Арское кладбище, казань. Арское кладбище казань Арское кладбище - уголок густой зелени, птичьего щебета и почтительной тишины в самом центре Казани

Арское кладбище, казань. Арское кладбище казань Арское кладбище
 - уголок густой зелени, птичьего щебета и почтительной тишины в самом центре Казани
Арское кладбище, казань. Арское кладбище казань Арское кладбище - уголок густой зелени, птичьего щебета и почтительной тишины в самом центре Казани

Арское кладбище - уголок густой зелени, птичьего щебета и почтительной тишины в самом центре Казани .

Арское кладбище - огромный некрополь - часть большой судьбы тысячелетнего мегаполиса. Не случайно еще Генрих Гейне утверждал, что каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним же умирает, а под всякой могильной плитой лежит всемирная история.

Арское кладбище Казани прежде называлось Куртинским - от слова «куртина», обозначающее, по Владимиру Далю, обособленный участок земли, небольшой остров либо кладбище. Оно зародилось и стало расширяться, скорее всего, еще в XVII веке, а на исходе следующего столетия на его границе была выстроена .

Регулярный план Казани составил в 1768 году первый профессиональный зодчий в истории города, губернский архитектор Василий Иванович Кафтырев. Арское кладбище значилось на планах 1780 и 1842 годов, а также рукописной геометрической карте от 1796 года. Появлением собственной церкви оно обязано указам , на которую сильное впечатление произвела : массовая смерть тысяч людей и гибель архиепископа Московского. Амвросий был буквально растерзан толпой из-за того, что повелел убрать из свободного доступа , дабы избежать скоплений людей во время эпидемии.

Императрица запретила «хоронить умерших в городах при церквях», приказав «отводить для этого особые кладбища за городом... с построением при кладбищах особых церквей» .

Первые известные захоронения состоялись на Арском после 12 и 13 июля 1774 года. Тогда были преданы земле тела пугачевцев, убитых во время штурма посада и кремля, защитников и мирных жителей города, погибших в ходе боевых действий, всего около 300 человек.

Известны имена горожан, погребенных здесь еще в XVIII столетии. Это коллежский советник Григорий фон Данстерн (1798), дворянка Екатерина Иванова (1791), купеческая жена Татьяна Каменева (1779). В числе самых ранних захоронений кладбища, сохранившихся ныне, - могила «именитого по службам» купца 2-й гильдии и городского головы Осипа Семеновича Петрова.

Поистине прав был Владимир Высоцкий, говоря, что «на кладбище все спокойненько». «Ни громов треск, ни ветров свист», ни житейские бури не беспокоят тех, кто погребен в этой скорбной земле.

В сегодняшнем Арском некрополе «жизнь проводят» в основном захоронения горожан, живших в течение XIX и XX веков. И по сей день в Казани трудно отыскать семью или фамильную династию, представители которых не были бы погребены здесь.

Еще до российских революций XX века Арское кладбище перестало быть исключительно православным. Здесь хоронили и иудеев, и католиков, и лютеран. Поначалу на кладбище были особо отведенные им зоны, однако после Октября 1917-го, с приходом в страну идеологии воинствующего атеизма, все стало перемешиваться. И сегодня захоронения татар соседствуют с могилами православных и старообрядцев, а на участке территории, известном среди казанцев как «еврейское кладбище», погребено немало русских.

Совсем рядом с порогом церкви Ярославских Чудотворцев начинается область православного некрополя Арского кладбища. За алтарем храма погребены многие выдающиеся деятели церкви как города, так и всего Казанского края. У северного бокового входа можно увидеть могилу ректора Казанской духовной академии, архимандрита Иннокентия, в миру Ивана Матвеевича Новгородова (1823-1868), скончавшегося от туберкулеза, которым он болел еще с молодости. На могиле архимандрита установлен оригинальный памятник, изображающий церковный аналой с лежащим на нем Евангелием.

Здесь же погребен ректор духовной академии, протоиерей Владимирский (1821-1906). Примечательно, что Александр Поликарпович был деканом первого историко-филологического отделения философского факультета Императорского Казанского университета, профессором богословия, логики и психологии, а также настоятелем Крестовоздвиженской церкви этого вуза.

В честь Казанской духовной академии Первая пешеходная аллея Арского погоста ранее называлась «академической», поскольку именно здесь хоронили большинство ее профессоров и преподавателей. В их числе доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев, активно полемизировавший с апологетами дарвинизма и материализма.

