Сан-Клементе - Песни странствующего подмастерья — ЖЖ. Базилика Сан-Клементе (Basilica di San Clemente) Базилика святого климента в риме часы работы

Сан-Клементе - Песни странствующего подмастерья — ЖЖ. Базилика Сан-Клементе (Basilica di San Clemente) Базилика святого климента в риме часы работы
Сан-Клементе - Песни странствующего подмастерья — ЖЖ. Базилика Сан-Клементе (Basilica di San Clemente) Базилика святого климента в риме часы работы

Базилика святого Климента представляет собой уникальный археологический комплекс, включающий в себя верхний уровень (современная базилика, возведённая в XII веке), средний уровень (раннехристианская базилика, построенная в IV веке) и нижний уровень (два античных строения, возникшие в I веке н.э.). Современная базилика содержит исполненную раннехристианскими символами мозаику XII века, фрески XV и XVIII веков. В раннехристианской базилике сохранились уникальные фрески IX века, содержащие, в том числе, первые из известных надписи на простонародном итальянском языке. В базилике находятся мощи святого Климента, а также Игнатия Богоносца и славянского просветителя святого Кирилла.
1.

Античные постройки
Первые раскопки под церковью проводили приор базилики Джозеф Маллули и археолог де Росси в 1857 году и обнаружили сначала базилику IV века. Руины были засыпаны землёй и послужили фундаментом для строений, составляющих нижний уровень комплекса двух зданий, разделённых узким проходом. Над кирпичным зданием, расположенным ближе к Колизею (возможно, общественное здание конца I в.) во второй половине II в. был построен частный многоэтажный дом с внутренним двориком. Этот дворик во второй половине III века был перестроен в культовое сооружение для поклонения Митре : ведущие к дворику двери были замурованы и был надстроен свод.
2.

3.

4.

5.

В части самого здания была устроена так называемая митраистская школа, то есть помещение, в котором неофиты готовились к посвящению в тайны культа. Помещение было, возможно, богато декорировано, о чём свидетельствуют остатки мозаичного пола и потолок, украшенный стукко . Культовые обряды проходили в триклинии — длинном гроте с потолком, украшенном звёздами. В пещероподобном помещении стоит белый мраморный алтарь с барельефом: божество в восточном одеянии (собственно Митра) убивает быка, а вокруг вьются собака (она кусает быка за ногу), змея (слизывает кровь) и скорпион (кусает быка за тестикулы). По бокам располагаются длинные скамьи для адептов, а по обеим сторонам находились ниши для статуй.
6.

7.

Второе здание было гораздо больше первого, сложено из крупных блоков туфа и включало в себя большой внутренний двор, примерно соответствующий главному нефу и правому приделу современной базилики. Это строение ещё полностью не исследовано, изученные же части дают возможность предполагать, что это было общественное здание, скорее всего монетный двор или зерновой рынок. Уже в конце I в. здание предположительно принадлежало консулу Титу Флавию Клименту. Предание утверждает, что он был тайным христианином и был казнён за веру в царствование Домициана. В частном доме консула могли проводиться христианские богослужения, на которых председательствовал святой Климент , римский епископ, третий преемник апостола Петра. По крайней мере, уже к 200 году определённо известно о «titulus Clementis» — месте христианских богослужений, связанном с именем Климента (или консула-мученика, или епископа).
8.

9.

10.

11.

Раннехристианская базилика
После прекращения гонений в IV веке частное здание было обращено в церковь в форме базилики: обширный внутренний двор превратился в главный неф, а окаймлявшие его анфилады комнат стали основой двух боковых приделов. В понтификат Сириция церковь была освящена в честь папы Климента, чьё имя окончательно вытеснило из памяти имя его тёзки-консула. В течение всего IV века церковь Сан-Клементе сосуществовала с находившимся рядом митреумом. Культ Митры был официально запрещён Феодосием Великим в 395 году, после чего на месте митреума была построена апсида базилики. В нартексе базилики выставлен алтарь, очень похожий на экспонируемый уровнем ниже.
12.

13.

К концу IV — началу V века сложилась раннехристианская базилика в том виде, в каком её можно видеть на среднем уровне комплекса Сан-Клементе. Это была прямоугольная трехнефная базилика с обширными апсидой и нартексом. Уже к этому моменту здесь находились мощи Игнатия Богоносца, епископа Антиохии Сирийской , по преданию, принявшего смерть на арене Колизея.
14.

Мозаика в апсиде и хоры современной «верхней» церкви принадлежали базилике «нижней», на что указывают многочисленные раннехристианские символы, не понятные христианам XII века, но дорогие верующим более ранних веков. Таким образом, эти элементы были или впрямую перенесены из «нижней» базилики в «верхнюю», или бережно реконструированы там в XII веке.

В IX веке «нижнюю» базилику украсили до сих пор сохранившиеся фрески, являющиеся ценнейшим памятником христианского изобразительного искусства этого времени.

Нартекс
15.

16.

17.

18.

19.

Правый неф
20.

21.

Левый неф
22.

23.

24.

25.

ФРЕСКИ
Богородица с Младенцем (императрица Феодора)

Внешняя стена правого придела была когда-то полностью покрыта фресками, лишь частично сохранившимися до наших дней. На сегодняшний день удалось идентифицировать сюжеты мученичества святой Екатерины и Страшного суда. Хорошо сохранилась лишь одна фреска в нише, изображающая Богородицу с младенцем, а на боковых поверхностях ниши — святые Евфимия и Екатерина. В 1959 году отец Доминик Дарси, сравнивая эту фреску со знаменитыми мозаиками в равеннской церкви Сан-Витале, обнаружил поразительную сходство Богородицы из Сан-Клементе с равеннской императрицей Феодорой. Соответственно, выдвинута версия, что первоначально фреска представляла портрет Феодоры, муж которой Юстиниан сделал большие вклады в римские базилики, с двумя придворными дамами. В IX веке фреска была переосмыслена и дописана: Феодору посадили на трон, вручили младенца, и получившаяся фреска приобрела свой нынешний вид.
26.

Вознесение
В главном нефе слева от основного входа (из нартекса) находится частично сохранившаяся фреска «Вознесение». В верхней части Христос, окружённый ангелами, возносится на облаке. Непосредственно под ним изображена Богородица в позе «оранты», то есть с воздетыми руками, по обе стороны от неё замерли в трепете апостолы. В правой части фрески хорошо сохранился образ святого Вита, симметрично ему слева изображён папа Лев IV (847- 855) с квадратным нимбом вокруг головы, что указывает на то, что фреска создана при жизни папы, выступающего здесь не в качестве святого, а лишь донатора. Под образом Богородицы находится незаполненная ниша. Возможно, что здесь помещалась реликвия — камень с Елеонской горы , на которой и произошло описываемое событие. Существует и другое толкование этой фрески. В соответствии с ним, здесь представлено Вознесение не Христа, а Богородицы. В этом случае, считается, что явившийся на облаке Христос встречает Свою Мать, которая поэтому изображена отдельно от апостольской группы. Если принять эту версию, то в Сан-Клементе находится одно из наиболее ранних в западной иконографии изображение Вознесения Богородицы.
27.

Фреска «Житие Алексия, человека Божия» написана предположительно в интервале 1050 — 1100 годов и охватывает последнюю, римскую часть жития святого. В левой части одетый в рубище Алексий возвращается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт сына после семнадцатилетней разлуки. Мать Алексия, выглядывающая из окна, также не видит в страннике своего сына. В средней части фрески действие переносится на семнадцать лет вперёд — папа Иннокентий I приходит к одру умершего Алексия, сжимающего в руке некую хартию. В правой части фрески история завершается: по просьбе папы умерший разжимает руку, и папа сообщает присутствующим содержание хартии, в которой Алексий описал свою жизнь с момента ухода из родного дома. Горе родителей и невесты Алексия ярко изображено художником: рыдающая невеста обнимает тело своего жениха, а родители в буквальном смысле рвут на себе волосы. Над фреской, посвящённой Алексию, находится ещё одна, на которой изображён Христос, сидящий на престоле, с предстоящими Климентом и архангелом Михаилом (по правую руку), и святителем Николаем и архангелом Гавриилом (по левую руку). Все действующие лица подписаны, хотя их лики невозможно рассмотреть: они «отрезаны» полом «верхней» базилики.
28.

29.

Месса святого Климента
Фреску «Месса святого Климента» отличает живость и драматизм изображения, а также сложное драматическое повествование, не свойственные традиционной византийской иконографии. Содержание фрески может быть передано следующим образом: верхний регистр — святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики; средний регистр — святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) молодая женщина Феодора. Муж Феодоры, знатный язычник Сиссиний, прокрался вслед за женой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви; нижний регистр — святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её мужа. Сиссиний, вместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком, а не традиционной латынью, и усыпана ругательствами: «Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель [имена слуг], тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом». Те, переругиваясь, тащат кусок тяжелой мраморной колонны — святой предусмотрительно лишил зрения и их.
30.

Первоначально нартекс отделялся от главного нефа только четырьмя колоннами. После землетрясения 847 года папа Лев IV приказал заложить проход между колоннами, а образовавшуюся стену украсить фресками. Первоначальные фрески IX века не сохранились, так как в XI веке они были заменены на две новые: «Чудо святого Климента в Азовском море» и «Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе».

Чудо святого Климента в Азовском море
На фреске изображено чудо, о котором повествует «Acta» — источник IV века: папа Климент был брошен мучителями в Азовское море привязанным к якорю. Затем ангелы похоронили тело мученика в подводной пещере. Раз в год море отступало назад, и местные христиане имели возможность поклониться мощам Климента, после чего море возвращалось назад. Далее фреска, следуя источнику, показывает, как однажды в гробнице был забыт ребёнок, а через год его мать, придя к мощам Климента, обнаружила своего ребёнка живым. Подводный мир, окружающий гробницу, населён рыбами, медузами и скатами. В нижнем регистре фрески изображены святой Климент и донаторы — семейство Рапиза.
31.

Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе
Далее легендарная история Климента повествует о том, что с течением времени море перестало отступать и обнажать гробницу святого. Только святые братья Кирилл и Мефодий, отправлявшиеся с миссией из Византии в Хазарский каганат, сумели обрести мощи. Впоследствии, будучи приглашёнными папой Николаем I, братья привезли в Рим мощи святого Климента. Встретивший их преемник Николая I Адриан II с честью принял Кирилла и Мефодия. Далее фреска подключается к повествованию и показывает кульминационный момент — папа Николай (ошибка художника, на самом деле Адриан II) в сопровождении двух братьев переносит крестным ходом мощи в Сан-Клементе.
32.

Посмертный суд — Кирилл и Мефодий перед Христом и архангелами
На внешней стене нартекса сохранилась фреска IX века, условно называемая «Посмертный суд». В центре представлен благословляющий Христос, по его правую руку — архангел Михаил и апостол Андрей, по левую — архангел Гавриил и святой Климент. Перед Христом преклонили колена две фигуры, призванные на посмертный «частный» (в отличие от последнего «всеобщего») суд. На сегодняшний день принято считать, что этими фигурами являются Кирилл и Мефодий. В этом случае окружающие Христа лица имеют следующее значение: Климент свидетельствует о том, что братья обрели его мощи в Крыму; Андрей, некогда проповедовавший предкам славян, является предшественником миссии братьев, Гавриил выступает в качестве вестника как в Ветхом (книга пророка Даниила), так и в Новом (Евангелие от Луки) заветах, а Михаил напоминает о том, что миссия братьев была вдохновлена Михаилом III.
33.

В IX веке в Сан-Клементе были перенесены мощи папы Климента, обретённые святыми Кириллом и Мефодием в Крыму и привезённые равноапостольными братьями в Рим. В 867 году папа Адриан II совместно с Кириллом и Мефодием перенесли мощи Климента в посвящённую его памяти базилику. На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни — он был утоплен по приказу императора Траяна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.
34.

35.

Предполагаемая гробница Кирилла
Согласно различным источникам, равноапостольный Кирилл был первоначально погребён в большой гробнице справа от алтаря. Археологи-доминиканцы, в силу своего сана привыкшие находиться во время мессы в пресвитерии лицом к народу, восприняли указание «справа от алтаря» со своей точки зрения, то есть в конце южного придела. Обнаруженная в южном приделе пустая гробница была без колебаний идентифицирована в качестве первого места захоронения апостола славян. Это место с течением времени превратилось в славянский уголок. Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю. Здесь можно видеть доски от украинского, болгарского, македонского, сербского, греческого, хорватского народов; от России установлены сразу две памятные доски — от имени Русской Православной Церкви и от молодёжи России.
36.

37.

38.

С течением времени первоначальный вывод археологов подвергся серьёзному сомнению. Источники, указывавшие место погребения Кирилла, упоминают о большом образе, исполненном над его гробницею. В южном приделе не удалось найти ни одного изображения, которое можно было бы идентифицировать как образ Кирилла. Между тем, в симметрично расположенном конце найдена хорошо сохранившаяся фреска IX века «Сошествие Христа во ад», в углу которой имеется поясное изображение епископа, держащего в левой руке Евангелие, а правой — благословляющей народ. Так что вполне допустимо, что Кирилл был погребен под этой фреской. Сама фреска представляет собою первое сохранившееся в итальянском искусстве изображение на данную тему. Христос в развевающейся хламиде нисходит в ад, попирая ногами Сатану, и выводит оттуда Адама.
39.

Современная базилика
В 1084 году Сан-Клементе была непоправимо повреждена во время пожара, последовавшего за взятием Рима норманнами. Очевидно, что степень повреждений была таковой, что было решено не восстанавливать базилику, а построить новую на месте старой. «Нижняя» базилика была заполнена строительным мусором, и на полученном основании воздвигнута современная «верхняя» базилика. Возобновление базилики связано с деятельностью кардинала Анастасия, кардинала-священника Сан-Клементе в течение четверти века (1099-1125), при покровительстве папы Пасхалия II, до своего избрания на кафедру в 1099 году бывшего кардиналом Сан-Клементе. Нынешняя базилика уступает по размерам своей предшественнице: левые приделы обеих церквей одинаковы по размерам, однако, главный неф и правый придел «верхнего» храма стоят на основании «нижнего» главного нефа.
40.

41.

Современная базилика, таким образом, уже раннехристианской на ширину правого «нижнего» нефа. В «верхней» базилике были воссозданы мозаика апсиды и хоры, а также сюда были перенесены чтимые реликвии. Пространство между окнами в верхней части главного нефа было заполнено десятью фресками, изображающими почитаемых в храме святых — Климента, Игнатия Богоносца, Кирилла и Мефодия. В результате указанных перестроек и дополнений базилика утратила первоначальную простоту и строгость, но приобрела многочисленные барочные черты.
42.

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный райскими птицами, цветами, виноградной лозой, оленями у водопоя и небесным Иерусалимом в триумфальной арке (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.
43.

44.

45.

В последующие столетия к базилике были пристроены капеллы. В результате вскоре о существовании прежней «нижней» базилики под основанием новой «верхней» полностью забыли. Лишь в 1857 году приор Сан-Клементе Джозеф Маллули совместно с археологом де России в результате раскопок вновь открыли миру раннехристианскую базилику.
46.

Капелла святой Екатерины примыкает к южному нефу, слева от основного входа. Капелла примечательна фресками, изображающими Распятие и эпизоды жития святой Екатерины Александрийской, Амвросия Медиоланского и святого Христофора. Большинство исследователей утверждают, что фрески принадлежат кисти Мазолино и выполнены между 1428 и 1431 годами, за исключением Распятия, написанного несколько ранее Мазаччо . Существует противоположная точка зрения, согласно которой фрески написаны, наоборот, Мазаччо в 1425-1428 годах, а Мазолино лишь завершил работу после смерти предшественника.
47.

48.

49. Обезглавливание св. Екатерины

В понтификат Климента XI (1700-1721) и по его поручению архитектор Карло Стефано Фонтана выполнил современный потолок, отделанный кессонными плитками с рисунками (XVIII в.).
50.

Внутренний дворик базилики
51.

52.

53.

54.

У входа в базилику есть интересный памятник, который на трех языках рассказывает о святых Кирилле и Мефодие, чья память тесно связана с базиликой.
55.

В предлагаемом для просмотра видео корреспонденту телевидения удалось попасть в том числе и в места, недоступные обычному туристу.

Термы Траяна
Неподалеку от Базилики св. Климента расположены Термы Траяна — комплекс общественных купален в Древнем Риме. Строительство терм началось в 104 году н. э. и закончилось в июле 109 года. Принятый императором Траяном, комплекс располагался у южного склона Оппийского холма . Проект комплекса, возможно, принадлежал Аполлодору из Дамаска .
Так выглядели термы Траяна на макете, изготовленном археологами.
56.

57.

Термы Траяна были построены на месте, где ранее располагался Золотой дом Нерона . Они являются ярким примером архитектуры раннего императорского Рима. Термы , занимавшие площадь в 100 000 м², состояли из бассейнов, в том числе тепидариев, кальдариев, фригидариев, а также гимназиев и аподитариев. Под термами располагалась система подземных проходов, используемых рабами и работниками для обслуживания объекта.
58.

59.

Нимфеум — небольшое святилище, посвящённое водным нимфам, обычно сооружалось у источника воды или водоема. Представляет собой полукруглое здание с колоннами, иногда в несколько этажей. В Древнем Риме нимфеумами стали называть сооружения, украшавшие источники воды, а также городские здания с водоёмами.
60.

Фонтан Канестро
61.

Статуя Альфредо Ориани
Альфредо Ориани (1852-1909) — итальянский автор, писатель и социальный критик. Он часто считается предшественником фашизма, а в 1940 г. его книги были помещены на Индекс запрещённых книг католической церкви.
62.

Фонтан нимф
63.

64.

После археологических раскопок 1997 год на территории терм были найдены руины строений, похожих на библиотеку . По модели терм Траяна строились Термы Каракаллы .
65.

66.

Интересное применение современных компьютерных технологий в туристической отрасли.

Базилика св. Климента 41.8893255N 12.4974632E
Нимфеум 41.8928297N 12.497946E
Библиотека терм Траяна 41.892678N 12.4938583E
Фонтан Канестро 41.8912883 N 12.4976134 E
Статуя Альфредо Ориани 41.890875 N 12.4966022 E
Фонтан нимф 41.8905136 N 12.4976 E

Базилика Cвятого Климента (Basilica di San Clemente) – церковь, которую стоит посетить всем, кто хочет ощутить, что «Вечный город», не фигура речи, а отражение реальности.

В этой небольшой церкви, находящейся к востоку от (Colloseo), под вполне обычным обликом итальянского сейченто, кроется настоящий кладезь христианских святынь, произведений искусства и пласт исторических наслоений от императора Нерона до XVIII века.

Не удивляйтесь, но именно базилика San Clemente в Риме – это место, где вы можете поклониться даже православным святым. Под ее сводами обретаются мощи святого Климента, четвертого римского епископа, принявшего мученическую смерть в инкерманских каменоломнях и Кирилла, одного из славянских просветителей, подаривших нам Азбуку.

Гробница Климента находится в нижней церкви, поскольку базилика представляет собой лестницу в прошлое, и это не фигура речи. Спустившись вглубь храма можно перенестись из сегодняшнего дня в эпоху .

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.


Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Во время раскопок раннехристианской базилики археологи ждали еще удивительные находки, датированные I-III веками нашей эры.


Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.


На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Средний ярус базилики содержит сильно разрушенную раннехристианскую церковь, созданную около IV века н.э., которая пострадала во время Норманнского нашествия.

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего и являются лингвистическим памятником.


В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок» , где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень


Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол. В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим.


Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.) . Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Как добраться, время работы

Адрес: Via Labicana, 95, Roma

Добраться можно на , ехать до станции Colosseo, а потом пройтись пешком на юго-восток, по улице Via di San Jiovanni in Laterano. На мощеной брусчаткой улице почти неприметна, используйте в качестве ориентира улицу Via dei Normanni. Пройдя еще квартал, сворачивайте налево, на улицу Piazza di San Clemente. Сразу за углом вы увидите ворота под двускатной крышей и мраморной табличкой над ними.

  • Время работы храма: службы проводятся с понедельника по субботу в 8:00 и 18:30 на итальянском языке; по субботам в 9:30 — службы на латыни (октябрь-июнь);
  • Время работы Митриума: с понедельника по субботу с 9:00 до 12:30 и с 15:00 до 18:00;
  • Стоимость билета в Митриум: полный — 5 евро, студентам в возрасте до 26 лет — 3,5 евро. С 1 июля 2015 года цена билетов будет изменена!
  • Официальный сайт: www.basilicasanclemente.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Если говорить об исторической ценности, базилику Святого Климента можно сравнить разве что с храмом Святого Петра, который также богат артефактами ранней христианской и дохристианской эпохи. Считается, что первое строение на этом месте появилось еще в 1 веке нашей эры, и это было святилище Митры с митраистической школой (подобием древнего языческого монастыря). Алтарь Митры сохранился до наших дней и находится в нижней археологической зоне.

С конца 1-го столетия владельцем здания стал римский консул Тит Климент - тезка одного из семидесяти христианских апостолов. Есть версия, что он был тайным приверженцем христианства, поэтому уже в те времена здесь проводились первые богослужения с участием и самого апостола Климента.

Правила посещения

  • Поскольку церковь является действующей, во время мессы не рекомендуется посещать ее с целью осмотра достопримечательностей. Пока длится месса, внутри собора запрещено передвигаться или разговаривать без крайней необходимости.
  • Для визита стоит выбрать одежду, закрывающую колени (как мужчинам, так и женщинам). Женские наряды, помимо того, должны быть без глубоких вырезов в районе декольте.
  • Всем посетителям на время визита необходимо выключить мобильные телефоны.
  • Фотосъемка и видеосъемка в археологической зоне запрещены (хотя это не мешает отдельным посетителям украдкой делать фото).
  • На среднем уровне церкви есть старинная фреска Девы Марии, датируемая 8 веком. Однако на самом деле эта мадонна с младенцем появилась на пару столетий раньше. Считается, что фреска представляет собой слегка переделанное изображение византийской императрицы Феодоры - женщины с удивительной судьбой, которая смогла подняться из положения танцовщицы и куртизанки до статуса жены императора Юстиниана, а после смерти была причислена к лику святых.

  • Одна из фресок базилики рассказывает о легенде, связанной со святым Климентом. Апостол закончил свою жизнь в Крыму, когда противники христианства утопили его в море, привязав к корабельному якорю. Однако тело вынесло в одну из подземных пещер, куда во время отлива часто ходили паломники. И однажды в пещеру забрел маленький мальчик, но когда он хотел вернуться назад, вода преградила ему путь. Мальчика долго и безрезультатно искали, а спустя год его мать пришла на поклонение к святому. Каково же было ее удивление, когда она обнаружила сына в этом месте живым и невредимым!

  • Изначально мощи равноапостольного Кирилла хранились в капелле Святого Доминика. Однако в конце 18-го века все изменилось - в Риме настали неспокойные времена, город оккупировали французские войска. Тогда, чтобы сберечь мощи от возможного вывоза Наполеоном во , ковчег перевезли в коммуну Санта-Мария-Нуова. Но оттуда он спустя год бесследно исчез. Сегодня от мощей осталась лишь небольшая часть, которая хранится в специально созданной капелле Святого Кирилла.
  • В археологической зоне температура воздуха ниже, чем снаружи - летом стоит взять с собой теплую кофту или легкую куртку-ветровку.
  • Для визита в подземелья лучше выбрать удобную обувь без каблука и с не скользящей подошвой. Ввиду высокой влажности в некоторых местах каменные плиты могут быть скользкими.
  • Людям, страдающим клаустрофобией (боязнью замкнутых пространств), нужно с осторожностью отнестись к посещению подземных этажей, ведь это настоящие катакомбы.
  • Опытные туристы рекомендуют приходить на экскурсию с утра или ближе к закрытию археологической зоны, и лучше в будние дни, поскольку в «час пик» и в выходные здесь бывает очень много посетителей.
Виртуальная экскурсия

Посещение базилики Святого Климента - несомненно, must see даже при условии самых коротких римских каникул. С виду она не так величественна, как здания , Пантеон или , но на деле может рассказать об истории Вечного города ничуть не меньше. Более того, именно здесь можно увидеть исторические пласты древнего города в буквальном смысле слова - слой за слоем погружаясь в прошлое. Вернувшись же на поверхность, вам наверняка захочется продолжить прогулку, и в этом районе достаточно интересных мест: можно отправиться к Термам Траяна, Золотому дому Нерона, к тому же Колизею или расположенному рядом с ним Римскому форуму. Если же хочется сделать перерыв в экскурсиях и отдохнуть в тишине, рядом есть уютная зеленая зона Parco di Colle Oppio с фонтанами, деревьями и клумбами. Там можно перекусить или просто посидеть на скамейках в тени (только не стоит гулять здесь по вечерам, в это время парк популярен у бездомных и мигрантов).

Визитная карточка

Адрес

Via Labicana, 95, 00184 Roma RM, Италия

Официальный сайт базилики Святого Климента
Стоимость

Взрослый билет - 10 € (~710 руб. ) ;
Студенческий билет (до 26 лет) - 5 € (~355 руб. ) ;
Дети до 16 лет без родителей - 5 € (~355 руб. ) ;
Дети до 16 лет в сопровождении родителей - бесплатно

Время работы

Верхняя базилика:
С понедельника по субботу - в 08:30 и в 18:30 ;
По воскресеньям - в 10:00 ;
Археологическая зона:
С понедельника по субботу - с 09:00 до 12:30 и с 15:00 до 18:00;
По воскресеньям - с 12:15 до 18:00

Что-то не так?

Сообщить о неточности

Базилика святого Климента (итал. San Clemente) – одна из титульных базилик Рима, находящаяся недалеко от Колизея и освящённая в память о втором римском папе, святом Клименте.
Базилика святого Климента – это слоёный пирог из времён и стилей. Первый слой – это обществен-ные дома, разрушенные во время Неронова пожара в 64 году н.э. Руины засыпали землёй и на их месте возвели частный дом с внутренним двором. Во второй половине 3-го века, этот дворик был перестроен. Двери, ведущие на двор, были замурованы, и был надстроен свод, превратив двор в культовое сооружение, где поклонялись Митре. Остатки мозаичного пола, найденные при раскопках, свидетельствуют, что здание было богато украшено.
Второе здание, гораздо больше первого, сложенное из туфовых блоков, имело большой внутренний двор и находилось примерно на месте современного правого придела Базилики святого Климента. Данное здание не очень хорошо изучено, существуют только предположения, что тут находился или монетный двор или рынок зерна.
Есть предположения о том, что в конце первого века здание принадлежало Титу Флавию Клименту, родственнику династии Флавиев. По преданию, консул был казнён во времена Доминициана за веру. В частном доме консула могли проходить тайные богослужения. Определённо известно, что к 200 году, «titulus Clementis» - местах христианских богослужений, которые были связаны с именем Климента, римского епископа, третьего приемника апостола Петра.
В 4-м веке, когда прекратились гонения на христиан, частное здание превратилось в церковь. Глав-ный неф занял место внутреннего двора, а анфилады комнат превратились в боковые приделы бази-лики. Тогда же церковь была освящена в честь папы Климента, вытеснив имя консула Тита Флавия.
В 395 году, когда был окончательно запрещён культ Митры, на месте митреума была построена ап-сида базилики святого Климента. И в таком виде она представляет собой третий слой.
В 9-м веке Базилика святого Климента была украшена фресками, которые являются ценнейшим па-мятником христианского искусства тех времён.
В 1084 году, во время пожара, устроенного норманнами во время взятия Рима, церковь была непо-правимо повреждена. Тогда было принято решение не восстанавливать, а построить новую. Нижняя базилика была завалена строительным мусором, а на полученном фундаменте была построена новая церковь.
В 18-м веке по поручению папы Климента девятого, архитектор Карло Стефани Фонтана сделал со-временный кессонированный потолок, а пространство между окнами главного нефа было украшено 10 фресками. Капеллы были пристроены к базилике уже в следующие сто лет.
Раннехристианская базилика увидела мир только в 1857 году, когда приор Джозеф Маллули и архео-лог де Росси начали раскопки. Тогда и была обнаружена базилика 4-го века.
Участок оставался недоступным до тех пор, пока в 1912 году не был налажен сток воды. Вот тогда и были обнаружены и первые здания, ещё Нероновской эпохи.

Представляет собой уникальный археологический комплекс, включающий в себя верхний уровень (современная базилика, возведённая в XII веке), средний уровень (раннехристианская базилика, построенная в IV веке) и нижний уровень (два строения, возникшие в I веке новой эры). Современная базилика содержит исполненную раннехристианскими символами мозаику XII века, фрески XV и XVIII веков. В раннехристианской базилике сохранились уникальные фрески IX века, содержащие, в том числе, первые из известных надписи на простонародном итальянском языке. В базилике почивают мощи святого Климента, четвёртого римского епископа и одного из мужей апостольских, Игнатия Богоносца и немногочисленные уцелевшие частицы мощей равноапостольного Кирилла, славянского просветителя.

Нижний уровень

Античные постройки

Первые раскопки под церковью проводили приор базилики Джозеф Маллули и археолог де Росси в 1857 году и обнаружили сначала базилику IV века. Ниже уровнем были обнаружены помещения I века, однако этот участок долгое время оставался недоступным для исследователей из-за проникновения подземных вод через стены. Лишь в 1912 году был налажен сток воды - построен 700 метровый канал, соединивший Сан-Клементе с Большой клоакой. При этом был обнаружен 4-й слой - руины домов, разрушенных во время Неронова пожара Рима 64 года. Руины были засыпаны землёй и послужили фундаментом для строений, составляющих нижний уровень комплекса двух зданий, разделённых узким проходом. на нижнем уровне базилики. В центре алтарь Митры.]] Над кирпичным зданием, расположенным ближе к (возможно, общественное здание конца I го века) во второй половине II века был построен частный многоэтажный дом с внутренним двориком. Этот дворик во второй половине III века был перестроен в культовое сооружение для поклонения Митре: ведущие к дворику двери были замурованы и был надстроен свод.

В части самого здания была устроена - так называемая митраистская школа, то есть помещение, в котором неофиты готовились к посвящению в тайны культа. Помещение было, возможно, богато декорировано, о чём свидетельствуют остатки мозаичного пола и потолок, украшенный стукко. Культовые обряды проходили в триклинии - длинном гроте с потолком, украшенном звёздами. По бокам располагались длинные скамьи для адептов, по обеим сторонам находились нишы для статуй, а в центре расположен алтарь с изображением Митры, убиваюшего быка, и спутники Митры Каут (Latina. Cautes ) и Каутопат (Latina. Cautopates ).

Второе здание было гораздо больше первого, сложено из крупных блоков туфа и включало в себя большой внутренний двор, примерно соответствующий главному нефу и правому приделу современной базилики. Это строение ещё полностью не исследовано, изученные же части заставляют предполагать, что это было общественное здание, скорее всего монетный двор или зерновой рынок.

Тит Флавий Климент

Уже в конце I века здание принадлежало, предположительно, консулу Титу Флавию Клименту, родственнику династии Флавиев. Предание утверждает, что он был тайным христианином и был казнён за веру в царствование Домициана. В частном доме консула могли проводиться христианские богослужения, на которых председательствовал святой Климент, римский епископ, третий преемник апостола Петра. По крайней мере, уже к 200 году определённо известно о «titulus Clementis » - месте христианских богослужений, связанном с именем Климента (или консула-мученика, или епископа).

Раннехристианская базилика

История

После прекращения гонений в IV веке частное здание было обращено в церковь в форме базилики: обширный внутренний двор превратился в главный неф, а окаймлявшие его анфилады комнат стали основой двух боковых приделов. В понтификат Сириция (384-399) церковь была освящена в честь папы Климента, чьё имя окончательно вытеснило из памяти имя его тёзки-консула.

В течение всего IV века церковь Сан-Клементе сосуществовала с находившимся рядом митреумом. Культ Митры был официально запрещён Феодосием Великим в 395 году, после чего на месте митреума была построена апсида базилики.

Таким образом, к концу IV - началу V века сложилась раннехристианская базилика в том виде, в каком её можно видеть на среднем уровне комплекса Сан-Клементе. Это была прямоугольная трехнефная базилика с обширными апсидой и нартексом. Уже к этому моменту здесь находилась десница Игнатия Богоносца, мужа апостольского, епископа Антиохии Сирийской, принявшего мученическую смерть на арене Колизея.

Мозаика в апсиде и хоры современной «верхней» церкви принадлежали базилике «нижней», на что указывают многочисленные раннехристианские символы, не понятные христианам XII века, но дорогие верующим более ранних веков. На алтарной перегородке и стенках хоров современной базилики сохранились монограммы папы Иоанна II (533-535), до избрания на папский престол бывшего кардиналом-священником Сан-Клементе. Таким образом, эти элементы были или впрямую перенесены из «нижней» базилики в «верхнюю», или бережно реконструированы там в XII веке. В IX веке «нижнюю» базилику украсили до сих пор сохранившиеся фрески, являющиеся ценнейшим памятником христианского изобразительного искусства этого времени.

В IX веке в Сан-Клементе были перенесены мощи папы Климента, обретённые святыми Кириллом и Мефодием в у и привезённые равноапостольными братьями в Рим. В 867 году папа Адриан II совместно с Кириллом и Мефодием перенесли мощи Климента в посвящённую его памяти базилику. 14 февраля 869 года Кирилл скончался в Риме и был, по желанию Адриана II и римского народа, погребён в Сан-Клементе.

В 1084 году Сан-Клементе была непоправимо повреждена во время пожара, последовавшего за взятием Рима норманнами под руководством Роберта Гвискара. Очевидно, что степень повреждений была таковой, что было решено не восстанавливать базилику, а построить новую на месте старой. В новую «верхнюю» базилику были перенесены мощи Климента, Игнатия и Кирилла, а также ценнейшие предметы убранства. В результате вскоре о существовании прежней «нижней» базилики под основанием новой «верхней» полностью забыли. Лишь в 1857 году приор Сан-Клементе Джозеф Маллули в результате раскопок вновь открыл миру раннехристианскую базилику.

Предполагаемая гробница Кирилла

Согласно двум источникам Legenda Italica и Vita Constantini , равноапостольный Кирилл был первоначально погребён в большой гробнице справа от алтаря. Археологи-доминиканцы, в силу своего сана привыкшие находиться во время мессы в пресбитерии лицом к народу, восприняли указание «справа от алтаря» со своей точки зрения, то есть в конце южного придела. Обнаруженная в южном приделе пустая гробница была без колебаний идентифицирована в качестве первого места захоронения апостола славян. Это место с течением времени превратилось в славянский уголок. Каждый славянский народ установил здесь мемориальную доску со словами благодарности своему просветителю. Здесь можно видеть доски от украинского, болгарского, македонского, сербского, греческого, хорватского народов; от установлены сразу две памятных доски - от имени Русской Православной Церкви и от молодёжи России.

С течением времени первоначальный вывод археологов подвергся серьёзному сомнению. Источники, указывавшие место погребения Кирилла, упоминают о большом образе, исполненном над его гробницею. В южном приделе не удалось найти ни одного изображения, которое можно было бы идентифицировать как образ Кирилла.

Между тем, в симметрично расположенном конце (справа от алтаря, с точки зрения мирян) найдена хорошо сохранившаяся фреска IX века «Сошествие Христа во ад», в углу которой имеется поясное изображение епископа, держащего в левой руке Евангелие, а правой - благословляющей народ. Так что вполне допустимо, что Кирилл был погребен под этой фреской. Сама фреска представляет собою первое в итальянском искусстве изображение на данную тему. Христос в развевающейся хламиде буквально врывается в ад, попирая ногами Сатану, и выводит оттуда а.

Фрески

Северный придел

Внешняя стена правого (северного) придела была когда-то полностью покрыта фресками, лишь частично сохранившиеся до наших дней. На сегодняшний день удалось идентифицировать сюжеты мученичества святой Екатерины и Страшного суда.

Хорошо сохранилась лишь одна фреска в нише, изображающая Богородицу с младенцем, а на боковых поверхностях ниши - святые Евфимия и Екатерина. В 1959 году отец Доминик Дарси, сравнивая эту фреску со знаменитыми мозаиками в церкви , обнаружил поразительную сходство Богородицы из Сан-Клементе с равеннской императрицей Феодорой. Соответственно, выдвинута версия, что первоначально фреска представляла портрет Феодоры, муж которой Юстиниан сделал большие вклады в римские базилики, с двумя придворными дамами. В IX веке фреска была переосмыслена и дописана: Феодору посадили на трон, вручили младенца, и получившаяся фреска приобрела свой нынешний вид. На сегодня вопрос о первоначальном значении фрески остаётся дискуссионным.

Главный неф

В главном нефе слева от основного входа (из нартекса) находится частично сохранившаяся фреска «Вознесение ». Композиция фрески представляет собой адаптацию типичного - образца. В верхней части Христос, окружённый ангелами, возносится на облаке. Непосредственно под ним изображена Богородица в позе «оранты», то есть с воздетыми руками, по обе стороны от неё замерли в трепете апостолы. В правой части фрески хорошо сохранился образ святого Вита, симметрично ему слева изображён папа Лев IV (847- 855) с квадратным нимбом вокруг головы, что указывает на то, что фреска создана при жизни папы, выступающего здесь не в качестве святого, а лишь донатора. Под образом Богородицы находится незаполненная ниша. Возможно, что здесь помещалась реликвия - камень с Елеонской горы, на которой и произошло описываемое событие.

Существует и другое толкование этой фрески. В соответствии с ним, здесь представлено Вознесение не Христа, а Богородицы. В этом случае, считается, что явившийся на облаке Христос встречает Свою Мать, которая поэтому изображена отдельно от апостольской группы. Косвенным подтверждением данной версии является известный факт глубокого почитания Львом IV праздника Успения, получившего при этом папе восьмидневное попразднество. Если принять эту версию, то в Сан-Клементе находится одно из наиболее ранних в западной иконографии изображение Вознесения Богородицы. Справа от «Вознесения» находятся частично сохранившиеся фрески IX века, представляющие следующие сюжеты: Распятие, Мироносицы во гробе, Брак в Кане Галилейской и Сошествие в ад.

Наиболее известные фрески «нижней» базилики находятся на левой стене главного нефа, их традиционные названия - «Житие святого Алексия» и «Месса святого Климента».

Фреска «Житие Алексия, человека Божия », написана предположительно в интервале 1050 - 1100 годов и охватывает последнюю, римскую часть жития святого (полное житие - смотри статью Алексий, человек Божий ). В левой части одетый в рубище Алексий возвращается в Рим и на дороге встречает отца, который не узнаёт сына после семнадцатилетней разлуки. Мать Алексия, выглядывающая из окна, также не видит в страннике своего сына. В средней части фрески действие переносится на семнадцать лет вперёд - папа Иннокентий I приходит к одру умершего Алексия, сжимающего в руке некую хартию. В правой части фрески история завершается: по просьбе папы умерший разжимает руку, и папа сообщает присутствующим содержание хартии, в которой Алексий описал свою жизнь с момента ухода из родного дома. Горе родителей и невесты Алексия ярко изображено художником: рыдающая невеста обнимает тело своего жениха, а родители в буквальном смысле рвут на себе волосы.

Фреска представляет собой исключительное произведение, в котором условности византийской иконографии тесно переплелись с драматизмом повествования. В отличие от традиционной иконы с клеммами, представляющими различные эпизоды жития, на этой фреске события разворачиваются непрерывно, делая зрителя свидетелем событий. Также фреска свидетельствует, что в XI веке житие Алексия было известно в Риме в своей поздней, окончательной редакции, а почитание этого святого перешагнуло пределы на Авентинском холме.

Над фреской, посвящённой Алексию, находится ещё одна, на которой изображён Христос, сидящий на престоле, с предстоящими Климентом и архангелом Михаилом (по правую руку), и святителем Николаем и архангелом Гавриилом (по левую руку). Все действующие лица подписаны, хотя их лики невозможно рассмотреть: они «отрезаны» полом «верхней» базилики.

Фреску «Месса святого Климента» отличает живость и драматизм изображения, и сложное драматическое повествование, не свойственные традиционной византийской иконографии. Содержание фрески может быть передано следующим образом:

  • верхний регистр - святой Климент восседает на престоле, ему предстоят его предшественники по римской кафедре: апостол Пётр, святые Лин и Клет. Все действующие лица подписаны, но их головы «отрезаны» полом «верхней» базилики.
  • средний регистр - святой Климент совершает мессу, в числе окружающих его христиан находится (по левую руку) молодая женщина Феодора . Муж Феодоры, знатный язычник Сиссиний , прокрался вслед за женой на мессу, но ослеп и оглох по молитве папы. Церковные служители выводят Сиссиния из церкви.
  • нижний регистр - святой Климент посетил дом Феодоры и исцелил её мужа. Сиссиний, вместо благодарности, исполнен ярости и приказывает слугам схватить папу и выставить его вон. Речь Сиссиния передана простонародным итальянским языком (italiano. vernacular ), а не на традиционной латыни, и усыпана ругательствами:

Тащите, сукины дети. Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом.

Но по молитве Климента ослеплённые слуги тащат обломки колонны, принимая их за епископа. Сам же Климент, стоя в стороне, говорит (уже по латыни): «По вашему жестокосердию вам полагается нести это вместо меня ». На этом фреска обрывает повествование, но их документ IV века «Acta» утверждает, что в итоге Сиссиний всё-таки стал христианином и даже мучеником. Бранные слова Сиссиния, по контрасту с благочестивым сюжетом, придают неповторимый колорит всей фреске. Эта брань делает фреску бесценным лингвистическим памятником, так как, не считая некоторых подписей на документах, данные слова являются самыми ранними из ныне известных, написанных на итальянском языке.

Нартекс

Первоначально нартекс отделялся от главного нефа только четырьмя колоннами. После землетрясения 847 года папа Лев IV приказал заложить проход между колоннами, а образовавшуюся стену украсить фресками. Первоначальные фрески IX века не сохранились, так как в XI веке по заказу местного семейства Рапиза (italiano. Rapiza ) они были заменены на две новые: «Чудо святого Климента в Азовском море» и «Перенесение мощей святого Климента в Сан-Клементе».

На первой фреске изображено чудо, о котором повествует «Acta » - источник IV века: папа Климент был брошен мучителями в Азовское море привязанным к якорю. Затем, ангелы похоронили тело мученика в подводной пещере. Раз в год море отступало назад, и местные христиане имели возможность поклониться мощам Климента, после чего море возвращалось назад. Далее, фреска, следуя источнику, показывает, как однажды в гробнице был забыт ребёнок, а через год его мать, придя к мощам Климента, обнаружила своего ребёнка живым. Подводный мир, окружающий гробницу, населён рыбами, медузами и скатами. В нижнем регистре фрески изображены святой Климент и донаторы - семейство Рапиза.

Далее легендарная история Климента повествует о том, что с течением времени море перестало отступать и обнажать гробницу святого. Только святые братья Кирилл и Мефодий, отправлявшиеся с миссией из Византии в Хазарский каганат, сумели обрести мощи. Впоследствии, будучи приглашёнными папой Николаем I, братья привезли в Рим мощи святого Климента. Встретивший их преемник Николая I Адриан II с честью принял Кирилла и Мефодия. Далее фреска подключается к повествованию и показывает кульминационный момент - папа Николай (ошибка художника, на самом деле Адриан II) в сопровождении двух братьев переносит крестных ходом мощи из собора в Сан-Клементе.

Напротив последней фрески, то есть на внешней стене нартекса, сохранилась фреска IX века, условно называемая «Посмертный суд». В центре представлен благословляющий Христос, по его правую руку - архангел Михаил и апостол Андрей, по левую - архангел Гавриил и святой Климент. Перед Христом преклонили колена две фигуры, призванные на посмертный «частный» (в отличие от последнего «всеобщего») суд. На сегодняшний день принято считать, что этими фигурами являются Кирилл и Мефодий. В этом случае окружающие Христа лица имеют следующее значение: Климент свидетельствует о том, что браться обрели его мощи в у; Андрей, некогда благовествовавший предкам славян, является предшественником миссии святых братьев, Гавриил выступает в качестве вестника как в Ветхом (книга пророка Даниила), так и в Новом (Евангелие от Луки) заветах, а Михаил напоминает о том, что миссия братьев была вдохновлена Михаилом III.

Современная базилика

История

Возобновление базилики связано с деятельностью кардинала Анастасия , кардинала-священника Сан-Клементе в течение четверти века (l099-1125), при покровительстве папы Пасхалия II, до своего избрания на кафедру в 1099 году бывшего кардиналом Сан-Клементе. «Нижняя» базилика была заполнена строительным мусором, и на полученном основании воздвигнута современная «верхняя» базилика. Нынешняя базилика уступает по размерам своей предшественнице: левые (южные) приделы обеих церквей одинаковы по размерам, однако, главный неф и правый придел «верхнего» храма стоят на основании «нижнего» главного нефа. Современная базилика, таким образом, уже раннехристианской на ширину правого «нижнего» нефа. В «верхней» базилике были воссозданы мозаика апсиды и хоры, а также сюда были перенесены чтимые реликвии. В понтификат Климента XI (1700-1721) и по его поручению архитектор Карло Стефано Фонтана выполнил современный кессонированный потолок. Тогда же пространство между окнами в верхней части главного нефа было заполнено десятью фресками, изображающими почитаемых в храме святых - Климента, Игнатия Богоносца, Кирилла и Мефодия. В последующие столетия к базилике были пристроены капеллы.

В результате указанных перестроек и дополнений базилика утратила первоначальную простоту и строгость, но приобрела многочисленные барочные черты. Ценнейшим приобретением базилики стали фрески XV века в капелле святой Екатерины, приписываемые учёными Мазаччо или Мазолино.

Современная базилика несколько раз сменила владельцев. В 1403 году папа Бонифаций IX передал базилику монахам-амброзианцам (Конгрегации святого Амвросия Медиоланского, основанной в 1379 году). В 1645 году, по протекции Камилло Памфили , кардинала-непота Иннокентия X, базилика была передана доминиканцам из монастыря при церкви Сан-Систо-Веккьо. В 1677 году ввиду усилившихся антикатолических гонений в в Сан-Клементе пришли ирландские доминиканцы, управляющие базиликой и прилегающим монастырём до настоящего времени.

Главный портал

Главный портал и фасад базилики окрашены в желтоватый цвет и облицованы стукко в стиле позднего барокко. Фасад украшен четырьмя античными колоннами ионического ордера, во дворе базилики расположен атриум с фонтаном XVIII века.

Внутреннее убранство

Современная церковь, воздвигнутая около 1100 года и неоднократно перестроенная, представляет собой трёхнефную базилику с просторной апсидой, а также пятью боковыми капеллами. Пол базилики выполнен в характерном для Рима стиле косматеско. Кессонированный потолок выполнен в начале XVIII века Карло Стефано Фонтаной, главный плафон считается лучшей работой римского художника Джузеппе Кьяри (1654-1729).

Главный неф

Десять фресок в главном нефе выполнены также в начале XVIII века. В левой части последовательно (от входа к алтарю, то есть с востока на запад):

  • Святой Мефодий (автор Пьетро Разина);
  • Святой Климент отдает плат Флавии Домитилле, жене консула Тита Флавия Климента (автор Пьетро де Пьетри);
  • Святой Климент проповедует в у (автор Себастьяно Конка);
  • мученичество святого Климента (его, привязанного к якорю, выбрасывают в море - работа Джованни Одацци);
  • перенесение мощей Климента в Сан-Клементе в 867 году (автор - Джованни Одацци).

В правой части находятся фрески (в том же порядке):

  • святой Кирилл (автор Пьетро Разина);
  • кончина святого Сервула (Latina. Servulus ) - нищего, просившего милостыни в Сан-Клементе, в соответствии с рассказом папы Григория Великого (автор Томмазо Кьяри);
  • Траян приговаривает Игнатия Богоносца к растерзанию зверьми (автор - Пьястрилли);
  • прощание Игнатия со святым Поликарпом Смирнским (автор Джакомо Триджа),
  • мученичество Игнатия на арене (автор Пьерлеоне Джецци)

Главный алтарь и хоры

Главный алтарь, хоть и в настоящем виде существует с 1726 года, выполнен в стиле, характерном для большинства римских базилик. Под алтарём находится конфессия (confessio)- маленькая часовня, содержащая ковчег с мощами святых Климента и Игнатия. Алтарь накрыт сверху киворием, украшенным изображением якоря - одновременно атрибутом мученичества Климента и древнехристианским символом спасения. Сам киворий перенесён из «нижней» базилики, а вот колонны, его поддерживающие, относятся к XV-XVI векам. Впрочем, две из четырёх оригинальных колонн VI века сохранились - они стали частью надгробия кардинала Венерио в южном приделе церкви.

Расположенные перед алтарём мраморные хоры (Latina. Scuola Cantorum ) были сооружены папой Иоанном II (533-535) и в XII веке перенесены из «нижней» в «верхнюю» базилику. На мраморных панелях хоров вырезаны рыба, голубь и чаша - раннехристианские символы, указывающие на самого Христа, на мир, принесённый Христом верующим в него, и на евхаристию. Здесь же сохранились монограммы донатора - папы Иоанна II. Единственными дополнениями, привнесёнными в хоры в XII веке, стал второй (левый) амвон и пасхальный канделябр.

Апсида

Верхнюю часть поверхности апсиды занимает грандиозная по размерам и замыслу мозаика XII века. Судя по многочисленным раннехристианским символам, исследователи делают вывод, что данная мозаика или перенесена из «нижней» базилики, или выполнена по мотивам аналогичной мозаики IV-V веков.

Центром мозаики является крест с распятым Спасителем, наполненный разнообразными значениями:

  • мост, соединяющий землю и небо, и по этому мосту души (символически изображённые в виде голубей) поднимаются в Царствие Небесное.
  • источник воды живой, о котором говорит Откровение («И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ()). Из источника утоляют жажду олени или лани (реминисценция псалма 41: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! " ()). Оленей изображено два, что указывает на то, что ко Христу обратились как бывшие язычники, так и иудеи.
  • древо жизни (), утерянное прародителями (Быт. 3:22) из-за грехопадения, но вновь ставшее доступным благодаря Христу (Отк. 22:2).
  • виноградная , питающая своими соками ветви - членов церкви (). Присутствующий на мозаике феникс также является символом победы Христа над смертью.

Мотив райского блаженства христиан, спасённых Христом, повторяется в нижнем регистре мозаики. Здесь изображена череда овец, окружающих несущего крест Агнца, то есть Христа.

Над крестом простёрта рука Бога Отца в сфере - символе небесной славы. Наконец, в самом верхней части мозаики представлена монограмма Христа в эллиптическом диске - ещё один символ победы Христа.

Ветви лозы, произрастающие из креста, живописно простираются по всей поверхности мозаики. В ветвях можно видеть птиц, цветы и людей. Четыре человеческие фигуры, облачённые в бело-чёрные одеяния, подписаны: это латинские Отцы Церкви блаженные Августин и Иероним, святители Григорий Великий и Амвросий Медиоланский.

Триумфальная арка, предваряющая апсиду, также выполнена в XII веке, но, возможно, имеет первоисточником мозаику из «нижней» апсиды. В центре помещено изображение Христа Пантократора, одной рукой держащего Евангелие, а другой благословляющего верных. Окружают Его четыре символические существа из Откровения (-8), традиционно изображающие четырёх Евангелистов: телец (Матфей), лев (Марк), ангел (Лука) и орёл (Иоанн Богослов). С одной стороны от Христа и существ представлены Исайя, призывающий благословить «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (), апостол Павел и великомученик Лаврентий, который «научился от Павла принять Крест» (цитируются надписи на свитках, которые держат в руках святые). С другой стороны, изображён Иеремия, утверждающий: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (), Климент и апостол Пётр, призывающий Климента «воззреть на Христа, которого я (то есть Пётр) проповедал тебе»

Справа от алтаря, на стене, завершающейся триумфальной аркой, находится табернакль конца XIII века, дар кардинала Джакомо Гаэтани, племянника Бонифация VIII. В табернакле, выполнененном, предположительно, Арнольфо ди Камбио, изображены папа (его изображение в точности соответствует фигуре, вырезанной на гробнице в гротах под собором святого Петра), представляющий своего племянника-донатора святому Клименту.

Капеллы

Капелла святой Екатерины

Капелла святой Екатерины примыкает к южному нефу, слева от основного входа, то есть в юго-восточном углу базилики. Капелла была воздвигнута между 1411 и 1431 годами, то есть в тот промежуток времени, когда её основатель кардинал Бранда ди Катильоне был кардиналом-священником Сан-Клементе. Капелла примечательна фресками, изображающими Распятие и эпизоды жития святой Екатерины Александрийской, Амвросия Медиоланского и святого Христофора. Большинство исследователей утверждают, что фрески принадлежат кисти Мазолино и выполнены между 1428 и 1431 годами, за исключением Распятия, написанного несколько ранее Мазаччо. Существует противоположная точка зрения, согласно которой фрески написаны, наоборот, Мазаччо в 1425 - 1428 годах, а Мазолино лишь завершил работу после смерти предшественника.

На левой стене серия фресок иллюстрируют житие святой Екатерины Александрийской:

  • верхний регистр, первая панель - Екатерина протестует против преследований христиан перед императором Максенцием;
  • нижний регистр, первая панель - Екатерина побеждает в диспуте 50 лучших александрийских философов;
  • верхний регистр, вторая панель - заключённая Екатерина обращает ко Христу супругу императора Максенция, Максенций приказывает обезглавить жену;
  • нижний регистр, вторая панель - Екатерину, приговорённую к колесованию, чудесно спасает ангел;
  • нижний регистр, третья панель - Екатерина обезглавлена;
  • верхний регистр, третья панель - ангелы переносят тело Екатерины на гору .

На правой стене капеллы изображены эпизоды жития святого Амвросия, на противоположной входу стене - Распятие, на входной арке - Благовещение. На стене, поддерживающей входную арку, находится фреска с изображением святого Христофора. Последняя примечательна многочисленными граффити, оставленными паломниками. Самые ранние надписи датируются 1459, 1461 и 1481 годами.

Другие капеллы

В «верхней» базилике находятся ещё четыре капеллы, менее известные, чем капелла святой Екатерины.

Название капеллы Дата Описание
Иоанна Крестителя XV век Была сооружена в северо-западном углу церкви (справа от главного алтаря) для почитания мраморной статуи святого.
Святого Кирилла 1882-1886 годы Была устроена в северном нефе на средства папы Льва XIII, алтарный образ, написанный Сальви ди Сассоферрато, принадлежит к XVII веку. Сюда в ноябре 1963 года была помещена частица мощей равноапостольного Кирилла - единственная из похищенного в 1798 года ковчега, которую удалось случайно обнаружить в июне 1963 года.
Капелла святого Доминика В северо-восточном углу церкви (симметрично капелле святой Екатерины). Была расписана Себастьяно Конка в 1715 году. Именно в этой капелле вплоть до 1798 года находились мощи святого Кирилла. В 1798 году, во время первой Римской республики, ковчег был вскрыт в присутствии свидетелей, удостоверивших наличие в нём «костей и праха». Затем ковчег был перемещён в Санта-Мария-Нуова, а в следующем году исчез навсегда.