Познай свой край родной. Свято-Успенский Святогорский монастырь Святогорский успенский монастырь в пушкинских горах

Познай свой край родной. Свято-Успенский Святогорский монастырь Святогорский успенский монастырь в пушкинских горах

Фото: Свято-Успенский Святогорский монастырь

Фото и описание

Свято-Успенский Святогорский монастырь является православным мужским монастырем, расположенным в Псковской области, а именно в селе Пушкинские Горы. Святогорский монастырь был основан по приказу царя Ивана Грозного в 1569 году и еще издавна входил в состав наиболее почитаемых монастырей на Руси. Монастырь получал безвозмездно огромное количество даров, наиболее ценными из которых был колокол, подаренный царем Иваном Грозным, вес которого достигал 15 пудов, а также Евангелие, пожалованное царем Михаилом Федоровичем. На сегодняшний день можно увидеть немного осколков от колокола, который был отлит по заказу игумена Иннокентия в 1753 году в городе Москва.

Важные изменения ждали обитель в 18 веке, когда российская граница передвинулась к балтийским берегам, а особенно после приказа Екатерины II, согласно которому монастырь стал в ряды третьеразрядных обителей, а все его земли отошли в государственную казну. Начиная с 19 века, Святогорский монастырь был тесно связан с именем Пушкина Александра Сергеевича. Знаменитый поэт, пребывая в Михайловском, часто приходил сюда в непростые моменты своих творческих исканий. При написании драмы «Борис Годунов» Александр Сергеевич стремился наиболее исторически правдиво перенести на страницы характеры своих персонажей, именно поэтому поэт проводил много времени в монастырской библиотеке, изучая летописные источники в светелке одного из «братских» корпусов.

По всему периметру монастырь окружен каменной оградой. В здание монастыря ведет пара ворот, одни из которых Святые, а другие – Пятницкие, которые ранее располагались рядом с утраченной Пятницкой церковью.

Неподалеку от Святых ворот стоит дом наместника, который был выстроен в 1911 году. Названные в честь утраченной церкви Никольские ворота ведут на торговый двор обители. К Анастасиевским воротам тесно примыкает старая каменная светелка, предназначенная для привратника. Каменные лестницы ведут прямо к Успенскому собору, а затем к фамильному кладбищу Пушкиных-Ганнибалов. В 18 столетии к старинному Успенскому собору были пристроены два придела – Одигитриевский и Покровский. Именно в Одигитриевском приделе находился гроб А.С. Пушкина в ночь перед погребением.

В Свято-Успенском монастыре на фамильном кладбище рода Пушкиных-Ганнибалов имеются захоронения членов семьи: деда Пушкина – Осипа Абрамовича, бабушки – Марии Алексеевны, матери – Надежды Осиповны и отца – Сергея Львовича. В 1819 году умер Платон – младший брат поэта, который был похоронен при Успенском соборе.

Именно Святогорский монастырь стал последним приютом великого поэта. Зимой 6 февраля 1837 года после панихиды тело поэта предали земле, неподалеку от алтарной стены. По прошествии четырех лет здесь был установлен большой мраморный памятник, который был заказан вдовой Пушкина петербургскому мастеру монументальных дел Пермогорову А.М.. В 1924 году Святогорский монастырь закрыли.

Как известно, огромное количество монастырей в большей мере пострадали в продолжение Великой Отечественной войны. Успенский собор восстановили только в 1949 году. В этом месте была открыта экспозиция, которая стала посвящением истории монастыря, а также жизни, творчеству, дуэли и похоронам А.С. Пушкина.

В середине 1992 года Святогорская обитель была возвращена в бессрочное пользование Российской Православной церкви. Весной 29 мая при участии Московского Патриарха Алексия II в торжественной обстановке возобновили службы в Свято-Успенском монастыре, а именно в Успенском соборе.

