Московские триумфальные ворота. Арка победы Триумфальная арка поклонная гора

Московские триумфальные ворота. Арка победы Триумфальная арка поклонная гора
Московские триумфальные ворота. Арка победы Триумфальная арка поклонная гора

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»

В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины
XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила
дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех
святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.

Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.


У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

В следующий раз можно будет поговорить о триумфальных воротах, находившихся на территории бывших подмосковных усадеб, а ныне вошедших в состав Москвы... Кое-что сохранилось, например, в Измайлово на Серебрянном острове...

Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Николай I и Триумфальная арка

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I, который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет.

Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане - Белорусский вокзал

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей!

Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества.

Триумфальная арка – это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

На фото: процесс переноса арки с Тверской заставы, 1939 г.
1974 Кутузовский проспект

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Со времён античности триумфальные арки являлись олицетворением Победы. Ведь они строились для победителей, которые, пройдя сквозь арку, становились триумфаторами, то есть получили высшую степень народного признания и уважения.

Традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением триумфальных арок в России ввёл Пётр I. Прежде Русь откликалась на значительные исторические события по-иному – строительством храмов и монастырей.

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия. К праздникам и шествиям приурочивалось строительство триумфальных ворот и устройство «огненных потех» – фейерверков.

Первая арка была воздвигнута в Москве в 1696 году по случаю взятия Азова. По указу Петра I было организовано и первое светское торжество – торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга. Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста.

Следующая «триумфальная светлица» была сооружена в 1702 году в честь победы, одержанной под Эрстфером. В том же 1702 году по случаю взятия Ниеншанца состоялось торжественное шествие войск через трое триумфальных ворот. В следующем, 1703-м, году празднества с сооружением четырех ворот для торжественного шествия войск проводились в связи со взятием Ниеншанца, Копорья, завоеванием Ингерманландии и закладкой в устье Невы крепости Санкт-Петербург.

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

С особенной пышностью была отпразднована в Москве в 1709 году победа под Полтавой. К торжеству в древней столице было пocтpoeно восемь триумфальных ворот.

Так постепенно прижилась традиция сооружения триумфальных арок (ворот). Пока существовал обычай сооружения временных триумфальных построек, сохранились преемственность как в архитектуре, так и в месторасположении ворот. Перед триумфальными вратами останавливались, выходили из карет, спрыгивали с лошадей, перед ними снимали шляпу и благоговейно выслушивали приветственные речи. Триумфальные ворота к коронации императоров и императриц воздвигались весь XVIII век.

В середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка.

Но временный памятник в ознаменование победы над Наполеоном быстро ветшал, и в 1826 году было решено заменить деревянную арку каменной. Император Николай I поручил это сделать главному архитектору Москвы по «фасадической части» – Осипу Ивановичу Бове. Бове, сам участник войны 1812 года, приобрёл большую известность восстановлением после нашествия французов центральной части Москвы.

Архитектор расположил арку по оси Тверской-Ямской, создав тем самым просторную площадь у Тверской заставы. Комплекс внушительных строений изящно и естественно замыкал улицу, образуя парадные въездные ворота Москвы.

Помимо монументальных Триумфальных ворот 28–метровой высоты с широким пролётом, в некотором удалении от них друг против друга были поставлены две кордегардии. Так назывались помещения для караула. Ворота и кордегарии соединили красивыми чугунными решетками, тем самым выделив площадь, замыкавшую 1–ю Тверскую-Ямскую улицу.

Строились Триумфальные ворота медленно. Грунт на месте работ был почти сплошь песчаный. Пришлось забить в грунт три тысячи дубовых свай.

Постройка была кирпичной, а облицовку делали из белого камня.

Одновременно со строительством ворот и кордегарий благоустраивалась и местность вокруг них. Осип Иванович проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. Поэтому беспорядочная застройка вокруг ворот была снесена и спланирована новая площадь.

Площадь с обеих сторон ворот застраивалась домами с одинаковыми фасадами, спроектированными Бове. Был создан прекрасный городской ансамбль, который положил начало благоустройству обширной территории – до парка Петровского дворца.

