Религия в туркмении. Государственная религия туркменистана - ислам Туркмены вероисповедание

Религия в туркмении. Государственная религия туркменистана - ислам Туркмены вероисповедание
Религия в туркмении. Государственная религия туркменистана - ислам Туркмены вероисповедание

Туркмения - мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях - такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат обережными знаками.

Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания - одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым - еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба - настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

Ковроткачество - еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен - многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".

Туркменистан является одной из интереснейших стран Средней Азии. Являясь важным центром Великого Шелкового пути, территория Туркменистана насыщена памятниками истории и культуры. Здесь проживает самобытное население и бережно сохраняются многовековые традиции, здесь можно обнаружить уникальные природные комплексы и крайне разнообразные формы ландшафта, от живописных горных хребтов до песков пустыни, от зеленых оазисов до многокилометрового морского побережья.

Туркменистан граничит с Афганистаном и Ираном на юге, Казахстаном и Узбекистаном на севере, а на западе омывается Каспийским морем. Большую часть территории занимает пустыня Каракум. Огромная, знойная пустыня удивляет богатством растений и животных, многие из которых уникальны и встречаются только здесь, а также разнообразием пейзажей и климатических зон.

Южные и западные районы страны заняты целой чередой горных хребтов, входящих в систему Копетдага ("Много гор"),

Большого и Малого Балхана и др.

Климат в стране резко континентальный, засушливый, но местами встречаются даже субтропики.

К природным достопримечательностям страны относят залив Кара-Богаз-Гол, Карлюкские пещеры (около 60 подземных залов), древний грязевой вулкан Боядаг, древние фисташковые леса в Копетдагском заповеднике, самую высокую точку Копетдага («Три колодца»), и уникальную впадину Ер-Ойлан-Дуз, занятую соленым озером над которым поднимаются невысокие, но колоритные конусы древних вулканов.

Из истории известно, что туркмены одними из первых в регионе приняли Ислам. По некоторым источникам это произошло в VII-VIII веках. В X веке Туркменистан был центром могучего государства сельджуков, а позднее был подвластен Хорезму. В период правления Сельджуков и Хорезмшахов на территории современного Туркменистана была высоко развита культура. Мечети, мавзолеи и другие красивые здания, построенные здесь, представляли наиболее ценные работы того периода.

До сих пор сохранились руины древних городов Туркменистана. Один из крупнейших городов древнего мира - Мерв (Маргуш, Маргиана, Моуру или Мару) был когда-то центром науки и культуры. В наши дни он внесен в Список Всемирного наследия, как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого шелкового пути. Серахс - крупный торговый пункт на Великом шелковом пути между Нишапуром и Мервом. С приходом туда Ислама, город стал одним из значительных центров торговых путей, а мастерство местных архитекторов и строителей прославилось по всей Центральной Азии.

Куня-Ургенч (Гургандж) - древняя столица Северного Хорезма. В 995 году становится резиденцией хорезмского шаха и вторым по величине городом после Бухары - столицы империи Саманидов. В этом крупном культурном и торговом центре средневековья жили Аль-Беруний, Ибн Баттута и другие известные деятели того времени. В 1221 году Куня-Ургенч, бывший тогда "сердцем Ислама", был разрушен монголами. Многие великие памятники Куня-Ургенча сохранились до наших дней в разрушенном виде. Среди них самый высокий минарет в Средней Азии Кутлуг-Тимур и крепость Ак-Кала.

На землях древнего Дехистана с VIII по XIV столетия стоял город Мисриан, достигший наивысшего могущества в период Хорезмшахов. О его былом величии свидетельствуют многочисленные руины различных сооружений, дошедшие до наших дней: два минарета высотой по 25 м, портал соборной мечети, остатки глиняных городских стен, развалины караван-сараев и некоторые другие строения. К счастью, в этих краях сохранилась одна из древнейших мечетей страны Машад-ата, или как ее еще называют Шир-кабир, датируемая XII веком. Эта мечеть с великолепным декором очень тонкой работы была издревле известна в народе.

