Вы боитесь летать а стоит ли. В защиту самолетов, или почему не надо бояться летать

Вы боитесь летать а стоит ли. В защиту самолетов, или почему не надо бояться летать
Вы боитесь летать а стоит ли. В защиту самолетов, или почему не надо бояться летать

Первое, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь во время полета - выбрать место, где будет комфортнее всего. Это можно сделать при онлайн-регистрации на рейс, которая открывается обычно за 24 часа до полета.

Тем, кто боится высоты, противопоказано сидеть у иллюминатора. Любоваться облаками, смотреть на крыло самолета и обозревать виды не для вас. Бывалые советуют садиться прямо у прохода, а лучше у аварийного выхода, так как там больше пространства, а суета - очередь в туалет, стюардессы, разносящие еду и другие пассажиры, которые читают книжку или смотрят фильм, отвлекают от дурных мыслей.

«Если сидишь в центре между двумя другими пассажирами, то видишь только свое кресло и верхушки других кресел и голов, а у окна вообще страшно, так как чувствуешь себя зажатой», - объясняет пассажирка Мария. По ее словам, место в проходе позволяет видеть коридор, бортпроводников, которые ходят по салону, и самое главное - спокойствие на лицах других пассажиров.

Если вас укачивает в самолете, не стоит садиться в хвостовой части, так как во время турбулентности там трясет больше всего. Воздушные ямы и турбулентность легче всего переносятся в середине салона.

Заснуть на весь полет

Чтобы справиться со страхом перед полетом, некоторые пассажиры предпочитают уснуть на время перелета или летят ночным рейсом. «Я стараюсь перед полетом работать целый день до победного, чтобы сильно устать и проспать весь полет», - делится авиапассажирка Людмила.

Кто-то «налегает» на алкоголь, чтобы притупить страх, другие - пользуются легкими снотворными. Психолог Алена Август считает, что алкоголь - не лучший способ, чтобы справиться со страхом, так как дозу для полного «отключения» каждый раз придется увеличивать, а комфорта в полете это не прибавит ни вам, ни вашему соседу по креслу. Кроме того, если вы выпьете лишнего перед полетом, то вас могут не пустить на борт.

Успокоить себя статистикой

Индивидуальный способ борьбы со страхом во время полета зависит от типа личности, отмечает психолог. По словам Алены Август, рационалам, которым ближе точные науки и формулы, стоит успокаивать себя цифрами статистики.

«Особенно актуально в свете недавних событий обратить внимание на то, что за последние 10 лет наши российские авиакомпании перевезли 200 миллионов пассажиров, а, следовательно, большинство полетов проходит безопасно», - отмечает психолог.

Если обратиться к статистике автомобильных аварий, которые только в Москве случаются несколько раз за сутки, то становится ясно, что шанс погибнуть в авиакатастрофе ничтожно мал, и даже дорога в аэропорт на такси намного опаснее, чем перелет.

По словам психолога, многим рационалам помогает четкий анализ временных затрат. Чтобы уравновесить свое состояние, может помочь даже рисование маршрута на листе бумаги, добавляет психолог.

Думать о хорошем

Эмоциональным и впечатлительным цифры статистики не помогут - им нужно использовать силу своего воображения и думать нужно только о хорошем, советует Алена Август.

«У каждого из нас есть приятные воспоминания детства, либо воображаемое идеальное место покоя - там, где нам хорошо. Это может быть родной дом, желанное место отдыха или что-то еще. Постарайтесь представить себя в этом месте, причем ощутить это надо каждой клеточкой своего тела, чтобы расслабиться и прочувствовать», - рекомендует психолог.

Во-первых, вы получите позитивную эмоциональную подпитку, во-вторых, успокоитесь и станете воспринимать все относительно полета через призму этого позитива, словно со стороны. Также многим помогает представить себя маленьким ребенком, которому все интересно - словно в первый раз летите на самолете, почувствуйте, что открываете мир заново, советует психолог.

Не читать новости перед полетом

Если вам предстоит полет, не стоит также следить за новостями в СМИ и сообщениями в социальных сетях, которое касается «самолетной» темы: где-то заменили самолет из-за технической неисправности, задержали рейс или произошла экстренная посадка. Такое случается каждый день, это штатная ситуация, и это совсем не означает, что с вами произойдет что-то подобное Если перед полетом начитаться новостей и посмотреть фильмы об авиакатастрофах, то расслабиться вряд ли получиться, и каждое неровное движение авиасудна будет трактоваться как недобрый знак.

Сделать что-то непривычное для себя

По словам психолога, «сбить» накал эмоций также поможет разбалансировка привычных схем реагирования. Например, можно взять лист бумаги и начать рисовать на нем все, что угодно, или написать текст детского стишка левой рукой, если вы правша, и наоборот, рекомендует психолог. Главная задача - «обмануть» свой мозг и эмоции, объясняет Алена.

