишь, через время начинаешь думать только о том, как и куда присесть или прилечь, и всё единение с божественным началом испаряется как дым, уступая место обычным материальным проблемам. Поэтому в храме все сидят — кто на лавках, кто на полу, порой даже прислонившись спиной к стенам. Такая форма посещения храма отчего-то пришлась мне по душе: она располагает к полному расслаблению, погружению внутрь своего сознания, создает чувство какой-то оторванности от всего мирского и способствует чуть ли не медитативному расслаблению. Это то состояние, в которое я обычно впадаю, лежа на траве под лучами весеннего Солнца. Да, сходство действительно есть, и для меня Природа — тот же храм.

Кстати, пообщался немного с монахами (послушниками? — не знаю, как правильно) — заметил, что они не страдают религиозным фанатизмом, широко мыслят, знают хорошо не только свою веру, но и в других ориентируются. Ничего никому не навязывают, не говорят об апокалипсисе, не пытаются вручить брошюру, не говорят о своей уникальности. А еще — они обычно не называют буддизм религией, предпочитая слово «учение» — мне это тоже нравится, ведь принять полезные зерна из учения может любой человек, независимо от вероисповедания. Учение учит, но не навязывает. Учение не отрицает что ученик может стать лучше учителя. Уж простите мне мою игру в слова.

С такими мыслями ходил я по молельному залу, а затем пришло время спуститься в музей и библиотеку. Вот тут я понял что одного дня пребывания в Элисте очень мало чтобы познакомиться со всей информацией, которую можно тут почерпнуть. И дело не в буддизме.

Тогда же появилось желание приехать сюда снова , но не с экскурсией, а рейсовым автобусом, и вдоволь нагуляться по улицам, насмотреться на людей, насидеться в Хуруле. Правда, прошло уже два года, а выбраться так и не довелось. Сейчас, когда идет сезон цветения тюльпанов в калмыцкой степи, я снова хочу рвануть в Калмыкию, и очень надеюсь что на этот раз всё получится.


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

По прибытии в Элисту мы первым делом пошли смотреть Золотую обитель Будды Шакьямуни – главную достопримечательность столицы Калмыкии.

Хурул (так тут называют буддийские храмы) находится в самом центре города. Одной из своих сторон он выходит на главную магистраль – улицу Ленина.

На территорию хурульного комплекса ведут три входа, расположенные на три стороны света (кроме западной).

Главные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

Главные ворота – южные, обычно входят через них.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

У входа стоит щит с правилами поведения на территории хурульного комплекса.

Мы туда дошли пешком от самой своей квартиры на окраине (из нашего окна был виден Сити-Чесс и бескрайняя калмыцкая степь).

Жили мы на самой окраине города, из нашего окна был виден Сити-Чесс

Элиста небольшой город и расстояния пеших прогулок тут невелики. Где-то за полчаса, сражаясь с холодным ветром, мы дошли до храма.

В духе Остапа Бендера… На подходе к Золотой обители с южной стороны

Золотая обитель Будды Шакьямуни – величайший (во всех смыслах) из всех буддийских храмов в республике.

Его высота шестьдесят три метра.

И поскольку в Элисте немного высоких строений, хурул возвышается над центром города и виден издалека.

Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над городом. Автор фото Олег Овчинников, январь 2011 года

Храм впечатляет своей величественностью и красотой. Не случайно его называют «жемчужиной калмыцких степей».

С первого взгляда понятно, почему у него такое красивое и поэтичное название – Золотая обитель. В оформлении храма преобладают золотой и белый цвета.

Главный хурул Калмыкии относительно новый, он основан и построен чуть меньше 10 лет назад и был освящён в конце декабря 2005 года.

Памятный камень об освящении места Далай-ламой XIV

Открытие храма для верующих было приурочено к калмыцкому празднику Зул. В обряде освящения участвовали видные религиозные буддийские деятели, а также представители стран, связанных с буддизмом…

Буддийская архитектура исполнена символики. Золотое колесо с восьмью спицами и две лани по бокам – символ первой проповеди Будды в Оленьем парке. Автор фото izvozshik

Территория хурульного комплекса окружена оградой, в которой сто восемь белоснежных ступ.

При храме стоят семнадцать пагод-беседок со статуями пандитов (буддийских учителей).

Перед тем как войти в сам храм, мы обошли по часовой стрелке обитель, и покрутили молитвенные барабаны.

Молитвенные барабаны в Золотой обители Будды Шакьямуни

На территории храма 4 больших молитвенных барабана – внизу, по углам хурула. И 108 малых молитвенных барабанов с трёх сторон света (кроме южной), наверху холма, прямо под стенами храма.

