Храм погибшим морякам в крыму. Храм Святителя Николая в Малореченском

Храм погибшим морякам в крыму. Храм Святителя Николая в Малореченском
Храм погибшим морякам в крыму. Храм Святителя Николая в Малореченском

— одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.

Боевые корабли и подводные лодки Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России на фоне Морского Никольского собора в Кронштадте

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади , где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца , покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор - главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм - место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову , который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор со стороны Макаровского моста

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин). Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д. 782 л.10. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость. Город. Порт. СПб., 2014. С.64

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 180-182

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

[Морской собор был задуман] как храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, [и который] служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д.177. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Информация для посетителей

Адрес Морского Никольского собора : Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.

Режим работы : ежедневно с 9.30 до 18.00.

Богослужения проводятся дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

28 мая 2013 года, в год своего столетия, в Кронштадте после реставрации был освящён главный храм Российского флота - Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца , в закладке которого принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский .

9 февраля 1904 года (н.ст.) два российских боевых корабля - бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», - пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, вступили в бой с японской эскадрой из 14 кораблей.

За час морского сражения «Варяг» и «Кореец» вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжёлые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо. В ходе боя крейсер «Варяг» получил четыре подводных пробоины, из 12 орудий в строю осталось только два, на корабле было 33 убитых и 88 раненых. Чтобы не дать противнику захватить повреждённый корабль, было решено затопить крейсер, а канонерскую лодку взорвать.

Экипажи перешли на иностранные корабли, которые соблюдали нейтралитет. «Жизнь - Родине, душу - Богу , честь - никому». Такой девиз был записан в вахтенном журнале знаменитого крейсера. Высокие духовные принципы, отражённые в; » этих словах, послужили идеей, сплотившей воедино команду идущего в свой последний бой корабля и явились основанием бессмертного подвига русских моряков.

И да исполнятся слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Да созиждется достойный дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечёт из него благословение Вседержителя на всё воинство морское».

Морской собор в городе-крепости Кронштадт был заложен 14 сентября 1902 г. по указу императора Николая II в честь 200-летия Российского флота. Молебен на строительство храма совершил " святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Этот храм парил над всем городом, как корабль над волнами моря. Входящий в него сразу чувствовал, что это не создание людского могущества и искусства, но, скорее, дело самого Божества», - так свидетельствовал византийский писатель Прокопий Кесарийский о храме Святой Софии Константинопольской, построенном в 532 - 537 гг. Спустя 13 веков прообраз величайшего храма в Константинополе появился в России. Им стал Морской собор Святителя Николая Чудотворца в Кронштадте.

Храм получился необыкновенно красивым. Иконостас мастера выполнили из белого мрамора с мозаичными вставками. Пол был сделан из мелкого мрамора и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Центральная открытая часть вмещала до 3 000 молящихся, кроме того, люди могли стоять на галереях с хорами. Длина здания составляла 83,2 м, ширина - 64 м, высота с крестом - 70,6 м.

Деньги на строительство собора поступали не только от отдельных благотворителей, но и от целых морских экипажей. Шерстяные ковры для храма вышивали жёны моряков. Около собора до сих пор расположены стенды, где упомянуты 16 тысяч строителей храма, представлено множество их фотографий.

20 ноября 2010 г. в Морской собор внесли первую реликвию - гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». На историческую родину флаг вернулся более чем через 100 лет после трагедии. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в Морском соборе Божественную литургию .

28 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил и Святейший Патриарх Кирилл совершили чин Великого освящения Морского собора в Кронштадте и Божественную литургию.

В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону Воскрешения Лазаря и мастерок, который держал в руках святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда совершал закладку Морского Кронштадтского собора.

«С православной верой в сердце умирали паши моряки, сражавшиеся в неравном бою там, далеко от Кронштадта, - сказал Его Святейшество на церемонии встречи исторической реликвии с крейсера «Варяг». - И мы сегодня вспоминаем их подвиг и преклоняем наши главы, встречая символ их мужества, символ их духовной доблести - этот прославленный и израненный Андреевский флаг. Дай Бог, чтобы то, что происходит сегодня, вдохновило нашу молодёжь, наших воинов-моряков, представляющих здесь героический Балтийский флот - старейший флот нашей страны. Дай Бог, чтобы происходящее сегодня отразилось в сознании, в сердце нашего подрастающего поколения. Именно с таких людей, как защитники «Варяга», нужно брать пример; именно эта доблесть и такое мужество должны быть нашей национальной добродетелью. И дай Бог, чтобы всегда так и было, чтобы Россия была сильна духом и внутренней красотой своего народа».

