Сообщение на тему долматовский монастырь. Далматовский мужской монастырь

Сообщение на тему долматовский монастырь. Далматовский мужской монастырь

О Далмате

Дмитрий Мокринский - старец Далмат.

Далматовский Успенский монастырь возник в середине семнадцатого столетия и носит свое название от имени его основателя старца Далмата (правильно - Долмат), в миру Дмитрия Ивановича Мокринского. Родился Мокринский в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Отец его, Иван Мокринский служил казачьим атаманом, мать - из новокрещенных татарок. В семье было три сына: Дмитрий, Саввватий и Федор, все были обучены элементарной грамоте сколько возможно по тогдашнему времени для сибирского края, воспитаны в боголюбии и богослужении. Дмитрий рос и мужал в суровое время среди боевых будней сибирских казаков, постигая с детских лет искусство военного дела.

Уже в 34 года Дмитрий Мокринский работал городничим, что свидетельствует о его достаточной образованности и наличии незаурядных организаторских способностей. До 1642 года Дмитрий служил в Тобольске. По стечению обстоятельств: материальные трудности и житейные - ушла из жизни жена, усугублялись духовными муками - мирская жизнь стала ему тягостной, и Дмитрий пожелал удалиться от мира и посвятить свою жизнь служению Господу Богу. Оставив государеву службу, дом свой и имение, взяв с собой икону Успения Божией Матери, Дмитрий удалился в небольшой монастырь, расположенный в малоосвоенном районе Верхотурского уезда. Здесь, в Невьянском Спасобогоявленском монастыре, Дмитрий был пострижен в монахи и наречен Далматом. Вскоре по пострижении он настолько снискал себе любовь и уважение братии, что его задумали возвести в должность строителя монастыря. Но по любви к пустынножительству Далмат, удаляясь от предлагаемой почести, тайно ушел из монастыря и остановился на левом берегу реки Исети, здесь поселился, выкопав себе "пещеру" (землянку).

Однако местным жителям приход Далмата на это место был неприятен, из-за чего неоднократно покушались они на его пещеру. Господь помог преподобному остановить злобное намерение врага. Но однажды владелец соседних земель Илигей с толпою татар двинулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Однако накануне к сонному Илигею явилась Пресвятая богородица, и видит татарин благолепную жену в ризах багряных, с бичем в деснице, которая при грозном взоре изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему свою вотчину с угодьями.Устрашенных сим видением Илигей отдал всю землю во владение Далмата.

Таким образом Далмат стал хозяином здешних земель.Стали стекаться к нему миряне и монахи, и, чтобы не было тесно, построили здесь часовню - первое монастырское здание, где впоследствии была воздвинута усыпальница Далмата и храм, в котором отшельники денно и ночно возносили молитвы Господу Богу.Так старцем Далматом был основан Успенский монастырь.

О монастыре

Далматовский Успенский монастырь, основанный на землях татарского мурзы Илигея, явился первой территорией русских в чужеземном крае. Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.

Не всегда легко давалось развитие монастыря. Часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет продолжалась угроза нападений на монастырь и его земли. Не только с Божьей помощью, но и с помощью людей добрых, выстоял монастырь, не один раз приходилось отстраиваться.

В монастыре возвелись три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами - во имя Иоанна Богосолова. Внутри ограды были построены: келья игуменская деревянная, келья старца Далмата, четыре кельи братские деревянные, между кельями - сараец малый, где помещался гроб старца Далмата; келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год - Иосиф. Но позже игуменом стал Афанасий.

С возникновением Далматовского монастыря, выросшего из одинокой пустыни отшельника в общину монахов, начинается христианизация края, которая выразилась в первую очередь в сооружениях храмов и часовень в населенных пунктах. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы. Богатые природные угодья все больше привлекали пришлых людей и они оседали на землях монастырских. Крестьяне-переселенцы, преодолев многоверстный путь, наконец, добирались до привольных и благодатных приисетстких земель. Расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные. Лес был верным другом и защитником, их кормильцем и вечным спутником. Вообщем, умел пользоваться богатствами природы русский человек.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им "льготы", всячески помогал.