Малые барабаны Золотой обители Будды Шакьямуни

Правда, когда мы там были, часть барабанов отсутствовала – видно, их оси не выдержали: местами они были сломаны.

Местами молитвенные барабаны отсутствовали… Автор фото izvozshik

Одна из местных женщин, увидев, что мы крутим барабаны, рассказала нам, что внутри каждого барабана (их тут называют «кюрде») заложено множество мантр (молитв). Главная буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум» написана сотни и тысячи раз на тончайших листах бумаги, обёрнутых вокруг оси барабана.

Калмычка рассказывает про молитвенные барабаны. Спапараццил (правда, издалека) izvozshik 🙂

Когда мы вращаем кюрде, это равносильно тому, что все эти молитвы читаются. При этом надо просить о том, что очень важно для тебя. И желательно – не о материальных благах, а о счастье, здоровье, избавлении от препятствий в достижении целей. Вращая молитвенный барабан, желательно повторять мантру «Ом Мани Падме Хум».

Молитвенный барабан на территории Золотой обители Будды Шакьямуни

Не буддистам не возбраняется крутить кюрде. Кстати, не знаю, всегда ли это действует, но у двух моих знакомых самые сокровенные мечты, как им казалось, очень маловероятные, сбылись. Наверное, главное – очень сильно верить. И ещё что-то делать, чтобы твои желания сбылись. Мне кажется, само по себе место силы чудес не делает. Оно просто помогает правильному настрою. А там – как знать…

Возле храма висит множество коней ветра. Их развешивают в священных для буддистов местах.

Сюда приезжают молодожёны.

Молодожёны в Золотой обители Будды Шакьямуни. Автор фото izvozshik

Кстати, с западной стороны возле хурульного комплекса возвышаются трубы котельной. Так вот для того, чтобы они не портили общий вид храма, их тоже оформили в соответствующем архитектурном стиле.

У подножия лестницы, ведущей ко входу в храм, стоит статуя Белого старца.

Это – сансарическое божество Цаган Аава, хранитель жизни и долголетия, благоденствия и плодородия. В его правой руке – посох с ручкой в виде головы дракона. Верующие, выходящие их храма, поклоняются Белому старцу.

Сама лестница украшена по центру каскадами фонтанов с семью чашами (семь – особенное число в буддизме).

А в самом верху фонтана сидит бог богатства Кубера с мангустом на левой руке.

В правой руке он держит раковину – символ объявления миру о просветлении Будды.

По обе стороны от входа в хурул сидят священные львы.

Они считаются хранителями, стражами ворот и всяческих порталов.

Лев у входа Золотую обитель Будды Шакьямуни

Когда входишь в храм, надо разуться. Обувь оставляют на полочках слева у входа. Головной убор снимают все, независимо от пола. Женщины должны быть в юбке (полотна ткани с завязками лежат там же, на полочках, если нет своей юбки, можно бесплатно воспользоваться любой из общественных, как и в православном храме).

Музей истории буддизма

В Золотой обители Будды Шакьямуни семь этажей. На первом находятся буддийская библиотека, Музей истории буддизма, конференц-зал, где читают лекции для буддистов и проводят семинары.

Мы побывали в Музее истории буддизма. К сожалению, там нельзя фотографировать, поэтому просто расскажу, что там видели.

Музей совсем маленький, один большой зал. Все музейные экспонаты связаны с буддизмом. В экспозициях представлены старинные статуи Будды, маски различных буддийских божеств, ритуальные предметы, кони ветра, буддийские иконы, фотографии, рассказывающие об истории буддизма в Калмыкии, и фото главных буддийских святынь (в основном тибетских, так как в Калмыкию буддизм пришёл именно из Тибета).

Танка – буддийская икона

А ещё там есть Золотая обитель Будды Шакьямуни из бисера! Очаровательная коллективная поделка (кто именно сделал я, увы, не запомнила, но это творение учащихся какого-то учебного заведения Элисты). Мы с детьми несколько раз подходили к этой поделке из бисера и всё не могли налюбоваться.

К сожалению, в те дни, когда мы там были, музей был закрыт на инвентаризацию (объявление об этом висело на двери). Но мы всё равно каким-то чудом в него попали (чудеса, как это нередко с нами случается, преследовали нас на протяжении всего путешествия по Калмыкии). Просто дверь в музей на какое-то время открыли, и мы, воспользовавшись этим, тихонько побродили по музею. Нас никто не выгнал, никто не стал ругать, что мы туда зашли, не смотря на табличку о том, что музей закрыт.

