Дивногорье описание. Музей-заповедник в дивногорье воронежской области

Дивногорье описание. Музей-заповедник в дивногорье воронежской области
Дивногорье описание. Музей-заповедник в дивногорье воронежской области

Жители Воронежской области называют местность с удивительной конкретностью. Растет вокруг села хрен, значит, и село будет . Выстроились рядами сосны у реки - реку назовут Сосной, только Тихой, потому что течение в ней слабее, чем в реке Сосна в Липецкой области. А если среди холмов стоят дивные меловые столбы, то быть этому месту Дивногорьем. Вот туда мы и отправимся.

Воронежские Дивы - это меловые столбы-останцы высотой до 10 метров. Когда-то их было 22, но до наших дней сохранилось только 10 целых и 2 полуразрушенных. Куда подевались остальные Дивы? Большая их часть была уничтожена в 1871 году при строительстве железной дороги: меловые столбы взрывали из-за боязни обрушения на проходящие поезда. Однако дальнейшие геологические исследования показали, что опасения были напрасны. Под слоем мела находится песок, который выступает в роли подушки, сглаживающей колебания, вызываемые железной дорогой.

Другая часть останцев была уничтожена во время Великой Отечественной войны. Наши войска находились по другую сторону Дона, а на территории нынешнего заповедника "Дивногорье" дислоцировались части 2-ой Венгерской армии. Нет ничего удивительного в том, что советская артиллерия, зная точное географическое положение и высоту останцев, использовала их в качестве ориентиров для нанесения ударов по позициям противника. Когда венгры об этом узнали, то взорвали некоторые из Див.

Сохранившиеся меловые столбы сгруппированы в двух местах и носят названия Больших и Малых Див. К Большим Дивам относятся скала с пещерным храмом Сицилийской Божьей Матери и 3.5 столба у входа в заповедник. Большими они называются не из-за размеров, а из-за того, что здесь их было больше всего.

Пещерный храм Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах

Большие Дивы

В 2.5 км к востоку от Больших Див расположены Малые Дивы - около 5 меловых столбов, в одном из которых размещается церковь Рождества Иоанна Предтечи. Есть в этих местах и ещё одна, Безымянная Дива в балке Голой.

Малые Дивы

Как появились меловые столбы? Если теория вас не интересуют, то смело пропускайте 5 следующих абзацев. Итак, когда-то здесь не было ни склонов, ни реки Тихой сосны, ни Дона, ни этих меловых столбов. На суше, находящейся в постоянном движении в вертикальном и горизонтальном направлениях, происходило мощное складкообразование. При горизонтальном движении возникли горы и вулканы, застывшая лава которых на глубине около 200 метров в Дивногорье преобразовалась в гранит с примесью базальта.

Чуть южнее от заповедника находится Шкурлатовское месторождение, где глубина залегания гранита всего 50 метров. Из разницы залегания кристаллической породы образовалась горка, сверху перекрытая осадочными породами. В геологии это называется антеклиза. Вся Воронежская и части соседних областей расположены на этой самой Воронежской антеклизе. Для наглядности нашла в сети схему:

Осадочные породы появились здесь после того, как суша сменилась морем. Причем происходило это четыре раза. 410 млн. лет назад (девонский период) первое море оставило на кристаллическом фундаменте отложение песчаников и известняков. Второй раз море заходило сюда 350 млн. лет назад (каменноугольный период) и оставило после себя пески и глину. Те самые каменноугольные пески видны на берегах Дона, когда поднимаешься на самый верх холмов в Дивногорье.

И в третий раз 137 млн. лет назад (в меловой период) разлилось в Дивногорье море, на поверхности которого уже существовала пленка из планктона. Именно планктон и стал основой дивногорского мела, на 60% состоящего из известковых частей отмерших микроскопических организмов. Известковый ил со временем усыхал, уплотнялся и превращался в мел, мощность залегания которого в Дивногорье составляет более 100 метров. Четвертое море по геологическим меркам оставалось здесь недолго - от 65 до 26 млн. лет назад (в палеогеновый период) и оставило после себя слой глин.

А затем 330 тыс. лет назад сюда дошёл ледник. Лед по мощности был везде разным. На плоских участках суши, где льда оказалось больше и создаваемое им давление сильнее, мел уплотнился. Там, где льда было меньше, либо не было вовсе, мел оставался рыхлым. Со временем из-за разрушения талыми и дождевыми водами, колебаниями температур, участки рыхлого мела преобразовались в осыпные склоны. Постепенно из осыпающихся склонов стали выходить спрессованные, уплотненные ледником меловые столбы - Дивы. Причем, т.к. мел прессовался точечно, только на плоских участках, все дивы примерно на одной и той же высоте.

Но подойдем к главной рукотворной достопримечательности Больших Див - к пещерному храму Сицилийской Божьей Матери.

В 1652 году черниговский полковник Иван Дзика или, как он себя записал в бумагах, Дзиковский пришел к устью реки Острогож вместе с 2 тысячами казаков и 10 киевскими монахами во главе с настоятелем отцом Гурием. Как полагают историки, они и заложили пещерный храм Успения Божьей матери в Больших Дивах и пещерный храм Иоанна Предтечи в Малых Дивах.

