Национальный костюм в черногории. Черногорский национальный костюм – один из самых красивых в Европе! Национальная кухня в Черногории

Национальный костюм в черногории. Черногорский национальный костюм – один из самых красивых в Европе! Национальная кухня в Черногории
Национальный костюм в черногории. Черногорский национальный костюм – один из самых красивых в Европе! Национальная кухня в Черногории

Черногории - страна с богатой и древней культурой, на формирование которой оказали огромное влияние различные народы (иллирийцы, греки, турки, сербы), населявшие эти земли. На культуру Черногории повлияла и православная вера, которая пришла в страну из Византии, а также традиции ислама, который исповедуют более 20 % местного населения.

Черногория исторически и духовно очень тесно связана с Россией. Эта страна, где русских искренне уважают и, где наши соотечественники могут рассчитывать на самый радушный прием.

Национальные особенности

Одними из главных национальных черт черногорцев издавна были отвага, мужество и стремление к независимости. Недаром этот малочисленный народ веками успешно противостоял волнам разноплеменных захватчиков, пытавшихся захватить их родину. С тех времен, когда черногорцы яростно сражались за свою независимость от Турции, у здешних мужчин осталась традиция носить при себе оружие, как средство защиты.


Другим проявлением национального характера является традиционное гостеприимство и жизнелюбие черногорцев. Их дома всегда открыты для гостей, а шумные посиделки с друзьями - любимое времяпровождение для местных жителей.

Если вас пригласили в черногорский дом, хорошим тоном считается принести с собой небольшой подарок.

Одна из самых ярких примет жизни в Черногории - ее плавная неторопливость. Местные мужчины любят проводить время за неспешными беседами в кофейнях, а торопливость по поверьям может навлечь на человека несчастье. Многие заведения в стране заканчивают работу уже в 16:00.

Черногория - винодельческая страна с древней традицией употребления вина. Несмотря на любовь черногорцев к застольям, чрезмерное увлечение спиртным считается здесь плохим тоном. К нежелательному поведению во время застолья относят также разговоры на темы межнациональных и межрелигиозных конфликтов.

Праздники Черногории

  • Новый год (1 января)
  • Рождество Христово или Божич (6-8 января) - главный семейный праздник в Черногории, сопровождаемый торжественными церковными службами и традиционными ритуалами.
  • Пасха или Васкрес (определяется церковным календарем - апрель-май) - один из самых веселых праздников православного календаря, знаменитый массовыми народными гуляньями («народни сабор»).
  • День труда (1 мая)
  • День Победы (9 мая)
  • День Республики (21 мая)
  • День государственности или День восстания (13 июля)

Национальные особенности Черногории

Отличительные национальные особенности Черногории - это гордость и независимость, дружелюбность и терпимость.

Черногорцы очень общительные и гостеприимные люди. Они с удовольствием расскажут о себе, но при этом не будут лезть в душу и дела собеседника. К любому вероисповеданию и убеждениям народ Черногории относится очень уважительно. Также они чтят традиции своей страны, ее историю и обычаи. И хотя в стране повсюду носят европейскую одежду, национальные костюмы черногорцы очень почитают.

Приоритетными понятиями для них являются "junastvo" и"cojstvo", что означает «мужество» и «храбрость».

Торговаться черногорцы очень любят и замечательно это умеют делать, но при этом у них нет стремления обмануть или обвешать.

