Кутузовский. Поклонка

Кутузовский. Поклонка

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы (в конце нынешней улицы Горького) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826 г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной. Составление проекта поручили крупнейшему русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. В том же году он разработал и первоначальный ее проект. Однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г.


Триумфальные ворота у Тверской заставы


Триумфальная арка в Москве


Торжественная закладка арки

состоялась 17 августа того же года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».


Постройка Триумфальных ворот

Первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,- растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица Горького - Ленинградское шоссе. Триумфальная арка, кордегардии (помещения для воинского караула) и остатки соединявшей их когда-то кованой ограды были разобраны. Богатое скульптурное убранство арки 32 года хранилось в филиале Музея архитектуры имени А. В. Щусева (на территории бывш. Донского монастыря). Там и теперь еще можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старого литья - чугунные доски с рельефными воинскими доспехами и гербовым оформлением, основание и капитель одной из колонн.


В 1966 г. Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте. Над проектом трудился коллектив 7-й мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ним стояла не из легких: ведь в одном только венчающем арку карнизе требовалось разместить 1276 самостоятельных деталей. Архитекторам, художникам и инженерам предстояло по сохранившимся обмерам, рисункам и фотографиям воссоздать первоначальный облик памятника, восполнив утраченные элементы декора. Руководимый одним из старейшин московской реставрации В. Либсоном, ведущий коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой смело взялся за дело.

Скульпторы-реставраторы Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР, что на Профсоюзной улице, тщательно изучив архивные материалы, готовили гипсовые слепки и формы деталей, которые предстояло отливать заново. Было подготовлено более 150 моделей - точных копий каждого восстанавливаемого элемента декора.


Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами вместо подлинных, вмонтированных в стены вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962 г.

Немало потрудились над отливками и чеканщики. Большое мастерство потребовалось для того, чтобы из разрозненных деталей собрать рельефы с изображениями древних воинов, пирамиды из воинских доспехов, воссоздать утраченные фрагменты чугунной «одежды» Триумфальных ворот.


Вопрос о новом месте размещения и объеме восстановительных работ вызвал много споров и предложений. Одни считали, что Триумфальная арка должна быть восстановлена на Ленинградском шоссе, недалеко от площади Белорусского вокзала. Другие полагали, что арку следует вынести за черту города, на Поклонную гору, и восстановить непременно такой, какой ее создавал Бове, т. е. с небольшими, богато украшенными кордегардиями, симметрично расположенными по обеим сторонам арки. Подобно могучим крыльям, кордегардии соединялись с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль создавал в свое время очень удачное архитектурное завершение одной из основных московских магистралей. Однако архитекторы 4-й мастерской «Моспроекта-1», которая решала вопросы размещения, были убеждены, что Триумфальные ворота нужно восстанавливать как монумент, т. е. без кордегардий, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Проблема установки грандиозного памятника

не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове ставил арку на окраине столицы, среди маленьких домов, где она являлась центром архитектурной композиции, то современным градостроителям предстояло установить монумент в сложившемся городском пейзаже, среди высоких зданий, превосходящих своими размерами арку. Необходимо было поставить памятник так, чтобы его не закрывали многоэтажные дома, чтобы он не потерялся между ними и чтобы издали можно было рассмотреть его неповторимое декоративное убранство. Наиболее подходящим местом архитекторами была признана нынешняя площадь Победы. Теперь Триумфальная арка ставилась без кордегардий и ограды не как проезжие ворота, а как монумент с таким расчетом, чтобы ее с обеих сторон обтекали оживленные транспортные потоки, а она объединяла и украшала пространство между окружающими домами, в то же время не сливаясь с ними.


После того как Исполком Моссовета утвердил проект реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект, приступили к работам строители. Им предстояло сделать абсолютно ровной площадь вокруг будущей арки, срыв возвышенность у Староможайского шоссе, проложить новый проезд шириной 15 метров для автотранспорта и подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с участком в середине проезжей части, на котором вырастала арка.

Над возведением монумента с большой любовью трудились бетонщики, облицовщики, монтажники, камнерезы и сварщики 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте г. Москвы


6 ноября 1968 г. замечательное творение Бове обрело вторую жизнь.

Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей был воссоздан, пожалуй, самый грандиозный московский памятник в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.

Триумфальная арка стоит теперь на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс вместе с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и расположенными рядом с ними памятниками.

Лицевой стороной арка

обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные ворота и арки всегда ставились главным фасадом к ведущей в город дороге.


Основу памятника

составляет однопролетная арка с шестью парами свободно стоящих 12-метровых чугунных колонн пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Колонны, весом 16 тонн каждая, были заново отлиты на московском заводе «Станколит» по деталям единственной сохранившейся старой колонны. Между каждой парой колонн, в образованных ими нишах, на высоких постаментах размещены мощные литые фигуры воинов с сердцевидными щитами и длинными копьями, в древнерусских кольчугах и островерхих шлемах, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Бородатые лица витязей суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов, их тесные, римского типа туники - дань господствовавшему в начале XIX века классическому образу.


Горельеф «Изгнание галлов из Москвы» на фасаде триумфальной арки

Над фигурами воинов, в верхней части пилонов, укреплены искусно выполненные, изящные, полные динамизма горельефы. На рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Побитие двунадесяти языков», изображен рукопашный бой на фоне зубчатой кремлевской стены. Неудержимо надвигающиеся справа плотными рядами русские воины в античных доспехах теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане русский воин. Левой рукой он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой он занес меч над по верженным врагом. В словно ожившей на рельефе фигуре русского воина воплощена мощь народов России, поднявшихся на борьбу с завоевателем. Ужасу и обреченности врагов противопоставлена твердая уверенность и безграничная решимость русских воинов - освободителей Москвы. Выразительно исполнена и фигура убитого неприятельского воина с обнаженной грудью.


Композиция решена мастерски.

Впечатление движения усилено созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различны по размерам, а ближайшие фигуры являются почти самостоятельными скульптурами. Однако это не мешает горельефу удачно вписываться в плоскость стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Рельеф исполнен с большим патриотическим чувством, страстностью и глубокой жизненностью рисунка.

горельеф - «Освобожденная Москва»

Выполнен в более спокойной манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с древним московским гербом, на котором изображен святой Георгий Победоносец, поражающий дракона, олицетворяет Москву. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. На нем богатое платье римского цезаря. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с палицей на правом плече, Минервы, старца, женщины и юноши. Фоном для них служит зубчатая стена Московского Кремля.

В одежде персонажей заметно сочетание русских национальных черт с античными, как и в предыдущем рельефе. Бесспорно, этот горельеф во многом уступает «Изгнанию французов», однако они близки друг другу по направлению, выходящему за традиционные рамки классицизма и приобретающему черты романтизма.


Традиционные фигуры трубящих о победе Слав парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены гербы административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором.

Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед, отчетливо выделяющиеся на светлом фойе аттика. Сидящие фигуры строго ориентированы по вертикалям пилонов и как бы венчают каждую пару колонн. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Классически строгие лица оживлены легкой улыбкой.


Арку венчает колесница Славы

Словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднятым в правой руке лавровым венком она венчает победителей. Плотные, округлые формы ее тела дышат энергией. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 г. из-за размещения на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре аттика, над проезжей частью,

по обеим сторонам арки помещены мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена из слов М. И. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским воинам: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На главном фасаде повторен текст закладной доски. И, читая эти строки, мы, потомки пятого поколения героев Двенадцатого года, словно теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Москвы, кто поднимал ее из руин, кто совершил свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.


Стены арки облицованы белым камнем, добытым близ подмосковного села Татарова. В свое время Бове частично использовал и белый камень, которым отделывали мытищинский самотечный водопровод,- он тогда перестраивался. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов - черного чугунного литья и белого камня - усиливает художественную выразительность памятника.

Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве.

Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца, т. е. при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков.


Великолепно было найдено создателями и решение стройных архитектурных пропорций всех элементов Триумфальной арки. Попробуйте мысленно увеличить высоту фигур воинов - и они помешают восприятию горельефов. Измените размеры цоколя арки - и придется менять размеры чугунных колонн. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров - и все ее лепное убранство станет мелким и потеряется на фоне стенных проемов. Это подтверждает правильность выбранных пропорций, их жесткую взаимозависимость.

Идею ясного и спокойного сознания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора, наметившего в общих чертах скульптурное убранство арки. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием.


Совершенная красота формы

Жизненность лепки, твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслугой Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена создателей, история сооружения и возобновления Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829-1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

Прошло девять лет с момента воссоздания арки, и в сентябре 1977 г. ее снова окружили строительные леса. В течение нескольких недель здесь трудились, сменяя друг друга, кровельщики, пескоструйщики, герметчики, сварщики, механики, монтажники, гранильщики, каменщики треста Мосстрой № 7. Рубероидную крышу арки под копытами бронзовых коней заменили более устойчивой к воздействию дождя, снега и солнца теоколовой мастикой, проложенной стеклотканью; цинковое покрытие - медным с усиленной системой закрепления. Кое-где появившийся на литье коррозионный налет счистили до блеска, а эти места покрыли свинцовым суриком и специальной черной краской с темно-зеленым отливом под старину. Подновили гранитный цоколь, расчистили стены и надписи, выровняли плиты на окружающей арку площадке.


Триумфальная арка

Это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице, это зримое воплощение глубокой признательности потомков героям-победителям. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» -писал В. Г. Белинский. И воссозданная Триумфальная арка на площади Победы - лучшее тому подтверждение.

29 июля 1836 года в Париже на площади Звезды (сейчас это площадь Шарля де Голля) была торжественно открыта Триумфальная арка, сегодня ставшая одним из символов французской столицы. На ее строительство ушло 30 лет. Соорудить арку приказал Наполеон сразу после Аустерлицкого сражения. Правда, сам император результат так и не увидел, строительство завершили во времени царствования Луи-Филиппа. Арка достигает в высоту 50 метров и украшена изображениями боевых походов французской армии.

Триумфальные арки как память о победе в сражениях можно найти по всему миру. Мы собрали еще 7 самых впечатляющих.

Триумфальная арка в Москве

В 1826 году арку было решено заменить на каменную.

История московской арки началась в XIX веке. Поначалу она была деревянной — ее возвели в честь возвращения русских войск с победой над наполеоновской армией. В 1826 году арку было решено заменить на каменную. Строительство заняло долгих 20 лет, а после и вовсе разобрали как пережиток прошлого. Однако спустя еще 30 лет власти столицы приняли решение воссоздать арку и установить ее на Кутузовском проспекте. Работа была завершена в 1968 году. Монумент состоит из арки и 12 колонн. Между парами колонн на постаментах размещаются большие фигуры, экипировка которых повторяет снаряжение древнерусских воинов. Над этими фигурами расположены изображения сцен боев, а также русского императора Александра I и героев древних мифов. Над аркой находится скульптурная группа — колесница, запряженная в шестерку коней, которой управляет богиня победы Ника.

Арка Ворота Индии в Нью-Дели

Индийская арка очень напоминает свою «сестру» из Парижа — не только масштабом, но и значимостью для города. Мемориал был возведен в 1931 году в честь воинов, сражавшихся во время Первой мировой войны — имена каждого погибшего высечены на арке. 48-метровая арка расположена на главной улице Нью-Дели, так называемом Пути царей.

Триумфальная арка в Барселоне

Верх арки украшен гербом Испании.

Арку в Барселоне возвели в 1988 году специально к проведению Всемирной выставки. Монумент построен из красного кирпича и расположен на стыке бульваров Пасе-де-Люис Компанус и Пасе-де-Сан Хуан. Верх арки украшен гербом Испании, а на дугах фасадов размещены гербы провинций страны. В верхней части арки имеется несколько скульптурных композиций.

Арка Бранденбургские ворота в Берлине

Знаменитая берлинская арка была воздвигнута в 1791 году. Во время Второй мировой войны она была сильно повреждена, и ее восстановление в 1957 году стало символом разделения и последующего воссоединения Германии. Ворота являются границей старого центра города. Во времена холодной войны именно отсюда началось строительство Берлинской стены, и здесь же в 1989 году первые восточные немцы переходили границу , чтобы попасть в Западную Германию. Верх арки украшает скульптурная группа: четверка лошадей, которой управляет богиня победы Виктория.