Среди великих Исламских ученых, имевших туркменское происхождение, был знаток Х адис ов правитель Ирбиля - Муз аффар Абу Са"ид ибн Бактакин Аль-Кяукябрий Ат-Туркманий, который первым начал отмечать Маулид (рождение нашего Пророка Мух аммада, мир Ему). Произошло это в VII веке по h иджре. Само празднование включало в себя рассказ о рождении Пророка Мух аммада, мир Ему, чтение Священного К ур"ана, саляуата и угощение всех присутствующих. Это мероприятие получило одобрение всех Исламских ученых того времени и стало одной из великих мусульманских традиций. Сам правитель Музаффар ежегодно в месяце Раби"уль-аууаль выделял огромные средства при проведении Маулидов, раздавал помощь бедным, сиротам и вдовам. Именно он собрал ученых, чтобы они написали тексты Маулида (история появления на свет нашего Пророка), которые до сих пор мусульмане всего мира зачитывают на разных языках во время проведения этого радостного мероприятия.

Столица и самый большой город современного Туркменистана - Ашхабад ("Город любви"), находится в обширном оазисе, лежащем в предгорьях Копетдага, на самом краю знойной пустыни. К его главным достопримечательностям можно отнести мечеть Эртогрулгазы с четырьмя минаретами и огромным куполом. В столичном музее ковра находится самый большой ковер в мире, площадью почти 400 кв. м и весом более тонны. Город Туркменбаши - единственный крупный порт во всей Средней Азии окружен с востока полумесяцем невысоких гор, а на западе омывается бирюзово-синими водами Каспийского моря.

Большинство обычаев и традиций сопровождает всю жизнь и быт местных жителей. Одним из красивейших обычаев остается особое проведение никяха (бракосочетания), всю предварительную подготовку которого берут на себя специальные представители семейств. Свадьба может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей, то есть приглашали весь район.

Туркменский народ доброжелателен и приветлив, и славится своим гостеприимством. Во всем мире туркмены известны как прекрасные наездники, мастера по изготовлению ковров и искусные кулинары.

Туркменистан славится коневодством. Знаменитые "быстрые как ветер" ахалтекинцы прославили страну на весь мир. Это действительно уникальная порода - быстрые, грациозные, с точеной "лебединой" шеей и тонкими "сухими" ногами, и при этом удивительно выносливые.

Всемирную известность так же получили и ковры, которые туркменские женщины ткут вручную. Ковер является символом туркменского народа. Среди элементов композиции узора туркменского ковра есть признанные шедевры ковровой орнаментации. Как утверждают знатоки, орнамент ковров объединяет восточные традиции и Исламскую культуру. Туркменские ковровщицы передавали из поколения в поколение секреты естественного крашения пряжи и ее прочности, благодаря которым ковры веками сохраняют свой первоначальный вид. Отсюда и появилась старинная поговорка, что "ковер нежнее розы и прочнее камня". В Туркменистане каждое племя (область) имеет свой орнамент, а на флаге страны изображены ковровые орнаменты всех областей страны.

Кто побывал в Туркменистане хоть раз, подтвердит: «Поездка в этот удивительный край надолго остается в памяти».

Территория: 491 200 км². 52-я в мире.

Официальный язык: Туркменский.

Столица: Ашхабад.

Валюта: туркменский манат.

Форма правления: Президентская республика.

Президент - С.А. Ниязов (27 октября 1990 г., переизбран. 21 июня 1992 г., с декабря 1999 г. пожизненный Президент - 21 декабря 2006 г.). Г.М. Бердымухамедов (с 14 февраля 2007 г.).

Население: 5 655 457 чел.

Политическое устройство

Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет. В то же время пожизненным президентом Туркменистана до 21 декабря 2006 г. был Сапармурат Ниязов, сменивший своё имя на Туркменбаши (глава всех туркмен).

Исполнительная власть представлена правительством. Глава правительства - председатель кабинета министров. До своей смерти эту должность занимал Сапармурат Туркменбаши, а с 14 февраля 2007 г. – действующий президент - Гурбангулы Бердымухамедов.