Профессор академии, филолог Иван Яковлевич Порфирьев занимался историей российской словесности, участвовал в создании научного описания фондов уникальной библиотеки в Соловецком монастыре. Поблизости погребен историк и богослов Иван Петрович Гвоздев, а если немного прогуляться по арским аллеям, то можно отыскать могилу профессора и Духовной академии, и Казанского университета Виктора Ивановича Несмелова. Этот философ и богослов известен своим фундаментальным двухтомным исследованием в области христианской антропологии «Наука о человеке».


В числе захоронений знаменитых казанцев на Арском кладбище одно из самых известных и посещаемых - семейные могилы Лобачевских: самого (1792-1856), автора неэвклидовой геометрии и ректора Казанского университета, а также его старшего брата Александра, дочери Софьи Казиной и внука Нила, прожившего всего 4 года и 9 месяцев.

Арское кладбище города Казани

Самым ранним документом, упоминающим Арское (куртинское) кладбище, является план Казани , составленный в году Василием Кафтыревым. Уже тогда на кладбище имелась часовня. Широко использоваться оно стало только в середине 1770-х годов, когда после очередной опустошительной эпидемии чумы 1774 года Екатерина II своим монаршим указом запретила производить захоронения на городских приходских кладбищах возле церквей и храмов. Первыми, кого захоронили здесь, были погибшие 12 и 13 июля года при штурме Казанского посада и кремля повстанцы армии Емельяна Пугачева, а также горожане, павшие от рук пугачевцев.

За алтарем погребены:

  • Гавриил Павловский (1845 - 1904), прот.
  • Александр Тавельский (30 марта 1874 - 9 апреля 1949), прот.
  • Иустин (Мальцев) (+ 1950), епископ Казанский и Чистопольский
  • Сергий (Королев) (+ 1952), архиеп. Казанский и Чистопольский
  • Михаил Едокимов (+ 1954), прот.
  • Анатолий Ивановский (3 декабря 1890 - 1 июня 1957), прот., служил в Благо­вещенском соборе, кладбищенской церкви
  • Ивановская Валентина Алексеевна (23 февраля 1894 - 9 марта 1972), жена протоиерея Ивановского A.M.
  • Константин Нечаев (15 сентября 1882 - 16 февраля 1958), прот
  • Лука Пигулевский (30 октября 1887 - 22 января 1962), прот.
  • Серафим (Кошурин) (1883 - 1969), иеросхим., последний из числа братии Седмиозерной пустыни
  • Сергия (Чернецкая) (+ 16 января 1969), монахиня. Духовная дочь архиепископа Сергия (Короле­ва).
  • Тагашевский Иоанн (9 апреля 1883 - 25 сентября 1974), прот.
  • Вениамин Нечаев (1912 - 5 ноября 1979), иерей, священник Никольского храма. Сын прот. Нечаева К.Е.

У Никольского придела кладбищенского храма похоронен известный миссионер, просветитель и ученый, директор Казанской учительской семинарии Ильминский Николай Иванович (1822-1891).

Слева от церкви, у северного бокового входа, находится надгробие в виде аналоя с евангелием - могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородова) (1823 - 1868).

Также на кладбище погребены:

  • Борис Поликарпов (1768 - 28 января 1832), кафедральный прот.
  • Воскресенский Иван Степанович (1809 - 1837), профессор Казанской духовной семинарии
  • Зайцев Савва Степанович (1780 - 1844), купец, старо­ста Петропавловского собора. Участвовал в восстановлении хра­ма в 1824-1825 г. после пожара 1815 г. Дед A.M. Зайцева
  • Григорьев Василий Дмитриевич (1809 - 1841), профессор Казанской духовной семинарии
  • Коринфский Михаил Петрович (+ 1851), архитектор
  • Нечаев Александр Иванович (1776 - 3 января 1851), прот., настоятель Крестовоздвиженской церкви при импе­раторском Казанском университете (1820-1851), профессор уни­верситета.
  • Нечаева Агафия Тимофеевна (1787 - 3 февраля 1852), жена протоиерея А.И. Нечаева.
  • Яков Семенов (1792 - 17 июня 1854), прото­иерей. Его могила утеряна.
  • Лобачевский Николай Иванович (+ 1856), математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения
  • Павел Георгиевский (1782 - 16 февраля 1857), прот.
  • Мардарий Федорович (1823 - 6 марта 1866), юродивый, ходивший зимой босиком. Его могила утеряна.
  • Рудольфов Яков Васильевич (1831 - 3 декабря 1868), профессор Казанской духовной семинарии. Его могила утеряна.
  • Петр Воскресенский (1805 - 3 мая 1873), свя­щенник. Служил в Казанско-Богородицком женском монастыре(1832-1873)
  • Гвоздев Иван Петрович (1819 - 1873), профессор Казанской духовной академии
  • Петонди Фома Иванович (1797 - 13 июля 1874), ар­хитектор. Представитель русского классицизма. В 1834-1844 казанский губернский архитектор. С 1845 работал в Петербурге, с 1855 в Казани. Автор проектов многих зданий в Казани. Его могила утеряна
  • Петонди (Кузьмина) Надежда Михайловна (1819 - 1875), жена Ф.И. Петонди. Её могила утеряна.
  • Шишов Владимир Дмитриевич (+ 23 июня 1875), преподаватель Казанской духовной семинарии. Его могила утеряна.
  • Александр Хрусталёв (1826 - 1875), ключарь Благовещенского собора
  • Петр Покровский (1809 - 29 августа 1879), прот.
  • Саблуков Гордий Семенович (1803 - 29 января 1880), востоковед-арабист. В 1849-1862 в Казанской духовной акаде­мии. Автор одного из первых русских переводов Корана (1878) и «Приложений к переводу Корана» (1879), содержащих анноти­рованные систематические указатели к нему. Труды по истории Поволжья и Золотой Орды, нумизматике, археологии, этногра­фии
  • Знаменский Иван Степанович (1853 - 23 августа 1882), помощник инспектора Казанской Духовной академии
  • Никандр Переверзев (5 апреля 1829 - 15 апреля 1883), прот., настоятель Крестовоздвиженской церкви при 1-й Казанской гимназии, священник Казанско-Богородицкого женского монастыря. Его могила утеряна.
  • Добротворский Иван Михайлович (1832 - 9 сентября 1883), богослов, профессор Казанской духовной акаде­мии и Казанского университета
  • Прибытков Павел Александрович (1810 - 21 сентября 1883), Городской голова (1863-1865), купец I гильдии, благотво­ритель. Около 30 лет был ктитором Боголюбской церкви
  • Милославский Петр Алексеевич (1848 - 1884), доцент Казанской духовной академии
  • Ираклий Лепоринский (1841 - 1888), прот.
  • Тихон Рождественский (+ 1 сентября 1885), протоиерей Вознесенской церкви. В 1878 году служил в кладбищенской церкви. Его могила утеряна
  • Зефиров Михаил Михайлович (1826 - 1889), доктор богословия
  • Снегирёв Вениамин Алексеевич (+ 1889), учёный-философ, профессор Казанской духовной академии. Его могила утеряна.
  • Петр Миловидов (+ 17 марта 1892), прот., ключарь Благовещенского собора.
  • Остовский Александр Ефимович (1842 - 1893), известный архитектор. Перестроил Троицкую церковь в Красной Горке (ныне Юдино), здание епархиального училища (ныне школа № 18) Его могила утеряна.
  • Хохряков Андрей Михайлович (11 октября 1818 - 23 сентября 1893), купец. Пожертвовал вместе с казанским куп­цом Павлом Александровичем Прибытковым 1650 руб. на строи­тельство Петропавловской церкви в селе Гари (ныне Зеленодольс­кий район).
  • Гусев Дмитрий Васильевич (+ 1894), богослов, историк
  • Беляев Николай Яковлевич (+ 1894), богослов, профессор Казанской духовной академии, её выпускник (1868). Его могила утеряна.
  • Порфирьев Иван Яковлевич (1823 - 1899), профессор Казанской духовной академии, филолог, исследователь истории русской словесности
  • Гусев Александр Федорович (1842 - 1904), профессор кафедры богословских наук Казанской духовной академии
  • Александр Владимирский (1821 - 29 апреля 1906), прот., доктор бо­гословия, в 1850-1871 гг. профессор Казанского университета, видный специалист по логике и психологии. 1871-1895 - ректор Казанской Духовной академии, его правление - это эпоха в жиз­ни академии. Умер в Казани на покое.
  • Ге Александр Генрихович (1842 - 1907), дерматовенеро­лог, доктор медицины (1868), профессор (1884). Основатель и руководитель кафедры (1872-1907) и клиники (1899-1907) кож­ных и венерических заболеваний Казанского университета, основатель казанской школы дерматовенерологов
  • Гавриил Спасский (1825 - 31 декабря 1906), прот.
  • Зайцев Александр Михайлович (+ 1910), химик-органик, член-корреспондент Петербургской Академии наук
  • Ивановский Николай Иванович (1840 - 1913), заслуженный ординарный профессор Казанской Духовной академии, доктор богословия, видный церковно-общественный деятель
  • Михаил Меньшиков (1843 - 10 июня 1913), прот. Тихвинской церкви
  • Гусев Александр Федорович (+ 1914), профессор Казанской духовной академии, доктор богословия, историк и православный публицист
  • Терновский Сергей Алексеевич (1848 - 1916), профессор кафедры древне-еврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии, богослов, доктор церковной истории
  • Малов Евфимий Александрович (1835 - 1918), православный миссионер, тюрколог
  • Богословский Михаил Иванович (+ не ранее 1918), богослов
  • Александр Воронцов (+ 13 апреля 1919), настоятель Грузинской церкви, и.д. до­цента КазДА по кафедре пастырского богословия и гомилетики
  • Богородский Яков Алексеевич (1841 - 1920), доктор богословия, историк
  • Лихачев Николай Иванович (+ 1921?), смотритель кладбища
  • Катанов Николай Федорович (1862 - 1922), профессор Казанской духовной академии, тюрколог, этнограф
  • Порфирьев Николай Иванович (1863 - 1930), профессор математики Казанского Университета

