Что такое дельфы в греции. Древние дельфы

Что такое дельфы в греции. Древние дельфы
Что такое дельфы в греции. Древние дельфы

В VIII столетии древние божества исчезли, и Аполлон присвоил себе оракула, шептавшего в глубине расщелины – того самого оракула, который через века сделает из Дельф религиозный и нравственный центр античного мира. Его слава не переставала расти, и вскоре ни одно важное решение в области политики, торговли или религии не могло быть принято без одобрения оракулом.

Могущество Дельф основывалось на сказочном богатстве, города-государства и все средиземноморские колонии состязались в щедрости даров оракулу. Каждые четыре года в память о победе Аполлона над змеем Пифоном проводились Пифийские игры. Во времена римского владычества Дельфы были разграблены Нероном и Суллой, но позже восстановлены Адрианом. Оракул был в конце концов упразднен византийским императором Феодосием I в конце IV века.

Святилище в Дельфах и его источники находятся у подножия двух отвесных скал красноватого цвета, Фадриадских утесов, высотой более 1200 метров. В глубине ущелья, разделяющего два массива, бьют ключом ледяные воды Кастальского источника, берущие начало в бассейне, в котором оракул совершал ритуальные омовения.

Священная дорога

Вход в святилище ведет через агору, где в римскую эпоху собирались торговцы храма. Пройдя через священный участок (теменос) , вы увидите большую дорогу, по краям которой некогда находились памятники и сокровищницы, возведенные большими городами, островами и колониями античной Греции, чтобы хранить в них дары от жителей.

Храм Аполлона

Развернувшись на 180°, наклонная дорога приближается к подпорной стене храма Аполлона из тщательно подогнанных камней - самому священному месту в Дельфах. Стена в 83 метра длиной испещрена сотнями надписей, высеченных освобожденными рабами. Наконец, перед нами предстает и само святилище, перестроенное в IV веке до н.э. Впоследствии удалось восстановить лишь несколько колонн. Именно здесь вещала пифия.

Театр

Возле храма находится театр IV века до н.э., вмещавший по меньшей мере 5000 зрителей. Когда-то здесь проводились Пифийские игры, сейчас он оживает лишь на время летних фестивалей. С самой высокой точки святилища открывается потрясающая панорама, охватывающая ступеньки, храм, оливковые рощи, толос и пронзительную, бликующую синеву вод Итейского залива.

Стадион

Поворачивающая налево тропинка ведет к стадиону (III век до н.э.) , насчитывавшего 7000 мест. Его каменные ступеньки были достроены в римскую эпоху.

Толос

Чуть ниже основного святилища, на противоположной стороне дороги, находится единственный важнейший след святилища Афины Мармарии - толос. Это круглая постройка необыкновенно гармоничных пропорций, пусть и сохранившая лишь три колонны и часть антаблемента. Его точная роль неизвестна.

Музей

Музей в Дельфах обладает необыкновенной коллекцией произведений архаического и классического периодов, пальма первенства среди которых, без сомнения, принадлежит Возничему. Эта бронзовая статуя V века до н.э. была найдена в 1896 году, пролежав 2000 лет под строительным мусором, где она оказалась в результате землетрясения. Удивительно естественный, с лицом, носящим отпечаток спокойной гордости, и глазами из оникса, возничий колесницы изображен выполняющим свой круг почета. Вы также сможете полюбоваться на архаичного сфинкса VI века до н.э., дар острова Наксос, две кариатиды и элементы фризов нескольких сокровищниц, в том числе и Сифноса, два куроса высокого роста и удивительную деревянную статую быка, облицованную серебряными пластинами.

Парнас

Снега на вершинах горы Парнас, месте жительства Аполлона и его муз, не таят до начала лета. Она находится в нескольких километрах к северо-востоку от Дельф. Достигая 2457 м в своей самой высокой точке - пике Лиакура, массив приобрел популярность у афинян, которые приезжают сюда кататься на горных лыжах зимой и ходить в походы летом. Можно совершить подъем без особых сложностей, это займет немногим более часа.

Арахова

Эта горная деревня, построенная на высоте 960 м над уровнем моря, по дороге из Дельф в Афины, сейчас довольно оживленное местечко. Каменные дома превратились в ремесленные лавки, кафе и рестораны. Здесь можно купить традиционные изделия, а весной (23 апреля) пойти на колоритный праздник пастухов. Этот день отмечает начало сезона, когда пастухи уходят на пастбища.

Согласно одной из легенд, витающих вокруг этого места, однажды в разных концах света Зевс выпустил двух орлов, которые встретились в Дельфах. С тех пор греки воспринимали этот город как центр Вселенной.

Дельфийский храм появился в глубокой древности и его основное предназначение заключалось в предсказании судьбы. По легенде Дельфийский оракул вначале принадлежал не Аполлону, а богине земли Гее. В то время самой первой прорицательницей стала нимфа по имени Дафна. И однажды Аполлон завладел храмом - для этого ему пришлось убить дракона Пифона, охранявшего оракула. Чтобы спасти свою жизнь и избежать преследования, Дафна превратилась в лавровое дерево. После этого завоевания Аполлон получил прозвище "Пифийский". С этого момента лавровое дерево почитается в Дельфах как священное. Кроме того, в честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно проводились крупные спортивные состязания, более известные как Пифийские игры.

Храм Аполлона в Дельфах на протяжении столетий играл важнейшую роль в жизни древних греков. Они старались не начинать никаких серьезных дел без совета с оракулом в Дельфах, и неважно - частное это дело или государственное. До наших дней сохранилось каменное основание со ступенями и несколько колонн дорического ордера.

Кастальский источник

Кастальский источник – источник вдохновения, родина муз, располагающаяся у подножия скалы Федриады, в стене которой вырублены небольшие ниши, предназначавшиеся для даров, приносимых паломниками.