Наряду с исторической версией, существует легенда о греческих монахах Иосафе и Ксенофонте, которые, оказавшись в этих местах, остановились отдохнуть на берегу Тихой Сосны, но вскоре заметили пропажу иконы, с которой они шли. Поиски закончились у меловой Дивы, и, сочтя это знаком свыше, монахи освятили пещеру, куда и поместили икону. Но из-за набегов степняков монахи ушли в более защищенные Малые Дивы, где и основали пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи. По преданию прах монахов покоится справа от входа в храм под завалом меловых плит, образовавшимся при разрушении Див во время строительства железной дороги.

Как бы то ни было, но первые письменные упоминания о пещерных храмах в Дивах относятся к 1652 году. Косвенное подтверждение тому - отсутствие упоминаний о храмах в записях монаха Пимена. В 1389 году, проплывая по Дону мимо Див, Пимен записал: "Приплыхом к Тихой Сосне - видехом столпы белы; дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы ж и светлы зело, над рекою, над Сосною". Если описав леса, в которых водятся косули, и реки, где живут лебеди, монах ни словом не обмолвился о храмах, то, вероятно, либо их не было, либо они были не христианские.

Храмы в Больших и Малых Дивах действовали до 1917 года. С 1924 года на территории Свято-Успенского мужского монастыря действовал дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны в храме размещался венгерский госпиталь, а после войны - противотуберкулезный санаторий.

Стены пещерного храма в Больших Дивах облюбовали для тренировок альпинисты, уродовавшие меловую поверхность вбитыми кольями и протянутыми тросами. В 1980-х годах двое молодых людей решили подрубить меловой выступ, расположенный справа от входа в храм. Закончилось тем, что на них обрушилась передняя фасадная часть. Храм был обезображен, один и парней погиб. Впоследствии внешняя стена храма была восстановлена из тех самых обрушившихся меловых блоков.

Не обрушившийся козырек укрепили металлической рельсой, а сам храм был прошит более чем тремястами анкерами. Окончательно храм был отреставрирован и открыт 28 августа 1991 года, на праздник Успения Богородицы

Мы попали в храм не как порядочные прихожане, а через небольшую боковую дверь, ведущую на второй этаж, и сразу оказались на монастырской кухне - небольшой комнате с окном. Второй этаж с отдельным входом был построен только в XIX веке и полностью приспособлен для хозяйственных целей. Сюда заносили дрова и продукты, не мешая молившимся на первом этаже.

Через окно на кухню проникает тепло с улицы, отчего в каменной комнате не так холодно. Когда-то здесь была печка-каменка. Монахи, приходившие из Успенского монастыря, проводили многочасовую службу натощак. Пока шла служба, другие монахи готовили и накрывали столы в трапезной.

На стене и потолке кухни до сих пор виден след от перегородки, разделявшей кухню на теплую часть с печкой и холодную с окном.

Из кухни по небольшому коридору проходим в трапезную, вмещавшую деревянный стол и 2 скамьи. На противоположной стороне от трапезной - маленькая темная комната. Это келья, где на стенах справа и слева вырублены ниши и 2 деревянных настила, на которых спали монахи.

Сохранились фотографии начала XX века. По ним видно, что к этому времени монахи переселились со второго этажа храма в расположенную рядом деревянную избушку. Помещения кухни, трапезной и кельи стали использоваться под склад.

Темный коридор заканчивается каменной лестницей, ведущей на первый этаж.

Спускаясь по стертым от времени меловым ступеням, из полумрака второго этажа попадаем в чуть более светлую обходную галерею - невысокий меловой проем шириной около 2 метров и длиной 90 метров, проходящий по периметру первого этажа пещерного храма. Здесь надо быть осторожнее: перед входом в галерею строители храма вырубили потолок чуть ниже, чем в самой галерее. Сделано это для тех, кто, входя, забывал перекреститься и поклониться. Тогда потолок, встретившись со лбом, напоминал о ритуале.

По поводу предназначения галереи существует множество версий, но доподлинно известно лишь одно - с конца XIX века она использовалась для крестного хода.

Вдоль всей галереи расположены ниши - аркосоли с полочками - стасидиями, на которых теоретически должны размещаться останки монахов. Здесь никаких останков найдено не было, и нет подтвержденных источников, что они когда-либо здесь находились.

Галерея проходит через часовню домового храма. В одной из стен часовни видно углубление - киот под икону. Чуть дальше расположена еще одна часовня, на потолке которой виден крест.

В какой-то момент с некоторым удивлением замечаем, что обустройство и крестных ход галереи идет по часовой стрелке, из чего можно предположить, что к этому храму приложили руку старообрядцы: до патриарха Никона крестный ход вокруг храма проходили посолонь, то есть по солнцу или по часовой стрелке.

Выйдя из галереи, останавливаемся перед списком Иконы Сицилийской Божьей матери, датируемой XIX веком. Подлинная икона утеряна, никто не знает где и когда она пропала. До революции в храме был небольшой иконостас, сейчас - только эта икона. Из-за низкой температуры (8-12С) и высокой влажности (выше 68%) икона герметично закрыта стеклом. По этим же причинам храм никогда не расписывали фресками.

Список иконы, выполненный на листе дюраля, передали в Дивногорский музей местные жители. По всей вероятности, он создан после эпидемии холеры в 1831 года, когда икону Сицилийской Божьей Матери стали считать чудотворной и массово делали с неё списки. Многочисленные исцеления от чудотворного образа послужили тому, что Сицилийскую икону в народе стали называть "Исцелийской".