Свободолюбивые народы в средние века придавали особое значение своей национальной одежде. Она играла важную роль в их внешней идентификации и была олицетворением национальной самобытности, а также отражала социальный и общественный статус.
Черногорская национальная одежда – одна из самых дорогих в мире, благодаря золотому шитью и использованию самых качественных и дорогих материалов. Способ ее изготовления был сложным и требовал от портного не только высокого мастерства, но и незаурядного художественного вкуса и чутья.
Помимо всего сказанного интересно, что черногорская национальная одежда по своему происхождению единственная в мире, которая взяла за образец «парадную» одежду своей правящей династии и дворянства.
Эта одежда имеет историю протяженностью свыше пяти веков! Началось все в то время, когда в стране у власти стояла черногорская династия Црноевич, в XV веке. Академик Радослав Роткович считает, что народная одежда пришла с Крита, а в Черногорию ее привезли мореплаватели. В 1496 году, согласно историческим сведениям, Джурдже Црноевич приехал в Венецию в парадном костюме «а la Greca» (в греческом стиле), это подтверждает гипотезу академика Ротковича, что прародиной черногорского народного костюма был Крит.
После прекращения существования династии Црноевич часть черногорского дворянства продолжила традицию надевать роскошную черногорскую одежду и в трудные времена постоянной борьбы за сохранение свободы страны. Черногорская аристократия, сохранившая традиции национальной одежды, с ее помощью демонстрировала свой утраченный общественный статус в новых исторических условиях. Церковь, к которой перешла власть после династии Црноевичей, поддерживала и одобряла желание носить «одежду Црноевичей», и скоро та появилась почти в каждом черногорском доме. Так по стечению обстоятельств одежда правящей династии стала народной.
В XVI веке вся Юго-Восточная Европа, за исключением Черногории, была во власти Турции. Оккупанты кроме своих культурных традиций диктовали и манеру одеваться, которая бы доказывала лояльность народа. Люди должны были носить скромные одежды неприметного черного или коричневого цвета, без каких-либо характерных деталей. Строго запрещалось носить одежду ярких цветов, позолоту на костюмах и особые материалы «кадифа» и «скерлет». Что интересно, считалось провокацией даже носить шапку набекрень!
Такое отношение турецких завоевателей к порабощенным народам вызывало у черногорцев протест. Это был еще один повод для гордого и свободолюбивого народа хотя бы при помощи роскоши и богатства своей одежды подтвердить свой статус, свою свободу и отказ подчиняться самой мощной империи Европы того времени. Черногорцы упорно стремились одеваться в соответствии со своими традициями, даже невзирая на недостаток материалов или средств на их покупку. Они комбинировали части традиционного черногорского национального костюма с деталями, которые изготавливались из сукна или других подобных материалов. В таком же положении была и бывшая аристократия. Делалось все возможное, чтобы показаться в полном черногорском национальном облачении на свадьбах, похоронах, народных собраниях, церковных церемониях и других массовых мероприятиях, где по костюму в высокой степени определялся и материальный статус его владельца. Заботились и о том, чтобы молодожены, особенно невеста, имели как можно больше оригинальных, подлинных деталей – частей праздничного черногорского платья. Зачастую одежда, добытая в битвах с турками как трофей, использовалась для изготовления черногорской одежды. Считалось знаком протеста и личной доблести носить такую одежду публично даже и в неизменном ее облике. Когда во времена Петра I и Петра II значительно улучшилось материальное положение населения Черногории, снова вернулась как комбинированная с суконными деталями, так и целиком праздничная черногорская одежда. В повседневной жизни чаще использовалась одежда с большим количеством деталей из сукна, а в торжественных случаях надевали и нарядные костюмы.
Во времена князя-короля Николы I Петровича черногорская одежда достигла такой степени роскоши, что стоила иногда больше, чем все имущество ее владельца. Ее носили ради престижа и из желания показаться во всем блеске; парадную одежду стремились приобретать любой ценой. Был период, когда князь-король Никола I даже запретил подобную излишнюю роскошь, но ему это удалось лишь отчасти. Парадные костюмы и дальше носили в торжественных случаях почти в каждой черногорской семье, и бороться с этим было невозможно.
Черногорская одежда за более чем пять веков своего существования сильно изменилась и существенно отличалась от первого «критского» варианта. Музейные экспозиции показывают эти изменения, их можно видеть также на старых картинах, в многочисленных описаниях этнологов, особенно относящихся к XIX веку.
Но черногорскую народную одежду можно увидеть не только в витринах музеев. Традиции, связанные со сложным процессом изготовления национальных костюмов, передаются в семьях мастеров из поколения в поколение. И их мастерство не остается невостребованным. В Черногории почти в каждом городе есть ансамбли народной музыки и танца, особенно популярны так называемые «клапы» (хор, который по традиции выступает без музыки, а капелла, и конечно же в национальных костюмах). И ни один праздник (а их в Черногории немало) не обходится без шествия в национальной одежде.

Черногорскую народную одежду первоначально изготовляли женщины каждой семьи из домотканой шерсти или хлопчатобумажных тканей, а с начала прошлого века ее стали шить портные из покупных, привозных материалов.

В мужской народный костюм входит большее количество элементов, чем в женский. Повседневная летняя одежда мужчины состоит из белой рубахи, белых холщевых или суконных коротких (до колен) штанов, суконного жилета (цамадан), длинного шелкового пояса, круглой и неглубокой шапочки (Капица), облегающих шерстяных гетр (доколетъица) и опанок. Зимой к этому костюму добавляется куртка из грубого сукна (гутъ), суконный пиджак (капут) и шерстяная струка. Струка - род пледа, который носят как мужчины, так и женщины (женская струка отличается несколько меньшими размерами и наличием почти незаметных поперечных полос). В трудных условиях ^пенных походов струка защищала черногорца от дождя и холода, служила ему постелью. Пастухи и охотники для переходов по снегу употребляли своеобразную деревянную обувь -крпле.

Праздничный костюм, как летний, так и зимний, во многом схож с будничным, но богато украшен. Иногда молодые люди надевают поверх рубахи суконный жилет (дугианка) с ложными рукавами, вышитый золотом. Пожилые носят суконный кафтан (долама), а поверх него суконный жилет (]"елек или токе). За поясом как составную часть одежды обычно носят револьвер.

Составные элементы женского костюма - рубаха туникообразного покроя, с разрезом на груди и вышивкой по вороту и рукавам, вязаный или шерстяной жакет ( janema ), жилет и юбка (рагиа) темных цветов, передник (прегача) или платье и шерстяная струка. Праздничный костюм по покрою не отличается от будничного, но его обычно шьют профессионалы- портные из шелка, разноцветного сукна или бархата, украшают вышивкой шелком и золотом, серебряными бляхами и поясами. На праздники носят шелковую головную повязку (вео); рубашку, вышитую шелком по вороту; куртку (долактица, ]акета)\ юбку; распашное платье без застежки (корет), подпоясанное серебряным поясом; опанки или башмаки. Девичий костюм проще, чем женский. Женщины причесывают волосы на прямой пробор и заплетают в две косы, укладывая их вокруг головы; девушки укладывают косы на затылке.

В некоторых районах бытуют местные типы женского костюма (крушевацкая, ораховацкая, лас- товская, грбальская, паштров- ская, спичанская, ше^танская, малисорская, брегасорская и мусульманская одежда).

Традиционный черногорский костюм бытует и в наши дни, в основном как праздничная и обрядовая одежда. Особенно стойко сохраняется мужской народный костюм. Черногорец среднего и пожилого возраста (с 40-50 лет) с гордостью надевает народную одежду в особо торжественных случаях-при выходе в город или в гости, на праздники и т. д. В последние годы в Черногорию все шире проникает городская одежда, особенно в среду молодежи, но среди старшего поколения народный костюм в известной мере сохраняется. И в городе и в деревне иногда носят некоторые предметы народного костюма (например опанки, шапочки-капицы) в сочетании с городской одеждой. Народный костюм распространен и как обрядовая (похоронная и свадебная) одежда. На свадьбе он обязателен для невесты и сватов, причем этого обычая придерживается не только крестьянство, но и часть горожан. Если у невесты нет такого костюма, то его покупают или берут напрокат.

Общественная и семейная жизнь

Характерной особенностью Черногории является устойчивое бытование в ней еще в недалеком прошлом племенной организации, следы которой сохранились вплоть до наших дней. Старая Черногория подразделялась на четыре области - нахии ( naxuja ): Катунскую, Лешанскую, Риекскую и Црмниц- кую, каждая из которых состояла из десяти и более племен. Основным ядром сербского населения Старой Черногории была Катунская нахия, где насчитывалось более десяти племен - цекличи, цуци, негуши, озриничи, цетиньяне и др. Север Черногории занимали герцеговцы, которые также подразделялись на более мелкие группы, например, баняни, пива, дробня- ки, шаранци и др. В Брдах также выделялись племенные объединения- бе- лопавличи, пипери, братоножичи, кучи, васоевичи, морачани.

Географическая изолированность Черногории, отсталость ее экономики, постоянная борьба с турками - все это способствовало сохранению или даже возрождению патриархальных устоев. Названные выше племена Черногории, вероятно, сложились в период турецкого господства как территориальноадминистративные единицы, однако в какой-то мере им была придана форма классической племенной организации.

Этнический состав черногорских племен довольно пестр - сюда вошли переселенцы из разных областей Югославии (особенно много из Сербии и Герцеговины), албанцы (так же как и черногорцы - в состав албанцев).

Примесь албанцев особенно значительна в племени кучей. Однако по народным представлениям считается, что все члены племени имеют общее происхождение и связаны кровным родством. Вследствие этого в черногорских племенах, за исключением племени озриничей, до конца XIX в. господствовала экзогамия. Черногорские племена состояли из братств и родов, организация и структура которых была подобна племенной. В Черногории до образования государственных органов власти в конце XVIII - начале XIX в. был широко распространен институт кровной мести. Кровная месть была официально отменена только в конце XVIII в. Все члены племени являлись ответчиками за действия своего соплеменника и, со своей стороны, считали долгом мстить за обиду, нанесенную их собрату. Случаи кровной мести, экономические и политические распри нередко вызывали долголетнюю вражду и даже военные столкновения между племенами. Черногорцы постоянно воевали с турками, а иногда происходили и междоусобицы. Частые войны, которые приходилось вести черногорцам, оказали значительное влияние на их быт.

Еще с давних времен (начало XVI в.) в Черногории была развита частная собственность на землю"и движимое имущество; в то же время долго сохранялась коллективная (племенная) собственность на пастбища или леса. Племенные угодья (комунице) выделялись в пользование братствам, родам или семьям. Пользование угодьями строго регулировалось нормами обычного права. Члены племени были связаны между собой обычаями и праздниками (слава и др.). Однако с развитием товарно-денежных отношений и ростом имущественной дифференциации все отчетливее выделялась племенная верхушка, сосредоточившая в своих руках землю и скот. Обычное право, предполагающее равное участие всех членов племени в пользовании коллективными угодьями, перестало быть равным для всех, а обычаи коллективного труда и взаимопомощи зачастую превращались в орудие эксплуатации бедняков верхушкой племени.