Кроме того, это может быть приятная беседа с соседом по креслу о предстоящем отпуске или какой-то стране, которая вас впечатлила.

В мире, очень много людей, мечтающих путешествовать по свету, посетить дальние континенты и затерянные в океане острова, но их мечты так и остаются мечтами – из-за страха летать на самолете. Они бы и рады побороть этот страх, но не знают, как это сделать, с чего начать. А тут еще то в газетах, то в телевизоре нет-нет, да появляется информация об авиакатастрофах с многочисленными жертвами, об аварийных посадках самолетов. И как же тут перестать бояться полетов? Как посещать дальние страны и увидеть безграничный мир? Отвечаем: практически любой человек может самостоятельно избавиться от аэрофобии. И поможет ему знания о физических законах, о самолетах и умение расслабляться в нужный момент.

Страх – это нормально, с помощью него, человек становится более острожным, и, более того, благодаря ему, люди смогли дожить до сегодняшнего дня. Не боится, только человек без мозгов. Но чрезмерный страх, переходящий в панические атаки – это уже диагноз, требующий лечения у специального врача. Так что, вы должны видеть эту тонкую грань.

Самый главный факт, говорящий в пользу выбора самолета, как средства передвижения – статистика, упрямо говорящая, что вероятность смерти в авиакатастрофе равняется: один к одиннадцати миллионам. То есть, в сравнении с вероятностью попасть в аварию на другом наземном или водном виде транспорта она минимальна. Намного больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт, чем на борту самолета. Пусть одно это утверждение зарядит вас оптимизмом.

Многие страхи людей возникают из-за незнания причин того, что иногда происходит во время полета: это может быть закладывание ушей, внезапно тревожно загорающееся табло с просьбой пристегнуть ремни, без объяснения причин или изменении конфигурации крыла. Если вы поймете, с чем связаны эти моменты, ваша боязнь исчезнет. Человек, мало знающий о тонкостях авиаперелетов и о самолетах, в принципе, оказавшись в непривычной для себя ситуации, без какой-либо информации, инстинктивно думает, что случилось самое худшее, что может произойти. Поэтому, вот вам объяснение некоторых вышеозвученных источниках ваших страхов. Для того, чтобы самолет мог оторваться от земли, ему необходимо набрать определенную скорость. При его резком страте, кажется, что нас вдавливает в кресло и, даже, создается впечатление, что самолет идет на взлет со слишком большим наклоном, а тут еще уши закладывает. Все эти ощущения вызывает непривычное положение нашего тела в пространстве, вкупе с ускорением. Уши закладывает при взлете и посадке, вследствие перепадов давления. Что касается движения частей крыла в процессе полета: успокойтесь – они не отрываются из-за старости, это необходимость, согласно, закона аэродинамики. Так и должно быть. Все современные самолеты имеют крылья с несколькими элементами: если основная часть крыла неподвижна, то на задней кромке имеются небольшие дополнительные закрылки. Если в процессе полета они являются продолжением профиля крыла, то при взлете, посадке или при проведении маневров, они отклоняются вниз, увеличивая подъемную силу крыла.

Очень неприятный момент в полете, не обязательный, но часто случающийся - турбулентность, возникающая в моменты пересечения самолетом границы областей низкого и высокого давления. Ощущения таковы, будто проваливаешься в яму. Оно схоже с ездой на машине по разбитой дороге, если не представлять, что под тобой десять тысяч метров пустоты. Пилоты, за годы своей работы, привыкшие к этому явлению, называют его «болтанка». Турбулентность не несет угрозы ни для пассажиров и членов экипажа, ни для самолета: эти хаотические воздушные вихри, вызывающие тряску и покачивания, встречающиеся на пути многих рейсов, всего лишь «игры» воздушных потоков. Если маленькие вихри порой совсем остаются незамеченными, то крупные довольно ощутимо заявляют о себе. Порой они бывают не только в пасмурную погоду, но и при ясном небе на большой высоте, а также над океаном или морем. Не переживайте по этому поводу, вас самолет спроектирован с учетом такого явления и успешно выдержит любые воздушные толчки и провалы: он не развалится в воздухе, ничего от него не отпадет, так как он рассчитан на огромные нагрузки и обладает большим запасом прочности. Но, вот частенько, пассажиры получают травмы вследствие турбулентности: многие не пристегиваются, несмотря на предупреждение, ходят в туалет, когда не стоит этого делать и все должны сидеть на местах, оставляют открытыми багажные отсеки сверху и на них что-то падает. Вот почему вам настоятельно рекомендуют пристегнуться и оставаться на местах, а не потому, что стюардесса злая ведьма, которая вас невзлюбила. И все же, чтобы меньше ощущать турбулентность, выбирайте места в первой половине или на крыльях в середине салона, потому, что сильнее всего трясет в хвосте.