В нашей стране старинные кладбища сравнительно недавно стали входить в популярные туристические маршруты. Посетив главный некрополь древнего города, можно узнать не меньше интересных фактов, чем после изучения экспозиции главного краеведческого музея. Если вы впервые приехали в Казань, Арскому кладбищу обязательно нужно уделить внимание в рамках знакомства с городом.

Как появился некрополь в Арском поле?

В XVIII веке в некоторых регионах нашей страны были зафиксированы вспышки эпидемии чумы. Екатерина II в рамках борьбы с «черной смертью» подписала указ, согласно которому новые места для захоронения усопших должны создаваться за чертой населенных пунктов. В Казани для создания нового кладбища было выбрано Арское поле. Известно, что первые захоронения здесь были произведены в июле 1774 года. В то лето Арское кладбище в Казани стало местом упокоения не менее 300 защитников города, вступивших в схватку с армией Е. Пугачева. Постепенно город мертвых разрастался. По соседству с основным некрополем стали организовываться обособленные участки, предназначенные для захоронения представителей различных конфессий. Со временем все кладбища были объединены. На сегодняшний день на территории Арского некрополя организованы православный, два иудейских, два старообрядческих, лютеранский, католический, польский, немецкий и военный участки.

Правдивая история Арского некрополя

В 1796 году на кладбище была построена церковь, освященная во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев. Этот храм является единственным, продолжавшим функционировать при советской власти. За свою историю церковь несколько раз реставрировалась и перестраивалась.

В 1835 году Арское кладбище в Казани было обнесено оградой по периметру. Спустя еще 9 лет на территории некрополя была построена контора, сохранившая свой облик до наших дней. В том же 1844 году к храму была пристроена колокольня.

Что примечательно, до недавнего времени в служебных постройках постоянно жил смотритель кладбища со своей семьей. Подобное соседство никого не смущало, напротив, даже сегодня многие коренные жители Казани рассказывают о том, что побывать в гостях в «домике на кладбище» всегда было интересно и приятно благодаря гостеприимству его хозяев.

Двери церкви открыты для прихожан и сегодня, здесь проходят службы по выходным и праздникам, можно заказать отпевание.

Музей под открытым небом или исторический памятник, нуждающийся в восстановлении?

На Арском кладбище в Казани в различные исторические периоды неизменно хоронили выдающихся людей. До революции это были богатые купцы и меценаты, владельцы фабрик, чиновники, деятели искусства.

В СССР на старинном некрополе стали появляться могилы доблестных военных, орденоносцев, ученых, художников, писателей и композиторов. Так почему же некрополь все еще официально не превращен в музей? До наших дней сохранилось всего лишь около 30% старинных захоронений. Значительная часть надгробий XVIII и XIX века была утрачена. Произошло это по разным причинам. Часть памятников была разгромлена и разграблена вандалами, многие монументы разрушились от старости. Еще при советской власти на Арском некрополе стали создавать новые могилы на месте заброшенных. Нередко вторично использовали не только места на территории, но и крупные камни. В наши дни можно заметить памятники и обелиски времен СССР с едва заметными эпитафиями, написанными в дореволюционном стиле. Только в 2013 году на региональном уровне было рассмотрено предложение благоустроить Арское кладбище в Казани. Архив захоронений за всю историю некрополя также не сохранился, а ведь по самым скромным подсчетам здесь похоронено не менее 300 000 человек.

