Статистика падения самолетов в мире и россии. Сколько самолетов падает в год Где больше падают самолеты

Статистика падения самолетов в мире и россии. Сколько самолетов падает в год Где больше падают самолеты
Статистика падения самолетов в мире и россии. Сколько самолетов падает в год Где больше падают самолеты

Много летать я начал не так давно, ну наверное года три назад всего лишь. До этого вообще думал, что лучше никогда летать не буду - там страшно и опасно. Когда начал летать первые разы и попадал в какую то тряску и качку самолета, то думал - ну все, конец, а я ведь так мало пожил. Жена тоже потом призналась, что во время тряски самолета мысленно уже прощалась со всеми и думала, что самолет уже падает.

Да все наверное попадали в большую, среднюю или мелкую турбулентность во время полета. Кто то спит себе спокойно как в маршрутке, кто то сидит бледный, вцепившись руками в подлокотники.

А может ли вообще самолет упасть от турбулентности?

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент полувековой давности 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Недавно была популярная в СМИ история, как в одной из серьезных турбулентностей несколько пассажиров получили серьезные травмы.

"Самолет Boeing 777 неожиданно попал в зону сильной турбулентности перед началом снижения. То есть, обязательства пристегнуть ремни на этот момент отсутствовало. В результате сильного толчка самолет подбросило на 100-200 метров вверх, часть не пристегнутых пассажиров по инерции оказались выброшены в проход и получили травмы", - сказал источник. Некоторые пассажиры даже ударились головами об потолок.

"Турбулентность, в которую попал Boeing 777, в авиации известна как "Турбулентность ясного неба". Ее основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места", - говорится в сообщении перевозчика.

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.

Самое безопасное положение во время полета - расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Помните: турбулентность - это нормально.

источники

Благодаря средствам массовой информации малейшее происшествие с авиатранспортом стает известным не только на территории события, но и в других странах. Из-за этого многие люди боятся пользоваться воздушными суднами, считая их ненадежными. Однако статистика самолетов показывает, что причиной катастроф в 80% случаев является человеческий фактор.

Почему падают самолеты

Около 15% авиакатастроф происходят из-за технических неполадок. Статистика разбившихся самолетов показывает, что оба фактора тесно взаимосвязаны между собой. Ведь каким бы опытным ни был пилот, при серьезных неисправностях техники, все его знания и усилия могут оказаться бесполезными, особенно в старых моделях. показывает, что происшествие может случиться в любое время. Специалисты вывели приблизительные показатели в процентах:

  • во время загрузки – 5%;
  • при взлете – 17%;
  • в период набора высоты – 8%;
  • при снижении – 3%;
  • во время захода на посадку – 7%;
  • во время посадки – 51%.

Падения самолетов из-за неисправностей во время полета по статистике составляет 6% от общего количества происшествий. В остальных случаях другие причины (например, террористические акты). Большинство происшествий случаются при посадке. Но здесь учитываются не только плановые приземления авиатранспорта. Нередко экипаж просит разрешения посадить машину по причине сбоя в работе механизма, чтобы избежать трагичных последствий. Например, довольно часто в двигатель попадают птицы, что может привести к возникновению пожара. Анализ статистики падающих самолетов показывает, что пернатые считаются главным врагом воздушных суден в небе.


Технические неполадки являются не единственной причиной незапланированных приземлений авиатранспорта. По статистике вынужденные посадки самолетов при ухудшении климатических условий далеко не редкость. Незапланированное приземление может произойти из-за внезапных проблем со здоровьем пассажира или члена экипажа. Статистика самолетов также зафиксировала несколько случаев вынужденной посадки по причине ссоры между пассажирами.

Статистика падений самолетов


Авиакомпании делают все возможное, чтобы перелеты были предельно безопасными. Статистика крушений самолетов в мире зафиксировала 9 случаев в 2017 году. Сюда не входят военные и маловместительные, в т. ч. личные самолеты. Всего погибло 67 человек.