Источник – старейшая из Дельфийских святынь и, вероятно именно по этой причине Аполлон выбрал это место для своего пристанища. Это связано с химическими испарениями, которые исходили из глубин земли и «вдохновляли» Пифию Оракула.

По одному из поверий три глотка из этого источника сделают вас поэтом, шесть принесут удачу в делах, а девять - подарят любовь.

А какие достопримечательности Дельф вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Святилище Аполлона

В древние времена храм Аполлона имел огромное значение для культуры Древней Греции. Именно здесь располагался Дельфийский оракул - великое прорицалище, куда приходил просить пророчество даже сам Александр Македонский.

Дельфийским оракулом заведовала Пифия - жрица-прорицательница, проводившая практически всю свою жизнь в храме Аполлона. К ней приходили паломники со всего мира, но принимала она далеко не каждого (среди "отказников" был даже сам Геракл). Тем, кому Пифия соглашалась дать пророчество, приходилось ожидать ответа до трёх дней.

Каменный храм Аполлона был построен в пятом веке до нашей эры. Впоследствии он сильно пострадал при землетрясении, но был отстроен заново. Просуществовав тысячу лет, храм был разрушен христианами. До сегодняшнего дня сохранились лишь руины.

Среди провинциальных храмов, построенных в XI-XII вв. монастырь Блаженного Луки является одним из наиболее известных. Монастырь встречает путешественников умиротворяющей тишиной и прохладой, расслабляющих после шумного города. С площадки, на которой расположен монастырь, открывается великолепная панорама обители и ее окрестностей. Открывающиеся виды не могут никого оставить равнодушным. Духовное богатство монастыря Блаженного Луки основано на личности и жизненном пути его основателя - святого Луки, именуемого иногда "младшим" или "Стирисским". Однако не следует путать его с евангелистом Лукой, который погребен в Фивах, недалеко отсюда. С архитектурной точки зрения монастырские постройки относятся к наиболее впечатляющим и монументальным образцам ранней монастырской архитектуры. Всемирную славу монастырю принесли удивительные по красоте византийские мозаики.

Национальный парк Парнас

Национальный парк Парнас расположился на территории одноименной горы в Дельфах, в Греции. Гора Парнас должна быть хорошо известна знатокам древнегреческих мифов, где она неоднократно упоминается. У подножия горы находится дельфийский оракул - прорицалище при храме Аполлона.

Парк дарит приезжающим сюда туристам возможность насладиться превосходными пейзажами, которые обеспечивают альпийские луга и горные скалы практически вся территория покрыта лесным массивом. И, конечно же, такая среда для животных – рай, поэтому эти места уже давно обжили лесные жители: лисицы, грифы, белки, барсуки.

Одно из самых знаменитых мест в парке – Кастальский источник, посвященный Аполлону и его служительницам, музам. Легенда гласит, что этот источник дарит вдохновение каждому, кто его ищет.

Парнас знаменит не только среди любителей древнегреческих мифов, искусствоведов и ценителей дикой природы: зимой сюда все чаще приезжают лыжники и сноубордисты, чтобы отлично провести свой спортивный отпуск.

Архелогический музей в Дельфах

Экспозиция Дельфийского археологического музея – самая обширная в Элладе. И это неудивительно: во времена античности Дельфы были чрезвычайно богатым и значимым городом. Здесь находилось святилище Аполлона, в котором были построены сокровищницы, где хранились подарки богу Аполлону от различных городов-государств.

Музей занимает двухэтажное здание общей площадью 2270 квадратных метров, на которых разместились 14 выставочных залов. В них выставляются одиночные статуи и скульптурные композиции, выполненные и таких материалов как: мрамор, бронза, золото и слоновая кость.

Самый ценный экспонат музея - прекрасно сохранившаяся бронзовая статуя «Дельфийский возничий». Специалисты полагают, что это фрагмент большой скульптурной композиции, изображавшей возничего, колесницу и лошадей в нее запряженных. Дата изготовления предположительно 478 – 474 год до нашей эры, и запечатлела победителя Пифийских игр 478 года в соревновании среди колесниц. Кроме «Возничего» Дельфийский музей знаменит скульптурой «Три танцующие девушки». Есть здесь также статуи бога Аполлона и богини Артемиды, сделанные из слоновой кости и золота и очень много других экспонатов чрезвычайно интересных для ознакомления.

Музей черепично-кирпичного завода

Музей черепично-кирпичного завода – это один из немногих сохранившихся образцов промышленного комплекса Греции. В 2004 году музей был присоединен к сети тематических музеев Технологий Культурного фонда. Целью этого музея является попытка вывести на первый план историю города. Кирпичный завод был основан в 1926 году и его общая площадь составляет 22.000 квадратных метров. Он использовался для производства широкого спектра кирпичей и черепицы. Завод закрылся в 1978 году.

В 2004 году Культурный фонд принял решение о создании образцов кирпичной кладки в основных сооружениях завода. Два года спустя были восстановлены дробилки, компрессоры, резцы, силосы, тележки и печи. Теперь посетители музея имеют возможность ознакомиться с профессией кирпичника и плиточника, а также они могут как можно лучше узнать процесс изготовления кирпича.

Пуп земли

Древний город Дельфы во времена Античности считался культурным центром и до нас дошли его описания в легендах и мифах Древней Греции. В одной из легенд говорится, что Дельфы и есть центр Земли, или пуп Земли. Дабы увековечить сей факт, был установлен омфалос (камень конусообразной формы), символизирующий Пуп Земли.

А легенда такая: однажды Зевс-громовержец решил определить, где же находится центр Земли. Он выпустил двух орлов, одного с запада, другого с востока. Птицы облетели вокруг Земли и встретились в Дельфах, определив таким образом ее центр. На месте встречи орлов Зевс велел установить каменный омфалос (по другой версии сам метнул камень в это место), который и посчитали Пупом Земли.