Елена Добронравова

Сравнительно недалеко от Никольского собора на Английской набережной,расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни), символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга. Совсем недавно появилась маленькая часовенка. автор фото Колдышева Надежда
Грубая усмешка истории. Когда - то на этом месте стоял великолепный храм в честь погибших моряках честно исполнивших свой долг. Нет у тех героев ни места погребения, ни креста. Замахнулись большевики на святое – на боль и память людскую. Уничтожили храм.
Позвольте немного позанудствовать и привести почти дословно воззвание выпущенное Особым комитетом по сбору пожертвований и по сооружению церкви. Послание длинное, посему у кого нет желания читать сразу прокручивайте ниже. За воззванием следует рассказ.

«… В ком течёт русская кровь, тот поймёт все перенесённые моряками за долгие месяцы тяжёлого похода, предшествовавшего мучительно медленной их за Родину кончине, тому не забыть утрату гордости и надежды России – адмирала Макарова и всего сомна погибших, благоговейно поминаемых – без различия положения и рода службы – мучеников долга, от адмирала до матроса включительно!
В ком бьётся сердце русское, тот вспомнит командиров броненосцев, крейсеров и миноносцев, которые отважно шли на помощь товарищам, спасали раненых, вступали в бой с превосходящими силами, смертельно раненые продолжали командовать и, только истощив все средства обороны, не расставаясь со своими кораблями, затопляли их с гордо развевавшимися не спущенным Андреевским флагом!
Припомните, люди земли русской, тех старших офицеров, которые до последнего мгновения гибели кораблей полны были одним помыслом – о возможно благополучном спуске на воду команд!
Не предайте забвению тех моряков всех отраслей морской службы, которые в изнурительном пекле машинных отделений и везде, куда призывал их долг, с самоотверженною храбростью жертвовали жизнью, отбивая неприятеля в Чемульпо в Японском море, в Корейском проливе, как в море, так и на суше, - тех лейтенантов, которые, невзирая на страдания от полученных увечий, сами… выпускали в неприятеля уцелевшею рукою последние снаряды, того истекавшего кровью юношу-офицера, который, умирая, продолжал грозить неприятельским крейсерам и уже заплетавшимся языком кричал «Ура!»… тех офицеров, которые, безнадёжно мучаясь в холодной воде, поддерживали бодрость духа в окоченевших и изнемогавших в судорогах матросах, - тех диво-богатырей, что, не прекращая боевого огня, сгорали со своим броненосцем, но не оставляли его, чтобы не попасть в плен! Подумайте о доблестных русских матросах, самоотверженно исполнивших свой долг присяги на всех кораблях без исключения, - о приветствовавших, уже на воде, дорогие им тонущие корабли прощальным «Ура!» - о погибших не только от ран, но и от морской волны, смывавшей их при подводке пластырей к пробоинам!
Воздайте должное и Пастырям Церкви. Царство им Небесное, - напутствовавшим, с крестом в руках, погибавших с ними героев!
Да ведомо будет, что между отдававшими душу за народную честь были и такие, что, предчувствуя свою судьбу, просили родных благодарить Господа Бога, если Он сподобит их умереть в честном бою, в Отечестве!..
Подвиги завершились!.. и над тысячами мучеников-героев сомкнулась безжалостная морская бездна! Бури их разметали, не осталось по ним следа и негде над прахом их помолиться!..
Не может примирится с этим сердце русского народа!
Помянем же героев, принявших за Родину-Мать мученический венец, сооружением в столице России, в знак народной благодарности и в назидание потомству ХРАМА-ПАМЯТНИКА подвижникам, по морям разбросанным, - без могилы, - без Креста!
В сей Храм, с начертанными на стенах именами погибших моряков-героев, на сияние Креста, на свет лампад, на призыв непрестанных поминовений, незримо слетятся чистые души не погребённых и тут же, в Святом Доме этом Божьем, обретут они себе усыпальницу вечную!
Как прощальную горсть земли, как последнее «прости» принесите Вашу лепту на эту «БРАТСКУЮ МОГИЛУ».

