Новоиерусалимский монастырь контакты. Новоиерусалимский монастырь

Новоиерусалимский монастырь контакты. Новоиерусалимский монастырь
Новоиерусалимский монастырь контакты. Новоиерусалимский монастырь

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя патриарха Никона . Обитель эта была любимейшей из трех основанных им монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня , чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Строительство, начатое Патриархом в году, еще во время его дружбы с царем Алексеем Михайловичем , и продолжавшееся при его пособии даже в период охлаждения этой дружбы с по гг., почти на 14 лет приостановилось со ссылкой Патриарха в конце года, но возобновилось усердием царя Федора Алексеевича и благодаря старанию его тетки царевны Татьяны Михайловны в году. В его же царствование исполнилось и желание Патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель, он получил позволение вернуться в Новый Иерусалим, но скончался на пути из ссылки и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа года. К большому сожалению в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.

После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и 18 января года собор был освящен патриархом Иоакимом . В году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование императрицы Елизаветы Петровны, после падения в году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара года, клонившийся к окончательному разрушению собор в - годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского) . Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров и годов.

Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения наследника, императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя святого благоверного Александра Невского и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день цесаревича Николая Александровича.

В XIX и в начале века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В году монастырь посетило около 35000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.

К XIX веку относится начало научного изучения истории Нового Иерусалима, крупнейшим историком монастыря стал архимандрит Леонид (Кавелин) , исследователь памятников христианского Востока, рукописей Нового Иерусалима, калужских древностей и надписей Троице-Сергиевой Лавры. Его фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», изданный году содержит не только исторический очерк, но и публикацию многих ныне утраченных ценных документов XVII века. Архимандрит Леонид основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В году архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) издает «Описание библиотеки Воскресенского монастыря», в котором описаны 242 рукописи XI-XVIII веков и 135 печатных книг XVI-XVII веков. В библиотеке Воскресенского монастыря хранились Воскресенская и Никоновская летописи, «Изборник Святослава 1073 года» - вторая по древности датированная русская рукопись. В году рукописные книги из монастырской библиотеки были переданы в Синодальную библиотеку, где составили особое Воскресенское собрание, в году Воскресенское собрание было передано в Исторический музей, где хранится и поныне.

В июле года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт а его имущество национализировано. В фондах действующего Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» хранится музейная доска с таким текстом «Великая русская революция передала Новоиерусалимский монастырь и собор народу. Отныне, перестав служить делам культа, он является художественно-историческим памятником старины Всероссийского значения». В 20-х годах века наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату.

В декабре года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.

18 июля года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители. Было вынесено следующее решение: «С благодарностью ко Господу принять весть о возрождении Ново-Иерусалимской обители под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Утвердить архимандрита Никиту (Латушко) наместником Ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря».

23 июля года Новый Иерусалим посетили патриарх Алексий II и президент России Д.А. Медведев . Они осмотрели сооружения обители, и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.

Настоятели, наместники

  • Стефан (1656 - 1658)
  • Герасим (1658 - октябрь 1665)
  • Акакий (25 декабря 1666 - 1670)
  • Феодосий (упом. 1671)
  • Филофей (1672 - январь 1680)
  • Варсонофий (февраль - 25 октября 1680)
  • Герман I (1681 - 1682)
  • Никифор (январь 1683 - 1685)
  • Никанор (1685 - 1698)
  • Герман II (13 октября 1698 - 26 июня 1699)
  • Арсений (30 июля 1699 - 1703)
  • Игнатий (1703 - 1709)
  • Антоний (1709 - 1722)
  • Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 - 8 сентября 1723)
  • Киприан (Скрипицын) (август 1723 - 27 сентября 1727)
  • Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 - апрель 1736?)
  • Карион (Голубовский) (19 июля 1737 - 1742)
  • Петр (Смелич) (6 сентября 1742 - 27 ноября 1744)
  • Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 - 22 мая 1748)
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 - 2 августа 1765)
  • Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 - 29 сентября 1771)
  • Сильвестр (Страгородский) (1771 - 3 октября 1785)
  • Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 - 14 января 1786)
  • Аполлос (Байбаков) (1786 - 1788)
  • Платон (Любарский) (21 июня 1788 - 31 марта 1792)
  • Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 - 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
  • Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 - 17 января 1799)
  • Иероним (Понятовский) (17 января 1799 - 4 июня 1802)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 - 20 августа 1805)
  • Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 - 29 июня 1813)
  • Иона (Павинский) (31 декабря 1813 - 22 июля 1817)
  • Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 - 1 июня 1819)
  • Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 - 10 марта 1821)
  • Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 - 19 февраля 1837)

Адрес: Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова (1685 год), церковь Рождества Христова (1692 год), надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год), церковь Константина и Елены (1690 год)
Святыни: фрагмент омофора Патриарха Никона (1597 год), Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном (1657 год)
Координаты: 55°55"17.3"N 36°50"43.2"E
Объект культурного наследия Росcийской Федерации

Содержание:

Краткая история монастыря

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле . При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России .