По другой легенде, омфалос – камень с могилы священного змея (или дракона) Дельф Пифона, или, другими словами, был точкой пересечения мира живых с миром мертвых, то есть самым что ни на есть центром мироздания. А отправил страшного Пифа в мир мертвых – Апполон, после чего обратился в стаю дельфинов и вывел терпящее бедствие судно в Коринфский залив. Моряки, в благодарность за спасение, переименовали местность в Дельфы. Другая версия названия Дельф – перевод индоевропейского слова «дельфис» - «живот» или «матка», то есть исток всего живого.

Древние Дельфы

Дельфы - это один из важнейших религиозных центров Древней Греции, в 176 км от Афин. Дельфийский археологический комплекс и музей расположены у подножия знаменитой горы Парнас в Священной Долине. Еще в XVII в. английские и французские исследователи пытались найти местонахождение древних Дельф, но безуспешно. Город и святилище исчезли под слоем более поздних отложений, и никто не знал, где они находились. Только в 70-х гг. XIX в. немецкие и французские археологи начали здесь систематические раскопки, которые привели к тому, что Дельфы снова явились миру.

В древности Дельфы считались центром мира. Согласно легенде, два орла Зевса, выпущенные с разных концов света, встретились над склонами горы Парнас, в тот же момент с неба упал конической формы камень, который и обозначил центр Вселенной. Камень этот получил название "омфалос",и стал одним из символов дельфийского святилища.

Террасы на южном склоне горы, достигающей 2457 м, уступами поднимаются к святилищу Дельф. Дельфийский храм, расположенный в естественном каменном амфитеатре, на протяжении веков считался самым священным местом на земле.

Святилище Аполлона (Теменос) было в древности одним из важнейших культовых центров Греции, без самого почитаемого оракула античности, знаменитого Дельфийского оракула, не принималось ни одно важное решение. Дельфийское святилище было чрезвычайно богато. Каждый паломник приносил в дар богу что-либо ценное, а посланцы городов-полисов строили здесь великолепные сокровищницы и сооружали бронзовые или мраморные скульптурные памятники.

Самые популярные достопримечательности в Дельфах с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Дельф на нашем сайте.

«На месте Дельфийского святилища уже в Микенскую эпоху располагался храм, где почиталось женское божество, которое отождествляют с богиней Геей. В темные века оно пришло в упадок, и новое возвышение Дельф произошло уже в Архаическую эпоху и было связано с началом почитания здесь бога Аполлона.»

Легенду о приходе в местность Пифо Аполлона излагали разные греческие поэты и собиратели древностей. Самая древняя версия изложена в Гомеровском гимне. Аполлон сошел с Олимпа и явился в местность Пифо . Там он убил змея и основал храм. Потом бог привел туда критский корабль и сделал его моряков первыми жрецами. Эсхил в «Эвменидах» изложил иную версию. Согласно ей, первой владелицей оракула была Гея, затем ее дочь Фемида, а за ней – Феба. Последняя передала оракул Аполлону.

Как показывает археология в VIII веке до н.э. Дельфы стали чем-то большим, чем местное святилище. Строились монументальные храмы. Археологические данные говорят о связях Дельф с Критом, Кипром и Малой Азией, а также более близкими областями Балканской Греции и островов – Фессалией, Эвбеей, Беотией. Литературная традиция и археология свидетельствует об известности оракула за пределами греческого мира. Туда обращались царь Фригии Мидас (2-я пол. VIII в. до н.э.) и основатель лидийской династии Мермнадов Гигес.

Сами Дельфы были обычным греческим полисом, но их история мало интересовал древних, поэтому до нас дошло очень мало свидетельств. Судя по одной из легенд, на заре Архаической эпохи в полисе была царская власть, а также существовала привилегированная аристократия. В VI веке до н.э. высшим государственным органом было народное собрание. В IV веке до н.э. оно тоже существовало, но источники свидетельствуют о наличии городского совета, буле. Известно, что в городе были избираемые магистраты, но их функции не определены.

Предполагают, что способ прорицания менялся за историю Дельф. Изначально, как свидетельствуют указания Гомеровского гимна, Аполлон вещал волю через шелест деревьев, подобно оракулу Зевса в Додоне. Предполагают, что в эпоху Архаику было также гадание по жребию, когда оракул отвечал «да» или «нет» на вопрос гостя. Но основным было прорицание жрицы.

Пифия произносила пророчество внутри храма Аполлона. Сначала вопрошающий совершал ритуальное омовение в Кастальском ключе . Затем следовало совершить жертвоприношение и внести небольшую плату. Размер денежной суммы был предметом договора. Устанавливались разные суммы для обращения к оракулу официальных представителей полиса и его частных лиц.

Последовательность для желающих получить предсказание определялась жребием. Но сами дельфийцы имели право получать его вне очереди. Также таким правом обладал царь Лидии Крез, позже – Афины и Спарта.

Пифия перед священнодействием омывалась в Кастальском ключе, окуривалась лавром и ячменной мукой. В храме она вещала, сидя на треножнике. Исследователи считают, что женщина-пророчица была наследием прежнего культа Геи. Обычно у греков жрецами мужских божеств были мужчины, а женских – женщины. Уже в Античности писали, что Пифия впадала в экстаз от ядовитых паров, поднимавших из расщелины в храме. Некоторые современные ученые не считают это историчным. Высказывали точку зрения, что такого состояния жрица достигала за счет самовнушения.