Конечно, после такого воззвания присылали со всех уголков страны и простые люди и титулованные особы. Например, члены царской фамилии внесли свыше 50000 руб, эмир Бухарский – 20000 руб; делали взносы и флотские экипажи, полки, различные департаменты, частные лица и безвестные русские люди. На гроши и копейки, принесённые людьми от чистого сердца был выстроен этот храм. И вот на людскую скорбь и горе поднялась рука у большевиков.
Но это оставим на совести тех кто не чисто совестью. Перейдём к самому храму.
Храм, по предложению И.К.Григоровича, был выстроен на территории Нового Адмиралтейства, напротив Морского Пажеского корпуса (ныне С-Пб Военно-Морской институт) на самом окончании Английской набережной. Дума безвозмездно пожаловала участок стоимостью в 22500 руб. Освятили место строительства 19 февраля 1909 года.
Николай II в августе 1909 года повелел создать комиссию строительства. Занималась эта комиссия наблюдением по строительству самого храма и зданий принадлежавших ему.
В начале комиссия собирала материалы по архитектуре древнерусских церквей. Работа велась под руководством П.В.Покровского. Обследовав древние памятники зодчества Владимиро-Суздальской Руси, комиссия пришла к выводу, что наиболее сохранившейся была церковь Покрова на Нерли. И именно он стал прототипом для создававшегося храма. При проектировании архитектор придерживался пропорций Церкви Покрова, только увеличив основные размеры в 1,5 раза. Немного видоизменились главка, двери, окна, иконостас и немногие другие элементы здания. Поручен план создания М.М.Перетятковичу. К марту 1910 году был представлен в Академию художеств. Одобрен Советом Академии. Строительство началось. Греческая королева, Ольга Константиновна, заложила первый камень с Георгиевским крестом. Под наружные стены выполнен бетонный фундамент в 1 аршин толщиной с предварительной укладкой в него 3 рядов металлических балок. Под пилоны уложены бетонные подушки.
Строительство велось с удивительной скоростью.
Стены, столбы, пилоны, своды выложили кирпичом Ижорского завода. Белый камень для наружных работ поставлялся из каменоломен Тверской области.
14 сентября уже поднимали и освящали крест на строящемся храме. К моменту установки креста уже были сооружены башня, звонница, галерея и причтовый дом. В течение зимы 1910 года, весны и лета следующего года разрабатывались рисунки входных дверей, пола, досок с именами погибших моряков, иконостасы, украшения, облачения, церковной утвари. Кроме этого в храме велись работы по распределению судовых икон.
26 июля 1911 года в присутствие царской фамилии и родственников погибших освятили нижний храм и колокола, поднятые на звонницу матросами 2-го Балтийского экипажа. На 31 июля была назначено освящение верхнего храма. Освящение верхнего и нижнего храма совершал протопресвитер духовенства армии и флота отец Г.И.Шавельский, Георгиевский кавалер.

И вот на берегу Невы, замыкая перспективу Английской набережной, выдержанный в стиле владимирских церквей, возвысился белоснежный храм. Большие поверхности стен разделялись на 3 части стройными полуколонками, увенчанные капителями коринфского ордера. Сверху они соединялись арками, что создавало полукруглое завершение каждой части стены, где в небольших углублениях разместились рельефные композиции. Украшения «звериного» стиля являлись обязательным элементом владимиро-суздальского стиля. Верх барабана был отделан орнаментальной кладкой в виде бегунца и поребрика. Ряд не больших кокошников украшал трибун и служил визуально как бы основанием купола.
Окна в храме были щелевидные. По одному в каждой аспиде. Украшением простенков между окнами в трибуне, которых было 8, служили колонки, арочки, различные орнаменты, золотая мозаика. В 4 простенках были размещены изображения (по 4 в ряд) святых покровителей судов, принимавших участие в русско-японской войне: лики Спасителя, Богоматери, святого архангела Михаила, Николая Чудотворца, апостолов Павла, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и других святых православной церкви.
Церковь Спаса на водах состояла из 2 храмов: верхнего – Храма Христа Спасителя в память его Гефсиманского борения и нижнего – во имя святого Николая Мирликийского.
Особое очарование храму придавали мозаичные работы, осуществлённые по рисункам Н.А.Бруни и В.М.Васнецова. Почти вся мозаика для храма производилась в Диксдорфе, недалеко от Берлина, в мастерской товарищества «пуль и Вагнер».
Удивительно красив был и пол храма. Выполненный Н.Д.Вишневской. Одобрил рисунки пола сам Н.К.Рерих.
Самую большую ценность храма представляли его стены и столбы. Их нижняя часть была отделана тёмно-зелёными и тёмно-красными панелями мрамора, поверх которых проходил мраморный карниз. Над ним размещались четырёхметровые пластины белого камня. В них было вмонтировано 27 бронзовых досок с именами погибших моряков, а так же врачей и священников. Всего около 8 тысяч имён. Среди них имена адмирала С.О.Макарова , художника В.В.Верещагина , погибших на «Петропавловске». Над каждой доской помещались судовые иконы, которые были на корабле в бою. Иконостас был выполнен в византийском стиле. Завесой царских ворот служил Андреевский флаг. Возле иконостаса было установлено спасенное из Порт-Артура знамя Квантунского флотского экипажа.
Об убранстве можно говорить часами. Я просто покажу.

В 1932 церковь закрыта и взорвана, под предлогом расширения территории Адмиралтейских верфей. Часть участка всё-таки занята производственным корпусом Адмиралтейского объединения. Перед сносом храма три мозаики: "Несение креста" , "Моление о Чаше" и "Голова Спасителя в терновом венце" созданные по эскизам Виктора Васнецова, были тайно демонтированы и переданы в запасники Русского музея. четвертый мозаичный образ - "Спаситель, шествующий по Водам" - по эскизу Николая Бруни, при взрыве храма оказался на дне Ново-Адмиралтейского канала. Причем сам лик не пострадал, хотя по краям мозаики имеются серьёзные повреждения. Затем он был тайно поднят со дна и тоже скрыт в запасниках Русского музея неизвестными спасителями.
Существует легенда, которую еще можно услышать из уст старожилов: весь берег Ново-Адмиралтейского канала и Невы был усыпан сплошным ковром из битой смальты, люди долго еще ходили сюда, чтобы взять себе "священный камушек". Но чудо состояло не в этом: мощный взрыв уничтожил здание храма, но не мозаичные панно. Обломок главной мозаики с ликом Спасителя (по сути, это кусок стены весом больше тонны) был обнаружен на дне канала и ночью в сопровождении спецслужб доставлен в хранилище Русского музея. Там же впоследствии таинственным образом оказались и васнецовские мозаики (это тоже каменные плиты весом по нескольку центнеров).

В 1990 созданы община и фонд восстановления церкви автор проекта часовни архитектор Д. А. Бутырин.
До 1995 года о судьбе мозаик никто ничего не знал - неопознанными они хранились в запасниках Русского музея. Это был пятый год работы Санкт- Петербургского комитета восстановления храма "Спас-на-Водах". Обнаружение мозаик, наряду с ведением архивных и проектных работ, было первым большим его достижением. Сейчас три мозаики В. Васнецова, а также вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения "Лик Спаса-на-Водах" авторства Н. Бруни выставлены в Военно-морской академии.
Мозаики по-прежнему имеют статус музейных экспонатов, однако по согласованию с администрацией Русского музея они будут экспонироваться в выставочном павильоне при часовне храма Спас-на-Водах.
После обнаружения мозаики были отреставрированы В.А.Шершнёвым - главным реставратором мозаик Спаса-на-Крови.
В 1998-2002 на участке возведена каменная Никольская часовня.
Представители общественного Комитета восстановления храма "Спас-на-Водах" уверены, что за открытием комплекса часовни Св. Николая Чудотворца непременно последует восстановление храма. Возможно, процесс займет несколько лет, поскольку на бывшем фундаменте храма сейчас расположено производственное здание ФГУП "Адмиралтейские верфи".

Использовались материалы свободного доступа

Церковь Спаса-на-Водах - Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца - ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.

Храм был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Уникальный храм-памятник стал "символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков" в русско-японской войне 1904-1905 годов.

21 ноября 1908 года министр внутренних дел П.А. Столыпин подал доклад императору Николаю II об учреждении комитета по сбору пожертвований на постройку храма. Ответ Николая II: "Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков". Подготовкой строительства и сбором пожертвований руководил Комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны, дочери создателя парового флота великого князя Константина Николаевича, внучки императора Николая I, и под председательством сенатора П.Н. Огарёва, чей сын погиб при Цусиме. Строительную комиссию возглавил князь Константин Константинович. Средства собирали около года, по смете строительство стоило 277 723 рубля, было собрано 302 888 рублей.

Место для храма на территории Ново-Адмиралтейского завода, невдалеке от верфей, в конце Английской набережной, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года.

Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы. Предварительно состоялся крестный ход из Никольского собора до места строительства. В углубление закладной доски Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.

Одноглавый храм с золотым куполом, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печёрской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни) символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

Архитектором храма является Мариан Марианович Перетяткович - крупнейший зодчий начала ХХ века, работавший, в основном, в стиле модерн. В создании проекта участвовали Н.В. Покровский и инженер - Сергей Николаевич Смирнов, губернатор Павловска.

14 сентября 1910 года на строящийся храм был поднят крест. 28 июля (10 августа н.ст.) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г.И. Шавельским был освящён нижний храм и подняты колокола.

Через три дня - 31 июля (13 августа) 1911 года - в присутствии императора Николая II с дочерьми, королевы Ольги Константиновны, её брата - великого князя Константина Константиновича и других членов императорской семьи был освящён верхний храм и состоялся военно-морской парад.

Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.

Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы.

Фасады однокупольного 2-этажного здания были облицованы белым старицким камнем, расчленены на прясла полуколоннами, украшены аркатурно-колончатым поясом и белокаменной резьбой (скульптор Б.М. Микешин).

Вместе с храмом был выстроен целый комплекс монастырского типа. Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII века крытыми переходами. В колокольне располагался морской музей, и звонница, связанная, в свою очередь, галереей с домом причта.

В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.

Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего - во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.

Храм был не такой уж большой: он был рассчитан на 300-400 прихожан. В народе этот храм называли: "Храм-на-водах", "Спас-на-водах", "Цусимская церковь". В память о подвиге моряков на фронтоне храма было начертанно: "больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя".

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
эскадренных броненосцев "Петропавловск", "Ослябя", "Наварин";
крейсеров "Дмитрий Донской" и "Паллада";
миноносцев "Стерегущий", "Грозный" и "Громкий";
транспортов "Камчатка" и "Иртыш" и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров - всего 91 корабля.

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8 269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, вмурованных в стены.

Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова.

На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран, полученных в Японии.

В отделке храма участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин.

На алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика "Спаситель, шествующий по водам". Огромная мозаичная картина была прекрасно видна со всех точек помещения верхнего храма. Спаситель, шествующий по водам - известная евангельская притча, благодаря этому образу, храм стали называть Спасом-на-Водах.

Мозаика по картинам Бруни была выполнена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер". Патриотически настроенная общественность не одобряла то, что изготовление образа было поручено иностранцам, а не отечественным мастерам. Но экономические соображения - цена и сроки исполнения - победили. Готовая мозаика была доставлена по железной дороге вовремя и состояла из набора мозаичных фрагментов. Эти фрагменты с помощью специальных цементных растворов и арматуры скрепили между собой и алтарной стеной здания, превратив и кирпичный массив тела храма, и изображение Спасителя - в единый монолит.

Невысокий двухъярусный иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня. Его украшали копии старинных образов, написанные в московской мастерской В.П. Гурьянова. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.

Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В.М. Васнецова и Н.А. Бруни - "Моление о Чаше" и "Несение Креста". Множество ценных икон и утвари подарили храму близкие погибших моряков. Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина "Спаситель благословляет погибающих на крейсере "Светлана"" А.Н. Новоскольцева.

Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие подарила княгиня С.М. Волконская, мать погибшего при Цусиме; Хоругви - вдова адмирала З.П. Рожественского.