Со временем монастырь обзавелся постройками - конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.

Мало помалу трудами крестьянскими и монастырской братии, а также вкладами доброохотных христолюбивцев монастырь набирался сил, все более продвигаясь к благоденствию и процветанию.

Но были у монастыря и трудные времена.

После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги - также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них - старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала (на ней опален был огнем один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага).

Возобновленная обитель, после набега калмыков, до трех раз была осаждаема подобными врагами. В первый раз коснулся Далматова монастыря бунт, произведенный в 1662 году, по заговору Сеита («Сеитский бунт»), князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Во второй раз монастырь подвергся нападению в 1704 году во время бунта Адларь-Бая Исекеева. В третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году по случаю бунта, происшедшего под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.

Впрочем, одними калмыцкими набегами бедствия монастыря не ограничивались. Он был осаждаем другими окрестными врагами. К их числу принадлежат две банды разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть во внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Как известно, первые строения монастыря были деревянными. Но опустошительные пожары после набега кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Построенная почти 300 лет назад, сегодня монастырская стена - главная особенность нашего замечательного города.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на божье покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство видно спустя годы пренебрежения.

Далматовский Свято-Успенский монастырь – православный мужской монастырь. Этот монастырь был основан в 1644 году на левом берегу живописной реки Исеть. Основал его инок Далмат, которого в обычной жизни звали Мокринским Дмитрием Ивановичем. Дмитрий Мокринский в 1642-1643 годах оставил свою семью (жену и пятерых детей) и мирскую жизнь, принял постриг и после недолгой жизни в монастыре начал жить отшельником в пещере. Весной 1646 года земля, на которой была расположена пещера Дмитрия, была передана ему во владения. Далмат умер в 1697 году и был похоронен на тех же землях. Сегодня над его могилой есть часовня, в которой и сейчас хранится мантия, портрет и клобук Далмата.

В свое время Далмат принес в монастырь икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и в настоящее время. Называется она Далматской иконой Божьей Матери. На сегодняшний день икона очень хорошо сохранилась. Чудом считается то, что икона смогла уцелеть во времена пожаров, а также во время многочисленных нападений на церковь.

Далматовский Свято-Успенский монастырь был центром духовного образования и просвещения в Сибири. Библиотека монастыря была огромной, первые упоминания о ней относятся к 1679 году. Именно в Далматовском монастыре впервые в Зауралье в 1714 году было открыто училище, но только для детей церковнослужителей. Но на этом руководство не остановилось, были созданы:

  • Славяно-греко-российская школа – 1735 год
  • Семинария — 1761 год
  • Уездное духовное училище – 1816 год


Из стен этого училища вышло много знаменитых и значимых людей. Здесь воспитывались такие великие люди, как архимандрит Антонин, который был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, ученый Попов, который изобрел радио, полярный исследователь Носилов и многие другие.

Некоторое время Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь был закрыт, это случилось после Октябрьской революции. Открылся он в 1922 году в качестве краеведческого музея. А с 1932 и по 1939 в помещении монастыря был колхозно-совхозный драматический театр.


Во времена Великой Отечественной войны в монастыре был расположен госпиталь. Как только война закончилась, в помещении монастыря был сооружен завод вплоть до 1989 года. В те времена из-за нужд завода на территории и к самому монастырю было пристроено несколько помещений. Эти постройки нанесли немалый ущерб Далматовскому Свято-Успенскому монастырю. Но уже с 1989 года завод начал понемногу покидать помещение, и только в 1992 году было провозглашено возрождение монастыря. Еще через четыре года, в 1996 году, состоялась передача в Церковное распоряжение имущественного комплекса.


Сегодня многие постройки монастыря находятся в плохом состоянии, многие из них реставрируются и восстанавливаются. Но, несмотря на все трудности, Далматовский Свято-Успенский монастырь принимает прихожан и в настоящее время.

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».

К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь!

Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.

В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:

«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».

Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу – подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.

В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.

На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения

Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.

В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово – прекрасный познавательный маршрут выходного дня.

Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.

Как доехать до Далматово?

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.

Внутри Скорбященской церкви. Слева - рака с мощами святых, справа - Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343
Место обретения мощей Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Успенский храм. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343 Памятник просветителю А. Н. Зырянову. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343 Памятник Черёмухиной П. И., организатору и учителю первой женской школы Зауралья. Автор фотографии: artista343
Николаевская церковь. Автор фотографии: artista343 Памятник бойцам 4-го Уральского полка, павшим в бою с белогвардейцами Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343
Артель в аллее Славы. Автор фотографии: artista343
Памятник пограничникам. Автор фотографии: artista343
Памятник погибшим в локальных войнах. Автор фотографии: artista343
Памятник павшим в Великой Отечественной войне. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Далматовский элеватор. Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Автор фотографии: artista343
Александро-Невская часовня. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343

Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский
Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский

Наверняка, у каждого есть места, которые не отпускают: увидев раз, хочется еще сюда вернуться через какое-то время, убедиться, что всё на месте, всё так, как надо, как оставил несколько лет назад. Или наоборот: что-то изменилось, постарело, обветшало или, напротив, расцвело, обновилось, начало жить новой жизнью. Таковы для меня нерукотворные природные объекты – горы, реки, степи… Таковы для меня рукотворные – малая родина, волжские города, древние северные храмы.

Далматовский монастырь: история и люди

Таковым оказался Далматовский мужской монастырь . Впервые мы приехали сюда в 2011 году из чистого любопытства: в Зауралье настоящий монастырь с мощными крепостными стенами!

Вход в монастырь с надвратной церковью Иоанна Богослова

Почитала историю. История монастыря началась с середины XVII века, когда бывший тобольский городничий, а позднее инок Невьянского монастыря «ископал себе пещеру в раге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи» . Место это называлось «Белое городище» и принадлежало тюменскому татарину Илигею . Татарин, знамо дело, хотел выдворить непрошеного старца (а «старцу» было к тому времени уже 50 лет, и жить ему оставалось, как фиксируют документы, еще столько же и три года сверху), да вмешалась в это дело Божья Матерь (во сне Илигею приснилась) и внезапно всплывшее родство по материнской линии Илигея и Далмата. И татарин Илигей стал первым благотворителем монастыря, добровольно пожаловав ему собственные угодья длиной около 90 верст и шириной 25–30 верст.

История традиционно поработала над монастырем: набеги калмыков, башкир, несколько пожаров практически стирали монастырь с лица земли, пока к середине XVIII века монастырь не отгородился от внешнего мира крепостной стеной, такой, что даже Емельяну Пугачеву она оказалась не по зубам (Белогорская крепость из «Капитанской дочки» — это в другом месте – южнее).
Все каменные постройки внутри монастыря относятся к XVIII–XIX векам: , церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова . Это внутри, за крепостной стеной. А снаружи – монастырские угодья, простирающиеся на несколько сот верст: «Вплоть до Атяша все наше» , — говорили монахи о своей вотчине. Именно на землях основан славный город .

А еще именно Далматовский монастырь стал центром духовного просвещения и образования в Сибири. Здесь было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, потом славяно-греко-российская школа, в XIX веке уездное духовное училище и училище для служительских и поселянских детей и т.д. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

А какие имена связаны с монастырем! Конечно, далеко не всем известно имя первого архиепископа Архангельского и Холмогорского Афанасия (Любимова) и даже имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и известного церковного ученого архимандрита Антонина (Капустина) . Но перечисляю дальше: Далматовское училище закончили изобретатель радио , домашний учитель Лермонтова А.Ф.Мерзляков , организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский , полярный исследователь К.Д.Носилов . В монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак , дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин) , зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н. Зырянов . Да… Великая история, великие люди.


