Христианизация норвегии и возможные влияния восточных церквей. Религия норвегии Норвегия вера

Христианизация норвегии и возможные влияния восточных церквей. Религия норвегии Норвегия вера
Христианизация норвегии и возможные влияния восточных церквей. Религия норвегии Норвегия вера

Норвежцы прямые потомки знаменитых викингов. Когда-то давно их религию называли Северной традицией. Сегодня эта страна может именоваться христианской. Ее древние верования остались лишь в некоторых обрядах, укладе жизни и праздниках, а походы на драккарах канули в лету норвежских вод.

Норвежская религия: история

Мультикультурное государство приняло христианство более 1000 лет назад. До этого умами и сердцами людей правили северные боги. Верховным Богом считался Один, далее пантеон делился на асов и ванов, богов нового поколения.

В скандинавской мифологии были и более древние существа, благодаря которым, по мнению древних норвежцев, и появилась наша земля. Еще в этих землях очень чтили Бога Тора. Также обращались с молитвами и просьбами к Богине Фрейе, просили у нее любви и процветания.

Ни одно важное дело предки современных норвежцев не начинали без благословения Богов. В их честь устраивались празднества с жертвоприношениями, зажигались костры, проводились массовые гуляния. Во имя Богов убивали и погибали в бою.

До 15 века на норвежских территориях была распространена саамская религия. В ее основе был заложен шаманизм, а также вера в природных богов, олицетворявших силы четырех главных стихий: земли, воды, ветра и огня. Помимо основных богов, саамы верили в силу луны и солнца. Поклонялись плодородию, грому и чтили саму смерть. Под влиянием христианской церкви многие саамы сменили свою религию, но некоторые из них даже теперь занимаются шаманскими практиками и ритуалами. На сегодняшний день, саамская община является действующим объединением со своими последователями, лидерами и приверженцами.

С 16 века в Норвегию приходит лютеранство. Долгое время это христианское религиозное течение оставалось единственным и доминирующим в данном государстве. Затем в страну был привнесен ислам, а также другие ветви христианской религии.

Свобода вероисповедания привела к тому, что в Норвегии появилось протестантство, а также различные религиозные общины, которые можно назвать языческими. В некоторых регионах был развит и шаманизм.

Религия и численность

Численность приверженцев той или иной церкви можно посчитать только примерно. Многие не хотят отвечать на вопрос о религиозной принадлежности, потому что он слишком личный. По официальным данным дела с религией в Норвегии обстоят следующим образом:

  • 80% лютеран;
  • 4% атеистов;
  • 16%, принадлежащие к иным религиям.

Норвежское государство осуществляет материальную поддержку лютеранской церкви, а также поддерживает все государственные общины, которые зарегистрированы официально.

С годами общество в данном государстве становится все более светским. Лишь несколько процентов норвежцев регулярно посещают церковь. Остальные, являясь христианами, не соблюдают все религиозные обряды. Бывают в церкви не чаще, чем раз в месяц, а то и вовсе не заходят на службы годами.

Бахаи и иудеи – это те религиозные течения, которые были привнесены в норвежское государство с Востока. Викинги всегда много путешествовали, воевали и торговали, поэтому они приносили много нового в свою родную культуру из посещенных ими стран.

Конституция надежно защищает в Норвегии свободу вероисповедания. За разжигание конфликтов на религиозной почве человека здесь ждут крупные неприятности. Норвежцы верят, что многие верования мира могут спокойно уживаться рядом, и никто не будет ущемлен или унижен. Эта многокультурная страна считается терпимым и толерантным государством.

Эра викингов началась в результате определённых действий со стороны Карла Великого, короля Франции, в 772 году, когда он срубил Ирминсуль (Irminsûl), святую колонну или древо саксонцев. Он умертвил около 5.000 саксонских дворян, из засады, и сокрушил возможность саксонцев более противостоять его армии. В тот момент северное братство саксонцев, скандинавов, наконец прекратило все военные действия друг против друга на национальном уровне и вместо этого объявило войну с христианством. Это была война, которая началась в период, который нам известен как Эра викингов. В 772 году короли Норвегии фактически объединились с Карлом Великим в войне против датчан, но они расторгли сей пакт, когда он срубил Ирминсуль и убил саксонских лордов, и вместо этого они тоже отправились на войну против Карла Великого.

Первоначально скандинавы атаковали все монастыри и сожгли все церкви в Скандинавии , в своих родных странах, вот почему в Европе внезапно образовался поток поселенцев из Скандинавии в Эру викингов. Историки долго задавались вопросом, почему так много скандинавов внезапно эмигрировали, и в силу ряда причин не смогли увидеть очевидную тому причину. Простое обстоятельство состоит в том, что гражданская война в Скандинавии вынудила многих из них бежать и искать другое жильё.

Когда христиане в Скандинавии были убиты или были вынуждены сбежать, язычники прежде всего напали на монастыри, которые посылали миссионеров в Скандинавию. В случае с Норвегией это был прежде всего монастырь на Линдисфарне, Святом острове, в Англии. Это нападение - первая зарегистрированная атака викингов в истории, и она случилась 6 июня 793 года. Подавляющее большинство атак викингов были, естественно, всё-таки на Францию, как мы уже знаем из официальной истории, потому что Карл Великий представлялся главным врагом, но также и другие районы Священной Римской империи стали жертвой таких нападений, так же как и другие христианские страны в Европе.

Те, кто утверждает, что викинги были прежде всего торговцами, кажется, забывают, что скандинавы были торговцами и до Эры викингов, и даже в Бронзовом веке, приблизительно 4.000 лет назад, за 3.000 лет до Эры викингов, мы плавали вдоль побережья, вплоть до земель, что ныне зовутся Шотландией, и торговали с племенами, которые стали позже известны римлянам как пикты ("окрашенные"). Торговля по обе стороны Северного моря как таковая началась, возможно, уже в IV или V веке, когда появились самые ранние варианты длинных лодок, используемых викингами. Другими словами, скандинавская торговля с остальной частью Европы существовала до, в течение и после Эры викингов, так что на самом деле она не имеет ничего общего с вышеупомянутыми событиями. Что делает Эру викингов особенной, так это атаки язычников на христиан, сначала в Скандинавии, а затем и в остальной части Европы, нападения, которые начались после того, как замыслы Карла Великого стали ясны каждому. Когда доблестные саксонцы окончательно потерпели поражение, Скандинавия оказалась под угрозой. До тех пор к нескольким христианским миссионерам в Скандинавии и их прозелитам относились терпимо. Христианские миссионеры прибыли в Скандинавию за сотни лет до того, вероятно уже в V или VI веке, но до наступления Эры викингов мы были столь глупы, что допустили их.

Большинство скандинавов зачастую смотрят с гордостью на Эру викингов, однако, это было ужасное время борьбы, культурного упадка и гражданской войны. Это была двухсотлетняя война против христианских государств Западной, Центральной и Южной Европы. Люди бежали в Исландию, Ирландию, Шотландию или другие районы Европы (и даже Америку), избегая бед, или они были вынуждены уехать в силу различных причин, и они не колонизировали эти части света, потому что они этого хотели, потому что наши предки были такими большими любителями приключений и исследователями, как многие любят думать. Скандинавы не есть и никогда не были большими любителями приключений или любознательны, чем другие европейцы. Мы даже не потрудились колонизировать Америку, даже при том, что мы знали, где она находилась уже в X или XI веке. И я могу добавить, что единственной причиной, по которой португальцы, испанцы и голландцы (а позже и другие европейцы) начали исследовать мир в XV столетии, была обыкновенная жадность , и ничто иное. У них не было к тому никаких благородных мотивов, это точно. Когда Америки и другие части света были наконец колонизированы европейцами, они были населены религиозными еретиками, которые бежали от религиозного преследования, мужчины, не наследовавшие фамильные владения в Европе, потому что у них были старшие братья, и т.д. В редких случая они были, если вообще были, "любящими приключения исследователями", что оставили Европу, потому что жаждали приключений, как люди в США любят верить. По этой причине в США прежде всего так много "белого мусора", жадности, невежества и преступлений, и так много религиозных фанатиков (и 8 миллионов евреев).