Жрецы оракула были выходцами из знатнейших семей Дельф. Сохранилось три названия жреческих должностей храма – иереи, профеты и госии. Эпиграфика сохранила списки иереев святилища. Они составляли коллегию из двух человек, избиравшихся на всю жизнь. Один из жрецов был старшим, а после его смерти место старшего заменял младший жрец. Информация о двух жрецах относится к эпохе Римской империи. Предполагают, что в Архаическую и Классическую эпохи жрец мог быть один.

Дельфийская амфиктиония

История оракула связана не столько с самим городом Дельфы, сколько с религиозным союзом под названием «Дельфийская амфиктиония». Амфиктионией в Греции называли религиозный союз, объединенный одним святилищем. Само слово «амфиктиония» переводят как «вокруг живущие».

Время создания Дельфийской амфиктионии неизвестно. Впервые она выступает на исторической сцене в начале VI века до н.э.. Предания относили ее истоки к доисторическим временам. Скорее всего, союз был образован в период «Темных веков» XII-VIII вв. до н.э.. Амфиктиония объединяла не полисы, а племена, что тоже указывает на ее древность. У объединения было два центра – храм Аполлона в Дельфах и Деметры в Антеле. Союз был образован именно во втором святилище, которое располагалось недалеко от Фермопил. Представителей племен, входящих в амфиктионию , даже в более позднее время называли «пилагорами». Дельфы были вторым святилищем, но со временем они вышли на первый план, а храм в Антеле потерял значение.

Как писали авторы IV века до н.э., в амфиктионию входило 12 племен, каждое из которых имело два голоса. В течение веков список амфиктионов менялся. Предположительно, первоначальный состав союза включал следующие народы: фессалийцы, фокидяне, дорийцы, ионийцы, перребы, долопы, локры, беотийцы ахейцы Фтиотиды, магнеты, энианы и малийцы. Совет амфиктионии назывался синедрион, и в нем заседали гиеромнемоны – представители племен. Также на заседаниях присутствовали пилагоры, представители полисов народов амфиктионии.

Это объединение нельзя назвать политическим союзом. Известны случаи войн между его членами. фокидяне и фессалийцы были заклятыми врагами в течение Классической эпохи. Вероятно, амфиктиония была создана как религиозный союз, который иногда имел и политическое значение.

А вот сами Дельфы вошли в амфиктионию достаточно поздно. Предполагают, что город и его святилище стали частью сложившегося объединения только в VII столетии до н.э..

Первая священная война

В начале VI века до н.э. Дельфы стали сильным и богатым городом. Их попытался взять под контроль соседний город Криса. Ответом стала война членов амфиктионии против Крисы и разрушение города.

Проблема реконструкции этого конфликта в том, что о нем известно со слов авторов, живших позже. И мы лишены возможности узнать об этих событиях с точки зрения проигравших.

Причиной войны стали нечестивые деяния жителей Крисы. Предположительно, этот город еще до войны контролировал Дельфийское святилище . Криса владела равниной у моря и собирала большие суммы с паломников, которые шли к храму Аполлона. Вероятно, причиной войны стало желание Дельф освободиться от контроля соседа.

Полной информации об участниках войны нет. Известно, что на стороне Дельф были Афины, Сикион и Фессалия. Афинская традиция изображает лидером коалиции афинского политика Солона. Но Плутарх , изучавший дельфийские хроники, называет командующим афинским ополчением Алкмеона.

Ход войны неизвестен. Источники сообщают, что тиран Сикиона Клисфена блокировал Крису с моря. Боевые действия заняли несколько лет. Отряды союзников долго осаждали город. Решающую роль, по данным литературных источников, сыграло отравление вод реки Плейст. После падения города уцелевшие защитники еще шесть лет удерживали гору Кирфис, но были в итоге разгромлены фессалийцами. Конец войны относят к 590 году до н.э..

После победы «нечестивый город» и его гавань уничтожили, жителей увели в рабство, а Крисейскую равнину объявили священной землей. Ее запрещалось обрабатывать под страхом кары, и этот запрет распространялся и на самих дельфийцев.

Пифийские игры

После победы над Крисой в Дельфах были учреждены Пифийские игры – общегреческие состязания в музыке и спорте. Они стали одним из четырех общегреческих состязаний такого рода. Ранее в Дельфах был музыкальный турнир местного значения, который стал основой общегреческого.

Пифийские игры отличал больший интерес к музыкальным состязаниям. Изначально в них участвовали только кифареды, которые состязались в пении под аккомпанемент кифары. Чуть позже к ним добавили флейтистов (авлетов), и кифаристов, состязавшихся в игре на кифаре. Программа Пифийских игр была расширена – появились конные и атлетические состязания. Со временем к ним добавились состязания драматургов. С 582 года до н.э. было решено, что игры должны проводиться раз в четыре года. Победители Пифиад не получали ценных призов, наградой им служил лавровый венок.

Около 335 до н.э. года философ Аристотель и его внучатый племянник Каллисфен по поручению Амфиктионии составили список победителей и устроителей Пифийских игр за всю их историю. За это оба ученых получили от дельфийцев, а список на каменных стелах стал храниться в святилище.

Поэт V века до н.э. Пиндар прославился написанием од в честь победителей общегреческих состязаний. Эти оды были позднее разделены на четыре книги, одна из которых объединяла стихи в честь победителей Пифиских игр. Туда вошли оды за победы в колесничном беге тирану Гиерону Сиракузского, царю Кирены Аркесилаю, знатному афинянину Мегаклу и другим известным людям того времени.

Пифийские игры проходили на протяжении всей Античности. В упадок они пришли вместе с Грецией в IV-V веках нашей эры.

Дельфы и Филипп II Македонский

В V веке до н.э. начался упадок влияния Дельфийского оракула . В период греко-персидских войн Дельфы заняли выжидательную позицию. Вероятно, жрецы не верили в победу эллинов. Поэтому они предостерегали ионийцев от восстания. С успехами греческого оружия во время отражения нашествия Ксеркса оракул изменил свою позицию. Пророчества стали более благоприятными на борцов за свободу.

