Новый Иерусалим в Истре. Фото

Новый Иерусалим в Истре. Фото
Новый Иерусалим в Истре. Фото

В своем стремлении перенести на русскую землю образ Святой Земли патриарх Никон отыскал лучшее место для создания храмового комплекса. Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды.

ОБРАЗ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ

Новоиерусалимский монастырь — попытка воссоздать комплекс святых мест («первообраза») на российской почве, под Москвой.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона — инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.

Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.

Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.

Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П. И. Заборский, Я. Г. Бухвостов, В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, К. И. Бланк.

Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви — она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.

При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.

Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.

Патриарх Никон — человек своенравный и фанатичный — был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала — в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича — в Кирилло-Белозерский.

Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В XIX — начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.

При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.

В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (ХVII-ХIХ вв.):

■ Воскресенский собор (1656-1685 гг.),

■ Остатки колокольни (разрушена в 1941 г.),

■ Церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.),

■ Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.),

■ Трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.),

■ Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.),

■ Солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.),

■ Настоятельские покои (конец XVII в.),

■ Братский корпус (конец XVII в.),

■ Караульные палаты (1690-е гг.),

■ Палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.),

■ Больничные палаты (1698 г.),

■ Квасной погреб (1690-е гг.).

■ Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Баруха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).

Постройки за крепостной стеной:

■ Скит Никона (1658 г.),

■ Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).

■ Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села — Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим. Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В. В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь представляет собой одну из наиболее почитаемых и популярных общин, находящихся в центральной части российского государства, причем отличительной его особенностью считается то, что располагаемый здесь Воскресный храм был построен по подобию и образа Собора Гроба Господня что на Голгофе (Иерусалим). Однако по внешнему виду эти две общины абсолютно не схожи друг с другом. А вот узнать о том как добраться до обители, расписание служб, какие имеются святыни и многое — другое можно из этой статьи.

Собор также принято называть Новым Иерусалимом. Патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье палестинские святыни, что бы это свою очередь дало русскому народу узреть священные места Христова Воскресенья.

При этом строился Новоиерусалимский монастырь в Московской области в несколько этапов. Первый из них длился с 1656-1666 гг. (в период царствования Тишайшия Алексея Михайловича). Затем работы были приостановлены из-за опалы Патр. Никона и возобновились только в 1679 г. согласно распоряжения Федора Алексеевича.

В 1685 г. была окончена постройка храма Константина и Елена, а также Воскресного собора, а вот создание надвратного храма Входа Всевышнего и крепостной стены были окончены в 1697 г., но уже при Петре I.

Однако на этом этапе строительные работы не окончились, так как, не простояв и 30 лет шатер из камня храма Воскресения рухнул. Работы по его восстановлению длились аж до 1761 г., в период завершения правления императрицы Елизаветы.

Иконы и святыни Новоиерусалимской обители

В самой общине православные христиане могут увидеть такие святыни, как:

  • образец Собора Господнего Гроба (разборной) – эта модель была ввезена в Москву в 1649 г. и использовалась Патр. Никоном во время строительства обители;
  • Дарохранительница из придела равноапостольной Св. Марии Магдалины – являет собой божественный сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа;
  • Антиминс 17 века – это плат, на котором изображено размещение во гробу Вседержителя;
  • Недавним приобретением стала икона, подаренная Новоиерусалимскому монастырю от президента, на которой изображается Господь Всевышний на Престоле (датируемый 18 веком).

Расписание богослужений

В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:

Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:

Вторник. Мч. Агапия и семь великомучеников: два Дионисия, Александра, Пуплия, Ромила и Тимолая:

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
  • 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.

Среда. Прп. Алексия, Господен человек:

  • 8 утра – утренняя, часы, изобразительны, вечерняя, проведение песнопения Даров Преждеосвященных;
  • 5 вечера – утреняя с произнесением великой молебни Св. Андрею Критскому.

Четверг. Прп. Макарий Калязинский:

  • 8 утра – совершение песнопения Даров Преждеосвещенных;
  • 5 вечера – вечерняя, повечерие великое.