Многие боятся, что если вдруг с пилотом станет плохо и он отпустит штурвал, самолет рухнет вниз с десятикилометровой высоты. Это невозможно просто физически. Дело в том, что во время полета, под крыльями самолета создается очень сильное давление, поэтому воздух его держит не хуже, чем земля машину. Даже если самолет встанет на хвост и повернется вокруг своей оси, он будет просто покачиваться в воздухе, словно плот на волнах. Да и пилота в самолете два. А еще, все системы лайнера неоднократно дублируются. В каждом самолете имеется минимум два двигателя, которые не могут отказать одновременно, если каждый из них не проработал по два миллиона летных часов, что равняется почти двухсот тридцати годам без посадки. Если даже у лайнера отказывает один двигатель, то при обычных метеоусловиях и перегрузок, он продолжает свой полет без снижения и совершенно безопасно садится. Самый распространенный в российских авиакомпаниях самолет – «Boeing-737», может в аварийном режиме спокойно пролететь два часа. Подобные требования уже заложены в мировые стандарты создания пассажирских лайнеров, и они им полностью соответствуют. Кроме того, во всех аэропортах самолеты перед вылетом проходят технический осмотр, целой бригадой профессионалов. При возникновении катастроф происходит стечение чреды неблагоприятных обстоятельств. После этого, все тщательно изучается и устраняется, чтобы не допустить повтора. Ремонт и проверка самолетов осуществляется, согласно, утвержденного плана, в котором заложено, что на каждый час воздушного судна в воздухе, приходится одиннадцать часов технического обслуживания. То есть, если ваш самолет летит до места назначения четыре часа, значит, что он прошел сорок четыре часа техобслуживания.

Многие люди боятся летать на самолете, из-за того, что понимают – он не контролируют данный процесс и не от них зависит принятие решений. И эта невозможность контроля ситуации, вызывает у них стресс. Таким людям нужно научиться контролировать себя и успокаиваться, с помощью йоги и медитации, а также переключения на позитивный лад. Порой это бывает непросто, но с помощью специальных занятий, помогающих преодолеть боязнь летать на самолете, это сделать проще. У нас в России пока есть единственная клиника, занимающаяся лечением аэрофобии, она находится в Москве и ее название - «Летаем без страха». Курс лечения там - два дня, цена - несколько тысяч рублей. Для людей, которые не имеют возможности приехать лично, существуют онлайн-курсы, оплачиваемые через Интернет. То есть, если вы не будете там присутствовать лично, то вам предложат для просмотра определенную выборку видео, а также чтение специальной литературы и общение с психологом. В рамках личного присутствия на занятиях предусмотрено посещение аэропорта, возможность посещения симулятора полета, имитация различных ситуаций, которые могут произойти в воздухе, и в завершение, анализ полета с преподавателем. Эти курсы посещают пилоты, бортпроводники. Если в вашем городе имеется подобный симулятор полетов тоже можете записаться на тренинг, там, с терпеливыми инструктором, вы сможете понять, что летать не страшно и даже полюбить этот процесс.

Если у вас запланирован рейс, то чтобы сохранить душевное спокойствие, не смотрите накануне фильмов-катастроф, не интересуйтесь в интернете подробностями авиакатастроф, так вы только усилите свой страх. Если боитесь летать, то ищите прямые рейсы, чтобы находиться в воздухе, как можно меньше времени. Попросите себе место на крыле, в самой устойчивой части лайнера, там трясет меньше всего. Если страдаете клаустрофобией, то попросите место у прохода или около аварийного выхода. Если переживаете, что самолет попадет в турбулентность, присмотритесь к большим самолетам, в них трясет намного меньше. Априори: чем воздушное судно крупнее, тем более плавный на нем перелет. Чтобы быть спокойнее, летайте в дневное время суток. Возможно, вас успокоит то, что вокруг голубое небо, а не кромешная тьма и неизвестность. Старайтесь перебороть свой страх: это можно сделать, будучи фаталистом – если уж суждено, так смерть везде найдет или оптимистом – со мной все будет хорошо. Начните летать как можно более часто: если полет станет для вас регулярным и обыденным явлением, это войдет в привычку и страх исчезнет. Если будет выбор: поехать по земле или полететь на самолете, смело выбирайте самолет, потому что лететь безопаснее, чем ехать в машине!