Обычно Музей истории буддизма работает всегда, когда открыт храм. И только в понедельник в музее выходной.

Лучше сюда приходить с экскурсоводом, тогда всё будет понятнее и интереснее.

Огромная позолоченная статуя Будды

На втором этаже – внутреннее храмовое помещение, молельный зал (дуган). Первое, на что обращаешь внимание – огромная, девятиметровая, позолоченная статуя Будды. Ни в Европе, ни в России больше по размеру нет.

Самая большая в Европе и в России статуя Будды Шакьямуни. Фото сделала моя подруга в 2006 году

Поверхность статуи сияет сусальным золотом и бриллиантами – это символ сияния Будды. А внутрь статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры (молитвы), различные благовония, земля буквально из каждого района республики (по пригоршне), растения, испокон веков растущие в Калмыкии…

Ачарья Васубандху – один из 17 пандитов

В молельном зале стоят лавки. Можно на них присесть, но при этом нельзя вытягивать ноги в направлении алтаря (лучше вообще никуда их не вытягивать) – это считается проявлением неуважения. Как и во всех храмах, тут подобает вести себя тихо.

Один из монахов Золотой обители угостил нас и наших детей печеньем. Наверное, у них так принято. Для меня получить что-то из рук монаха – это большая честь. Кстати, служитель Сякюсн-Сюме тоже угостил нас печеньем и конфетами, из чего я сделала вывод, что угощать гостей храма – это нечто вроде местной традиции.

Вообще посещение этого храма оставило у меня очень благостные и светлые впечатления. Тишина, умиротворение, светлые лица, улыбающиеся монахи, никаких тебе нищих у входа и злых старушек, которые одёргивают на каждом шагу… Кстати, тут, в храме, с нами здоровались незнакомые люди. Это было удивительно. Конечно, мы тоже здоровались в ответ. Очень доброжелательная атмосфера в местных храмах.

На третьем этаже Золотой обители проводят приём верующих. Тут же располагается администрация хурула. Мы туда не поднимались, вход туда был закрыт (временно).

На следующие этажи вход для туристов запрещён. Выше, на четвёртом этаже, покои главы всех буддистов Калмыкии. На пятом – Далай-ламы XIV (он там не живёт, но его там всегда ждут). Шестой этаж – чисто хозяйственный.

А седьмой предназначается для медитаций монахов.

В храме (справа от самого входа) есть небольшая лавка с ритуальными принадлежностями (я там купила коней ветра, которых мы развесили в Сякюсн-Сюме) и сувенирами буддийской тематики.

Повязываем молитвенные флажки у буддистских святынь в Сякюсн-Сюме

Внимание! Внутри храма нельзя фотографировать и вести видеосъёмку. Но, как нам рассказал охранник, запрет на фотографирование не полный. Можно предварительно получить благословение ламы на съёмку. И ещё снимать желательно без вспышки, потому что от яркого света портятся росписи на стенах. К сожалению, я узнала о такой возможности слишком поздно…

За пять дней пребывания в Калмыкии, мы четыре раза посещали хурульный комплекс. В первый день хотели туда ещё и вечером, но проезжая мимо на машине, увидели, что хурул не подсвечивают.

На следующий день Сергей спросил у охраны, почему хурул не подсвечивался. Охранник извинился, сказав, что, видимо, вчера просто забыли включить подсветку. И предупредил, что если мы вечером увидим, что храм не подсвечивается, чтобы просто постучали в двери и подсветку включат.

Это – буддизм, здесь нет ничего невозможного.

Однако стучать в двери храма не пришлось. Все последующие дни хурул подсвечивался.

Вечерами территория хурульного комплекса пустынна.

И очень красива…

В один из дней, когда мы приехали сюда вечером, был туман.

В тумане всё небо над Золотой обителью светится и сияет золотой водяной пылью…

Он придавал мистическую атмосферу и без того фантастическому пейзажу…

И Белый старец в этом золотом тумане тоже казался золотым…

Восточная архитектура в тумане невольно наводила на мысли о Китае…

Золотая обитель Будды Шакьямуни открыта для посетителей с утра до вечера, с 8:00 до 20:00.

Можно заказать экскурсию по хурульному комплексу.

С 9:00 до 10:30 утра в Золотой обители Будды Шакьямуни проводится молебен о благоденствии всего живого.

Адрес: ул. Юрия Клыкова (центральный вход) или ул. Ленина (на пересечении с ул. Илюмжинова). Телефон хурула: +7 (847 22) 4-01-09, +7 (847 22) 4-00-10.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни в вечернем тумане

Жаль, погода была все дни очень пасмурная, фотографии в солнечный день получились бы куда ярче, под стать окружающей обстановке.