Каждое племя имело свое управление и судебную власть. Во главе его стояли старейшины - воевода, кнез. Все вопросы, связанные с жизнью племени, обсуждало общеплеменное собрание - скупштина, однако решающее значение, как правило, имело мнение верхушки племени. Межплеменные вопросы обсуждались на общей скупщине (збор), куда приглашались представители всех черногорских племен. Политика централизации государственной власти, проводимая с начала XVIII в. черногорскими митрополитами, привела к ослаблению, а затем и распаду племенной организации Черногории. Однако пережитки ее сохранились и после создания централизованного государства. Племена как административно-территориальные единицы продолжали владеть своими угодьями (там, где они еще имелись). Сохранилась и военная организация племен, однако она была теперь составной частью общечерногорского войска. Еще в 70-х годах XIX в. войсковые единицы формировались с учетом племенного разделения. Судебная власть перешла к государственным органам, воевод заменили государственные чиновники. Наиболее стойко племенные пережитки сохранились в области религиозных обычаев и верований.

В Черногории преобладают семьи, состоящие обычно из родителей и детей (инокоснал семья). Задруги и прежде были редки. О городских семьях (чиновников, ремесленников и торговцев) в Черногории можно говорить только после 1878 г., когда по решению Берлинского конгресса к Черногории было присоединено несколько городов. В городских семьях так же, как и в сельских, сохранялось много черт патриархального быта.

Семейная жизнь регулировалась не законодательном, а нормами обычного права. Муж был полновластным хозяином в семье. Все домашние работы, а также и большинство сельскохозяйственных, выполняли женщины, так как мужчины постоянно были в походах. В военное время женщины доставляли воинам пищу и боеприпасы, ухаживали за ранеными, а иногда и сами принимали участие в сражениях. Положение женщины в семье было подчиненным - она должна была беспрекословно выполнять все распоряжения мужа или отца, прислуживать им. Черногорец старался в разговоре с кем-либо не упоминать о своей жене, а если необходимо было о ней сказать, то он прибавлял при этом «да опростите» (извините). Однако к женщинам относятся с уважением. Оскорбление женщины или девушки считается недопустимым. Большим авторитетом пользуются женщины-матери. Брата и сестру всегда связывают дружеские заботливые отношения.

Право на раздел семейного имущества издавна было ограничено. Имущество наследовали по завещанию, договоренности и правам родства. Раздел не мог производиться без разрешения родителей, пока дети не достигнут совершеннолетия и не женятся. При разделе мужчины имели право на равные части имущества, а девушки получали свою часть лишь в пользование, чтобы содержать себя до замужества; только девушки, не имевшие братьев, наследовали имущество своих родителей. Внебрачные дети лишались права на отцовское наследство. Обычно после раздела младший сын остается жить с родителями в их доме, но бывает и так, что родители не хотят жить в семье младшего сына и уходят к кому-либо из других детей. В некоторых семьях перед разделом сообща строят всем дома, а потом уже делят имущество.

Серьезным мотивом для расторжения брака считалась бездетность. Бездетную жену муж мог прогнать и жениться вторично. В то же время развод без уважительных причин строго запрещался, так же как и внебрачная связь.

В Черногории были случаи, когда бездетная жена подыскивала своему мужу вторую жену, а сама оставалась в его доме на положении свекрови или сестры.

После образования СФРЮ в Черногории вступило в силу гражданское законодательство о браке.

Обычаи и обряды, сопровождающие такие события семейной жизни, как свадьба, рождение ребенка, смерть, сходны с сербскими.

В Черногории различалось родство по крови, браку и усыновлению, а также духовное родство (побратимство и посестримство, кумовство).

Черногорцы очень гостеприимны. Встречая гостя или путника, попросившего предоставить ему ночлег, черногорец старается всячески ему услужить - для гостя подают лучшие кушанья, сушат его одежду и т. д. Перед законом гостеприимства отступала даже кровная месть - жилище черногорца было неприкосновенным, и никто не мог обидеть человека, находящегося в доме.

Так же как и сербы вообще, черногорцы празднуют славу. Члены братств, справляющих одну и ту же славу, прежде не могли вступать в брак, в чем следует усматривать пережиток древней экзогамии.

Религия

Черногорцы приняли христианство (православие) еще в раннем средневековье. Под турецкой властью часть черногорцев, так называемые потурчен- цы, приняли ислам. Митрополит Данило (1697-1735 гг.) при поддержке православных повел жестокую борьбу с потурченцами. При этом многие из них были истреблены, а другие бежали в Турцию. Земли потурченцев были переданы в собственность монастырей и племен. Уже в XVII в. церковь была крупнейшим феодалом страны. В XVIII в. митрополиты, как уже говорилось выше, сосредоточивали в своих руках не только духовную, но и светскую власть.