Этот процесс обращения в христианство в Скандинавии начался в V или VI веке, но, как нам известно, они были не столь удачны до IX века в Дании, XI века в Норвегии и XII века в Швеции, когда соответствующие жители были официально обращены в христианство, силой и обманом, я могу добавить. Однако Норвегия (и районы Швеции, которые до XVI или XVII века были частью Норвегии [Емтланд, Херьедален, Бохуслен, Идре и Серне] 1) не была обращена в то, что мы обычно подразумеваем под христианством (то есть католическую или греческую/русскую православную церковь), до XV века, когда Норвегия стала частью католической Дании. До этого Норвежцы были так называемыми кельтскими христианами, с гностической верой, подобной вере тамплиеров. Когда норвежские короли с 1030 по 1450 годы канонизировали людей и самостоятельно дали им епископские титулы, римский папа был, естественно, взбешён, поскольку это было его задачей, но какое до того дело норвежским королям? Они не были католиками и не отчитывались перед римским папой. Норвежские священники, как оказалось в дальнейшем, женились и имели детей, что было неслыханно в католическом мире. У нас даже была святая : принцесса с Британских островов, насколько я помню, по имени святая Саннива ("Подарок Солнца" от англосаксонского, и по-норвежски - "sunn-gifa").

Кельтская церковь и её гностическая вера была вскоре ликвидирована и её заменили католицизмом на Британских островах, но только после того, как они успешно обратили Норвегию, и в течение нескольких сотен лет Норвегия была единственной так называемой кельтско-христианской страной в мире! Но позже большинство гностического духовенства было убито так называемым мором (бубонной чумой), известным нам как Чёрная Смерть в 1349 году и в последующие годы, поскольку они были вовлечены в уход за больными, и из-за этого были больше других подвержены таинственной Чёрной Смерти, и были заменены датскими католическими священниками, когда обе страны объединились в 1450 году.

Это довольно неизвестное так называемое кельтское христианство объясняет, почему в Норвегии и некоторых районах Швеции можно найти только деревянные церкви, и почему только деревянные церкви строились до 1349 года. Католики не строили деревянные церкви. Эти деревянные церкви были гностическими церквями, построенными в честь дракона, змея в райском саду, который в гностическом христианстве считался символом Иисуса/Люцифера, восстающего против тирана, который нам известен как Иегова (или Аллах или Яхве или "бог"), демиурга. Истинным "богом" по их мнению был Абраксас (Abraxas). По этой причине архитектура этих церквей была настолько отлична от католических церквей: крыши деревянных церквей были покрыты материалом, напоминающим кожу дракона, кресты были кельтскими, вместо католических крестов, и деревянные церкви были украшены змеиными головами! Они являлись храмами дракона!

Британские миссионеры в Эру викингов не говорили об Иисусе Христе, но назвали его "Kvitekrist" ("Белый Христос"), потому что они связали его с "Белым" диском (Солнцем) на небесном своде, число которого, как они поразительно утверждали, было 666 (как по-прежнему утверждает большинство оккультистов). Для них 666 было числом Солнца и Иисуса ! Именно это Солнце пробуждало змей (дракона) весной, и когда Норвегия была обращена в христианство, древнее поклонение Солнцу слилось с гностической верой и являлось официальной религией в Норвегии в течение более чем четырёхсот лет!

Я могу сказать, что когда тамплиеров преследовали как "поклонников дьявола" в Европе - потому что помимо прочего они выводили 666 на лбу черепов и помещали их на алтари - начиная с 1189 года, насколько я помню, главным образом во Франции и Англии, множество тамплиеров сбежало в Норвегию , где они оказались в безопасности и продолжали исповедовать свою гностическую веру. Норвежским королям не было дела до того, что скажут католический римский папа или иные католики, поскольку они были гностиками, так что тамплиеры не преследовались в Норвегии, и благодаря тому некоторые самые ранние могилы тамплиеров в мире можно найти в Норвегии, распознаваемые благодаря размещению ног мертвеца в могиле (ноги мёртвого скрещены подобно распятию). Подобно гностическим священникам рыцари ордена тамплиеров были, вероятно, истреблены в результате Чёрной Смерти, поскольку они также были вовлечены в оказание медицинской помощи 2 .

А теперь кто-то может задаться вопросом, почему католическая Европа не вынудила Норвегию обратиться в католичество, как они проделали это на Британских островах (включая Ирландию), хотя на самом деле они пытались. Знаменитый католик Адам из Бремена назвал норвежского короля, святого Олава, "чернокнижником" и утверждал, что тот практиковал колдовство, что он конечно же делал, поскольку оккультный гностицизм в Норвегии слился с древними языческими обрядами. Кроме того, каждый в Норвегии знает о конфликте между так называемыми Birkebeinerne и Bragglerne , который на самом деле был вооружённым столкновением между сторонниками католического римского папы и сторонниками гностического короля. По неизвестной причине гностики одержали победу, и единственное, что наконец сокрушило их, была, как я уже сказал, Чёрная Смерть и объединение Норвегии с католической Данией.

Я могу добавить, что Норвегия на тот момент, возможно, была слишком бедной и дикой для римского папы, чтобы приложить усилия для продолжения борьбы. Норвегия находится на окраине Европы, она была довольно бедным регионом, вряд ли с какой либо инфраструктурой, промышленностью и богатством; и вряд ли вообще оказывала малейшее влияние на Европу. "Норвегия" означает единственный "путь", по которому можно было добраться до Норвегии в то время: на лодке или судне вдоль побережья, по "северному пути" (английское название страны (Norway) - на самом деле - сокращение словосочетания "North Way", т.е. "Северный Путь" - прим. пер.) . Внутри страны передвигаться было нелегко. Кроме того, она была слабо населена, так что к чему эта головная боль? С долей юмора я могу сказать, что немцам потребовался целый месяц, чтобы заставить Норвегию капитулировать в 1940 году, по той единственной причине, что им потребовался целый месяц, чтобы пройти через болотистые горы и леса и наконец добраться до цели, в то время как им потребовалось несколько часов , чтобы проехать через цивилизованную Данию на моторизованных транспортных средствах и заставить их сдаться. О попытке вооруженного противостояния с нашей стороны не стоит и упоминать, поскольку наш "героический" (датский) король и левое лейбористское правительство были слишком заняты бегством в Лондон, чтобы даже объявить общую мобилизацию норвежской армии.

Когда Норвегия стала частью Дании в 1450 году, мы также официально стали католиками, но датчанам пришлось прислать датских священников в Норвегию по причине отсутствия норвежских католиков. Согласно историческим данным, у этих датских священников и иных датских высокопоставленных лиц, была нелегкая работа. Они охарактеризовали норвежцев "диким" народом, и в особенности людей, проживавших в горах, - "враждебными", "нехристями" и "опасными". Один из наших округов по-прежнему зовётся "Hedmark", что в переводе означает "Земля Язычников". Датские шерифы и священники регулярно забивались до смерти норвежскими крестьянами, а некоторые мужчины даже соревновались друг с дружкой за право быть убийцей большего количества датских священников и шерифов. Одна из историй из Телемарка ("Земля Тулия", другой округ в Норвегии) повествует нам о молодом человеке, не желавшем останавливаться, пока он не убил "по крайней мере столько же священников, сколько убил мой отец". Это было в XVI веке! Также найдено археологическое доказательство того, что в некоторых местах люди приносили жертвы (животных) в древних святых озёрах, начиная с каменного или бронзового века, вплоть до XVII века!

Объяснением тому служит конечно же тот факт, что Норвегия фактически никогда не обращалась в христианство в общепринятом смысле. В 1030 году норвежцы были официально обращены в веру, представлявшую из себя смесь языческих верований, включая поклонение Солнцу и гностическую форму христианства. Когда они столкнулись с датскими католическими священниками в XV столетии, пытавшимися обратить их в католичество, многие из них дали отпор силой.

Что спасло положение в некоторой степени, так это Реформация в начале XVI века. Неуправляемым и ограниченным норвежцам было проще обратиться в протестантизм, чем в религию их "угнетателей" - датчан. Насколько нам известно, Дания-Норвегия стала протестантской, и в конце концов большинство "дикарей" постепенно обратилось в христианство, в общепринятом смысле.

Самое интересное во всём этом то, что жители Норвегии и частично Швеции никогда не были католиками ! Норвегия - единственная страна в Европе, которая не была ни греко-русской православной, ни католической. Кроме того, старые языческие обряды были распространены вплоть до XVII и, возможно, XVIII века. Это весьма поразительно и помогает людям понять менталитет современного норвежца, и почему только 3% норвежского населения ходят в церковь (и большинство этих немногих набожных людей к тому же старики, стоящие одной ногой в могиле).

В следующий раз, когда Вы зададитесь вопросом, почему в Норвегии так много групп Чёрного Металла, чем в других странах, и в следующий раз, когда Вы зададитесь вопросом, почему всё это началось в Норвегии, подумайте о том, что я сказал Вам в этой статье... (между прочим, Dissection из Бохуслена в Швеции, так что их можно было бы с лёгкостью также назвать норвежцами).