Почему икона Сицилийская и как она оказалась в Дивногорье? Кроме официально церковной версии, описанной выше, существует официально историческая. Как известно, Сицилия не всегда была католической. Столетиями часть земель принадлежала православному государству Византии. Нередко византийские цари просили помощи у русских князей. Так и случилось в XI веке, когда на Сицилию напали арабы из Северной Африки. Русская дружина вступила в войну, которая продолжалась около 30 лет, и которую Византия проиграла. Отступая, войска спасали православные святыни от уничтожения. Среди них и оказалась икона Сицилийской Божьей Матери с которой русская дружина вернулась домой.

Примечательно, что изображенные на иконе Серафимы двукрылые, а не шестикрылые, как это принято в русской иконописи. По византийской традиции и серафимы, и херувимы изображались двукрылыми.

В храме, вблизи алтарной части, находится небольшое зарешеченное помещение. В глубине комнаты, в темноте видна ярко-красная лампочка сейсмодатчика. Дело в том, что на территории Дивногорья находится несколько тектонических разломов. И об этом мы еще вспомним, когда поднимемся на холм.

Сидя на красивом холме, видим реки Тихая Сосна и Дон. К вечеру летняя жара спала, и воздух напитался ароматами степного разнотравьем. Хотя бы ради этого вечернего воздуха стоит сюда приехать.

Извивающаяся змейкой Тихая Сосна впадает в Дон чуть дальше, в районе Малых Див. Во времена скифов и сарматов Дон был полноводным, за что реку назвали коротко и ясно Дан - "вода". По карте видно, что в основном Дон течет с севера на юг. Здесь, в районе тектонического разлома, река течет по-другому - с запада на восток. Дон - это граница между Среднерусской возвышенностью (холмы по правому берегу) и Окско-Донской низменностью.

Лужайка внизу - это сросшиеся поймы Дона и Тихой Сосны. Ежегодно из-за весеннего разлива рек луг полностью оказывается затопленным, а в некоторые года большая вода доходит до лесополосы, граничащей с железной дорогой.

Пройдем по вершине холма в сторону земляных валов. Это все, что осталось от Маяцкого городища - крупного поселения салтово-маяцких племен IX-XI века. Когда-то здесь стояла белокаменная крепость, фундамент которой был обнаружен при раскопках. Все что нашли археологи, вновь отдали земле, а точнее законсервировали.

Первые следы человека в Дивногорье относятся к каменному веку. Археологи нашли здесь простейшие орудия труда из кремния, обгоревшие кости животных, которыми питался человек, и осколки керамики. В бронзовом веке здесь проживала так называемая культура срубников: они хоронили умерших в землянках, стены которых были обнесены бревенчатыми срубами.

Около 2 тысяч лет назад по этим землям проходили племена скифов и сарматов. После себя они оставили множество курганов, один из которых виден с вершины холма.

В IX-X веках здесь проходила северо-западная граница Хазарского каганата - раннефеодального тюркского государства. Но в основном здесь проживали не хазары, а аланы и булгары. Через Дон, находящийся под властью Хазарского каганата, торговцы переправляли товар, за что платили пошлину и получали охрану.

Ошибочно думать, что жители Хазарского каганаты были иудеями. Хазары - это тюрки, и иудаизм исповедовали только царь (каган) и его ближайшее окружение. Остальное население могло придерживаться любой религии. Купцы, в основном торговавшие с Византией, были христианами-несторианами. Аланы и булгары исповедовали тенгрианство. Подтверждение тому изображение на найденных при раскопках городища вещах солнца - символа Тенгри-хана, бога солнца, неба, огня.

От городища тропинка ведет к Дивногорскому меловому каньону. Когда-то здесь располагался хутор гончаров. Гончары работали с огнем, поэтому жители селища причисляли их к шаманам, проводникам Тенгри.

Дивногорский каньон глубиной 30 метров представляет собой причудливый меловой овраг, обрывы которого изрезаны меловыми языками. Здесь стоит задержаться, посидеть на краю обрыва, понаблюдать за юркими птицами, прорывшие норы в толще мела.

Во время раскопок в овраге археологи нашли массовое захоронение диких лощадей и стоянку первобытного человека. Одни ученые считают, что захоронение – это либо результат большой охоты человека, либо останки ритуальных жертв, накопившиеся за долгое время: обычно тенгриане приносили в жертву одну лошадь в год. Другие специалисты склоняются к теории несчастного случая - табун лошадей погиб под внезапно обвалившейся меловой глыбой.

В стороне от оврага силами работников заповедника построен археологический парк «От кочевий к городам», где можно посмотреть на реконструкции гончарной мастерской и дома кочевников. Булгары, как и все кочевники, сначала жили в юртах, но с переходом к оседлости, стали строить «полу-юрты»: выстраивали по кругу бревна, пропускали между ними плетень, сверху накрывали тростником. Позже они переняли у донских славян строительство более подходящих местному климату полуземлянок.

После ухода аланов эти просторы стали диким полем - целинными, не распахиваемыми землями, по которым проходили сначала печенеги, затем половцы, а в XIV веке - монголо-татары, совершавшие набеги на южно-русские рубежи по своим степным дорогам "сакмам".

