Благовещенский собор. Благовещенский кафедральный собор Благовещенский кафедральный собор история

Благовещенский собор. Благовещенский кафедральный собор Благовещенский кафедральный собор история
Благовещенский собор. Благовещенский кафедральный собор Благовещенский кафедральный собор история

Благовещенский кафедральный собор - православный храм Русской православной церкви, расположенный в центре города Воронежа. Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки - 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.

Благовещенский – так назывался первый храм, построенный в Воронеже. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. В 1834 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского. Он, как и поражавшие своим величием и великолепием убранства Владимирский, Свято-Троицкий соборы, были безжалостно уничтожены после революции богоборческой властью. На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси, построенный в Воронеже одним из последователей знаменитого архитектора К. Тона. Архитектурный проект выполнен В.П. Шевелевым в традициях русско-византийского зодчества.

Кроме живописных икон, собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей. 28 августа 1998 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освятил место под строительство Благовещенского кафедрального собора. Значительные средства на строительство собора внес И.М. Шабанов. До 2003 года активно финансировал строительство Новолипецкий металлургический комбинат. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II освятил закладной камень новой святыни епархии.

Мощи воронежского первопрестольника святителя Митрофана помещены в раку, изготовленную из малахита уральскими мастерами. В Благовещенском соборе также пребывают часть мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, всея России чудотворца, и мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, являя всем помощь и заступление. Величественный Благовещенский собор Воронежской и Борисоглебской епархии – не только место молитвы и украшение центра Черноземья, но и символ народного покаяния и духовного единства и возрождения.

Первый храм, построенный в Воронеже, был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. На подворье кафедрального собора располагалась с 1682 года резиденция правящих архиереев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская духовная семинария.

После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в кафедральном соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского архипастыря были обретены, годом позже, в 1832 году, епископ Митрофан был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский. В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания правящего архиерея Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года. Кафедральным собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии.

В 1919 году монастырь был закрыт, в 1922 году Благовещенский собор стал обновленческим. В 1929 году собор был закрыт, мощи святителя Митрофана были переданы в Воронежский краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны храм был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века. Сейчас на месте собора и монастыря находится главный корпус Воронежского государственного университета.

В 1989 году честные мощи первого епископа Воронежской епархии были возвращены Церкви и 16-17 сентября перенесены в Воронежа.

Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года № 536 Воронежскому епархиальному управлению был выделен земельный участок в Первомайском сквере по проспекту Революции, где началось строительство нового Благовещенского собора.

7 апреля 2004 года, в престольный праздник кафедрального собора ― Благовещения Пресвятой Богородицы, во временном нижнем храме была совершена первая Божественная литургия. С тех пор в храме начались регулярные богослужения.

5-6 декабря 2009 года в Воронеже состоялись торжества по случаю перенесения мощей святителя Митрофана из Покровского собора в Благовещенский собор. В Покровском соборе осталась рака с частицей мощей святителя.

В Благовещенском соборе также пребывают часть мощей святителя Тихона Задонского и мощи .

Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор Воронежа, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси. Архитектурный проект выполнен В.П. Шевелевым в традициях русско-византийского зодчества.

Собор имеет мощный стилобат, по объему частично совпадающий с криптой ― нижним храмом; колоссальный двусветный объем основного подкупольного, верхнего храма, сохраняющего крестообразный план; высокую колокольню с плоским греческим куполом и пять луковичных завершений.

В местном ряду иконостаса ― святые, наиболее почитаемые в Воронежской епархии. Собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей.

В сквере Благовещенского кафедрального собора, на главной аллее Первомайского сада, ведущей с проспекта Революции к храму, установлен памятник святителю Митрофану (автор ― скульптор И.П. Дикунов).

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Благовещенский храм стал кафедральным собором. В 1834 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского. Он, как и поражавшие своим величием и великолепием убранства Владимирский, Свято-Троицкий соборы, были безжалостно уничтожены после революции богоборческой властью. На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

В 1998 году Воронежскому епархиальному управлению выделен земельный участок в Первомайском сквере, где началось строительство Благовещенского кафедрального собора – в память о трёх крупнейших и красивейших соборах города, безжалостно уничтоженных богоборческой властью, и в знак покаяния воронежцев в безбожии и святотатстве.

Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор, построенный в Воронеже одним из последователей знаменитого архитектора К. Тона.


Памятник святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому , установленный возле Благовещенского собора в Воронеже.

Памятник святителю Митрофану.

Архитектурный проект выполнен в традициях русско-византийского зодчества.


Расписание богослужений

Богослужения в Благовещенском кафедральном соборе совершаются ежедневно.

Божественная литургия - в 8.00

Вечернее богослужение - в 17.00 (в зимнее время - в 16.00)

В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии - в 6.30 и 9.00

В Воскресенье вечером соборно совершается акафист святителю Митрофану Воронежскому


Адрес Благовещенского собора: 394000, г. Воронеж, проспект Революции, 14 «В»

Остановка «Первомайский сад», «Петровский сквер»

Святитель Тихон

Святитель Тихон родился в 1724 году в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова села Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии.

В 1763 году Святейший Синод назначил епископа Тихона на Воронежскую кафедру, которая была весьма непростой из-за дальности, обширности, запущенности полуязыческого населения. В ней было немало раскольников. Всего 4 года и 7 месяцев пробыл Владыка Тихон на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика. Выйдя на покой в 1767 году, святитель поселился в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Здесь начался период иноческих подвигов, духовной брани с искушениями. Если глубоко проникало в сердца людей слово «учителя златословесного», то еще более глубокое воздействие оказывали на них его мудрые писания и личные беседы. Выходец из бедных крестьян святитель питал любовь к простому народу, для которого он всегда был открыт. Святитель творил дела милосердия.

13 августа 1779 года святитель Тихон отошел «в путь всея земли». Прославление святителя Тихона совершилось 13 августа 1861 года. С 1991 года мощи святителя Тихона пребывают во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

5 декабря 2009 года рака с частью мощей святителя Тихона крестным ходом была торжественно принесена в Благовещенский кафедральный собор. До этого святыня находилась в архиерейских покоях. Мощи положены в деревянную раку в полном архиерейском облачении.


Тропарь святителю Тихону

От юности возлюбил ecи Христа, блаженне, образ всем был ecи словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Темже и вселился ecи в небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Священномученик Петр

Священномученик Петр (в миру - Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника. В 1926 году Владыка Петр был назначен на Воронежскую кафедру. Архиепископ Петр пользовался огромным уважением жителей Воронежа , которые почитали его хранителем чистоты Православия. Он служил по афонскому чину, и храмы были всегда переполнены. Он любил, чтобы на богослужении пели все предстоящие с народом. В Воронеже многие храмы были захвачены обновленцами. Благодаря активной деятельности архиепископа Петра и его непримиримой борьбой с обновленчеством началось массовое возвращение священнослужителей из обновленчества в Православие.

Весной 1927 года Владыка Петр оказался на Соловках. Летом 1928 года ссыльный епископат в знак особого уважения избрал архиепископа Петра главой Соловецкого православного духовенства. Владыка Петр скончался 7 февраля 1929 года, в день празднования иконы Царицы Небесной «Утоли моя печали».

17 июня 1999 года на Соловках, на острове Анзер, были обретены мощи архиепископа Петра (Зверева). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 9 августа 2009 года мощи священномученика Петра перенесены из Соловков в Воронеж. 5 декабря 2009 года крестным ходом они принесены в Благовещенский кафедральный собор и помещены в деревянную раку в полном архиерейском облачении.


Тропарь священномученику Петру

В 2008 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Воронежский Антоний был причислен к лику святых.


Тропарь святителю Антонию

Правило веры и благочестия был ecи, святителю Антоние, слово истины проповедуя и о пастве твоей усердно моляся. Сего ради дерзновение имеяй на небеси, и ныне моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский , в миру Михаил, родился 6 ноября 1623 года. До сорокалетнего возраста жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. После смерти супруги принял монашество.

В 1682 году посвящен во епископа Воронежского. Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I , необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов он убеждал народ всемерно помогать Петру I и сам оказывал материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола. За отступление от благочестия император Петр был укоряем своим духовным старцем.

Скончался святитель Митрофан 6 декабря 1703 года, в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. В 1832 году состоялась канонизация святителя Митрофана.

5 декабря 2009 года, накануне празднования памяти Воронежского первопрестольника, мощи святителя Митрофана торжественно крестным ходом были перенесены из Покровского кафедрального собора города Воронежа , где прабывали с 1989 года, в Благовещенский кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии. Они помещены в малахитовую раку, изготовленную уральскими мастерами.


Тропарь святителю Митрофану

Правило веры и образ кротости слвом и житием пастве твоей отче смиренномудре Митрофане был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаем, моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Рядом с ракой святителя Митрофана пребывает Смоленская икона Божией Матери. Известно, что святитель Митрофан особенно почитал эту икону - это был его келейный образ. Смоленская икона Божией Матери размером 3x5 аршин пребывала над ракой святителя в Благовещенском соборе Митрофановского мужского монастыря города Воронежа. В годы лихолетья образ был утрачен. В 2004 году в одном из антикварных магазинов Москвы была куплена икона - копия Смоленской иконы Божией Матери. Как явствует из надписи на иконе, копия сделана в 1893 году Иваном Черкасовым. Известны чудеса исцеления от этого образа.

Особенности композиционного решения Смоленской иконы - фронтальное положение Младенца, небольшой поворот корпуса и головы Богоматери в Его сторону. Богородица изображена в половину роста, правая рука покоится на груди, левая поддерживает Богомладенца, держащего свиток.

Икона написана в традиции, приводящей на память ранние Строгановские письма: вызолоченный фон с простыми тонко описанными венцами, изящный рисунок личного письма, мягко прописанные складки одежд, очень тонкий, ювелирно выполненный ассист одежд Младенца, шестнадцатилучевые, почти манерно прорисованные звезды на одежде Богородицы.


Тропарь Смоленской иконе Божией Матери

Под Твое благоутробие прибегаем Богородице, моления наша не презри во обстоянии: но от бед избави ны. Едина Чистая, едина благословенная.









Главный купол Благовещенского кафедрального собора.

Воронеж - удивительный город, в котором современные памятники гармонично сочетаются с историческими. Прогуливаясь по улочкам этого центра русского Черноземья, туристы удивляются тому, как гармонично выглядят недавно возведенные строения на фоне старинных усадеб.

Достопримечательности Воронежа

Тем, кто приезжает в город, местные жители обязательно советуют прогуляться по Адмиралтейской площади, посетить остров Петра Первого. Это место славится тем, что именно отсюда берет свое начало русский флот. Некогда его площадь была больше, но после строительства гидроэлектростанции и образования водохранилища уровень воды поднялся, что привело к подтоплению острова. Немного дальше расположена Адмиралтейская церковь. Ее построили в шестнадцатом-семнадцатом веках. Службы в ней посещал сам Петр Великий.

В Воронеже много новых достопримечательностей, но есть и символы, которые считаются визитной карточкой города. Перечислять их можно достаточно долго. Но самой главной из них является Благовещенский кафедральный собор (Воронеж), адрес которого, Проспект Революции, 18А, знает каждый местный житель, от мала до велика. Он славится тем, что считается одной из самых больших по высоте православных святых обителей.

Фото этого, третьего по своей величине, православного храма увозит домой каждый турист, побывавший в городе. Святая обитель построена прямо в центре города, в красивом месте - в Первомайском парке. Полюбоваться на нее и помолиться святым мощам ежегодно приезжают тысячи верующих не только со всей страны, но и со всего мира. Когда-то Святейший освятивший его, сказал, что Благовещенский кафедральный собор, украшение города Воронежа, станет тем местом, где каждый приходящий будет черпать свои духовные силы и выходить из него с миром в душе и любовью.

Этот храм считается не только исторической достопримечательностью, но и памятью о трех православных соборах, некогда украшавших Воронеж и разрушенных в начале прошлого столетия. О Благовещенском кафедральном соборе (Воронеж) говорят как о символе покаяния современников в грехах отцов или дедов, разрушавших русские святыни.

История

Исследователи называют самые разные даты того, когда был основан Благовещенский кафедральный собор (Воронеж). Одни полагают, что он был построен в 1620-м году. Другие датой его создания называют 1586-й - время основания самого Воронежа. Изначально храм был возведен из дерева. Его не раз перестраивали из-за частых пожаров, несколько раз даже переносили в другие места.

В 1682 году, когда была открыта Воронежская епархия, по инициативе епископа Митрофана было предпринято строительство совершенно нового храма. Было решено возвести Благовещенский кафедральный собор (Воронеж) из камня взамен старого деревянного. По просьбе Святителя выделили и другое место под строительство.

Девятнадцатого июня 1682 года, согласно царской грамоте, было одобрено возведение новой обители и архиерейского двора, а также отдана под застройку почти треть города. Сегодня это территория Университетской площади.

Однако строительство было отложено вследствие нехватки средств. Святителю Митрофану пришлось ограничиться только ремонтом старого здания. По просьбе епископа государь выделил двух плотников, которые должны были соорудить струги.

Однако к тому времени соборный храм очень сильно обветшал. По словам летописцев, у него даже обвалилась кровля и был разрушен помост. Поэтому было практически невозможно совершать богослужения. Святитель Митрофан, обратившись к Патриарху Иоакиму с челобитной, просил рассмотреть вопрос о возведении каменного храма. В письме говорилось, что и кирпич, и камень поблизости есть, а лес можно привезти «с тридцати верст». В апреле 1684-го Патриарх направил благословенную грамоту о том, что он одобряет постройку нового собора, который будет назван в честь Пресвятой Богородицы.

Строительство храма

По распоряжению государя с этой целью было выделено триста пудов железа. Для создания нового собора Петр пожертвовал мельницу, стоявшую на речке Ельце. На открытие он подарил колокол, весивший сто шестьдесят пудов.

Уже к 1692 году храм освятили. Он по своему масштабу превосходил все существовавшие в то время постройки. Однако архитектура его была достаточно проста. У собора были прямые высокие стены, имеющие окна в два ряда, низкая крыша из дерева с пятью главами. На каждой из них возвышались кресты. К основному строению справа примыкал придел, который был назван именем Архангела Михаила: в его честь был крещен святитель в миру.

Разрушение

Очень скоро Благовещенский собор превратился в любимый храм жителей и гостей Воронежа. Однако спустя четырнадцать лет после кончины Святителя Митрофана он обрушился. Произошло это по причине близости водяных рвов и из-за нетвердости фундамента. Было решено его разобрать, чтобы из старого материала построить новый. Возведение было начато в 1718-м и закончилось в 1735 году. Тело Святителя Митрофана, умершего почти два десятилетия назад, было перенесено в соборное правое крыло. Удивительно, но при захоронении было обнаружено, что оно практически не тронуто тленом.

После революции

В двадцатом веке Благовещенский кафедральный собор (Воронеж), фото которого свидетельствует о монументальности и величии этого строения, пережил достаточно сложные, даже порой трагические времена. В 1919 году он был закрыт, а его архиепископа Тихона, будущего священномученика, большевики повесили прямо на воротах на входе. Одну из основных реликвий, которыми славится Благовещенский кафедральный собор (Воронеж), мощи св. Митрофана, перевезли в местный краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны здание храма было изуродовано бомбежками, а в начале пятидесятых все, что от него осталось, и вовсе снесли.

Современное строение

С конца девяностых годов двадцатого столетия до окончания первой декады двадцать первого века было возведено новое здание собора. Освящал строительство сам Патриарх Алексий II, а работы принимал уже Кирилл.

Сегодня Благовещенский кафедральный поражает не только своим великолепием, но и размахом. Он построен по проекту архитектора В. Шевелева и считается одним из ярких примеров сочетания русского и византийского церковных стилей.

Высота храма - восемьдесят пять, а его высшей точки — девяносто семь метров. Новое строение не имеет никакого внешнего сходства с разрушенным. Оно состоит из двух частей - верхнего и нижнего храмов. Своим архитектурным решением оно напоминает Владимирский собор в Воронеже, расположенный на Кольцовской улице. Сегодня новый кафедральный святой собор вмещает до шести тысяч человек. Официальное открытие его состоялось шестого декабря 2009 года. По этому случаю в Воронеже проходили торжественные масштабные мероприятия.

За день до открытия состоялся крестный ход, когда из Покровского в Благовещенский собор были перенесены мощи святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, архиепископа Воронежского и, конечно, священномученика Петра.

Архитектура нового храма

По мнению специалистов, сочетание русского и византийского церковных стилей явно видно в двух основных православных формах, присутствующих в решениях зодчего. В кресте, ориентированном по четырем сторонам света, и в круге, символом которого считаются венчающие храм пять золоченых куполов.

На декоративных колоннах опоясывают святые стены строения, цоколь колоннады ступенчатой формы - все это символизируют путь верующих к достижению духовных вершин. Шпиль четырехъярусной колокольни, построенной в Благовещенском кафедральном соборе (Воронеж) с западной стороны, возвещает о церковных праздниках. Храм состоит из двух приделов. В верхнем находятся нетленные мощи святых праведников. А в нижнем проходят церковные службы.

Реликвии

В этой сокровищнице православных святынь всего Черноземья находятся мощи святителя Митрофана - Воронежского епископа, священномученика Петра (Зверева). Эти люди немало сделали для сохранения храма. Здесь же пребывают частицы мощей святителя Тихона, чудотворца всея России и епископа Задонского, а также святых и мученицы Натальи. Она отдала свою жизнь за веру православную, и поэтому ковчег с ее останками, находящийся в храме, считается реликвией, к которой ходят молиться тысячи верующих. Здесь же хранится крест с частицей Животворящего Древа Господня и с камнем, привезенным с Голгофы.

Не менее богат собор и иконами. Это образа Власия, епископа Севастийского, Там же находится и башмачок с честных мощей Спиридона Тримифунтского. Все эти святыни может увидеть каждый, кто придет в Благовещенский кафедральный собор (Воронеж).

Расписание богослужений

Они совершаются ежедневно. В восемь утра начинается Божественная литургия.

К вечернему богослужению верующие приходят в семнадцать, а в зимнее время - в шестнадцать часов. По воскресеньям и в праздничные дни в Благовещенском кафедральном соборе совершается две Божественных литургии: в половине седьмого и в девять утра.

Вечером в воскресенье соборно совершается акафист святителю Митрофану. Благовещенский кафедральный собор (Воронеж), расписание богослужений которого можно узнать, не только посетив храм, но и на его официальном сайте или из выпускаемой им газеты «Благовещение», относится к Воронежско-Борисоглебской епархии.

Иконы

Храм имеет шестиярусный иконостас, который был изготовлен мастерами из Свято-Троицкого братства. Удивительно красиво выглядят царские врата, отделанные чеканными декоративными окладами, а также облачение святого престола, которое мастерски вышито золотыми и серебряными нитями. В местном ряду расположены иконы, изображающие святых, наиболее почитаемых в Воронежской епархии. Нижний ряд иконостаса венчают образа Господа («Спас на престоле») и Пресвятой Богородицы. Клейма на изображают сцены празднования Благовещения, а в нижней части попарно расположены евангелисты. Но есть один образ, икона Божией Матери, именуемая «Благовещение Пресвятой Богородицы», которым особенно славится Благовещенский кафедральный собор (Воронеж). Воскресная школа, которая действует при храме совершенно бесплатно, сегодня насчитывает несколько десятков обучающихся.

Подготовка подрастающего поколения

В воскресной школе есть несколько возрастных групп. Например, детям дошкольного возраста преподаются предметы, формирующие у них представления о главных библейских событиях. Обучение проводится в игровой форме. Дети участвуют в концертах и театральных постановках.

Задачей обучения в младшей группе является знакомство малышей со Священным Писанием и всеми основополагающими канонами церковной жизни, ее основными понятиями. Здесь занятия проводятся по типу бесед, а также в игровой, концертной и иных формах. В средней и старшей группах ребятам помогают углубить те знания, которые ими были приобретены ранее. Кроме того, они постигают различные области духовного образования. С этого же возраста начинается и подготовка учащихся к поступлению в Духовные образовательные заведения.

В средних и старших подростковых группах преподаются такие дисциплины, как Нового Завета и богословие, история церкви, церковный и славянский языки и т. д.

Кроме вероучительных дисциплин, детям предлагаются занятия по программам дополнительного образования, которые реализуются воскресной школой. Это хоровое пение и хореография, вышивка и бисероплетение, изобразительное искусство и пр. Продолжительность обучения в каждой группе - от года до четырех лет.