Могила писателя-краеведа А.Н. Зырянова

Далматовский монастырь: последствия 1917 года

И вот – великий переворот 1917 года. Монастырь передают в ведение краеведческого музея. Достойно. Единственный на Урале и в Зауралье музей-монастырь. И пусть бы так было. Потомки должны помнить славную историю своего края. Но нет! Не такова Советская власть: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» И полетели купола вниз. Дальше – больше: «…а потом мы наш, мы новый мир построим» .

Главный храм обители переоборудовали в производственные цеха «Молмашстроя» (завод «Старт» ). На территории построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Вместо куполов трубы стали торчать из-за крепостных стен. Да и стены стали разбирать за ненадобностью. Большего надругательства над святым местом я не встречала нигде. Да, многие монастыри приспосабливали под тюрьмы, детдома, какие-то другие городские учреждения, но чтобы так радикально разрушать! Какое слово подобрать? Святотатство? Варварство? Кощунство?


Панорама монастыря 2011 г.



Останки братского корпуса внутри крепостной стены

Когда я переступила порог обители в 2011 году, сердце сжалось от боли. Это как изувеченную собаку увидеть: лапы переломаны, глаз затек кровью, ухо оторвано, а она все равно остатком хвоста машет при виде человека и улыбается. На следующий день на занятии я показывала своим первокурсникам слайд-фильм о восстанавливающейся обители: какие там лексико-грамматические разряды прилагательных, когда душа кричит: как это можно сделать человеку!

Что ж, оставалось только надеяться: после калмыков и башкир монастырь отстроился, под натиском Пугачева устоял, значит, и после советского безбожия восстанет. И вот в чем парадокс: в 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения и при этом продолжал обрастать промышленными трубами.


Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 1688 г.
Успенский собор. 1707 — 1720. Первая каменная постройка в Зауралье.
Фрагменты Успенского собора





Далматовский монастырь сегодня

Вернулись сюда через семь лет. Очень хотелось посмотреть на богоугодное дело восстановления обители. Сегодня монастырь не узнать. Крепостные стены восстанавливаются, построена гостиница для паломниц (мужчины ночуют в братском корпусе), работает библиотека и воскресная школа, 17 монахов ведут хозяйство: теплицы, скотный двор, мастерские. Украшение монастыря – Скорбященская церковь с золотыми крестами. Вокруг Успенского храма место уже расчищено, потихоньку ведутся восстановительные работы, на которые уйдет не два, не три года, а может, даже не один десяток лет. Но главное – монастырь идет на поправку. И впереди у него, я уверена, такое же славное будущее, каким было его великое прошлое.


Вид на надвратную церковь во имя апостола Иоанна Богослова со стороны Скорбященской церкви. 2018 год
Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 2018 год

В XV веке Урал начал активно заселяться русскими с запада. Новые и новые земли присоединялись к московским владениям. Вслед за первопроходцами потянулись священники для насильственной христианизации местного населения.

Петр Старцев "Посвящение Далматовскому монастырю". Автор ролика Т.Кочурина

Самый древний монастырь на Урале возник в селении Усть-Вымь на территории Коми во второй половине XV века. Его основатель первый епископ Стефан Пермский.

Однако дальнейшая судьба обители неизвестна, возможно, монахи не выдержали тягот жизни в столь отдаленных местах и разбежались, а может быть коми-пермяки, не желавшие по-добру по-здорову расставаться со своими языческими богами, сожгли. В 1644 году из Тобольска в Зауралье на пустынных землях на реке Исеть пришел монах Далмат (его мирское имя Дмитрий Иванович Мокринский). Родился он в Тюмени, отец его был казачьим атаманом, вероятно сподвижником Ермака, а мать была крещеной в православие татаркой. Дмитрий получил хорошее образование и был счастливо женат. Он готовил себя к воинской жизни, но жена скоропостижно скончалась. В горе он решает уйти в монахи и становится Далматом.