Если Вы когда-нибудь спросите об этом какого-нибудь норвежца, он или она скорее всего ничего об этом знать не будет, потому что это тайная история, которую скрывали от нас в течение сотен лет! Официальная история утверждает, что мы были католиками, а наши норвежские короли были просто немного раздражены и эгоцентричны, и именно поэтому они выступали против римских пап. Они любят выдумывать байки о прошлом, и делают всё возможное, чтобы история представила их в выгодном свете. У них совершенно отсутствует уважение к правде, точно так же, как и у других правителей в нашем современном мире. Так что пользуйтесь этим редким пониманием прошлого. Если бы не "нацистские свиньи", подобные мне, Вы даже не услышали бы об этих вещах. Задумайтесь над этим на одну-две минуты.

Спасибо за внимание, и за то, что выпили со мной из Источника Mímir ("Памяти").

Примечания

1 В 1994 году, когда Швеция, к сожалению, стала частью ЕС, в то время как Норвегия мудро проголосовала против членства в ЕС (), множество шведов, живущих в этих районах захотело, чтобы они были возвращены Норвегии.

2 В Норвегии даже сегодня есть "тамплиеры", которые утверждают, что их орден неизменно существовал, начиная с Эры крестовых походов. Я сам встретил одного из них в тюрьме, или скорее я встретил "павшего" тамплиера. Он был изгнан из ордена, когда они узнали, что он был преступником. Он с энтузиазмом рассказал мне об их ритуалах и верованиях (таков "обет хранить молчание"), и я думаю, что их можно лучше всего охарактеризовать, как своего рода масонов.

Варг "Дикий" Викернес
Ноябрь и декабрь 2004 г.

Если хотите мира, готовьтесь к войне (Вегеций)

Религиозный состав населения

Государственной религией Норвегии является евангелическое лютеранство. По закону, король Норвегии и, по меньшей мере, половина министров должны исповедовать лютеранство. По состоянию на 2006 год, согласно официальной статистике, 3 871 006 человек или 82,7 % населения принадлежат к государственной Церкви Норвегии. Однако, лишь около 2 % населения регулярно посещают церковь. Еще 8,6 % населения по состоянию на 2007 год принадлежат к иным конфессиям и учениям. Среди них наиболее многочисленными являются приверженцы ислама (1,69 % населения), Римско-католической церкви (1,1 %) и пятидесятничества (0,86 %).

Структура размещения населения в Норвегии

Норвегия относится к числу редконаселенных стран Европы (13,83 чел. на 1 кв.км). Наиболее заселена ее юго-восточная часть -- Эстланн, где проживает половина населения. Плотность его достигает 50 человек на 1 кв. км. Плоскогорья южной части почти безлюдны. Крайне слабо заселена (всего 10% населения) северная часть. Средняя плотность населения там - менее одного человека на 1 кв. км. Население концентрируется в прибрежных городах и поселках. Летом в горах кочуют саами со стадами оленей. Между южной и северной частями Норвегии расположена невысокая местность вокруг Троннхеймс-фьорда, где средняя плотность достигает 4--5 человек на 1 кв. км. Распределение населения по территории Норвегии представлено на рис. 2.1.

В городах проживает более 50% населения. Крупные города: Осло, Берген (230 тыс. чел.), Тронхейм (150 тыс.), Ставангер (120 тыс.), Нарвик (80 тыс.), Кристиансанн (72 тыс.), Фредрикстад (70 тыс.), Драм-мен (55 тыс.), Тромсе (60 тыс). Для Норвегии характерны небольшие города. Насчитывается 532 городских поселения, и лишь в 32 из них число жителей превышает 10 тыс. человек. Большинство норвежских городов расположено на побережье моря. Лишь отдельные небольшие городки встречаются в долинах Эстланна. Сельское население живет или на хуторах, или в небольших рыбацких поселках. Сельские жители часто совмещают труд на своих участках с рыболовством или с работой на предприятиях в близлежащем городе.

Религия в Норвегии

В Норвегии существует официальная государственная церковь, основанная на евангелическом учении Лютера. Хотя в Норвегии и не существует разделения между государством и церквью, все граждане имеют право на свободное вероисповедание, в соответствии с поправкой к Конституции 1964 года. Восемь из десяти норвежцев - члены норвежской государственной церкви.
Норвежцы не склонны афишировать свою религиозность. Хотя многие и утверждают, что вера для них очень важна, это не проявляется в активном участии граждан Норвегии в организованных религиозных мероприятиях. В то время как приблизительно 88% населения принадлежат к государственной церкви Норвегии, всего 10% посещают церковные службы или другие религиозные мероприятия чаще, чем раз в месяц.

Около 5,9% населения Норвегии являются членами других религиозных общин, а 6,2% вообще не исповедуют какую-либо определенную религию. Крупнейшими религиозными и общественными движениеми, не входящими в состав государственной церкви Норвегии, являются Гуманистическое движение, представленное Норвежской гуманистической ассоциацией (63 000 человек), ислам (60 000 человек), Движение Пятидесятницы (45 000 человек), Римская католическая церковь (более 40 000 человек), Евангелическая лютеранская свободная церковь (20 000 человек), методисты (13 000 человек) и несколько более мелких независимых церквей.
Христианизация Норвегии началась приблизительно в 1000 году и явилась результатом торговых контактов с христианскими европейскими странами и походов викингов. Мисссионерская деятельность англо-саксонской церкви, а также Германии и Дании помогла христиантсву взять верх над божествами традиционной скандинавской мифологии и поклонением природе, присущим саамам.
Римская католическая церковь была государственной церковью Норвегии до Реформации 1537 года. В 1842 году был издан запрет на светские проповеди, что способствовало появлению нескольких свободных церквей и строгой светской иерархии внутри государственной церкви Норвегии. В результате норвежское церковное общество стало тесно ассоциироваться с консервативным пониманием христианства и активным миссионерским движением.
Источник: Составлено на основе данных Большой Норвежской энциклопедии

изд-ва Aschehoug&Gyldendal/ Эйнар

Источник: официальная страница Норвегии в России, сайт Посольства Королевства Норвегии в Москве:

СОБОР НИДАРОС

Photo: www.adressa.no

Фото: Gorm Kallestad/ Scanpix

Церковь Христа, Осло (18 век, действующая)

2002/2011

Церковь в городе Bodø

Photo: Wiki

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ

В 1537 году король Кристиан III ввел лютеранство в качестве государственной религии Дании (и Норвегии, к ней тогда принадлежавшей). Новые, назначенные лютеранские епископы разъезжали по стране и на местных синодах учили местных священников новой вере. Церковь была инструментом введения датского языка (через литургию, катехизм, переведенную Библию).

В 1814 году, когда Норвегия стала независимым государством (в унии со Швецией), Евангелическо-Лютеранская церковь осталась государственной. Значительное влияние на церковь оказал проповедник Хауге, чье сперва преследуемое пиетистское учение, с середины 19-го века было интегрировано в государственную церковь. С 1845 года было разрешено организовываться независимым церквям. В 1938 был принят закон о праве женщин занимать пост священника, но первая женщина-священник появилась только в 1961.

В 1984 году был создан Генеральный Синод, а в 1989 году право назначать пасторов перешло от правительства к епархиальным советам. Однако парламент до сих пор принимает церковные законы, управляет финансами и назначает епископов.

В 1999 году 3,78 миллиона норвежцев (86% населения страны) считало себя лютеранами (при этом посещение воскресного богослужения весьма низко 3-5%). Церковь разделена на 11 епархий, имеет 1350 общин (составляют 627 приходов), 1700 церквей, 1200 оплачиваемых государством пасторов.

Епархии:

Епархия в Осло (перваяя среди равных)
Епархия Адгер
Епархия Борг
Епархия Бьоргвин
Епархия Нидарос
Епархия Море
Епархия Ставангер
Епархия Тунсберг
Епархия Северный Халогаланд
Епархия Южный Халогаланд
Епархия Хаммар

Открытие Синода в Лиллехаммере в ноябре 2003

Служба в новом стиле Photos: www.kirken.no

Государственная церковь Норвегии

Государственной церковью Норвегии является Протестантская церковь, во главе которой стоит Король Норвегии, а Стортинг выступает в качестве верховного законодательного органа. Королевская Семья обязана исповедовать лютеранство.

Mogreina церковь в Ullensaker (округ Akershus)

Photo:

То есть Король несет практически всю ответственность за управление церковью. Министерство по культуре и делам церкви обладает всеми административными полномочиями, в то время как Стортинг (Норвежский национальный парламент) несет ответственность за принятие всех законов и бюджетов, связанных с деятельностью церкви. Все епископы и священники назначаются правительством. Верховным церковным органом является Генеральный Синод.

До Реформации государственной церковью Норвегии была Римско-Католическая церковь, пока в 1537 году не был принят Королевский Декрет. Именно тогда государственной религией в стране стал протестантизм. В XVIII веке церковь Норвегии попала под влияние движения «пиетизм», лютеранского «возрожденческого» движения, появившегося в Германии, которое особое внимание уделяло связи между верой и действиями. Пиетисты пытались донести христианскую веру и этику до каждого человека. Например, ими был введен обряд конфирмации (1736) и понятие Народной Школы (1739). В этот период Пиетисты уделяли особое внимание миссионерской деятельности, преимущественно в Гренландии и саамских областях на севере Норвегии.

Лютеранство являлось государственной религией с начала XVII века, и в течении долгого времени все религии, кроме государственной, были запрещены. Всплеск в религиозной жизни страны произошел в 1800-х годах, когда светские проповедники - не посвященные священники без духовного обучения - стали проповедовать Библию без разрешения офицальных религиозных властей. Запрет на светские пропведи был принят в 1842 году. Религиозный всплеск 1800-х годов позволил пиетистам утвердиться еще больше. Они назвали сложившуюся ситуацию равнодушной религиозностью посвященного духовенства. В отличие от государственнных церквей Дании и Швеции, Новрегия прочно ассоциировалась с пиетизмом и сильным светским движением.

Идеалы светского движения и его консервативная интерпретация христианства постепенно начали оказывать влияние на норвежское духовенство. Норвежским христианским обществам в начале XX века было присуще напряжение между людьми либеральных и консервативных взглядов, особенно в том, что касается исторических взглядов на Библию. С начала 1980 -х годов, тем не менее, больше противоречий было выявлено во взглядах на проблемы церкви и Бога.

Легализация светских проповедей открыла путь разнообразным христианским свободным обществам. Самыми крупными из них являются Движение Пятидесятницы, а также другие свободные церкви, такие как Свободная Евангелическая Лютеранская Церковь Норвегии и Норвежский Баптистский Союз. Римская Католическая церковь, вновь возродившаяся в Норвегии в 1850-х годах, процветает, а количество её приверженцев неуклонно растет.

Источник: Составлено на основе данных Большой Норвежской энциклопедии издательства Aschehoug&Gyldendal

Члены церковного совета , избранного на Синоде 2010 г.

Photo:

Церковь Норвегии

Церковь Норвегии (норв. Den norske kirke, нюношк Den norske kyrkja) — одна из лютеранских церквей, официальная церковь Норвегии. Не отделена от государства, до 1969 года называлась «государственной церковью» (норв. statskirken). Главой церкви официально является король Норвегии, а управление ею осуществляет министерство по делам культуры и церкви Норвегии.

Вероисповедание

Церковь Норвегии принадлежит к числу лютеранских церквей, и основой своей веры считает исключительно Библию. Кроме того, Церковь Норвегии признаёт основополагающими следующие писания:

* Апостольский символ веры
* Никейский символ веры
* Афанасьевский символ веры
* Аугсбургское исповедание
* Малый катехизис Лютера

Понимание Писания

Церковь Норвегии придерживается лютеранского учения, согласно которому Библия рассказывает о требованиях и дарах Бога, или о Законе и Евангелии. На практике это означает, что Ветхий Завет представляет собой рассказ о Божьем законе, нарушение которого человек искупает жертвоприношением, в то время как в Новом Завете говорится об искуплении человеческих грехов крестной смертью Иисуса Христа.

Как и другие ветви христианства, лютеранская церковь признает, что приход Иисуса стал исполнением ветхозаветных пророчеств о Мессии.

Основой лютеранского богословия, и тем самым богословия Церкви Норвегии, является тезис о том, что спасение осуществляется исключительно верой. Этот вопрос стал одной из причин разрыва лютеранства с Римско-католической церковью. Согласно учению Церкви Норвегии, человек не может быть спасён своими действиями или своей праведностью, но только верой в Иисуса как Спасителя.

Таинства

К числу таинств в Церкви Норвегии относятся крещение и причастие. При этом практикуются и другие обряды, которые считаются таинствами в других церквях, как, к примеру, рукоположение. Церковь Норвегии принимает доктрину консубстанциации (сосуществления).

Причастие

Согласно лютеранскому учению, в таинстве причастия Иисус Христос присутствует в хлебе и вине, но при этом хлеб и вино с точки зрения субстанции не перестают быть таковыми (консубстанциация, или сосуществление), в отличие от католичества, где принята доктрина транссубстанциации (пресуществления), согласно которой хлеб и вино с точки зрения субстанции становятся телом и кровью Христа. Причастие является отпущением грехов и даёт силы для продолжения христианской жизни. Церковь Норвегии допускает причащение людей, входящих в другие религиозные общины.

Богослужение

Богослужение (норв. gudstjeneste, или høymesse) является центральным событием в жизни прихода. В Норвегии оно обыкновенно происходит в 11.00 по воскресеньям, но в ряде случаев проводятся дополнительные богослужения и/или богослужения в иное время. Если один приходской священник обслуживает несколько церквей, в некоторых церквях богослужение в воскресенье может не проводиться. Крещение, причастие и конфирмация (миропомазание) проводятся в рамках обычной службы, но для других обрядов (например, отпевание или венчание) существуют специальные процедуры. В большинстве приходов руководствуются «Литургической книгой Церкви Норвегии» (норв. Gudstjenestebok for den norske kirke), однако в некоторых приходах проводятся эксперименты с другими типами богослужений или более свободной формы. На 2010 год запланирован пересмотр порядка богослужения.

Порядок литургии основан на католической мессе и в своей основе мало отличается от порядка богослужения в других церквях.

Стандартное богослужение устроено следующим образом:

* Вводная часть со входным псалмом, приветствием и вводными словами. Часто во время пения первого псалма происходит торжественная процессия. Затем следует исповедание грехов, поются Kyrie, eleison и Gloria in excelsis Deo.
* Литургия слова с молитвой на данный день, двумя библейскими чтениями, чтением Символа веры (обычно апостольского) и проповедь. После этого следуют евхаристические молитвы и благодарственная жертва.
* Причастие («литургия стола»): Литургия причастия состоит из того, что священник и паства обмениваются необходимыми словами и поют часть главы 6 Книги пророка Исаии. Затем следует молитва священника и общая молитва Отче наш. После этого священник произносит необходимые слова и все поют Agnus Dei.
* Завершние и благословение. Иногда литургия может завершаться торжественной процессией.

Если в ходе литургии необходимо совершить крещение, оно обычно происходит после Gloria или евхаристических молитв, но возможны и другие варианты.

Церковные обряды

Конфирмация

В ходе обряда конфирмации церковь молится за человека, принимающего миропомазание. Его смысл заключается в подтверждении (лат. confirmatio) крещения — Бог подтверждает обещание, данное человеку в таинстве крещения.

Протестанты отрицают католическое и православное понимание конфирмации как таинства, но сохраняют его как необходимую ступень подготовки к причастию, хотя сейчас верные могут приступать к причастию, даже если они не проходили конфирмации. В 1736 году конфирмация стала обязательной для всех граждан Норвегии, и такой порядок сохранялся долгое время. Конфирмация играет также важную роль в процессе катехизации: поскольку Церковь Норвегии практикует крещение младенцев, обучение основам веры происходит уже после крещения, обычно как раз перед конфирмацией. С 1978 года период катехизации перед конфирмацией длится обычно восемь месяцев.

Крещение

Photo:

Исповедь

В отличие от католичества и православия, в лютеранстве принимать исповедь отпускать грехи кающемуся может не только священник, но любой верный. Сам Мартин Лютер считал, что исповедь важна как способ осознания своих грехов и в то же время осуществленяи пастырских обязанностей. В Церкви Норвегии существует обряд исповеди, который в последние годы набирает популярность. Обычно исповедь происходит в кабинете священника или в доме исповедующегося, а в ряде приходов возможна установка конфессионалов. Особенно важную роль играет исповедь в лестадианстве, распространённом на севере Норвегии (в Тромсе и Финнмарке). Лестадиане обычно исповедуются тому из верных, кому они более всего доверяют, необязательно священнику.

Брак

Согласно лютеранскому учению, брак является вопросом в первую очередь гражданским, однако он подтверждается в рамках специальной церковной церемонии- Существует также специальный обряд молитвы за супругов, ранее вступивших в брак с помощью гражданской церемонии.