На данный момент собор работает, а прилегающая к нему территория активно используется в сотрудничестве с Пушкинским заповедником, а также епархией. На сегодняшний день при монастыре проживает примерно 25 монахов и послушников, хотя в пушкинское время их число не превышало десяти человек. Монахи работают на монастырских землях, занимаясь сельским хозяйством. При монастыре существует церковная воскресная школа. Согласно благословению церковного наместника, монахи активно принимают паломников. В утреннее и вечернее время, согласно монастырскому уставу, проводятся службы, при этом каждый день монашеская братия молится об упокоении души раба Божьего Александра.


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе


Святогорская обитель (прошу не путать с одноименной Лаврой на Донбассе) издревле является одной из почитаемых не только в своем крае, но и во всей Русской земле.

Рассказывая о на Псковщине, я уже очень кратко упомянул о ней, а теперь хотел бы рассказать об обители более подробно, поскольку она того достойна…



Расположен Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (Псковской епархии) в 110 километрах к югу от г. Пскова, почти в центре пгп. Пушкинские Горы, на возвышенной красивой холмистой местности, на горе, издревле называвшейся Синичьей, а после построения монастыря переименованной в «Святую».

Древние летописцы связывают основание монастыря с легендой о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» (впервые упоминается в Псковской III летописи в 1566 году) на Синичьей горе местному пастуху Тимофею Терентьеву.

На месте обретения иконы по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году на средства из царской казны был основан монастырь. Создание обители не только подтверждало святость данного места, но должно было укрепить подступы к городу Вороничу - одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. С тех времен монастырь стал входить в ряд самых почитаемых на Руси.

Первоначально на месте обретения Иконы была возведена часовня, а в ознаменование открытия обители Иваном Грозным был прислан 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» (ибо «пел он жалостно») . В последующем монастырь не единожды жаловали своими дарами вельможные лица, среди которых был и первый из царей династии Романовых - Михаил Федорович , передавший обители Евангелие и колокол (с надписью: «Лит сей колокол в лето 7445 (1638) при благоверном князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятыя Богородицы на Святые Горы») .

Вплоть до времен царствования Екатерины II монастырь относился к перворазрядным и являлся довольно зажиточным.

Монастырь владел перевозом на р. Сороти (у подножия городища Воронич) , рыбными ловлями на вблизи протекающих реках, имел ярморочные выгоды (все пошлины и денежные сборы со знаменитых святогорских ярмарок шли в казну монастыря) .

К середине XVIII века за обителью числилось 957 крестьян, а среди принадлежащих ей пустошей и деревень были и ныне существующие Бугрово (там была монастырская мельница) , Кириллово и другие.

Кроме того, к монастырю были приписаны несколько ближайших обителей, в том числе Николаевский монастырь в г. Ворониче и Николаевский мужской в Опочке.

Первый настоятель обители (Зосима Завалишин) представлял псковское духовенство в 1598 году в Москве на Земском соборе, который избрал на царство Бориса Годунова…

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда границы России отодвинулись к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель, согласно которому монастырь был причислен к третьему разряду, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако и после этого он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок , приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
При этом у монастыря имелось свое подворье в г. Пскове с каменной церковью Великомученицы Варвары.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Здесь же в начале февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием (столетним старцем) , тело поэта было предано земле у алтарной стены, а спустя четыре года на могиле был установлен памятник…

После революционных событий, в 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня.

Годы Великой Отечественной войны принесли монастырю страшные разрушения (многие монастырские строения серьезно пострадали, а иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены) , он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

После войны, сохранившиеся монастырские сооружения были переданы Академии наук (1945) , восстановлены (1949) и в них открылась музейная экспозиция, посвященная истории монастыря и творчеству А.С.Пушкина.

Возродилась духовная жизнь в обители только в 1992 году, когда Свято-Успенский Святогорский монастырь (как мужская обитель) был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, причем торжественный молебен по его открытию прошёл при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время в обители проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек) . Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. По благословению наместника они принимают паломников.

