Что такое парфенон и где он находится. Греческая Афина: храмы и статуи богини

Что такое парфенон и где он находится. Греческая Афина: храмы и статуи богини
Что такое парфенон и где он находится. Греческая Афина: храмы и статуи богини

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.


главный храм афинского Акрополя, посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города. Строительство началось в 447 до н.э., освящение храма состоялось на празднике Панафиней в 438 до н.э., однако отделка (главным образом скульптурные работы) продолжалась до 432 до н.э. Парфенон - шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения. История. Новый храм возведен в высшей точке Акрополя, на месте, посвященном богам. Древние храмы имели, вероятно, небольшие размеры, и потому значительного выравнивания Акрополя не требовалось. Однако в 488 до н.э. здесь был заложен новый храм, чтобы отблагодарить Афину за победу над персами при Марафоне. Его размеры в плане очень близки к нынешнему Парфенону, и потому посреди южного склона пришлось возвести подпорную стенку и произвести укладку в основание известковых блоков, так что южный край строительной площадки поднялся над скалой Акрополя более чем на 7 м. Задуманный храм представлял собой периптер, имевший, по-видимому, по 6 колонн со стороны торцов и по 16 по бокам (считая угловые колонны по два раза). Его стилобат (верхняя площадка) и ступени, как и сами колонны, а также прочие элементы конструкции были сделаны из мрамора (или во всяком случае задумывались как мраморные). Когда в 480 до н.э. Акрополь захватили и разграбили персы, строившийся храм, который к тому моменту довели только до высоты второго барабана колонн, был уничтожен огнем, и работы прервались более чем на 30 лет. В 454 до н.э. казна Делосского морского союза была перенесена в Афины, где властвовал тогда Перикл, и вскоре, в 447 до н.э., строительные работы на почти готовой площадке возобновились. Парфенон возводили архитекторы Иктин и Калликрат (называют еще и Карпиона), а также Фидий, который отвечал прежде всего за скульптуру, но сверх того осуществлял общий надзор за ходом работ на Акрополе. Создание Парфенона было частью задуманного Периклом завоевания Афинами первенства не только в военной и экономической области, но и в религии и искусстве. Относительно дальнейшей судьбы храма нам известно, что ок. 298 до н.э. афинский тиран Лахар снял с культовой статуи Афины золотые пластины, а во 2 в. до н.э. здание, пострадавшее от пожара, основательно отремонтировали. В 426 н.э. Парфенон был превращен в христианскую церковь, первоначально св. Софии. По-видимому, тогда же, в 5 в., статуя Афины была перевезена в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре. Первоначальный главный восточной вход закрыла алтарная апсида, так что теперь главным стал западный вход через отделенное прежде глухой стеной помещение позади целлы. Были осуществлены и другие изменения планировки, а в юго-западном углу храма возвели колокольню. В 662 храм был переосвящен в честь Пресвятой Богородицы ("Панагия Афиниотисса"). После турецкого завоевания, ок. 1460, здание было превращено в мечеть. В 1687, когда венецианский военачальник Ф.Морозини осаждал Афины, турки использовали Парфенон как пороховой склад, что привело к гибельным для здания последствиям: влетевшее сюда раскаленное пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю его среднюю часть. Никакого ремонта тогда не проводилось, напротив, местные жители принялись растаскивать мраморные блоки, чтобы выжигать из них известь. Назначенный в 1799 послом Великобритании в Османской империи лорд Т.Эльджин получил разрешение султана на вывоз скульптур. В течение 1802-1812 львиная часть сохранившегося скульптурного убранства Парфенона была перевезена в Великобританию и помещена в Британский музей (часть скульптур попала в Лувр и в Копенгаген, хотя кое-что осталось в Афинах). В 1928 был создан фонд, задавшийся целью, по мере возможности, поставить на место упавшие колонны и блоки антаблемента, и 15 мая 1930 была торжественно открыта северная колоннада храма.
Архитектура. Парфенон в его нынешнем виде - стоящий на трех мраморных ступенях (общая высота ок. 1,5 м) периптер дорического ордера, имеющий по 8 колонн на торцах и по 17 по бокам (если считать угловые колонны дважды). Высота составленных из 10-12 барабанов колонн перистиля 10,4 м, их диаметр у основания 1,9 м, угловые колонны чуть толще (1,95 м). Колонны имеют по 20 каннелюр (вертикальных желобов) и сужаются кверху. Размеры храма в плане (по стилобату) 30,9*69,5 м. Внутреннее помещение храма, или целла (внешний размер 21,7*59 м), поднято над стилобатом еще на две ступени (общая высота 0,7 м) и имеет по торцам шестиколонные простильные портики, колонны которых несколько ниже, чем во внешней колоннаде. Целла делится на два помещения. Восточное, более длинное и называвшееся гекатомпедон (внутренний размер 29,9*19,2 м), было разделено на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн, которые замыкались в западном конце поперечным рядом из трех дополнительных колонн. Предполагается, что существовал и второй ярус дорических колонн, который располагался над первым и обеспечивал нужную высоту перекрытий. В пространстве, ограниченном внутренней колоннадой, находилась колоссальная (12 м в высоту) хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) культовая статуя Афины работы Фидия. Во 2 в. н.э. она была описана Павсанием, а ее общий вид известен по нескольким уменьшенным копиям и многочисленным изображениям на монетах. Перекрытия западного помещения целлы (внутренний размер 13,9*19,2 м), которое называлось Парфеноном (здесь хранилась казна Делосского союза и государственный архив; со временем название было перенесено на весь храм), покоились на четырех высоких колоннах, предположительно ионических. Все элементы конструкции Парфенона, включая черепицу крыши и ступени стилобата, были вытесаны из местного пентелийского мрамора, почти белого сразу после добычи, но со временем приобретающего теплый желтоватый оттенок. Раствор или цемент не использовались, кладка велась насухо. Блоки были тщательно подогнаны друг к другу, горизонтальная связь между ними осуществлялась с помощью двутавровых железных скреп, помещенных в специальные пазы и залитых свинцом, вертикальная - с помощью железных штырей.
Скульптура. Убранство храма, дополнявшее его архитектуру, делится на три основные категории: снабженные горельефами метопы, или квадратные панели, располагавшиеся между триглифами фриза над внешней колоннадой; барельеф, который сплошной полосой опоясывал целлу снаружи поверху; две колоссальные группы свободно стоящих скульптур, заполнявших глубокие (0,9 м) треугольные фронтоны. На 92 метопах представлены сцены единоборств: богов и гигантов с восточной стороны, лапифов и кентавров (они сохранились лучше всего) - с южной, греков и амазонок - с западной, участников Троянской войны (предположительно) - с северной. Скульптурная группа на восточном фронтоне изображала рождение Афины, которая в полном вооружении выпрыгнула из головы Зевса после того, как бог-кузнец Гефест разрубил голову топором. Группа с западного фронтона представляла спор за Аттику между Афиной и Посейдоном, когда подаренное богиней оливковое дерево было признано более ценным даром, чем источник соленой воды, открытый в скале Посейдоном. От обеих групп сохранились немногочисленные статуи, но и по ним видно, что это было великое художественное творение середины 5 в. до н.э. Барельефная полоса поверху целлы (общая длина 160 м, высота 1 м, высота от стилобата 11 м, всего здесь было ок. 350 пеших и 150 конных фигур) изображала Панафинейскую процессию, ежегодно подносившую Афине новое одеяние - пеплос. Вдоль северной и южной сторон представлены движущиеся с запада на восток всадники, колесницы, граждане Афин, а ближе к голове процессии - музыканты, люди с дарами, жертвенные овцы и быки. Вдоль западной, торцевой стены, над портиком, помещены группы кавалеристов, стоящих возле своих лошадей, севших на них или уже уезжающих (эта часть барельефа осталась в Афинах). На восточном торце представлена центральная группа процессии, состоящая из жреца и жрицы Афины с тремя юными прислужниками: жрец принимает сложенный пеплос. По бокам от этой сцены помещены фигуры важнейших богов греческого пантеона. Они разделены на две группы и повернуты лицом наружу, к углам здания, как бы наблюдая за приближением процессии. Рядом с ними, справа и слева, изображены две группы граждан или официальных лиц, а по краям - медленно движущиеся возглавляющие процессию люди.
"Утонченности" Парфенона. Скрупулезная продуманность конструкции Парфенона, имеющая целью лишить здание механистичной прямолинейности, придать ему живость, проявляется в целом ряде обнаруживающихся только при специальном исследовании "утонченностей". Упомянем лишь некоторые. Стилобат несколько повышается к центру, стрела подъема по северному и южному фасаду составляет ок. 12 см, по северному и западному - 6,5 мм; угловые колонны торцевых фасадов немного наклонены к середине, а две средние, наоборот, к углам; стволы всех колонн имеют легкую припухлость, энтазис, посередине; лицевая поверхность антаблемента несколько наклонена наружу, а фронтона внутрь; диаметр угловых колонн, видимых на фоне неба, чуть больше, чем у остальных, а кроме того, они представляют собой в поперечном разрезе сложную фигуру, отличную от круга. Многие детали здания были раскрашены. Нижняя поверхность эхина (расширения на капителях колонн) была красной, как и тения (пояс между архитравом и фризом). Красный и синий цвет использовались на нижней поверхности карниза. Мраморные кессоны перекрытия колоннады оттенялись красным, синим и золотым или желтым цветом. Цвет применялся и с целью подчеркивания элементов скульптуры. В декоре здания применялась также бронзовые венки, о чем свидетельствуют просверленные в архитраве отверстия для их крепления.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Парфенон — один из наиболее известных памятников античной архитектуры. Этот 2500-летний великолепный храм на Акрополе в Афинах пережил землетрясения, пожары, взрывы и неоднократные попытки разграбления. И хотя Парфенон ничуть не был каким-то инженерным прорывом в строительстве, его стиль стал парадигмой классической архитектуры.