Законодательная власть представлена однопалатным парламентом Туркмении - Меджлисом, который состоит из 125 депутатов. Во время президентства С.А. Ниязова существовал Народный совет - Халк маслахаты, состоявший из президента, депутатов Меджлиса, избранных на 5 лет народных представителей, представителей судебной власти, министров, глав региональных администраций, представителей общественных организаций, старейшин. В соответствии с новой Конституцией Халк маслахаты упразднен.

Судебная власть осуществляется Верховным казыетом (судом) Туркменистана и другими казыетами, предусмотренными законом.

Политические партии.

В Туркменистане существует 3 официально зарегистрированных политических партии - Демократическая партия Туркменистана (является прямой наследницей Коммунистической партии Туркмении), Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана, Аграрная партия Туркменистана. Любая оппозиционная деятельность в Туркменистане запрещена и пресекается правоохранительными органами и спецслужбами. За

рубежом существует несколько оппозиционных партий, например, Народное демократическое движение Туркменистана и Народное движение «Ватан».

Экономика

После развала СССР в Туркмении была проведена ограниченная приватизация. Поэтому промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь находятся по-прежнему в руках государства. Около 70 % ВВП Туркменистана составляет добыча газа и нефти. Обладая огромными запасами этих энергоресурсов, Туркменистан является важным торговым партнером своих соседей, в том числе России. Около 40 % трудоспособного населения занято в промышленности, примерно половина населения занята в сельском хозяйстве и сфере услуг соответственно. Кроме нефти и газа на экспорт идет электроэнергия, товары хлопковой индустрии, продукты текстильной промышленности. Импорт - машины и оборудование, химические препараты, уголь, лекарства, продовольствие.

(перевод Хроника Туркменистана)

М еждународная благотворительная правозащитная христианская организация «Open Doors» опубликовала всемирный «Индекс Преследований 2015». В индексе оцениваются 50 стран в которых, так или иначе, преследуют христиан за их веру. Мы публикуем перевод раздела посвященного Туркменистану. Оригинал публикации можно найти (нем. PDF 4,6 MB ).

Во всемирном «Индексе Преследований» за 2015 год Туркменистан занял 20-ую позицию, так же как и в прошлом году. В ранние годы ситуация с христианским меньшинством в Туркменистане была довольно стабильной. Однако в дальнейшем давление государства и общества на христиан усилилось, что сказалось на его позиции в данном рейтинге.

Причины преследований

К главным причинам преследования Христиан в Туркменистане можно отнести «Диктаторскую паранойю » и «Исламский экстремизм ». Также, в какой-то степени, к причинам можно отнести и «Систематическую коррупцию».

Диктаторская паранойя : В Туркменистане царит автократический режим правления, который основан на строгом государственном контроле. Власти препятствуют образованию каких-либо независимых групп, будь то экономические, социальные или культурные (к которым относится церковь). Правящая элита при президенте Бердымухамедове готова на любые, в их глазах, необходимые меры для сохранения своей власти и делает все для подавления групп, которые она считает для себя опасными. Как и в других странах Центральной Азии правительство Туркменистана пользуется разнообразными методами из коммунистического арсенала для контроля за определенными группами, включая Христиан. Еще одна схожесть с соседними странами заключается в том, что в стране ничего нельзя добиться без взятки.

Исламский экстремизм : Несмотря на то что на данным момент экстремистских группировок в Туркменистане замечено не было, необходимо отметить, что Ислам является важной частью туркменской культуры. Предыдущий правитель заявлял, что вместе с Кораном, необходимо так же читать и Рухнаму. В повседневной жизни Ислам так же играет важную роль, особенно в сельской местности. Общество и родные очень болезненно реагируют, когда кто-либо из родных принимает решение отказаться от Ислама и принять другую веру. Многие считают это недопустимым и христианское меньшинство и, в особенности те, кто ранее принадлежал к мусульманской конфессии, должны быть готовыми к сильному давлению со стороны общества и семьи.

Влияния на политику

Резкое развитие Туркменистана началось после открытия в стране огромных запасов газа и нефти. Природные ископаемые принесли стране большие деньги, благодаря которым Ашхабад стал мраморным городом, в то же время Туркменистан стал абсолютно зависим от экспорта ископаемого топлива. Обогащается при этом только небольшая группа людей приближенных к власти.