Ежедневно утром и вечером, в соответствии с монастырским уставом, здесь проходят службы, где монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

При монастыре работает воскресная церковная школа, имеется гармоничный братский хор (звучание которого вы можете послушать, нажав кнопку прикрепленного к данному посту акафиста) , а также устроен скит (в дер. Столбушино) , о котором расскажу чуть ниже.

Теперь, как обычно, несколько слов об архитектурном ансамбле обители .

Как уже говорилось, территория монастыря раскинулась на холмистой местности, что наложило свой отпечаток на его размещении. Хотя территория не столь велика (я бы даже сказал, скромна) , но её ландшафтные возможности были использованы, на мой взгляд, органично и в полной мере.

Сооружения обители включают в себя:
собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1569) построенный псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества.

В конце XVIII века его крышу вместо тесовой кровли покрывают листовым железом.

Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов, пристроенных в XVIII веке:
южный - в честь иконы Божией Матери Одигитрии (1770) построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших;

северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1776) построен на средства псковского помещика Карамышева, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

В них хранятся чудотворные иконы храма: «Феодоровская » и «Одигитрии ».

В 1764 году на стены северного притвора (над входом в храм) была установлена ярусная колокольня (в стиле позднего классицизма) . Работы по ней были окончательно завершены к 1821 году.

Она представляет собой трехъярусное сооружение (37 метров) , с «железными боевыми часами с четвертями» и венчает её высокий шпиль с яблоком и крестом.

К собору ведут две каменные лестницы , где возле ближней из них от Анастасьевских ворот установлены:

- старый валун (слева по движению к собору) с поминальным крестом и

- памятная доска (справа по движению к собору) в память о саперах 12 инженерной бригады РВГК (9 чел.) , погибших при разминировании обители 13 июля 1944 г.

Два других монастырских храма, к сожалению, до настоящего времени не сохранились:

- Никольская церковь - деревянная трапезная церковь в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, построенная у подножья Святой горы в конце XVI века (1575) . В 1784 году она сгорела во время пожара и к 1786 г. была выстроена («... в длину 6 сажень, в ширину 2 сажени 2 аршина») на прежнем месте из камня, как теплый храм. Однако в годы Великой Отечественной войны её полностью разрушили.

Как воспоминание о ней сохранились Никольские ворота , подле которых данный храм когда-то располагался, и ведут они со Святого на черный (торговый) двор монастыря;

- Пятницкая церковь (церковь св. вмч. Параскевы Пятницы) , которая возвышалась над Святыми вратами, а после 1795 года была перенесена за стены монастыря и в дальнейшем использовалась как приходская церковь слободы Тоболенец с особым причтом из белого духовенства.

В 1944 году, в ходе освобождения псковской земли от немецко-фашистских захватчиков она была также разрушена и на её месте (на мемориале погибших воинов, что территориально примыкает к монастырю) в память об этом установлен памятный крест .

Однако в перспективе планируется воссоздание данных храмов обители, как и часовни у Анастасьевских ворот;
дом настоятеля , гостиница (1824, 1911) , выходящий своей восточной стороной на улицу.

В память о пребывании А.С. Пушкина в монастыре в его стену вкраплен мозаичный портрет поэта;
Святые (Пятницкие) врата , находящиеся рядом с домом настоятеля, вблизи утраченной Пятницкой церкви;
Анастасьевские ворота (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь) , к которым примыкает старинный каменный светелок для привратника .

В нём (светелке) А.С. Пушкин изучал монастырский архив и читал книги из библиотеки обители, работая над драмой «Борис Годунов».

Кстати, настоятель тогдашнего монастыря - игумен Иона (осуществлявший духовное наблюдение за поэтом, когда он в ссылке, жил в Михайловском) , стал одним из прототипов летописца Пимена в указанной трагедии…;

служебные постройки :

- братский корпус с трапезной (1820) ;

- административные и подсобныездания;

- церковную лавку с небольшой летней трапезной для паломников ,

рядом с которой расположен большой осколок колокола , заказанного игуменом Иннокентием, изготовленным на заводе Тюленева в Москве в 1753 году;

- воскресная школа (расположенная за территорией обители, через дорогу, напротив дома настоятеля) .

По периметру монастырь обрамляет валунная ограда (1833) ,

на изгибах которой располагаются небольшие декоративные башенки .

С восточной стороны ограда разрушена, но судя по земельным «наброскам» (работам), возможно, что она будет всё же когда-то восстановлена…

На Святой горе, у алтарной стены Успенского собора находится последний земной приют А.С. Пушкина, над которым установлен надгробным памятник (из итальянского мрамора) , выполненный по заказу вдовы Пушкина (Н.Н. Гончаровой) петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На памятнике выбита надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.- Петербурге 29 января 1837 года» , а на нём стоит иконка Божией Матери и всегда лежат живые цветы.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Рядом с могилой поэта расположен фамильный некрополь Ганнибалов-Пушкиных (право иметь на территории обители семейное кладбище О.А. Ганнибал получил за особо щедрые пожертвования на нужды монастыря) , где похоронены: дед поэта - Осип Абрамович Ганнибал (1806) , бабушка - Мария Алексеевна (1818) , мать - Надежда Осиповна (1836) и отец - Сергей Львович (1848) . Младший брат поэта - Платон, умерший в 1819 году, похоронен, вероятно, в самом соборе.

С другой стороны Успенского собора, напротив входа, сохранились остатки памятных крестов старого погоста.

И левее Анастасьевских ворот (на пригорке, за монастырскими стенами) также сохранились следы старого некрополя - множество каменных крестов...

Напротив Анастасьевских ворот, перейдя площадь (образованную перекрестком дорог) в небольшом сквере установлен (с 1959 года) хорошо известный по многочисленным фотокарточка памятник А.С. Пушкину (скульптора Е.Ф. Белашовой) .

А с западной стороны обители (рядом со Святыми вратами) , как уже говорилось, примыкает мемориал советским воинам , погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении поселка и его окрестностей…

Монастырский скит расположен в заброшенной деревне Столбушино (Новоржевского района) : прямиком до него 15 километров, если ехать по шоссейной дороге (не считая последних 7-8 км) то будет все 60

Подъезжая к нему, его гостей встречает среди деревьев деревянная церквушка ,

а сам скит расположен в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером

и издали примечается маковками куполов.

В скиту находится ныне восстанавливаемая церковь в честь Успения Божией Матери .

Храм является одним из уникальных памятников времени екатерининского барокко и может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XVIII века (построен в 1787 году на средства местного помещика - подполковника Николая Савича Бороздина) .

Это бесстолпный, крестообразный храм (типа - восьмерик на четверике) , с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают два придела (южный - Николаю Чудотворцу , северный - Сергию Радонежскому ) и трехъярусная колокольня (где было когда-то 6 колоколов) .

До 1962 года храм был действующим. После перевода последнего настоятеля (протоиерея Александра Михайлова) в другую церковь, службы в здесь прекратились, а жизнь прихода остановилась (а в дальнейшем и деревенская жизнь, вообще, «замерла») .

Храм, оставшись без присмотра, полностью утратил свой интерьер и утварь, а к началу XXI века под действием времени - сильно разрушился.

В 2005 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия храм был передан Святогорскому монастырю (под скит) и в нём начались ремонтно-восстановительные работы…

В настоящее время работы близки к завершению.

Ощущение от пребывания в данном храме очень необычное. Большое количество окон, делают его воздушным, а продолговатая форма церкви, расположенной вблизи берега озера, создает ощущение присутствия на корабле, на котором можно достигнуть тихой пристани Царства Небесного…

Вокруг церкви располагается старый деревенский погост , где можно даже обнаружить могилы XIX века…

Поскольку скит расположен в заброшенной деревне, то и из «местных жителей» здесь имеется несколько монахов и с десяток трудников, возвращающих жизнь в эти места.