И, конечно, стоит смириться с тем фактом, что риск – является частью нашей жизни. Никто не знает, что приготовила ему судьба. Сидя в самолете, займите себя чем-то увлекательным, что не даст вашим мыслям нагнетать тревожность и беспокойство: смотрите захватывающий фильм, читайте о тех местах, куда вы летите, прокладывайте маршрут своего путешествия, а если прислушиваетесь к звукам полета и самолета, то наденьте наушники с зажигательной музыкой и расслабьтесь. Можно попросить врача порекомендовать какие-нибудь успокоительные препараты на травах. А вот расслабляться с помощью алкоголя – не рекомендуем. Дело в том, что принятый алкоголь уже на высоте более трех тысяч метров, даже в количестве ста граммов, способен уменьшить частоту дыхания и усилить кислородное голодание. Если у человека слабое сердце, а он может даже об этом и не знать, может случиться очень плохое. Привычная стопочка, для земных условий, кардинально меняет поведение человека на борту на высоте, так как благодаря низкому давлению и низкому уровню кислорода, эйфория наступает быстрее, и поведение человека выходит из под контроля. Вот почему у нас в последнее время так много говорят о безобразных выходках авиадебоширов. Поэтому лучше расслабьтесь, купив в дьюти-фри что-то вкусное, что-то, что можно долго жевать: чипсы, сухарики, леденцы. Познакомьтесь с соседями, обсудите что-то жизненное, и время полета пройдет незаметно.

Желаем вам перебороть себя и победить свой страх перед полетами в самолетах. Надеемся, что смогли вас убедить, что это не страшно, а, наоборот, позволяет открыть перед собой новые горизонты и посетить разные далекие уголки земного шара.

Это серьёзная проблема. Страх перед перелётами часто мешает нам открывать для себя новые города и страны и просто отдыхать. Что с этим делать - разбираемся вместе с профессиональным пилотом и авиационным психологом, руководителем центра «Летаем без страха» Алексеем Гервашем.

Скажем сразу, ничего постыдного или ненормального в страхе перед полётами нет. Около 30% людей боятся летать, более 5% из-за этого полностью отказываются от полётов. Легенда бокса Мохаммед Али чуть не разрушил свою карьеру, отказавшись лететь на Олимпийские игры. Два часа тренеры уговаривали Али взять билет на самолёт. И боксёр согласился, но только при условии, что полетит он, надев на себя парашют. Так уж устроен наш мозг. Нейрофизиологи утверждают, что мы умеем бояться с самого рождения. За страх отвечают амигдалы - области мозга, которые, если говорить упрощённо, определяют, какие ситуации для нас не являются обычными и как на них реагировать. Полёт на высоте 10 тысяч метров, конечно, не самая обычная ситуация для всего нашего организма, отсюда и соответствующая реакция. Что же с этим делать?

«Самолёт - самый безопасный вид транспорта». Эту фразу мы слышим так часто, что она уже перестала иметь вообще какой-либо смысл. Особенно для аэрофоба. Но за ней стоят цифры, которые, возможно, вас удивят. А может быть, даже уменьшат ваши страхи. В среднем в день по всему миру производится около 140 тысяч пассажирских рейсов. Это около 48 миллионов рейсов в год. Годовой пассажиропоток составляет около пяти миллиардов человек. Чтобы посмотреть, сколько самолётов находится в небе в данный момент, достаточно открыть один из специальных сервисов в Интернете (их несколько, например ) и узнать не только число рейсов (их действительно очень много), но и направления, скорость самолётов, высоту, на которой они летят.

К сожалению, авиакатастрофы случаются. И статистика по погибшим в таких катастрофах - в среднем 500 человек в год. Много, конечно. Но с учётом годового потока в пять миллиардов выходит один человек на 15 миллионов. Для сравнения, только в России в 2015 году в результате автомобильных аварий погибло 23 тысячи человек. А только в США каждый год в среднем 450 человек умирает при падении с кровати.

Узнайте больше об авиации

Если верить статистике, получается, что шанс погибнуть по дороге в аэропорт гораздо выше, чем в самолёте. Но даже зная это, мы всё равно боимся. Боимся уже хотя бы потому, что не понимаем, как «эта огромная штуковина» может держаться в воздухе. Вместо того чтобы перед полётом в очередной раз просматривать сводки происшествий, лучше почитайте о том, как «всё устроено». И тогда вы узнаете, что турбулентность ни разу не становилась причиной авиакатастрофы , что самолёт может «болтать» не только в облачную погоду и что трясущиеся при турбулентности и посадке крылья - это нормально и даже хорошо , потому что именно гибкость крыла обеспечивает машине максимальную прочность и возможность переносить сильнейшие нагрузки.