Ранее Церковь Норвегии считала брак нерасторжимым, но в течение XX века эта позиция сменилась, и сейчас большинство священников признают право на развод. Согласно норвежскому закону о браке, если священник не признает права разведённых на брак, он может отказаться проводить такую церемонию.

Церковь Норвегии может проводить обряд венчания, даже если лишь один из супругов входит в её состав, однако священник может отказать в проведении такого венчания.

С 1992 года ведутся значительные споры о роли гомосексуалистов в церкви, в частности о возможности признания гомосексуальных браков. На последнем по времени собрании Церковного совета в 2007 году этот вопрос был оставлен на усмотрение епископов.

Ординация

Ординация, или рукоположение священников, происходит в рамках процедуры благословения, подтверждающей, что человек достоин получения этого сана и владеет необходимыми знаниями и навыками. Посвящение в сан епископа происходит в рамках специальной церемонии. Посвящение в диаконы, катехеты и канторы называется по-норвежски иным словом (норв. vigsel), но разница между таким посвящением и ординацией является традиционной и в рамках Норвежской церкви не имеет богословского значения. Иными словами, в рамках прихода важнейшей является разница между служениями, для которых необходима ординация или посвящение (священник, катехет, диакон, кантор), и такими, для которых ничего подобного не требуется (министранты и т. п.).

В Церкви Норвегии допускается ординация женщин, в том числе в епископы. Церковь Норвегии является епикопально-синодальной церковью и разделена на 11 епархий.

SJOEMANNSKIRKEN - Церковь для моряков в загранплавании

, или Церковь для моряков в загранплавании (Sjømannskirken - Norsk kirke i utlandet) - добровольное общество, основанное 31 августа 1864 года по инициативе Миссии для моряков в загранплавании. Первая церковь была основана в 1865 году в Лейте (Шотландия).

Норвежские церкви за рубежом связаны сНорвежской государственной церковью. Головной офис находится в Бергене. Филиалы Sjømannskirken - лютеранские норвежские церкви - разбросаны по всему миру.

Как явствует из названия, первоначально главной целевой группой для пасторов были моряки, находящиеся в загранплавании. Ныне же церковь работает со всеми норвежцами и скандинавами, пребывающими за пределами своей родины. В последние годы особенно активно развивается деятельность церкви в Испании - в связи с тем, что многие норвежцы, особенно пожилые, переселяются туда либо живут там в зимнее время.

В церкви работает около 200 сотрудников, среди которых, помимо обычных священников - пасторы, работающие со студентами, с моряками. Работа организации - не только и не столько проповедническая, сколько социальная.
На службах, которые проводятся за пределами Скандинавии, норвежцы и их соседи собираются вместе, что помогает наладить контакты и адаптироваться к порой нелёгким условиям жизни и работы в другой стране.

Не случайно церковь в качестве "подзаголовка" к своему названию и основного лозунга использует фразу Ditt hjem i utlandet - "Твой дом за рубежом". На мероприятиях, проводимых при участии пасторов церкви, создаётся поистине норвежская атмосфера, немаловажными сотсавляющими которой являются по-норвежски крепкий кофе и традиционные испечённые вафли.
Эти вафли выпекаются в форме сердечек - что подчёркивает искренность и открытость пасторов, всегда готовых оказать помощь или просто поболтать - и вовсе не обязательно в форме религиозной проповеди.

В Москве как такового филиала Sjømannskirken нет, но в российскую столицу регулярно приезжают священники, которые проводят службы для всех скандинавов, живущих и работающих в Москве (обычно эти службы проходят при посольствах и приурочены к крупнейшим церковным праздникам - Пасхе, Рождеству и т.п.). Пасторы Sjømannskirken оказывают содействие и помощь, в том числе материальную, российским детским домам.

Важно заметить, что это опять же не подразумевается как пропаганда лютеранства и религии вообще, а лишь является частью обширной социальной работы, проводимой церковью. Церковная служба в Норвежской церкви сообщает, что для основной церковной службы вводится новая система с 2011 года. По утверждению президента конференции епископов Хельга Хаугланд Бюфуглиен, новый механизм внесет разнообразие, расширит возможности общины, прихожане станут больше влиять на жизнь общины и церкви.

Отправной точкой для введения новой системы обслуживания в норвежском Церковь 1 воскресенье Адвента 2011 года.

для главного богослужения . Апрель 2011.

Photo:

Новая схема церковной службы включают в себя:
- главные богослужения;

- церемониюдля крещения;
- правила для обслуживания церковной жизни;
- учебники;
- музыку духовых оркестров;
- новый сборник гимнов и koralbok (планируется опубликовать в 2013 г.)

В обращении к прихожанам-членам Церкви по поводу новой системы службы, в частности, сказано:

«Вы можете выбрать одну из нескольких альтернативных молитв, различные музыкальные и визуальные выражения церковной службы. Такая свобода уже заложена во многих других церковных общинах…»

В новой системе в приходском собрании могут участвовать все прихожане, службы будут проводиться таким образом, чтобы люди разного возраста и физического состояния (имеются в виду инвалиды) участвовали в жизни церкви и в какой-то мере влияли на выбор службы (музыка, молитвы и т.д.)

Так, теперь возможно использовать литургическую музыку различных жанров - прежнюю церковную музыку, григорианский хорал, классическую, а также ритмическую популярную музыку, народную музыку. Пение членов общины будет сопровождаться органом, другими музыкальными инструментами.

Новая схема богослужения делает больший акцент на эстетике - присутствии картин, драматических постановок и литургического танца. В церковной комнате, где проходит служба, сейчас просторнее - это удобно для проведения церковных шествий и других действ.

Флэш-презентацию формы богослужения можно посмотреть здесь:

Религия в Норвегии . Государственной религией в Норвегии является лютеранство . Также существует значительное число приверженцев других протестантских церквей. 78,9 % евангелическо-лютеранских церквей страны принадлежит государственной Церкви Норвегии . Благодаря усилиям христианских миссионеров Норвегия постепенно приняла христианство начиная примерно с 1000 года и завершив этот процесс к 1150 году . До протестантской Реформации норвежцы принадлежали к Католической церкви .

По данным переписи населения, многие норвежцы не имеют каких-либо религиозных убеждений. Фил Цукерман, доцент кафедры социологии Питзерского колледжа , на основе различных исследований оценивает количество атеистов в Норвегии от 31% до 72% от общего числа жителей.

  • 32% норвежских граждан ответили, что они верят в Бога
  • 47% отвечали, что они верят в какого-либо духа или жизненную силу .
  • 17% отвечали, что они не считают, что есть какой-либо дух, Бог, или жизненная сила" .
  • 4% отвечали, что они ничего не знают .

Норвежская религия

Норвежская религия схожа по общей мифологии с германской. Скандинавская мифология развивалась медленно. Таким образом, культ Одина в Норвегии, вероятно, передался от западной Германии. Боги показаны как незначительные. Так показаны Улль , бог плодородия Ньёрд и Хеймдалль , вероятно, были древними богами Норвегии, которые со временем потеряли популярность. Были и другие Боги (асы); стоит упомянуть гром-бога Тора и богиню любви Фрейю . Эти боги были, скорее всего, первоначально историческими личностями, которые жили в течение первого периода германских цивилизаций в Скандинавии, и позже были боготворены как защитники и создатели мира следующих поколений.

Большая часть информации о скандинавской мифологии содержится в древнескандинавской литературе в том числе в норвежской литературе, например, в Эдде . Другая информация исходит от датского историка Саксона Грамматика с фрагментами сохранившейся легенды и в старых надписях. К сожалению, нам известно относительно мало о старых религиозных обрядах Норвегии и других мест, поскольку большинство знаний было потеряно при процессе христианизации.

В связи с националистическими движениями в конце XVIII века , норвежские ученые обнаружили повышенный интерес к норвежской религии, переводя многие мифы на датский (язык Норвегии в то время) и пытаясь использовать переводы для создания общей норвежской культуры. Но христианство уже слишком глубоко укоренилось в обществе. В настоящее время, возрождение древнескандинавской религии, называется Асатру (букв. «вера в асов»). Она направлена на реконструкцию дохристианской веры практикуемой в эпоху викингов.

Саамская религия

Христианство

Реформы по преобразованию

Христианизация Норвегии началось в 1000 году . Хокон I , который вырос в Англии пытался ввести христианство в середине X века , но встретил сопротивление языческих лидеров и вскоре отказался от этой идеи.

Англо-саксонские миссионеры из Англии и Германии также пытались привести норвежцев к христианству, но ничего не добились, ограничившись небольшим успехом. Большой вклад в преобразование внёс Олаф I . Олаф II (позже святой Олаф) достиг большего успеха в своих попытках преобразовать население. Именно ему приписывают христианизацию Норвегии.

