Уютный бункер. База подводных лодок в балаклаве История музея холодной войны

Уютный бункер. База подводных лодок в балаклаве История музея холодной войны
Уютный бункер. База подводных лодок в балаклаве История музея холодной войны

Завершить военно-морскую тему мне хочется рассказом про уникальный (в своем роде) завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве. Еще не так давно - секретный объект 825 ГТС. Погружаемся.

Холодная война - вот главный виновник, благодаря которому родились многие безумные проекты, строились бункеры, пусковые шахты в труднодоступных местах, вырубались огромные скальные массивы, а целые города оказывались закрыты от внешнего мира.

Проект завода по ремонту подводных лодок лично одобрил Иосиф Сталин. Уже после его смерти, в 1957 году закипела работа. В Балаклавской бухте долбили скальную породу - шло круглосуточное строительство сверхсекретного объекта 825 ГТС, именно такое кодовое название получило уникальное гидротехническое сооружение. Было выбрано более 120 тысяч тонн породы, которую вывозили на баржах ночью, чтобы не привлекать внимания. В 1961 году работы были завершены. Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок (проекта 615) и жителей небольшого города с населением три тысячи человек. Сооружение выдержало бы удар атомной бомбы (в 5 раз более мощной, чем сбросили на Хиросиму). Саму Балаклаву в 1957 году закрыли. Секретность была на таком уровне, что большинство местных жителей, вплоть до 90-х годов, не догадывались об истинном назначении объекта. Официально - это была городская телефонная станция.

На фотографии: 1 - заход для подводных лодок в горе Таврос; 2 - выход в Черное море на северной стороне горы, сразу и не догадаться - выход искусно замаскирован. Говорят, что лодки могли входить и выходить в море в подводном положении (скорее всего миф, т.к. глубины канала недостаточно).

Заход в канал перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом. Глубина канала 8, ширина 10-12 метров.

Площадь всех подземных сооружений более 5000 кв. м. Завод включает в себя: подземный канал с сухим доком, ремонтные цеха, различные технические помещения, склады. Обслуживали подземный завод около 300 человек. А с моря объект охранаяли боевые пловцы и специально обученные дельфины.

В 1961 году, Хрущев, с пролетарским размахом, приказал отдать весь завод под винные склады. Благо, нашлись разумные люди, которые смогли убедить «кукурузника» и завод удалось достроить и использовать по прямому назначению. Но правда не очень понятно насколько полноценно объект использовали. Новые типы подводных лодок не могли войти в завод из-за своих размеров, не говоря уже про атомные подводные крейсера.

Что не удалось Хрущеву, то удалось в 90-е, во время развала Союза. Пришла разруха (которая, как известно, не в сортирах, а в головах), охотники за цветными металлами бросились грабить и разрушать брошеный завод. Только решение создать музей холодной войны, спасло уникальное сооружение от окончательного разграбления.

Ныне – это весьма интересный музей (филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины), по которому я и проведу вас. На схеме наш маршрут обозначен красным пунктиром.

Первые залы рассказывают про историю создания объекта. На территории комплекса приятная прохлада, температура 15-16 градусов.

Заводская потерна – большой транспортный коридор. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части завода в производственную часть. А также как убежище для личного состава в случае ядерного удара.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дна использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные торпеды доставляли в арсенальную часть комплекса.

Потерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., высота 4,5 м., ширина 4 м.

Сухой док.

Причал подземного 505-метрового канала, тут лодки ремонтировали и комплектовали. Канал ведет к морю.

А это путь к штольне №3, где располагался арсенал.

Вход в сухой док.

Арсенал – ремонтно-техническая база по подготовке вооружения для кораблей, подводных лодок и ракетных береговых частей. В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет.

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в канале в случае нанесения ядерного удара. В мирное время погрузку торпед осуществляли на причале.

Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная потерна длинной 304 м.

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметично двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.

Вес герметичной двери 480 кг.

Двустворчатые арочные противоатомные ворота, предназначены для перекрытия проема 3 x 2.8 м. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М-500». Общий вес одной створки 10 тонн, толщина 60 см., высота 3 м.

Макет дизель-электрической подводной лодки проекта 641.

Макеты аккумуляторных батарей.

Локальная зона являлась секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие из офицеров и мичманов. Тут хранились головные части ракет, проводились работы по их обслуживанию.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на 6 квадратов, на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.

Кабинеты-сейфы, в которых хрвнилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ. Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см. и весом 300 кг.

Хранилище обычных и ядерных боевых зарядов для торпед и крылатых ракет. В помещении поддерживался постоянный температурно-влажностной режим (5-15 градусов, влажность 50-60%). В данный момент тут расположена экспозиция «История становления и развития Военно-Морских Сил Украины».

В центре локальной зоны находится поворотный круг для изменения движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Все тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. Все тележки перемещались вручную.

Одно из необлагороженных помещений.

Центр управления системами вентиляции и кондиционирования.