Самые известные захоронения на Арском некрополе

Именно в Казани, на Арском кладбище, был похоронен сын Иосифа Сталина - Василий Джугашвили. В начале 2000-х по желанию родственников было проведено перезахоронение, прах наследника вождя был перевезен в Москву.

Какое же самое древнее захоронение в этом некрополе? Специалистам, исследовавшим территорию, удалось обнаружить могилу городского губернатора Петрова, похороненного в 1818 году.

Кто еще похоронен в старинном некрополе, название которого Арское кладбище? Казань все еще хранит память о многих выдающихся деятелях прошлого. Многие улицы и прочие городские объекты названы в честь известных граждан. Например, на Арском кладбище похоронен купец Шамов, построивший больницу для бедных, которая работает и сегодня. Его «сосед» Ложкин нашел свой последний приют здесь же: при жизни он был известен как владелец самой крупной богадельни. Этот список можно продолжать бесконечно: Л. Галлер (адмирал), Н. Жиганов (композитор), З. Нури (поэт), В. М. Нужнин (математик) и многие другие выдающиеся люди.

Легенды о главном кладбище Казани

Про любой старинный некрополь народ складывает городские легенды. В большинстве своем это страшные рассказы о видениях призраков и неупокоенных душах. Одна из самых романтичных легенд, связанных с Арским некрополем - история про Верочку на бугре. Говорят, когда-то жила молодая и красивая девушка. Ее родители хотели выдать ее замуж за сына купца, но сама Верочка мечтала о любви. Не видя иного выхода, девушка повесилась в день своей свадьбы, в 1885 году. Похоронили ее здесь же, а стал особым местом для всех жителей города. Много различных историй рассказывают и про храм на Арском кладбище. Казань помнит те времена, когда эта церковь была единственной действующей во всем городе. В тот период в храме находилось множество реликвий, перенесенных сюда из закрытых монастырей и церквей. Сегодня паломники приезжают сюда для того, чтобы прикоснуться к мощам святителя Гурия.

Арское кладбище: адрес и часы работы

Созданное когда-то на окраине города, Арское кладбище сейчас находится в центре Казани. Некрополь является закрытым мемориалом. Здесь проводятся только семейные захоронения по индивидуальному согласованию с администрацией. Для посещений территория открыта ежедневно с 9.00 до 18.00. Точный адрес некрополя: улица Н. Ершова, владение 25. Ближайшая остановка общественного транспорта - «ЦПКиО им. Горького», добраться до нее можно на автобусах № 1, 10, 30, 63, 74, 89. Если вы хотите найти конкретную могилу, справку может дать администрация.

Арское кладбище в Казани на сегодняшний день еще недостаточно изучено и описано. Но ежегодно здесь обнаруживаются и благоустраиваются все новые захоронения. Возможно, совсем скоро некрополь станет полноценным музеем под открытым небом.

Центральный в современной Казани. Впервые упоминается в 1766 г. Первые известные захоронения состоялись здесь 12 и 13 июля 1774 г., когда земле были преданы тела погибших при штурме Казанского посада и Кремля повстанцев армии Е.И. Пугачева, а также горожан, павших при столкновении с его войском. Территория кладбища постепенно росла, появились участки для представителей неправославных конфессий. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

В 1980-е гг. Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок.

На Арском кладбище находится один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Он был построен в 1796 г. как двухпрестольный (придел был освящен во имя Святого Николая Чудотворца).

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: Св. Николая Чудотворца, Св. Льва папы Римского и Св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 г., когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская стала приходской. В 1934 г., несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине.

С 1938 по 1946 гг. кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы.

На Арском кладбище похоронены: Арбузов Александр Ерминингельдович (1877-1968) - химик-органик, основоположник советской научной школы фосфороргаников; Арбузов Борис Александрович (1903-1991) - химик-органик, лауреат Ленинской и Сталинской премий; Галлер Лев Михайлович (1883- 1950) - флотоводец, адмирал, начальник Главного морского штаба (1938-1940), командующий Балтийским флотом (1932-1937). Установлен . Джугашвили Василий Иосифович (1921-1962) - военачальник, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Московского военного округа (1948-1952), сын И.В. Сталина. Первоначально был похоронен на Арском кладбище (ныне там установлен кенотаф), так как жил в Казани в 1953-1962 гг. В 2002 г. останки В.И. Джугашвили были перевезены в Москву, на Троекуровское кладбище, где покоится его супруга. Жиганов Назиб Гаязович (1911-1988) - композитор, народный артист , ректор Казанской консерватории (1945-1988); Лобачевский Николай Иванович (1792-1856) - математик, основоположник неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета (1827-1846) и мн. др.