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.

Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.

На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора

Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.

Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Вид западной стороны Воскресенского собора

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря

На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:

  • высота – около 9 м;
  • толщина – 3 м;
  • общая протяженность – 920 м.

Вид на монастырские стены с башнями

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь - образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле. Основатель монастыря патриарх Никон искренне хотел как будто перенести одну из главных христианских святынь - храм Гроба Господня - чуть ближе к верующим, живущим в России.

Никон основал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году. Строительству обители предшествовали долгие разбирательства с правами на землю, принадлежавшую в то время вотчинникам, а затем и длительная подготовка территории. Для монастыря вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Символично, что этот холм получил имя Сион, соседний холм - Елеон, а третий, на севере, - Фавор. Более того, даже Истру для служителей обители переименовали в Иордан. Недалеко основали женский монастырь с новозаветным наименованием Вифания. Так названия из евангельских текстов проникли на русскую землю.

Главный Воскресенский собор монастыря создавался по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме - строители использовали деревянную копию иерусалимского храма, привезенную в Россию патриархом Паисием. В первоначальной версии XVII века Воскресенский собор, как и другие монастырские постройки, был деревянным. На освящении собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, который впервые и дал молодому монастырю его знаменитое имя - Новый Иерусалим.

В XVII веке монастырская библиотека обладала богатейшей книжной коллекцией: в ней хранились родословные книги, печатные книги для богослужений, старинный «Изборник Святослава» 1073 года, Юрьевское Евангелие XII века, а также рукописи из афонских монастырей с раннехристианскими текстами. Кроме того, в монастыре была даже собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря. С 1920 года библиотечное собрание Ново-Иерусалимской обители хранится в Государственном историческом музее.

Со второй половины XVIII века началась паломническая история Ново-Иерусалимского монастыря. До наших дней дошло как минимум 20 паломнических описаний обители. Во многом благодаря именно этим документам сегодня ученые и искусствоведы знают, как выглядел монастырь в то время. На рубеже XIX и ХХ веков монастырь стал одним из главных паломнических центров в России - перед Первой мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год.

Конечно, революция оставила свой печальный след и в истории монастыря. В 1919 году его закрыли, а в 1920-х годах появился музейно-выставочный комплекс. Благодаря ему и сохранилось многое из убранства и предметов быта ново-иерусалимских монахов.

Еще один тяжелый удар по обители нанесла Великая Отечественная война: фашисты взорвали Воскресенский собор, из-за чего были уничтожены по-настоящему ценные архитектурные памятники. Восстанавливали монастырь уже после войны, а в 1959 году музей вновь начал принимать посетителей. С 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Сегодня побывать в Ново-Иерусалимском монастыре будет интересно не только паломникам, но и простым туристам. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» является самым большим музеем в Подмосковье. Здесь хранятся археологические, этнографические коллекции, редкие книги, собрания русской живописи и графики, мебель, бытовая утварь, стекло, керамика, фаянс, образцы костюмов XVII - начала ХХ веков, изделия мастеров народных промыслов. Здание музея, вмещающего такую богатую коллекцию, разместилось всего в 350 метрах от самого монастыря. Чтобы понять, насколько масштабна коллекция ново-иерусалимского музея, достаточно представить себе, какой объем экспонатов могут вместить 10 000 квадратных метров выставочных площадей.

Помимо самого музея, обязательно стоит побывать в его парке и познакомиться с экспозицией Музея деревянного зодчества под открытым небом. В усадьбе Кокориных XIX века также работает выставка предметов крестьянского быта.

Поездке в Новый Иерусалим следует посвятить целый день: этого стоят и богатейшая музейная коллекция, и царящая в монастыре атмосфера, и роскошная архитектура комплекса, и живописная природа этих мест.

Среди множества интересных мест в Московской области выделяется Новоиерусалимский монастырь. Это одна из самых почитаемых и святых обителей, которую стоить посетить каждому, кто любит путешествовать, наслаждаться красотой, величием и таинственностью. Находится монастырь в Истре на улице Советская, дом 2.

Обитель доступен для посещения в любой день недели с 9 утра и до 18 часов вечера.