В 2017 году показатели статистики крушений самолетов в России снизились на 53%. Количество смертельных случаев пассажиров воздушных суден сократилось на 81%. Сравнительная :

Статистика падения самолетов в России выделила три федеральных округа, где чаще всего происходят авиакатастрофы:

  1. Южный – 24%.
  2. Дальневосточный – 24%.
  3. Центральный – 17%.

Когда произойдет трагическое событие определить сложно. Однако за последние пятьдесят лет безопасность передвижения воздушным транспортом выросла в 482 раза. Статистика самолетов показывает, что 50 лет назад вероятность смерти пассажира в результате авиакатастрофы составляла 1:264 тыс. Сегодня показатель уменьшился до 1:127,5 млн.

Статистика полетов самолетов демонстрирует более доверительное отношение граждан к воздушному транспорту. Ежегодно количество желающих воспользоваться таким способом передвижения возрастает. Только в прошлом году численность пассажиров превышала 1 млрд.

Авиакатастрофы со смертельным исходом

Статистика падений самолетов в мире с летальным исходом отображает не только число погибших пассажиров, но и количество жертв на земле:

Год Количество авиакатастроф Количество погибших
2010 14 792
2011 45 552
2012 23 315
2013 5 128
2014 15 980
2015 5 478
2016 19 389
2017 10 77

Статистика крушений самолетов за последние несколько лет, где при падении погибли если не все, то большая часть пассажиров:

Дата Марка самолета Место падения Причина аварии Количество жертв
18.01.15 Армейский грузовой Около аэропорта «Абу-аз-Зухур» Климатические условия 35
26.01.15 F-16 Испания Не сумел набрать нужную высоту при взлете 11
04.02.15 ATR-72 Река Цзилун Ошибка командира экипажа 43
10.03.15 Два вертолета Аргентина Столкновение 10 (все пассажиры)
24.03.15 Airbus A320 Юг Франции Преднамеренные действия второго пилота 150
30.06.15 Hercules C-13OB Северная Суматра Неисправность двигателя 141
16.08.15 ATR Индонезия Столкновение с горой 54
31.10.15 Airbus-321 Синайский полуостров Технические неисправности 224
24.02.16 DHC-6 Горы Непала Неизвестны 23
19.03.16 Boeing 737-800 Ростов-на-Дону Плохая видимость при посадке 62
19.05.16 Airbus A320 Средиземное море Технические неполадки 66
01.06.16 Ил-76 Иркутская область Во время тушения природных врезался в сопку 10 (все пассажиры)
29.11.16 Avro RJ85 Колумбия Недостаток запаса топлива 77
03.12.16 Полицейский Индонезия Специалисты предполагают, что взрыв 13 (все пассажиры)
07.12.16 ATR-42 Пакистан Отказ двигателя 47
25.12.16 Еу-154 Сочи Ошибки экипажа и технические неполадки 92
16.01.17 Boeing 747, грузовой Возле Бишкека Ошибка пилотов

По статистике отказ и сбои радиосвязи с самолетами наблюдаются постоянно во время крушений. Поэтому специалисты долгое время изучают останки транспорта, чтобы определить причину аварии. Статистика крушений самолетов по странам за 10 лет:

  1. Россия – 41.
  2. США – 11.
  3. Украина – 7.
  4. Конго – 6.
  5. Германия – 4.

Какие модели воздушных суден наиболее безопасные

Статистика самых надежных самолетов:

  1. Boeing 737.
  2. Boeing 747.
  3. Airbus A330.
  4. Airbus A340.
  5. Boeing 777.

Статистика безопасных самолетов по моделям:

  1. Ил-86, 96.
  2. Ту-204.
  3. Airbus A380.
  4. Embraer 135,140, 145,170,175,190,195.
  5. McDonnell Douglas MD-90.
  6. Fokker-70.

Какие самолеты падают чаще всего по статистике? Наиболее опасные воздушные судна:

  1. Boeing 737 JT8D.
  2. Ил-76.
  3. Ту-154.
  4. Airbus A310.
  5. McDonnell Douglas DC-9.
  6. Ту-134.
  7. Boeing 727.
  8. McDonnell Douglas MD-80.
  9. McDonnell Douglas DC-10/11.