1. Акрополь в Афинах

Священная скала.

Акрополь в Афинах, где находится Парфенон, также называется "священной скалой" и использовался в оборонительных целях.

2. Культурные слои

Древняя история Парфенона.

Культурные слои, обнаруженные на склонах Акрополя, указывают на то, что на холме существовали поселения с 2800 г. до н.э., то есть задолго до минойской и микенской культур.

3. Акрополь был священным местом

Акрополь - священное место.

Задолго до строительства Парфенона Акрополь был священным местом и на нем стояли другие храмы. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до нашей эры.

4. Дом Парфенос

Дом Парфенос.

Название "Парфенон" образовано от одного из многих эпитетов Афины (Афина Парфенос), а означает оно ""дом Парфенос"". Это название было дано храму в 5 веке до н.э., поскольку внутри него была установлена культовая статуя Афины.

5. Строительство Парфенона

Строительство Парфенона.

Строительство Парфенона началось в 447 г. до н.э. и было завершено в 438 г. до н.э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н.э..

6. Иктин, Калликрат и Фидий

Иктин, Калликрат и Фидий - архитекторы Парфенона.

Парфенон, который был построен архитекторами Иктином и Калликратом под наблюдением скульптора Фидия, по мнению большинства современных архитекторов и историков, является высшим выражением древнегреческого архитектурного гения. Храм также считается кульминацией развития дорического ордера - самого простого из трех классических греческих архитектурных стилей.

7. 192 греческих воина

192 греческих воина-героя.

Несколько современных историков (в том числе историк искусства Джон Бордман) считают, что фриз над дорическими колоннами Парфенона изображает 192 греческих воинов, павших в битве при Марафоне против персов в 490 г. до н.э.