На технической площадке находились пульты управления климатом и вентиляцией, понижающая подстанция, сушильный шкаф для просушивания силикогеля, служебные помещения, учебные классы, кладовая, агрегатная и компрессорная.

На нулевом этаже технической зоны размещались системы автономного жизнеобеспечения (дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры).

Строго храни военную и государственную тайну...

Коридор закрывали защитные электроконтактные двери.

Двор арсенала. Погрузочно-разгрузочная площадка.

И еще одно фото: выход канала в Черное море на северной стороне горы.

Надеюсь, вам понравился этот рассказ. Спасибо за внимание.

Объект 825ГТС расположен в пределах населенного пункта Балаклава - части городского округа Севастополя. Бывший военный объект расположен на Южном берегу Крыма на побережье Балаклавской бухты - одной из наиболее удобных для размещения надземных и подземных кораблей во всем Крыму. Точный адрес - Крымский полуостров, г. Севастополь, Балаклава, ул. Таврическая набережная, д. 22.

Как добраться

Чтобы добраться до Балаклавы на личном автомобиле, нужно выехать из Севастополя в восточном направлении на трассу Н19 Ялта - Севастополь. Через 1 км после развязки «Ялтинское кольцо» нужно взять правее и с основной дороги съехать на трассу, ведущую в Балаклаву. Далее следует двигаться в южном направлении по ул. Крестовского.

Вторая трасса, ведущая в Балаклаву из Севастополя - Балаклавское шоссе. Этот путь больше подходит для тех путешественников, которые едут в Балаклаву из южной части Севастополя. Балаклавское шоссе начинается от рынка «5-й километр» на юго-востоке Севастополя. После выезда из городской черты на развязке нужно взять правее и повернуть на улицу Новикова, ведущую прямо в центр Балаклавы. Оба варианта маршрута при отсутствии пробок займут не более 15-20 минут.

При въезде в Балаклаву нужно продолжать двигаться на юг в сторону моря. При приближении к Балаклавской бухте следует держаться правее, так как Таврическая набережная, где находится музей, располагается на западном берегу бухты.

Добраться общественным транспортом в Балаклаву не составит проблем. От остановки «5-й километр» в Севастополе до Балаклавы ходят автобусы и маршрутки №9, №94, №99. В Балаклаве необходимо выйти на остановке «Оболонь». От остановки до места назначения можно дойти пешком за 10-15 минут.

История музея холодной войны

Объект 825ГТС изначально предназначался для размещения подводных лодок Черноморского флота СССР. Впоследствии с развитием ядерного вооружения секретная база субмарин в Балаклаве стала одной из гарантий ответного удара в гипотетической ядерной войне между Советским Союзом и США.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР была принята доктрина, предусматривающая защиту критически важных объектов от ядерных ударов. Балаклава как пункт размещения подводных лодок Черноморского флота стала местом строительства противоядерного объекта, способного выдержать ядерный взрыв мощностью в 100 кт.

Плюсы Балаклавской бухты были неоспоримы: она достаточно глубока (от 10 до 35 м) для прохода подлодок, длинна - около 1,5 км и прикрыта с обеих сторон скальными выступами. Для размещения подземной базы руководство проекта выбрало гору Таврос на западном берегу Балаклавской бухты.

Строительство подземной базы субмарин началось в 1953 году и продолжалось 10 лет. В 1961 году был закончен объект 825ГТС - ремонтная часть, в последующие 2 года были введены минно-торпедное отделение и объект 820 - место хранения ядерного оружия. Первоначально комплекс строили военные, однако из-за сложности подземного строительства дальнейшее возведение было поручено работникам «Метростроя».

Для большей секретности подземная база строилась под кодовым названием 825ГТС. Официально здесь возводилась балаклавская телефонная станция, что и дало название второй части объекта (ГТС). Сам город Балаклава с населением в 18 тыс жителей был закрыт для свободного посещения, его имя было стерто со всех карт. Балаклава была передана в подчинение Севастополю и стала закрытым районом города.

База стала местом размещения и обслуживания подлодок 613-го и 633-го проектов. Появление подводных лодок более новых поколений, которые по своим размерам и характеристикам не могли помещаться в доки базы, поставило вопрос о переоборудовании или закрытии объекта. Однако этот вопрос так и не был решен.

На протяжении нескольких десятков лет объект 825ГТС оставался основной базой размещения субмарин ЧФ СССР и местом хранения и оборудования подлодок ядерным оружием. После развала СССР и раздела Черноморского флота между РФ и Украиной объект достался украинской стороне. С 1992 года база была оставлена, охрана снята, а ее основные ценности были разграблены мародерами. На протяжении десятка лет единственными посетителями объекта были охотники за цветным металлом и любители экстремальных ощущений.

В 2000 году объект перешел под управление ВМС Украины, однако лишь 3 года спустя на объекте появилась охрана, тогда же здесь был оборудован музейный комплекс «Балаклава». В 2014 году вместе со всем полуостровом объект перешел под юрисдикцию России.