Надежные авиакомпании

Безопаснее всего летать самолетами следующих :

Самые безопасные российские авиакомпании:

  1. Аэрофлот . Компания основана в 1923 году. Занимается внутренними и международными перевозками.
  2. Сибирь или S7 Airlines . Компания основана в 1957 году. За все время отмечено три катастрофы.
  3. Россия – дочерняя компания Аэрофлота.

Развитие авиастроительства в России

Статистика производства самолетов в России по годам показывает, что после распада СССР выпуск новых машин приостановился. За рубежом закупали самолеты Airbus и Boeing. Спустя несколько лет правительство осознало свою ошибку и сделало все возможное, чтобы возродить авиастроительство. Недавно первые испытания по надежности прошел МС-21. В ближайшем будущем планируется выпуск следующих моделей:

  1. Ил-114.
  2. Ил-96.
  3. Sukhoi Superjet 100.

По производству вертолетов также имеются улучшения. МИ-26, 28 и 35 ни в чем не уступают зарубежным конкурентам.

Среди военной техники активно разрабатывается истребитель ПАК ФА и бомбардировщик ПАК ДА.

Стоимость перелетов

Многие российские авиакомпании используют старый транспорт. Стоимость перелетов часто необоснованно завышена. на билеты самолетов показывает, что за рубежом летать значительно дешевле.

Неблагополучное начало года

Статистика катастроф самолетов и вертолетов за 1 квартал 2018 года зафиксировала шесть крупных крушений со смертельным исходом:

  • 11.02.2018 года – на борту российского Ан-148-100В погибло 72 пассажира;
  • 16.02.2018 года – в Мексике упал вертолет, унесший жизни 14 человек;
  • 18.02.2018 года – падение иранского ATR 72-600 привело к гибели 66 пассажиров;
  • 06.03.2018 года – в Сирии потерпел аварию российский самолет Ан-26. Погибло 39 военнослужащих;
  • 11.02.2018 года – произошло крушение небольшого самолета турецкой компании. Погибло 11 пассажиров;
  • 12.02.2018 года – упал бангладешский самолет, на борту которого были 71 пассажир. Погибло 40 человек.

Статистика самолетов порою фиксирует довольно крупные аварии. Причины крушений самые разные. Однако в сравнении с другими видами транспорта воздушные судна считаются самыми безопасными.

Я примерно год назад написал пост у себя в Фейсбуке на эту тему (www.facebook.com), скопирую его сюда:

При обсуждении темы авиакатастроф или авиапроисшествий периодически слышу мнение о том, что в советское время пассажирские авиаперевозки были исключительно безопасными, а потом СССР развалился, в авиации начался хаос, и безопасность полетов резко упала. Поскольку я сильно интересуюсь авиацией, мне давно хотелось проверить эту гипотезу и сравнить безопасность авиаперевозок в СССР/России в разные годы, а в качестве точки отсчета взять США. Теперь до этого занятия наконец-то дошли руки.

Для данного упражнения нам понадобятся: датасеты (две шт.); время (120 мин.); Стата (1 шт.); Эксель (1 шт.); а главное, ловкость рук (ловкость - 1 шт., рук - желательно 2 шт.) и никакого мошенничества. Итак, делаем следующее:

    Берем тут (http://data.worldbank.org/indicator/IS.AIR.PSGR/countries/US?display=default) данные по числу пассажиров в США в 1971 - 2014 и России в 1991 - 2014 г. Добавляем отюда (https://skorobutov.wordpress.com/2013/10/15/история-аэрофлота-часть-2-3-1973-1983/) данные для СССР за 1976 год и отсюда (https://skorobutov.wordpress.com/2013/10/21/история-аэрофлота-часть-5-1983-1993/) - за 1990; по двум точкам строим линейную интерполяцию для СССР начиная с 1971 г. (не идеальное предположение, конечно, но более хороших данных для СССР я не нашел).

    Берем тут (http://aviation-safety.net/database/country/) данные по всем авиапроисшествиям для России/СССР и США с 1971 г.