Христиане в Норвегии часто создают церкви на местах, которые при норвежской религии были священны. Распространение христианства может быть измерено захоронениями. Таким образом, христианство в Норвегии стало известно в середине XI века и начало доминировать среди верований уже к середине XII века . В XIII веке без использования гвоздей строились из дерева каркасные церкви .

От Реформации до 1964 года

В целом, проведённая церквью программа по христианизации саамов в XVI-м и IXVII-м веках, прошла успешно. Университет Осло , созданный в 1811 году , позволял священникам учиться в Норвегии. Конституция Норвегии 1814 года не предоставляла свободу вероисповедания , поэтому евреям и иезуитам было отказано во въезде в Норвегию. Кроме того, присоединение к Евангелическо-лютеранской церкви являлось обязательным. В 1845 году, нашлись диссентеры , благодаря которым вступил в силу закон, позволяющий устанавливаться в Норвегии другим христианским общинам. Вскоре стал разрешен атеизм , и в 1851 году был снят запрет на иудаизм. Монашество и иезуитство были разрешены в 1897 и 1956 годах соответственно.

Так, постепенно, в Норвегии в конечном итоге сформировалась община бахаи. В 1962 году образовалось сообщество. В настоящее время в стране около 1000 бахаи.

Религия в Норвегии сегодня

Евангелистско-лютеранская церковь по-прежнему регулируется и зависит от государства. Существует, однако, сегодня политические дебаты на тему отделения церкви от государства . Государство также поддерживает религиозные организации, и оказывает им помощь, зачастую финансовую. Епископы официально выдвинули норвежского монарха . Духовенство обучается в богословских факультетах Университета Тромсё и Университета Осло , а также в школе миссии и богословия в Ставангере и в других школах в Осло . Мужчины и женщины могут стать представителями духовенства Церкви. Церковь имеет два таинства, а именно Крещение и Евхаристию .

В Норвегии 82,7 % населения являются членами Евангелическо-Лютеранской Церкви, по сравнению с 96 % в 1960-х годах. Кевин Бойл , профессор истории в университете штата Огайо говорит: «Большинство членов государственной церкви не являются активными сторонниками, за исключением ритуалов крещения, евхаристии, венчания и похорон. Около 3 процентов в среднем посещают церковь по воскресеньям и 10 процентов в среднем посещают церкви каждый месяц» .

Примерно 9-10 %, вероятно, не являются членами каких-либо религиозных или философских общин, в то время как 8,6 % населения являются членами других религиозных или философских общин вне Церкви Норвегии .

Другие религиозные группы действуют свободно и включают римских католиков, православных, иудеев, индуистов, буддистов и сикхов, представленных в очень небольших количествах, вместе составляющих менее 1 % населения.

В 2005 году по результатам опроса, проведенного Gallup International в 65 странах указали, что Норвегия была наименее религиозной страной в Западной Европе, 29 % состоят в какой-либо церкви, 26 % атеисты, и 45 % не определившихся .

Согласно последним опросам Eurobarometer (), 32 % норвежских граждан ответили, что «Бог есть», в то время как 47 % ответили, что «есть какой-то дух или жизненная сила» и 17 %, что «не думаю, что есть какой-либо дух, Бог, или жизненная сила».

Религия Число верующих Процент По состоянию на 2009
Христианство 4 109 595 85,6 %
Лютеранство 3 944 337 82,1 %
Католицизм 57 348 1,1 %
Пятидесятники 39 590 0,8 %
Свидетели Иеговы 14 976 0,3 %
Методизм 10 974 0,2 %
Баптизм 9 382 0,1 %
Православие 7 664 0,1 %
Церковь адвентистов седьмого дня 5 086 0,1 %
Другие христианские верования 20 238 0,4 %
Нехристианские религии 115 391 2,4 %
Ислам 92 744 1,9 %
Буддизм 12 252 0,2 %
Индуизм 5 238 0,1 %
Сикхизм 2 713 0,0 %
Бахаи 1 023 0,0 %
Иудаизм 803 0,0 %
Другие религии 618 0,0 %
Псевдорелигии 574 266 11,9 %
Гуманизм 81 124 1,6 %
Всего 4 799 252 100,0 %
Графство Христиане Нерелигиозные Мусульмане Буддисты Другие
Акерсхус 82,63 % 14,77 % 1,84 % 0,33 % 0,10 %
Эуст-Агдер 88,16 % 10,99 % 0,62 % 0,21 % 0,02 %
Бускеруд 83,97 % 12,18 % 3,04 % 0,30 % 0,51 %
Финнмарк 90,28 % 9,32 % 0,25 % 0,11 % 0,04 %
Хедмарк 89,81 % 9,34 % 0,63 % 0,18 % 0,04 %
Хордаланд 88,50 % 10,44 % 0,72 % 0,20 % 0,14 %
Мёре-ог-Румсдал 91,31 % 8,12 % 0,34 % 0,09 % 0,14 %
Нур-Трёнделаг 91,57 % 7,99 % 0,34 % 0,07 % 0,03 %
Нурланн 91,58 % 8,00 % 0,35 % 0,05 % 0,02 %
Оппланн 90,39 % 8,78 % 0,64 % 0,14 % 0,05 %
Осло 67,03 % 24,32 % 7,38 % 0,50 % 0,77 %
Ругаланн 86,42 % 11,87 % 1,44 % 0,20 % 0,07 %
Согн-ог-Фьюране 91,88 % 7,71 % 0,32 % 0,03 % 0,06 %
Сёр-Трёнделаг 87,88 % 10,83 % 0,86 % 0,27 % 0,16 %
Телемарк 87,31 % 11,02 % 1,41 % 0,22 % 0,04 %
Тромс 90,08 % 9,38 % 0,40 % 0,11 % 0,03 %
Вест-Агдер 86,59 % 11,87 % 1,20 % 0,30 % 0,04 %
Вестфолл 85,54 % 12,76 % 1,36 % 0,23 % 0,11 %
Эстфолл 85,74 % 11,19 % 2,55 % 0,42 % 0,10 %

    Свидетели Иеговы

Религиозное образование

Религиозные СМИ

Посещение церкви в случайно выбранных странах

Страна Регулярное посещение церкви (%)
Польша 22x20px Польша (Религия в Польше) 56,7 %
США 22x20px США (Религия в США) 21 % Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]
Канада 22x20px Канада (Религия в Канаде) 10 % [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]
Франция 22x20px Франция (Религия во Франции) 15 % [[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] или 5 % ????
Великобритания 22x20px Великобритания (Религия в Великобритании) 10 %
Австралия 22x20px Австралия (Религия в Австралии) 7,5 %
Норвегия 22x20px Норвегия 5 % в 1995 с тех пор эта цифра снизилась до???

«Церковь по данным посещаемости в США была проверена в отношении фактических значений с использованием двух различных методов. Реальные цифры показывают, что только около 21 % американцев и 10 % канадцев действительно ходят в церковь от одного до нескольких раз в неделю. Многие американцы и канадцы говорят социологам, что они посещают церковь, даже если это не так. Происходит ли это в других странах, с разными культурами, трудно предсказать.» . В таблице, приведенной выше для Франции посещаемость равна 15 % тем не менее, согласно результатам недавно опубликованного исследования, посещение Римско-католической церкви составляет уже 4,5 % (2006), и имеет тенденцию упадка .

См. также

Внешние ссылки

  • )

Напишите отзыв о статье "Религия в Норвегии"

Примечания

  1. Цукерман Фил. Атеизм-Современные номера и практика // / Майкл Мартин. - Cambridge University Press -, 2006. - P. 47–50. - ISBN 0521842700.
  2. (PDF). Проверено 5 мая 2007. .
  3. (норв.)
  4. (норв.)
  5. . Официальный сайт Бахаи Норвегии . Национальное Духовное Собрание Норвегии (2007-8). Проверено 27 апреля 2008. .
  6. Абдул-Баха. . - Paperback. - Уилметт, штат Иллинойс, США: Bahá"í Publishing Trust, 1991. - P. 43. - ISBN 0877432333.
  7. . Официальный сайт Национального Духовного Собрания Бахаи Норвегии . Национальное Духовное Собрание Норвегии (25 марта 2008). Проверено 27 апреля 2008. .
  8. , составлено Hands of the Cause Residing in the Holy Land, стр. 22 и 46.
  9. . Church of Norway and other religious and life stance communities (недоступная ссылка - ) . Статистика Норвегии (2008). Проверено 26 апреля 2008.
  10. См. Отношения церкви и государства.
  11. «Монарх» - здесь, слово из норвежской конституции . Этот вопрос, как правило решает правительство.
  12. Свобода религии и убеждений: Всемирный доклад (Routledge, 1997), стр. 351.
  13. , цифры 2007 года
  14. (недоступная ссылка - ) . Проверено 23 июля 2008. .
  15. (PDF). Проверено 5 мая 2007. .
  16. Human-Etisk Forbund - (норв.)
  17. См. норвежскую Википедию:Kristendoms-, religions- og livssynskunnskap
  18. .
  19. "One in 10" attends church weekly publisher = BBC News.
  20. NCLS releases latest estimates of church attendance], National Church Life Survey, Media release,
  21. . Сайт религиозной толерантности. .