8. Камни из Пентеликона

Камни из Пентеликона.

Сохранились некоторые из финансовых отчетов строительства Парфенона, которые показывают, что крупнейшими расходами стала транспортировка камней из Пентеликона, который находился в шестнадцати километрах от афинского Акрополя.

9. Правительство Греции и ЕС реставрируют Парфенон уже 42 года

Реставрация Парфенона.

Проект реставрации Парфенона (который финансируется правительством Греции и Европейского Союза) продолжается уже 42 года. Древним афинянам же понадобилось всего 10 лет, чтобы построить Парфенон.

10. 12-метровая статуя богини Афины

Статуя богини Афины.

Прямоугольное здание шириной 31 метр и высотой 70 метров было построено из белого мрамора. В окружении сорока шести колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины, сделанная из дерева, золота и слоновой кости.

11. Тиран Лахар

Тиран Лахар.

Хотя большая часть структуры осталась неизменной, Парфенону был нанесен значительный ущерб на протяжении столетий. Все началось в 296 г. до н.э., когда афинский тиран Лахар снял золотое покрытие со статуи Афины для того, чтобы заплатить долг своей армии.

12. В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь

Был Парфенон стала церковь.

В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, а в 1460 году в Парфеноне расположилась турецкая мечеть. В 1687 году турки-османы расположили в храме склад пороха, который взорвался при обстреле храма венецианской армией. При этом часть храма превратилась в руины.

13. 46 внешних колонн и 23 внутренние

Колонны Парфенона.

В Парфеноне было 46 внешних колонн и 23 внутренние колонны, но сегодня сохранились далеко не все. Кроме того, раньше в Парфеноне была крыша (в настоящее время ее нет).

14. Дизайн Парфенона является сейсмостойким

Сейсмостойкий дизайн.

Дизайн Парфенона является сейсмостойким, несмотря на то, что колонны храма довольно тонкие.

15. Парфенон использовался в качестве городской казны

Парфенон как городская казна.

Парфенон также использовался в качестве городской казны, как и многие другие греческие храмы той эпохи.

16. Строительство Парфенона не финансировалось афинянами.

Парфенон как общенациональный проект.

Несмотря на то, что Парфенон является наиболее популярной афинской постройкой всех времен, его строительство не финансировалось афинянами. После окончания персидских войн Афины стали в 447 г. до н.э., доминирующей силой на территории современной Греции. Средства на постройку храма были взяты из дани, которую платили Афинам другие города-государства Делийской лиги.

17. Денежные вклады Делийской лиги хранились в опистодоме

Опистодом - место хранения денежных вкладов.

Денежные вклады Делийской лиги, которой управляли Афины, хранились в опистодоме — задней закрытой части храма.

18. Над развалинами Акрополя был построен Парфенон, Эрехтейон и храм Ники.

Древние новострои.

Во время "классического периода" над развалинами Акрополя был построен не только Парфенон, но и Эрехтейон и храм Ники.

19. Первый театр в истории

Театр Диониса - первый театр в истории

Помимо этих структур, еще одним важным памятником у подножия Акрополя является ""Театр Диониса"", который считается первым театром в истории.

20. У Парфенона был разноцветный фасад

Фасад Парфенона.

В то время как современные СМИ изображают греческие храмы и сооружения с белым фасадом, у Парфенона, скорее всего, был разноцветный фасад. Краска стерлась в течение веков.

21. Парфенон появился благодаря Периклу

Перикл - инициатор строительства Парфенона.

Перикл, вероятно, был самым выдающимся афинским государственным деятелем за всю историю. Именно благодаря ему у города появился Парфеноном.

22. Скульптуры храма были проданы Британскому музею

Скульптуры Парфенона находятся в Британском музее.

С 1801 по 1803 часть оставшихся скульптур храма была вывезена турками (которые контролировали Грецию в то время). Эти скульптуры были впоследствии проданы Британскому музею.

23. Полномасштабная копия Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси

Копия Парфенона.

Парфенон является наиболее копируемым зданием в мире. Есть много зданий по всему миру, которые были созданы в том же самом стиле. Также есть полноразмерная копия Парфенона, которая находится в Нэшвилле, штат Теннесси.

24. Открытие музея Акрополя состоялось в 2009 году

Музей Акрополя.

Более полумиллиона человек посетили новый музей Акрополя в течение первых двух месяцев после его открытия в 2009 году.

25. Золотой прямоугольник Парфенона

Золотой прямоугольник Парфенона.

Отношение длины к ширине прямоугольника в 1,618 считалось самым приятным для глаз. Это соотношение было названо греками "золотой пропорцией". В мире математики это число называется "фи" и оно было названо по имени греческого скульптора Фидия, который использовал золотое сечение в своих скульптурах. Снаружи Парфенон представляет собой идеальный "золотой прямоугольник".


Парфенон - один из наиболее известных памятников античной архитектуры. Этот 2500-летний великолепный храм на Акрополе в Афинах пережил землетрясения, пожары, взрывы и неоднократные попытки разграбления. И хотя Парфенон ничуть не был каким-то инженерным прорывом в строительстве, его стиль стал парадигмой классической архитектуры.

1. Акрополь в Афинах


Акрополь в Афинах, где находится Парфенон, также называется "священной скалой" и использовался в оборонительных целях.

2. Культурные слои


Культурные слои, обнаруженные на склонах Акрополя, указывают на то, что на холме существовали поселения с 2800 г. до н.э., то есть задолго до минойской и микенской культур.

3. Акрополь был священным местом


Задолго до строительства Парфенона Акрополь был священным местом и на нем стояли другие храмы. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до нашей эры.

4. Дом Парфенос


Название "Парфенон" образовано от одного из многих эпитетов Афины (Афина Парфенос), а означает оно ""дом Парфенос"". Это название было дано храму в 5 веке до н.э., поскольку внутри него была установлена культовая статуя Афины.

5. Строительство Парфенона


Строительство Парфенона началось в 447 г. до н.э. и было завершено в 438 г. до н.э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н.э..

6. Иктин, Калликрат и Фидий


Парфенон, который был построен архитекторами Иктином и Калликратом под наблюдением скульптора Фидия, по мнению большинства современных архитекторов и историков, является высшим выражением древнегреческого архитектурного гения. Храм также считается кульминацией развития дорического ордера - самого простого из трех классических греческих архитектурных стилей.

7. 192 греческих воина


Несколько современных историков (в том числе историк искусства Джон Бордман) считают, что фриз над дорическими колоннами Парфенона изображает 192 греческих воинов, павших в битве при Марафоне против персов в 490 г. до н.э.

8. Камни из Пентеликона


Сохранились некоторые из финансовых отчетов строительства Парфенона, которые показывают, что крупнейшими расходами стала транспортировка камней из Пентеликона, который находился в шестнадцати километрах от афинского Акрополя.

9. Правительство Греции и ЕС реставрируют Парфенон уже 42 года


Проект реставрации Парфенона (который финансируется правительством Греции и Европейского Союза) продолжается уже 42 года. Древним афинянам же понадобилось всего 10 лет, чтобы построить Парфенон.

10. 12-метровая статуя богини Афины


Прямоугольное здание шириной 31 метр и высотой 70 метров было построено из белого мрамора. В окружении сорока шести колонн стояла 12-метровая статуя богини Афины, сделанная из дерева, золота и слоновой кости.

11. Тиран Лахар


Хотя большая часть структуры осталась неизменной, Парфенону был нанесен значительный ущерб на протяжении столетий. Все началось в 296 г. до н.э., когда афинский тиран Лахар снял золотое покрытие со статуи Афины для того, чтобы заплатить долг своей армии.

12. В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь


В пятом веке нашей эры Парфенон был превращен в христианскую церковь, а в 1460 году в Парфеноне расположилась турецкая мечеть. В 1687 году турки-османы расположили в храме склад пороха, который взорвался при обстреле храма венецианской армией. При этом часть храма превратилась в руины.

13. 46 внешних колонн и 23 внутренние


В Парфеноне было 46 внешних колонн и 23 внутренние колонны, но сегодня сохранились далеко не все. Кроме того, раньше в Парфеноне была крыша (в настоящее время ее нет).

14. Дизайн Парфенона является сейсмостойким


Дизайн Парфенона является сейсмостойким, несмотря на то, что колонны храма довольно тонкие.

15. Парфенон использовался в качестве городской казны


Парфенон также использовался в качестве городской казны, как и многие другие греческие храмы той эпохи.

16. Строительство Парфенона не финансировалось афинянами.


Несмотря на то, что Парфенон является наиболее популярной афинской постройкой всех времен, его строительство не финансировалось афинянами. После окончания персидских войн Афины стали в 447 г. до н.э., доминирующей силой на территории современной Греции. Средства на постройку храма были взяты из дани, которую платили Афинам другие города-государства Делийской лиги.

17. Денежные вклады Делийской лиги хранились в опистодоме


Денежные вклады Делийской лиги, которой управляли Афины, хранились в опистодоме - задней закрытой части храма.

18. Над развалинами Акрополя был построен Парфенон, Эрехтейон и храм Ники.


Во время "классического периода" над развалинами Акрополя был построен не только Парфенон, но и Эрехтейон и храм Ники.

19. Первый театр в истории


Помимо этих структур, еще одним важным памятником у подножия Акрополя является ""Театр Диониса"", который считается первым театром в истории.

20. У Парфенона был разноцветный фасад


С 1801 по 1803 часть оставшихся скульптур храма была вывезена турками (которые контролировали Грецию в то время). Эти скульптуры были впоследствии проданы Британскому музею.

23. Полномасштабная копия Парфенона находится в Нэшвилле, штат Теннесси


Парфенон является наиболее копируемым зданием в мире. Есть много зданий по всему миру, которые были созданы в том же самом стиле. Также есть полноразмерная копия Парфенона, которая находится в Нэшвилле, штат Теннесси.

24. Открытие музея Акрополя состоялось в 2009 году


Более полумиллиона человек посетили новый музей Акрополя в течение первых двух месяцев после его открытия в 2009 году.

25. Золотой прямоугольник Парфенона


Отношение длины к ширине прямоугольника в 1,618 считалось самым приятным для глаз. Это соотношение было названо греками "золотой пропорцией". В мире математики это число называется "фи" и оно было названо по имени греческого скульптора Фидия, который использовал золотое сечение в своих скульптурах. Снаружи Парфенон представляет собой идеальный "золотой прямоугольник".


Великий храм Парфенон был построен в Афинах в период расцвета Греции в V веке до н.э. в качестве дара богине - покровительнице города. До сих пор этот удивительный храм, даже будучи сильно разрушенным, не перестает поражать своей гармонией и красотой. Не менее увлекательна и судьба Парфенона - многое пришлось ему повидать.

После победы греков над персами наступил «золотой век» Аттики. Фактическим правителем Древней Эллады в то время был Перикл, пользующийся большой популярностью в народе. Будучи очень образованным человеком, обладая живым умом и ораторским талантом, огромной выдержкой и трудолюбием, он имел большое влияние на впечатлительных горожан и с успехом проводил в жизнь свои планы.

В Афинах Перикл развернул масштабные строительные работы, и именно при нем на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, венцом которого явился Парфенон. Для воплощения грандиозных планов были привлечены архитектурные гении Иктион и Калликрат и один из лучших скульпторов Фидий.