Мраморная Триумфальная арка в Лондоне

Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом.

Эта арка расположена возле Ораторского уголка в Гайд-паркер. Она была создана в 1828 году архитектором Джоном Нэшем, взявшим за основу Триумфальную арку Константина в Риме. Изначально монумент располагался перед Букингемским дворцом и служил ему парадным входом. Сооружение перенесли в 1851 году. Арку украшают коринфские колоны, она имеет три арочных прохода: одна большая центральная арка и две меньших по сторонам от центральной арки. Наверху расположен барельеф, представляющий Англию, Шотландию и Ирландию.

Арка Августа в Римини

Арка в Римини — одна из самых древних в мире. Она была возведена в честь императора Октавиана Августа и поначалу служила главными воротами в город — по бокам от нее располагались его стены. Высота арки — 9,92 м, ширина — 8,45 м, толщина — 4,10 м. В ее четырех медальонах изображены четыре божества: Юпитер, Нептун, Аполлон, сын Юпитера, Минерва, а с обеих сторон установлены головы двух быков, символизирующих Римини как колонию Рима. Раньше в верхней части арки располагалась четверка лошадей (традиционная для римской архитектуры), которой управлял император Август.

Триумфальная арка в Бухаресте

Арка — один из главных символов столицы Румынии.

Арка — один из главных символов столицы Румынии. Она расположена возле самого большого парка на одном из важнейших шоссе столицы, которое носит имя русского генерала и дипломата, графа Павла Киселева. Арка была установлена в честь защитников независимости Румынии в 1922 году. Как и московская, поначалу эта была построена из дерева, и только в 1936 году ее заменили на арку из железобетона и гранита. Ее высота — 27 м. На арке высечены тексты великого румынского историка Николае Йорга и список названий населенных пунктов, в которых велись боевые действия.


С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»

В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины
XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила
дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех
святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.

Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.


У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

В следующий раз можно будет поговорить о триумфальных воротах, находившихся на территории бывших подмосковных усадеб, а ныне вошедших в состав Москвы... Кое-что сохранилось, например, в Измайлово на Серебрянном острове...


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте

С древних времен триумфальные арки возводились в честь полководцев, одержавших великие победы. Эта традиция сохранялась на протяжении нескольких веков. Во многих странах победители, вернувшиеся из похода, входили в город через специально сооруженные по этому случаю триумфальные ворота.

Была такая традиция и в России. В 1814 к моменту возвращения из Европы русской армии, довершившей разгром наполеоновских войск, была сооружена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Однако деревянная арка недолговечна, и в 1826 году было принято решение о замене ее каменной. Проектирование новой Триумфальной арки было поручено разработать знаменитому архитектору Осипу Ивановичу Бове (по его проекту было построено здание Большого театра). Проект был готов в течение года, но перепланировка площади, на которой она должна была быть установлена, заставила архитектора пересмотреть его. В итоге окончательный проект был представлен в 1829 году.

Закладка мемориала состоялась в августе 1829 года. При этом в основании была замурована бронзовая пластина, надпись на которой гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство памятника затянулось на несколько лет. Причинами этому стали недостаток денежных средств и равнодушие властей города. В итоге, открытие мемориала состоялось лишь спустя пять лет в 1834 году.

Триумфальная арка стояла у Тверской заставы больше века, пока в 1936 году не было принято решение об очередной перепланировке площади. В результате арка была разобрана и помещена в филиал музея имени Щусева. Некоторые ее фрагменты: часть колонны и рельефные изображения воинских доспехов располагаются там и теперь.

30 лет спустя московские власти приняли решение о воссоздании памятника. Ее было решено установить на новом месте. Вопрос о месте размещения Триумфальной арки вызвал много споров. Некоторые предлагали установить ее на Ленинградском шоссе, другие на Поклонной горе. Кроме того, было решено не восстанавливать некоторые украшения и ограду, с тем, чтобы монумент не мешал оживленному движению.