Туркмены проживают в самых разных странах: в Туркменистане, Афганистане, Иране, северном Пакистане, Сирии, Северном Кавказе (Ставропольский Край). Отдельные группы туркмен поддерживают друг с другом связь. Туркмены были замечены в боях в составе исламских джихадистов на Среднем Востоке (ИГИЛ) и в Индийском Субконтиненте (Аль Каида). Правящий режим в Ашхабаде, опасаясь влияния джихадистов, возвращающихся в страну, очень внимательно следит за всеми Религиозными течениями.

Туркменистан считается одним из самых репрессивных государств мира, в котором не существует свободы слова и информации, все общественные объединения строго контролируются властными органами, кроме того у жителей страны очень ограничен доступ к зарубежным источникам информации.

Затронутые группы христиан

В Туркменистане существуют 3 группы христиан:

Традиционная Русская православная церковь , которая приняла все ограничения со стороны правительства. Все церковные служения разрешается проводить, хоть временами и под наблюдением спецслужб. В то же время печать и импорт христианской литературы запрещены, так же как и въезд для иностранных работников церкви.

Обращенные в христианство туркменистанцы чувствуют на себе всю силу преследования. Помимо государства они подвергаются нападкам со стороны семьи, друзей и общества в целом. Последнее особенно болезненно, т.к. затрагивает их повседневную жизнь.

Неопротестантизм - различные течения Христианства. В Туркменистане не зарегистрирован. Их последователи преследуются властями страны в полной мере. На них налагаются штрафы, они подвергаются нападениям, угрозам и тюремному заключению.

Сферы жизни, затронутые преследованиями

Давление на Христиан в Туркменистане в целом высоко, особенно это чувствуется в церковной сфере и частной жизни, на которых особенно отражаются последствия религиозного преследования.

Церковная сфера

Любое религиозное собрание воспринимается с подозрением. В незарегистрированных церквях проводятся облавы и конфискуется вся литература. Особенно пристально власти наблюдают за пасторами и руководителями церквей. Принимать в церквях молодежь пока разрешено, но обучать пасторов не позволяется.

Согласно данным полученным нашей организацией под пристальным наблюдением власти держат не только незарегистрированные, но и разрешенные церкви. Они живут под постоянным давлением и угрозой принудительного закрытия. Согласно законам церковь может быть закрыта после трех заявлений о нарушениях.

Все христианские объединения обязаны зарегистрировать свою деятельность. Каждая незарегистрированная церковь объявляется вне закона. Власти используют совет по делам религии для наблюдения за религиозными собраниями. В каждую незарегистрированную и разрешенную церковь внедряются доносчики и посетители церкви должны постоянно следить за тем, что они говорят.

Полиция и спецслужбы постоянно следят за церквями во всех регионах Туркменистана и регулярно проводят рейды во время месс. Это касается даже легальных церквей. Религиозное образование по завершении которого молодые священники могли бы получить официальные дипломы, за исключением нескольких мечетей и русских православных церквей, запрещено.

Частная жизнь

Большое давление христиане испытывают и в частной жизни. Рассказывать кому-либо о своей вере крайне опасно, особенно для бывших мусульман обращенных в христианство. Их постоянно пытаются заставить отказаться от новой для них веры, близкие и родные от них отворачиваются. Дети христиан подвергаются нападкам в школах со стороны сверстников и учителей, им выставляют низкие оценки.

Проявления жестокости

В целом проявления жестокости на почве религии в Туркменистане удивительно редки. В СМИ сообщалось лишь о нескольких таких случаях. В прошедшем году не был убит ни один христианин, не была повреждена ни одна церковь. С мая 2013 года не сообщалось ни об одном нападении на собрания и не было задержано ни одного верующего. Насколько нам известно на данный момент в Туркменистане есть только один заключенный верующий христианин - Умид Гаджаев. Он был арестован в апреле 2012 года в Дашогузе и через месяц приговорен к 4 годам заключения за хулиганство. Местные христиане утверждают, что Гаджаев был осужден несправедливо и был на самом деле арестован за свою веру.

Заключение

Туркменистан является самым репрессивным государством Центральной Азии после Узбекистана и в условиях растущего национализма и нового духовного лидера в лице нового президента ситуация здесь вряд ли изменится.