В 448 году до н.э. Дельфы оказались вплетены во взаимоотношения Афин и Спарты . Дельфы находились на территории области Фокида. Хотя на протяжении веков это не играла особой роли, пришел момент, когда фокидяне решили заявить о своих особых правах на святилище. В 448 году до н.э. фокидяне заняли святилище и объявили его частью своего союза. В ответ спартанское войско легко выгнало нечестивцев из Дельф.

После ухода спартанцев афинское войско вошло в Фокиду и вернуло Дельфы под контроль Фокидского союза. Эти события вошли в истории как Вторая священная война . Вскоре при неизвестных обстоятельствах фокидяне потеряли контроль над святилищем. Это связывают с неудачами их союзника Афин в борьбе со Спартой. В первой четверти IV века до н.э. Фокида была союзником Спарты. Но после победы Беотийского войска над спартанским при Левктрах в 371 году до н.э. фокидянам пришлось подчиниться Беотийскому союзу . После битвы при Мантинее могущество Беотийского союза стало падать, и полисы Фокиды рискнули снова бросить ему вызов. Конфликт шел, в том числе, за контроль над Дельфами.

В 356 году до н.э. совет амфиктионов обвинил фокидян в возделывании священной земли. Инициаторами решения совета были Фивы . К штрафу приговаривали некоторых знатных граждан Фокиды, которых в Беотии считали опасными. Во главе Фокидского союза в 356 году до н.э. стояли два незаурядных политика и полководца – Филомел и Ономарх . Филомел выступил на собрании фокидян, где напомнил им о прежних заслугах их народа перед Дельфами и указал на несправедливость штрафа. Лидер призвал их вновь взять контроль над святилищем в свои руки. Фокидяне избрали Филомела стратегом-автократором. Ономарх стал его помощником и заместителем. Так началась Третья Священная война , которая положила начало подчинению Греции царю Македонии Филиппу II . Филомел заручился поддержкой Спарты, собрал армию фокидян и наемников. Летом 356 года до н.э. он во главе со своей армией без боя занял Дельфы.

Члены Амфиктионии не успели собрать войско, на помощь городу пришли только локры, которых Филомел легко разбил. Затем он позволил вернуться в город изгнанникам. Некоторые богатые дельфийцы были убиты, а их имущество конфисковано. В целом, состоятельных граждан города обложили налогом. Филомел заявлял, что все его действия направлены на восстановление исконных прав его народа на управление святилищем. По его приказу со стел соскребли тексты указов о наложении на фокидян штрафов.

Беотийцы начали готовиться к войне. Филомел направил своих представителей в важнейшие города Греции – Афины, Спарту и даже Фивы. Его послы убеждали греков, что фокидяне лишь восстановили свое право на руководство святилищем и не тронули храмовой казны. Они предлагали желающим проверить состав посвящений. Афины, Спарта и Коринф не только поддержали Филомела, но и заключили союз с Фокидой.

Филомел готовился к новой битве. По его приказу Дельфы обнесли стеной. Он продолжал собирать наемников, увеличив жалование. Но денег оказалось недостаточно, и Филомел посягнул на сокровищницу Дельф, назвав это займом.

Осенью 356 года до н.э. члены совета Дельфийской амфиктионии объявили Фокиде Священную войну. Первый удар нанес Филомел, вторгшись в Озольскую Локриду. Здесь он нанес два поражения отрядам амфиктионов, но вскоре столкнулся с объединённой армией противников. Филомел отступил, а осенью на границе Фокиды ему пришлось дать бой превосходящим силам амфиктионов. Фокидяне были разбиты, их полководец покончил с собой, но Ономарх сумел отвести остатки армии с поля боя. Ономарх продолжил борьбу. Чтобы набрать новых наемников, полководец использовал храмовую казну Дельф. Драгоценные подношения храму переплавлялись на монеты. В этот момент в войну вступил царь Македонии Филипп II.

Ономарх дважды разбивал македонскую армию, но в итоге потерпел поражение на Крокусовом поле и погиб. Его тело было распято по приказу царя Македонии. Священная война продолжалась до 346 года до н.э.. Дельфы были освобождены, а фокидяне сдались Филиппу.

На побежденных наложили огромную контрибуцию, виновные в разграблении Дельф объявлялись вне закона. Все фокидяне должны были переселиться из городов в деревни и выбросить оружие, которое считалось оскверненным. Фокида исключалась из состава амфиктионии.

Прошло десять лет, в течение которых Филипп был занят военными кампаниями на северных границах своего царства. Но в 339 году до н.э. он через Дельфы вновь вмешался в дела Греции. Граждане города Амфиссы в Озольской Локриде распахали священные земли. Амфиктионы постановили объявить нечестивцам войну и доверить командование Филиппу. Война должна была вестись против Амфиссы и ее союзников – Фив и Афин.

В начале 338 года до н.э. армия царя Македонии вошла в Среднюю Грецию. Там к ней присоединились отряды государств-амфиктионов и этолийцы, враждовавшие с локрами. Неожиданно Филипп двинулся не на Амфиссу, а занял крепость Элатею на границе Беотии. Там царь попробовал договориться с Фивами, направив посольство, в которое вошли представители Амфиктионии. Филипп предлагал фиванцам присоединиться к нему и вместе идти на Афины. В беотийский город прибыли и послы Афин во главе с Демосфеном . Фивы присоединились к Афинам, и оба государства решили воевать с Македонией.