Алексей Герваш

Узнать как можно больше об объекте своего страха - это хорошая рекомендация. Но могу сказать, что очень часто в подобных ситуациях здравый смысл, к сожалению, перестаёт работать. И вы боитесь, даже несмотря на то, что вроде бы понимаете, что всё в порядке. Страх перед полётами иррационален, и логики в боязни летать немногим больше, чем в боязни темноты или клоунов. Дело в том, что основные причины аэрофобии вообще не связаны с авиацией. Главные причины - это глобальный дефицит доверия к жизни, повышенная тревожность, перфекционизм. Поэтому и работать с аэрофобией нужно серьёзно, с помощью специалистов. Аэрофобия давно уже изучена и хорошо поддаётся терапии. Вот только люди с тревожностью и дефицитом доверия не всегда соглашаются на эту терапию. Многие считают, что обойдутся успокоительными. Кто-то не верит, что терапия сможет помочь. Некоторые люди вообще рассуждают так: «Я боюсь летать, потому что летать опасно. Обращусь к специалисту, он мне поможет думать, что летать безопасно. Я ему поверю, полечу и что-то со мной случится. Потому что летать опасно». Типичная логика аэрофоба. Некоторые считают, что это никакая не фобия, а здравый смысл. И иногда только со временем человек начинает осознавать, что проблема в нём самом.

Перестаньте думать, что вы контролируете всё

«В самолёте от меня ничего не зависит. Не то что на земле. Если непредвиденная ситуация возникнет, когда я еду в машине, я всегда смогу остановиться» (выйти, увернуться, затормозить - нужное подчеркнуть). Так чаще всего говорят аэрофобы, противопоставляя ситуацию в воздухе ситуациям «внизу». Нам кажется, что здесь мы всё контролируем, и поэтому ничего плохого с нами не случится. Мы привыкли думать, что если мы будем вести себя правильно (не разговаривать с незнакомцами, переходить улицу на зелёный свет, не возвращаться домой поздно), то окажемся в полной безопасности. К сожалению, это иллюзия, и человек, как бы правильно он себя ни вёл, ни от чего не застрахован. Мы говорим об этом не для того, чтобы напугать вас и заставить не выходить из дома, а для того, чтобы вы понимали - полного контроля нет не только в полёте, но и на земле. Нужно это обдумать, принять и научиться с этим жить.

Попытайтесь понять свой организм

Помните о том, что полёт для вашего организма - это ненормальная ситуация. Не предполагала природа, что мы будем летать на высоте 10 тысяч метров. Отсюда и многочисленные ошибки вестибулярного аппарата, которые могут вас здорово напугать. Например, иногда нам кажется, что самолёт очень сильно кренится в сторону при повороте. Мы начинаем беспокоиться, что что-то не так, и мысленно готовиться к худшему. На самом же деле это наш собственный вестибулярный аппарат обманывает нас же, и крен не такой уж сильный, как нам кажется.

Или сильное сердцебиение и дрожь в ногах. Вам может показаться, что с вами что-то не так, может накрыть паника. Здесь тоже лучше отдавать себе отчёт в том, что дрожь в коленях и сердцебиение - это реакция организма на выброс адреналина. Организм реагирует на угрозу (причём неважно, реальная это угроза или придуманная вами) и считает, что с угрозой нужно драться или убегать от неё, поэтому дыхание учащается. Чтобы облегчить это состояние или, по крайней мере, не ухудшить его, нужно закрыть глаза, откинуться на спинку кресла и сделать простое дыхательное упражнение. Вдох на четыре счёта, задержка дыхания на четыре счёта и выдох - тоже на четыре счёта. Справиться с аэрофобией это не поможет. Но поможет снять приступ паники здесь и сейчас.

Не совершайте этих ошибок

Не делайте тех вещей, которые, кажется, могут помочь, но на самом деле только усиливают вашу аэрофобию.

  • не пытайтесь спастись от страха с помощью алкоголя или снотворного;
  • не просиживайте часы в Интернете в поисках информации о катастрофах;
  • не придумывайте себе приметы.

Алексей Герваш

пилот, авиационный психолог, руководитель центра «Летаем без страха»

На первых этапах человек, в принципе, может справиться с аэрофобией самостоятельно. Книги почитать, узнать, как летают самолёты. Научиться правильно дышать и не концентрироваться на негативных мыслях. Но очень часто люди совершают все мыслимые и немыслимые ошибки и только ухудшают ситуацию. Чем, например, плох алкоголь. Выпивая (или принимая какие-то снотворные препараты), вы как будто устраняете себя из той среды, в которой находитесь. К следующему разу в вашем мозгу уже формируется определённая картина: раз вам нужны были методы, чтобы устраниться из этого места, значит, это место плохое. И аэрофобия усиливается. Ещё одна ошибка - постоянно искать информацию о катастрофах, расследованиях этих катастроф и примерять всё это на себя. Наш мозг устроен так, что он будет фильтровать информацию, и вы будете концентрироваться только на негативе. А дальше аэрофобы постепенно обрастают приметами – например, ездят в аэропорт только на определённой машине (мол, ездили раньше на ней, и это принесло удачу - не разбились). Всё это в конечном счёте только усугубляет ситуацию.