Как и их родственники в Узбекистане , Афганистан и Иран преимущественно мусульмане . По данным CIA World Factbook , Туркменистан 89% мусульманских и 10% Восточный ортодокс . Большинство этнических русских являются православными христианами . Оставшийся 1% неизвестно. 2009 Исследовательский центр Pew отчет указывает на более высокий процент мусульман с 93,1% населения Туркменистана прилипшей к исламу.

Несмотря на то, что перепись 1995 показал, что этнические русские составляли почти 7 процентов населения, последующая эмиграция в Россию и другие страны значительно уменьшили эту долю. Большинство этнических русских и армян являются православными христианами. Есть 13 русских православных церквей, 3 из которых находятся в Ашхабаде . Священник, проживающий в Ашхабаде ведет православную церковь в стране, выступающий под религиозной юрисдикцией Русского Православного архиепископа в Ташкенте , Узбекистан . Там нет русских православных семинарий .

Этнические русские и армяне составляют значительный процент членов незарегистрированных религиозных общин; этнические туркмены по всей видимости, все чаще представлены среди этих групп. Есть небольшие общины следующих незарегистрированных конфессий: Римско - католическая церковь , Свидетели Иеговы , иудеи , и несколько евангельских христианских групп, включая «Отдельные» баптистов , харизматические группы, и беспартийным, безденоминационная группа.

Очень небольшая община этнических немцев , большинство из которых живет в и вокруг города Серахс , как сообщается, включена практикующими лютеранами . Примерно тысяча этнических поляков живут в стране; они были в значительной степени поглощены в русскую общину и считают себя русскими православными. Католическая община в Ашхабаде, в которую входили как граждане, так и иностранцев, встретились в часовне апостольского нунция . Были некоторые иностранные миссионеры, хотя степень их деятельность была неизвестна.

По оценкам, одна тысяча евреев живут в стране. Большинство из них являются членами семей, которые приехали из Украины во время Второй мировой войны . Есть некоторые еврейские семьи, проживающие в Туркменабате, на границе с Узбекистаном, которые известны как бухарские евреи , со ссылкой на узбекском городе Бухаре . Там не было синагоги или раввины , а евреи продолжают эмигрировать в Израиль , Россию и Германию; однако еврейское население остается относительно постоянным. Сообщества собрались на религиозные обряды, но не решили зарегистрироваться в качестве религиозной группы; и не было сообщений о домогательствах.

Ислам и его история в Туркменистане

Ислам пришел в туркмен в основном благодаря деятельности суфийских шейхов, а не через мечети и «высокой» письменной традиции оседлой культуры. Эти шейхи были святыми людьми критическими в процессе согласования исламских верований с доисламскими системами верований; они часто были приняты в качестве «покровителей» отдельных кланов или племенных групп, тем самым становятся их «основатели». Переформулировка коммунальной идентичности вокруг таких фигур составляет одну из сильно локализованных событий исламской практики в Туркменистане.

Интегрированный в туркменской племенной структуры является «святым» племя övlat. Этнографы считают övlat, шесть из которых являются активными, как обновленной формой культа предков впрыскиваемого с суфизмом. По их родословным, каждое племя происходит от Пророка Мухаммада через один из четырех халифов. Из - за своей веры в священном происхождении и духовных полномочий övlat представителей Туркменского этих племен соотвествие особый, священный статус. В 18 и 19 веках övlat племена стали диспергируют в небольших, компактных группах в Туркменистане. Они присутствовали и присвоили благословения на все важные коммунальных и жизненный цикл событий, а также выступали в качестве посредников между кланами и племенами. Учреждение övlat сохраняет некоторую власть сегодня. Многие из туркмен, которые почитали за их духовные силы ведут свое происхождение к övlat, и это не редкость, особенно в сельской местности, для таких людей, чтобы присутствовать на жизненном цикле и другие коммунальных торжествах.

индуизм

Индуизм распространение в Туркменистане по Харе Кришна миссионерам. Кришнаиты меньшинство общины в Туркменистане. Многие из 600 индейцев в Туркменистане индус.