Одна из них - "кальмиусская сакма", проходившая по реке Кальмиус, впадающей в Черное море, вела в соседнюю Белгородскую область. По ней за год могли уводить 40-50 тысяч человек, что по тем временам наносило сильный удар по демографии государства. Для защиты южных рубежей в XV-XVI веках здесь начали создавать белгородскую оборонительную засечную черту - земляной вал длиной 800 км, высотой 4-6 м, с деревянными надолбами и частоколом, через которые не могли перескакивать лошади кочевников.

Вдоль засечной черты появились первые города. Коротояк и Острогожск, заселялись русскими и пришедшими с запада украинцами. В результате здесь возник очаг смешанных культур - Слобожанщина. Со стороны России к Слобожанщине относится Воронежская, Белгородская и южная часть Курской областей, со стороны Украины - северная часть Донецкой, Луганской, вся Харьковская и северо-восточная часть Сумской области.

Чтобы напомнить об этом, на территории заповедника построили этнографическую экспозицию "Дивногорское подворье" - стилизованную усадьбу украинских переселенцев, которая в дни театральных фестивалей превращается в сцену, а соседние склоны - в зрительный зал.

По дороге вспоминаем, что между храмами в Больших и Малых Дивах расположены еще две небольших пещеры-кельи - "Каземат" и "Ухо". В том же направлении, в сторону Лисок на станции "154 км" на горе Шатрище до 1917 года сохранялся большой меловой останец, рядом с которым был устроен Шатрищегорский Преображенский мужской монастырь и его скит. Туда мы заглянем в следующий раз.

В месте, где грунтовая дорога пересекается с асфальтом, видна металлическая лестница, ведущая резко вниз, к пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи и Дивногорскому Свято-Успенскому мужскому монастырю.

В пещерный храм можно попасть только с организованной группой. Мы и еще четыре неорганизованных путешественника с Украины прибились к группе паломников и гуськом проследовали за монастырским гидом, оплатив билет по 100 р. с человека.

Как и в храме в Больших Дивах, стены в церкви Иоанна Предтечи за годы запустения старательно уродовались надписями.

Храм продолжают восстанавливать с конца 90-х: укрепляют стены, замазывают надписи и штукатурят поверхности. Сразу обращаем внимание на храмовый свод - он сложен в виде сицилийского креста. От того, что в катакомбах не имели возможности ставить кресты на поверхности, их вырезали на сводах.

Официальной датой основания Свято-Успенского монастыря принято считать 1653 год. Хотя есть все основания полагать, что пещерный храм гораздо старше. Как и в Больших Дивах, здесь вырублена обходная галерея высотой около 2 метров, начинающаяся из южной стены в притворе и ведущая к середине северного нефа. Но есть особенность - крестных ход состоит не только из прямых отрезков, которые при поворотах незначительно углублены в толщу мела. За алтарной частью в полной темноте мы поднялись, а затем спустились по каменным ступеням, ведущим на "Голгофу".

По галерее прошли и через сохранившуюся церковь VIII века, основанную христианами-несторианам. На несторианство указывает алтарь, развернутый на юг, и купол в виде звезды. Здесь мы ненадолго задержались, чтобы оценить резонанс купола: голоса с низкой, мужской частотой становятся более объемными, а звучание женского голоса абсолютно не меняются. Конечно, если дама не говорит басом.

Вплоть до революции 1917 года в катакомбах оставалась монастырская костница. В 1924 году, когда храм отдали под дом отдыха героев революции, костницу из склепов вместе с монастырской библиотекой утопили в Дону. По свидетельству местных жителей, та же участь постигла и часть монастырской братии. Сохранилась только молитва, вырезанная на меловой стене в 1810 году: "Церковь Божию Мою не одолеют врата адовы".

Гид рассказал и об искусственном озере, устроенном на нижнем уровне пещер. Питьевая озерная вода идет на нужды монастыря, поэтому проход туда закрыт. Не без иронии он заметил, что мера это вынужденная, т.к. монахи опасаются больных страшной болезнью ПГМ ("православие головного мозга"), которые лезут туда купаться.

После выхода из пещерного храма, кажется, что и солнце ярче, и воздух вкуснее. По тропинке поднялись на вершину холма. Внизу леса, луга и Дон.

Спустились к полуразрушенной колокольне, вырубленной в меловой скале.

Разглядывая исписанные стены колокольни, рассеиваются последние сомнения о том, что люди во все времена одинаковые. Одинаковые. И будь ты отдыхающий советского периода, или путешественник, пользующийся дореформенной орфографией, нет никакой разницы, если рука поднялась оставить автограф на том, что создавалось на века.

Чуть не забыла о лирических отступлениях. Советую приехать в Дивногорье вечером, чтобы обойти Большие Дивы на закате, когда здесь больше летающих жуков-оленей, чем людей. Переночевать можно в гостинице, похожей на студенческое общежитие с икеевской мебелью и чистой кухней. Тогда на следующий день вы успеете обойти не только Большие и Малые Дивы, но и искупаться в реке.

Огромную часть своего детства я провела рядом с атомной станцией. Звучит устрашающе, да? На самом деле, всё не так страшно. Просто моя крёстная живёт и работает в Нововоронеже, на АЭС, которую хорошо видно издалека. Именно в этот Нововоронеж я и каталась на поезде. Но рассказать я хочу совсем не о том, как попасть на станцию и ходят ли рядом с ней полу-коровы-полу-вороны, облученные радиацией (если что, не ходят). Рассказать я хочу о прекрасном творении природы и человека одновременно - о Дивногорье, которое находится недалеко от города.