Большинство из трудников, что работаю здесь, пришли сюда, как любят у нас говорить социологи, с низких ступеней социальной лестницы - «потерявшиеся» в жизни (работе) люди… Но пообщавшись с ними, не встретил среди них опустившихся, асоциальных элементов. Напротив, несмотря на пережитые ими катаклизмы, они сумели сохранить в своих душах оптимизм, интерес к жизни, умея довольствоваться и радоваться тому малому, что у них нынче имеется. Есть среди них люди и художественных, и рабочих профессий, что очень помогает в строительстве скита.

А строительно-хозяйственных работ здесь более чем достаточно.

Помимо восстановления храма (духовного центра скита) здесь ведутся работы:

● по строительству жилых помещений (для монахов, трудников и в перспективе - паломников) . Строятся небольшие, компактные домики, очевидно, чтобы сохранить существовавшую ранее в данном удаленном уголке Псковщины архитектурную концепцию деревенского жилья;

● построена птицеферма , со своим «гусинным общежитием» и даже «ветлечебницей». Как мне говорил «главный по гусям», она является, наверное, самой крупной в области (более 3000 птиц) . И действительно, рядом с фермой (в момент моего пребывания в скиту) , поле было усыпано бело-серыми тельцами, пощипывающими сочную травку. А таких полей здесь несколько (которые поочередно используются на замену, пока на других взрастёт свежая зелень) .

Но даже несмотря на имеющуюся «гусиную ферму», некоторые из птиц каким-то непонятным образом все равно «гуляли» сами по себе по скиту…;

● имеется своё небольшое животноводческое хозяйство , особую гордость в котором составляют свиньи.

Специально зашел посмотреть на них в загон, где увидел откормленных хряков в три (а может и все четыре?) центнера каждый…;

● в одной из деревянных построек оборудован молочный цех , где готовят молочнокислую продукцию. Несмотря на деревенские условия, внутри цеха чистота, а судя по лежащим там белоснежным халатам, шапочкам, бахилам, а также идеальному внутреннему порядку - очевидно, и стерильно.
Кстати, продукция, что производится здесь (это не только кисломолочные изделия, но и различные целебные чаи из трав, мёд, варенье, сбитень и др.) можно купить не только здесь и в церковной лавке монастыря, но и в соответствующих магазинах Псковщины...и даже в Москве…;

● имеется своя слесарная и столярная мастерские , позволяющие вести громоздкие работы с деревянными конструкциями внутри них (в непогоду) - на фотографии, что выше, она слева ;

● строится гараж (за мастерской) ;

● в одном из сохранившихся деревенских зданий (на фотографии, что выше, оно справа) оборудована трапезная - просторная изба с русской печкой, широкими деревянными столами и лавками, где «местные жители» перед приемом пищи читают молитвы и трапезничают под звуки духовной музыки. Мне любезно предложили испробовать, что «Бог послал». В тот день было довольно жарко и я, чтобы не обидеть хозяев, выпил только компот. Такого вкусного и насыщенного ягодами напитка, пожалуй, я давно не пробовал (может от того, что пробовал его после «прогулки» на свежем воздухе) ;

● чуть в стороне (рядом с трапезной) расположена летняя столовая-беседка ,

пройдя мимо которой можно спуститься на оборудованную «пристань », выходящую вглубь озера

и откуда открываются живописные виды на окрестности.