Пятница. Иерусалимский архиепископ Свт. Кирилл (тем, кто подготавливается к совершению Святого Таинства Причащения, следует воздержаться от приема пищи в течении 6 часов):

  • 8 утра – утренняя, часы с произнесения Священного писания;
  • 5 вечера – повечерие великое, проведение песнопения Даров Преждеосвященных.

Суббота. Чтение акафистов субботнее. Вознесение похвалы Царице Небесной:

  • 8 утра – утренняя с совершением акафистного песнопения, духовное песнопение;
  • 5 вечера – бдение всенощное.

Воскресенье. Четвертая неделя Великого воздержания. Прп. Иоанн Лествичник.

  • 7 утра – часы, раннее песнопение;
  • 10 утра – позднее церковное песнопение;
  • 5 вечера – пассия и вечерняя.
  • 5 вечера – обряд таинства.

Где находится священная обитель

Полный адрес: ул. Советска д. 2, г. Истра, Московская область (Новоиерусалимский монастырь).

Добраться до самой общины все желающие могут несколькими способами.

На маршрутном автобусе: от станции метро «Тушино» до г. Истры отправляется автобус под номером № 372 и курсирует до остановки под названием «Почта». Весь путь по времени занимает около часа.

Как доехать на электричке

отправляется от Курского/Рижского вокзала или же можно отправиться от платформы «Тушино» (неподадеку от которой расположена одноименная станция метрометро). При этом цена проезда от платформы «Тушино» будет составлять немного меньше нежели от электричек, отправляемых от вокзала, но следует учитывать, что в летний период из-за дачников поезда могут быть переполнены. Следовать нужно до платформы «Истра» или же «Новоиерусалимская». После чего нужно пройтись пешим ходом на протяжении 20 минут (приблизительно 2 км), или же автобусом следуя до остановки «Монастырь»;

Автомобилем

по Новорижскому/Волоколамскому шоссе (от МКАДа составляет около 45 км), а затем через областной центр Истры в Новоиерусалимский мужской монастырь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть так же и видео о мужском монастыре в Истре:

История Ново-Иерусалимского монастыря основанного в 1656 году патриархом Никоном, являющегося уникальным памятником русской духовной культуры и подлинной жемчужиной монастырской архитектуры. Он был выстроен в не бывало короткие для своего времени сроки стараниями двух великих деятелей русской истории - царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Строительству монастыря в условиях интенсивного укрепления самодержавной царской власти придавалось государственное значение.

Новый Иерусалим стал воплощением идеи Патриарха Никона о единении мирового православия и утверждении русского государства, как его центра. В соответствии с этим замыслом он основал три обители. Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай (1652). Крестный монастырь на острове Кий в Онежской губе Белого моря (1656). И образно воспроизводили одноименные монастыри Афона и Палестины.

Воскресенский монастырь был задуман, как пространственная икона всей Святой Земли. Более того, сам полуостров в излучине Истры, избранный для строительства обители, представлял собой идеальный постамент для «великой церкви»: изгиб реки и очертания холма повторяли подковообразные планы христианской Палестины. Словно это место изначально было предуготовано Промыслом Божиим для воплощения замысла Патриарха Никона.

Топография ближних окрестностей настолько соответствовала иконописному восприятию палестинских первообразов, что реке, холмам и селениям следовало лишь дать евангельские наименования.

История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли был воссоздан в полном иконографическом изводе, со всеми местами земной жизни Христа.

Эта Русская Палестина с самого начала почиталась как святыня всего православного мира, как особое место благодатного присутствия Божия.

Главный собор Воскресенского мужского монастыря, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, являлся храмом-проповедью. Поскольку наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством его украшало множество священных текстов, которые способствовали духовному просвещению богомольцев.

Это был единственный храм в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, в Кувуклии Гроба Господня совершалось пасхальное богослужение и звучало всерадостное приветствие «Христос Воскресе!».

Новый Иерусалим стал крупнейшим паломническим центром. Десятки тысяч людей приезжали сюда, чтобы поклониться священным подобиям Иерусалимских святынь и принять участие в богослужениях, совершавшихся по особому уставу. Привлекала богомольцев в обитель и высокая духовная жизнь монашествующих.