Большую роль в создании художественного образа памятника была отведена скульптуре. Тема военной победы России нашла отражение буквально во всех элементах Триумфальных ворот. Между каждой из шести пар колонн на высоких постаментах встали мощные литые фигуры древних воинов. Лица витязей, одетых в пластинчатые доспехи и островерхие шлемы, суровы и выразительны. Простенки над фигурами украшены изящными, полными динамизма рельефами: «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершают аллегорические женские фигуры: «Твердость» и «Храбрость».

Орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.

Осипу Ивановичу Бове в его работе большую помощь оказали его коллеги – воспитанник Петербургской академии художеств Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев, ученик Мартоса, даровитый выпускник академии, награжденный всеми ее медалями!

Известно, что Бове сам выполнил рисунки наиболее значительной скульптуры, завершающей арку. Шестерка коней торжественной поступью влечёт колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Славы, осеняющая победителей венком.

Надпись на арке утвердил сам Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись выполнена на русском языке, а с противоположной – на латинском. Этим, равно как и использованием античных форм в самом памятнике, подчеркивалось всемирное значение победы России и возрождения Москвы.

К сожалению, Осип Иванович Бове умер всего за несколько месяцев до открытия Триумфальных ворот. Заканчивал монумент Михаил Иванович Бове, его младший брат, который также был способным архитектором.

Перед столетием Бородинского сражения, в 1912 году, городская комиссия обследовала состояние Триумфальных ворот. Их слегка обновили и почистили.

В 1935 году был утвержден первый Генеральный план реконструкции Москвы. Он предусматривал снос многих зданий, в том числе и Триумфальной арки.

Летом 1936 года Триумфальную арку разобрали.

Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре. В 1966 году был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.

Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России был возрождён. И до сегодняшнего дня остаётся одним из самых величественных памятников, посвящённых победам русского народа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

автора

Нарвские триумфальные ворота Они до сих пор словно источают суть своего истинного назначение – встречать с радостью. С большой и светлой радостью, которую дарят только близким и родным. Этот грандиозный памятник в честь побед русского оружия в войне с наполеоновской

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские триумфальные ворота Их силуэт виден в перспективе проспекта издалека. Ведь они стоят на самой высокой точке Московского проспекта, протянувшегося на девять километров.Московские триумфальные ворота – это гигантский портик-пропилей. Он составлен из

автора

4.3.3. Стадные или Овечьи крепостные ворота Иерусалима - Спасские ворота Московского Кремля Мы начнём с Овечьих или Стадных крепостных ворот Иерусалима. ОВЕЧЬИ ВОРОТА НАЗВАНЫ В БИБЛИИ ПЕРВЫМИ (Неемия 3:1). Вероятно потому, что Библия считает их ГЛАВНЫМИ воротами

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.5. Рыбные крепостные ворота Иерусалима - Тимофеевские ворота Московского Кремля После Овечьих или Стадных, то есть Спасских ворот, Библия говорит о РЫБНЫХ ВОРОТАХ (Неемия 3:3). В Кремле - это, по-видимому, Тимофеевские = Константино-Еленинские ворота, расположенные

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.8. Иерусалимские крепостные ворота Долины, Дольные - Боровицкие ворота Московского Кремля СЛЕДУЮЩИЕ крепостные ворота Иерусалима названы в Библии ДОЛЬНЫМИ, или воротами ДОЛИНЫ. Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Троицких ворот всё по тому же

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4.3.9. Иерусалимские крепостные ворота Источника - Тайнинские ворота Московского Кремля СЛЕДУЮЩИЕ И ПОСЛЕДНИЕ крепостные ворота Иерусалима названы в Библии воротами ИСТОЧНИКА (Неемия 3:15). Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Боровицких ворот, мы выходим к

Из книги Ложь и правда русской истории автора

Глава 19 ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА Суворов, Румянцев и Потемкин: мифы и дела, хула и хвала, забвение и слава - Напечатают после смерти, - сказал мне мой старший друг и товарищ. - А пока забрось в стол и забудь. Иначе тебя заклюют. Пойми, у людей есть предел покушения на их миражи и

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Глава 25 Триумфальная арка Суворов, Румянцев и Потемкин - мифы и дела, хула и хвала, забвение и слава- Напечатают после смерти, - сказал мне мой старший друг и товарищ. - А пока забрось в стол и забудь. Иначе тебя заклюют. Пойми, у людей есть предел покушения на их миражи и