Оба полиса разместили к северу от Амфиссы 10-тысячный отряд наемников, еще один отряд прикрывал дорогу на Беотию. Царь Македонии использовал хитрость, которая однажды уже принесла ему успех. Он позволил грекам перехватить свое послание, в котором сообщал, что отступает. Его воины даже сделали вид, что снимаются с лагеря. Греки расслабились, и ночью полководец царя Парменион неожиданной атакой разбил отряд, охранявший дорогу на Амфиссу. Следом полководец занял город.

Жители Амфиссы, которых обвинили в святотатстве, были изгнаны. Так завершилась Четвертая Священная война . Но война с греками не закончилась. И вскоре Филипп разбил армию греческих полисов в знаменитой битве при Херонее.

Дельфы в меняющемся мире: Эллинистическая эпоха и возвышение Рима

В период войн диадохов контроль над Дельфами установил Этолийский союз . Этолийцы были греческим народом в Западной Греции. У них не была развита полисная жизнь, этолийцы жили в горах и промышляли разбоем. В эпоху Эллинизма они смогли стать серьезной силой на Балканах.

Контроль над Фокидой и Дельфами этолийцы установили вскоре после 301 года до н.э.. В 290 году до н.э. они почти сорвали Пифийские игры. Перекрыв дороги на Парнасе, этолийцы не пускали в Дельфы паломников. Деметрий Полиоркет, правивший в Афинах, решился провести игры в Аттике.

До 279 года до н.э. эллины не признавали контроля этолийцев над священным городом, называя их святотатцами. Но дальнейшие события обелили горцев в глазах греческого мира.

В первой половине III века до н.э. Греция , Македония и позже Малая Азия страдали от нашествий кельтов . В 279 году до н.э. варвары вновь обрушились на Грецию. Одна их армия двинулась на этолийский город Каллию, другая – на Дельфы. Основные силы этолийцев отправились защищать свои земли. Около святилище кельтам преградило дорогу войско фокидян и немногих этолийцев.

Последующие события обросли мифами и положили основу праздника Сотерий. Древние рассказывали, что на помощь эллинам пришли их боги и герои. Юстин писал, что перед боем жрецы возвестили, что на помощь грекам явился сам Аполлон , Афина и Артемида . Собиратель древностей Павсаний писал через 500 лет, что в ряды галлов ударила молния, а потом перед ними встали три героя – Амадок, Гиперох и Неоптолем, сын Ахиллеса.

Легенды о божественном вмешательстве появились, возможно, чтобы оправдать появление нового религиозного праздника. Греки выиграли битву. Этолийцы получили два голоса в Дельфийской амфиктионии в знак признания их заслуг во время отражения нашествия. Позже Этолийский союз смог подчинить своему влиянию амфиктионию.

После спасения Дельф в город стали прибывать представители греческих городов, чтобы принести благодарственные жертвы. Жертвоприношения сопровождались музыкальными агонами. Предположительно, амфиктионы стали регулярно приглашать в Дельфы артистов. Серединой 260-х годов до н.э. датируется первое упоминание о празднике Сотерии. Это были ежегодные состязания в пении гимнов.

Этолийцы решили придать Сотериям статус общегреческого праздника. Для этого они отправляли послов в греческие города и ко дворам эллинистических царей. Обоснованием для создания нового праздника в дополнение к четырем существующим стали легенды о явлении богов при обороне Дельф от кельтов. И в середине 240-х годов до н.э. Сотерии стали пятым общегреческим праздником. К мусическим состязаниям добавились атлетические, а также гонки на колесницах. После признания Сотерий многие полисы стали объявлять свои местные состязания общегреческими.

После разгрома Этолийского союза Римом Дельфы освободились от его влияния. Во II веке до н.э. святилище было независимым. Последний царь Македонии Персей использовал Дельфы для публичной пропаганды. В 174 году до н.э. после похода на трибаллов он посетил город во время Пифийских игр. В Дельфах наряду с другими местами был выставлен указ царя о возвращении в Македонию изгнанников. Одновременно Дельфы поддерживали дружбу и с Пергамским царством , которое было союзником Рима.

В середине II века до н.э. Дельфы вошли в состав римской провинции Ахайя . Святилище продолжало действовать на протяжении почти всей истории Римской империи. Свое существование оно прекратило, вероятно, во времена императора Феодосия I в конце IV века нашей эры.

Дельфы - древний греческий город, в античные времена являвшийся общекультурным центром страны, и описанный в дошедших до нас легендах и мифах. Он расположен в юго-западной части территории префектуры Фокида, в районе живописного горного массива Парнас, который у жителей Древней Эллады ассоциировался с горой богов.

С огласно утверждениям археологов, в 1600 году до новой эры в Дельфах поклонялись женскому божеству, ассоциировавшемуся среди населения Древней Эллады с Матерью-Землей. Общегреческим культурно-религиозным центром это красивейшее место становится лишь около 2700 лет назад, когда слава Дельфийского оракула распространилась на весь эллинистический мир.

Когда-то без посещения Дельфийского оракула и получения пророчества на территории Греции не начиналась практически ни одна война, а цари и полководцы прислушивались к получаемым в Дельфах рекомендациям. Но после распространения христианства и действующего с 394 года запрета императора Феодосия I на обращение к оракулу античный город Дельфы перестал существовать, за века покрывшись толщей земли, и только археологам удалось возродить его к новой жизни - в качестве важнейшего туристического объекта. Чуть в стороне от руин античных построек располагается одноименный поселок с несколькими гостиничными комплексами, где могут остановиться путешествующие по Греции туристы.

Чем славится город Дельфы?

Город Дельфы неразрывно связан с Дельфийским оракулом и Пифийскими играми , сведения о которых можно увидеть как в древнегреческих исторических источниках, так и в мифах Древней Эллады. Точная процедура обращения к оракулу, методика задавания вопросов и форма получения ответа сейчас неизвестны, выяснено лишь неразрывная связь пророчеств с храмом Аполлона и его жрицами - Пифиями, от которых вопрошающие и получали конечный ответ. По сохранившимся описаниям древнегреческих авторов, Пифия восседала на треножнике прямо над расселиной в земле, из которой выходили пары и опьяняли жрицу.