Дивногорье - это монастырь, который построен прямо внутри горы. В этом месте я побывала уже 6785 раз, так как всё моё детство прошло в Воронеже, (как я говорила выше) и я знаю его как свои 5 пальцев и еще один палец на левой руке. Тем не менее, это довольно занятное местечко, где вам могут провести экскурсию (250 рублей с человека), расскажут о том как это чудо создавалось, проведут по крестному ходу внутри самого монастыря и покажут место, где стояла древняя крепость. Но всё по порядку.

Дивногорье - где находится?

Прежде чем обозревать достопримечательность, необходимо узнать где она находится. Логично? Логично! Итак. Если Вы приехали в Воронеж, то будьте готовы к тому, что ехать до Дивногорья придётся не полчаса, а 2–3 часа точно. Располагается Дивногорье в 150 километрах от города, в так называемом Лискинском районе, но если вы едете на автомобиле, то путь займёт у вас больше времени, как если бы вы ехали на электричке. О том как добраться до заповедника, я расскажу в самом конце сей незамысловатой повести.

Дивногорье - чем знаменито и что это такое?

И действительно, чем же знаменито? Это место достаточно популярно. Туристов здесь много, так как Дивногорье - это одна из главных достопримечательностей Воронежской области. Приезжают сюда целыми автобусами, и в сезон (а он длится с мая по октябрь) здесь бывает более 60 000 туристов (это мне так интернет сказал).

Готовьтесь к потрясающим видам заранее:) Также готовьтесь к лестницам, их тут много, придется подниматься наверх. Итак….Дивногорье, по большому счёту - это монастырь. И находится он не на горах, а на холмах (высота их не более 30 метров над землёй). Холмы эти - меловые, поэтому всё кругом супер-белое.

Миллионы лет назад на этом месте простиралась водная гладь. Здесь, в морских глубинах, сформировался мел, образующий меловые столбы - дивы, благодаря которым Дивногорье и получило свое название (эта версия представлена на официальном сайте заповедника).

Сейчас никакой воды здесь, конечно, нет. Зато есть монастырь (пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери), в котором даже зимой сохраняется температура 8–10 градусов. Но удивителен он, конечно, не только этим.

«История этой церкви своими корнями уходит вглубь веков. Строительство, по преданию, было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 г., когда на столбе, в котором она высечена, была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери.

В 1856 г. храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря. Один раз в год, на Успение, сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения.

Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан „иконами прямо по сырцу скалы“.

14 августа 1903 г. этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. При этом его иконостас был обновлен.

Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 30-х гг. XX в. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер.

Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца. Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. - времени создания музея-заповедника - состояние храма было удручающим. С организацией музея-заповедника „Дивногорье“ как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х гг.

28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы. Сегодня, благодаря реализации проекта „Лики меловых храмов - реальные и мультимедийные“, поддержанного Благотворительным фондом В. Потанина и благословленного митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, здесь действует первая в Воронежской области постоянная мультимедийная экспозиция».

Краткая выдержка по истории Дивногорья для любознательных:

Впервые о Дивногорье упомянуто в сочинении митрополита Пимена, совершавшего путешествие по Дону вниз до Азова в 1389 г. «…видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною».

Только в 1648 г. в строельной книге города Коротояка при определении коротоякским казакам земель упоминается «Маяцкое старинное городище».

В 1890 г. впервые в руки археологов попали находки с памятника. Попытки исследовать Маяцкое городище были предприняты воронежскими краеведами. Первым серьезным исследователем Маяцкого комплекса считается Милютин А.И., который в ходе раскопок 1906 г. снял план берегового участка Маяцкого мыса с обрамляющими его громадными оврагами и соседние менее крутосклонные отрезки берега.

В 1908 - 1909 гг. на Маяцком работала экспедиция одного из крупнейших археологов того времени - Н. Е. Макаренко. Проведенные работы позволили дать достаточно подробное описание исследованного памятника, сопроводив его десятком чертежей, большим количеством фотографий открытых стен и отдельных блоков с начерченными на них знаками, рисунками, руническими надписями.

Дивногорье - это природный архитектурно-археологический музей-заповедник под открытым небом. Часто это место называют просто "Дивы". Самое интересное здесь - это живописные меловые столбцы (дивы) и таинственные пещерные меловые церкви 17 века . А также останки Маяцкого городища 9-10 веков, прекрасные виды, впечатляющий каньон и прекрасные ландшафты, эндемичные растения и насекомые. Ну и кроме того, здесь можно ощутить невероятную свободу, такой здесь простор и такой далёкой кажется цивилизация. Плато, долины, поля, реки где-то внизу, тишина и ветра! Много ветров! И ещё здесь случаются чудеса. Я серьёзно)) Расскажу о них ниже.

Обязательно оденьте удобную обувь (девочки, удобные туфли на высоком каблуке не подойдут) и возьмите тёплую одежду , потому что в глубине пещерной церкви температура круглый год около +11 градусов.

Как доехать до Дивногорья

На машине из Воронежа ваш путь займёт 2 - 2,5 часа. Я рекомендую ехать через городок Лиски, по трассе М4 "Дон". По Острогожской трассе добираться получится дольше: дорога там хуже. Если найти в навигаторе "Хутор Дивногорье" и поставить там точку, приведёт, куда надо.