  • скачайте специальные приложения для аэрофобов.
  • Если вы уже в самолёте и начинаете паниковать

    • не давайте своему телу напрягаться, закройте глаза и сознательно расслабьте мышцы (как при медитации);
    • нормализуйте дыхание с помощью простых дыхательных упражнений;
    • сконцентрируйтесь на своих внутренних ощущениях и попробуйте прекратить попытки узнать о ситуации в салоне по лицам стюардесс, а также позвольте себе не следить за звуками, которые издаёт самолёт;
    • мысленно представьте шкалу своей тревожности. Она может быть похожа на термометр или цифры на табло с градацией от одного до десяти. Представляйте, как снижается уровень вашей тревожности на шкале;
    • как только с первые признаки паники удалось ослабить, переключитесь на что-то, что будет занимать ваше внимание - книга, работа, фильм, разговор с соседом или даже просто завтрак.

    Легкий физический дискомфорт и чувство тревоги при полетах на самолете время от времени испытывают практически все люди. Но если страх становится настолько сильным, что человек старается избегать полетов, испытывает неконтролируемые приступы паники и постоянно боится аварии, речь идет об аэрофобии – боязни высоты.

    По данным национального общества транспортной и авиационной медицины, около 15 % взрослых людей страдают боязнью летать. Среди них есть и известные личности и те, кому по работе приходится часто летать. Прежде чем ознакомиться с советами, как не бояться летать на самолете, предлагаем вам прочитать реальную историю человека, который испытывал панический страх полетов.

    Как я преодолел страх перед полетами

    «Я начал летать на самолетах уже в совершеннолетнем возрасте. Мне приходилось летать по работе по СССР, а затем и по зарубежным странам. Все перелеты были недолгими: не больше трех часов. Я летал часто, время в полетах всегда проходило незаметно. Мне было совсем не страшно: я курил на борту (тогда это разрешалось), прогуливался по салону, общался с другими пассажирами. Ремнями безопасности во время полета я не пользовался, а турбулентность у меня не вызывала никакой тревоги.

    Прошли годы, и курить в самолетах запретили сначала в западных авиакомпаниях, а потом и в отечественных. Тогда в самолетах еще не было возможности смотреть фильмы и выбирать музыку для прослушивания в наушниках. Поэтому у меня появилось в полете свободное время, и я не знал чем его занять. Я начал думать о том, что не могу повлиять на управление самолетом, о высоте, об авариях. Мне хотелось постоянно прислушиваться ко всем звукам, отслеживать вибрации и вообще следить за тем, как движется самолет. Вот тогда и появились первые страхи. Я осознал, что боюсь летать на самолете, но что делать с этим не знал.



    Через какое-то время страх стал увеличиваться и возникать задолго до полета. Хуже всего было при взлете: я буквально вжимался в кресло, чувствовал, как у меня учащается пульс и потеют ладони, а пальцы сжимают подлокотники. Во время полета я судорожно прислушивался и паниковал при турбулентности и любых «странных» звуках. Мне было обидно, что другие пассажиры спят, а я зачем-то пытаюсь контролировать самолет. Как только самолет начинал снижаться, мой страх резко пропадал.



    Чтобы справиться со страхом, я начал употреблять перед полетами алкоголь. Но это был не вариант, потому что летал я часто, а алкоголь плохо отражался на моем самочувствии. Тогда я стал работать над своей фобией, разбирать причины страха. Оказалось, что главная проблема – незанятое время во время полета и скука от нахождения в замкнутом пространстве. Я понимал, что не могу свободно говорить с людьми или выйти на остановке, чтобы размяться. Ночью вызывала тревогу темнота за иллюминатором.

    Мне хотелось справиться со страхом, поэтому я много читал на тему того, как перестать бояться летать на самолете, один раз сходил к психологу. Со временем я научился управлять своими эмоциями, переключать внимание и занимать себя во время полета. Я считаю, что с этой фобией можно справиться: главное, начать как можно раньше и не запускать проблему».

    1. Откажитесь от алкоголя



    Не употребляйте алкоголь перед полетом. Это не успокоит вас, а приведет к обратному эффекту. Когда вы находитесь в самолете на большой высоте, в условиях сниженного давления, алкоголь очень быстро проникает в кровь и вызывает сильнейшее опьянение. Вместо расслабления вы будете ощущать беспокойство, раздражение, слабость и подавленность. К тому же злоупотребление алкоголем в полетах может привести к тромбозу нижних конечностей, а многие авиакомпании придерживаются «сухого закона».

    Отдайте предпочтение успокаивающим травяным чаям или специальным успокоительным средствам. В аптеке вам посоветуют лекарства, подходящие для употребления в самолете.

    2. Изучайте статистику, а не новости о катастрофах

    Не выискивайте в интернете информацию об авиакатастрофах, не просматривайте страшные фотографии и постарайтесь настроиться позитивно. Убедиться в том, что самолет – самый безопасный транспорт, вам поможет статистика. Только представьте, что каждую секунду в воздухе находится до десяти тысяч самолетов.