Как попасть на объект

Сейчас на бывшей базе субмарин размещен Балаклавский музейный комплекс, принадлежащий севастопольскому Музею фортификационных сооружений. Бывший секретный объект сейчас доступен для посещения всем желающим, для этого нужно оплатить экскурсионные билеты. Посещающим доступны два варианта экскурсий:

  • пешеходная прогулка продолжительностью 1 час 20 минут протяженностью 900 м;
  • получасовая экскурсия на катере по 600-метровому судоходному каналу.

Водная экскурсия доступна в летний период с мая по октябрь, пешеходная - в любое время. Стоимость обоих видов экскурсий одинаковая.

Что внутри базы подводных лодок в Балаклаве

Подземная база субмарин в Балаклаве состояла из 4 сооружений:

  • гидротехническое сооружение - канал и сухой док (объект 825ГТС);
  • минно-терпедная часть, предназначенная для подвоза вооружения субмарин;
  • объект 920 «Арсенал» - место хранения ядерного оружия;
  • топливное хранилище.

Несмотря на то, что формально объектом 825 ГТС являются лишь подземный канал и сухой док, сейчас под этим именем обычное понимается все подземное сооружение в комплексе.

Общая площадь подземных помещений базы - более 5 тыс. км². Однако туристам открыты далеко не все из них - многие помещения заброшены и представляют опасность для посетителей, другие до сих пор засекречены. Однако большую часть бывшего сверхсекретного объекта можно посетить.

Общий туристический маршрут по всем подземным сооружениям составляет 900 метров. Самая впечатляющая часть подземного комплекса - туннель для входа и выхода подводных лодок. Вход и выход оборудованы 150-тонными батопортами - затворами для заполнения канала водой.

Залы музея

Сейчас в музейном комплексе доступны несколько залов с экспозициями. Пешеходная экскурсия начинается от восточного входа в комплекс.

    Первый транспортный зал, в котором расположена экспозиция «История строительства подземного комплекса» и «Подземный Севастополь». Здесь зрителям представлена техника, с помощью которой проводились буровзрывные работы, а также техника для вывоза горной породы.

    Главный транспортный коридор имеет протяженность 300 метров. На полу транспортного коридора установлены рельсы для перевозки тележек с торпедами. Здесь же можно осмотреть макет торпеды субмарины. В транспортном коридоре располагается выставка «Подводные силы России».

    Преддоковая площадка - место размещения станков и материалов, необходимых для ремонта субмарин. Сейчас на площадке размещена сверхмалая подводная лодка проекта «Тритон 1М».

    Сухой док для ремонта субмарин протяженностью 102 метра. В сухом доке расположен макет подводной лодки проекта 613.

    Главный подземный канал для входа субмарин протяженностью 600 метров, глубиной 8 метров и шириной от 16 до 22 метров. При экскурсии на катере туристы проплывают по каналу от входного батопорта до южного батопорта.

    Переход к арсенальной части музея - бывшему месту хранения ядерного оружия (объект 820). Арсенальная часть музея начинается с экспозиции ЦКБ «Черноморец». Перед входом в арсенальную площадку установлены защитные двери. Каждая створка которых достигает веса в 10 тонн. Здесь можно осмотреть макет тяжелого авианесущего крейсера «Киев».

    Следующий зал расположен в цехе регламентных работ «Арсенал» и посвящен экспозиции «История подводных сил ЧФ». Здесь можно осмотреть макет торпеды с ядерной боеголовкой, макет крылатой ракеты X-22 и макет атомохода проекта 941 «Акула».

    В следующем зале размещена выставка «Подводные силы ЧФ в годы Великой Отечественной войны». Зал расположен в бывшем помещении хранилища ядерных зарядов.

    Зал, расположенный в помещении бывшей технической зоне «Арсенала». Во время существования базы здесь располагались служебные и технические помещения, пульт управления и т. д.

    Выход из арсенальной части и подземного комплекса в целом. На выходе расположен палубный штурмовик ЯК-38, базировавшийся на авианесущем крейсере ЧФ.

Здравствуйте, это мой первый пост, в котором речь пойдёт о подземной базе подводных лодок в Балаклаве, более известной как объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времён холодной войны в Балаклавской бухте.
Итак начну:
В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961



. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528 (перевёрнутый номер в последствии получил объект), которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. Но потом, после постройки объекта и удачного его функционирования на протяжении 32 лет, а именно до 1993 года, как всем извстно распался Советский Союз, и база была частично заброш ена. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2002 год база активно разворовывовалась на металл и всё, что можно было демонтировать и продать. С огласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г., был принят приказ о создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса „Балаклава“.

Объект 825 ГТС представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и общей площадью около 15 тысяч кв.м. Автономность жизнедеятельности - 30 суток, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Название объекта 825 ГТС - не случайно. Как говорилось ранее, Балаклава была засекречена и, номер 825 - это ничто иное, как перевёрнутый номер строительной бригады, а ГТС - гидротехническое сооружение или городская телефонная станция (в целях конспирации).
А теперь хватит истории и, пойдёмте, лучше посмотрим, что это из себя представляет:

1. Вход в канал со стороны бухты. Вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддува воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

2. Главная галерея, ведущая к сухому доку.