Примечание: к сожалению, там сортировка по странам идет на основе того, где произошла авиакатастрофа, а не на основе того, какой стране принадлежит самолет. Так, например, там нет катастрофы Ту-154 над Донецком в 2006 г. Но, опять же, других данных у меня нет, а вручную сортировать катастрофы слишком долго и скучно.

Примечание 2 (вынесу из комментариев): данные по авиакатастрофам в России/СССР с этого сайта включают только катастрофы на территории современной России. Я сначала этого не учел, а потом переделывать все данные я меня не было времени, но наиболее крупные (примерно от 20 погибших) авиакатастрофы на территории союзных республик я учел вручную. Оставшиеся авиакатастрофы с относительно небольшим числом жертв вряд ли изменят общую картину; кроме того, недоучет катастроф ведет к завышению, а не занижению, уровня безопасности в СССР.

    Чистим данные. Будет учитывать только погибших на борту самолета, но не на земле (можно учитывать и всех; не думаю, что это сильно что-то изменит); удаляем все пропущенные и нулевые значения жертв; удаляем "криминальные" категории (H1 и H2, С1 и C2 - теракты, угоны, захваты и т.п., поскольку непосредственно к безопасности полетов они отношения не имеют); по возможности, удаляем частных (private) и военных (для СССР/России: Soviet AF, Polish AF, Russian AF, Soviet Navy; для США: USMC, US Army, US Coast Guard, USAF, US Navy, Mexican AF, Mali AF) операторов. Для СССР я еще для чистоты картины удалил авиакатастрофу японских JAL; для США дальше чистить не стал, поскольку авиакомпаний очень много.

    Поскольку все равно остается много авиакатастроф легкой авиации (только не private, а какой-нибудь ОгОгО "Рога и копыта"), удаляем все авиакатастрофы с числом жертв меньше 5 (опять же, не идеально, но хотя бы так).

    Группируем данные по пятилетним отрезкам: 1971 - 1975, 1976 - 1980, ..., 2006 - 2010, 2011 - 2014 (за 2015 нет данных по числу пассажиров).

    Делим число погибших в авиакатастрофах на число пассажиров (в миллионах). Рисуем все это дело на графике (заодно добавляем отдельно графики с числом пассажиров и с числом погибших).

Теперь некоторые наблюдения:

а) В то время как в США и в мире отрасль авиаперевозок росла, в России после распада СССР она рухнула и до советского уровня так и не восстановилась (причем это падение никак нельзя объяснить просто уменьшением территории или сокращением численности населения, вызванными распадом СССР).

б) Какой-то исключительной безопасностью советская авиация не отличалась: в среднем она была почти в четыре с лишним раза менее безопасной, чем американская.

в) В безопасности авиаперевозок в США заметен огромный прогресс. Современная авиация в развитых странах феноменально безопасна.

г) Если смотреть на абсолютное число погибших, то в целом тренд для России/СССР выглядит даже лучше, чем для США, но ситуация резко меняется, как только мы учитываем изменения в числе пассажиров.

Ну и, наконец, к ответу на главный вопрос: что же происходит с безопасностью перевозок в России? На мой взгляд, ответ на этот вопрос зависит от того, под каким углом смотреть на ситуацию. Я буду опираться на относительное, а не абсолютное, число погибших, поскольку оно, на мой взгляд, лучше отражает безопасность полетов.

Примечание: изменение в числе пассажиров не учитывает изменение в пассажировместимости самолетов. Современные самолеты гораздо больше, чем их собратья 40-летней давности, поэтому для перевозки одинакового числа пассажиров по одинаковому маршруту сегодня надо выполнить меньше рейсов. А чем меньше рейсов, тем меньше происшествий, при прочих равных. В то же самое время одна авиакатастрофа сегодня приносит больше жертв, чем в прошлом. По идее, эти два эффекта более-менее компенсируют друг друга. Но в любом случае, поскольку маршрутная сеть постоянно меняется, оценить число выполненных рейсов из моих данных я не могу, а точных данных по количеству рейсов у меня нет, поэтому работаю с тем, что есть.