Монастырь являлся также важным духовно-культурным центром. В его уникальной библиотеке хранились «Изборник Святослава» 1073 года, «Юрьевское евангелие» (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов и много других ценнейших изданий.

Уже во второй половине XVII века усилиями насельников обители в русской литературе и музыке появился целый ряд новый направлений. Многообразие церковно-исторических ценностей, а также богословских и архитектурно-художественных особенностей Нового Иерусалима определило в свое время масштаб его влияния на русское самосознание.

Наследники царей и монастырь

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители.

В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня. И пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли. Под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа.

Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника. Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году). И придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.

В разное время в Новом Иерусалиме несли послушание такие светильники Русской Православной Церкви, прославленные ныне в лике святых, как святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), священномученики Тихон (Никаноров; †1919), Иона (Лазарев; †1937), Серафим (Чичагов; †1937).

Печальные страницы истории монастыря

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.

В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы. Экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Дас Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты - исполинской ярусной звонницы XVII века.

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

Возрождение обители

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

23 июня 2008 года Cвященный Синод Русской Православной Церкви утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Новои-Ирусалимского монастыря. А 23 июля того же года Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Было принято решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

В 2013 году была полностью восстановлена уникальная семиярусная колокольня – стержень Воскресенского собора. В свое время она лишь отчасти была построена по образу и подобию своей старшей иерусалимской сестры, завершающим ярусам придали облик колокольни Ивана Великого.

Надеемся, что восстанавливаемый сегодня усилиями государства, Церкви и всех, кто дорожит историей нашего Отечества, Ново-Иерусалимский монастырь вновь обретет то величие, которым он славился в XVII - начале XX в. и которое подобает сокровищнице Вселенского Православия.

Источники:
1. «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», № 8 «Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь», 2009.
2. URL: http://www.n-jerusalem.ru/history/
3. URL: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=1446 (дата обращения: 05.02.2017).
4. URL: http://sobory.ru/photo/278611 (дата обращения: 05.02.2017).
5. Новости культуры. Эфир от 01.10.2013 (19:30). Колокольня Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря встречает гостей . URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/100350/ (дата обращения: 05.02.2017)

Новоиерусалимский монастырь, подмосковный город Истра. Поехали на один день. Слева от основного входа в монастырь есть очень удобная большая парковка.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мы оценили, что встали именно туда, когда закончились экскурсии и мы пошли гулять по саду, выход из сада – прямо на парковку.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменные стены монастыря возвышаются на 9 метров, толщина – 3 метра. Башни крепостной стены имеют палестинские названия, кроме Елизаветинской, через нее можно попасть в Гефсиманский сад.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда монастыря – неправильный шестиугольник, а периметр – более километра. Так что территория значительная. Внутри идет обустройство территории, поэтому обойти все постройки не удалось.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда имеет восемь башен, которые названы по воротам в Иерусалиме. Оказывается, башни разделены перекрытиями, и внизу помещения используются для хозяйственных нужд, а верхние этажи это – кельи, в них живут.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вдоль монастырских стен идем к входу

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Башни ограды необычные, какие-то двойные. Причем они все разные при детальном рассмотрение, а кажется – одинаковые. Они увенчаны каменными шатрами, а одна башня – Иноплеменничья заново перекрыта деревянным шатром, так как кренилась вбок.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Показалась надвратная церковь

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Справа находится небольшая выставка пушек и звонница

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход через восточные ворота. Сейчас пока это единственный вход – через трехпролетные Святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Сама надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Нам повезло, мы идем через Святые (Красные) врата, хотя они всегда закрыты, используются для въезда транспорта. Рабочие делают настил, видимо, для транспорта, поэтому мы так свободно проходим:)

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это вид на церковь Входа Господня в Иерусалим с территории монастыря

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вот он – главный храм – Воскресенский. Как видите, ходить по территории невозможно, проход – только к храму и все.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

При входе висят листы с информацией, если хотите экскурсию – звоните. Мы позвонили, нам мило сообщили, что экскурсия будет через 15 минут, объяснили куда подходить.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мой совет – обязательно берите экскурсию, если вы впервые или давно не были. Стоимость на 31 мая 2016 года: взрослые – 250 руб., дети – 100 руб. Нам экскурсию проводила экскурсовод паломнического центра Ирина Анатольевна Алексеева. Замечательно! Огромное ей спасибо, почти 2 часа пролетели незаметно, причем, она готова была еще отвечать на все вопросы и заново пошла показывать, присоединившимся к экскурсии людям, начало нашей экскурсии.