Посмотрите на официальном сайте Дивногорья схему проезда .

Также можно добраться электричкой из Воронежа до железнодорожной станции Лиски, а затем до платформы "143 км".

Экскурсия по музею-заповеднику

Без экскурсии в пещерные церкви просто не попасть.
Начало экскурсий в 10.00, 12.00, 14.00 и 16.00. По субботам есть ещё экскурсия в 18.00.
Группы от 7 человек. Стоимость обзорной экскурсии - 250 рублей.

Возможно посещение музея-заповедника без экскурсии - это бесплатно.

Мы приехали в Дивногорье в начале ноября, в один из последних дней. Ехали к 12 часам, были уверены, что группа наберётся. Выяснилось, что мы одни, и больше желающих нет. Нас отправили подождать немного в магазин сувениров - может быть, кто-то ещё подъедет. Никто не подъехал. Уже была мысль доплачивать за остальных 5 человек, но мысль не особенно радовала. И тут случилось первое чудо. К нам вышла женщина-экскурсовод, приветливо улыбаясь, и сказала: "Вы готовы? Пойдёмте!" О чудо, они согласились провести двухчасовую экскурсию в ноябре, по холоду, ради двух человек! Хотя у них были все основания отказать нам.

Когда рассказ уже начался, и мы прошли дальше от первого пункта, гиду позвонили и попросили подождать ещё двоих желающих. В итоге мы были вчетвером.

Карта музея-заповедника Дивногорье


  1. Дивногорский Свято-Успенский мужской монастырь.
  2. Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах, XVII век.
  3. Селявинская курганная группа, эпоха бронзы.
  4. Маяцкий гончарный комплекс, IX - середина X века.
  5. Маяцкое селище (поселение), IX - сер. X века.
  6. Маяцкая крепость, IX - сер. X века.
  7. Маяцкий могильник, IX - середина X века.
  8. Пещерный комплекс в Больших Дивах с церковью Сицилийской иконы Божией Матери, XVII в.
  9. Меловые останцы - Дивы.
  10. Источник у реки Тихая Сосна.
  11. Гостиница.
  12. Дивногорское подворье.
  13. Дивногорское костище (12-14 тысяч лет назад)
  14. Археологический парк "От кочевий к городам".
  15. Дивногорский каньон.
  16. Геолого-палеонтологическая экспозиция.
  17. Балка "Голая".
  18. Чудо-сарайчик.
  19. Администрация.
  20. Кафе.
  21. Туалет.

Меловые горы

Когда-то в этих местах было море. Где-то 137 миллионов лет назад. По официальным данным) И на дне древнего моря возникли меловые отложения - то, что от них осталось теперь - это живописные меловые белые столбы причудливой формы, так называемые останцы - Дивы ("останцы" - ударение на последний слог).


Раньше меловых столбов - Див было больше. Когда здесь строили железнодорожную ветку Харьков-Балашов, большинство столбов были, увы, уничтожены в целях безопасности движения поездов.

Храм Сицилийской иконы Божьей Матери - пещерная церковь в Больших Дивах

Здесь вы услышите от экскурсовода рассказ о том, как в XVI веке благочестивые старцы Ксенофонт и Иоасаф, православные греки, прибыли в эти места из Сицилии и принесли с собой икону Сицилийской Божьей Матери. Возможно, что именно Ксенофонт и Иоасаф и вырубили эту церковь в меловом столбе, куда, по преданию, икона вознеслась сама, указав место, которое она будет оберегать. А может быть, уже русские монахи вырубили эту церковь в XVII веке.
Прославление чудотворной иконы Божьей Матери началось в середине XIX в., после того как благодаря ей близлежащие поселения были спасены от холеры.
В этом уникальном храме действительно необычная, благоговейная атмосфера аскетизма, трепетная звонкая тишина.

В церкви несколько ярусов, на втором этаже - бытовые помещения, кельи, кухня, трапезная. Вокруг алтаря - узкий проход, вырубленный в меловой породе для крестного хода.

Богослужение здесь проходит один раз в год: 14 июля - в день обретения Сицилийской иконы Божией Матери.


Маяцкая крепость IX-X вв. - форпост Хазарского каганата

Вид этой крепости слегка разочаровал - сейчас здесь нет почти ничего. Когда-то, в первой половине IX - X веках здесь жили аланы и болгары. Маяцкое городище - это крепость, которая когда-то защищала северо-западную окраину могущественного Хазарского каганата. Было здесь и поселение с центром гончарного производства, и кладбище-могильник.


Каньон

Глубина каньона - примерно с пятиэтажное здание. Говорят, здесь как раз и можно увидеть, как проходило формирование меловых останцов, которые мы сейчас видим на другой стороне плато.


Впечатляет! Не пожалели, что дотопали!


Дивногорский Свято-Успенский монастырь. Пещерный комплекс в Малых Дивах - храм Рождества Иоанна Предтечи

По преданию, мужской монастырь здесь основали всё те же странствующие иноки Ксенофонт и Иоасаф. Здесь же святые старцы нашли и место своего последнего упокоения.