По данным 1953 г.,* абсолютное большинство верующих черногорцев {80% всех верующих) исповедуют православие. Но имеются и черногорцы- мусульмане - их насчитывается около 57 тыс. человек.

Календарные обряды и поверья черногорцев во многом сходны с сербскими, но есть и отличия. Часть обрядов связана с военным бытом черногорцев (например, побратимство иногда даже с почти незнакомыми людьми, предоставление убежища и т. п.).

В тех районах, где скотоводство преобладает над земледелием, исполняется много обрядов для увеличения поголовья стада. В Приморье и на Скадарском озере совершаются религиозно-магические промысловые обряды; например, освящение лодок и сетей перед началом рыбной ловли.

В прошлом были очень распространены религиозные обряды над больными (чтение молитв, оставление юродивого на ночь под образами), над «оскверненной» водой, в которой кто-либо утопился (освящение воды) и т. д.

В современной Черногории, в связи с общим ростом культурного уровня населения, заметно уменьшается число верующих - почти половина всех черногорцев объявила себя атеистами (данные переписи 1953 г.); однако среди части населения, особенно крестьянского, религиозные пережитки еще бытуют.

Народное творчество.

Прикладное искусство черногорцев богато и самобытно. Почти в каждом доме имеются оригинальные произведения народного искусства.

Богатство черногорских лесов различными породами деревьев издавна способствовало развитию искусства резьбы по дереву. Первыми мастерами-резчиками были чабаны. Среди многочисленных предметов, украшенных резьбой, особый интерес представляют гусле -это образцы народного искусства резчиков; на них изображены зооморфные, антропоморфные, растительные и геометрические фигуры (символические змеи, львы, легендарные юнаки, храмы, местные гербы, изречения народной мудрости, стихотворения и т. д.). Богато украшены пряслица, бутыли, формы для колива, оригинальные столики-треножники. Особое место среди резных деревянных изделий занимают монументальные иконостасы из ореха, бука, дуба, хранящиеся в старых монастырях; здесь же находятся резные епископские кресла, врата и налои.

Городские ремесленники изготовляют металлические и серебряные украшения - бляхи, пояса, части оружия.

Из художественных металлических изделий многие тоже связаны с церковным обиходом. Вызывает восхищение очень изящная обработка крестов, кадил, серебряных оправ, евангелий, чаш для причастия, киотов и т. д.

Резьба по камню представлена памятниками средневековой архитектуры (в основном церковной), а также кладбищенскими надгробиями.

Народный костюм очень часто представляет собой произведение искусства. В женском костюме особенно оригинальны вышивки на рубашках; сочетание цветов в них подобрано с большим вкусом.

Домашняя обработка кожи была мало развита. Наиболее оригинальны из кожаных предметов опанки, приспособленные для ходьбы по горам.

Устно-поэтическое творчество

Черногорский фольклор имеет столько общего с фольклором сербов других областей, что специально следует отметить лишь некоторые его особенности, порожденные специфическими историческими условиями.

Черногорцы издавна славились пением юнацких песен под аккомпанемент гуслей. Их эпос имеет особые циклы - о Черноевичах и об освобождении Черногории в XVIII в. В цикле о Черноевичах изображаются политические отношения Черногории с соседними странами, особенно с Венецией. В нем дана яркая картина трагической судьбы этой династии правителей Зеты XVI - XVII вв. Характерная особенность цикла в том, что» сюжеты строятся на изображении политических интриг. В «Женитьбе Максима Чер- ноевича» введен образ его жены - венецианки, надменной интриганки, презирающей черногорцев, попирающей их интересы. Здесь много красочных описаний придворного быта, костюмов, церемоний.

Средневековый хозяйственный уклад черногорцев - скотоводческий в основном - наложил отпечаток на черногорский эпос: для эпических песен характерны сюжеты об угоне турками овечьих стад. Своеобразна песня о расправе с пашой, приведшим войско за данью, также сложенная в эпоху турецкого владычества.

В цикле об Освобождении изображается широкий размах освободительной борьбы. Наряду с прославленными героями (Перович Батрич и др.) в нем действуют целые черногорские племена. В песнях описаны большие сражения, например, битвы черногорцев с турками при Граховце и Жабля- ке. Картины поединков героев встречаются сравнительно редко. Важное место занимает тема боевой дружбы. Широко вводятся в песни описания природы Черногории.

Эпическая традиция держалась в Черногории дольше, чем в Сербии и Хорватии, но и здесь исполнение эпических песен стало редкостью. Эпические песни возродились в период народно-освободительной борьбы. Сила эпической традиции проявилась и в том, что в этот период оживилась традиция похоронного плача. Плачи (тужбалице) о погибших, создававшиеся на основе традиционных форм, нередко достигали подлинно драматической напряженности.

Богат у черногорцев партизанский фольклор. Сохраняют популярность многие песни партизан, анекдоты из жизни бойцов и танцы, называемые патриотическими (црмничко и зетско коло). Создаются новые песни о подвигах известных черногорских героев - Мирко Срзентича, Жарко Мариновича, Ивана Милутиновича, о крупных событиях, например о боях под Цетинье в 1936 г., о борьбе на Сутеске, а также о новой жизни. Для современного фольклора характерен восьмисложный стих; в эпических песнях сохраняется десятисложный стих, но появляются рифма и парное соединение стихов.

Народная музыка, танцы

Черногорские танцы, подооно сербским, очень разнообразны и красивы. Среди них много круговых. Черногорские мелодии обычно доходят до терции, квинты или сексты. В большинстве песен в качестве контраста сочетаются два или больше музыкальных мотива.

Широко распространено искусство игры на гусле. Другие народные инструменты - дудки, пастушьи свирели, двойные свирели, мандолины. Их делают сами крестьяне. В последнее время старинные инструменты все больше вытесняются городскими, в частности гармоникой.

Культурное развитие

Несмотря на почти непрекращающиеся войны, в Черногории в середине XV в. стали возникать школы при монастырях и приходских домах. Сохранились упоминания о частных школах в Черногории и Боке Которской. С середины XVIII в. черногорцы стали посылать своих детей на обучение в Россию, а позднее - в Сербию. Митрополиты Василий и Петр I делали неоднократные попытки открыть школы, однако только при Петре II Петровиче-Негоше в 1834 г. была основана в Черногории первая основная (начальная) школа светского характера. В Боке Которской еще в 1811 г. начали функционировать несколько начальных и средних школ. К середине XIX в. число их значительно увеличилось. В 1850 г. в Которе была основана Навигаторская школа, в 1854 г.- низшая гимназия, реорганизованная в 187Z г. в высшую. В Цетинье в 1863 г. была открыта богословско-учительская школа, в 1869 г.- институт для девиц, в 1871 г.- женская основная школа, в 1880 г. - низшая гимназия, реорганизованная в 1892 г. в Высшую государственную гимназию, и т. д.

В Черногории была основана Джурджем Черноевичем в 1493 г. первая на Балканском полуострове типография, где 4 января 1494 г. была выпущена первая книга. Однако после турецкого завоевания она была закрыта. Во второй половине XVIII в. черногорские митрополиты Василий (в 1757 г.) и Петр I (в 1784 г.) пытались основать новую типографию, однако это удалось только Петру Негошу в 1833 г. Позднее в Черногории работало несколько типографий. Первая книга типографии Негоша была отпечатана в 1834 г., первая газета («Черногорец») стала выходить с 23 января 1871 г.

После второй мировой войны в республике созданы курсы по ликвидации неграмотности, открыты общеобразовательные и художественные школы, педагогическое и морское училища.

До середины XIX в. больных и раненых лечили в Черногории домашние лекари-самоучки. В настоящее время почти в каждой сельской общине есть врач, во многих местах построены дома здравоохранения, зубные лечебницы, ветеринарные станции и т. д. Все рабочие и служащие имеют ежегодный оплаченный государством отпуск, им обеспечено бесплатное лечение в больницах и санаториях; для детей построены детские ясли, площадки для игр, лагери и т. д.

После окончания второй мировой войны основано много научных институтов и обществ, открыт экономический факультет в Титограде, создана киностудия. Прежняя культурная отсталость исчезает.

Покупка национальных сувениров и подарков многочисленным родственникам и знакомым — такая же неотъемлемая часть любого путешествия как и, собственно, сам отдых. Абсолютное большинство туристов, впервые оказавшихся в Черногории, вряд ли смогут правильно ответить на вопрос — что привезти обратно домой в память об этой стране? В результате, покупка сувениров часто выливается в поход в близлежащую лавку (а подобные магазинчики для туристов встречаются там на каждом шагу), но по незнанию очень легко прикупить в память о Черногории очередную безделушку с надписью «сделано в Китае».

Между тем, Черногория довольно самобытная и интересная страна. Любознательный путешественник обязательно найдет здесь действительно уникальные вещи, которые можно будет привезти в подарок своим друзьям и которые можно будет купить для себя лично, чтобы они напоминали об отдыхе в этой стране и долго дарили положительные эмоции от приятных воспоминаний.

Для удобства, все разнообразие памятных сувениров о Черногории можно разбить на несколько категорий. Это поможет быстрее определиться с покупкой, а также позволит подобрать тематику подарка точно по интересам его получателя.

Что привезти из Черногории

Продукты питания и алкоголь

Черногорская кухня обладает рядом несомненных достоинств, одним из которых является ее неповторимый вкус. Попробовав однажды какое-либо местное блюдо, его хочется есть снова и снова, а также возникает желание угостить этим продуктом близкого человека. К несчастью, продукты питания плохо переносят перевозку на дальние расстояния, а многие из них могут испортиться или потерять вкус. Но некоторые можно легко использовать в качестве национального сувенира.

Сыр домашнего приготовления, сделанный из коровьего, козьего или овечьего молока, будет хорошим подарком любому гурману. Натуральное оливковое масло, содержащее в себе целую россыпь полезных веществ и аромат свежих оливок, приведет в восторг любую хозяйку. Пршут — копченый или вяленый по особому рецепту свиной окорок — еще один хит черногорской кухни, который можно использовать в качестве сувенира.

Стандартным презентом из любой страны являются местные спиртные напитки. В Черногории вы сможете купить сразу несколько видов . Для любителей крепких напитков подойдут всевозможные виды ракии — местной водки, а вот ценителям вина наверняка понравятся черногорские «Вранац» и «Крстач» — эти вина не просто уникальны (их не производят за пределами Черногории и Балканского полуострова), но также обладают неплохим вкусом и ароматом.

Национальная одежда

Национальный костюм — целиком или частями — один из самых популярных товаров на любом туристическом базаре. А национальный черногорский костюм многие туристы запоминают из-за его головного убора — «капы». Черногорская «капа» — это круглая черная шапочка с красным верхом, и каждая ее часть глубоко символична: алый цвет верха означает пролитую поколениями черногорцев кровь за родную землю, черные бока — скорбь по погибшим и былому величию страны, а 5 золотых полос напоминают о 500 годах иноземного ига. Иногда такие шапки украшаются национальным гербом, в старом или новом исполнении.

Кроме того, туристы любят покупать обычную одежду (майки, футболки, рубашки), но раскрашенную в цвета национального флага, с черногорским гербом или надписями «Черногория» и «Montenegro» на разных языках мира.

Предметы народного промысла

Хорошим подарком или сувениром на память о Черногории будут изделия местных мастериц. В продаже можно найти хорошие домашние варежки, носки и свитера, связанные из натуральной шерсти. На рынках также встречаются полотенца и скатерти с ручной вышивкой, а также домотканые ковры. Такие вещи стоят недешево, зато обладают очень хорошим качеством и красивым вешним видом.

В стране много талантливых мастеров по резьбе по дереву. Они делают очень красивые и изящные статуэтки и украшения. Сверху их покрывают лаком или инкрустируют полудрагоценными камнями. Мастера также делают на продажу национальные музыкальные инструменты — пастушьи дудочки и гусли.

Еще в Черногории масса отличных ювелиров. В магазинах, так называемых «златарницах», можно найти авторские работы, выполненные в традиционной черногорской манере плетения из серебряной проволоки. Получившееся драгоценное кружево может представлять из себя колье, сеточку для волос, серьги или браслет.

Предметы религиозного культа

Черногория — страна и многочисленных религиозных святынь. Многие туристы специально приезжают в эту страну, чтобы поклониться древним святым мощам, по многочисленным монастырям и церквям организуются специальные туры и паломнические поездки.

Причем, эти места одинаково почитаемы христианами всех конфессий. Здесь можно приобрести старинные и современные иконы, нательные крестики, обереги, цепочки и прочую церковную атрибутику.

Стандартные виды сувениров

Как и в любой точке мира, в Черногории в большом ассортименте представлен стандартный туристический сувенирный набор: магниты, кружки, изделия из керамики (чашки, тарелки, пепельницы, вазы), брелки, флажки, сумки и тому подобные вещи, украшенные национальной символикой. Большую часть среди сувениров подобного толка занимают фигурки людей в национальной черногорской одежде.

О морском характере страны напоминают соответствующие сувениры: корабли, якоря, штурвалы, фигурки и изображения моряков. Также распространены различные изделия из морских обитателей — шкатулки и пепельницы из морских раковин.

В магазинах и лавках в большом ассортименте продаются подарочные книги о Черногории на разных языках мира, открытки и картины с видами известных достопримечательностей.

Итальянские одежда и украшения

Близость Италии (с которой здесь имеется регулярное ) определила еще одну возможность, которой могут воспользоваться отдыхающие в Черногории туристы. Это покупка настоящей итальянской одежды и аксессуаров известных брендов.

В местных бутиках довольно часто встречаются модные итальянские вещи по очень привлекательным ценам. Особенно выгодную покупку можно сделать во время распродаж, когда многие бренды распродают остатки прошлогодних коллекций.

Поиск авиабилетов в Черногорию:

Кроме авиабилетов для самостоятельного отдыха в Черногории вам также потребуется выбрать или , и, может быть, . Если забронировать все эти услуги заранее, можно получить хорошую скидку и сэкономить на отпускных затратах.