С одной стороны, в безопасности перевозок в России в 1991 - 2010 г. действительно произошел провал (1996 - 2000 стали приятным исключением); страна откатилась к уровню безопасности, характерному для СССР конца 1970-х - начала 1980-х годов. В то же время не совсем понятно, чем именно вызван этот провал: резким ухудшением ситуации после распада СССР или же неожиданным положительным скачком в безопасности в 1986 - 1990 г. (скорее всего, и тем, и другим).

Более того, ситуация с безопасностью авиаперевозок в России сегодня, хотя и уступает СССР периода 1986 - 1990 г., выглядит существенно лучше, чем в любой другой советский период.

Но все же надо признать, что относительно США все выглядит очень плохо: в советское время разрыв между СССР и США был гораздо меньше, чем сейчас; в то время как в США авиаперевозки стали намного безопаснее, у нас ничего подобного не произошло.

Другими словами, в постсоветской России не было того прогресса в области авиационной безопасности, который характерен для развитых стран и даже было значительное ухудшение ситуации по сравнению с поздним СССР, но в то же время даже самые худшие российские времена сопоставимы с отдельными советскими отрезками. То есть никак нельзя сказать, что в СССР авиация была очень безопасной, а после распада СССР стало происходить что-то невиданное.

Bottom line: на мой взгляд, надо ставить вопрос не о том, как вернуться во времена СССР (потому что тогда летали много и разбивались тоже много), а о том, как приблизиться к современным США (потому что там летают очень-очень много и почти абсолютно безопасно).

P.S. Было бы очень интересно посмотреть на эти данные в разрезе отдельных авиакомпаний, но, к сожалению, нет настолько детальных данных по числу пассажиров. Так, например, у "Аэрофлота" на пассажирский рейсах аваипроисшествий со смертельным исходом не было с 1994 года; у "Трансаэро" таких авиапроисшествий за 24 года существования не было вообще; у "Сибири"/S7 был всего один такой случай (если не считать теракт и самолет, вроде как сбитый украинской ракетой). Есть такое ощущение, что ведущие российские компании сейчас по уровню безопасности мало уступают западным, а вот в небольших компаниях происходит непонятно что. Только вот не надо воспринимать это как призыв все национализировать и объединить: дело скорее не в размере самом по себе и уж тем более не в том, кто владелец, а в том, каков уровень подготовки (и зарплаты) пилотов, какова культура безопасности в компании и т.д.

Многие люди предпочитают добираться в тот или иной регион при помощи авиалайнера, ведь воздушным путем гораздо удобнее и быстрее ехать, нежели на поезде. По статистике каждые 2-3 секунды в мире приземляется и взлетает самолет . Стоит ли поддаваться страху, когда заходишь на борт самолета? Как часто разбиваются самолеты? Такие вопросы всегда мучают пассажиров, особенно тех, кто редко летает на воздушном судне.

Каждый опасается за свою жизнь, поэтому неудивительно, почему возникают такие вопросы. Если посмотреть новости, в которых постоянно рассказывают о каких-нибудь катастрофах, причем часто связанных с авиаперелетом, то сразу отпадает желание куда-то ехать. Безусловно, опасность есть всегда. Даже во время нахождения дома есть риск гибели, например, от утечки газа. Таким образом, летать или не летать на воздушных суднах – это очень спорный вопрос и здесь каждый сам решает, как ему лучше поступать. Для того чтобы понять, много ли авиалайнеров попадает в катастрофу, рассмотрим статистику.

Сколько самолетов падает в год – вопрос, который интересует многих людей, даже тех, кто не собирается в рейс. Можно привести такие данные:

  1. Как показывает статистика, каждый день в небо взлетает порядка 10 000 авиалайнеров.
  2. В воздушных суднах летают примерно 4.5 млрд людей – это больше половины населения планеты.
  3. Из них около 1000 человек гибнут в авиакатастрофах.
  4. За 100 лет пассажирской авиации 150 000 человек погибло.

Данный показатель в разы меньше, чем количество жертв в дорожно-транспортных происшествиях за месяц. Таким образом, на чем безопаснее передвигаться? Ответ очевиден. В ДТП люди гибнут намного чаще, поэтому ездить в автомобилях намного опаснее для жизни, нежели летать на самолетах.