Идти сюда с экскурсоводом музея-заповедника "Дивногорье, прямо скажем, далековато. Поэтому если вы хотите попасть и в этот пещерный храм - обращаться нужно уже вниз, в Свято-Успенский монастырь, к дежурному по храму, без экскурсии сюда не зайти. Экскурсии проводятся в 11.00, 13.00 и 15.00. Для группы более 10 человек экскурсию согласятся провести в любое время с 9.00 до 19.00.


Сами Малые Дивы в целом впечатляют нисколько не меньше, чем Большие Дивы. Поэтому я рекомендую добраться и сюда (мы ехали в обход на машине), хотя в сам пещерный храм уже не попали.

А последнее чудо случилось на следующий день. Хотя мы ужасно замёрзли, пока стояли и слушали экскурсию на вершине плато, обдуваемого всеми ветрами, замёрзли так, что зуб на зуб не попадал, а потом после двухчасовой экскурсии ещё пошли смотреть самостоятельно каньон и археологический парк "От кочевий к городам" и геолого-палеонтологическую экспедицию, никто из нас не заболел. И это просто чудо!


Возможно, вам также будет интересно:

  • Если вы любите скалы и православные монастыри, наверняка вам будет интересно познакомиться с монастырями святых Метеоров в Греции .
  • Скалы, вода и лес - в пейзажном парке Монрепо в Выборге .
  • Природная достопримечательность и одновременно музей горного дела на открытом воздухе -

Попав в Дивногорье , что уютно расположилось в Лискинском районе Воронежской области у слияния Дона и реки Тихая Сосна, невольно воспроизводишь в памяти все когда-то прочтенные строки великих русских писателей и поэтов о величии и небывалой красоте земли русской.
Сейчас на замечательной в своем великолепии территории Дивногорья создан музей-заповедник с одноименным названием.

Воронежская область на всю Россию известна своим чудом. Дивногорье… Уже само название говорит о чем-то дивном, диковинном, чудесном, уникальном… Действительно, дивиться здесь есть чему. Само название этого изумительно красивого места обязано меловым столбам, сотворенным самой матушкой Природой. Именно за свой неповторимый вид и причудливые формы эти нерукотворные колонны в народе получили название «дивы».

История Дивногорья

Сейчас на замечательной в своем великолепии территории Дивногорья создан музей-заповедник с одноименным названием. Ибо такое гармоничное слияние уникальных природных памятников, неповторимой исторической ценности, памятников архитектуры нужно особо бережно сохранить для наших детей. Впервые упоминание о Дивногорьи и красоте этих мест встречается в путевых заметках Пимена - Московского митрополита, который в 1389 году направлялся по Дону в Константинополь.

В древние времена живописную местность Дивногорья заселяли алано-булгары, древние венгры, потомки сарматов. А само Дивногорье служило границей Хазарского каганата, о чем и ныне свидетельствуют построенные в 9-10 веках приграничные крепости на Дону. Летопись хазарских племен в здешних местах завершилась после нанесения смертельного удара в 965 году русским князем Святославом. Воспоминание о ходе той битвы красноречиво говорят развалины Маяцкого городища на семидесятиметровом возвышении над поймами рек Дона и Тихой Сосны.

Позднее, Дивногорье стали заселять славянские племена, давшие ему название «Дикое поле». Очарование высеченных самой Природой белых меловых «Див», соседство тёмного дремучего леса, двух полноводных рек-кормилиц, множество неизведанных тайников-пещер как магнитом притягивали к себе верующих, ищущих умиротворения и гармонии. По некоторым археологическим данным есть версия, что христианство в Дивногорьи существовало ещё до татаро-монгольского ига, а на территории Нижнего Дона - даже раньше Крещения Руси святым Владимиром, благодаря удобному сообщению водным путём с Грецией.

Храмы и монастыри на территории Дивногорья

Некоторое подтверждение данной версии дают православные предания о двух монахах-греках, бежавших из Сицилии от притеснений католиков и основавших на территории «Дикого поля» пещерный храм иконы Сицилийской Божией Матери , названный по иконе, которую они принесли с собой. Данную церковь, которая дала начало Дивногорскому монастырю , монахи вырыли вручную в меловом основании одной из шести уцелевших Больших Див.

Воронежским духовенством данный монастырь был признан лишь в 1856 году, а храм иконы Сицилийской Божией Матери был освящен позже, причем дважды - в 1862 году и 1903. Вход же в храм был оформлен крестом над меловым столпом и красивым киотом в стиле барокко, который можно увидеть и сейчас. Жемчужина этого храма - икона Сицилийской Божией Матери в середине XIX века была очень популярна у населения из-за вспыхнувшей в окрестных селах эпидемии холеры, которую, по преданию, остановила эта чудотворная икона. Позже, икона была украдена при отправке на реставрацию в Москву. Сейчас в святыне можно увидеть только лишь список (копию) этого стародавнего образа.

Есть в Дивногорье еще один православная достопримечательность - Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь , на территории которого тоже есть пещерная церковь - храм Иоанна Предтечи. По некоторым историческим данным, монастырь этот основали в середине XVII века (1653 г.) несколько монахов во главе с игуменом Гурием. О том времени есть упоминание в Лицевом летописном своде в виде изображений пяти Малых Див с дверями храма и киотами над ними, а также из письма самого игумена Гурия царствующему тогда Алексею Михайловичу: «…построили они в Дивных горах монастырь и церкви поставили кельи и ограду около монастыря учинили своими трудами».