Из книги Площади Московского проспекта. Увлекательная экскурсия по Северной столице автора Векслер Аркадий Файвишевич

Площадь Московские Ворота Эта площадь периметром 362 метра образовалась в середине 1830-х годов после открытия на границе города у пересечения Московского шоссе и Лиговского канала Московских триумфальных ворот, сооружённых с посвящением «Победоносным Российским войскам

автора Носовский Глеб Владимирович

4.3. Стадные, Овечьи крепостные ворота Иерусалима - это Спасские ворота Московского Кремля Мы начнем с Овечьих = Стадных крепостных ворот Иерусалима. ОВЕЧЬИ ВОРОТА НАЗВАНЫ В БИБЛИИ ПЕРВЫМИ (Неемия 3:1). Вероятно, потому, что Библия считает их ГЛАВНЫМИ воротами

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.5. Рыбные крепостные ворота Иерусалима - это Тимофеевские ворота Московского Кремля После Овечьих или Стадных, то есть Спасских ворот, Библия говорит о РЫБНЫХ ВОРОТАХ (Неемия 3:3). В Кремле - это, по-видимому, Тимофеевские = Константино-Еленинские ворота, расположенные

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.8. Иерусалимские крепостные ворота Долины, Дольные ворота - это Боровицкие ворота Московского Кремля Следующие крепостные ворота Иерусалима названы в Библии ДОЛЬНЫМИ или воротами ДОЛИНЫ. Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Троицких ворот все по тому же

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.9. Иерусалимские крепостные ворота Источника - это Тайнинские ворота Московского Кремля Следующие и последние крепостные ворота Иерусалима названы в Библии воротами ИСТОЧНИКА (Неемия 3:15). Двигаясь же вдоль стен Московского Кремля от Боровицких ворот, мы выходим к

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых автора Васькин Александр Анатольевич

Триумфальная арка в Москве или, правильнее, триумфальные ворота были возведены на нынешней площади Тверской Заставы в честь великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Идея сооружения этого памятника принадлежит российскому императору Александру I. Именно он, во время своей коронации в Первопрестольной в 1826 году, высказал идею по строительству Триумфальных ворот. Стоит отметить, что примером являлось подобное сооружение, возведенное в Петербурге на Петергофской дороге архитектором Джакомо Кваренги и перестроенное зодчим Василием Петровичем Стасовым.

После принятия решения работы по проектированию были поручены архитектору Осипу Ивановичу Бове , который выполнил задание в этом же году.

Фото 1. Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в городе Москве

Но задуманное осуществить сразу не удалось из-за желания властей провести перепланировку площади Тверской заставы, являвшейся парадным въездом в город из столичного в то время Петербурга.

Над новым вариантом Бове проработал практически 2 года. Утверждение состоялось в апреле 1829 и уже летом - 17 августа - состоялась торжественная закладка памятника. В его фундамент заложили памятную бронзовую плиту и «на счастье» бросили туда несколько серебряных монет, отчеканенных в 1829 году.

Между тем, из-за недостаточного финансирования и, по правде говоря, некоторому безразличию городских властей, строительство Триумфальных ворот в Москве растянулось на долгие пять лет. Торжественное открытие состоялось в 1834 году 2 октября (по старому стилю - 20 сентября).

Изваяния декора были выполнены известными скульпторами Иваном Тимофеевичем Тимофеевым и Иваном Петровичем Витали, которые работали по эскизам Осипа Бове.


Арочные стены Триумфальных ворот (арки) облицевали привезенным из Подмосковья белым камнем (село Татарово), а колонны и скульптуры изготовили из чугуна.

Памятную надпись на аттике памятника Победы в войне 1812 года утвердил император Николай I. Она располагалась с двух сторон арки и была выполнена на двух языках - латинском и русском.


История Триумфальных ворот на площади Тверской заставы связана с первым в городе электрическим трамваем. Именно под ними была протянута линия в 1899 году, которая соединила Петровский парк и Страстную площадь (сегодня - Пушкинская площадь).