Вход в нижний храм был через узкий коридор. В низкосводчатой подвальной церкви, напоминавшей палаты царя Алексея Михайловича, хранились воинские реликвии. Стены и своды крипты, а так же иконостас были расписаны в стиле второй половины XVIII века художником М.М. Адамовичем. Сплошная роспись храма, изображала Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Кроме того, в нижнем храме хранилась почитаемая старинная икона Казанской Божией Матери была шита золотом.

В храме служил протоиерей М.К. Прудников, бывший капитан 1-го ранга, которого почитали как прозорливого праведника. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство.

20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим. В период 1930-1931 годов коллектив рабочих расположенного рядом завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую.

В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря.

Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной "Цусимской церкви".

В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.

Часовня во имя святителя Николая

В 1990 году была создана Общественная организация "Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-Водах".

Ныне воссоздание храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус "Адмиралтейских верфей". В разрушенном храмовом комплексе часовни не было, но Комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с отстроенным зданием церкви.

В декабре 1995 года в запасниках Государственного Русского музея были обнаружены три мозаики авторства В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Моление о Чаше", "Голова Спасителя в терновом венце" и вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения - "Лик Спаса-на-Водах" - авторства Н.А. Бруни. Мозаики считались погибшими при взрыве. Мозаики были отреставрированы В.А. Шершнёвым - главным реставратором мозаик храма Спас-на-Крови. После мозаики были переданы на временное хранение в Военно-морскую академию им. Кузнецова. Они по-прежнему имеют статус музейных экспонатов.

23 января 1998 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева "О проектировании и строительстве часовни храма Спаса-на-Водах на участке при впадении Ново-Адмиралтейского канала в Неву" был предоставлен земельный участок для строительства часовни. Она была заложена 27 мая 1998 года - в 93-ю годовщину Цусимского сражения. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. Часовня построена в неорусском стиле, архитектор проекта - Д.А. Бутырин.

23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста "Спаса-на-Водах": в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.

9 октября 2002 г. в часовню от имени вице-адмирала героя России Михаила Моцока и генерального директора АО "Метробетон" Владимира Кондратенко была передана первая икона - образ царя-мученика Николая II, а также предметы, обладающие исторической и культурной ценностью - подлинная медаль участника русско-японской войны, опись церковного имущества храма Спас-на-Водах, фотографии, архивные документы, раритетные издания, посвященные офицерам российского флота.

24 мая 2003 г. состоялось торжественное освящение часовни священником о. Николаем Солдатенковым.

На протяжении 2006-2007 годов часовня храма Спаса-на-Водах была облицована белым камнем. Это возрождает традицию использования национального материала - Белого камня в отечественной архитектуре после векового перерыва. Общая площадь облицовки Белым камнем - более двухсот квадратных метров. Использована разновидность Белого камня - Старицкий камень, который иногда ещё называют Старицким мрамором.

Общая стоимость всех выполненных работ по возведению комплекса часовни (в комплекс входят мост через Ново-Адмиралтейский канал, часовня, ограда и выставочный павильон) на сегодняшний день составляет около 1 млн. долларов. Энергоресурсы для строительных работ обеспечило ФГУП "Адмиралтейские верфи".

Часовня находится на территории ГП "Адмиралтейские верфи" рядом с местом впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву.

В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

Адрес: Английская наб., 76.

Проезд: От пл. Труда и моста Лейтенанта Шмидта - по Английской наб.


Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г.

Плакат, укреплённый на ограждении перед часовней, 2012.

Территория часовни.

Памятная доска на стене часовни.

Фрагмент здания часовни.

Интерьер часовни.

Вход в часовню.

Памятная доска на ограждении производственного корпуса "Адмиралтейских верфей".

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2012

Бывалые туристы привыкли, что на известных курортах их всегда ждут какие-нибудь архитектурные изыски. Не истощим на сюрпризы такого рода и Крым. Храм-маяк в Малореченском, небольшом селе в 2 км от автостанции Солнечногорское, – очередное тому подтверждение. Сооружение будто бы символизирует собой вход на побережье Южного берега Крыма. Второе название данного объекта – Музей катастроф на морях. Оно часто встречается на картах, так как музейный комплекс находится именно здесь.

Где находится церковь-маяк в селе Малореченское?

Светящееся в ночи здание легко обнаруживается любопытными пассажирами на въезде в Малореченское – со стороны . Указанные населенные пункты находятся на приморской трассе – между и . Официальное название культурного учреждения, о котором идет речь, – мемориальный комплекс «Памяти погибших на водах».

Храм Николая Чудотворца на карте Крыма

Из истории появления церкви

В начале нынешнего века академик Анатолий Гайдамаки – народный художник и заслуженный деятель искусств Украины – создал проект сооружения, которое сейчас выполняет одновременно три функции. Оно указывает мореходам безопасный водный путь, является религиозным памятником-часовней погибшим на водах и экспозицией, рассказывающей крымчанам и приезжим обо всех известнейших морских катастрофах.

В селе Малореченское Церковь-маяк Николая Чудотворца (покровителя моряков) начали строить в 2006-м г., а полностью реализовали задумку в 2007 г. Работы выполняла знаменитая на Черноморском побережье украино-турецкая компания «Эрбек». Благодаря автору его высота достигает 54 м, а в колокольне располагается еще и прожектор. Следовательно, данное чудо света просматривается с моря за много километров.

Легенды о необычном маяке

Несмотря на свою молодость, Малореченский храм Святого Николая Чудотворца уже оброс некоторыми мифами. Местные считают, что в абсолютно пустом молельном зале прихожанин может слышать голос святителя, которому посвятили церковь.

Чем интересен для туристов храм-маяк Николая Чудотворца?

Как и все культовые сооружения острова Крым, храм-маяк в Малореченском, стоящий на высоком обрыве, представляет собой действующую церковь Московского патриархата. Богослужения проходят здесь по обычному расписанию, а особые церемонии – в соответствии обрядовым православным календарем. Но на этом сходство и кончается. Все фасады украшены лепниной на военно-морскую тему, а также коваными флюгерами в виде парусников. Соответствующей тематике посвящены даже изображения на витражах, самое большое из которых – лик в полный рост самого Святителя Николая Чудотворца.

При этом в одном из помещений расположен еще и . Отпускники могут просмотреть здесь документальные фильмы, посвященные известнейшим морским трагедиям – губительному цунами в Индийском океане, не так давно потрясшем всю планету, исчезновению теплохода «Адмирал Нахимов»,
корабля «Принц» затонувшему в бухте у Балаклавы, и многим другим.

Предусмотрена возможность прослушать лекцию гида. В необычном месте экспонируется множество раритетов – потолки и стены здания украшены обломками потерпевших крушение кораблей. На одной из открытых площадок вблизи основного здания выставлен даже деревянный штурвал. Лестница, ведущая наверх, обвязана вантами. Имеется внутри «маяка» и специальная карта мира. На этом «полотнище» указаны места самых масштабных катастроф, когда-либо происходивших на просторах мирового океана.

Многим будет приятно узнать, что работает в селе Малореченское Храм Святителя Николая без перерыва и выходных. Посетителям стоит помнить, что нельзя заходить в церковь в пляжном облачении, с едой, напитками или домашними животными. У алтаря строго запрещены разговоры по мобильному телефону и съемка без специального разрешения. Женщины должны надеть головные платки уже на паперти.

Как добраться до храма?

Ближайшая к «морской» церкви остановка находится через дорогу от описанного объекта. Она так и называется – Храм Николая Чудотворца. По сути, это большая бесплатная автопарковка. Данный ориентир хорошо заметен с возвышенностей, по которым проходит трасса Р-29 (по ней курортники едут в Алушту из ). С дороги к сакральному сооружению ведут ступени.

На машине из Алушты доехать до храма можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Шоссейная, п. Малореченское, городской округ Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°45′24″N (44.756562), 34°33′56″E (34.565562).
  • Телефон: +7-978-879-56-52.
  • Режим работы: с 9:00 до 18:00.

Благодаря вышеописанному шедевру зодчества всем «таврическим» туристам хорошо теперь известно село Малореченское. Храм-маяк Святого Николая Чудотворца завоевал для него неувядающую славу. На выставленных в сети фотоальбомах можно найти сотни кадров, посвященных необычному маяку-музею, рассказывающему о наиболее трагических страницах развития истории мореплавания. Даже сам Святитель Николай, привыкший творить чудеса, наверное, приятно бы удивился тому, что в честь него самого сотворили чудо!