Благоустройство территории

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень долго колокольни не было в этом Новоиерусалимском монастыре, аж с 1941 года, когда немцы, отступая заминировали весь комплекс и колокольня была тоже взорвана, полностью уничтожена.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед воскресенским собором находится церковь Константина и Елены, это подземная церковь, единственная, которая не была разрушена немцами. Вот она – правее – нежно розового цвета. Около нее – захоронения.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень примечательное надгробие А.С. Цуриковой, она была благотворительницей монастыря, жила в XIX веке. Икона Богородицы выполнена по эскизу В.Васнецова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены углублена на 6 метров. По преданию, именно на 6-метровой глубине царица Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. А искала она его, потому, что он был сброшен с Голгофы в отходную яму и пролежал там 3 века. Да, там нашли еще 2 креста – от разбойников. В самой церкви есть фреска, посвященная этому событию. Об этом чуть позже.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены строилась долго, так как при рытье котлована забил источник, это осложнило работы. Причем вода проступила на том месте, гда по плану (и по преданию) царица Елена нашла Животворящий Крест.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Новоиерусалимский монастырь задуман патриархом Никоном (XVII век). Начало работ 1658 год. Возводится монастырь с Воскресенским храмом, подобным иерусалимскому храму с Гробом Господнем. Никон посылает иеромонаха Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы он привез точные чертежи и планы Воскресенского храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон понимал, что мало кто сможет себе позволить побывать в Иерусалиме. Дорого, да и времени займет несколько лет, это ведь не то, что сейчас. Хотя, первая причина для многих из нас так и осталась актуальной. Поэтому цель Никона и была, чтобы ознакомить русских верующих со священными местами казни, погребения и воскресения Христова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Итак, Воскресенский храм — топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Если планировка довольно точно соответствует прототипу, то внутренняя и внешняя отделка придуманы Никоном, ни на что не похожа, своеобразна.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон задумал украсить храм изразцами.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход в Воскресенский собор, справа белокаменные плиты с резной летописью о строительстве собора. Летопись написана в стихах, причем, если прочесть первые буквы строк текста, то выясним, что летопись писал архимандрит Никанорис, так себя увековечив.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Заходим – справа находится Голгофа, место казни Христа, но храм был закрыт. Поэтому мы сразу же прошли к гробу Господню.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед нами открывается история смерти Иисуса Христа и чудеса, которые потом происходили.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменная часовня, в ней находится главная святыня – Гроб Господень.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня называется кувуклия (опочивальня), она состоит из двух частей – пещеры Гроба Господня и предела Ангела.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Керамические колонки – аркады, здесь, у нас повторяют мраморные колонны, которые в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Входим в часовню с востока, в предел Ангела, там лежит небольшой округлый камень. Это подобие камня, который был отвален от пещеры с Гробом Господня в ночь Воскресения. Сначала камень в Иерусалиме был большим, ведь он закрывал вход в пещеру, но от него стали откалывать части для других храмов, как святыню. Поэтому к XVII веку камень стал таким маленьким. Здесь он немного виден.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Далее через низкий проем попадаем к Гробу Господню, пустому гробу. На нем повязка головная, плащаница и два ангела. При реставрации оставили копоть на своде кувуклии, как напоминание о Великой Отечественной войне, когда храм практически весь был разрушен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Все время идет народ

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня окружена ротондой с шатром.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Красота необыкновенная. Шатер над ротондой

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ротонда, фрески с историческими событиями, все подробно рассказывает экскурсовод

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия