Театрализованное представление «Ангара — дочь Байкала. Внеклассное мероприятие "путешествие вокруг байкала" Песня «Разноцветная планета»

Театрализованное представление «Ангара — дочь Байкала. Внеклассное мероприятие
Театрализованное представление «Ангара — дочь Байкала. Внеклассное мероприятие "путешествие вокруг байкала" Песня «Разноцветная планета»

Путешествие вокруг Байкала

Учитель: Л. В. Якимова

Оформление: Стол, стулья, карта озера Байкал с маршрутом путешествия, книжная выставка «Жемчужина планеты», карточки, слайды, «Байкальские трофеи», письмо-призыв, фонограмма песни «Славное море, священный Байкал», плакаты «Живи Байкал! »; «Байкал – уникальная жемчужина планеты»; «Байкал – голубое сердце Сибири»; «Когда ты болеешь, все мы больны. Байкал, ты хрустальная печень страны!» (А. Вознесенский); «Байкал, - заповедная совесть страны» (А. Вознесенский); «Байкал – священный дар природы – да будет вечен на земле!» (А. Твардовский).

Действующие лица: Ведущий, байкаловед Байкалов, архивариус Бойчи, стастик Перенова, рыбовед Омулев, охотовед Ангура, эколог Лоск, фольклорист Маряна, туристка Сарма.

(За столом – Ведущий и путешественники.)

Ведущий: Байкал есть одно из высших творений природы. Байкал – одно из самых звучащих сегодня в мире слов. Произносится это слово то с тревогой, доходящей до отчаяния, то с пробуждающейся надеждой. Замечательно сказал Валентин Распутин: «Как хорошо, Что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими красотами, царственный и неотразимый, непокоренный – как хорошо, что он у нас есть!» Это могут сказать те, кто собрался сегодня на встречу-воспоминание, чья жизнь тесно связана с Байкалом. (Представляет путешественников.) Расскажите о своем путешествии и своих впечатлениях.

Байкаловед: Почти 2000 км прошли мы вокруг Байкала. Что мы только не видели, кого мы только не встречали! А какою красотою восхищались!

Лениво тянут хлопья облаков

По – за собою тени, словно санки

И горы баргузинские легко

Мы узнаем по царственной осанке…

В. Панченко

Эколог: Помните, мы с вами высадились из вертолета около залива «Провал». И глубина-то самая большая всего 5 м, а название какое – Провал.

(Ведущий показывает по карте маршрут следования.)

Статистик: Это потому, что 115 лет назад в самый разгар прибайкальской зимы большой кусок Саганской степи быстро провалился в воду после землетрясения. Но меня больше поразили кладбища березовых остолопов.

(Показывает фотографии с помощью эпидиаскопа.)

Эколог: Это всего лишь веление природы. Байкал поднялся, потопил береговые березняки, затем вода спала, а отполированные водой стволы остались. Дальше от мыса Облом мы шли по чистому сосновому лесу. Самые светозарные и праздничные леса. Я так хочу, чтобы и Байкал и все, что вокруг него, всегда оставалось чистым.

О, Байкал! Без тебя горизонт в России не может быть лучистым

Если ты загрязнен, не могу себя чувствовать чистым.

Словно крик чистоты, раздается над гибнущей синью

Е. Евтушенко.

Статистик: 25 млн. лет Байкалу, 2300 км 3 пресной воды в нем. Этих запасов хватило бы, чтобы напоить в 10 млн. раз больше человек, чем сейчас живет на Земле, если считать, что 0,5 л. Воды надо человеку в день. Люди всей земли могли прожить 40 лет, используя только один источник воды – Байкал. И что же? Байкал гибнет. «Боюсь что не простят нам потомки если мы не сохраним «Славное море, священный Байкал», - говоря словами Михаила Шолохова.

Туристка:

Что-то уж мрачно вы, Перенова. Вот что писал о Байкале Игорь Северянин:

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот - я увидел Байкал.

Мы плыли, и гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Фольклорист:

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал.

Про это озерное море,

Про этот священный Байкал

А ещё я с удивлением думал, что наши фамилии – это яркие слова из прибайкальского диалекта.

Архивариус: Да, много есть интересных «байкальских» слов! Да и само название-то чего стоит!

За что ты так назван, Байкал?

Кто имя дал тебе впервые?

Твои приволья буревые?

Ш. Нибуев

Охотник: Я знаю, что русские впервые вышли на берег Байкал в 1643 году, здесь повстречались с эвенками и от них узнали, что озеро-море называется Ламу.

Архивариус: Да, у озера целая череда имен. В переводе с тюркского «Бай-Куль» значит «богатое озеро», с монгольского «Байкал» - «богатый огонь» или «Байгал – Далай» - «большое озеро», с бурятского «Байгал-Нуур» - озеро Байкал, с китайского «Бэй-Хай» - «северное море».

Рыбовед: Что-то вы в историю ударились. Лучше вспомните, как мы встретились с рыбаками около Гремячинска, и у нас такой интересный разговор получился.

Фольклорист: - Дед-рыбак сильно возмущался, что омуль сейчас не тот, и вода стала грязнее.

Байкал – и величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной

Теперь уже не тот,

О помощи зовет…

М. Сергеев

Рыбовед: Дед совершено прав. Раньше омуль был до 5 кг и длиной до 50 см, а сейчас омуль растет медленнее, уменшалась его упитанность. Мы с вами поймали самого большого омуля весом всего 1300г и то одного, а остальные от 300г до 800 г. А чего же ожидать, если все места нерестилищ загрязнены, лов идет без контрольный.

Туристка: Дед и его сын, внук – все рыбаки, они нам все про рыб рассказывали, даже загадки загадывали.

Рыбовед: Чтобы вы вспомнили, я вам загадаю эти загадки о рыбых и других живущих в воде животных.

Загадки

1. Бледно-розова, нежна, студена вода нужн

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьем жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка это - …(Голомянка.)

2. Под корягой в жирном иле

Великан находит дом

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это… (Сом.)

3 В снежном логове родятся,

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезет-

Лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, падумайте-ка сами... (Байкальская нерпа.)

4. Пестрая хищница, длинная, юркая, рыбешек губят ее острое зубы. (Щука.)

Фольклорист:

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе.

Волны моря плещут в нем,

Байкалом мы его зовем.

Т. Долбунова.

У байкальской воды нет уж той чистой что когда-то рыбешек ласкала мутной пены её языки со стоном бьются о скалы… А я, вспоминая тех рыбаков, не забуду их слов, что когда-то рыбу черпали без устали неводами, ловили разную, одного омуля засаливали артелью 70 тонн в год, а сейчас рыбы, да и омуля стало мало. Причина – деятельность человека.

Эколог: Правильно, ведь люди загрязняют реки, которые в Байкал впадают, сплавляют древесину, не соблюдают правил рыболовства, вырубают леса по берегам, ведут себя как варвары, которых не интересует завтрашний день.

Рыбовед: В Байкале насчитывается 52 вида рыб, из них 27 видов живут только в Байкале, т. е. эндемики, и кто знает, будет ли их столько через 50 и 100 лет.

Туристка: Я вспоминала, о каких рыбах рассказывали рыбаки. И зашифровала их названия так: начало в первом слове, середина во втором, конец - в третьем. Попробуйте отгадать.

Байкальские рыбы:

Оса – сестры (осетр) ; рана – лиман (налим) ; лира – станок (линок) ; хата – рис – куст (хариус) ; лоб - куница (окуни) ; заплот – вата (плотва) ; сарай – нарзан (сазан) ; соль – рот – гараж (сорога) ; бык – очки (бычки) ; рис – пуск (рипус) ; сито – гон (сиг) ; кант – рак – сила (караси) ; тайга – меньше (таймень) ; лещина (лещ) ; песок – пекарь (пескарь) ; перо – глядь (пелядь) ; дар – вата – чан (даватчан) ; линька (линь) ; витязь (язь) ; широкий – около – бабака (широколобка) .

(Слова могут быть написаны на доске или на карточках, которые разлаются участникам.)

Туристка: Молодцы, ребята, все названия отгадали. Вот эти рыбы живут в Байкале.

Байкаловед: А я помню, как старый рыбак сказал: «Есть такая мечта, что Байкал и все, что вокруг него на много верст, сохранить в чистоте, красоте и целости… А на самом деле что?

Та земля, где небо подпирают

Кряжистые кедры-старики,

Где в долинах долго не сгорают

Озорных саранок огоньки;

Та земля, где предков кровь густая

Пламенеет в ягоде лесной,

К нам она в глаза с тоской

И болью все взирает,

Ведь ширь ее от года к году

Пустеет, умирает…

Д. Жалсараев

Охотовед: Да, я заметил, что пока мы шли от мыса Тонкого до границы Баргузинского заповедника, у берега Баргузинского залива по побережью, в нескольких метрах от воды, гнездятся крохали, строят гнезда скопа и белохвостый орлан. Эти птицы стали большой редкостью. Хорошо, что был создан Баргузинский заповедник, а то и соболь бы исчез, как бакланы.

Статистик: 20 января 1917 года министр земледелия представил в сенат записку «Об учреждении Баргузинского заповедника», постановление было опубликовано в «Собрании узаконений и распоряжений правительства» за №18, статья 107. Площадь заповедника составляет 248 176 га.

Туристка: А почему исчезли бакланы, ведь их было очень много на утесах полуострова Святой Нос и на скалах Чивыркуйского залива? Когда мы проходили, я не видела их.

Охотовед: Почему исчезли большие бакланы? Потму что животный и растительный мир байкальских берегов очень уязвим. Баклан стал жертвой наступления человека на природу. Он исчез вслед за серым гусем, таежным гуменником, сухоносом и дрофой, став пятым видом пернатых в «Черной книге» Байкала. Эти 5 видов сгинули за 50 лет.

Туристка: Но это ужасно! Почему же это произошло?

Эколог: Я назову вам причины: падение численности рыбьих стад, а значит – мало корма; сбор яиц людьми; заготовка тушек птенцов для звероферм – и вот скалы, когда-то оживленные пернатыми, стали безмолвны и безжизненными истуканами.

Байкаловед: Вспомните, сколько радости доставляли нам встречи с жителями тайги заповедной вплоть до реки Кабаньей.

Там в кедрачах темно и тесно,

Соболиная страна.

От густого чернолесья

Спинка гибкая черна.

В. Панченко.

Теперь знаю, что старого соболя зовут Аман.

Эколог: Жадность человечества чуть не привела к трагедии, соболь чуть не исчез с планеты, но создание заповедника спасло его. Численность соболей стала расти, зато численность ярко-желтого зверька – огонька-колонка в заповеднике стала убывать. Ведь соболь и колонок – враги.

Рыболов: Каких только животных мы не видели: белок, бурундуков, ласку, горностая, лосей. Всем им дает защиту заповедник.

Охотовед: Попробуйте ответить на вопросы моей мини-викторины.

Викторина

  1. Самый малюсенький зверек весом всего 1,5-2 г., одет в нежную, шоколадного цвета шубку. (Землеройка)
  2. Скок-пескок, имеет много врагов, шубку меняет, когда зима лето сменяет. (Заяц.)
  3. Самый милый, очень быстрый и внимательный зверек. Быстро размножается. (Белка.)
  4. Вдруг на снегу пара черных глаз мелькнулада черный кончик хвостика. Был зверек – и под снегом вдруг исчез. (Горностай.)
  5. Неутомимый бродяга, вороватый зверь. В название есть ротство с утренней росой. (Росомаха.)
  6. А этот зверек – великий умелец добывать рыбу, мех у него прочный и красивый, живет в реках. (Выдра.)
  7. Эта рыжая плутовка охотится очень ловко. (Лисица.)
  8. Владыка летней тайги в заповеднике. (Медведь.)
  9. Очень быстрый зверек с великолепным чутьем. Самец из мускусной железы выделяет секрет-мускон, который используется в тибетской медицине. (Кабарга.)
  10. Благородный олень заповедника. (Марал.)
  11. Этот большой зверь питается побегами ивы, березы, осины. Если вытянуть в длину все веточки, съеденные за день, при толщине 3мм ветка была бы длиной 3 км; а за зиму – 500км. (Лось.)
  12. Это млекопитающее водится в акватории Байкала, вес взрослого зверя достигает 160кг. (Нерпа.)

Байкаловед: Пока мы шли, преодолевая заносы, Увязая в стланике, переправлялись через реки Кабанья, Шегнада, Томпуда, сколько же растений увидели!

Статистик: На побережье Байкала произрастает около 3000 видов высших и низших растений, встречаются в тайге старые кедры в возрасте 550 лет и лиственница 530 лет.

Эколог: Надежными индикаторами загрязнения воздуха являются пихта, ель, кедр. Если хвоя желтеет, опадает, то воздух сильно загрязнен.

Фольклорист: Хвоей сибирской тайги можно покрыть всю землю, каждый год тайга может давать тысячу эшелонов грибов и ягод, как писал писатель Г. Граубин. Кстати, когда мы останавливались в Нижнеангарске, я составил вот такой «таежный» кроссвосд. Попробуйте отгадать его!

Кроссворд

  1. Из этого дерева делали мачты. (Сосна.)
  2. С её ветвями принято провожать в последний путь. (Пихта.)
  3. Трава с ярким зонтиком желтых пуговичек. (Пижма.)
  4. Вкусная ягода, от которой рот синеет. (Черника.)
  5. Новогоднее дерево. (Ель.)
  6. Болотная ягода. (Клюква.)
  7. Дрожащее дерево. (Осина.)
  8. Гриб – воронка. (Груздь.)
  9. Дерево, которое имеет белый сарафан и зеленую прическу. (Береза.)
  10. Ее осенние гроздья горят как огонь. (Рябина.)
  11. Ягода, которая помогает от повышенного давления. (Жимолость.)
  12. Это дерево любит кедровка. (Кедр.)

Байкаловед: Тайга – это огромное богатство, это гордость Сибири, это ее легкие, а Байкал даже с печенью сравнивают. Вот как сказал А. Вознесенский:

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

«Байкал» - заповедная совесть страны.

Да, нынешнее состояние Байкала на совести человека.

Охотовед: Когда мы шли по побережью до Байкала-Ленского заповедника, тоскливо становилось от мысли, что вся нетронутая чистота тайги и побережной полосы вдруг исчезнет.

Между реками Улькан и Киренга начинается граница заповедника, затем сразу же – граница Забайкальского природного национального парка, затем через несколько километров по побережью Малого Моря – Прибайкальский природный национальный парк. Это что же получается, надо все вокруг озера застолбить, объявить парками и заповедниками, чтобы сохранить его?

Эколог: Получается, что так. Ведь такую красоту страшно потерять. Мы были на островах, загорали в Бухте Песчаной, любуясь ходульными деревьями.

(Показывает фотографии.)

Статистик: На Байкале 30 скалистых островов, самый большой – остров Ольхон, его длина 71 км и ширина до 12 км. В 1643 г. казак Курбат Иванов с 75 казаками переправился на него. Высшая точка Ольхона – гора Жима. Напротив этой горы в 8-10 км от берега находится самая большая глубина Байкала – 1637 м. А когда мы стояли в сквозной пещере с языческим капищем, то казалось, что рядом само божество Байкала.

Эколог: А ведь на мысе еще имеются нерасшифрованные тибетские письмена. Красиво, конечно, но все эти «Здесь был Вася» и прочее разрушают гармонию. А зачем склад горюче-смазачного материала рядом, зачем деревья вырубают: где гнездились орлы, их сейчас уже и нет там. Под угрозой уничтожения места гнездовий серебристой чайки.

Рыболов: Это же на мысе Бурзан. А сколько всего мысов на Байкале?

Статистик: Геолог и географ И.Д.Черский около 100 лет назад насчитал их 174.

Архивариус: А меня поразил музей в Листвянке, сколько рыбы и такой разной в витражах! Ажурная бахрома Никольской церкви, и еще как мы поднимались к камню Черского, потом переправились до порта Байкал. А самое незабываемое – поход по старой Кругобайкальской железной дороге.

Туристка: Мне не забыть красивой панорамы, открывшейся со старинного маяка над портом Байкал. Недаром А.Твардовский писал о «царственных водах» Байкала, о «горах в синей полумгле».

Статистик: Бывшая Кругобайкальская железная дорога считается открытым музеем. На протяжении 84 км от порта Байкал до Култука мы насчитали более 50 тоннелей и арок, много мостов, галерей.

Охотовед: У поселка Култук мы стояли, очарованные величавостью и грандиозностью озера, где белесая поверхность воды далеко-далеко сливалась с облаками, Меня Байкал постоянно поражает своей огромностью.

Статистик: Байкал – уникальный водоем. Он вмещает пятую часть всех мировых запасов пресной воды. Если бы все реки земли стали впадать в Байкал, то заполняли бы его в течение целого года. Протяженность его 636 км, ширина от 25 до 80 км, площадь 31500 км 2 . В Байкал впадает 544 речки, из них самая большая Селенга, а вытекает одна Ангара. Поэт М.Сток так писал о её красоте:

Я – царица сверкающих вод,

Я – красавица дикого края;

Мчатся воды мои все вперед,

Быстро к северу, гордо сияя.

Меж холмов и утесистых скал,

То блистая, то грозно темнея

Мчусь оттуда, где бьется Байкал,

До широкой волны Енисея.

Помните, друзья, Шаманский камень в истоке Ангары, это один из 31 памятника природы Иркутской области.

Фольклорист: Я помню легенду, откуда взялся этот камень. Полюбила Ангара, единственная дочь богатыря Байкала, красавца Енисея и, несмотря на отцовский запрет, однажды ночью вырвалась из каменных стен. Поздно хватился отец беглянки, рассвирепел, схватил с берега утес и бросил его вдогонку. Так и лежит с тех пор утес на месте, где разорвала скальные оковы Ангара.

Эколог: Мы шли до Култука в основном по местам, более или менее сохранившим свою первозданную красоту, а вот участок Слюдянка – устье реки Селенги – это сплошная боль и крик голубого сердца Сибири.

Байкаловец: Волею обстоятельств Байкал стал главной ареной борьбы за охрану природы. Отрицательное воздействие двух ЦБК – Селинского и Байкальского – сказывается в полную силу.

Эколог: Валят прибайкальский лес, трубы дымят, гибнет рачок – эпишура, который играет большую роль в самоочищении воды, пропуская через себя несколько раз весь объем верхнего 50-метрового слоя воды. Он гибнет сотнями тонн ежегодно, вместо рачка появляются обитатели загрязненных вод. Грязные скопища ядовитой пены отбросов обнаруживали за многие километры от комбинатов. Площадь загрязненных донных отложений превышает 150 км 2 , отбросы распространяются на 8-10 км. Гибнут птицы, рыбы. Новые карьеры, заводской дым, вырубка губят природу Байкала. Площадь усыхающих лесов уже достигла полумиллиона гектаров.

Статистик: БЦБК был построен в 1966 г. За это время сброшено 1,5 млрд.м 3 стоков, всего загрязненной воды 15 тыс.км 3 . Больше половины объема самой чистой в мире воды испорчено, а для него?

Рыбовед: Чтобы тешить самолюбие ведомственных, мол «экую махину возвели».

Охотовед: Чтобы выпускать картон, прочие виды бумаги, кормовые дрожжи.

Туристка: Чтобы появилась одежда из вискозной ткани… Но за все это ужасная цена – Байкал на грани гибели.

Статистик: В Байкале ежегодно накапливаются тысячи тонн минеральных и органических отбросов. Тысячные табуны туристов-дикарей уже превратили многие живописные места в пустыне без цветов, ягод, грибов и даже прибрежной гальки, которую уносили для сувениров. Создан фонд защиты Байкала.

Ведущий: Что же дало вам это путешествие, кроме горечи и пополнения памяти о прекрасном?

Байкаловед: С чувством благодарности мы простились с байкальской тропой. Она провела нас вокруг всего Байкала, щедро раскрыла перед нами самые сокровенные и прекрасные тайники его природы.

Охотовед: Она показала нам его горы, реки, мысы, Заливы, острова, пади и распадки, штормы, ветры и туманы.

Рыбовед: Его неслыханные закаты и рассветы, его бесконечно глубокий поднебесный простор.

Эколог: Она познакомила нас с нетронутыми заповедными лесами и их обитателями.

Туристка: Она еще раз убедила нас в том, что Байкал –сокровищница богатств невиданных, которые надо беречь и охранять.

Архивариус: Она еще раз дала понять, что без Байкала немыслима Россия и немыслима Сибирь.

Ведущий: Человечество вообще очень трудно усваивает уроки и признает свои ошибки. Права пословица «Что имеем не храним, а потерявши - плачем». Но сейчас идет работа по закону о Байкале, создан международный экологический центр охраны Байкала, закрыты очереди заводов, создаются заповедные места. Многие достопримечательности объявлены памятниками природы. Как бы вы хотели, дорогие друзья, закончить нашу встречу?

Байкаловед: Я предлагаю отправить письмо-призыв с нашими подписями в редакцию газеты «Томский вестник».

Письмо-призыв

Сибиряки, вы обладаете бесценным богатством – голубой жемчужиной с названием Байкал. Без него немыслима наша суровая сибирская земля. Когда-то Антон Платонович Чехов сказал: «Байкал – это одно из живописнейших мест, какие я когда-либо видел». Многие из нас не видели Байкал воочию, но мы знаем, что он уникален, и может повторить слова В.Распутина: «Как хорошо, что у нас есть Байкал!» Не надо строить больше ничего по берегам Байкала, достаточно СЦБК и БЦБК, не надо валить лес по склонам прибайкальских гор, не надо рыть, добывать и копать по берегам и на дне Байкала. Мы согласны с Михаилом Вишняковым, что «довольно горестных открытий, изобретений роковых», особенно, если цена этим изобретениям – Байкал…

Архивариус: А еще напоследок я бы хотел, чтобы каждый из вас дал пояснение по «Байкальскому трофею».

(Дети вытягивают карточки, на которых написаны одно или несколько слов. Они должны объяснить, что это такое.) Ольхон;

$11. Рачок - эпишура;

$12. Баклан;

$13. 544 реки;

$14. Омуль;

$15. Провал;

$16. Соболь;

$17. Святой Нос;

$18. БЦБК;

$19. Д.И.Черский;

11. Баргузинский заповедник;

12.Мыс Бурхан;

13.1637 м;

14. Шаманский камень;

$115. 23000 км 3

$116. 25 млн. лет;

$117. 636 км;

$118. Листвянка;

$119. 1643 г. Курбат Иванов;

$120. Ламу.


Ольга Хочеева
Сценарий развлечения «Путешествие по Байкалу»

Цель : Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи :

Расширять представления детей о природе родного края;

развивать речь , мышление, восприятие, память;

Способствовать укреплению здоровья дошкольников;

Совершенствование двигательных умений и навыков;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход деятельности:

Ребята, вы любите путешествовать ?

На чем можно путешествовать ?

Вы хотите отправиться в путешествие ? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре .

Шар поднимается,

Путешествие начинается .

Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал ! (М. Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

Это озеро Байкал . Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал , называют Прибайкальем . Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро» . Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос : Какое озеро?

3 часть. Подвижные игры на берегу Байкала

«Собираем шишки»

«Поймай комара»

«Ловись рыбка большая и маленькая»

«Ловкие рыбки»

4 часть. Загадки

1. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем.

Как все это назовем? (озеро Байкал )

2. Бледно-розова, нежна, студена вода нужна.

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка –иностранка? Это рыбка - (голомянка)

3. В снежном логове родятся,

Простудится не боятся.

Подрастут начнут нырять, шубки белые менять.

Если очень повезет –

Лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами (нерпа)

4. Начинается на «о» ,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале .

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

5 часть. Игра «Экологический десант»

Атрибуты : кегли, кубики, мешки для мусора.

Подумайте и скажите мне, а что нужно делать или не делать, что бы сохранить Байкал , что бы вода в ней оставалась такой же чистой? (Ответы детей) .

Как вы думаете, что загрязняет озеро, а что нет? (Бумага. Камни. Целофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег.)

Ход игры : Дети делятся на две команды. Каждая команда собирает только один вид» мусора». Детям даем мешки для мусора по одному для каждой команды. Предлагается, очистить дно Байкала от мусора . Побеждает, та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Давайте будем его беречь

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой

Наш добрый батюшка, Байкал родной !

Вот и подходит к концу наше путешествие . Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре.

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «Летнее путешествие» Цели и задачи: 1. Познакомить с профессиями работников железной дороги (машинист, помощник машиниста, проводники). 2. Создать условия.

Сценарий развлечения «Летнее путешествие в Простоквашино» «Летнее путешествие в Простаквашино». Звучит песня «Лето,ох лето». Ведущий: Солнышко,свети и грей, Праздник будет веселей! А какой сегодня.

Сценарий развлечения по ПДД «Путешествие в страну светофорию» КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СВЕТОФОРИЮ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Коммуникация»,.

Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, развитие социально активной личности через движения и физические упражнения.

Дети входят в зал. В это время на стене с помощью проектора появляется изображение, ясного, солнечного дня. Педагог: Посмотрите, ребята,.

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по Байкалу» Тема: «Путешествие по Байкалу». Цель: создать условия для активного применения имеющихся знаний в различных видах игровой деятельности Задачи:.























День озера Байкал в 2017 году отмечается 3 сентября (в первое воскресенье сентября). К этой дате специалисты Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева подготовили для детей различные интересные мероприятия: эколого-познавательные часы с демонстрацией фото- и видеосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала», литературное путешествие «Вести с берегов Байкала» с показом фрагментов отечественных фильмов. Кроме того, развернуты книжные выставки «Байкал таинственный и многоликий» и «Байкал – жемчужина Сибири».

6 сентября в читальном зале библиотеки прошёл эколого-познавательный час «Байкал – чудо природы», который посетили учащиеся второго класса Православной женской гимназии города Иркутска.

Открылось мероприятие выразительным чтением стихотворения о Байкале Марка Сергеева «А что это такое?». Демонстрируя слайды с живописными видами озера, библиотекарь рассказала собравшимся, в чём его уникальность, подчеркнула, что Байкал – рекордсмен среди всех озёр планеты, привела интересные факты и цифры.

Рассмотрев на карте географическое местоположение Байкала, школьницы с интересом посмотрели слайды об эндемиках озера, о его флоре и фауне и на примерах закрепили эти понятия. С большим вниманием дети послушали легенду о старике Байкале, его дочери Ангаре, юноше Енисее и Шаман-камне, а затем поиграли, наперебой отвечая на загадки о рыбах озера.

Также детям было рассказано о проблеме исчезновения многих редких видов животного и растительного мира Прибайкалья, о важности бережного отношения к природе. Юные читатели живо интересовались причинами экологических катастроф, обсуждали варианты решения некоторых проблем по охране Байкала и окружающей среды.

В завершение мероприятия дети поделились своими впечатлениями о поездках на Байкал, где они смогли увидеть в естественных условиях птиц и представителей животного мира озера: чаек, орланов, нерп, рачков и других. Детям еще раз напомнили о необходимости сохранения этого уникального памятника природы, о важности бережного отношения к Байкалу, особенно находясь на отдыхе на берегах озера.

После мероприятия школьницы смогли ознакомиться с развёрнутой в читальном зале тематической книжной выставкой.

Для справки:
В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал в переводе с тюркского – «богатое озеро». Это самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина составляет около 730 метров. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 метров.

Ольга Рыбак
Экологический праздник «Славное море - священный Байкал»

Цель : развивать природоохранные инициативы

Задачи :

Расширить представление детей об охране природы; воспитывать бережное отношение, желание и умение оказывать ей посильную помощь;

Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства :

любовь к природе родного края, желание больше узнать о его природных богатствах, умение понимать его красоту, улавливать настроение, вызванное той или иной картиной природы, устанавливать взаимосвязь разных видов ис-кусства, отражающих одни и те же картины природы;

- музыка : развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы; воспринимать образ мо-гучего, грозного моря, различать и отмечать смену динамических оттенков, пере-дающих движение волн, то усиливающихся, то затихающих; высказываться о ха-рактере музыки; совершенствовать исполнительские способности и творческие проявления.

- литература : приобщать к миру поэзии, формировать желание и умение вслуши-ваться в литературный текст, выделять его образное звучание, чувствовать красоту, испытывать радость от восприятия поэтического образа; средствами литературы развивать речь, обогащать словарный запас, оказывать влияние на формирование образности, выразительности речи; развивать воображение в процессе восприятия литературных произведений, их заучивания и чтения наизусть; поощрять при на-блюдении объектов и явлений природы вспоминать знакомые стихотворения.

- изобразительная деятельность : формировать потребность передавать красоту природы в изобразительном творчестве; привлекать к организации выставок твор-ческих работ на темы природы; формировать зачатки художественного вкуса при восприятии и изображении красоты природы.

- экология : поощрять желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, вызывать чувство удовольствия от созерцания ее красотой; побуждать замечать и называть как можно больше эстетических свойств и качеств объектов и явлений природы; закреплять знания правил поведения в природе, привлекая к по-сильному труду.

Ход ПРАЗДНИКА:

Зал празднично оформлен . Около центральной стены расположен трон. Под му-зыку песни «Синяя вода» Н. Лукониной дети заходят в зал, занимают свои места.

Ведущая - Озеро Байкал … Немало сложено о нем легенд, песен, сказаний.

Ведь это озеро самое большое, самое глубокое, самое древнее,

отличающееся большим биоразнообразием. О нем и наш рассказ.

Озер так много есть на свете,

Байкал же краше всех их них!

Вода чиста, и свеж твой ветер,

Там шепот сосен вековых

(М. Павлов)

Дети 1 - Байкал – голубое око России,

Байкал - голубое око земли ,

Сама природа благословила

То место, где появился ты.

2 - Ты с каждым годом все больше и больше,

Прекрасен ты летом, чудесен зимой,

Тебя обступают скалы и горы,

Огромна тайга, что рядом с тобой.

3 - Вкуснейший омуль есть в водах твоих,

Там хариус, сиг, голомянка,

И воздух прохладный здесь так свеж и чист,

Как будто не в жизни, а в сказке.

(Л. Мандрыгина)

ПЕСНЯ «СЛАВНОЕ МОРЕ – СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ »

Ведущая - Сегодня у нас необыкновенный праздник , посвященный

озеру Байкал . Но какой же праздник без батюшки Байкала ?

Что же нам делать? А не послать ли нам гонца?

(Ведущая выбирает гонца (ребенка) .

Счастливого пути, возвращайся быстрее! А пока мы ждем вестей

от нашего гонца, отгадайте загадки тетушки Тамары :

Собирает воду с гор,

Под журчащий разговор,

Поит дочку день и ночь.

Та с красавцем Енисеем

Убегает резво прочь.

(Байкал , Ангара)

Малый остров в малом море ,

Город чаек на … (Едоре) .

Остров – памятник природы,

Глубоки прозрачны воды.

Ветры гладят и кусают,

По кусочку отрывают.

Муравьиная столица,

Змеи там живут и птицы.

Чьей-то волей околдован

Там медведь к горе прикован.

(Остров Ольхон)

(Раздается стук. Появляется гонец, батюшка Байкал (взрослый) .

Байкал - Очень грозный я властитель,

Рыб и нерпы повелитель.

Зачем позвали вы меня,

И оторвали ото сна?

Ведущая - Байкал мой хмурый и седой ,

Ну что ты злишься, сам не свой?

Почему не весел, голову повесил?

Байкал - Убежала от меня

Моя дочка Ангара.

Ведущий - Грозный батюшка Байкал ,

Не сердись на нас.

Песню о воде твоей

Мы споем сейчас.

(Байкал садится на трон .)

ПЕСНЯ «ПРО ВОДИЦУ» (музыка и слова Е. Кравкля) :

1. В любимых сказках есть две страницы.

Прошу вас вспомнить их поскорей,

Там очень просто живой водицей

Вдруг оживляет богатырей.

Припев : И в этом – чудо, и в этом – тайна,

И никакая не ерунда!

И уж, конечно, не случайно,

Что оживляет весь мир вода!

2. Волна плеснула на дикий берег –

И ожил камень и засверкал,

Возникли птицы, возникли звери –

И улыбнулся седой Байкал .

Припев :

(Байкал улыбается .)

Байкал - Песней вашей я доволен

Прогоню остатки сна :

Приглашу ребят смышленых

В путешествие на Байкал !

(Байкал предлагает детям ответить на вопросы викторины «Знаете ли вы

Байкал ?»)

1. Что означает слово Байкал ?

2. Какие ветры бывают на Байкале ?

3. Какая самая многочисленная рыба в Байкале ?

4. Каков возраст озера Байкал ?

5. В какой русской народной песне упоминается омулевая бочка?

(Байкал хвалит детей )

Танец «Рыбки»

Байкал - Песни пели , танцевали,

Но еще вы не играли.

СИБИРСКАЯ ИГРА «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» :

(Игроки стоят в 5-7 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных

частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за дру-

гом, не выходя из ручейка. На сигнал «Озера!» дети останавливаются, берутся за

руки и строят круги-озера. Выигрывают те, которые быстрее построят круг.)

Ведущая - На Байкале мы живем ,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем,

И сейчас их пропоем.

ЧАСТУШКИ :

На Байкале мы гуляли –

Камушки кидали.

Красоту мы замечали –

Мусор убирали.

На Байкал ходить мы любим ,

Скажем всем на свете.

Что живем мы на Байкале-

Мы гордимся этим!

Ведущая - Красив Байкал в любое время года !

Зимой и летом, осень – красив!

Не зря старалась матушка – природа,

Все чудеса в одно соединив!

(С. Шишмарев)

Дети 1 - Когда мне говорят «Байкал »

Я вижу корабли, причалы,

Я вижу небо, вижу горы,

Кругом байкальские просторы .

2 - Я там была уже не раз.

Байкал меня так сильно манит,

Там звезд сверкающий алмаз,

И ясность вод, и Шаман-камень.

3 - Байкал закатом озарен ,

Под вечер так сверкает он.

А утром алая заря…

Дети (вместе) - Мы побывали здесь не зря!

(А. Чабаненко)

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВОЛНЫ»

Байкал - В расписной коляске

Прилетела сказка,

Да про озеро Байкал ,

По Саяну – перевалу,

Да по радуге-дуге,

Да по Солзану реке.

(Т. Долбунова)

(Байкал предлагает детям послушать сказку Бекки Грей «Кто спасет озеро?»

(«Сибирячок» № 2 / 96). Сказка заканчивается словами : «Что можешь сделать

ты, чтобы помочь?» Байкал беседует с детьми , проводит игру «Что Байкалу

хорошо, а что Байкалу плохо »)

Дети - Байкал – наша жемчужина !

Байкал - легкие планеты !

Живи, Байкал !

(Байкал прощается с детьми , покидает зал. Праздник заканчивается экскур-

сией на Байкал )

Литература :

1. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина.

2. «Наша Родина» Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлава.

3. «Природа и музыка» О. П. Радынова.

4. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет» («Красота. Радость. Твор-чество» ) Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.

5. «Сибирячок» №5 / 95.

6. «Сибирячок» №2 / 96 .

7. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу » (маленькая энциклопедия Сибирячка) С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко.

8. «Четыре времени года» С. А. Веретенникова, А. А. Клыков.

«Чудеса Байкала»

Заочное путешествие по Байкалу

1 сл. Здравствуйте, ребята! Наше занятие мы сегодня начнём с загадки:

2 сл. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нём,

Как его мы назовём?

3 сл. Конечно, Байкал. Это самое глубокое, самое чистое, самое древнее, таинственное, загадочное, красивое озеро на всей планете. Находится озеро в 60-ти км от г. Иркутска.

А вы хоть раз были на Байкале? Поделитесь своими впечатлениями.

4 сл. Давайте вспомним (Просмотр видео)

Все говорят, что наше озеро самое чудесное на свете. А какие чудеса таит в себе Байкал? Об этих чудесах нам поможет узнать книга «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу»

Итак, открываем книгу…И перед нами – загадка:

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось,

По скалам покатилось

И на землю стекло? (с. 13)

5 сл. Первое чудо - возраст Байкала (с.12-13)

Как вы думаете, сколько лет Байкалу? Вспомним, как называют Байкал в легендах, песнях? (батюшка, старец). И действительно, это одно из древнейших озёр планеты.

Около 20-25 млн. лет назад произошло сильное землетрясение, разломившее землю. Все вокруг дрожало и грохотало, рушилось, раздвигалось, проваливалось или выдавливалось наверх. В результате образовалась расселина, а ливни и реки быстро заполнили её водой. Из многочисленных потоков скатились в эту пучину и жившие в них животные – перворыбы, живая мелюзга…

Несмотря на такой значительный возраст (25 млн. лет) Байкал молод.

Как думаете, почему?

Байкал молод, т.к. он растёт, его берега расходятся со скоростью 2 см в год. Именно поэтому там часты землетрясения – свидетельство того, что земная кора движется. Учёные каждый год отмечают до 2000 землетрясений.

6 сл. Ещё одно чудо - размеры Байкала:

7 сл. Средняя глубина ~ 730 м.

Глубочайшая впадина~1637 м.

Ширина- от 21 до 80 км

Длина- 636 км

На площади Байкала разместилась бы целая страна Бельгия или африканская страна Лесото.

8 сл. Третье чудо - прозрачность и чистота воды.

Плывя на лодке можно разглядеть камушек на глубине 30-40 метров.

Как же специалисты определяют прозрачность воды? Не знаете? Нам подскажет чудо-книга (с. 17- при помощи белого диска)

Скажите, а для чего нам нужна вода, чистая вода?

Послушайте сказку Сибирячка про то, как баторы- горы хотели выпить чашу Байкала.

(с. 18)

9 сл . -А теперь предлагаю вам разгадать ещё одну загадку:

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

Пыль поднимает.

В село мчится,

В окно стучится,

Ворота отворяет,

Никто его не поймает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (ветер)

10 сл.

На Байкале бывает ветер?

Как думаете, сколько видов ветра есть на всем известном озере?

Их множество- и это тоже чудо !

Оказывается, что Байкальские ветры на столько знамениты, что каждый из них имеет своё имя. (с.28-29)

Баргузин-воспет в легендах и песнях, имеет крутой характер;

Ангара-несёт холод,осадки;

Верховик- мощный,долгий,сухой ветер

Горная- срывается с гор, порывистый

Сарма- самый сильный и страшный ветер Байкала

Шелонник-тёплый;

Бризы-береговые ветры;

Фролиха-северный ветер.

Бывают на Байкале и штормовые ветры.

11 сл. А не чудо ли то, что в Байкал впадает такое количество рек, что все и не запомнить их 336.

Самый большой приток- Селенга. Кичера, Баргузин, Снежная, Тыя, Анга…

А вот вытекает только одна!

Какая?

12 сл. Конечно, Ангара. Вытекая из Байкала, она сохраняет чистоту и прозрачность воды. Наверно, многие из вас знают легенду про Ангару. Давайте её вспомним.

Мы всё говорим и говорим о Байкале, а как вы думаете, что обозначает это название?

«Байкал»- богатое озеро (бурят.)

А чем оно богато?

13 сл. Конечно же, своими обитателями. Необычайно разнообразен его животный и растительный мир.

14 сл. В нём водится 1550 видов животных, 1085 видов растительных организмов и водорослей. Из много эндемиков. Это 6 чудо .

Вы знаете, что обозначает это слово?(это виды, характерные только для этого озера)

Самые древние обитатели - губки, много моллюсков, червей, бычков, рачков.

Рыб в озере- 52 вида.

Голомянка- загадка Байкала (с. 68-69)- полупрозрачна, на 40 % состоит из жира, тает на солнце, при температуре +12º - гибнет, их называют- невидимки.

Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете жителей Байкала. (15-18 сл.)

2)Среди байкальских рыб

Он признанный гигант

Есть у него речной собрат

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает.

Он в списки редких рыб внесён,

От истребления спасён…

(осётр)

1)Отложил икру в песок

Речки горной уголок

Красный хвост дугой согнул.

Вы растите, детки, сами,

Не до вас огромной маме.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя…

Ходит в озере, гуляет по заливам,

Серебристый,

С нежно-розовым отливом.

Эпишуре, голомянке, бокоплаву

Благодарен за питание и славу.

Строганина-хороша!

Расколотка-хороша!

Наслаждается душа!

(омуль)

(Таймень)

3.Что за рыба невеличка,

Меньше вашей рукавички,

Бледно-розова, нежна-

Студёна вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Это рыбка- ….

(голомянка)

Каких байкальских рыб вы ещё знаете? (сиг, щука, сом, хариус)

Щука (с.76)

19 сл. А вот ещё одно чудо из чудес: Млекопитающее, тюлень, байкальская нерпа (с.82-85)

Викторина-нерпята (20-31 сл.)

Да, ребята, уникален наш Байкал, неповторим и богат, но всё чаще люди стали нарушать законы природы и наносить вред животному и растительному миру священного озера.

Что нужно сделать, чтобы защитить природу Байкала?

32 сл. (Создаются заповедники, заказники, национальные парки, где не рубят лес, не загрязняют воду и воздух, не охотятся, не жгут траву. Там изучают цветы, насекомых, птиц, зверей)

Заповедники:

33 сл. Баргузинский заповедник(соболь,олень,кабарга)

34 сл .Байкальский заповедник (таёжный олень)

35 сл. Байкало-Ленский(берег бурых медведей)

36 сл.3 заказника:

Исток Ангары

Кабанский

Фролихинский

37 сл. Национальные парки:

Забайкальский (охрана нерпы)

Прибайкальский (изюбр)

Мы должны понимать, что Байкал у нас один. Ему нет цены. И в наших силах сберечь это чудо из чудес, чтобы и через много-много лет наши дети могли любоваться этой красотой.

Дома нарисуйте плакаты или сделайте эмблемы, значки, мини-книжки в защиту Байкала для выставки в библиотеке.

38 сл.Песня о защите природы (С.Фокина. «Сохраним природу»)

39 сл. Берегите природу!

40. сл.Список литературы :

1.Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка/ сост. С.Н. Асламова, худ. оформление А.М. Муравьёв. Иркутск: редакция ж. «Сибирячок», 2002.-96с.

2.ж. «Сибирячок», 2005, № 1, с.20

41 сл. Авдохина Инна Сергеевна, библиотекарь МБОУ «СОШ № 12»,

г. Усолье-Сибирское