Как немыми свидетелями того, что на месте скита когда-то располагалась деревня, стоят чудом сохранившиеся здесь несколько старых изб : уже заросшие травой, а местами даже покосившиеся…

А покидая скит, его посетителей провожает поминальный крест , стоящий прямо у проселочной дороги (невдалеке от крайней в деревне избы) , как бы напоминая о том, где Вы только что побывали и куда мы все когда-то придём…

Для тех, кто заинтересовался историей обитель - небольшая видеозарисовка о Святогорском монастыре…

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Красивая легенда Святых гор - Святогорская Лавра

Есть красивая легенда — первый надземный монастырь Святогорья однажды утром якобы сам «вырос» из земли и поразил своей красотой всех очевидцев этого небывалого явления. Красота божественная

Церковь святителя Николая Чудотворца

Из истории Свято-Успенской Святогорской обители Точной даты основания обители история не сохранила. А посему на этот счет сегодня бытуют десятки самых разных версий, и наиболее распространенные среди них две. Одна связывает появление храмов с бегством в русские края византийских иноков в XIII-IX веках, другая гласит, что после разорения Киево-Печерской Лавры часть ее братии ушла в Святые Горы.

Вид на Лавру от памятника Артёму


Вид на Лавру от Церкви святителя Николая Чудотворца


Церковь святителя Николая Чудотворца

Комплекс храмов, который появился здесь со временем, стал настоящим чудом, сотворенным природой и людьми, и вдохновлял мастеров пера и кисти разных эпох. Летописцы оставили описания тех дней, когда здесь происходило, казалось бы, просто невозможное: обитель перестояла масштабные набеги крымских татар, поляков и все ужасы времен Батыя и Тамерлана. В те непростые времена, как утверждают исследователи, местные монахи неплохо знали военное дело, умело стреляли из пушек, защищая родные стены. А при случае, по словам современников, святые отцы поражали даже бывалых вояк: то отбивали у атакующих крымцев и нагайцев коней, то пускались в погоню верхом по суше да на ладьях по реке, возвращая своих полонянников.


Успенский собор и Покровская церковь

Неожиданным поворотом в истории Святогорья стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту — князю Григорию Потемкину. Одним росчерком ее пера святое место, где веками рос и развивался уникальный духовный центр, стало обыкновенной светской дачей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Гостиница для паломников

При этом любопытно, что даже к упраздненной здесь обители в праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Второе дыхание монастырь обрел в 1844 году, а за следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской Империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса Лавры.

Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1922 году монастырь был снова закрыт, а на его территории обустроен дом отдыха. И опять же 70 лет он ждал восстановления. «Обитель была вновь открыта в 1992 году, как и предсказывали многие Святогорские старцы, однако для полного восстановления требовались солидные капитальные вложения. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Лавру

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году":

"Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная, на правом берегу реки Северного Донца, в местности «Святые Горы», в 5 верстах от железнодорожной станции Святогорской, в 20 верстах от города Славянска, в 30 верстах от города Изюма.

Основана в XIV веке; в 1679 году и в 1737 году была разоряема татарами; в 1787 году была упразднена; в 1844 году восстановлена. По своему местоположению обитель представляет очаровательный вид, возносясь от светлых вод Донца до вершины горы; величественны, под навесом вековых дубов, уступы горняго ее крыльца, которое ведет на освященный утес, избранный жилищем для отшельников, хотя, казалось, природа создала его только для орлиного гнезда.

С берега обитель представляет дивные ландшафты: среди зелени от горы, называемой «Фавор», спускается монастырь к берегу, и храмы его виднеются среди деревьев то на возвышенностях, то в пропастях. Горы, окружающие обитель Святогорскую, представляют разнообразие формаций: гипс, известь, мел и чернозем, покрытый сухим торфом, составляют верхний или наружный слой горы. На гору Фавор устроена довольно удобная лестница, именуемая «Кирилло-Мефодиевскою». Эта лестница начинается аркою и разделяется в своем протяжении башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно-глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, ведут 511 ступеней и имеются скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного Успенского храма находятся пещеры.

Вход в пещерник

и над ним первая из семи, каскадом рссположенных, Кирилло-Мефодиевских часовен.Ход в пещеры начинается небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железною дверью, идет узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщается с наружной лестницей. Кроме этого хода есть четыре: два — через церкви: святого Иоанна Предтечи и святого Алексия человека Божия, один — под церковью святого Николая чудотворца и один — среди горы, обращенный к Северному Донцу.