Отрывок, характеризующий Религия в Норвегии

Я просто не могла этому поверить... Эта малюсенькая храбрая девчушка добровольно ушла со своего красивого и доброго «этажа», чтобы жить в этом холодном, ужасном и чужом мире, защищая свою, чем-то сильно «провинившуюся», мать! Не много, думаю, нашлось бы столь храбрых и самоотверженных (даже взрослых!) людей, которые решились бы на подобный подвиг... И я тут же подумала – может, она просто не понимала, на что собиралась себя обречь?!
– А как давно ты здесь, девочка, если не секрет?
– Недавно... – грустно ответила, теребя пальчиками чёрный локон своих кудрявых волос, черноглазая малышка. – Я попала в такой красивый мир, когда умерла!.. Он был таким добрым и светлым!.. А потом я увидела, что мамы со мной нет и кинулась её искать. Сначала было так страшно! Её почему-то нигде не было... И вот тогда я провалилась в этот ужасный мир... И тут её нашла. Мне было так жутко здесь... Так одиноко... Мама велела мне уходить, даже ругала. Но я не могу её оставить... Теперь у меня появился друг, мой добрый Дин, и я уже могу здесь как-то существовать.
Её «добрый друг» опять зарычал, от чего у нас со Стеллой поползли огромные «нижнеастральные» мурашки... Собравшись, я попыталась немного успокоиться, и начала присматриваться к этому мохнатому чуду... А он, сразу же почувствовав, что на него обратили внимание, жутко оскалил свою клыкастую пасть... Я отскочила.
– Ой, не бойтесь пожалуйста! Это он вам улыбается, – «успокоила» девчушка.
Да уж... От такой улыбки быстро бегать научишься... – про себя подумала я.
– А как же случилось, что ты с ним подружилась? – спросила Стелла.
– Когда я только сюда пришла, мне было очень страшно, особенно, когда нападали такие чудища, как на вас сегодня. И вот однажды, когда я уже чуть не погибла, Дин спас меня от целой кучи жутких летающих «птиц». Я его тоже испугалась вначале, но потом поняла, какое у него золотое сердце... Он самый лучший друг! У меня таких никогда не было, даже когда я жила на Земле.
– А как же ты к нему так быстро привыкла? У него внешность ведь не совсем, скажем так, привычная...
– А я поняла здесь одну очень простую истину, которую на Земле почему-то и не замечала – внешность не имеет значения, если у человека или существа доброе сердце... Моя мама была очень красивой, но временами и очень злой тоже. И тогда вся её красота куда-то пропадала... А Дин, хоть и страшный, но зато, всегда очень добрый, и всегда меня защищает, я чувствую его добро и не боюсь ничего. А к внешности можно привыкнуть...
– А ты знаешь, что ты будешь здесь очень долго, намного дольше, чем люди живут на Земле? Неужели ты хочешь здесь остаться?..
– Здесь моя мама, значит, я должна ей помочь. А когда она «уйдёт», чтобы снова жить на Земле – я тоже уйду... Туда, где добра побольше. В этом страшном мире и люди очень странные – как будто они и не живут вообще. Почему так? Вы что-то об этом знаете?
– А кто тебе сказал, что твоя мама уйдёт, чтобы снова жить? – заинтересовалась Стелла.
– Дин, конечно. Он многое знает, он ведь очень долго здесь живёт. А ещё он сказал, что когда мы (я и мама) снова будем жить, у нас семьи будут уже другие. И тогда у меня уже не будет этой мамы... Вот потому я и хочу с ней сейчас побыть.
– А как ты с ним говоришь, со своим Дином? – спросила Стелла. – И почему ты не желаешь нам сказать своё имя?
А ведь и правда – мы до сих пор не знали, как её зовут! И откуда она – тоже не знали...
– Меня звали Мария... Но разве здесь это имеет значение?
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А как же с тобой общаться? Вот когда уйдёшь – там тебе новое имя нарекут, а пока ты здесь, придётся жить со старым. А ты здесь с кем-то ещё говорила, девочка Мария? – по привычке перескакивая с темы на тему, спросила Стелла.
– Да, общалась... – неуверенно произнесла малышка. – Но они здесь такие странные. И такие несчастные... Почему они такие несчастные?
– А разве то, что ты здесь видишь, располагает к счастью? – удивилась её вопросу я. – Даже сама здешняя «реальность», заранее убивает любые надежды!.. Как же здесь можно быть счастливым?
– Не знаю. Когда я с мамой, мне кажется, я и здесь могла бы быть счастливой... Правда, здесь очень страшно, и ей здесь очень не нравится... Когда я сказала, что согласна с ней остаться, она на меня сильно накричала и сказала, что я её «безмозглое несчастье»... Но я не обижаюсь... Я знаю, что ей просто страшно. Так же, как и мне...
– Возможно, она просто хотела тебя уберечь от твоего «экстремального» решения, и хотела, только лишь, чтобы ты пошла обратно на свой «этаж»? – осторожно, чтобы не обидеть, спросила Стелла.
– Нет, конечно же... Но спасибо вам за хорошие слова. Мама часто называла меня не совсем хорошими именами, даже на Земле... Но я знаю, что это не со злости. Она просто была несчастной оттого, что я родилась, и часто мне говорила, что я разрушила ей жизнь. Но это ведь не была моя вина, правда же? Я всегда старалась сделать её счастливой, но почему-то мне это не очень-то удавалось... А папы у меня никогда не было. – Мария была очень печальной, и голосок у неё дрожал, как будто она вот-вот заплачет.
Мы со Стеллой переглянулись, и я была почти уверенна, что её посетили схожие мысли... Мне уже сейчас очень не нравилась эта избалованная, эгоистичная «мама», которая вместо того, чтобы самой беспокоиться о своём ребёнке, его же героическую жертву совершенно не понимала и, в придачу, ещё больно обижала.
– А вот Дин говорит, что я хорошая, и что я делаю его очень счастливым! – уже веселее пролепетала малышка. – И он хочет со мной дружить. А другие, кого я здесь встречала, очень холодные и безразличные, а иногда даже и злые... Особенно те, у кого монстры прицеплены...
– Монстры – что?.. – не поняли мы.
– Ну, у них страшенные чудища на спинах сидят, и говорят им, что они должны делать. А если те не слушают – чудища над ними страшно издеваются... Я попробовала поговорить с ними, но эти монстры не разрешают.
Мы абсолютно ничего из этого «объяснения» не поняли, но сам факт, что какие-то астральные существа истязают людей, не мог остаться нами не «исследованным», поэтому, мы тут же её спросили, как мы можем это удивительное явление увидеть.
– О, да везде! Особенно у «чёрной горы». Во-он там, за деревьями. Хотите, мы тоже с вами пойдём?
– Конечно, мы только рады будем! – сразу же ответила обрадованная Стелла.
Мне тоже, если честно, не очень-то улыбалась перспектива встречаться с кем-то ещё, «жутким и непонятным», особенно в одиночку. Но интерес перебарывал страх, и мы, конечно же, пошли бы, несмотря на то, что немного побаивались... Но когда с нами шёл такой защитник как Дин – сразу же становилось веселее...
И вот, через короткое мгновение, перед нашими широко распахнутыми от изумления глазами развернулся настоящий Ад... Видение напоминало картины Боша (или Боска, в зависимости от того, на каком языке переводить), «сумасшедшего» художника, который потряс однажды своим искусством весь мир... Сумасшедшим он, конечно же, не был, а являлся просто видящим, который почему-то мог видеть только нижний Астрал. Но надо отдать ему должное – изображал он его великолепно... Я видела его картины в книге, которая была в библиотеке моего папы, и до сих пор помнила то жуткое ощущение, которое несли в себе большинство из его картин...
– Ужас какой!.. – прошептала потрясённая Стелла.