3. А, если, посмотреть направо от галереи, то можно увидеть ещё одну штольню, в которой лежит, всего лишь, корпус от старой торпеды, ведущую в "закрытую" часть музея, а именно в минно-торпедную часть.
Могу смело заявить, что таких "закрытых" штолен, там довольно-таки много и, попасть в них не составляет ни малейшего усилия)

4. А, вот, собственно, и одно из закрытых от посторонних глаз помещений. Это и есть минно-торпедная часть. Минно-торпедная часть п редназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

Пройдя далее по этому залу можно наткнуться на бассейн (в котором до сих пор плавает торпеда), который видимо и предназначался для проверки герметичности снарядов.

6. А в этом месте когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".


7. Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док - бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). При постановке подводной лодки в док батопорт открывали, лодку вводили в заполненную водой камеру дока, центровали и, после этого, закрывали затвор. Мощные насосы, расположенные под преддоковой площадкой, в течении 3 часов из дока откачивали воду. После откачки воды подводная лодка опускалась на кильблоки, ее корпус обшивался деревянными лесами и, начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3-4 недели. После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков и, после открытия затвора, ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

8. Температура пол землёй составляет примерно 12-15 градусов.

9. Собственно, карта самого объекта, точнее 2х объектов. Одна часть - это объект 825 (предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ ), а вторая - это 820 (ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. ) Так же, в сети нашёл более точную карту, точнее дополнящую всю картину: http://www.bellabs.ru/Balaklava/Photos/Balaklava_Object-825_Scheme-2010.jpg


10. Водный канал, ведущий к северной стороне, где подлодки могли напрямую выйти в открытое море.

11. Собственно, сам выход. И, как я писал ранее, он тоже перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

12. Идём обратно)
Знаете что за отверстия справа в стене, которые идут по всему водному каналу? Это самые что ни на есть "дыры для взрывчатки". Если вдруг враг захочет завладеть базой, то на готове всегда был динамит, который с лёгкостью можно было взорвать, предварительно законсервировавшишь в частях 825 и 820!

13. Всё ещё по-прежнему водный канал, но этот как раз ведёт в сторону выхода в бухту.
Видите эти жёлтые лампы по бокам? Так вот, охранник мне поведал о том, что здесь, оказывается, снимали фильм (множество фильмов, а один из них называется "Солдаты удачи") и эти лампы - это самый настоящий съёмочный реквизит. Да и ещё кучу чего интересного рассказал)

14. Малый батопорт сухого дока объекта 825 ГТС.

15. Слева погрузочная площадка объекта 825 ГТС.

16. Тот же самый малый батопорт.

17.

18. Пройдя дальше, мы попадаем в объект 820(РТБ) "Арсенал". Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора, склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность - 50-60%), а также максимально возможная звукоизоляция.
Противоударные гермоворота объекта 820, сделанные из листовой стали и залитые бетоном М-500. Выдерживают нагрузку 60кг/см2. Общий вес каждой двери 10 тонн. Ворота имеют электрический привод.


19. Подводники)

20. Фрагмент подводной лодки проекта 690 "Кефаль" с прибором ВИПС.

21. Пульт управления системами гидравлики, напором воздуха и всплытием погружением с подлодки 690 "Кефаль".

22. Ещё один зал объекта 820, который отдали под экспонаты. Насколько помните, базу хорошенько разграбили в 1993-2002. И то, что, в принципе, показать народу, кроме самой постройки и экспонатов, напоминающих о том времени, нечего - это нормально.

23. *** *** вкл. лох)
** ** ** вода в отсеке!

24. Множество помещений и рельсы с поворотным стендом, ведущие к водному доку. Одна такая тележка весит 996 кг, грузоподъёмностью 7 тонн и перемещалась вручную!

25. Людской ходок. Проще говоря, полукруглый обход гермоворот)

27. Один из выходов с базы или объекта 820, который искусно прикрыт старой маскировочной сетью.

28. А во дворе... Целый склад - когда-то торпед, но уже металлолома.

29. Если пройти от главного входа в музей буквально метров 150 и, перелезть через забор, то можно наткнуться на такое вот чудо. Это непосредственно входы в объект 825, а именно через них вносили/ввозили ГСМ.

30. Вот такие вот туннельчики)


А на этом всё. Спасибо за внимание)

При написании данного фотоотчёта использовались следующие материалы:
travelworld

July 7th, 2013

Об этом месте не писал только ленивый. Интернет пестрит десятками отчетов о посещении этого места, но зачастую эти отчеты похожи один на другой: одни и те же фотки + информация из википедии, которую авторы даже не пытались хоть немного перефразировать. Я не люблю писать о местах, которые настолько известны и посещены сотнями тысяч если не миллионами. Но этот объект настолько масштабный и уникальный, что не написать о нем репортаж я просто не могу. Под катом более пятидесяти фотографий, которые вы все уже видели, плюс мои личные впечатления от посещения этого места - в прошлом одного из самых секретных военных объектов СССР.

Для начала немного истории этого места, которая берет свое начало в 50-х годах прошлого века, когда между двумя сверхдержавами - СССР и США развернулась гонка вооружений и обе страны вовсю начали наращивать ядерные арсеналы. Незадолго до своей смерти Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и военных объектов страны. Тогда же начинается массовое строительство подземных бункеров, командных пунктов и прочих военных объектов, которые могли бы уцелеть во время атомных бомбардировок и затем дать ответный залп. Крым, как место базирование Черноморского флота, всегда был важнейшей стратегической территорией Российской Империи, а затем и СССР, поэтому за период холодной войны на этом полуострове было построено немало масштабных подземных объектов, самым крупным из которых стал Объект 825 ГТС.

Его строительство началось в 1957 году и завершилось в 1961-м. Работы шли ударными темпами круглосуточно. Для сооружения этого объекта было создано специальное строительное управление, а город Балаклава был засекречен и стерт со всех карт, превратившись в закрытый военный городок. Строили объект сначала военные строители, затем на помощь им пришли московские и харьковские метростроители. Строительство было настолько засекречено, что местные жители совсем ничего о нем не знали. Официально тут располагалось абстрактное гидротехническое сооружение (по другим версиям - городская телефонная станция), отсюда и название объекта - ГТС. При проходке подземных туннелей было вывезено около 120 тыс. тонн породы, которую вывозили по ночам на баржах в открытое море. За четыре года внутри горы Таврос был вырублен целый подземный город, вмещавший в себя место для стоянки девяти подводных лодок проекта 613 и 633 и завод "Металлист" для их ремонта и обслуживания а также арсенал для хранения торпед с ядерными боеголовками. Все входы в этот объект перекрывались огромными шлюзами, обеспечивающими полную герметичность и изоляцию от внешнего мира. Подземная база подводных лодок могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти Хиросимам».

01. Под козырьком в центре кадра находится портал, через который подводные лодки заплывали внутрь объекта из Балаклавской бухты. Тут же сейчас находится вход в музейный комплекс.

02. Перед посещением музейного комплекса мы вначале купили билеты на катер с экскурсией по подземному каналу. Стоит эта экскурсия столько же, сколько и посещение музея - 4 евро с человека. Но по сути это выброшенные деньги. Все места, которые вы увидите с борта катера, вы потом посетите во время прогулки по подземным лабиринтам музейного комплекса. Так что не тратьте деньги и время и идите сразу в музей.

03. Начало подземного канала. Справа виден огромный 150-тонный плавучий батопорт, который перекрывал вход в подземный канал, что позволяло полностью изолировать объект от окружающего мира. В 90-х годах мародеры срезали почти все железо, так что от конструкции этого шлюза остался один лишь батопорт, который на тележке не укатишь и в руках не унесешь.

04. Масштабы объекта впечатляют с ходу. Длина этого канала - 505 метров, глубина от 6 до 8,5 метров, ширина - 22 метра. Удивительно, как в то время смогли все это построить? Ведь все эти туннели были пройдены в горе, состоящей из твердых мраморных пород!

05. Мародеры не смогли дотянуться лишь до вентиляционных труб над самим каналом - это то немногое, что осталось от первоначального облика объекта. Все остальные железные конструкции были полностью разграблены.

06.

07. В этом строго засекреченном месте работало от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Помимо обычных рабочих объект насчитывал около 50 человек военной охраны .

08. В этом месте на подводные лодки осуществлялась погрузка оружия. Помимо этого, на ремонтном заводе "Металлист" субмарины могли пройти все виды техобслуживания, ремонта, пополнить запасы воды и топлива, а также подзарядить аккумуляторы. Рядом с этим объектом, располагался подземный склад топлива, который на данный момент заброшен, разграблен и разрушен. В 2006 году он выглядел примерно так . Оба объекта были соединены между собой туннелем, который сейчас замурован.

09. Свет в конце туннеля - портал выхода подводных лодок в открытое море, находящийся с другой стороны горы.

10. Когда-то он тоже перекрывался батопортом, от которого не осталось и следа.

11. Так северный портал выглядит снаружи.

12. Именно отсюда боевые субмарины с ядерным оружием на борту выходили в открытое море.

13. Возвращаемся обратно.

14. Пока мы плывем по подземному каналу, мимо проплывают такие вот туннели, расходящиеся во все стороны от канала. Сюда мы еще вернемся во время осмотра музейного комплекса.

15. Красота!

16. Ну а теперь зайдем внутрь и посмотрим на то, что сохранилось от некогда огромного подземного города до наших дней.

Вскоре после распада Советского Союза геополитическая ситуация в мире изменилась и надобность в подобных объектах отпала. Объект 825 ГТС был закрыт в 1993 году и до 1995 года его грабили военные. Все ценное оборудование объекта было демонтировано и вывезено в неизвестном направлении. На грабеже завода наживали состояние многие военные чины, а грабить тут судя по масштабам было немало. После грабежа объекта военными его оставили без охраны и к окончательному разграблению подключилось местное население. Было спилено все металлическое, что под силу было демонтировать и унести. Лестницы, перила, канализационные люки, оставшиеся от грабежа военными остатки оборудования - все, до чего могли дотянутся руки местных жителей - все было вынесено. По ссылке находятся интересные свидетельства очевидцев, описывающие то, как выглядел объект в конце 90-х. Мародеры не смогли дотянутся лишь до вентиляционных труб и снять гермодвери, весом десятки тонн, которые без специальной техники не сдвинуть с места.

