Мотолодка мкм технические характеристики. Лодка МКМ: характеристики и отзывы

Мотолодка мкм технические характеристики. Лодка МКМ: характеристики и отзывы
Мотолодка мкм технические характеристики. Лодка МКМ: характеристики и отзывы

Лодка МКМ — детище ярославских конструкторов. Она была разработана для тихой рыбалки на спокойной реке или озере. Одно из редких судов в своем классе, на которых можно закидывать снасти с носовой палубы. Создатели увеличили вместимость, дали возможность устанавливать моторы до 25 л.с.

Основные преимущества — прочность, надежность, вместительность. Требовать от нее высоких скоростей не приходится, так как это скорее бомбардировщик, нежели истребитель. Умеет шустро ходить под слабосильными двс, не любит высокой ряби. При этом обладает ровным спокойным нравом.


Достоинства

  • Остойчивость на спокойной воде
  • Вместимость
  • Долговечность, прочность
  • Наличие реданов
  • Запас плавучести

Недостатки

  • Поведение на волне
  • Защита от брызг

Фото лодки МКМ:



















История и цели создания

До 1967 года единственным дюралюминиевым моторным катером серийного отечественного производства была , оказавшаяся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов свыше 12 л.с. В основе конструкции лежит фанерный прототип МК 29. Перед командой разработчиков стояла задача запустить в серию дюралюминиевое судно, для изготовления которого не требуются сложные высокотемпературные технологические процессы. Чтобы ее можно было изготовить на любом небольшом предприятии. Более того, чтобы каждый желающий своими руками собрал ее по чертежам, имеющимся в свободном доступе.

Опросы показали, что большая часть владельцев использует катера для охоты, рыбалки. В результате конструкция корпуса и оборудование были максимально приспособлены к данной задаче за счет широкого кокпита, съемного стекла, а также повышенной статической остойчивости. Благодаря небольшим завалам бортов, а также плоскодонной форме удалось решить задачу проходимости на мелководных реках, озерах. А за счет усиленного транца повысилась допустимая мощность двигателя с 12 до 25 л.с.

Производство моторной лодки МКМ было развернуто на небольших судостроительных заводах благодаря более простой технологии сборки. Мотоботы выпускались по единому проекту в Ярославле и Харькове, а также в Астрахани на заводе “Красные Баррикады”. Поэтому в народе она известна, как “Ярославка”, “Харьковчанка”, “Астраханка”. Отсюда все споры между владельцами относительно загиба дна у кормы. В одних моделях он имеется, а в других отсутствует. Вместо установки поперечного редана завод предпринимал попытки изменить профиль судна. В результате появились модели лодок с загибом.

Видео лодки МКМ:

https://www.youtube.com/watch?v=BtoTZ8i5LtU Video can’t be loaded: Обзор лодка МКМ все плюсы и минусы (https://www.youtube.com/watch?v=BtoTZ8i5LtU)

Таблица характеристик

Технические характеристики металлического модернизированного катера не предполагают его спортивное использование.

Длина наибольшая, мм 4100
Ширина наибольшая 1520
Высота на минделе 570
на транце 440
габаритная ветрового стекла 660
Угол килеватости днища 2⁰
Вес с оборудованием без мотора, кг 132
Масса с оборудованием, кг 150
Пассажировместимость, чел. 4
Допустимая мощность мотора, л.с. 25
Скорость под допустимой мощностью мотора с одним человеком 31
Полное водоизмещение при 5 чел., кг 590
Грузоподъемность, кг 400
Удаление от берега, м 1000

Внешний вид и особенности конструкции

Катер выполнен из дюралюминия Д 16АТ при помощи клепки, состоит из 6 шпангоутов, удерживающих стрингеры. Остроскулые глиссирующие обводы вместе с высоко поднятой скулой смягчают удары днища на ряби. Чтобы уменьшить сопротивление, оказываемое заклепками, подобраны метизы с бочкообразной головкой. Между шестым шпангоутом и транцем кормовой отсек закрыт сверху сдвигающимися крышками, закрывается на замок. Он предназначен для хранения ПМ и отделен от кокпита гидроскопичной перегородкой. Для крепежа ПМ имеется вырез. На флорах первого и второго шпангоутов есть выпуклости для более плотного прилегания обшивки.

Запас плавучести распределен на два воздушных герметичных отсека: в корме (90 л) и на носу (168 л). Между носовыми шпангоутами находится багажник с запирающейся на замок крышкой в переборке. Дно и палуба имеют толщину 1,5 мм, а боковых стенок 1 мм.Для лодки МКМ стационарное ветровое стекло оказалось неудобным, потому что во время рыбалки мешало проходить под нависающими ветвями деревьев, низкими мостами. Поэтому было решено сделать его съемным. Крепеж осуществлялся на 20 винтах. Как и хотели разработчики, характеристики лодки МКМ отлично подходят для рыбалки на тихой ряби, семейных прогулок.

Схема

Оборудование и комплектация

  • Три поперечные банки
  • На носовой банке два сиденья с откидными спинками
  • Ветровое стекло
  • Деревянные реечные пайолы
  • Весла
  • Черпак

Обитаемость

Для снижения стоимости катера тент из комплектации убрали, а зря. Вода, перекатываясь через нос и ветровое стекло, заливает кокпит. Если удается избежать такой ситуации, все равно водитель у румпеля получает свою порцию брызг. Поэтому при приобретении данного плавсредства желательно приобрести либо пошить тент. Астраханка устойчива, однако посадка пассажиров при отсутствии пирса затруднена, так как им приходится проходить с палубы через ветровое стекло с деревянными сидениями банок. Легко поскользнуться, получить травму. Это лечится путем установки калитки на ветрозащиту.

Жилое пространство просторное. Сняв банки, можно втроем ночевать в спальниках. Однако стоит помнить о том, что Харьковчанка не любит гребней более 25 см. Если для водоема характерна быстрая смена погоды, лучше не рисковать. Для рыбалки Астраханки очень удобны, потому что внутри достаточно места, просторно. Нет элементов, за которые цепляются снасти. Можно опираться на борт без опасения оверкиля. При большом улове это незаменимое качество.

Два вместительных рундука обеспечивают защиту багажа от влаги. Так как они запираются, при транспортировке на прицепе можно судно не разгружать. Это сокращает время спуска, доставки в гараж после отдыха. Причем багажники вместительные, позволяют взять с собой все необходимые снасти,средства индивидуальной защиты и т.д. без потери полезного пространства на кокпите. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Это удобно во время рыбалки, потому что пассажиры могут быстро разворачиваться и управлять снастями. Очищать винт от водорослей сложно из-за того, что кормовой воздушный отсек имеет недостаточный объем, корма проседает при попытке дотянуться до лопастей.

Перевозка лодки

Поскольку вес Ярославки без ПМ равен 132 кг, то он подходит для транспортировки на багажнике авто при условии, что его габариты не выступают более чем на 50 см по габаритам. При этом грузить Ярославку в одиночку на крышу автомобиля тяжело, если нет автоматического погрузчика в виде направляющих с лебедкой. Все же лучше транспортировать данное плавсредство на прицепе в соответствии с правилами ГПДД. Ходовой тент и тент транспортировочный надежно защищают кокпит во время перевозки, а также спуска.

Непотопляемость

Запас плавучести обеспечивается за счет воздушных герметичных отсеков общим объемом 258 литров (90 на носу, 169 на корме). В отличие от пенопласта воздушные камеры не боятся бензина, не подмокают. В то же время в случае пробоя они не способны выполнять свою функцию. Толщина дна и палубы 1,5 мм. Поэтому стирание киля ей не страшно. Катер крепкий, выносливый. Согласно характеристикам лодки МКМ плавсредство должно оставаться в горизонтальном положении при заполнении, обеспечить безопасность четырем пассажирам на плаву, держащихся за катер.

Статическая остойчивость высокая. Можно спокойно садиться, становиться в полный рост на борт без опасения крена. Одна из редких конструкций, позволяющая рыбачить с носовой палубы. Вместе с тем продольная остойчивость желает оставлять лучшего. В 1967 г. были произведены первые испытания при высоте гребней 30-50 см показали, что с ПМ “Москва” и командой из 4 человек.

Надводная часть, м
Водоизмещение, кг Нос Миндель Корма Осадка, м
Пустая, с ПМ, топливом 200 0,51 0,47 0,36 0,12
4 человека 540 0,4 0,4 0,32 0,19
5 человека 625 0,38 0,38 0,3 0,21

Надводная части корпуса выступала на 25 см от верхней кромки выреза под двс при полной загрузке на спокойной воде. Чтобы снизить риски было принято решение установить водонепроницаемую переборку моторного отсека. Однако эта мера не давала должных результатов. На помощь пришел автоматический шпигат. Остойчивость оказалась на высоком уровне. Это доказали практические испытания. Трое пассажиров из четырех садились на край палубы. При этом его надводная часть поднималась над водяной гладью на 20 см. Если один человек вставал на борт, заливания, опрокидывания не наблюдалось.

Продольная остойчивость измерялась на Вихре весом 47 кг. При его установке двое пассажиров вставали в моторный отсек. В результате до воды от верхней кромки выреза транца было 10 см. Непотопляемость была проверена через затопление с заменой ПМ, вместо которого была использована стальная плита массой 60 кг. Корма была под водой, на поверхности оставался форштевень выдававшийся на 20 см. Если балласт перемещался к боковой стороне кормы, сохранялась положительная остойчивость без крена.

Объема воздуха в отсеках было достаточно для удержания одного человека, когда он стоял на палубе. При высоте надводного борта 6 см. Благодаря приведенным характеристикам лодки ее часто использовали спасательные станции (при извлечении человека из водоема судно сохраняло равновесие, гарантировало безопасность экипажа).

Ходовые качества

На ходу при курсе 0-45 градусов против зыби наблюдается сильное забрызгивание. На гребни всходит хорошо. Однако не зря эксплуатация лодки допускается при высоте волны 25 см, потому что иначе она зарывается носом. При полных оборотах двигателя удары ощущаются, но не так сильно, как на Казанке. Для уменьшения забрызгивания достаточно увеличить количество пассажиров. При курсе в 90 градусов качка плавная, Астраханка ведет себя устойчиво. Попутная волна корму не забрызгивает, двс остается сухим. На скорости 15 км/ч при повороте направо диаметр циркуляции составляет 8 м, налево — 10 м. При этом крен равен 3°. Торможение: 20 м за 30 сек. до полной остановки.

Румпельное управление лодкой при 4-метровом корпусе неудобно, т.к. водитель не видит притопленные коряги. Желательно ставить ДУ, без которого не обойтись при наличии тента, поскольку защитная ткань еще больше сужает обзор. Превышение мощности двигателя приводит к тому, что мотобот зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию. Чего не происходит при разрешенных ПМ. Благодаря небольшому весу, а также малой килеватости днища низкого расположения легко проходит сложные мелководные участки, поросшие камышом. В одиночку вполне реально погрузить на прицеп, перетащить через отмель.

Поскольку сборка производилась не на авиационном предприятии, а на небольших судостроительных заводах. В результате заклепки стали слабым местом, поскольку разбалтываются на ходу от ударов. Поэтому нужно периодически проверять качество швов. Для этого достаточно побелить наружную сторону катера мелом, налить в кокпит небольшое количество жидкости. Меловое покрытие сразу покажет, где есть протечки даже в том случае, если капель не видно. По отзывам владельцев безопаснее , удобнее за счет широкого корпуса и практически плоского днища. При правильном хранении Ярославка устойчива к коррозии.

На глисс выходит при 12-сильном Ветерке с двумя пассажирами. Четверо — уже перебор. Преимущество Харьковчанок и Астраханок в том, что при своих габаритах уверенно идут под маломощными двигателями. Это дает существенную экономию на топливе. При попытке установить ДУ владельцы сталкиваются с тем, что изначально не установлена торпеда. Приходится прибегать к тюнингу. Правда, для прогулочно-развлекательных мероприятий с шайбами и лыжами стоит подыскать другой вариант. Астраханки рассчитаны на тихую езду и спокойную прогулку.

Не утихают споры насчет наличия прогиба кормовой части днища. Одни владельцы говорят, что он есть, другие утверждают, что его нет. Это связано с тем, что выпуск производился на трех заводах. Изначально прогиб должен был прижимать корму к воде для более легкого выхода на глисс. Однако на практике он приводит к снижению скорости и зарыскиванию. Еще в советское время умельцы предложили решение этой проблемы в виде поперечного редана. При его установке уменьшается смачиваемая площадь, улучшается управляемость на поворотах, легче выходить на глисс, Астраханка бежит быстрее, чем до тюнинга.

Чем Ярославки хороши?

  • Мягкий ход
  • На ветру парусность незаметна
  • Можно стоять поперек течения
  • Удобно рыбачить бреднями. Ни за что не цепляются, т.к. корпус полностью открыт
  • Малая осадка

В море на них выходить не стоит, равно как и на водоемы, где при резкой смене погоды возможны штормы с гребнями выше 30 см. По этой причине рекомендованная удаленность от берега составляет всего 1 км.

Таблица скоростей

Результат испытаний на дистанции 500 м под мотором “Москва”

Сравнительный анализ моторов Johnson и Tohatsu

V, км/ч Винт Расход топлива, л/ч
Johnson - 30 4 44 12 12
Tohatsu - 18 3 34-36 9 7
Tohatsu - 18 1 40 11 7

Сравнительный анализ моторов Нептун-23, Вихрь-20, Mercury 25, Tohatsu (Nissan) 18

Корпус Мотор Винт Число винтов (моторов)

Обороты, 1/мин Скорость, км/ч
МКМ Mercury 25 Merc_10_13 1 130 5800 41
МКМ Tohatsu (Nissan) 18 Tohatsu 9,2_9,1 1
230
5350
33
МКМ Вихрь-20 Вихрь_240_300 1
300
31
МКМ Нептун-23 Нептун_240_300 1
230
36

Под мотором

Сравнивая описания двигателей, можно сказать, что выгоднее использовать Tohatsu, поскольку он потребляет минимальное количество топлива. Тем не менее, отечественные модели стоят на порядок меньше, дешевле в обслуживании. Запас прочности транца МКМ не выдерживает превышения мощности, склонен к растрескиванию. А поскольку АМг не варится, производить ремонтные работы можно только через заклепки.

Под Вихрем 30 при максимальной загрузке обводы Ярославки начинают работать, как положено. Если ПМ слабее, волну проходит не носом, а днищем, разбивая заклепки. Сбрасывать обороты лучше постепенно. Свыше 32 км/ч вождение приобретает экстремальный характер, поэтому превышать рекомендуемый показатель не рекомендуется. При мощности в 25 л.с. выходит на глисс с грузом 300-400 кг. Резких маневров не любит. Корпус с днищем малой килеватости при увеличении скорости начинает опускать нос, рыть. При добавлении газа быстрее бежать Ярославка не будет.

Под веслами

Для гребли спинки с передних сидений снимаются. Ход на веслах мягкий. подуключины находятся между 2 и 3 шп. Для тихого хода желательно использовать пластиковые прокладки, которые снижают шум от трения металлических деталей.

На волне

При гребнях более 30 см рыскает, а при гребнях до 50 см зарывается в воду, заливая кокпит. При сильной ряби двигатель работает в полный газ во избежание подныриваний. Мягкий ход только по тихой воде. Заплескивание наблюдается при 50-сантиметровых гребнях, а при 30 см ощущается биение, особенно на передних банках. При модернизации корпуса и оборудовании поперечным реданом ситуация улучшается.

Цены

Цены лодки “МКМ” на Авито располагаются в диапазоне от 20 до 425 тысяч рублей. Ассортимент, представленный непосредственно на Авито , небогат. Это свидетельствует о том, что продажа б/у глиссеров такого класса нечастая, хозяева не стремятся расстаться со своим плавсредством. Стоимость разная, представители любых социальных слоев смогут подобрать для себя неплохой вариант.

Перед нами была поставлена задача - спроектировать и построить дюралевую лодку для крупносерийного производства и продажи населению, рассчитанную на подвесной мотор мощностью до 25 л. с.

Эта лодка должна заменить широко распространенную, но уже устаревшую «Казанку». Напомним, что были разработаны и некоторые другие лодки из того же материала, но они оказались слишком сложными по конструкции и в массовое производство, не пошли. Надо еще учесть, что конструкция «Казанки», как и ряда новых лодок, была создана для освоения большими предприятиями, имеющими богатый опыт работы с дуралюмином, мощное прессовое хозяйство и комплекты штампов, а главное способными производить термообработку изгибаемых деталей. Таких возможностей зачастую не имеют даже судостроительные заводы, не то что отдельные коллективы любителей.

При разработке рабочих чертежей лодки «МКМ» (металлический катер модернизированный) мы рассчитывали на широкие круги любителей, а не только на промышленность. Чтобы лодку можно было строить в «домашних условиях», в ее конструкции нет деталей сложной формы, при гибке которых требуется термообработка.

Основные данные лодки «МКМ»

Разработкой каких-то особых новых форм обводов мы специально не занимались, а в основу выбора размерений были положены следующие соображения. Мы опросили многих владельцев мотолодок и пришли к заключению, что подавляющее большинство выходов связано с рыбалкой и охотой и на борту находится при этом не больше трех-четырех человек. При наиболее популярных моторах «Москва» и «Ветерок» и нагрузке четыре человека скорости различных лодок почти одинаковы (14-16 км/час), так что решающее значение приобретают соображения не столько ходкости, сколько безопасности и удобства плавания. В частности, существенную роль играет возможность ночлега на лодке.

За последнее время в печати публиковались описания самых разных лодок, но все они были из фанеры или досок, так что подобрать подходящую дюралевую лодку мы не смогли. За основу взяли фанерный катер «МК-29», описание которого было приведено в первом выпуске сборника, поэтому теоретический чертеж и таблица ординат здесь не приводятся.

Обводы корпуса остроскулые глиссирующие, с довольно высоко поднятой скулой для уменьшения ударов на волне. Ветви флоров шп. 1 и 2 имеют выпуклость для лучшего прилегания обшивки.

Для установки мотора в транце сделан вырез до высоты 380 мм. Кормовой отсек от непроницаемой переборки на шп. 6 до транца используется для хранения подвесного мотора и его принадлежностей. На стоянке этот отсек закрывается сдвигающимися от бортов к ДП крышками (на палубе и на транце).

В кормовой части кокпита, в котором расположены три поперечные банки, находится герметичный отсек плавучести объемом 90 л. В нос от непроницаемой переборки на шп. 1 расположен носовой герметичный отсек объемом 168 л. Этого достаточно для обеспечения непотопляемости затопленной лодки с мотором и держащимися за нее плавающими пассажирами.

Отсек между переборками на шп. 1 и 2 предназначен для хранения личных вещей пассажиров.

Ветровое стекло сделано легкосъемным, чтобы можно было его убирать не только при подготовке к зиме, но и для прохождения под низкими мостами и всевозможными препятствиями. Для снятия стекла нужно отдать 20 винтов.

Тентовое устройство не проектировалось, так как каждый может сделать его по своему усмотрению и вкусу из подсобных материалов. В то же время заводы могут выпускать тентовые устройства для торговой сети отдельно. Дистанционное управление не предусматривалось, поскольку промышленность в ближайшее время будет их выпускать вместе с моторами.

Лодка приспособлена для хода на веслах; подуключины расположены между шп. 2 и 3.

Корпус лодки выполнен из дуралюмина Д16АТ. Днище и палуба имеют толщину 1,5 мм, борта 1 мм. Для уменьшения сопротивления применены заклепки с бочкообразной головкой.

О результатах испытаний лодки «МКМ» рассказывается в

Чем отличаются заводские ветровые стекла от стекол производства «Лодка44»?

Старые заводские стекла изготавливались на серийных производствах СССР. Делались они качественно, но со временем всё имеет свойство разрушаться и стареть, поэтому у многих заводские ветровые стекла повреждены или не сохранились вовсе.

Наш конструкторский отдел постоянно модернизирует и совершенствует стекла и рамки остекления для всех серийных отечественных лодок. Стекла производства »Лодка44» делятся на «Стандарт» и «Премиум».

Остекление «Стандарт» максимально приближено по технологическим особенностям к заводским стеклам, по высоте полностью соответствует заводскому аналогу. Боковая часть стекла продлена. В комплекте идет рамка остекления, петли из полированной нержавейки, упорные стойки. Остекление изготовлено из монолитного поликарбоната 3 мм.

Таблица сравнения стекол

Что такое ветровые стекла «Премиум» и чем они отличаются от «Стандарт»?

Ветровые стекла «Премиум» – это собственная разработка конструкторского отдела компании «Лодка44». В течение нескольких лет мы выявляли недостатки и проводили опросы наших клиентов. Нам удалось совместить современные технологичные наработки, прочные долговечные материалы и опыт конструкторов автомобилестроения. Результатом кропотливой работы стали стекла «Премиум».

Главным отличием «Премиум» стекол от комплекта «Стандарт» – это новый высокопрочный алюминиевый профиль окантовки стекла и новые органические («Премиум-А») и каленые («Премиум-К») стекла толщиной 5 и 4 мм соответственно. В отличие от комплектов «Стандарт », в которых стекла изготавливаются из поликарбоната, комплекты «Премиум» более долговечны, устойчивее к механическим воздействиям, а так же прозрачнее и выглядят более эстетично.

Размеры стекол . Для каждой модели серийной лодки нами были подобраны оптимальные размеры стекол для их комфортного и долговечного использования. Они отличаются от заводских. Они больше и удобнее в использовании лодки.

Окантовка стекла изготовлена из высококачественного алюминиевого профиля. Вам не придется переживать о царапинах и небольших повреждениях. Он гораздо прочнее и долговечнее заводского, высокоустойчив к механическим воздействиям.

Установка . Благодаря технологичной конструкции окантовки стекла, вам не придется тратить несколько часов на её установку. Мы подготовили её так, чтобы ваши усилия были минимальными. И конечно, для каждого комплекта стекол в комплекте прилагается подробная инструкция по установке ветровых стекол.

Внешний вид . Все кто видел новые стекла «Премиум», без сомнения выбрали именно их. Они и внешне, и по техническим характеристикам похожи на автомобильные. Также они легко поддаются покраске, поэтому вы можете придать вашей лодке потрясающий вид.

Зачем нужна калитка на ветровых стеклах?

Калитка на остеклении лодки необходима для быстрого выхода на корму. Зачастую на воде возникают ситуации, когда нужно быстро что-то поправить или забрать с носа лодки. Перебираться сбоку через ветровое стекло не всегда безопасно, так как лодка имеет валкую конструкцию.

Важно: при заказе стекол с калиткой предусмотрите в тенте опцию «клапан в крыше» для удобного выхода из лодки через калитку.

Как устанавливаются новые ветровые стекла?

В комплекте с ветровыми стеклами производства «Лодка44» мы прилагаем подробную инструкцию по установке новых стекол. За долгие годы работы мы проанализировали все типичные ошибки и трудности, с которыми сталкивались наши клиенты, поэтому подробно описали в инструкции каждый шаг установки стекол с фотографиями.

Сроки изготовления и доставки

Срок изготовления стекол и тента на серийные отечественные лодки в компании «Лодка44» на сегодняшний день составляет составляет 14 рабочих дней с момента оформления заказа. После оформления заказа наши менеджеры свяжутся с вами, и сообщат о точной дате отправки вашего заказа. Срок доставки напрямую зависит от места вашего нахождения и способа доставки. В среднем сроки доставки по территории России составляют от 3 до 10 дней.

Гарантии

Вы можете вернуть любой наш товар в течение 2 недель с момента получения без объяснения причин.

Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

Также даем гарантию на все наши стекла 1 год. В течение всего гарантийного срока при возникновении дефектов ткани и других изъянов мы бесплатно заменим стекла или вернем вам деньги.

Лодка МКМ начала производится в 1968 году, с целью замены легендарной Казанке, которую посчитали недостаточно безопасной на высоких скоростях.

Технические характеристики лодки МКМ во многом повторяли характеристики предшественницы, однако, новая модель имела более высокую устойчивость, улучшенную прочность корпуса и высокий борт.

Благодаря этому, МКМ с мотором 9.9 л.с. показывала себя на высоких скоростях гораздо уверенней, чем Казанка.

Технические характеристики:

Основная часть корпуса состоит из клёпаного дюралевого основания, толщина обшивочного материала – 1мм.

Модель оснащена тремя поперечными балками, защитным стеклом.

2 сиденья, расположенные на носу, дополнены откидными спинками. В носовой части предусмотрен запирающийся багажник. Примерно на середины длины МКМ есть уключины, чтобы вставить вёсла.

Использование МКМ возможно при максимальной высоте волны до 0,25 метра и удалённости от побережья не более 1 километра.

Эта моторная лодка идеально подойдёт для рыбаков, охотников и любителей водного отдыха. На временной стоянке подвесной двигатель можно уложить в специальный отсек и плотно закрыть крышкой.

Лодка достаточно маневренна, проста в управлении и легко проходит допустимую волну. А размеры лодки МКМ позволяют транспортировать её без лишних проблем.

Видео и фото лодки МКМ

В шестидесятых годах в пользовании многих рыбаков и любителей была известная советская казанка. Мощность мотора, которой не могла превышать 12 лошадиных сил. Это подвигло инженеров-конструкторов на совершенствование моторного изделия и в 1968 году на Ярославском судостроительном заводе в России увидела свет лодка мкм. Кроме казанки, в ее основу были взяты детали МК-29 – более старой модели.

Причины создания

Основная – устаревание предыдущих изделий из легких сплавов. К тому же, как показала практика, казанка оказалась небезопасной для плаванья с мотором свыше 12 лошадиных сил.

Но все же конструкторы посчитали целесообразным оставить в новой моторной лодке мкм аналогичное устройство корпуса.

При создании теоретических чертежей использовался проект МК-29, которая отличалась обводами днища плоско-килеватой формы, слегка заваленными бортами внутри транца.

Среди рыбаков лодка получила название – ярославка.

Новое судно позволяло использовать в оснащении мотор мощностью уже 25 лошадиных сил.

Но это стало причиной некомфортного передвижения по реках, водохранилищах и любых водоемах с заметным течением. Волны, ударяясь о нос судна, забрызгивали водой кокпит, пассажиров.


На фото показана модель мкм, оборудованная мотором, установленная на специальный прицеп для транспортировки.

Поэтому владельцы мкм стараются выходить на воду в полный штиль либо плавать на ней только в водоемах со стоячей водой.

Рабочие показатели

Производитель указывает на такие технические характеристики лодки мкм:

  • Максимальная длина – 4,1 м.
  • Максимальная ширина – 1,52 м.
  • Высота борта на миделе – 0,57 м.
  • Угол килеватости на транце – 70, на миделе –20.
  • Допустимая мощность подвесного мотора – 25 л. с.
  • Сухой вес – 157 кг.
  • Грузоподъемность – 400 кг.
  • Максимальное количество пассажиров – 4.
  • Тип лодки – гребная, моторная.
  • Встроенный мотор – нет.
  • Технология соединения деталей – клепка.
  • Материал – металл – дюралюминий.

Это клепаная дюралевая конструкция из сплава марки Д16ФТ. Часть деталей – алюминиевая смесь с добавлением магния АМг5М. Используются в комплектации и дюралюминиевые профиля.


Весомый недостаток судна – низко установленные скулы, из-за которых все брызги воды летят внутрь лодки и на пассажиров. Бывалые рыбаки решили проблему, придумав вмонтировать возле бортов заборники-брызгоотражатели.

Форма днища – плоская, килеватая. Толщина обшивки палубы, днища – 1 мм. Объем форпика – 168 л. Под кормовой банкой находится 90 л полностью герметичный ящик. Он и форпик – гарантия непотопляемости судна.

Блоки плавучести установлены под кормовым диваном, форпиком. Моторный отсек отделяется от кокпита непромокаемыми переборниками. Смешанная система набора – 6 шпангоутов, по днищу проходят стрингеры продольной формы.

Отсек закрывается металлическими крышками. Свободное место в нем можно использовать для укладки подвесного мотора. Кормовые борта сходятся кверху.

Ярославская лодка имеет и важное преимущество – повышенная устойчивость судна в неподвижном состоянии, что делает ее удобной для эксплуатации.

Кокпит

Мкм оснащена кормовым диваном, ветровым стеклом. В комплекте идут деревянные реечные слани. Нос ярославки запалублен. В нем есть багажный отсек, который закрывается люком на замок. Через него есть доступ к передней палубе.


Современная модификация мкм. Качественно выполнен тюнинг корпуса и кокпита.

В бортах зафиксированы две банки, что выполнены из влагостойкой фанеры. К ним металлической дугой монтировались спинки. Спинки на носовых сиденьях – откидные.

Мореходные свойства лодки

Описание мореходных качеств ярославки сводится к таким рекомендациям:

  • Выходить на воду при высоте волне не более 25 см.
  • Удаленность от береговой линии не должна превышать 1 км.
  • Рекомендуемая мощность двигателя – 18 л. с. Больший показатель может привести к опрокидыванию судна при езде по волнам.
  • Оптимальные места выхода на воду – пруда, малые реки, притоки, озера.


Это хороший вариант судна для стояночной рыбалки, непродолжительных выездов для прогулок вдоль береговой линии водоема.

Опытные рыбаки, имеющие опыт езды на катерах, сходятся в том, что за счет низко расположенных скул, отсутствия брызгоотбойников, малой килеватости дна выбор акватории для езды на ярославке очень ограничен.

Поэтому многие новички и мастера стали отдавать предпочтения более усовершенствованным вариантам моторных лодок.

В свое время консультанты журнала «Катера и Яхты» советовали инженерам-конструкторам завода оснастить лодку поперечным реданом, скуловыми брызгоотбойниками. В ответ на заводе была принята попытка пробного выпуска рубок для ярославки, но на этом дело и закончилось.

Добиться массового производства так и не удалось.

Способы модернизации ярославки своими руками

Если приложить немного усилий и терпения, то исправить заводские недоработки можно и в домашних условиях. Рассмотрим основные из них.

Устраняем отгиб донной части лодки

Последовательность этапов следующая:

  1. Расформируем борты по скулам, заклепочные швы на днище, стрингеры с килем. Делаем это по направлению от транца к второму шпангауту, что на корме.
  2. Выполняем обрезку нижнего края транца на 8 мм и 3 мм перегородки моторного блока.
  3. В такой же способ сокращаем кромки пластин на борту.
  4. Стрингеры нужно установить на новое днище, приклепать на место недостающей части транца.
  5. Конструкция собирается с помощью болтового крепления. Вплотную прижимаются листы обшивки.
  6. При этом следует осуществлять контроль над обводами днища металлической линейкой. Если такой не найдется, подойдет и рейка длиной 1,5 м.
  7. Гнезда под заклепку расширяются до 4,2 мм в диаметре. В них укладывается уплотнительная лента. Швы заделывается новыми заклепками.
  8. По размерам подгоняются профиль киля, скуловые угольники.

Крепеж поперечного редана

В качестве материала рекомендуется лист дюрали толщиной до 1,5 мм. С помощью деревянного молотка деталям придается вогнутая форма. Листы обрабатываются грунтовкой, красятся. Поддерживающие планки лучше сделать из дуба, акации или других твердых пород.

Важно обеспечить плотное прилегание редана к обшивке, в частности его носовой кромки.

Крепится редан винтами из нержавейки либо оцинковки. Усиливают места крепежа эпоксидным клеем, предварительно смешав его с отвердителем.

Транцевые плиты

Можно изготовить в дополнение к редану. Они позволят регулировать величину угла. Благодаря чему корректируется нагрузка между реданом и плитами и достигается оптимальный дифферент.

Скуловые отбойники

Станут защитой от брызг воды. Основой могут стать легкие сплавы металлов, из которых вырезается полоса. На корпусе монтируется дюралевым уголком. Крепятся на обоих бортах под углом 100 и в 2 м от фортштевня.