Согласно статистическим данным, с 2009 года случилось 107 авиакатастроф, жертвами стали 3245 пассажиров.

Как часто падают самолеты в России?

К сожалению, наша страна занимает лидирующую позицию в рейтинге стран, перенесших наибольшее количество авиапроисшествий. Это обусловлено тем, что Россия – самая большая в мире держава. Если взять статистику с 2009 года, то в РФ произошло наибольшее количество катастроф, связанных с авиалайнерами – 38 штук. В них погибло 378 человек. Далее следует Америка, где случилось 11 происшествий за последние 6 лет. Если же брать во внимание данные за все время существования гражданской авиации, то здесь первое место занимают Соединенные Штаты Америки.

  • Россия (38 аварий);
  • США (11 за данный период);
  • Украина (7 за 6 лет);
  • Конго (6 за такой же период);
  • Германия (4 катастрофы в 2010 году).

Какие самолеты чаще всего падают?

Если говорить о том, какие самолеты чаще всего разбиваются, здесь нужно привести рейтинг наиболее опасных авиалайнеров. Итак, список таков:

  1. Boeing 737. Этот пассажирский самолет был признан самым опасным, так как несколько авиакатастроф произошло именно на нем.
  2. Ил-76. Страшная катастрофа случилась на этом воздушном судне 13 лет назад и унесла очень много человеческих жизней.
  3. Ту-154. На нем произошло также очень много аварий.
  4. Airbus A310. Последняя катастрофа была в этом году, унесшая более 150 жизней и лишь одной девочке удалось уцелеть.
  5. McDonnell-Douglas DC-9. Он уже много лет не выпускается, но готовые воздушные судна летают довольно часто. За все время существования на борту данного самолета погибли лишь 44 человека.

По сравнению с годами прошлого XX-го века количество авиакатастроф, увы, увеличилось. Самолеты падают по разным причинам. Это может быть неисправность самого авиалайнера, погодные условия либо человеческий фактор. Сказать однозначно, часто ли падают самолеты, сложно. Если сравнить с ДТП, то на воздушном судне намного безопаснее передвигаться. А в целом не стоит бояться самолетов, ведь на земле риск погибнуть намного больше, чем в воздухе.

За последние десять лет (2009-2018) произошло 10 крупных катастроф, имеющих отношение к нашей стране. В эту выборку попали самолеты российских авиакомпаний, потерпевшие крушение заграницей. Также учитывались иностранные воздушные суда, разбившиеся в России.

Согласно данным Википедии, совокупное число погибших составило 750 человек. Все эти крушения широко освещались в СМИ, оставив тяжелый след в сердце каждого российского гражданина. В большинстве случаев расследование причин трагедий уже завершено, но по нескольким авариям еще продолжаются следственные действия и изучение улик.

Список крупнейших авиакатастроф за 10 лет:

  • гибель президентского борта ТУ-154М под Смоленском (2010);
  • катастрофа Ту-134 под Петрозаводском (2011);
  • крушение самолета Як-42Д под Ярославлем (2011);
  • авиакатастрофа ATR-72 возле Тюмени (2012);
  • крушение Boeing-737 в Казани (2013);
  • катастрофа Airbus A321 над Синайским полуостровом в Египте (2015);
  • крушение Boeing-737 в Ростове-на-Дону (2016);
  • катастрофа Ту-154 под Сочи (2016);
  • гибель борта Ан-148 в Подмосковье (2018);
  • крушение Ан-26 возле базы Хмеймим в Сирии (2018).

Авиакатастрофы 2010-2013 годов

Крушение президентского лайнера под Смоленском

В авиакатастрофе под Смоленском, произошедшей 10 апреля 2010 года, погиб президент Польши Лех Качиньский, представители руководства страны, вооруженных сил и общественных организаций, известные религиозные деятели, депутаты Парламента. Все они прилетели в Россию, чтобы почтить память жертв Катынского расстрела.

Президентский борт потерпел крушение при заходе на посадку в сложных погодных условиях. Жертвами аварии стали 96 человек - это рекордное число в статистике всех катастроф, в которых погибали первые лица государств.