Во всем остальном музейный комплекс представляет собою по сути лишь многокилометровую сеть пустых бетонных туннелей, которые владелец - Военно-морские силы Украины, в собственность которых перешло то, что осталось от объекта в 2000 году, заполнил как мог. А как обстоят дела с фантазией и подходом к любому делу у любой государственной организации на постсоветском пространстве знают все.

17. Массивные гермодвери, представляющие собою сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном. Вес одной такой створки составляет 10 тонн. Кроме них также сохранились в оригинале кронштейны электропроводки, которые можно заметить на фото - до них мародеры тоже не дотянулись.

18. В самом первом помещении выставлена техника, призванная рассказать о строительных методах применяемых при постройке объекта. Проходка туннелей при строительстве штолен проводилась буровзрывным методом. После очередного подрыва породы, грунт вывозили по ночам на баржах в море. Затем в образовавшейся полости устанавливался металлический каркас, который обкладывали деревом и пространство между деревянными досками и породой заливали бетоном.

19. Основной транспортный коридор объекта, длиной 300 метров, ведущий на территорию производственных площадей. В коридорах были проложены рельсы для транспортировки транспортных тележек с торпедами.

20.

21. Выход на преддоковую площадку. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводных лодок. В этом помещении находился огромный расточный станок с фундаментом, длиною 15 метров, предназначавшийся для расточки сальников гребного вала подводной лодки. Тут же была стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

22. На производственных площадях завода "Металлист" размещались: станочный парк, участки для проверки оборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения а также пекарня, лазарет, столовая, узлы связи. В случае войны подземная база подводных лодок могла принять руководство, весь рабочий и обслуживающий персонал базы а также команды подводных лодок и обеспечить им полностью автономную жизнь на протяжении 30 дней.

23. Корпус корабельной мины и тележка для ее транспортировки.

24. Автомат по разливу газировки с которым все фоткаются. Будучи ребенком, я успел застать эти автоматы в моем родном городе и летом очень любил покупать в них газировку, особенно с сиропом. К середине 90-х они полностью исчезли.

25. А вот еще одно из интереснейших мест подземной базы - сухой док, длиною 102 метра. Перед постановкой подводной лодки на ремонт, док заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке и канале. Затем батопорт, закрывающий вход в сухой док, отводили в сторону и подводная лодка заходила в док, после чего батопорт закрывали и откачивали воду из доковой камеры. Откачка воды мощными насосами занимала около 4-х часов. Лодка становилась на кильбоки, обшивалась строительными лесами и начинался ее ремонт.

26. Сейчас тут выставлен макет подводной лодки, для ремонта и обслуживания которых была предназначена эта база. Это место стало бы в разы атмосферней, если бы вместо макета в сухом доке находилась настоящая подводная лодка, в идеале открытая для посещения. Уверен, находись такой объект в какой-либо из европейских стран, именно так все и было бы. Но в Украине все несколько иначе. Несмотря на то, что в Севастопольской бухте догнивают несколько подводных лодок, которые рано или поздно будут порезаны на металл, пригнать и поставить одну из них в эту подземную базу никто и никогда не додумается. Хочется верить, что я ошибаюсь.

27. Подземный канал, вдоль которого мы проплывали на катере, ведущий к северному порталу базы.

28. А вот и выход в открытое море. Красота!

29. За стеной, идущей вдоль канала, расположены складские помещения. Доступа к ним нет, на железных дверях висят замки.

30. Переходим на другой берег подземного канала - тут располагается вторая часть подземной базы - арсенал или Объект 820. В нем хранились боеголовки для торпед и ракет, в том числе и ядерные. С тех пор, как была произведена первая закладка в 1959 году тут хранились ядерные заряды шести видов, суммарной мощностью более мегатонны. В 1992 году с обретением Украиной безядерного статуса все ядерное оружие с объекта было вывезено в Россию.

31. Шлюзовая камера арсенала, состоящая из противоатомных гермостворок с внешней стороны арсенала и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внешние гермодвери весом по 10 тонн каждая и толщиной 60 см, способны выдержать давление до 60 атмосфер.

32.

33. Электропривод, закрывающий и открывающий створки гермодвери. Их тут два по одному на каждую створку.

34. Защитная герметичная дверь из листовой стали. По периметру она имеет резиновую прокладку, благодаря чему обеспечивается полная герметизация объекта 820. Чтобы не открывать дверь каждый раз, в ней предусмотрена калитка для прохода персонала. Вес двери 480 кг оказался неподъемным для мародеров и дверь сохранилась до нашего времени.