Можно, наверное, было бы сказать, что мы видели здесь, на «этажах», уже многое... Но такого даже мы не в состоянии были вообразить в самом жутком нашем кошмаре!.. За «чёрной скалой» открылось что-то совершенно немыслимое... Это было похоже на огромный, выбитый в скале, плоский «котёл», на дне которого пузырилась багровая «лава»... Раскалённый воздух «лопался» повсюду странными вспыхивающими красноватыми пузырями, из которых вырывался обжигающий пар и крупными каплями падал на землю, или на попавших в тот момент под него людей... Раздавались душераздирающие крики, но тут же смолкали, так как на спинах тех же людей восседали омерзительнейшие твари, которые с довольным видом «управляли» своими жертвами, не обращая ни малейшего внимания на их страдания... Под обнажёнными ступнями людей краснели раскалённые камни, пузырилась и «плавилась» пышущая жаром багровая земля... Сквозь огромные трещины прорывались выплески горячего пара и, обжигая ступни рыдающим от боли людским сущностям, уносились в высь, испаряясь лёгким дымком... А по самой середине «котлована» протекала ярко красная, широкая огненная река, в которую, время от времени, те же омерзительные монстры неожиданно швыряли ту или иную измученную сущность, которая, падая, вызывала лишь короткий всплеск оранжевых искр, и тут же, превратившись на мгновение в пушистое белое облачко, исчезала... уже навсегда... Это был настоящий Ад, и нам со Стеллой захотелось как можно скорее оттуда «исчезнуть»...
– Что будем делать?.. – в тихом ужасе прошептала Стелла. – Ты хочешь туда спускаться? Разве мы чем-то можем им помочь? Посмотри, как их много!..
Мы стояли на чёрно-буром, высушенном жаром обрыве, наблюдая простиравшееся внизу, залитое ужасом «месиво» боли, безысходности, и насилия, и чувствовали себя настолько по-детски бессильными, что даже моя воинственная Стелла на этот раз безапелляционно сложила свои взъерошенные «крылышки» и готова была по первому же зову умчаться на свой, такой родной и надёжный, верхний «этаж»...
И тут я вспомнила, что Мария вроде бы говорила с этими, так жестоко судьбой (или ими самими) наказанными, людьми...
– Скажи, пожалуйста, а как ты туда спустилась? – озадачено спросила я.
– Меня Дин отнёс, – как само собой разумеющееся, спокойно ответила Мария.
– Что же такое страшное эти бедняги натворили, что попали в такое пекло? – спросила я.
– Думаю, это касается не столь их проступков, сколько того, что они были очень сильные и имели много энергии, а этим монстрам именно это и нужно, так как они «питаются» этими несчастными людьми, – очень по-взрослому объяснила малышка.
– Что?!.. – чуть ли не подпрыгнули мы. – Получается – они их просто «кушают»?
– К сожалению – да... Когда мы пошли туда, я видела... Из этих бедных людей вытекал чистый серебристый поток и прямиком заполнял чудищ, сидящих у них на спине. А те сразу же оживали и становились очень довольными. Некоторые людские сущности, после этого, почти не могли идти... Это так страшно... И ничем нельзя помочь... Дин говорит, их слишком много даже для него.
– Да уж... Вряд ли мы можем что-то сделать тоже... – печально прошептала Стелла.
Было очень тяжко просто повернуться и уйти. Но мы прекрасно понимали, что на данный момент мы совершенно бессильны, а просто так наблюдать такое жуткое «зрелище» никому не доставляло ни малейшего удовольствия. Поэтому, ещё раз взглянув на этот ужасающий Ад, мы дружно повернули в другую сторону... Не могу сказать, что моя человеческая гордость не была уязвлена, так как проигрывать я никогда не любила. Но я уже также давно научилась принимать реальность такой, какой она была, и не сетовать на свою беспомощность, если помочь в какой-то ситуации мне было пока ещё не по силам.
– А можно спросить вас, куда вы сейчас направляетесь, девочки? – спросила погрустневшая Мария.
– Я бы хотела наверх... Если честно, мне уже вполне достаточно на сегодня «нижнего этажа»... Желательно посмотреть что-нибудь полегче... – сказала я, и тут же подумала о Марии – бедная девчушка, она ведь здесь остаётся!..
И никакую помощь ей предложить мы, к сожалению, не могли, так как это был её выбор и её собственное решение, которое только она сама могла изменить...
Перед нами замерцали, уже хорошо знакомые, вихри серебристых энергий, и как бы «укутавшись» ими в плотный, пушистый «кокон», мы плавно проскользнули «наверх»...
– Ух, как здесь хорошо-о!.. – оказавшись «дома», довольно выдохнула Стелла. – И как же там, «внизу», всё-таки жутко... Бедные люди, как же можно стать лучше, находясь каждодневно в таком кошмаре?!. Что-то в этом неправильно, ты не находишь?
Я засмеялась:
– Ну и что ты предлагаешь, чтобы «исправить»?
– А ты не смейся! Мы должны что-то придумать. Только я пока ещё не знаю – что... Но я подумаю... – совершенно серьёзно заявила малышка.
Я очень любила в ней это не по-детски серьёзное отношение к жизни, и «железное» желание найти положительный выход из любых появившихся проблем. При всём её сверкающем, солнечном характере, Стелла также могла быть невероятно сильным, ни за что не сдающимся и невероятно храбрым человечком, стоящим «горой» за справедливость или за дорогих её сердцу друзей...
– Ну что, давай чуть прогуляемся? А то что-то я никак не могу «отойти» от той жути, в которой мы только что побывали. Даже дышать тяжело, не говоря уже о видениях... – попросила я свою замечательную подружку.
Мы уже снова с большим удовольствием плавно «скользили» в серебристо-«плотной» тишине, полностью расслабившись, наслаждаясь покоем и лаской этого чудесного «этажа», а я всё никак не могла забыть маленькую отважную Марию, поневоле оставленную нами в том жутко безрадостном и опасном мире, только лишь с её страшным мохнатым другом, и с надеждой, что может наконец-то её «слепая», но горячо любимая мама, возьмёт да увидит, как сильно она её любит и как сильно хочет сделать её счастливой на тот промежуток времени, который остался им до их нового воплощения на Земле...
– Ой, ты только посмотри, как красиво!.. – вырвал меня из моих грустных раздумий радостный Стеллин голосок.
Я увидела огромный, мерцающий внутри, весёлый золотистый шар, а в нём красивую девушку, одетую в очень яркое цветастое платье, сидящую на такой же ярко цветущей поляне, и полностью сливавшуюся с буйно пламенеющими всеми цветами радуги невероятными чашечками каких-то совершенно фантастических цветов. Её очень длинные, светлые, как спелая пшеница, волосы тяжёлыми волнами спадали вниз, окутывая её с головы до ног золотым плащом. Глубокие синие глаза приветливо смотрели прямо на нас, как бы приглашая заговорить...
– Здравствуйте! Мы вам не помешаем? – не зная с чего начать и, как всегда, чуть стесняясь, приветствовала незнакомку я.
– И ты здравствуй, Светлая, – улыбнулась девушка.
– Почему вы так меня называете? – очень удивилась я.
– Не знаю, – ласково ответила незнакомка, – просто тебе это подходит!.. Я – Изольда. А как же тебя по правде зовут?
– Светлана, – немного смутившись ответила я.
– Ну вот, видишь – угадала! А что ты здесь делаешь, Светлана? И кто твоя милая подруга?
– Мы просто гуляем... Это Стелла, она мой друг. А вы, какая Изольда – та, у которой был Тристан? – уже расхрабрившись, спросила я.
У девушки глаза стали круглыми от удивления. Она, видимо никак не ожидала, что в этом мире её кто-то знал...
– Откуда ты это знаешь, девочка?.. – тихо прошептала она.
– Я книжку про вас читала, мне она так понравилась!.. – восторженно воскликнула я. – Вы так любили друг друга, а потом вы погибли... Мне было так жаль!.. А где же Тристан? Разве он больше не с вами?
– Нет, милая, он далеко... Я его так долго искала!.. А когда, наконец, нашла, то оказалось, что мы и здесь не можем быть вместе. Я не могу к нему пойти... – печально ответила Изольда.
И мне вдруг пришло простое видение – он был на нижнем астрале, видимо за какие-то свои «грехи». И она, конечно же, могла к нему пойти, просто, вероятнее всего, не знала, как, или не верила что сможет.
– Я могу показать вам, как туда пойти, если вы хотите, конечно же. Вы сможете видеть его, когда только захотите, только должны быть очень осторожны.
– Ты можешь пойти туда? – очень удивилась девушка.
Я кивнула:
– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
– А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
– Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
– Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
Наконец-то она кивнула:
– Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
– Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...
– Здесь очень красиво...– прошептала Изольда, – но я видела его в другом, не таком светлом месте...
– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...