Почти год длилось расследование Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В январе 2011 были объявлены основные причины, приведшие к трагедии:

  • посадка самолета при метеоусловиях ниже минимально допустимых значений;
  • выход авиалайнера за пределы минимальной высоты снижения при одновременном превышении скорости;
  • психологическое давление на экипаж со стороны польского руководства;
  • игнорирование летчиками систем оповещения об опасном сближении с землей.
  • недостаточная подготовка экипажа и, в частности, командира для посадки в сложных метеоусловиях.

Польская сторона была согласна не со всеми доводами МАК, поэтому в июле 2011 инициировала собственное расследование, однако его результаты вскоре были аннулированы. Согласно повторной проверке, начатой в 2016 году, причиной катастрофы польская комиссия назвала взрыв крыла самолета и умышленное введение в заблуждение пилотов диспетчерами смоленского аэродрома. Россия эти обвинения категорически отвергла.


Катастрофа под Петрозаводском

Лайнер Ту-134 авиакомпании «РусЭйр» 20 июня 2011 года следовал по маршруту Москва-Петрозаводск. Во время захода на посадку в условиях плохой видимости самолет задел деревья, столкнулся с землей и загорелся. В момент катастрофы погибли 44 человека, трое позже скончались в больнице, пятерых удалось спасти.

Главной причиной крушения МАК назвал несогласованные действия экипажа и устаревшее оборудование самолета, контролирующее заход на посадку. Эта трагедия схожа по обстоятельствам с катастрофой под Смоленском.

Авиационные эксперты утверждают, что наибольшее число катастроф происходит при взлете или посадке самолетов. Как раз во время взлета 7 сентября 2011 разбился авиалайнер Як-42Д, выполнявший чартерный рейс из Ярославля в Минск с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Не сумев набрать высоту, воздушное судно спустя несколько секунд полета задело радиомаяк и врезалось в берег реки Туношонка.


Авиакатастрофа в Ярославле

Погибли 44 человека: почти весь основной состав команды «Локомотив», ее тренерский штаб и персонал, а также 8 членов экипажа. Выжить удалось инженеру по обслуживанию авиационного оборудования Александру Сизову. По итогам расследования установлено, что к трагедии привели несогласованные действия экипажа в процессе разбега и взлета самолета.

Самолет ATR-72 авиакомпании «Ютэйр» разбился 2 апреля 2012 года возле деревни Горьковка недалеко от Тюмени. Он направлялся в Сургут, но в воздухе успел пробыть меньше минуты. Погибли 33 человека, 10 удалось спасти.

К развитию аварийной ситуации на борту привело обледенение корпуса самолета, которое не было устранено при подготовке к полету. В результате ухудшения аэродинамических характеристик лайнер ушел в режим сваливания, чего вовремя не заметил экипаж.

Крушение Boeing-737 в Казани

В 2013 году крупнейшей авиакатастрофой в России стало крушение Boeing-737 при заходе на посадку в аэропорту Казани. Самолет принадлежал авиакомпании «Татарстан», на борту находилось 50 человек - все они погибли. Среди факторов, приведших к неблагоприятному развитию воздушного инцидента, МАК назвал недостаточную летную подготовку экипажа, в том числе для управления Boeing-737, неправильную работу с навигационным оборудованием, формальный подход к проверке знаний у пилотов в авиакомпании.

Авиакатастрофы 2015-2018 годов

Черным днем в истории российской авиации стало 31 октября 2015 года, когда произошла крупнейшая по числу жертв катастрофа в отечественной истории. На лайнере Airbus A321 компании «Когалымавиа» туристы возвращались домой после отдыха в солнечном Египте. Взлет из аэропорта в Шарм-эль-Шейхе прошел в штатном режиме, однако спустя 23 минуты самолет перестал выходить на связь. Его обломки обнаружили на Синайском полуострове. Погибли все находившиеся на борту 224 человека, в том числе 25 детей.