История Новоиерусалимского монастыря

Этот воскресенский мужской монастырь на Истре имеет богатую и интересную историю. Его основателем является известный патриарх Никон, который на протяжении 8 лет жил в этом святом месте. Его мечтой было создать монастырь, который бы внешне и внутренне походил на храм «Воскресение господня», находящийся в Иерусалиме.

Патриарх хотел построить собор, попав в который каждый верующий смог представить себя на месте Христа. Это пещера гроба Господня, гора, на которой был распят Христос, место его упокоения и воскрешения.

Вся территория места представляет собой образ Святой Земли:

  1. Город - храм с несколькими башнями. Место, в котором произошло Воскресение Иисуса.
  2. Скала «Голгофа», что означает «лобное место».
  3. Кувуклия в Новоиерусалимском монастыре - небольшая часовенка, где погребен Иисус Христос.

Возведение этого комплекса началось в 1656 году, когда у Никона были еще доброжелательные отношения с царем Алексеем. Строительство шло быстрыми темпами, так как царь всячески способствовал этому. Но после того как патриарха отправили в ссылку, храм возводить перестали. Спустя 14 лет Царь Фёдор Алексеевич дал распоряжение продолжить начинание Никона, помиловал неугодного патриарха и разрешил ему вернуться в святую обитель. Но по дороге в Подмосковье Никон скончался. Его похоронили в южном пределе собора.

В 1685 году собор был достроен и освящен. Патриархом стал преподобный Иоаким.

В начале 19 века это было излюбленное место посещения паломников. По статистике, только за один год храм посетили 35 тысяч человек. На собранные средства были построены приют для бездомных и гостиница для посетителей.

Тяжелые времена комплекса

Со сменой власти в 1919 году по решению местного уездного Совета монастырь был закрыт. Всё имущество было изъято и передано народу. Многие реликвии позже были переданы в оружейную палату и хранятся там по сей день.

Во время Великой Отечественной войны обитель оказалась в самом эпицентре. Многие здания были полностью уничтожены, другие сильно пострадали. На Нюрнбергском процессе прозвучало, что храм Воскресения Господня и колокольня были взорваны немецкими фашистами. Лишь в 1950 году началась реставрация этого архитектурного памятника. Сначала постарались возвести все сооружения, которые были до войны, после этого приступили к внутренним работам. Но в память об этих трудных временах на стенах зданий оставили следы снарядов, чтобы люди помнили историю и не совершали подобных ошибок.


Вскоре монастырь воскрес, как когда-то воскрес Иисус Христос. Сейчас этот архитектурный комплекс вновь обрел свое величие и толпы туристов вновь стекаются в это святое место.

Обитель в настоящее время

С 1994 года в русской Палестине снова зазвучали молитвы и песнопения. Вначале Алексий второй назначил главой монастыря архимандрита Никиту, позже, в 2008 году, патриархом этого собора стал игумен Феофилакт. Затем было принято решение о проведении реставрационных работ, которые вернули бы исторический облик этому архитектурному памятнику. И до настоящего времени реставрация продолжается. Для этого создан благотворительный фонд, средства которого идут на восстановление монументального места.

Недалеко от обители в 1920 году был создан музей, который является самым крупным в Подмосковье. В настоящее время в нем насчитывается более 180 тысяч экспонатов. К ним относятся:

  • церковная утварь и предметы обихода монастыря;
  • живописные зарубежные и русские иконы, картины, фрески;
  • коллекции оружия;
  • богословские книги и рукописи.

В парковой зоне можно познакомиться с деревянным зодчеством. Увидеть часовню, старинные избы и мельницу.

Путь к монастырю

Вход на территорию новоиерусалимского монастыря бесплатный (кроме посещения музея). Здесь можно заказать любую экскурсионную программу или самостоятельно окунуться в мир истории и церковной атмосферы Нового Иерусалима. Есть несколько вариантов того, как добраться до монастыря:

  • На автомобиле . Через Волоколамское или Рижское шоссе до города Истры. Расстояние пути составит около 45 км.
  • На общественном транспорте . Электричкой от Рижского вокзала до станции «Истра». Далее пересаживаемся в автобус и продолжаем путь до остановки «Монастырь». Пешком до монастыря можно дойти за 15−20 минут.
  • На автобусе № 372 от метро «Тушинская» до остановки «Почта». Затем пересадка. До святой обители можно доехать за 7 минут, пешком не более 15 минут.
  • На такси . Все таксисты знают об этом месте, поэтому быстро доставят вас к пункту назначения.

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }