Кто расписал ферапонтов монастырь. Ферапонтов монастырь

Кто расписал ферапонтов монастырь. Ферапонтов монастырь
Кто расписал ферапонтов монастырь. Ферапонтов монастырь

В 2002 году 500 лет исполнилось росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданной великим русским иконописцем Дионисием, его сыновьями и мастерами, входившими в его артель.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт.

01. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год.


Во второй половине XV - начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

В центре - Трехъярусная, шатровая колокольня (1680 г.) очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.

Справа - церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641 год
02

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Церковь Благовещения (справа) с трапезной палатой. 1530 - 1531 годы.

По предположению историков церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. При возведении ограды использовались кирпичи древних зданий.


04. Северные ворота. Ух и ветер сегодня!

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

05. Трапезная, за ней церковь Благовещания.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа.
06

А теперь собственно в музей.

07. Фрески, в том числе над мощами Мартиниана Белозерского. Преподобный Мартиниан Белозерский - игумен монастыря. Способствовал расцвету его духовности, ввел переписывание, собирание книг.


08


09

10. В церкви преподобного Мартиниана. Шатровая церковь датируется 1641 г.

11. В церкви с 1838 г. находится двухъярусный иконостас, изготовленный вологодским мещанином Николаем Милавиным. Резные царские врата не сохранили фигурок архангела Гавриила и Марии из сцены Благовещения. Надпись «Бессмертная трапеза» говорит о таинстве превращения хлеба и вина в Святые Дары - Плоть и Кровь Христовы.

12. В колокольне есть вход, проходим в него и поднимаемся на второй этаж. Направо - церковь Благовещения с фресками Дионисия, но мы сначала пройдем по левому коридору до конца, здесь расположена экспозиция музея монашеского быта.

Интерьер Трапезной палаты с центральным массивным столбом и опирающимися на него парусообразными сводами является полностью сохранившимся с середины XVI в.

13. Подризник (XV в.), рака (XVI, XV I I в.) , фелонь (XV в.) преподобного Мартиниана

14. Реконструкция монашеской келии по уставу Кирилла Безозерского
«В келии же не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но, по слову апостола, всё было общим… Даже куска хлеба не разрешалось иметь в келии, ни какого-либо питья. Если кто хотел пить, тот шел в трапезную и там с благословения утолял жажду свою. Если кому случилось войти в келию какого-либо брата, то видел ни что иное в ней, как иконы, книги и сосуд с водой, чтобы руки помыть. Так от всяких пристрастий пребывали свободными, одно попечение имея - Богу угодить, друг ко другу смирение и любовь сохранить, и ради общх нужд трудиться…
И всякий неленностно, но по силе своей трудился; не как для людей, но для Бога..»

Пахомий Логофет. Житие Кирилла Белозерского.

15. В дальнем углу находится образец братской трапезной.


16

17. В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.

18. Рабочее место Игумена.
За этим столом зачитывались грамоты и указы, присылавшиеся в монастырь, объявлялись решения, принятые игуменом и соборными старцами.

19. Торжественное одеяние священников.


20

21. Место старца строителя.

У южной грани находилось место старца-строителя. Круг его обязанностей не совсем понятен. Среди соборных старцев он занимал первое место. По-видимому, главной его обязанностью было духовное окормление братии. В последний период своей жизни Мартиниан был старцем-строителем..

22. Реставраторы проделали огромную работу чтобы сохранить для потомков наследие предшественников.
Инструменты, которыми работали реставраторы.

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.
23

24. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года.

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря.

Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей.
25

27. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним - архангелы и праотцы, в парусах - евангелисты, на подпружных арках - святые в медальонах,

28. Фреска в барабане - Христос-Вседержитель.

29. В церквях над вратам полностью сохранились все элементы архитектуры.


30


31

32. Другое замечательное собрание Музея образовалось из предметов крестьянского и городского хозяйства и быта, причем с самого начала сотрудники Музея собирали вещи, происходящие из Кирилловского района, а точнее - из ближних и дальних окрестностей Ферапонтова.

33. Жители многих деревень охотно жертвовали Музею сохранившиеся у них предметы XIX и XX века: иконы, книги, гончарные изделия, кросна, снасти для кросен, точила и жернова, весы и безмены, стеклянную и деревянную посуду, прялки и скалки, сундуки и короба, старинные ткани, повседневную и праздничную одежду, старые письма, фотографии и документы и множество других вышедших из употребления предметов.

34. Так формировалась этнографическая коллекция в Музее, дающая хорошее представление о крестьянской культуре Белозерского края. Десятки деревень вокруг Ферапонтова существуют с ХV и ХVI веков и, надо думать, крестьянский быт тех давних времен мало чем отличался от быта XIX или начала XX века, так что этнографическое собрание Музея имеет и историческое значение.

35. Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний.

36
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
(русская народная песня)

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.
37

На выставке можно увидеть кросна трех типов: корневые, задние ноги которых и понебник делались из цельного куска дерева, составные, собираемые из отдельных частей, и смешанные, то есть станки, у которых для понебника использовалась корневая часть дерева, но она не была связана с задними ногами. Основным украшением кросен были набилки и векошки, покрытые резьбой. В коллекции музея сейчас более 20 кросен. На таких станках можно ткать любые узорные ткани, единственным ограничением при этом будет только ширина получаемого полотна.

44. На вологодском наречии: "Запрячь кросна" - приготовить ручной ткацкий станок для работы.

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,
Из соедних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...

Адрес: 161120, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Ферапонтово.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные с трапезной, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит , .

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли .

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Ферапонтов Белозерский монастырь основан в конце XIV в. вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, а в наше время относится к России. Назван по имени монаха Ферапонта (1337-1426 гг.), он же в святцах Русской Православной церкви Ферапонт Белозерский и Ферапонт Можайский. В миру его звали Феодор Посконин, и происходил он из боярского рода. Был иноком московского Симонова монастыря, когда познакомился там с послушником, будущим Кириллом Белозерским. Оба они были учениками преподобного Сергия Радонежского и вместе в 1397 г. заложили . Через год Ферапонт покинул сподвижника, по какой причине - неизвестно, самое логичное предположение - искал для себя большей самостоятельности в решениях и действиях, как это свойственно натурам пассионарным и целеустремленным. И этой своей цели он достиг.

Монастырь у озер Бородаевского и Пасского, окруженных корабельными соснами, в 15 верстах от Кирилло-Белозерской обители, получился изящным, гармоничным, будучи при этом гораздо меньше «старшего брата». Крепостью Ферапонтов монастырь также не стал. Каменных оборонительных сооружений он никогда не имел. Это было неосмотрительно. В 1612-1616 гг. беззащитную обитель разорили поляки-интервенты, были сожжены кельи, разграблены окрестные деревни. Восстановился монастырь только примерно через 25 лет, и еще хорошо, что самое ценное монахам удалось спрятать. Но потом постепенно пришел в упадок, до такой степени, что в 1764 г. был лишен своих земель по той причине, что они не обрабатывались, а в 1798 г. указом Синода - закрыт. В 1904 г. его вновь открыли, но уже как женский, и в этом статусе он просуществовал до 1925 г. Богослужения, однако, продолжались в нем до 1935 г., когда он вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1989 г. были возобновлены церковные службы в Ферапонтовском приходе, но монастырь как таковой утратил статус пустыни, и о возрождении в нем монашества речи нет ради сохранности фресок.

В 1855 г. вышла книга историка православия И. Н. Муравьёва «Русская Фиваида на Севере», содержавшая размышления о явлении паломничества к вологодским и белозерским святым местам. Фиваида - здесь аналогия с древнеегипетской Фиваидой, местом поселения первых христианских монахов-отшельников. А потом с легкой руки историка уже все Белозерье, и даже шире - все русские северные земли, стали называть Северной Фиваидой. Историк религии XIX в. Иван Концевич писал об этом так: «...святость отцов египетской пустыни... отличается от нашей святости, тихой, величавой и кристально светлой, как светел и ясен лучезарный и тихий вечер русской весны. Но как тут, так и там то же „умное делание", то же безмолвие».

«Умное делание» архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря являет собой в полной мере. Первым здесь был возведен собор Рождества Богородицы (1490 г.), один из самых ранних каменных соборов на Русском Севере. Его интерьер украшают знаменитые фрески (стенопись) Дионисия (ок. 1440 - ок.1502 гг.), благодаря которым в 2000 г. монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь Благовещения со звонницей построена в 1530-1534 гг. на пожертвования великого князя Московского Василия III в честь рождения наследника, ставшего царем Иваном IV Грозным. Трапезная и Казённая палаты постройки середины XVI в. полностью сохранили свой аутентичный облик и интерьер. В 1641 г. была построена шатровая церковь Мартиниана. В 1649 г. была возведена последняя по времени постройка - Святые ворота с двумя небольшими шатровыми церквями - Богоявленской и Ферапонтовской.

Ферапонтов монастырь находится на северо-западе России, в Вологодской области. Его строения стоят на невысоком холме между двух озер - Бородаевского и Пасского, соединяет которые речка Паска. Село Ферапонтово расположено главным образом на противоположном от обители берегу Паски.

У расцвета Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей в XV-XVI вв. было несколько предтечей. И все - неслучайные.

Монастыри вблизи северо-западной границы расселения русских ставились на озерных островах и берегах начиная с XII в. и выполняли миссионерскую роль. Некоторые, небольшие, деревянные, со временем ушли в небытие. Крупные сохранились до наших дней. Еще до XV в. появились такие монастыри, как Валаамский и Коневецкий на Ладожском озере, Палеостровский на Онеге и Спасо-Каменный на Кубенском озере.

В 1420-1430-е гг. был возведен Соловецкий монастырь на одноименных островах в Белом море. Иван Грозный основал Архангельск в 1583 г. со строительством на мысе Пур-Наволок крепости вокруг опять же монастыря, разоренного шведами, - Михайло-Архангельского. По тракту к Белому морю на Архангельск через Каргополь пошли не только торговые обозы, но и паломники, устремившиеся в Соловецкий и другие северные монастыри. Этот большой и оживленный тракт проходил неподалеку от стен Ферапонтова монастыря, и слава об этой обители быстро передавалась из уст в уста.

Монастырю повезло еще раз. Инок Мартиниан, впоследствии - преподобный Мартиниан Белозерский (ок. 1400-1483 гг.), местный уроженец, выходец из крестьянской семьи и ученик Кирилла Белозерского, был избран братией Ферапонтова монастыря игуменом с наказом «добро» заботиться о попечении и благоустройстве обители. Судя по всему, Мартиниан был человеком интеллектуального склада и явно имел способности архитектора. Он и его ученик Иоасаф, будущий архиепископ Ростовский и Ярославский (урожденный князь Оболенский), наладили в монастыре «книжное рукоделие», т. е., на современном языке, издательство, в котором создавались философские и житийные сочинения, а авторами были самые авторитетные служители Православной Церкви. Мартиниан укрепил фундаменты всех строений, поставил все необходимые хозяйственные постройки. Благо обитель (и не только при нем, конечно) получала щедрые пожертвования от сильных мира сего - Василия II Темного, Василия III и Ивана Грозного: утварью, деньгами, землями. Во Вкладной книге монастыря, начатой в 1534 г., значатся князья Старицкие, Кубенские, Лыковы, Вельские, Шуйские, Воротынские, Годуновы, Шереметевы и другие громкие фамилии русской знати. Да и купцы, путешествовавшие к Белому морю и обратно, что-то от своей выгоды непременно оставляли в Ферапонтове на богоугодные дела.

XVI в. для Ферапонтова монастыря начался с приглашения для росписи сводов собора Рождества Богородицы Дионисия, известнейшего к тому времени на Руси иконописца и «стенописца». Мастер прибыл «с чадами» - сыновьями Владимиром и Феодосием. Роспись собора посвящена как земной жизни Матери Божией, так и каноническим для православия символам ее святости и духовного могущества. После уничтожения фашистами в годы Великой Отечественной войны фресок XII-XV вв. в Новгороде фрески Дионисия в Ферапонтове - единственный оставшийся в первозданном виде большой комплекс русских средневековых стенных росписей. Уникальных и по своим художественным достоинствам признанных вершиной творчества этого художника. И все это великолепие было создано за 34 дня. В иконостасе собора были и иконы письма Дионисия, хранимые Третьяковской галерей и Русским музеем.

В цветовой гамме фресок преобладают белые, небесно-голубые, охристо-багрянцевые, розоватые, темно-красные и светло-зеленые тона в разных оттенках, то тонких, едва уловимых, то проступающих как торжественные акценты. Фон для всех сюжетов общей сложной многофигурной композиции в основном ярко-голубой. Еще загадочнее другое: ни разу со времени своего создания фрески, как.говорят мастера настенной живописи, «не поновлялись», но сохранились. Сейчас делается все, чтобы они не померкли: соблюдается определенный температурный режим с учетом погоды, анализируется состояние микрофлоры стен.

Общая информация

Монастырский православный архитектурный комплекс XV-XVII вв.
Полное название : Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь.
Дата основания : 1398 г.
Современный церковный статус : недействующий.
Местонахождение : Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 г.
Входит в комплекс Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Город, к которому относится монастырь территориально и в административном плане, - Кириллов (7439 чел., 2015 г.), районный центр.
Ближайшие озера : Бородаевское, Пасское.
Ближайшие аэропорты : (федерального значения, принимает средне-магистральные самолеты и вертолеты), ближайший международный - Талаги в Архангельске.

Цифры

Площадь монастыря : 13 300 м 2 .
Протяженность стен : 460 м.
Площадь стенописи собора Рождества Богородицы : 600 м 2 .
Музей : всего 10 412 единиц хранения, в том числе 1455 старопечатных книг.
Удаленность : 20 км - от Кириллова, 120 км - от Вологды.

Климат и погода

Умеренный континентальный с продолжительной, но умеренно холодной зимой и теплым, но коротким летом.
Средняя температура января : -12°С.
Средняя температура июля : +18,5°С.
Среднегодовое количество осадков : 600 мм.
Среднегодовая относительная влажность : 85%.

Экономика

Достопримечательности

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1490 г.), знаменит росписями Дионисия.

    Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 г.), строился на пожертвования царя Василия III.

    Церковь Мартиниана (1640 г.), возведена над гробницей бывшего игумена обители и освящена в его честь.

    Две церкви над Святыми вратами (1649 г.) - в честь Богоявления Господня и во имя преподобного Ферапонта - последние крупные каменные постройки в обители.

    Казенная палата (XVI в.).

    Шатровая колокольня. Дата постройки неизвестна, предположительно XVII в.

    Музей фресок Дионисия - филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    В 2 км от монастыря в деревне Цыпино - церковь Илии Пророка - памятник деревянного зодчества XVIII в., Цыпина гора (высота над подошвой 80 м, 204 м над уровнем моря) - в настоящее время горнолыжный комплекс.

    Национальный парк Русский Север.

Любопытные факты

    Дионисий происходил из знатной семьи. В синодике Кирилло-Белозерского монастыря имеется запись «Род Дионисия-иконника». В этом перечне - князья и царевич Петр Ордынский (Петр Ростовский, он же Дайр Кайдагул Орда-Ичинов сын Петр Ордынский Чингизов; ум. в 1290 г.). Был племянником хана Золотой Орды Берке, а тот - внуком Чингисхана. А вот кто были родители Дионисия - неизвестно.

    В Ферапонтове рассказывают красивую легенду о том, что минеральные пигменты для красок фресок созданы на основе растертых в пыль разноцветных камешков из местных озер. Искусствоведы к этой легенде относятся скептически. Ведь, напомним, вся работа была проделана всего в 34 дня, а на исследование свойств красок, до тех пор неизвестных художникам, понадобился бы едва ли не такой же срок, так что доставлялись краски, скорее всего, из Москвы.

    Иван Иванович Бриллиантов (1870-1931 или 1934 гг.), писатель, историк и богослов - тот человек, который первым обратил внимание русского общества на Ферапонтов монастырь. В 1898 г. сначала в журнале «Странник», а затем отдельной книгой вышел его научный труд «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь», вызвавший большой резонанс, в первую очередь благодаря этому исследованию началась реставрация монастыря. И. И. Бриллиантов первым смог прочитать едва различимую надпись на откосе северного входа собора Рождества Богородицы, указывающую на мастеров («Дионисий с чадами»). Во время кампании 1922 г. по изъятию церковных ценностей Иван Иванович состоял в комиссии этого рода в Кирилловском уезде и сумел отстоять от конфискации и уничтожения многие художественные раритеты обители.

    В Подмосковье, под Можайском, находится еще один Ферапонтов - Лужецкий - монастырь, основанный все тем же преподобным Ферапонтом по просьбе князя Можайского Андрея, сына Дмитрия Донского. Там Ферапонт и закончил свой земной путь. Недалекого от этого монастыря находится Колодец святого Ферапонта - святой источник, вода которого считается целебной.

    На озере Бородаевском ледникового происхождения - 15 островов и отличная рыбалка, водятся щука, окунь, плотва (сорога), лещ и язь, встречаются налим и карась.

    Музей Ферапонтова монастыря - это не только фрески. Он располагает также исторической экспозицией,созданной в 1975 г. Здесь хранится Сиверский идол - каменный фаллический символ бога древних славян Ярилы (не позднее IX в.), представлена реконструкция монашеской кельи. В ней не спали и не ели, только молились, читали и занимались «книжным рукоделием».

Расположено небольшое село Ферапонтово. Здесь на не высоком холме, расположенном между Бородаевским и Паским озёрами, возвышается небольшой по размерам Ферапонтов монастырь – одно из примечательных месть Белозерского края.

Ферапонтов монастырь история

Ферапонтов монастырь основан преподобным Ферапонтом в 1398 году. Историческая весомость монастыря, значительного культурного и духовного центра Белозерья. Определяется его участием в эпохальных моментах эпохи становления Русского централизованного государства. Во второй половине XV – начале XVI века ферапонтовские старцы оказывали серьёзное влияние на политику Москвы.

Ферапонтов монастырь в XVII веке.

В 1614 году Ферапонтов монастырь захватили казацкие отряды, однако его постройки подверглись лишь сравнительно небольшому разорению. В то же время экономический упадок, связанный с литовским нашествием, задержал дальнейшие строительные работы более чем на два десятка лет. К 1640-м годам относится кратковременный период нового подъёма монастыря, вызвавший оживление каменного строительства. Вслед за этим начался постепенный упадок всего монастырского хозяйства.

Ферапонтов монастырь.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднён указом Синода. В 1904 году монастырь был возобновлён ка женский, и вновь закрыт в 1924. С того же года в памятниках Ферапонтова монастыря разместился музей, ставший впоследствии филиалом Кирилло — Белозерского историко — архитектурного и художественного музея — заповедника . В 2000 году ансамбль монастыря с росписями Дионисия 1502 года включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь архитектурный ансамбль.

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в период с конца XV по XVII век. Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы, построенный в 1490 году. Это первая каменная постройка монастыря и одна из первых каменных построек Белозерья. Особую значимость для русской и мировой культуры имеет стенопись собора Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери, он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 года. Это единственная полностью сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника страны рубежа XV-XVI веков – Дионисия.

Ферапонтов монастырь.

В 1530-ч годах ростовские мастера, формируя парадный двор монастыря, построили церковь Благовещения с трапезной палатой. Она является уникальным памятником архитектуры первой трети XVI века. Церковь построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кирилловском и Ферапонтовом монастырях наследника, будущего царя Ивана Грозного. В ярусе звонницы находились тайник и книгохранилище, где хранились рукописные монастырские книги.

Ферапонтов монастырь. Казённая палата.

В 1530-е годы построена Казённая палата монастыря. Она является одним из самых древних каменных памятников гражданской архитектуры XVI века из сохранившихся на Севере России и предназначалось для хранения монастырских документов. Архитектура проста и монументальна – массивные стены, небольшие оконные проёмы лишены обрамлений.

Ферапонтов монастырь церковь Мартиниана.

В 1641 году построили церковь Мартиниана. Паперть к ней пристроена в середине XIX века. Надвратные церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми воротами построены в 1650 году. Церкви сооружены над двухпролетным главным входом в монастырь. Вместе с примыкающей с юга Казённой палатой они образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.

Ферапонтов монастырь

От соборного храма к трапезной палате идут крытые двухъярусные переходы с встроенной в центре колокольней. Колокольня построена в 1680-е годы. Трёхъярусная, шатровая очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырёхгранным шатром. На ярусе звоня 17 колоколов. В шатре сохранился уникальный механизм боевых часов 1638 года. В XIX веке, в приходской период, монастырь обнесли каменной оградой.

Расположился на возвышенности у Ферапонтовского озера, виден издалека, однако благодаря своим скромным размерам и легкому, изящному стилю не подавляет в отличие от расположенного неподалеку в городе Кириллове, на берегу Сиверского озера , о котором я обязательно расскажу. Но давней мечтой было попасть в Ферапонтов монастырь, к фрескам Дионисия и однажды мечта исполнилась….

Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров северной Руси. Он и сейчас является памятником мирового значения: сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году Ферапонтов монастырь в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам в храме Рождества Богородицы (1490 год). Это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся, фрески иконописца Дионисия, которые он с сыновьями, выполнили в августе-сентябре 1502 года.

История монастыря

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже 14 –15 веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае. История Ферапонтова монастыря связана с некоторыми историческими событиями становления Русского государства. Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1397 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского — Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея, Дмитриевича Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 годах игуменом Троице-Сергиева монастыря. Во второй половине 15 – начале 16 века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже 15 – 16 вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Все 16 столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.
С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале 17 в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря 15 – 17 вв.

В 16 веке в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине 17 в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь преподобного Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В 19 веке, в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924 году.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале 20 века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля 15 – 17 веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся, с 17 века, естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества и в то же время, раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Фрески

Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера.

В самом начале 16 века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них - Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале 20 века. По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда с падением Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре как раз и оказался на этом великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне. Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. Находившийся на той же Онеге Каргополь был еще полностью рубленым городом, да и в Соловецком монастыре каменных церквей еще не было. Всю возложенную на них работу артель мастеров и подмастерьев выполнила за два с небольшим года.

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной росписи русских церквей. Никогда прежде, например, не встречалось изображение Иоанна Предтечи в жертвеннике, не было изображений Вселенских соборов и многого другого. Некоторые считают, что акафист Богородице впервые тоже появился в Ферапонтове. В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением». Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. Конечно, Дионисий не самовольно ввел во фрески многие сюжеты, до него не изображавшиеся. Чтобы пойти на такой смелый шаг, он должен был видеть предшествующие росписи, а не только слышать о них, а видеть их он мог только на Афоне. Но решение многих евангельских сюжетов у Дионисия отличается и от афонских. Тогда еще не существовало строгих канонов, и Дионисий мог воспользоваться этим обстоятельством. Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. То, что для предшествующих живописцев было основной целью, для Дионисия стало второстепенной. Главная задача для него - акафист Богородице, ее прославление, поэтому весь большой цикл росписей Рождественского храма представляется единым гимном: «Радуйся!». В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами.

Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского собора. Все его внутреннее пространство - от купола и до основания - заполнено сияющей живописью. «Брак в Кане Галилейской», например, представляется ему радостным пиром. Соборы и башни, которые обрамляют многочисленные сцены росписи, напоминают зрителю архитектурные памятники Москвы и Владимира.


По мнению многих исследователей, этот образ напоминает Пантократора из Софийского собора в Новгороде, однако связь эта ощущается чисто внешне - в расположении рук и Евангелия. Сущность ферапонтова Христа-Вседержителя сильно отличается от новгородского. В Ферапонтове у Христа-Вседержителя нет той грозной и непреклонной воли, как у новгородского Пантократора.

На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а у подножия трона теснятся толпы смертных, воспевающих «Царицу мира». На южной стороне - сонмы певцов славят Деву Марию.

На западной стороне вместо более привычного для южнославянских храмов «Успения» изображена композиция «Страшного суда», в которой Дева Мария прославляется как заступница всего рода человеческого. В восточном люнете храма Богородица изображена в чисто русском, национальном духе - как покровительница и защитница Русского государства. Она стоит с «покровом» в руках на фоне стен древнего Владимира, бывшего в те годы символом религиозного и политического единства Руси. Окружают Деву Марию уже не певцы и не святые, а русские люди. Собор был расписан Дионисием и его товарищами не только внутри, но отчасти и снаружи. На западном фасаде хорошо сохранилась фреска, которая встречала входящего в храм и давала нужное направление его мыслям и чувствам .

Роспись посвящена Рождеству Богородицы и состоит из трех поясов: верхний - деисус, средний - сцены «Рождества Богородицы» и «Ласкание Марии Иоакимом и Анной», нижний - архангелы. Справа от портала изображен Гавриил, держащий в руках свиток, на котором написано «Ангел Господень написует имена входящих в храм».

Портальная фреска - это своего рода прелюдия к росписи собора, потому что акафист Богородице начинается именно здесь. До Дионисия другие художники сюжет «Рождества Богородицы» трактовали как чисто семейную сцену в доме Иоакима и Анны - родителей Марии. Дионисий тоже оставил жанровые подробности, продиктованные самим содержанием росписи, и в то же время его фрески резко отличаются от работ его предшественников. В среднем ярусе росписей Дионисий поместил не сцены из жизни Марии, а иллюстрации к двадцати четырем песням акафиста Богородице. Здесь художник меньше всего был связан канонами, и из-под его кисти вышли изображения абсолютно самобытные. Он не стал показывать бурные движения души человеческой, художника влечет к размышлениям, к оригинальному толкованию традиционных евангельских тем.

Вот, например, Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца. Иоаким на фреске, знает о «непорочном» зачатии, он благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку и повторяя жест, обычный для «предстояний». Анна, исполненная достоинства и смиренной благодати, сидит на ложе, и женщина, стоящая за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова той, что родила будущую мать Христа. Женщина справа от ложа не просто протягивает Анне чашу с едой, а торжественно подносит ее. И эта золотая чаша, получая особое смысловое значение, становится центром всей композиции. Дионисий показывает зрителю, что перед ним не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребенка, а свершение священного таинства. Образы всех персонажей из жизни Марии исполнены Дионисием необычайной душевной деликатности. Движения их плавные, жесты только намечены, но не завершены, участники многих сцен лишь обозначают касание, но не касаются друг друга. Это относится, например, к сцене «Купание Марии». Композиционный центр этой части фрески - золотая купель. Женщины, купающие новорожденную, не смеют коснуться ее, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как сосуд с благовониями.

Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона. Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет. Краски художнику доставлялись предположительно из Москвы. Самой богатой в плане цветового решения росписью являются медальоны под барабаном и на подпружинных арках. При их выполнении были использованы как чистые цвета, так и смеси.

Надо сказать, что мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны легко и живописно, как будто они лишены веса и парят над землей. Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления. В своде юго-западного столпа Рождественского собора есть композиция, изображающая Иисуса Христа и московских митрополитов Петра и Алексея. Под ними, около водоема, стоят седой старик, пожилая женщина и два юноши. Может быть, Дионисий здесь и изобразил себя и свою семью, ведь в Ферапонтове вместе с ним работали два его сына - Владимир и Феодосий.

Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Я не однажды возвращалась сюда, а впечатление от монастыря было, как впервые….

Адрес : Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.