Что дают в самолете. Виды и особенности питания в самолетах аэрофлота

Что дают в самолете. Виды и особенности питания в самолетах аэрофлота
Что дают в самолете. Виды и особенности питания в самолетах аэрофлота

Вы когда-нибудь видели глубоко замороженное варёное яйцо? Мне вот недавно довелось. Когда на рейсе крупнейшего российского перевозчика я открыла контейнеры и обнаружила, что салат, мясная нарезка и половинка яйца больше похожи на ледяные муляжи, чем на еду. Баночка с йогуртом тоже была твёрдой и очень холодной.

Я, конечно, и до этого знала, что самолётную еду готовят, раскладывают по контейнерам и затем подвергают глубокой заморозке. А оттаивает и подогревается она уже на борту лайнера, после взлёта. Но когда поняла, как это выглядит на самом деле, задумалась, а стоит ли вообще есть то, что предлагает перевозчик. Тем более что последнее время они предлагают всё меньше и, за некоторыми исключениями, всё хуже.

Питание на борту: первой была курица

История бортового питания началась, когда авиаконструкторы придумали, как сделать так, чтобы в полёте пассажиров не слишком трясло - до того перелёт, прямо скажем, был больше похож на езду по колдобинам. А, учитывая, что всё происходило в воздухе, решившиеся на полёт думали только о том, чтобы добраться до места назначения живыми и вряд ли смогли бы себя заставить проглотить хоть кусочек.

В конце 1930-х появился Boeing 307 Stratoliner с комфортными креслами, настоящей кухней, где готовил шеф-повар, и туалетами на борту (представляете, раньше их не было!). Пассажирам предлагали жаренную или запечённую курицу с гарниром, напитки и сигареты - считалось, что курение должно успокоить особо нервных. Сервировалось всё почти как в ресторане: с нормальными фарфоровыми тарелками, металлическими столовыми приборами и стеклянными или даже хрустальными бокалами. Разве что столик чуть теснее был.

Развитие конкуренции в пассажирской авиации привело к появлению разнообразного бортового питания. В то время запрещено было давать скидки на авиабилеты, снижать их цену, поэтому привлечь клиента можно было лишь разносолами да деликатесами. Икра и шампанское во время полёта доставались не только пассажирам первого класса. Этот праздник живота на высоте длился до конца 1970-х, когда американские власти отпустили вожжи и разрешили авиаперевозчикам самостоятельно формировать цены. Вот тогда и началась маркетинговая бойня. Как завлечь клиента, сэкономить на нём, но получить прибыль. Появились научные исследования о том, что вкусовые рецепторы на высоте нескольких километров работают у нас не так, как на твёрдой земле и домашняя еда наверху воспринимается как невкусная. Из этого развилась целая отрасль по приготовлению питания для перелётов. Не знаю, как там специалисты это измеряли - как по мне, сэндвич, взятый из дома, куда вкуснее самолётного.

Нынче перевозчики активно пытаются вывести питание в отдельную статью дохода. Если ещё десяток-другой лет назад невозможно было себе представить, что в самолёте тебя не покормят, сейчас такое сплошь и рядом. И при выборе дешёвого авиабилета непременно нужно смотреть все условия.

Сколько кормят в самолёте

На сегодняшний день почти все авиакомпании придерживаются общего правила:

На рейсе длительностью менее трёх часов подаются напитки и закуски. Это может быть сэндвич, булочка или кекс, маленькая пачка крекеров или печенья, а на рейсах длительностью в час, например, пакетик орешков.

На рейсах длительностью от трёх до шести часов подаётся горячее питание. В зависимости от времени полёта - завтрак, обед или ужин. Его состав и объём полностью зависит от щедрости (или, скорее, жадности) авиакомпании. Конкретный набор нужно смотреть на сайте перевозчика или в многочисленных интернет-сообществах любителей бортовой еды. Большинство компаний предложит алкоголь (некоторые, например, наш «Аэрофлот» на завтраки выпивать не даёт, только на обеды и ужины).

На рейсах длительностью более шести часов кормят два раза. С объёмами и алкоголем та же история, что и на рейсах средней дальности (3-6 часов).

Кстати
Каждый год обновляется рейтинг авиаперевозчиков с самым вкусным питанием на борту. В последние годы пальму первенства перехватывают друг у друга Turkish Airlines и Emirates.

Лети голодный

Тенденция исключать питание из цены авиабилета распространяется среди перевозчиков с невероятной быстротой. Ещё недавно еду за отдельную плату предоставляли лишь лоукостеры. Но с ними всё понятно: воздушная «маршрутка» на том и построена, чтобы пассажир платил маленькие деньги только за то, чтобы его перевезли из пункта А в пункт Б, а всё остальное покупал отдельно.

Однако обычные авиакомпании тоже придумали способ: теперь они предлагают самый дешёвый тариф без багажа и питания. Хочешь поесть во время полёта - плати отдельно. Поэтому в процессе покупки билета внимательно читайте все правила и набор услуг.

Многие скажут: подумаешь, два-три часа без еды! Вы же на земле не питаетесь каждый час! Однако они забывают добавить к двум часам собственно перелёта ещё два часа ожидания в аэропорту и дорогу в воздушную гавань, которая у многих, особенно, в больших городах занимает 1,5-2 часа. Вот уже и шесть набежало. Проголодаешься тут!

Важно
При покупке билетов по самым дешёвым тарифам следите, чтобы вам не навязали услугу питания. Некоторые хитрые авиакомпании ставят галочку в пункте «Заказать питание» за вас, а вы этого можете не заметить. Особенно, если покупаете билет с мобильного устройства, и часть экрана не видна.

Сколько стоит еда в самолёте

Если вы летите лоукостером, вариантов нет: еда на борту будет платной. Airinme изучил сайты бюджетных авиакомпаний и сравнил цены на еду, предлагаемую наиболее популярными европейскими перевозчиками за отдельную плату. Получился наш собственный рейтинг, составленный по стоимости перекуса. Мы смотрели цены на сэндвич, закуски вроде чипсов, орешков или шоколадных батончиков, безалкогольные горячие и холодные напитки и бокал вина.

Безоговорочную победу среди самых жадных одержал исландский лоукостер Icelandair. В его меню:

Сэндвичи по 8-14 евро (560 - 980 рублей);

Чипсы, орешки и шоколадные батончики от 3 до 5 евро за упаковку (210 - 350 рублей);

Бокал алкогольного напитка за 7-8 евро (около 500 рублей);

Вода и соки предоставляются бесплатно.

Не слишком сильно от жителей холодного острова отстали горячие испанцы. Вот цены на еду в авиакомпании Iberia:

Набор, состоящий из сэндвича, горячего или холодного напитка и снэка на выбор стоит 10 евро (700 рублей). Если вместо безалкогольного напитка взять пиво, придется заплатить чуть больше 11 евро (770 рублей)

Набор из вина и закуски стоит 6,5 евро (455 рублей).

Немецкий лоукостер Eurowings предоставляет самые гуманные цены. Скажем, сэндвич вкупе с напитком стоит от 6,5 до 6,9 евро (около 480 рублей). А бокал вина и пакетик орешков (шоколадка или пакетик чипсов) обойдутся в 6 евро (420 рублей).

Британский Jet2 предлагает сэндвич и чипсы за 4,5 фунтов стерлингов (360 рублей), столько же придётся заплатить за порцию вина. Безалкогольные напитки - вода и газировка обойдутся от 1,3 до 2,3 фунтов стерлингов (104 - 185 рублей).

Рейтинг европейских лоукостеров, составленный по стоимости еды

Мы суммировали цену сэндвича, закуски (пакетик чипсов, орешков или шоколадный батончик), холодного или горячего напитка и бокала вина. Вот что у нас получилось.

Eurowings - 12,5 евро (859 рублей)

Jet2 - 12,7 евро (873 рубля)

Thomson - 13 евро (893 рубля)

Thomas Cook - 13,5 евро (928 рублей)

Air Berlin - 14,5 евро (996 рублей)

British Airways - 14,10 евро (969 рублей)

Easyjet - 15 евро (1031 рубль)

Aer Lingus - 15,5 евро (1065 рублей)

Norwegian - 16 евро (1100 рублей)

Ryanair - 16 евро (1100 рублей)

Flybe - 17,5 евро (1202 рубля)

Iberia - 17,5 евро (1202 рубля)

Icelandair - 18 евро (1237 рублей).

Можно ли брать еду в самолет

На самом деле, есть более простое решение проблемы питания в самолёте. Взять еду из дома. Почему-то многие думают, что с ней не пропустят на борт. Однако никаких ограничений в правилах авиакомпаний нет, кроме запрета на жидкости. Причём йогурт или варенье тоже считаются таковой.

Важно
Йогурты, желе, варенья-джемы, всевозможные соусы тоже считаются жидкостями.

Проблему с водой многие решают, пронося с собой пустую пластиковую бутылку и набирая в неё воду уже после прохождения зоны досмотра. Во многих аэропортах есть питьевые фонтанчики. Но даже если нет, набрать воды из-под крана в европейском аэропорту можно без опаски.

Что касается еды, тут вы вправе нести на борт хоть полный обед (без супа, правда). Просто помните, что нельзя жидкое и разогреть не получится. Также вам могут предъявить претензию, если ваша еда слишком сильно пахнет или, например, брызжет соком во все стороны. Словом, важно, чтобы от вашей еды не было дискомфорта соседям. Всё остальное - на ваше усмотрение. Фрукты, овощи, орешки, сухофрукты, печенье и крекеры, шоколадки или конфеты (только помните, что их надо чем-то запивать), сэндвичи или роллы в лаваше, да хоть варёные яйца. Запечённая в духовке куриная или индюшачья грудка отлично идут и в холодном виде. Сытно, полезно, и бюджет не пострадал. Осторожнее с сильно солёными и острыми продуктами. Лучше такие в самолёт не брать.

Кстати
В последнее время на коротких рейсах стали кормить чем-то совсем малоприятным. Два куска хлеба с непонятной замазкой или «пластиковый» кекс с такой же явно ненатуральной начинкой, к сожалению, далеко не редкость. Поэтому лучше потерпеть до конца полёта и поесть на земле или взять с собой домашний бутерброд.


Специальное питание в самолёте

Многие авиакомпании, которые ещё пока кормят своих пассажиров, предлагают специальное питание - детское, вегетарианское, кошерное или халяльное. Его нужно заказать во время покупки билета или позже, но успеть за 24-48 часов до вылета.

Чтобы взять себе такое питание не нужно никаких доказательств, что вы, скажем, правоверный мусульманин или иудей. Поэтому несколько лет назад среди часто летающих пассажиров было модно заказывать себе кошерное питание. Во-первых, оно было вкуснее. Во-вторых, чуть больше по объёму, чем стандартное. Кроме того, его приносили до того, как стюардессы начинали развозить питание всем пассажирам.

В последнее время и этот набор стремится к уменьшению объёмов.

Если хотите узнать о других лайфхаках опытных путешественников со всего мира, подписывайтесь на рассылку Airinme Traveller!

Выбирая авиабилеты, пассажиры обычно максимально уточняют информацию о перелете и о том, есть ли на борту самолета питание, чтобы путешествие было максимально комфортным. Накормят ли в ночное время суток, можно ли как-то откорректировать питание ребенка и что делать, если по религиозным убеждениям обычное питание в самолете не подходит? Рассмотрим все эти вопросы на примере одного из лидеров отечественных авиаперевозок, компании S7 Airlines.

История самолетного питания

Самолеты начала 20 века не отличались особой комфортностью, пассажиры постоянно попадали в некую «болтанку», их трясло и в таких некомфортных условиях о еде речи не шло, главное было долететь, а не накормить.

Когда условия перелета стали более комфортными и люди стали летать чаще, началась настоящая битва за пассажиров. Для привлечения новых клиентов авиаперевозчики делали питание в самолетах все более изысканным, тем самым увеличивая продажи.

К началу 60-х годов большинство авиакомпаний уже работало с фирмами, оборудовавшими собственные круглосуточные производства и предоставляющие кейтеринговые услуги. Еда становится более «массовой», речь о деликатесах идет только тогда, когда имеются в виду вип-перевозки.

В настоящее время авиаперевозчики делят еду в зависимости от класса приобретенного билета. Первый и бизнес имеют отдельное меню и более широкий спектр предоставляемых напитков, в том числе и алкогольных. Независимо от класса обслуживания каждый пассажир имеет возможность заказать специальные блюда - диетические или детские например, сделать это следует минимум за сутки до рейса.

Обратите внимание! Пассажиры, которые выбрали специальные блюда, получат свое питание первыми, потому что выдача блюд начинается именно со спецзаказов.

Так как привычная для нас еда типа котлет, колбас и паштетов является скоропортящейся, предоставляться она может не всегда. Большинство комбинатов авиа-питания придерживаются процедуры шоковой заморозки, позволяющей донести до пассажира полноценный вкус блюда после его разогрева. Салаты или блюда, к которым необходим соус, подаются в полугодовом виде - масло, специи и майонез прилагаются в индивидуальной упаковке.

Всегда ли кормят на борту

Для своих пассажиров S7 всегда предоставляет еду на борту самолета, независимо от того проходит полет днем или ночью, однако ее количество и вид зависит от дальности перелета.

Однако бывает, что в авиабилете или комментариях к рейсу на сайте компании стоит специальная пометка «питание в самолете ограничено». Такие примечания стоят на рейсах с малой продолжительностью перелета, до 3-х часов. Это значит, что во время выполнения авиарейса, питание в самолете эконом класса будет без горячего блюда. Пассажирам будут предложены вода и безалкогольные напитки, а также легкое снэк-меню - сэндвичи, обычно - с курицей или сыром на выбор.

Заказать еду на данных рейсах в виду их малой продолжительности можно всего один раз, однако по просьбе пассажира и при наличии возможности бортпроводники с удовольствием могут повторить напитки.

Сколько раз можно поесть за время полета

На рейсах компании s7 пассажиры не останутся голодными, но сколько раз кормят в самолете за весь полет и на что рассчитывать пассажиру?

Угощения предоставляются пассажирам по следующей схеме:

  • леденцовые конфетки от укачивания - предоставляются в момент приветствия пассажиров, перед процедурой взлета и посадки;
  • безалкогольные напитки - через 15-20 минут или сразу после взлета;
  • основное питание (снэки или горячее) - в промежуток от 30-60 минут после взлета.

Если продолжительность рейса свыше 6 часов, авиакомпания должна предоставить полноценное питание дважды, с предоставлением перекуса в промежутке между приемами пищи. Также повторно будут предложены напитки. Возможен и комбинированный вариант - 1 полноценное горячее питание и одно питание снэк-меню - с закусками или сэндвичами.

Рацион питания в самолете

Так что же конкретно представляет собой еда в самолете,предлагаемая на рейсах компании s7?

Рейсы с продолжительностью полета менее 3 часов:

  • Напитки (чай, кофе, сок, вода - на выбор)
  • Легкие закуски - сэндвичи с курицей или сыром (на выбор).

Рейсы с длительностью более 3 часов:

  • Напитки - по той же схеме (возможна двойная подача).
  • Горячее питание - мясное и рыбное блюдо на выбор, с салатом и гарниром.
  • Десерт (сладкая булочка или фрукты).

Важно! Раз в несколько месяцев повара обновляют меню авиакомпаний. Однако многие пассажиры говорят о том, что еда в самолетах кажется им пресной и безвкусной. Это не вина авиаперевозчика, исследования доказали, что под влиянием высоты деятельность вкусовых рецепторов человека меняется. Этим, например, обуславливается любовь пассажиров к соленому томатному соку во время полета.

Заказ специальных позиций меню

Пассажиры бизнес-класса компании s7 могут бесплатно получить специальное питание во время полета, обратившись предварительно в колл-центр компании. Для эконом-класса доплата за спец-заказ на рейсах, продолжительностью больше 3-х часов составит 150 рублей. Заказ необходимо сделать и оплатить картой банка минимум за сутки до вылета.

Что собой представляют специальные позиции меню:

  • Для младенцев - овощное и фруктовое пюре в отдельной упаковке, сладкая булочка, пакетик молока.
  • Детский набор - салат из овощей, кусочки тушеной курицы с макаронами, индивидуально упакованный хлеб, сладкие вафли и ассорти фруктов в нарезке, напитки как и для остальных пассажиров - сок, вода, чай.

  • Питание с низким содержанием лактозы - салат из овощей, картофельные котлетки с тушеными овощами, индивидуально упакованный хлеб, ассорти фруктов в нарезке, ягодный или фруктовый джем, напитки.
  • Вегетарианский набор - не содержит животных жиров и мясных продуктов — салат из овощей, рис с припущенными овощами, томатный соус, ассорти фруктов в нарезке, индивидуально упакованный хлеб, джем, напиток и сладкие вафли.

  • Мусульманское меню - салат из овощей, клопсы из курицы с рисом и тушеными овощами, индивидуально упакованный хлеб, ассорти из свежих фруктов в нарезке, сладкие вафли и напиток.
  • Набор с низким содержание глютена — салат из овощей, клопсы из курицы с рисом и тушеными овощами, ассорти из свежих фруктов в нарезке, джем и напиток.

Интересно! Если хотите блеснуть в полете своими знаниями, полезным фактом будет как называется еда в самолете - закажите у бортпроводника касалетку или динер бокс и не останетесь голодными точно.

Компания S7 всегда дорожила своей репутацией и питание пассажиров - один из немаловажных факторов для авиаперевозчика. За время полета о комфорте и питании обязательно позаботятся.

Крупный российский авиаперевозчик предоставляет на борту своих самолетов различные напитки и питание, предусмотренное тарифным планом. Разнообразие блюд и подаваемых напитков зависит от длительности перелета, направления и класса обслуживания.

В статье мы рассмотрим правила получения питания на борту самолетов Аэрофлота, типы меню по классам обслуживания, а также особенности детского, вегетарианского, диетического и религиозного питания.

Бортовое питание и правила его получения

Авиаперевозчик Аэрофлот предоставляет для каждого класса обслуживания индивидуальное меню. Каждые 6 недель компания вносит корректировки в рацион, заменяет некоторые блюда на новые. Эти изменения предусмотрены в целях разнообразия, что особо актуально для часто летающих пассажиров.

Питание на борту Аэрофлота может различаться по составу блюд, что зависит от продолжительности рейса и выбранного тарифа. Для всех путешественников одного класса обслуживания предоставляется идентичный выбор блюд.

Пассажиры, желающие принимать в самолете определенную пищу, не входящую в стандартное меню перевозчика, могут заранее заказать индивидуальное меню, ориентируясь на медицинские, религиозные и другие показания и предпочтения.

Еда для коротких и длинных рейсов

На коротких рейсах предоставляется небольшой выбор блюд и напитков из меню. Бортпроводники могут предложить пассажирам легкие бутерброды для перекуса, шоколад, фрукты и другие продукты из рациона «Снэк».

При длительности перелета до 3-х часов питание предоставляется 1-2 раза. Если рейс имеет продолжительность до 6-ти часов, пассажирам буду предложены две полноценные трапезы, состоящие из горячих блюд, гарниров, мясных закусок, рыбы, салатов из маринованных овощей. В качестве десерта – сладкие напитки, сдобная выпечка или пирожное.

Аналогичный рацион предоставляется пассажирам, осуществляющим авиаперелет на рейсах длительностью от 6 часов и более. В зависимости от направления блюда в меню Аэрофлота могут быть разными.

Типы меню по классам обслуживания

Для каждого класса обслуживания в самолете предусмотрено индивидуальное питание. Уточнить, какие продукты будут предоставлены в самолете конкретного направления по выбранному тарифу, можно у сотрудников авиакомпании по телефону.

Эконом класс

Самый скромный выбор блюд и напитков предлагается пассажирам обслуживания. При перелете на рейсах международного направления в рацион включается основное блюдо, например, каша с мясом или грибами, легкая закуска из овощей или салат, а также десерт (шоколадные батончики, йогурты, фрукты или выпечка).

На рейсах внутренних направлений длительностью до 3-х часов пассажирам предлагаются напитки и сэндвичи с рулетом из диетического мяса.

Комфорт класс

В меню разнообразнее и зависит от направления рейса. Например, при перелете на прямом рейсе из Москвы в Нью-Йорк при первом обслуживании пассажирам предлагают отведать вкусные закуски из овощей, грибов или мясных начинок, салаты, три вида основных блюд на выбор, а также десерт из песочного пирожного.

На втором обслуживании подается салат из овощей и мяса, закуска, три вида основных блюд на выбор, пирожное на десерт, масло, хлеб и майонезный соус.

В меню также включены разнообразные напитки на выбор: чай, кофе, минеральная вода, соки, морс, сладкая газировка, пиво и вино.

Бизнес класс

Большой выбор блюд и напитков предоставляется пассажирам, путешествующим в салоне бизнес класса Аэрофлот. В ассортименте перевозчика хороший выбор блюд из овощей, мяса и рыбы, разнообразные десерты и легкие закуски.

Меню также зависит от направления и длительности рейса. При перелетах на рейсах средней и короткой продолжительности рацион ограничивается холодной закуской к аперитиву, горячим завтраком, тремя видами горячих основных блюд на выбор и десертом (пирожное, мороженое).

При перелетах на длительные расстояния в самолетах компании Аэрофлот предусмотрено полноценное двухразовое питание с дополнительным рационом, состоящим из фруктов и сэндвича. Между основной раздачей блюд и напитков пассажирам также подаются фруктово-ореховые батончики, соленые колечки, ассорти с сухофруктами, пастила и крекер.

Меню бизнес класса включает:

  • аперитив – тарталетки с крабовым мясом;
  • закуска из красной рыбы с зеленью, соусом и сыром;
  • салат из свежих овощей;
  • горячий суп;
  • три вторых блюда на выбор;
  • торт и мороженое на десерт.

На рейсах азиатского направления пассажирам бизнес класса предлагаются сеты на выбор: корейские, тайские, японские, китайские, вьетнамские.

Специальное питание в самолете Аэрофлот

За 36 часов до вылета пассажиры могут заказать в авиакомпании Аэрофлот специальное питание, разработанное с учетом медицинских показаний, религиозных убеждений и возраста (детское меню).

Специальное питание предоставляется не на всех рейсах. Например, при перелете в классе эконом короткой продолжительности (до 3-х часов) авиакомпания не принимает заказы на приготовление отдельных блюд для питания на борту.

На рейсах какой продолжительности можно заказать спецпитание:

  • по тарифу эконом – на рейсах продолжительностью от 4-х часов;
  • по тарифу бизнес – свыше 1 часа.

Диетическое

В Аэрофлоте есть несколько типов питания из категории «диетическое», на выбор пассажира (по согласованию с перевозчиком за 36 часов до вылета).

Какое диетическое меню можно выбрать в самолетах Аэрофлот:

  1. С низким содержанием жиров. В меню включены блюда из постных продуктов, нежирная молочная продукция, мясо нежирных сортов, овощи и фрукты.
  2. Без добавления соли.
  3. Без содержания клейковины (без растительного белка).
  4. С исключением продуктов с содержанием сахара, с фруктозой, а также жирной пищи.
  5. С низким содержанием молочного белка. В рацион включена обезжиренная молочная продукция, фрукты, овощи, мясо постных сортов.
  6. Постное низкокалорийное питание в пределах 1200 ккал.

Детское

При перелете с маленькими детьми родители могут заказать индивидуальное меню для кормления несовершеннолетнего пассажира.

Аэрофлот предоставляет на выбор два вида детского меню:

  1. Для грудных младенцев – хороший ассортимент детского питания + порционное молоко.
  2. Для детей от двух лет – легкоусвояемая пища небольшими кусочками или пюреобразной консистенции.

Религиозное

Граждане, придерживающиеся определенных диет по религиозным убеждениям, могут заказать в компании Аэрофлот специальное меню, ориентированные на конкретные предпочтения.

Религиозные виды рациона:

  • мусульманское – из меню исключены блюда со свининой, желатином, а также алкоголь;
  • индуистское – с исключением свинины, говядины и телятины;
  • халяльное (имеется сертификация) – все блюда приготавливаются в полном соответствии с требованиями и нормами Ислама;
  • кошерное – при приготовлении блюд соблюдаются кошерные правила;
  • постное питание – исключается молочная продукция, рыба и мясо.

Вегетарианское

В авиакомпании Аэрофлот пассажиры могут предварительно заказать вегетарианское меню, предоставляемое в трех видах. Первый рацион – строгий, с полным исключением продуктов и блюд из яиц, молока и животной пищи.

Второе меню – азиатское (хинду) – ограничение молочных продуктов, исключение мяса и рыбы.

Еще один вариант для вегетарианского рациона – фруктовое меню, состоящее исключительно из полезных плодов.

Как заказать питание в Аэрофлоте

При покупке авиабилета на сайте компании Аэрофлот можно выбрать и заказать индивидуальное питание из раздела «Специальное». Помимо перечисленных рационов, перевозчик также предлагает своим пассажирам «Национальное» меню, состоящее из блюд русской кухни. Изучить полный ассортимент блюд и напитков в самолетах Аэрофлот можно в разделе «Справочная информация» – «Питание на борту».

Заказы на индивидуальное питание принимаются не позднее, чем за 36 часов до вылета. Пассажир может позвонить в Центр информации и бронирования Аэрофлота по контактному номеру и детально обговорить возможные виды рациона по выбранному тарифу и направлению.

Какую еду можно взять с собой

Путешественники, отправляющиеся в полет на самолетах Аэрофлота, могут взять с собой на борт некоторые продукты и напитки для перекуса. Это предложение особо актуально для пассажиров эконом класса, не согласными с предоставленным меню в самолете, а также для тех, кто совершает перелет на рейсах короткой продолжительности с ограниченным выбором питания на борту или его полным отсутствием.

Аэрофлот, как и другие известные авиаперевозчики, регламентирует определенные правила по провозу продуктов питания в самолете. С этой информацией следует ознакомиться заранее.

Какие продукты можно взять в салон:

  1. Основная рекомендация специалистов – на борт лучше брать легкоусвояемые и нескоропортящиеся продукты для перекуса во время перелета. В можно взять бутерброды в пластиковом контейнере, овощи, фрукты, изюм, орехи, печенье, леденцы, жвачку (спасает при укачивании), шоколад, минеральную воду без газов.
  2. В компании действуют ограничения по провозу жидкостей в салоне. Один пассажир может взять в ручную кладь до 1 литра жидкости в емкости до 100 мл. К категории «жидкости» относятся не только напитки, но и другие продукты из привычного рациона: йогурты, паштеты, пюре, мягкий сыр, мед, консервы, варенье, пудинги, майонез, кетчуп и т. д.
  3. Не желательно брать в самолет свежую молочную продукцию (может быстро испортиться). В перечень не рекомендованных продуктов для питания на борту также вносится рыба, копчености, консервация, морепродукты, яйца, куриное мясо, квашеная капуста, пища с резким запахом, крошащаяся продукция, хлопья и чипсы.
  4. При родители могут взять на борт молоко в необходимом объеме, специальное детское питание, соки и молочные смеси без соблюдения основных норм по провозу жидкостей в салоне. Но чтобы не возникли непредвиденные проблемы при , этот вопрос нужно согласовать предварительно с компанией-перевозчиком.

Также пассажир обязан учитывать требования страны, выбранной для авиапутешествия. Например, в страны Евросоюза нельзя ввозить молочные продукты и мясные изделия. В США запрещен ввоз рыбы, черной икры, консервации всех видов, мяса и молочной продукции. Ограничение на ввоз мясных продуктов также введено в Таиланде и в Израиле. Уточнить информацию относительно списка запрещенных к провозу продуктов можно в консульстве страны, куда запланирован авиаперелет.

Российская авиакомпания Аэрофлот предоставляет своим пассажирам всегда свежие и качественные продукты и блюда, приготовленные с полным соблюдением всех правил и норм. По отзывам путешественникам, питание в самолетах Аэрофлот полноценно соответствует высоким стандартам качества.

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у бортпроводника на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Самолёт — огромная машина, которая с комфортом мчит нас из одной точки планеты в другую. Вне зависимости от того, на какое время ты поднимаешься на борт самолёта, на час или на половину суток, тебе всегда предложат еду и напитки.

Мы решили выяснить особенности питания на борту самолёта российских авиакомпаний у Григорьевой Анастасии, работавшей бортпроводником на рейсах «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Григорьева Анастасия
Бортпроводник на рейсах "Аэрофлота" и "Трансаэро"

Как еда попадает на борт самолёта?

В каждом аэропорту есть собственный цех питания, который работает без остановки и днем, и ночью. Чаще всего он один на аэропорт, но бывают исключения. У «Аэрофлота» в Шереметьево — свой цех, например. Питание готовится примерно за два-три часа до вылета каждого самолёта по количеству пассажиров, купивших билеты. В случае, если пассажиров по каким-то причинам оказывается больше, питание досылается с рейса, вылетающего позже. Организация процесса питания — это отлаженный механизм, огромный конвейер продуктов и рабочих рук. В итоге, на борт самолёта придёт ровно столько порций, сколько пассажиров летит определённым рейсом.

Если рейс короткий (менее трёх часов полёта в одну сторону), то сразу же грузят питание на обратную дорогу, которое сильно замораживают, чтобы оно не испортилось.

Доставляют питание к самолёту на специальных машинах примерно за полчаса до посадки пассажиров. Крайне редко случаются сбои и питание могут грузить во время посадки. Иногда досыл может происходить и за пять минут до взлёта, но пока вся еда не будет на борту, двери самолёта не закроют. Так что часто задержки рейсов бывают из-за того, что кто-то в последний момент купил билет, и ему довозят питание.

На борту самолёта что-то готовят?

На бортовой кухне всю еду просто разогревают. Готовая порционная пища поставляется сразу в тележках и на решётках, которые вставляются в специальные печки. В зависимости от типа самолёта и расположения кухонных стоек, количество печек на борту может быть от четырёх до шестнадцати.

На каждый рейс загружаются чай в пакетиках и кофе (зависит от компании — растворимый или в специальных пакетах, которые вставляются в кофемашины). На борту есть кипятильники, которые используются для заваривания напитков.

Меню — на каждом рейсе разное?

Одно меню устанавливается у авиакомпании на срок в три-четыре месяца, после этого меняется, но незначительно. К примеру, три месяца в меню на выбор курица с рисом или рыба с картошкой на прямой пролёт, говядина с макаронами или рыба с рисом — на обратный, а в следующие месяцы меняются способ приготовления, гарниры, вид мяса и рыбы.

В разных странах, как и городах, меню отличается по видам продуктов, которые в данной стране наиболее доступны. К примеру, в городах с доступом к морю будет более вкусная рыба, в Испании к холодному питанию приложат хамон.

Чем отличается еда в бизнес- и эконом-классах?

В бизнес-классе больше порции и более разнообразное меню, сами этапы обслуживания более трудоёмкие и максимально приближены к ресторанному. Пассажирам предлагается бумажное меню из трёх блюд с возможностью выбора. В «Аэрофлоте» на длительных перелётах (от шести часов) предлагают ещё супы. Все блюда подают отдельно и застилают столик салфеткой типа скатерти.

Еда для бизнес- и эконом-классов готовится на одной кухне при аэропорту, но, к примеру, в «Аэрофлоте» всё меню бизнес-класса готовится по стандартам московского ресторана «Пушкин».

Кормить пассажиров обоих классов начинают одновременно, делают это разные люди. В бизнесе работают старший бортпроводник и бортпроводник, специально обученный работе с бизнес-классом.

Интересно, но те, кто заплатил за бизнес-класс изначально, а не по апгреду на борту (повышение в классе обслуживания), гораздо более лояльные адекватные пассажиры. Чаще отказываются от еды и не истерят, когда чего-то не хватило.

Что такое «особый тип питания» в билете?

Особый тип питания не сильно отличается от обычного (причем даже в «бизнесе»). Оно не лучше и не вкуснее, оно просто более подходящее для особых категорий пассажиров. Оно заказывается при бронировании билетов, но не позднее, чем за сутки до вылета, поскольку в цехе питания должны знать, что таким-то рейсом точно полетит пассажир с таким-то питанием.

Чаще всего у бортпроводников есть специальный лист с ФИО и номером кресла такого пассажира. Если такого листа нет, то старший объявит по громкой связи, чтобы такие пассажиры обратились к бортпроводникам. Также об этом стоит предупредить, если пассажир пересел. Сверяют по ФИО и номеру кресла, причем ФИО называет пассажир, а не бортпроводник.

Еще почти всегда на борту есть гречка, фрукты и овощи для тех, кто не заказал специальное питание, но, допустим, является вегетарианцем. Гречка — уже в готовом виде, фрукты и овощи — свежие.

Каких пассажиров накормят в первую очередь?

Кормить начинают с носа, но есть определённый порядок в каждой компании для каждого типа самолёта и для времени полёта, как кормить пассажиров. На маленьких судах, чаще всего, идут только с носа. На более крупных — с носа, середины и хвоста. И всегда стараются оставить несколько порций на выбор для особо недовольных.

Сколько порций напитков и еды я могу попросить?

Напитки можно просить в неограниченном количестве, но стоит помнить о том, что они грузятся сразу на два пролёта. Это значит, что та бригада, которая полетит обратным рейсом, может остаться без напитков вообще. Кроме того, какой-то вид напитка может закончиться в полёте (чаще всего обратный пролет). Напитки, как правило, следующие: апельсиновый, яблочный, томатный соки, вода газированная и негазированная, кола, спрайт, чай, кофе. Можно попросить хоть все напитки, какие есть в тележке, но стоит помнить, что мы не одни, а самолёт не ресторан «all inclusive». Алкоголь в российских авиакомпаниях сейчас запрещен, а вообще положена одна порция на человека, если не считать тот алкоголь, который идёт на продажу.

Что касается питания, то на одного пассажира рассчитана одна порция питания на каждый рацион обслуживания. В исключительных случаях, если кто-то из пассажиров отказался от еды, его порцию могут отдать страждущему.

Кстати, посуда в экономе не одноразовая. По прилёту экипаж сдает её борт-питанию, за каждую недостачу вычитают из заработной платы того, кто отвечал за питание на рейсе.

Если я проспал обед, меня накормят?

Если пассажир проспал обед, он сам должен сообщить бортпроводнику, что проснулся и хочет покушать. Поскольку таких может быть много, и за всеми бортпроводники не могут уследить. При этом пассажир должен осознавать, что в этом случае выбора питания может уже не остаться, поскольку порции на выбор грузят 50 на 50. То есть, если летит сто человек, то половина порций будут с мясом, половина — с рыбой.

Чем питается экипаж самолёта?

Экипаж самолёта кушает то же самое, что и бизнес-класс. Исключение — командир корабля, для него пищу готовят отдельно. Пилоты вообще должны есть разную еду, поскольку если у одного из них случится недомогание из-за принятой пищи, то второй должен быть в состоянии заменить его. Пилоты едят в любое время, когда самолёт находится в режиме автопилота, но строго по очереди. Бортпроводники прерываются на перекус, чаще всего, после обслуживания пассажиров, тоже по очереди, но, по факту, — когда придётся. Иногда удаётся поесть только на посадке, а иногда вообще не удаётся.

Некоторые пилоты и бортпроводники носят с собой еду — самолётная быстро приедается, некоторые едят только овощи или фрукты.

Что лучше всего есть на борту самолёта?

Мой совет — по возможности отказываться от еды на коротких рейсах и как можно меньше есть на длительных, а из жидкости пить только простую воду. Необходимо учитывать, что полёт - это все-таки стресс для организма. Из-за давления обмен веществ ухудшается, из-за чего пища может плохо усваиваться и вызывать дискомфорт. Именно поэтому порции еды в самолётах такие маленькие, а вовсе не потому, что компания решила сэкономить на пассажирах.