Фото. Далматово, апрель 2014, идет реставрация Успенского Собора

Уже отреставрировали 2017

Дважды кочевники Илигея нападали на монашескую общину: в 1644 и 1645 годах. По преданию перед вторым нашествием татарский хан видит сон, что к нему приходит дева в красном и говорит ему, чтобы он не только не трогал Далмата, но и повернул свою конницу вспять никогда больше не возвращался в монастырь. И еще она ему сообщает, что мать Далмата приходится сестрой этому хану. Хан наутро едет с послами договариваться о мире с Далматом и рассказывает ему о сне, на что Далмат показывает ему икону Богородицы, в которой хан узнает деву, приснившуюся ему. Хан дарует Далмату воинские доспехи - кольчугу и шлем-шишак - сейчас они находятся в музее Екатеринбурга.

Но вполне возможно, что сон Илигея - это легенда, а татары просто договорились сдать монахам свои земли в аренду. В 1652 году царь закрепил эти земли за Далматовской обителью.

Деятельный Далмат с монахами разными способами расширял монастырские владения, благо многие земли на Исети пустовали. Недовольные таким соседством местные татары и в дальнейшем время от времени нападали на обитель, что заканчивалось кровавыми побоищами, стоившими жизни и монахам, и крестьянам, селившимся на подвластных монастырю землях. Подобные столкновения происходили с 1651 по 1736 годы. Неоднократно монастырь сжигали дотла, но при этом Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря, чудесным образом сохранилась. Монастырь стал таким русским фортпостом в Зауралье.

Далмат был захоронен в половине ствола дерева и он сам предсказал, что в 70-е годы люди вновь обретут его мощи, так и вышло, сруб с его нетленными мощами сам вышел к людям. Когда он умер - его сын стал настоятелем монастыря.

Когда монахам надоело восстанавливать сожженные деревянные стены, и желая защитить себя от кочевников, они построили высокую каменную крепостную стену вокруг монастыря. Сам Далмат был опытным профессиональным воином, что помогло ему в правильном выборе места для обители и постройке оборонительных укреплений. На монастырские земли приходили беглые крестьяне, вопреки законам их здесь принимали. При набегах кочевников крестьяне могли укрыться за высокими стенами монастыря. Вначале монастырь помогал им обжиться, завести хозяйство, а потом и закабалял - они должны были нести повинность - оброк и барщину. К 1744 году на монастырских землях уже жили порядка 4-х с половиной тысяч крестьян. Они занимались земледелием, скотоводством, промыслом. Земли монастыря захватывали значительную территорию современного Далматовского района Курганской области.

Фото. Далматово, апрель 2014, вход в монастырь

В 1744 году монастырь был осажден 3-х тысячным войском Пугачева. Осада продолжалась 20 дней. Причем защитников было всего 400 человек. Сначала пугачевцы пытались взять монастырь штурмом, но встретили ожесточенное сопротивление. Затем к бунтовщикам подошло подкрепление, их стало уже 5 тысяч. Создалась критическая ситуация, но в этот момент подошли правительственные войска под командованием Деколонга. Так и стоял Далматовский монастырь до 1917 года, пока не пришли большевики, для которых как известно, неприступных крепостей не бывает. За годы советской власти монастырь был полностью разрушен.

Надо еще добавить, что в годы войны в Успенском соборе находился завод по производству "Катюш". Так Далмат снова стал защитником. Потом производили молочные цистерны (завод Молмашстрой).

Далматовский монастырь - образец каменного зодчества XVIII века. Это архитектурный памятник. И он замыкает триаду: Верхотурский, Тобольский, Далматовский. Такие три столпа православия в Зауралье.

Далматовский монастырь начал свою православную деятельность снова в 1989 году. Была зарегистрирована православная община, а в 1992 возродился монастырь. Для православного человека Долматовский Свято-Успенский монастырь - это святое место. Здесь находятся мощи святого Далмата Исетского. он был канонизирован в 1994 году. С 2001 года памятник федерального значения начали восстанавливать. Он привлекает множество паломников. Особо почитаемые святыни: мощи преподобного Далмата, мощи Порт-Артурской Божией Матери, Святой источник.