Пифийские игры в Дельфах проводились с IV столетия до новой эры раз в четыре года, в это время на территории Древней Эллады даже прекращались все войны, а участие в мероприятии ассоциировалось с единением эллинов. Они посвящались Аполлону Пифийскому, и сначала только состязания в пении, осуществляемые под аккомпанемент кифары.

В более поздние времена Пифийские игры включали в себя атлетические и художественные соревнования, состязания в верховой езде и гонки на колесницах. При этом местом проведения атлетических мероприятий являлся стадион, состязания в пении проходили на подмостках античного театра, а соревнования на скакунах проводились за городом, на равнинной местности в непосредственной близости от городка Крисс.

Согласно древнегреческой мифологии, город Дельфы считался «Пупом Земли» , а дошедшая о нас легенда рассказывает, как властитель Олимпа грозный бог-громовержец Зевс, желающий определить месторасположения центра мира, выпустил двух орлов. Гордые птицы, одна из которых летела с запада, а другая - с востока, по странному стечению обстоятельств встретились друг с другом около Дельф, приземлившись на скале. В этом месте по велению Зевса был установлен омфалос - священный монумент в виде сглаженного конуса, ассоциирующийся не только с центром мира, но и с солнцем.

На территории древнегреческого города Дельфы можно столкнуться с еще одним необъяснимым феноменом - Дельфийским эхо . Даже современные туристы, посещающиеся места археологических раскопок во время экскурсий по Греции, приходят в недоумение, когда им удается услышать столь необычное эхо. Даже слова, сказанные едва различимым шепотом, нередко подхватываются эхом и разносятся на довольно внушительное расстояние, а звук эхо постепенно нарастает, становясь все громче и громче, достигая пика, и лишь потом звуки начинают затихать.

Что посмотреть в Дельфах?

Приезжая в Дельфы, можно самостоятельно или в составе группы экскурсантов прогуляться по зоне археологических раскопок, где открыты древние улочки античного религиозного городка. Дорога, связывающая Арахов с Амфисом, разделяет древнегреческое городище на три отдельных зоны, среди которых для интересующихся историей путешественников наиболее интересна Священная зона . Она является своеобразным археологическим музеем под открытым небом, и вход на территорию древнего пристанища Дельфийского оракула является платным.

В этой зоне можно увидеть древнюю агору и руины прославленного храма Аполлона , считающегося покровителем мореходов. Когда-то внутри святилища находилось множество украшений, преподнесенных царя и полководцами Древней Эллады в дар божеству, и изысканные статуи, а сейчас все находки перенесены в Музей Дельф и стали неотъемлемой частью его экспозиции. Когда-то в храме Аполлона бережно хранился омфал , символизирующий центр Земли, а в священной части святилища происходило общение жриц-пифий с Дельфийским оракулом.

Главный алтарь храма Аполлона сохранился до наших дней, и черную мраморную конструкцию, датированную V столетием до новой эры, и сейчас можно увидеть прямо напротив античного святилища. Недалеко от древнего святилища находится еще одна уникальная постройка - «стоа», представляющая собой семь рифленых колон с надписью. Согласно надписи, классическая колоннада была возведена в 478 году до новой эры в честь победы эллинов над персами.

На территории Священной зоны расположено предполагаемое святилище Геи, а также немало гражданский строений времен Древней Эллады - Дом совета, называемый словом «булевтерион» и несколько зданий казначейств. Вор время прогулки по античному городищу взору туристов откроется остатки колоннад и сохранившиеся старинные лестницы, но особенный интерес вызывает Священный путь - дорога, проходящая от Афинского портика, где некогда хранились военные трофеи Афин, по направлению к храмовой террасе.

Здесь до сих пор находится большой алтарь, доставленный в Дельфы как дар острова Хиос, а далее дорога проходит над античным храмом к руинам возведенных в IV столетии до новой эры стадиона и театра, где несколько тысячелетий назад проводились Пифийские игры. С территории Дельфийского театра открывается чарующий обзор святилища Аполлона, а также живописную долину, простирающую внизу. Когда вокруг сцены находились тридцать пять рядов каменных сидений, и в момент представления театр моли посетить одновременно 5000 зрителей.

Стадион , прослуживший почти семь столетий и отреставрированный в последний раз во II столетии, уже во время владычества римлян, вмешал до 6000 зрителей, которые собирались здесь во время Пифийских игр. На территории зоны Мармария главной постройкой считается Толос - возведенная в IV столетии до новой эры округлая постройка, выполненная в форме ротонды, а сейчас от нее сохранились три из четырех массивных колонн.

Куда пойти в Дельфах?

Путешественники, желающие прикоснуться к тайне Дельф, могут пройти через живописные сосновые рощи по направлению к Дому фонтана, который построен прямо над Кастальскими источниками . Священный источник в восточной части Дельф, бьющий из-под земли у подножия стены у самой скалы, использовался античными паломниками для омовения, а около него посетители религиозного центра оставляли преподношения богам.

Поездка на территории общегреческого культурно-религиозного центра будет неполной без посещения Дельфийского музея , в котором собраны практически все уникальные находки, сделанные археологами. В его экспозиции представлены и красивейшие статуи древних богов, и предметы религиозного назначения, найденные в святилищах, и бытовые раритеты. Сам музей находится в непосредственной близости от основного археологического комплекса.

Музей имени Сикелианоса будет интересен экскурсантам, знакомым с особенностями греческой драмы, а его экспозиция собрана в старинном особняке, из окон которого открывается чарующая панорама зоны археологических раскопок. Большая часть экспозиции посвящена Ангелосу Сикелианосу - греческому поэту, а также его супруге американке Еве Палмер. Супружеская чета внесла большую лепту в развитие Дельф в наше время, превращая территорию античного города в современный центр драматического искусства.