Котор Черногория

Бокельская морнарица - старинное братство моряков, которому более 1000 лет. В 1463 г. оно приняло специальный Статут, как свидетельствуют письменные источники. Тогда сословие называлось Морское братство Святого Николая в Которе. Моряки, которые жили в поселках на берегу бухты, плавали в самые разные страны. В наши дни местные жители чтут многовековые традиции. В День Бокельской морнарицы мэр вручает символические ключи от Котора морякам. Им на три дня переходит власть в городе. В завершении официальной церемонии представители братства исполняют на площади Оружия традиционный танец коло и торжественно проходят по улицам Старого города. (http://balkanpro.ru/montenegro/photo/19278/#hcq=bnXAaYp)

Национальный черногорский костюм многие туристы запоминают из-за его головного убора — «капы». Черногорская «капа» — это круглая черная шапочка с красным верхом, и каждая ее часть глубоко символична: алый цвет верха означает пролитую поколениями черногорцев кровь за родную землю, черные бока — скорбь по погибшим и былому величию страны, а 5 золотых полос напоминают о 500 годах иноземного ига. Иногда такие шапки украшаются национальным гербом, в старом или новом исполнении.

Черногорская национальная одежда - одна из самых дорогих в мире, благодаря золотому шитью и использованию самых качественных и дорогих материалов.

интересно, что черногорская национальная одежда по своему происхождению единственная в мире, которая взяла за образец «парадную» одежду своей правящей династии и дворянства.

Василий Дмитриевич Поленов : Черногорка . 1874 .

Академик Радослав Роткович считает, что народная одежда пришла с Крита, а в Черногорию ее привезли мореплаватели. В 1496 году, согласно историческим сведениям, Джурдже Црноевич приехал в Венецию в парадном костюме «а la Greca» (в греческом стиле), это подтверждает гипотезу академика Ротковича, что прародиной черногорского народного костюма был Крит. Церковь, к которой перешла власть после династии Црноевичей, поддерживала и одобряла желание носить «одежду Црноевичей», и скоро та появилась почти в каждом черногорском доме. Так по стечению обстоятельств одежда правящей династии стала народной.

В XVI веке вся Юго-Восточная Европа, за исключением Черногории, была во власти Турции. Оккупанты кроме своих культурных традиций диктовали и манеру одеваться, которая бы доказывала лояльность народа. Люди должны были носить скромные одежды неприметного черного или коричневого цвета, без каких-либо характерных деталей. Строго запрещалось носить одежду ярких цветов, позолоту на костюмах и особые материалы «кадифа» и «скерлет». Что интересно, считалось провокацией даже носить шапку набекрень!

Такое отношение турецких завоевателей к порабощенным народам вызывало у черногорцев протест. Это был еще один повод для гордого и свободолюбивого народа хотя бы при помощи роскоши и богатства своей одежды подтвердить свой статус, свою свободу и отказ подчиняться самой мощной империи Европы того времени. Черногорцы упорно стремились одеваться в соответствии со своими традициями, даже невзирая на недостаток материалов или средств на их покупку. Они комбинировали части традиционного черногорского национального костюма с деталями, которые изготавливались из сукна или других подобных материалов. В таком же положении была и бывшая аристократия. Делалось все возможное, чтобы показаться в полном черногорском национальном облачении на свадьбах, похоронах, народных собраниях, церковных церемониях и других массовых мероприятиях, где по костюму в высокой степени определялся и материальный статус его владельца. Заботились и о том, чтобы молодожены, особенно невеста, имели как можно больше оригинальных, подлинных деталей - частей праздничного черногорского платья. Зачастую одежда, добытая в битвах с турками как трофей, использовалась для изготовления черногорской одежды. Считалось знаком протеста и личной доблести носить такую одежду публично даже и в неизменном ее облике. Когда во времена Петра I и Петра II значительно улучшилось материальное положение населения Черногории, снова вернулась как комбинированная с суконными деталями, так и целиком праздничная черногорская одежда. В повседневной жизни чаще использовалась одежда с большим количеством деталей из сукна, а в торжественных случаях надевали и нарядные костюмы.

Во времена князя-короля Николы I Петровича черногорская одежда достигла такой степени роскоши, что стоила иногда больше, чем все имущество ее владельца. Ее носили ради престижа и из желания показаться во всем блеске; парадную одежду стремились приобретать любой ценой. Был период, когда князь-король Никола I даже запретил подобную излишнюю роскошь, но ему это удалось лишь отчасти. Парадные костюмы и дальше носили в торжественных случаях почти в каждой черногорской семье, и бороться с этим было невозможно.

Черногорская одежда за более чем пять веков своего существования сильно изменилась и существенно отличалась от первого «критского» варианта. Музейные экспозиции показывают эти изменения, их можно видеть также на старых картинах, в многочисленных описаниях этнологов, особенно относящихся к XIX веку.

Но черногорскую народную одежду можно увидеть не только в витринах музеев. Традиции, связанные со сложным процессом изготовления национальных костюмов, передаются в семьях мастеров из поколения в поколение. И их мастерство не остается невостребованным. В Черногории почти в каждом городе есть ансамбли народной музыки и танца, особенно популярны так называемые «клапы» (хор, который по традиции выступает без музыки, а капелла, и конечно же в национальных костюмах). И ни один праздник (а их в Черногории немало) не обходится без шествия в национальной одежде.