Грандиозное строительство требовало и колоссальных затрат, но Перикл не скупился, за что его не раз обвиняли в расточительстве. Перикл был непреклонен. Выступая перед жителями, он объяснял: «Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу» . И граждане поддержали своего правителя. На все строительство ушла сумма, достаточная для создания флота из 450 боевых кораблей-триер.


В свою очередь от зодчих Перикл требовал создания настоящего шедевра, и гениальные мастера его не подвели. Через 15 лет был построено уникальное сооружение - величественный и в то же время легкий и воздушный храм, архитектура которого не была похожа ни на какой другой.

Просторное помещение храма (примерно 70х30 метров) со всех сторон по периметру окружали колонны, такой тип зданий называется периптором.

В качестве основного строительного материала использовали белый мрамор, который привозили за 20 км. Этот мрамор, имеющий сразу после добычи чисто белый цвет, под воздействием солнечных лучей начинал желтеть, и в результате Парфенон оказался окрашен неравномерно – северная его сторона была серо-пепельного цвета, а южная – золотисто-желтого. Но это совершенно не портило храм, а, наоборот, делало более интересным.

При строительстве использовали сухую кладку, без строительного раствора. Отполированные мраморные блоки соединяли между собой железными штырями (по вертикали) и скрепами (по горизонтали). В настоящее время строительными технологиями,используемыми при его строительстве, активно заинтересовались японские сейсмологи.


Есть у этого храма еще одна уникальная особенность. Со стороны его силуэт представляется абсолютно ровным и безупречным, а на самом деле в его контурах нет ни одной прямой детали. Для того, чтобы нивелировать результаты перспективы, использовались наклоны, искривления или утолщения деталей - колонн, кровли, карнизов. Гениальные зодчие разработали уникальную систему корректировки за счет оптических трюков.

Многие считают, что все древние храмы имели естественный цвет, но это было не всегда так. В античный период многие здания и сооружения старались делать красочными. Не стал исключением и Парфенон. Основными цветами, доминирующими в его палитре, были синий, красный и золотистый.
Интерьер украшало множество различных скульптур, но главной среди них была легендарная 12-метровая статуя Афины в образе богини войны, Афина Парфенос, - лучшее творение Фидия. Вся одежда и оружие ее были сделана из золотых пластин, а для открытых частей тела использовали слоновую кость. Золота только на эту статую ушло больше тонны.


Чёрные дни Парфенона

История Парфенона довольно печальна. Расцвет храма пришелся на расцвет Греции, но постепенно храм утратил свое значение. С распространением в Римской империи христианства в V веке храм был переосвящен и превратился в византийскую церковь Пресвятой Девы Марии.

В XV веке после захвата Афин турками храм стали использовать, как мечеть. Во время очередной осады Афин в 1687 году, турки превратили Акрополь в цитадель, а Парфенон - в пороховой склад, понадеявшись на его толстые стены. Но в результате попадания пушечного ядра от мощнейшего взрыва храм рухнул и его средней части практически ничего не осталось. В таком виде храм стал совсем никому не нужным, и началось его разграбление.


В начале XIX века с разрешения властей английский дипломат вывез в Англию огромную коллекцию великолепных древних греческих статуй, скульптурных композиций, фрагментов стен с резьбой.


Судьбой здания заинтересовались лишь тогда, когда Греция обрела независимость. С 20-х годов 20 века здесь начались работы по реставрации храма, которые ведутся по сей день, по крупицам собираются утраченные детали. Кроме того, правительство Греции ведет работу и по возвращению в страну вывезенных фрагментов.

Что же касается самой главной ценности Парфенона – статуи богини Афины гениального Фидия, то она утрачена безвозвратно во время одного из пожаров. Остались лишь ее многочисленные копии, хранящиеся в разных музеях. Наиболее точной и достоверной из сохранившихся считается римская мраморная копия Афина Варвакион.


Конечно, надежды на то, что когда-то храм предстанет в первозданном виде, нет никакой, но даже в нынешнем состоянии он является настоящим шедевром архитектуры.