Небольшой городок Дельфы являлся культурным центром Древней Греции, культовым местом для любого жителя.

Несмотря на его относительно небольшой размер, здесь есть что посмотреть. Город назван именем сына Аполлона Дельфа. Население города составляет около 2 300 человек .

Огромное количество древних сооружений, уникальный средиземноморский климат и прекрасная кухня сделают отдых незабываемым и оставят неизгладимые впечатления на любого туриста.

В конце XIX века группа немецких и французских геологов, проводя раскопки с южной стороны горы Парнас, обнаружили древний храм и сопутствующие постройки. Сегодня это остатки фундамента и мраморных колонн, тем не менее, его размеры впечатляют и позволяют судить о мощи и роскоши древнего сооружения. При длине 60 м и ширине 24 м он имел прямоугольную форму и был украшен двенадцатиметровым колоннами по периметру.

Стоимость входного билета на сегодняшний день составляет 6 евро. Посетить комплекс можно с 8:30 утра до 15:00 вечера. К месту организовываются постоянные экскурсии, но можно посетить его самостоятельно, добираясь от Афин на такси или арендованном автомобиле.

Перед прорицанием Пифия, по преданию, омывалась в водах Кастальского ключа, расположенного у подножия горы Парнас. В древние времена источник почитался, как священный ключ бога Аполлона. Позже о нем писал великий русский классик А. С. Пушкин:

Кастальский ключ волною вдохновенья в степи мирской изгнанников поит…

По преданию, в водах ручья питал вдохновение лорд Байрон перед написанием поэм. Место расположения источника вполне живописно и окружено древними оливами. По сути, в одном месте бьёт два ключа, первый из которых появился примерно за тысячу лет до рождения Христа. По сей день считается источником вдохновения у творческих натур.

Самым посещаемым музеем в Греции на сегодняшний день является музей в Дельфах. Каждого любознательного туриста не может не впечатлить количество постоянных экспонатов-около 6000 . Все они были найдены во время раскопок французскими археологами и являются поистине уникальными.

Прогуливаясь по любому из 14 светлых просторных залов музейного комплекса можно увидеть такие великолепные скульптуры, как Наксосский сфинкс, Дельфийский возничий, головы из слоновой кости, предположительно принадлежавшие статуям Аполлона и Артемиды.

Примечательной особенностью музея являются его впечатляющие размеры и светлые залы. Любители фотографировать древние артефакты могут делать это вполне бесплатно, а прохладный воздух помещений скроет от летнего изнуряющего зноя.

Высокую художественную ценность имеет одно из строений комплекса, хорошо сохранившееся по сей день-Дельфийский театр. Отчасти природного, отчасти рукотворного происхождения, чаша театра окружена двумя рядами каменных скамей. Передний край театра был украшен барельефом со сценами подвигов Геракла. Поражает общая вместимость театра. На тот момент она составляла более пяти тысяч человек!

При раскопках были произведены реставрационные работы, хорошо воссоздавшие первозданный внешний вид театра. К сожалению, хрупкие известняковые ступени подвергаются естественному природному разрушению. Тому, кто хочет увидеть их воочию, следует поспешить.

На самой высоте горы, к северо-западу от театра, находится культовое сооружение того времени-Античный стадион Дельф. Здесь происходила спортивная часть общегреческих Пифийских игр. Первоначально построенный в V веке нашей эры, он был модернизирован и оборудован каменными скамьями, на пожертвования Ирода Аттика. В то же самое время была сооружена триумфальная арка при входе в стадион.

Примечательно, что до сих пор сохранился кусок стены с южной стороны, на котором высечена дата первой постройки стадиона.

Одним из самых интересных и загадочных сооружений Дельф является толос Афины Пронои. Учёным до сих пор неизвестно его прямое предназначение. Сооружение является классическим образцом архитектуры того времени. Паросский мрамор и элевсинский известняк, использованные при строительстве определяют его многоцветность. Построенное примерно 380 лет до нашей эры, круглое строение, до сих пор сохранило остатки былого величия. Части фресок, украшавших каменные столбы ротонды, перенесены в музей.

В любой религии существует место, где расположено главное святилище. И называют его Пупом Земли. Легенда гласит, что месторасположение центра Земли в Древней Греции определил сам Зевс. Для этого он выпустил в противоположные стороны света двух орлов, и в том месте, где они одновременно приземлились, обогнув земной шар, верховный бог и метнул гладко отёсанный камень. Увидеть его можно и сегодня. Для этого достаточно посетить юго-западный склон Парнаса в Дельфе.

Одним из самых значимых культовых строений храмового комплекса является Сокровищница Афинян. В этом, относительно небольшом, сооружении хранились добытые в великих сражениях трофеи, принесённые в жертву Аполлону.

В качестве строительного материала использован паросский мрамор, прекрасно сохранивший форму и по сей день. Во время реконструкции комплекса в ХХ веке сокровищница была восстановлена практически до своего первоначального вида. Все надписи и изображения, нанесённые на стену, были перенесены в музей. Гипсовые слепки заняли место оригиналов на стенах и колоннах.

В XI-XII вв. на расстоянии 37 км от города Дельфы был построен всемирно известный монастырь св. Луки. Прекрасный образец ранней монастырской архитектуры поражает взгляд правильностью форм и совершенством исполнения настенных фресок. Станет хорошим завершением увлекательного путешествия по древнему городу и укроет от мирского шума и суеты.

Небольшой городок Дельфы являлся культурным центром Древней Греции, культовым местом для любого жителя. Несмотря на его относительно небольшой размер, здесь есть что посмотреть.