    Ежедневно по всем странам мира совершается больше 50 000 рейсов. За один год на самолетах пролетает больше 5 млрд пассажиров, а в катастрофах за это время погибает в среднем 300 человек. Это значит, что вероятность гибели при полете – 1 из 12 000 000. При этом только в одной Москве в авариях на дорогах погибает около 30 000 человек в год. Получается, что путешествовать на автотранспорте намного опаснее.

    3. Разберитесь в том, что такое турбулентность



    Психологические исследования показывают, что большинство людей, страдающих от аэрофобии, руководствуются предрассудками. Если вы не знаете, почему возникает турбулентность, и считаете, что самолет может неожиданно взять и упасть, это только провоцирует беспочвенные страхи. Чтобы не бояться летать на самолете, нужно знать, от чего в полете трясет.

    Турбулентность – это обычное явление в атмосфере, где изменяется влажность и давление. Когда плотность воздуха неоднородная, самолет при движении по нему вибрирует. Это не опасно, так как он рассчитан на гораздо более высокие нагрузки. Ни один самолет за последние десятки лет не потерпел крушение и не пострадал из-за турбулентности. Поверьте, пилоты готовы к таким зонам, поэтому они говорят об этом пассажирам заранее.

    4. Выбирайте подходящее место

    Аэрофобия может сочетаться с другими фобиями. Разберитесь, чего именно вы боитесь, чтобы выбрать подходящее место. Если вы испытываете страх высоты, не садитесь возле иллюминатора. Если вас пугает замкнутое пространство, выберите место у прохода. Если приступы паники возникают при тряске, садитесь в передней части самолета. Тем, кому позволяют средства, можно посоветовать покупать билеты в первый или бизнес-класс. Там вы сможете удобно прилечь, и расслабиться будет легче.


    5. Создайте себе условия для комфортного отдыха

    Создайте себе чувство домашнего уюта. В салоне наденьте удобную одежду, тапочки, попросите у стюардессы одеяло и подушку. Попейте теплого чая, съешьте шоколадку или любое другое лакомство, которое вам нравится. Примите максимально удобную позу и включите в наушниках спокойную музыку: например, звуки природы. Почитайте книгу или представьте страну, в которую вы летите. В идеале все это должно помочь вам если не заснуть, то хотя бы расслабиться и успокоиться.

    6. Попытайтесь заснуть



    Не пейте в самолете кофе, чтобы не провоцировать тревожность. Лучше используйте успокоительные средства для сна в самолетах (их можно купить заранее в аптеках). Если вы последуете предыдущему совету, вам будет легче заснуть. Если сон не приходит, слушайте музыку со спокойным ритмом и глубоко дышите с паузами. Сосредоточьтесь на том, как вы вдыхаете и выдыхаете воздух. Попробуйте представить, как воздух наполняет ваши легкие, а затем выходит из организма. Подобное дыхание используют во время занятий йогой.

    7. Возьмите в полет жевательную резинку или конфеты

    При взлете или посадке жуйте жевательную резинку или рассасывайте леденец. Это поможет от закладывания ушей и укачивания. Если вы страдаете от тошноты в самолете, примите заранее специальные таблетки против укачивания.

    8. Дышите глубоко при приступах страха



    Как только вы чувствуете приступ страха, начинайте дышать глубоко и медленно. Вдыхайте через нос и как можно спокойнее выдыхайте через рот. Сосредоточьтесь на дыхании, представляйте, как с воздухом вы выпускаете из организма все страхи и тревоги. В лучшем случае это упражнение поможет вам заснуть.

    9. Настраивайтесь на позитив

    Когда вы находитесь в полете, не фантазируйте на тему катастрофы. Думайте о том, в какую страну вы летите. Представляйте, что вы будете делать после прибытия: куда пойдете, где будете жить, как будете отдыхать и с кем встречаться.

    10. Подготовьте отвлекающие занятия



    Заранее придумайте и подготовьте занятия, которые помогут вам отвлечься во время полета. Посмотрите фильм, поговорите с попутчиком, почитайте интересную книгу, разгадайте кроссворд или головоломку. Если любите рисовать – возьмите с собой блокнот и карандаши (мелки). Подойдут любые занятия, которые вас увлекают. Многих людей хорошо отвлекают игры: например, «Города», «Контакт» и др.

    11. Обратитесь к психологу

    Если советы, как не бояться летать на самолете, вам не помогают, это значит, что у вас сильная форма аэрофобии. В этом случае обратитесь за помощью к психологу. Специалист поможет найти причину страха и справиться с ней.

    Надеемся, что наши советы вам помогут, и время в полете вы будете проводить с удовольствием!

    Похожие записи:

    Оперативность перемещения из одного пункта в другой – главная причина, по которой многие выбирают перелеты. При этом львиная часть пассажиров чувствуют себя неловко на борту, а 15% людей и вовсе панически боятся летать на самолете. Что делать в такой ситуации, как решить проблему?