Вам понравилась Золотая обитель Будды Шакьмуни?

Потрясающе красивое место, правда?

——————

Схожие записи:

Надеюсь, Вам понравился мой рассказ о Золотой обители и Вы поделитесь со своими друзьями в соцсетях, нажав на копки ниже:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Адрес: Золотая обитель Будды Шакьямуни, улица Клыкова, Элиста. Телефоны: +7 (847-22) 4-01-09, +7 (847-22) 4-00-10. Время работы: с 9:00 до 10:30 - ежедневный общий молебен о благополучии; с 11:30 до 16:00 - ежедневный индивидуальный прием (кроме понедельника); с 14:00 до 16:00 - поминальный молебен по пятницам. Как добраться: комплекс находится в районе пересечения улиц Ленина и Илюмжинова.

Республика Калмыкия всегда была интересным и необычным автономным государством в составе Российской Федерации. У этой страны очень интересная культура и обычаи. Более того, по всей ее территории можно видеть удивительные достопримечательности. Столица - город Элиста - может похвастаться большим количеством памятников архитектуры, безусловно, главным является Золотая обитель Будды Шакьямуни. В чем же ее туристическая привлекательность?

Строительство и открытие Золотой обители Будды Шакьямуни

Ранее в самом центре столицы находился завод по производству железобетонных конструкций, но в 2004 г. здесь основана святыня - Хурул, как называют подобные сооружения сами калмыки. Строительство было благословлено ни кем иным, а самим Далай-ламой XIV. Всего за 9 месяцев удалось создать настоящий архитектурный шедевр.
Строительные работы закончились достаточно быстро - уже 27 декабря 2005 г. произошло торжественное открытие святыни. Дату выбрали неслучайно, ведь в этот день все калмыки празднуют древний народный праздник Зул. Она совпала также с трагическим событием: в 1943 г. огромное количество местных жителей силой вывезено со своей родины на Дальний Восток. На открытии Хурула было много интересных моментов. Освящение храма проходило ранним утром.
Из-за того, что на данном мероприятии могут присутствовать только монахи, население наблюдало за процессом по телевизору. На церемонии присутствовали представители буддийского главенства разных государств - Калмыкии, Бурятии, Монголии, Тывы, а также представитель Московского Православного Патриархата. Присутствовали и высокопоставленные чиновники перечисленных выше стран, посол Непальского королевства, многочисленные гости из Японии, США и Индии.
Над проектом трудились три известных архитектора - С. Курнеев, Л. Амнинов и В. Гиляндиков. Они создали не только главное сооружение, установленное на семиметровой возвышенности, но и полностью разработали интерьер и внешний вид территории. Храм построен в таком месте, что его можно увидеть практически из любой точки Элисты.

Внешний вид Золотой обители Будды Шакьямуни

Кроме того, что достопримечательность является ценнейшим украшением Элисты, она имеет целый ряд функций. Здесь постоянно проводятся молебны, богослужения и различные ритуалы. Окружена Золотая обитель расположенными по периметру ступами, находящимися на расстоянии 5 метров друг от друга. Общее их количество составляет 108 штук.
С четырех сторон расположены ворота к храму, символизирующие стороны горизонта. Статус главных имеют лишь одни - Южные врата, через них все желающие попадают к святыне. Северные ворота используются только в служебных целях, хотя попасть к храму разрешается через каждый из четырех входов. Центральный храмовый комплекс имеет высоту 56 метров, а на территории установлена наибольшая среди европейских стран статуя Будды. Ее высота составляет 12 метров.
Если внимательно посмотреть на план сооружения, то становится понятно, что оно выполнено в форме мандалы. На территории святыни находится 17 пагод, в каждой из них установлены статуи учителей монастыря Наланда. Вся площадь перед святыней украшена просто идеально. Здесь нет ничего лишнего, а строения исполнены со вкусом. Вокруг центрального Хурула находятся так называемые "кюрде" - религиозные молитвенные барабаны. Внутри написано много молитв, а их вращение имеет глубокий религиозный смысл.
Перед входом в главный храм находится статуя Белого старца, или как его называют калмыки - Цаган Аав. Он является покровителем окрестностей, древним языческим богом. Все вокруг сделано с высокой точностью и эстетическим вкусом. Прямо рядом с параллельно установленными лестницами находится отлично выполненный фонтан. Вход в Хурул украшен колоннами красного цвета, а также изваяниями львов. Животные окрашены в соответствии к религиозным верованиям.
Главная дверь сделана очень большой и массивной. Она также выкрашена в красный цвет и оформлена золотыми резными узорами. Чтобы попасть внутрь храма, нужно предварительно снять обувь и надеть носки. Женщины не допускаются в святыню, если на них нет юбки или специального платка на бедрах. Считается, что подходить к статуям необходимо непременно по часовой стрелке.