35. На территории арсенала выставлена экспозиция, посвященная военно-морскому флоту. В основном это модели боевых кораблей и подводных лодок, никакого отношения к объекту не имеющие и различные детали подводных лодок. Модели подводных лодок, выставленные тут, просто не смогли бы войти внутрь базы из-за своих габаритов. Ведь в скором времени после постройки подземной ремонтной базы она уже устарела. Подводные лодки к тому времени сильно изменились и увеличились в габаритах. Так что базу собирались даже закрыть и, по непроверенной информации из интернета, Хрущев, во время визита в это место, хотел организовать тут склад для хранения вина, в то время как объект был достроен на 90%, но его удалось переубедить.

36. Модель самой большой в мире подводной лодки проекта 941 "Акула".

37. Идем в самую главную и интересную часть арсенала - в хранилище ядерных торпед.

38. Эта часть арсенала являлась секретной и доступ в нее имели лишь расчеты состоящие исключительно из офицеров и мичманов. Именно тут осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию. Двери в стене в левой части фотографии ведут в подсобные помещения, в которых хранился инструмент, измерительная аппаратура и запасные части.

Но что тут делают эти информационные стенды, посвященные Вооруженным Силам Украины выполненные в лучших традиция социалистической пропаганды? Какое отношение имеют эти самые силы к этому объекту? Дремучий совок, к сожалению, жив и процветает.

39. Соседнее помещение - самое крупное в арсенале с рабочей площадью 300 квадратных метров. Тут проводилась сборка боеголовок. Сейчас тут располагается самая крупная экспозиция музея, посвященная флоту. Честно говоря, экспозиция довольно скучная и смотреть тут нечего.

40. Фрагмент корпуса подводной лодки. Вместо всей этой унылой экспозиции лучше бы поставили в подземном доке одну из ржавеющих подводных лодок.

41.

42.

43. Что в этом музейном комплексе прекрасно - это то, что везде можно совершенно свободно гулять. Для того, чтобы никто ничего не трогал и не лез туда, куда не полагается, в каждом из подземных залов дежурит охранник.

45. Центр арсенала. На фото поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозили контейнеры с боеголовками. Вес одной такой тележки 996 кг, грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиям техники безопасности, тележки перемещались вручную.

46.

47. К посещению доступны далеко не все помещения подземной базы. Та часть, что недоступна для осмотра публикой, выглядит примерно так:

48. Техническая площадка на которой находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, служебные помещения, кладовая, медпункт и компрессорная. Тут также есть еще и подземный уровень на котором раньше размещались системы автономного жизнеобеспечения: дизель-генераторы, холодильные машины и кондиционеры. Доступа туда посетителям нет, потому что подземный уровень выглядит так, как помещения на предыдущей фотографии.

49.

50. Фильтровентиляционная установка. Учитывая то, что находится она прямо возле выхода, установлена она была уже после разграбления базы, иначе бы ее утащили одной из первых.

51. Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода рабочих был предусмотрен небольшой коридор в обход противоатомных гермоворот. Коридор закрывался такими вот дверями.

52. На этом обход музейного комплекса заканчивается. Выход из него был хорошо замаскирован такой вот надстройкой.

53. Со стороны улицы все это закрывает высокий забор.

54. Возле выхода из подземного комплекса лениво тусуются местные кошаки.

55. Гора Таврос, под которой расположился этот уникальный в своем роде подземный комплекс. Это фото дает отличное представление о масштабах объектов, расположенных внутри горы. Красными точками я отметил места, которые уже показывал на фотографиях выше. Левая точка - северный портал для выхода лодок в акваторию Черного моря. Центральная точка - вход для персонала в объект 820 - арсенал. Он же на фотографиях 52-53. Правая точка - вход в подземный канал, через который подлодки заплывали внутрь базы из бухты. Сказать, что масштабы впечатляют - ничего не сказать!

Ну и в завершении немного мыслей по поводу этой невероятной подземной базы. Безусловно радует тот факт, что объекту не дали пропасть и превратиться в сеть заброшенных и заваленных мусором подземных нор, как это произошло с еще одним не менее масштабным объектом в Крыму. Тут создан музейный комплекс и каким бы он не был, есть надежда, что со временем он будет развиваться и улучшаться. Другое дело, что сейчас им управляют совковые чинуши из Министерства обороны, пик интеллектуальных способностей которых - это покрасить стены, повесить плакаты и провести освещение. У музея такого масштаба нет даже официального сайта!!! - и это в двадцать первом веке! О чем тут можно говорить! К сожалению, это типичная картина для постсоветского пространства - все, что находится в руках государства не развивается, а в худшем случае разваливается и деградирует. Про унылые экспозиции не имеющие в 90% вообще никакого отношения к этому месту я уже упоминал.