Советская власть в 1924 году закрыла обитель, а в 1927 - весь монастырский комплекс стал санаторием для героев революции. За это время новыми хозяевами сжигались иконы, разворовывалась утварь и монастырское имущество, осквернялись пещеры. За все время существования Советского союза красивый исторический памятник использовался только как дом отдыха. И лишь в 1997 году территория и строения Дивногорского Успенского мужского монастыря были переданы Русской Православной Церкви. На сегодняшний день все основные постройки монастырского комплекса действуют, полностью восстановлены и отреставрированы, только еще пещерные храмы находятся в процессе реставрации.

Дивногорье в нынешнее время

Современное Дивногорье - это уникальный музей, раскинувшийся под открытым небом и привлекающий все больше и больше туристов. Каждому гостю в этих красивейших местах можно найти занятие по душе. Именно тут неповторимая местность для новых исторических или архитектурных открытий, именно здесь активный отдых на лоне первозданной природы будет особенно запоминающимся и ярким, именно в Дивногорьи дышится так легко и непринужденно благодаря древним святым местам, очаровывающих и завораживающих своей многовековой историей, в конечном итоге, именно тут понимаешь всем сердцем как велика и многогранна русская история, как благодатна и ни с чем не сравнима Земля Русская.

Не упустите чудесного шанса побывать в этих прекрасных местах.

Дивногорье - заповедник и плато в Лискинском районе Воронежской области, расположенное на юге Среднерусской возвышенности у слияния Тихой Сосны с Доном.
Известный русский географ В.П. Семенов-Тян-Шанский считал Дивногорье важным природным памятником и ещё в 1917 году предлагал создать здесь заповедник. Однако его мысль нашла воплощение лишь через семьдесят с лишним лет. Музей здесь основан в 1988 году, а в 1991 году он получил статус природного историко-археологического заповедника. Площадь музея-заповедника более 11 км².

Осмотр заповедника мы начали здесь, отправившись к православному пещерному Дивногорскому монастырю в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVII век).

Дивногорье расположено в местности, история которой уходит корнями в глубокое прошлое. Уже в каменном веке этот край был освоен людьми. В древности район Среднего Дона был местом международных контактов, зоной передвижения и расселения многих племён.

Монастырь основан около 1640 года монахами, пришедшими на эту землю из Украины вместе с полком черкасов (украинских казаков) под командованием полковника Дзиньковского, спасавшихся от польско-католического притеснения.

Миллионы лет назад на этом месте простиралась водная гладь. Здесь, в морских глубинах сформировался мел, образующий меловые столбы - дивы, благодаря которым Дивногорье и получило своё название (от диво - означающего «то, что вызывает удивление, чудо», согласно Д.Н. Ушакову). Однако, согласно мнению секретаря Воронежского Губернского Статистического Комитета археолога и краеведа Леонида Борисовича Вейнберга (1849-1901), меловые столбы рукотворны и представляют собой остатки стены, некогда окружавшей и защищавшей гору.

Монастырь мы исследовали только снаружи. Возвращаемся к машине для того, чтобы продолжить осмотр заповедника. Идём в горку, радуясь тому, что погода нежаркая.

Умелыми руками монахов, под тихое молитвенное пение созданы подземные обители Дивногорья.
До сих пор жива легенда о греческих иноках Ксенофонте и Иоасафе выходцах из Сицилии. Будто принесли они в Большие Дивы икону «Сицилийская Божия Матерь», вознесшуюся на меловой столб - Диву. В двадцатиметровой монолитной меловой скале греки положили начало пещерной церкви. Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) вырублена в соответствии с канонами наземной церковной архитектуры и наследует архитектурные традиции древних афонских храмов.

Поскольку церковь расположена в меловой толще внутри горы, температура внутри довольно стабильна на протяжении года, а летом даже в большую жару в помещениях прохладно, а зимой, когда в окружающей степи дуют ветры и приходят снежные бураны, относительно тепло (температура воздуха держится на уровне 12-15 градусов C). Жемчужина этого храма - икона Сицилийской Божией Матери в середине XIX века была очень популярна у населения из-за вспыхнувшей в окрестных сёлах эпидемии холеры, которую, по преданию, остановила эта чудотворная икона. Позже, икона была украдена при отправке на реставрацию в Москву. Сейчас в святыне можно увидеть только лишь список (копию) этого стародавнего образа.

Съёмку мне чрезвычайно затруднял молодой человек, забравшийся на меловые столбы, несмотря на вполне рациональный и объяснимый запрет. "Я сижу на вершине храма", - громко рассказывал этот мужчина по мобильному телефону кому-то, восседая на вершине храма и свесив ноги. "Ну и дурак", - сказала я, не снизив высоту и силу голоса.

По этой железной дороге, проезжая мимо гор заповедника, на поезде Тамбов-Харьков (ныне отменённом), я ездила бесчисленное количество раз, когда б ыла женой декабриста наше семейство жило на две страны - Россию и Украину.

Погода менялась очень быстро, буквально "на глазах". Слышны были раскаты грома, мы видели стену дождя вдали, но погода сжалилась над нами, позволив спокойно погулять по заповеднику. Под дождь мы попали позже, уже будучи в машине.

Вывод по поездке: место интересное, больше всего нас впечатлили пейзажи, открывающиеся взору при подъёме на гору. Но если есть желание посмотреть на меловые горы, то гораздо интереснее, на наш взгляд,