Высота пещерных ходов — 3 1/2 аршина, ширина 11/4 аршина. Между пещерными кельями есть немало затворов, а в стенах пещерных входов до 12 ниш, т.е. углублений, где по единому в мире Афонскому обычаю, складывались кости святогорских отшельников, через 3 года после их кончины.

К достопримечательностям монастыря относятся: полученная в Палестине послушником Глинской пустыни, впоследствии архимандритом монастыря Арсением, в благословение от иерусалимского патриарха Мисаила икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, украшенная бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами (крупный жемчуг); она висит в Успенском соборе над царскими вратами и каждую неделю, в среду, спускается и перед ней читается акафист; находящаяся в иконостасе монастырского Покровского храма чудотворная Святогорская икона Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризою и драгоценными камнями; Грузинская икона Божией Матери, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями; известная с 1540 года древняя чудотворная икона святого Николая чудотворца в сребропозлащенной ризе, украшенной бриллиантами, яхонтами и рубинами; перед нею по четвергам читается акафист; иногда, по просьбе богомольцев, подымают и несут эту икону на скалу, где в монастырской Николаевской церкви читается акафист святому Николаю чудотворцу; как туда, так и оттуда, шествие сопровождается молебным пением. Немало здесь находится и других икон, замечательных по живописи и украшению.

В соборной Успенской церкви также находится ковчег, сребропозлащенный, с частицами животворящего креста Господня и мощей: святого Иоанна Предтечи и преподобной мученицы Анастасии Римляныни; в монастыре хранятся также части мощей святых апостолов, евангелистов и других угодников Божиих.

Ежегодно 14 августа совершается из монастыря крестный ход на лодках, по реке Северному Донцу, в скит, а 15 августа, по окончании Божественной литургии, — на скалу. Близ монастырских святых ворот устроена книжная и образная лавка, где можно найти весьма многие духовные книги и священные предметы. Святогорская обитель безвозмездно ежедневно кормит сотни богомольцев, по праздничным же и воскресным дням — тысячи.

В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пустыни скит преподобного Арсения Великого, называемый «Святым местом»

Всехсвятский скит

Этот скит окружен с трех сторон скалистыми горами, увенчанными густым лесом, и только со стороны реки Донца вход в него освобожден.

В церкви преподобного Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, близ Тарса, где родился апостол Павел; эту редкость пожертвовал сюда путешественник А. Н. Муравьев. Доступ в скит разрешается мирянам только на третий день Рождества Христова, в пятницу Светлой седмицы, 8 мая и 14 августа. В остальные дни вход дозволяется по особому распоряжению настоятеля обители. На юг от Святогорской обители находится Больничный скит, называемый хутором. Здесь в церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери находится образ ее, источающий обильные милости прибегающим к нему, и образ великомученицы Варвары, с частицами ее мощей. На больничной паперти, у алтарной стены, погребен затворник этой пустыни Иоанн (+1867), над могилою которого ежедневно в 3 часа пополудни совершается панихида.

В больничном скиту врачуются не только монашествующие, но и миряне. Пустынь имеет три школы, мастерские — слесарную, столярную, бондарную, колесную, малярную, портняжную и сапожную, кузницу, свечной завод и пасеку."

P.S. Святогорск. Украина. Донецкая область. Город-курорт на реке Северский Донец. В XV-XVIIIBB. был пограничной крепостью и духовным центром края. Впоследствии владельцем этих земель стал кн. Потемкин. Он построил здесь дворец с купальнями и основал популярный курорт. Чехов назвал его "Донецкой Швейцарией". Главная достопримечательность - Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра). В XVI-XVII вв. монастырь служил укрепленным пограничным постом и дозорным пунктом Московского государства.

Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Антония и Феодосия печерских, Церковь Николая Чудотворца, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Часовня Кирилла и Мефодия, Часовня Андрея Первозванного, Часовня Всехсвятский скит, Церковь Всех Святых.