В 1936 году в рамках Генплана Москвы от 1935 года, выполненного под руководством архитектора Алексея Викторовича Щусева, площадь поставили на реконструкцию. Для проведения работ Триумфальную арку разобрали, а часть скульптурных изваяний передали в Музей архитектуры, который находился тогда на территории упраздненного Донского монастыря. По окончании запланированных мероприятий, памятник должны были установить ближе к Белорусскому вокзалу. К сожалению, этого так и не сделали.


Стоит отметить, что благодарить за восстановление Триумфальных ворот, пусть и не на прежнем месте, мы должны космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Именно он, выступая на VIII съезде ВЛКСМ в 1965 году, посетовал, что мы не сохраняем памятники истории, которые несут в себе патриотическое начало. Среди озвученных оказались храм Христа Спасителя и Триумфальная арка в честь победы в войне 1812 года.

С ответной репликой выступил Никита Сергеевич Хрущев, который пообещал Гагарину точно восстановить арку и слово свое сдержал.


Триумфальные ворота были воссозданы в период с 1966 по 1968 годы. Новым их местом прописки стал Кутузовский проспект неподалеку от музея-панорамы «Бородинская битва».

В конструкцию арки были внесены изменения. В частности, сводчатые перекрытия из кирпича заменили на конструкции из железобетона. Часть металлических отливок воспроизвели на Мытищинском заводе, а колонны отливали на заводе «Станколит» по фрагментам одной из чудом сохранившихся (высота - порядка 12 метров, масса - около 16 тонн).

Московские триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сооружены в 1829 - 1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 году.

Описание Триумфальной арки

Московские триумфальные ворота представляют собой однопролетную арку с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор - пилонов. Сооружение обращено лицевой стороной к въезду в по старой традиции, согласно которой триумфальные ворота были главным фасадом к ведущей в город дороге.

Между парами колонн в нишах установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах на высоких постаментах. В верхней части пилонов, над фигурами воинов, расположены горельефы: «Изгнание французов» (первоначальное название - «Изгнание галлов из Москвы») и «Освобожденная Москва». По периметру карниза - гербы административных районов , жители которых участвовали в борьбе с врагом. Над карнизом - аллегорические статуи богинь Побед в сидящей позе, с венками и скипетрами в руках, у ног которых сложены военные трофеи.

Арка увенчана колесницей Славы - шестеркой коней и колесницей с восстающей на ней крылатой богиней Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком, венчающим победителей. На главном фасаде вмурованная чугунная плита с текстом закладной доски 1829 года (см. «История Триумфальной арки») .

Высота Триумфальной арки - 28 метров.

История Триумфальной арки

Триумфальная арка была сооружена в середине 1814 года к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы с победой. Первоначально арка была деревянной и была установлена у Тверской заставы (в районе нынешнего Белорусского вокзала). Деревянное сооружение было недолговечным и быстро ветшало, в 1826 году было принято решение о постройке каменной Триумфальной арки.

Новый проект был разработан и принят в апреле 1829 года. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка каменной арки. Надпись на бронзовой доске, вмурованной в основание будущего памятника, гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града , разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Строительство Триумфальных ворот продолжалось 5 лет и было закончено в 1834 году, 20 сентября 1834 года состоялось их торжественное открытие. Митрополит московский отказался освятить памятник из-за присутствия на нем скульптурных изображений мифологических богов.

В 1936 году было принято решение о реконструкции площади у Белорусского вокзала с целью расширения дороги от улицы Горького до Ленинградского шоссе. Триумфальные ворота были разобраны, скульптуры и убранство арки были переданы в Музей архитектуры имени А. В. Щусева на территории бывшего Донского монастыря.

Через тридцать лет в 1966 году Триумфальную арку было решено восстановить на новом месте - на Кутузовском проспекте. Проект был разработан 7-й мастерской «Моспроекта-3». Коллективу реставраторов под руководством В. Либсона по сохранившимся фотографиям и рисункам предстояло воссоздать первоначальный облик арки. Скульпторами-реставраторами Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР было подготовлено более 150 моделей - точных копий элементов декора, работы по отливке которых в металле были выполнены на Мытищинском заводе. 12 чугунных 12-метровых колонн (весом 16 тонн каждая) были отлиты на заводе «Станколит» по фрагментам единственной сохранившейся колонны. После утверждения проекта реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект Исполкомом Моссовета, началось сооружение арки, которое велось силами 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.