    Если ваша профессия связана с частыми перелетами, но каждый рейс для вас проходит как на иголках, пора найти способ перестать бояться. Мы расскажем вам, как побороть страх летать на самолете.

    Аэрофобия: симптомы и причины

    Вы еще не знаете, как называется боязнь летать на самолете? Аэрофобия – это страх полетов на различных летательных аппаратах вне зависимости от их конструкции. Это может быть отдельное психологическое отклонение, либо следствие клаустрофобии (страха закрытых помещений) или акрофобии (страха высоты).

    Главный симптом аэрофобии – это нервное напряжение, которое появляется за несколько дней или часов до рейса. В тяжелых случаях симптомом аэрофобии является полный отказ человека от полетов. На борту у таких пассажиров наблюдается учащенный пульс, сбивчивое дыхание, повышенная потливость, напряжение в мышцах, мысли о возможной авиакатастрофе и другие ненормальные реакции.

    Если вы ищете способ, как избавиться от аэрофобии, стоит начать с выяснения причин этого страха. Среди наиболее распространенных причин, по которым вы боитесь летать на самолете:

    • Стрессовые ситуации, пережитые на борту. Они могут быть совершенно не связаны с полетом, но пережитые негативные эмоции впоследствии ассоциируются подсознанием именно с полетами.
    • Ассоциированный опыт – это появление нервного напряжения из-за панического состояния соседних пассажиров.
    • Накопление страхов в течение долгого времени перед полетом может вызвать сильный приступ аэрофобии перед взлетом даже у человека, который ранее не боялся летать.

    Как перестать бояться летать на самолете

    Есть несколько способов, помогающих расслабиться тем, кто боится летать на самолете:

    1. Прослушивание мелодичной инструментальной музыки или захватывающей остросюжетной аудиокниги в наушниках поможет отвлечься.
    2. Таким же эффектом обладает решение в уме сложных математических задач (умножение двузначных чисел, например), кроссвордов или заданий из детских сборников на логику.
    3. От физических проявлений ( , тряски) помогают мятные леденцы.

    Психологические методы борьбы со страхом полетов

    Поскольку аэрофобия – это продукт мозговой деятельности человека, изначально необходимо воздействовать именно на образ мыслей, связанный с полетами. Лечение аэрофобии может производиться за счет следующих методов:

    • Занятия по когнитивно-поведенческой терапии – это групповые терапевтические сеансы, в ходе которых люди со схожими негативными эмоциями от полетов делятся своими переживаниями, обсуждают их детально. На такие занятия могут приглашать сотрудников авиакомпаний. Советы пилота, как не бояться летать на самолете, воспринимаются слушателями более глубоко, нежели рекомендации специалиста, не работающего в области авиаперевозок.
    • Гипнотерапия – действенный способ воздействия на подсознание, позволяющий изменить ситуацию путем погружения человека в гипнотический транс и внушения адекватного отношения к полетам.
    • Изучение устройства самолета поможет людям с логическим складом ума осознать, что авиалайнер – это высокотехнологичная машина с отличным уровнем безопасности.
    • Консультации психиатра помогают преодолеть проявления аэрофобии, научиться контролировать свои негативные эмоции и расслабляться на борту.

    Медикаменты против боязни самолетов

    Если вы считаете, что психологические методы воздействия вам не помогут, либо уже поняли это на своем опыте, то стоит обратить внимание на медикаментозные седативные препараты.

    Успокоительные таблетки, такие как «Персен» и «Новопассит», помогают лишь минимальному количеству паникеров. Судя по отзывам аэрофобов, более эффективным действием обладает препарат «Драмина», который нацелен на избавление от симптомов укачивания.

    Большинство транквилизаторов вызывают сонливость. Если вам необходимо работать во время полета, то можно принять «Адаптол» - это «дневное» успокоительное, не влияющее на бодрость.

    Перед тем, как принимать какие-либо медикаменты, обязательно посетите врача. Транквилизаторы – это сильнодействующие средства, которые могут негативно отразиться на здоровье и вызвать привыкание, поэтому их прием необходимо строго дозировать. Вообще, желательно не пить таблетки каждый раз перед полетом – лучше отдать предпочтение психологическим методикам, которые помогают бороться с корнем проблемы, а не просто исключают ее симптомы.

    Специальное приложение против боязни перелетов

    Приложение SkyGuru разработал профессиональный пилот Алексей Герваш. Оно собирает информацию о полете и комментирует этапы, чтобы успокоить пользователя. Помимо бесплатной версии можно приобрести платную за 1490 руб. с расширенными функциями (ссылка на приложения).

    Не бойтесь летать на самолетах – они гораздо безопаснее, чем городские маршрутки и даже поезда. Приятных вам перелетов!