Трагедия на Синайском полуострове

Разрушение самолета в воздухе произошло в результате теракта - в хвостовой части была заложена бомба. Ответственность взяли на себя боевики группировки «ИГИЛ». С 16 ноября 2015 года президент России Владимир Путин приостановил воздушное сообщение с Египтом.

Самолет авиакомпании FlyDubai в результате неудачного захода на посадку разбился в аэропорту Ростова-на-Дону ночью 19 марта 2016 года. Погибли 62 человека, выжить никому не удалось. Предварительное расследование обнаружило ошибки в действиях экипажа, которые привели к резкой потере высоты и столкновению самолета с землей. Итоговый отчет МАК до сих пор не опубликован.


Поисковая операция в Черном море после крушения Ту-154

Незадолго до нового 2017 года произошла еще одна трагедия в воздухе. Лайнер Ту-154 Министерства обороны России 25 декабря 2016 года приземлился в Сочи для дозаправки по пути в сирийский город Латакия. Покинув аэропорт, он пробыл в воздухе чуть больше минуты, а затем рухнул в Черное море. На борту летели артисты и руководители Академического ансамбля имени Александрова, 9 журналистов федеральных каналов, общественный деятель Елизавета Глинка. Срок расследования катастрофы продлен до марта 2019 года, по неподтвержденной информации ее причиной стала потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна.

Самолет «Саратовских авиалиний»

Двумя крупными авиапроисшествиями ознаменовался 2018 год. В феврале 2018 в Московской области разбился самолет «Саратовских авиалиний», погиб 71 человек. Примерно месяц спустя - 6 марта - возле базы Хмеймим потерпел крушение военный самолет Ан-26. Жертвами трагедии стали 39 человек, из них 33 пассажира были военнослужащими российской армии. По этим двум катастрофам ведется расследование, результаты будут опубликованы позже.

Надежность российских авиакомпаний

На основе статистических данных за 20 лет и комплексной оценки по другим критериям авторитетное Агентство по авиабезопасности Европы составило рейтинг самых надежных воздушных перевозчиков России. В него вошли 3 крупные авиакомпании:

  • «Уральские авиалинии»;
  • S7 Airlines;
  • «Аэрофлот».

Безусловным лидером являются «Уральские авиалинии». За двадцатилетнюю историю у компании не было ни одного крупного происшествия с жертвами и пострадавшими.

Неплохая статистика и у перевозчика S7 Airlines, ранее носившего название «Сибирь». В его истории известно 3 крупные аварии:

  • крушение рейса Тель-Авив - Новосибирск в октябре 2001, который был сбит в ходе учений ПВО Украины, погибли 78 человек;
  • террористический акт на борту самолета Ту-154Б2, следовавшего из Москвы в Сочи 24 августа 2004 года, погиб 51 человек;
  • катастрофа самолета А-310 9 июля 2006 года в Иркутске, приведшая к гибели 125 человек.

Авиакомпания «Аэрофлот» существует со времен СССР, в общей сложности - почти 100 лет. За это время она пережила немало инцидентов и катастроф. Однако в новейшей истории российской авиации число аварий минимально. Последняя крупная катастрофа датирована 25 октября 2000 года, когда в аэропорту Батуми при заходе на посадку разбился грузо-пассажирский самолет Ил-18Д. На его борту находились военнослужащие, направлявшиеся на 12 военную базу Группы российских войск в Закавказье, и члены их семей, включая 7 детей. Всего погибли 84 человека. К трагедии привели навигационные ошибки экипажа, нарушения в работе диспетчера, сбой в работе наземной радиотехники.

Причины авиакатастроф в России

Подводя итоги, можно выделить несколько причин, по которым, чаще всего, разбиваются самолеты в России:

  • недостаточный уровень подготовки членов экипажа;
  • изношенность парка авиалайнеров, используемых в гражданской авиации;
  • плохое техническое обслуживание самолетов;
  • террористические акты.

Ситуация с крушениями самолетов в России за 10 лет почти не изменилась. Наша страна по-прежнему остается среди лидеров по количеству авиакатастроф. Будем надеяться, что отечественные авиакомпании сделают верные выводы из данных статистики и займутся повышением качества летной подготовки экипажей и технической безопасности самолетов.