Архитекторам пришлось немало поломать голову и над тем, как лучше разместить памятник. Первоначально арка располагалась в окружении невысоких домов, а на их фоне была величественным сооружением. Современные же дома превышали арку по высоте. В итоге, лучшим вариантом размещения была признана нынешняя площадь Победы на Кутузовском проспекте.

В основном вид и размер Триумфальной арки должен был остаться прежним. Для этого архитекторами и инженерами использовались сохранившиеся чертежи, рисунки и фотографии памятника. Скульпторы по тем же материалам воссоздавали рельефные изображения, некоторые из которых были утрачены, а другие использованы в оформлении музея-панорамы «Бородинская битва».

Наконец, 6 ноября 1968 года работы над воссозданием Триумфальной арки были завершены. Памятник расположился недалеко от Поклонной горы и образовал мемориальный комплекс с расположившимися поблизости музеем «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и еще несколькими памятниками. Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Памятник состоит из однопролетной арки и 12 колонн, расположенных вокруг двух пилонов – арочных опор. Высота колонн -12 метров, вес каждой из них – 16 тонн. Между парами колонн на постаментах размещаются литые фигуры, экипировка которых повторяет снаряжение древнерусских воинов: длинные копья, кольчуги и остроконечные шлемы.

Над этими фигурами укреплены изящные горельефы, изображающие сцены боев, а также русского Императора Александра Iи героев древних мифов. На одном из них русские воины в античных доспехах атакуют отступающего врага. Этот горельеф имеет название «Изгнание французов». Мастерски сделанные горельефы создают видимость объемного изображения: фигуры переднего и заднего планов отличаются по величине.

Над Триумфальной аркой расположена скульптурная группа изображающая запряженную в шестерку коней древнюю колесницу. Колесницей управляет богиня победы Ника. В правой руке она держит лавровый венец, которыми во все времена награждали победителей. Кстати, при открытии арки в XIX веке из-за изображения древних богов сооружение даже отказался освятить московский митрополит.

По сторонам арки помещены мемориальные доски. На одной из них слова Кутузова: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем». На другой доске надпись, которая была на замурованной при закладке пластине, приведенная выше.

Под сводом арки закреплена чугунная мемориальная доска, на которой записана краткая история сооружения и воссоздания арки, а также имена людей принимавших в этом участие: «Московские Триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. сооружены в 1829–1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 г.».

    Достопримечательность Московские Триумфальные ворота Московские Триумфальные ворота, сооружённые в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года … Википедия

    МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

    1) река, лп Оки; Смоленская, Московская обл. Для объяснения гидронима Москва в XIX XX вв. предлагался ряд этимологии на основе фин. угор. языков: коровья река. Обе мотивировки вполне реалистичны: река и начинается в болоте (Москворецкая Лужа или … Географическая энциклопедия

    Бранденбургские ворота в Потсдаме Ворота проезд в стене или ограде, запираемый створами. Предназначены для проезда гужевого или автомобильного (реже иных видов) транспорта. Сами створы ворот также часто называют воротами. Обычно… … Википедия

    Москва. I. Общие сведения. Население М. столица СССР и РСФСР, центр Московской области. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политических, научных, промышленных и культурных центров, город герой. М. относится к крупнейшим по численности … Большая советская энциклопедия

    Москва (гостиница, Москва) Достопримечательность Гостиница «Москва» Гостиница «Москва» в нач … Википедия

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший транспортный узел, порт, главный политический, научно культурный и промышленный центр СССР. Упоминается в летописях с 1147. Наиболее древняя часть Москвы ансамбль Кремля (см. Кремль Московский) с… … Художественная энциклопедия

    Москва - столица России. Расположена на одноим. реке (притоке Оки), от к рой получила свое имя. Среди многочисл. этимологий наиб. вероятно выведение из балт. и слав. языков со знач. сырой, мокрый, влажный. Впервые упоминается как село 28 марта 1147,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Столица Российской Федерации, город федерального значения, центр Московской области, город герой. Крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр России. Расположен в Европейской части территории России, в… … Города России

Книги

  • Достопримечательности Москвы , Сборник. Сегодняшняя Москва – растущий, быстро изменяющийся город. Город, где переплелись Европа и Азия, архаическое и сверхсовременное, где перезвон мобильных телефонов сливается с гулом церковных…