Я посетил много музеев на западе и видел, как должен выглядеть хороший музей. А музей с таким громадным потенциалом как эта подземная база способен снискать мировую известность и стать такой же визитной карточкой Крыма, как Эйфелевая башня - символом Франции. Может не самое корректное сравнение, но суть ясна. Это место должно быть не военно-морским музейным комплексом, а музеем холодной войны. Внутри должна стоять одна, а лучше несколько подводных лодок, открытых для посещения. В огромных залах должны находиться проекторы с трансляцией фильмов об атомных испытаниях, о Карибском кризисе, и прочей видеохроникой, рассказывающей о противостоянии двух супердержав СССР и США. Должно быть больше интерактива, должны быть звуковые и световые эффекты и еще много чего, например, помещения, которые можно арендовать для празднования торжества, свадьбы либо юбилея какого-либо предприятия или фирмы. Важные мероприятия города тоже могут проводиться в подземном комплексе. Ведь все это приносит деньги, которые можно пустить на совершенствование музея и создает дополнительную рекламу. Я писал о том, какой невероятный музей сделали немцы в обычной - месте, уступающему этой подземной базе в десятки раз.

Но всего этого не будет, потому что это Крым. Как и везде на постсоветском пространстве тут не принято вкладывать деньги в развитие и создание прекрасного, в улучшение того места, где ты живешь. Хозяйственный подход у государственных функционеров, продолжающих худшие традиции совка, отсутствует начисто. Но все же мне очень хочется верить, что у бывшей подземной базы для ремонта и обслуживания подводных лодок впереди большое будущее, что она будет развиваться и однажды превратится в жемчужину крымского музейного ландшафта, известную во всем мире.

Напоследок пару ссылок для особо любознательных на другие отчеты об этом месте:

12:46 pm - Балаклава: Объект 825 ГТС - секретная база подводных лодок

Был про крепость Чембало, помнющую не одно сражение. А этот тоже про памятник войны, только не Крымской, не Великой отечественной, а холодной. Секретный объект 825 ГТС (или К-825), объект из за которого город Балаклава стал секретным городом и перестал существовать на картах - секретный подземный завод по ремонту подводных лодок... по совместительству еще и атомное убежище.. Нынче это одна из самых интересных достопримечательностей Балаклавы.


В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшего в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. В горе Таврос прорубили целый подземный комплекс включающий в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для реконта, склады, минно-торпедную часть, спец-помещения и т.д. Разумеется, объект был сооружением противоатомной защиты первой категории, т.е. мог выдержат прямое попадание атомной бомбы мощностью 100 кт.

В случае атомного удара мощные противоатомные двери закрывались и завод мог самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек. Разумеется, были обеспечены и автономная подача воздуха, и мощные дизель-генераторы, и топливные и водяные магистрали. А подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и комнаты отдыха.

Только строительство этого подземного сооружения обошлось в 67 миллионов советских рублей. Не меньшая сумма ушла и на внутреннее спецоборудование: систему герметизации, фильтровентиляционное хозяйство, канализацию и во-дообеспечение.При строительстве было вывезено около 120 тысяч тонн горной породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. База получила название "Объект 825 ГТС", и в официальных документах именовалась Городской телефонной станцией =) Такая вот не слабая телефонная станция....

Как правило, лодка заходила на завод ночью, когда город спал. Завод обслуживал лодки проектов 613, 633, 615. С правой стороны при входе в канал находился батопорт (морская задвижка) — он закрывал вход в канал и весил около 150 тонн. Его высота составляла 14 м., ширина — 6 м., длина — 18 м. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.
Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7-9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки). Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6-22 м., глубина 6-8,5 м.
Сейчас по каналу этому можно проплыть на катере с экскурсией.. правда желающих ну очень много...

Но, к сожалению, распада Советского Союза советская супер база не пережила.. В середине 90х объект (разумеется без лодок и вооружения) стоял пустой и был разграблен. Вывезли все металлические конструкции, даже перила. И остались от объекта 825 ГТС только голые стены... хотя и они впечатляют.

Путешествие по объекту 825 ГТС - это конечно впечатляющая экскурсия.. Длинные туннели, полумрак... это напоминает компьютерную игру, такой Half-Life или Follout в действие... Местами нам везло, мы шли практически одни.. и казалось, что вот-вот из темноты вылезут какие-нибудь чужие..

Что бы ходить по туннелям было интереснее в них организованы экспозиции, о черноморском флоте СССР и функционировании этой подземной базы, о ВМФ Украины, еще о чем-то. В принципе экспозиция достаточно интересная, но разглядывать документы, макеты и т.д. - это интересно в Военно-Морском музее или еще где-нибудь. А когда ты находишь на таком объекте, то сами стены, пускай даже голые - это главный экспонат

Когда здесь находишься, ощущение, что ядерная война все таки прошла, причем уверенности, что победил именно Совесткий Союз как-то нет..

Для посещения, к сожелению открыта только часть базы - может быть самая интересная, но все равно так и хочется послоняться там более подробно. Еще, кстати, на базе функционирует музей Крымской войны, и по слухам он очень интересный, обширный и т.д. Но туда нужен отдельный билет, который надо заранее брать в кассе базы..

Единственный минус балаклавской секретной базы - там холодно, особенно это ощущается в контрасте с крымской жарой. Мы вспоминали экскурсию по крымским пещерам (