Внутреннее оформление храма

Интерьер святыни создан лучшими мастерами, поражает взоры путешественников и паломников роскошью и красотой. Над оформлением стен трудилось 9 художников. Все внутри украшено сюжетными рисунками из буддийских рассказов и легенд. Здесь туристы смогут осмотреть монашеское одеяние Далай-ламы XIV. На территории храмового сооружения открыт сувенирный магазин, где каждый желающий может с легкостью приобрести различные украшения и благовонию.
Весь хурул разделен на 7 уровней, каждый из них имеет свое предназначение. Самым главным считается 7-ой, где построена комната для размышлений и медитаций. В нее имеют право входить только представители духовенства. На уровень ниже находятся подсобные комнаты. На 5-ом оборудована резиденция Далай-ламы. Ниже уровнем могут поселиться представители верховного духовенства буддизма Калмыкии. 3-ий ярус отдан под кабинеты астрологов, медиков и священнослужителей, где они устраивают приемы всем желающим прихожанам.
На втором уровне находится зал с большой статуей Будды, которая щедро украшена бриллиантами разного размера и покрыта тонким слоем золота. Зал способен одновременно вместить 1500 молящихся граждан. Внутри статуи находятся бесценные для буддийской веры предметы: молитвы, мантры, земля Калмыкии и благовония. Владимир Васькин - человек, создавший эту замечательную скульптуру вместе с целым коллективом местных мастеров.
На самом нижнем уровне расположены музей, библиотека и зал для конференций. Каждый человек, приходящий в музей, может увидеть много фотографий, дающих понять, что собой являет буддизм. В конференц-зале может с легкостью разместиться 460 человек, здесь регулярно проводятся торжественные мероприятия. В библиотеке собраны уникальные книги, которые можно изучить в расположенном рядом читальном зале.

Расписание работы Золотой обители

Главный Хурул государства функционирует практически каждый день. Утром здесь проходит молитва за весь народ Республики Калмыкия, чтобы каждый житель страны находился в достатке и благополучии. Начинают читать молебен в 8:30.
Регулярно по пятницам в храме проводят службу памяти. Она начинается ровно в 14:00. В разные дни по календарю луны в святыне молятся и обращаются к разным силам. Например, 29-й день проходит в молитвах, обращенных к защитникам веры. 15-го числа обращаются к Будде Врачевания и так далее.
Каждый посетитель может пообщаться со священнослужителями. Прием начинается с 11 часов в любой день, кроме понедельников. Поклонники истории буддизма могут с легкостью расширить свои знания. Ведь в стенах Золотой обители Будды Шакьямуни регулярно организовываются интереснейшие выставки.
Дело в том, что в храме функционирует филиал Национального музея страны, где постоянно можно увидеть много интересного. В Хуруле также предлагается возможность обучиться йоге и тибетскому языку. Проводимые курсы имеют регулярный статус, поэтому и горожане, и многочисленные путешественники могут на них записаться.

Утренняя служба

Подобное мероприятие является очень интересным. Вначале здешние монахи начинают зачитывать тексты Прибежища в Трех Драгоценностях. Согласно буддийскому верованию, они находятся в Будде, Джарме и Сангхе. После этого в голос произносятся другие тексты. На этот раз "100 богов рая Тушиты", посвященной Ямантаке, являющейся одним из главных просветленных существ. На утренней службе можно увидеть много необычных ритуалов.
Например, отрезание черного языка, обряд долголетия, обряд для уничтожения перепон и отворот ночных кошмаров. Каждый раз, во время молебна местные монахи осуществляют визуализацию различных божеств. Благодаря подобным движениям священнослужители пытаются призвать высших существ. После этого они делают подношения, направленные на то, чтобы задобрить божества, а те подарили очищение и благословение всем людям, которые на данный момент находятся в святыне.
Без всяких преувеличений, Золотая обитель Будды Шакьямуни является украшением и достоянием Элисты. "Жемчужина среди степей" - как ее называют сами калмыки - является главным буддийским центром страны. Каждый год сюда приезжают десятки тысяч туристов, чтобы более близко познакомиться с буддийской религией. Особенно мощно и роскошно храм выглядит на фоне скромных городских сооружений. Подобное зрелище просто восторгает и ошеломляет!