«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Занятие у нас сегодня необычное. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется как?

Давайте я загадаю вам загадку.

" Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам.

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном!"

Географическая карта. Дети, а скажите мне, что изображено на карте?

Давайте мы свами вспомним, что изображено на карте синим цветом?

А зелёным, жёлтым и коричневым?

Ребята, а кто мне скажет, что такое горы?

А из чего эти высокие холмы состоят?

Ребята, давайте мы с вами пройдём в нашу мастерскую. Отгадайте, пожалуйста, что у меня в мешочке?

Совершенно верно – это камни. Но прежде чем мы с вами поиграем с камнями, давайте разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

" Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5, (поочерёдное касание пальцев обеих рук) - начинай считать опять!

Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем с камнями. Как вы правильно отгадали, в этом мешочке у меня находятся камни (раздать камни детям). Скажите, а какие они на ощупь?

(Предложить детям взять в руки пластилин, сжать обе ладони, где в одной - камень, а в другой - пластилин).

Что произошло с камнем, а что с пластилином?

Ребята, посмотрите, а у нас есть мисочки с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим.

Ребята, у меня есть ещё один необычный камень. Давайте рассмотрим его внимательно. Чего много у этого камня?

А как вы думаете, эти отверстия пустые? Давайте опустим и этот камень в воду. (Не тонет).

А что находится внутри этих дырочек или отверстий?

А кто мне скажет, как называется этот необычный камень?

Да, этот камень называется - пемза. И мы, в ходе нашего эксперимента узнаем, как появляется пемза.

Мы провели опыт с камнями. Именно из камней состоят горы. Ребята, а вы знаете, что есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как они называются? Отгадайте загадку.

" Я - плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан.

Славен я недоброй славой,

И зовут меня - Вулкан!!! (отвечают все вместе).

Правильно. Это вулкан. И сегодня мы свами поговорим о вулканах.

Сейчас я расскажу вам легенду о том, как появились вулканы.

"Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь. И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(Слайд № 1. Вулкан).

Вот такая вот интересная легенда. А вам она понравилась дети?

Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Ребята, а вы знаете, где могут образовываться вулканы?

А кто сможет рассказать всем нам, почему он извергается?

(Слайд № 2. Картинка извергающегося вулкана).

На что похож вулкан?

А как называется верхушка вулкана?

А глубокая яма, которая находится внутри самого вулкана?

(Слайд № 3.Строения вулкана).

Скажите мне, пожалуйста, что находится внутри вулкана?

А как называется огненная жидкость, которая находится внутри вулкана?

А почему же тогда внутри магма, а наружу выходит лава?

Ребята, кто знает, как может извергаться лава? Ведь она может извергаться по-разному.

Скажите, а как долго может извергаться вулкан?

После извержения вулкана остаётся выжженная пустыня. И на этом месте не скоро появится жизнь. Дети, давайте вместе вспомним, какие виды вулканов существуют?

(Слайд № 4. Вулкан - Алмазная голова на острове Гавайи) .

Правильно есть ещё - спящие. Их извержение давно не происходит, но всё же оно возможно.

(Слайд № 5. Вулкан «Тейде» в Испании).

И действующие вулканы - это вулканы, хотя бы раз извергавшиеся в памяти человечества.

(Слайд №6. Ключевская Сопка. Россия. Камчатка).

И кстати – это самый высокий действующий вулкан в Евразии. Как вы думаете, а людям жить рядом с вулканами страшно, опасно?

А что обычно бывает перед тем, как начинает извергаться вулкан?

А сможет ли кто-то подсказать или помочь людям и сообщить о наступающем извержении вулкана?

Давайте мы сейчас с вами побудем в роли маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Для этого я вас снова приглашаю в нашу мастерскую. Где уже всё готово для проведения нашего с вами опыта. Давайте немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

Мы шагаем по равнине,

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине,

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью,

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы,

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём,

И места свои займём!!!

Ребята, а сейчас будем проводить самый настоящий опыт. А именно оживлять вулкан. Мы с вами вчера сделали макет вулкана. Он выглядит прямо как настоящий вулкан. А для того, чтобы он ожил нам нужно кое-что сделать!!!

Перед вами стоят стаканчики с водой. Для начала вам нужно окрасить эту воду в красный цвет. Поэтому у вас на столе ещё есть красная краска и кисточки. Я думаю, с этим заданием вы справитесь легко и просто!!!

После того, как вы окрасите воду, вы должны добавить в ваши стаканчики с теперь уже красной водой чайную ложку соду. Сода находится в маленьком стаканчике. Добавив соду, вы должны всё очень хорошо перемешать. Затем вы должны на кончике чайной ложечки добавить в ваши стаканчики моющее средство. И снова аккуратно перемешать. Затем, получившуюся жидкость из ваших стаканчиков мы с вами зальём в жерло нашего вулкана. А я аккуратно добавлю в жерло уксус.

Ребята, кажется, наш вулкан оживает! И, пузырясь, из него выходит лава!!!

Спустя века, закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Вулкан - гремит, вулкан – пыхтит,

Как грозен он на вид.

Но вот, он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул,

И на десятки лет уснул!!!

В: И так, ребята, наш опыт подошёл к концу, помогите мне продолжить фразы……

Сегодня на занятии мне понравилось….

Сегодня на занятии я узнал….

Сегодня на занятии меня удивило…

Молодцы ребята, вы были очень внимательными и работали аккуратно, и всё у нас получилось просто замечательно!!!

А сейчас я хотела бы предложить вам зарисовать наши вулканы.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы.

Тема. Вулканы. Извержение вулканов.

Программное содержание:

1.Обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающей среде: об объектах и явлениях неживой природы, познакомить с природным явлением – извержением вулкана на примере опыта.

2.Расширять словарный запас, мотивировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике, такими словами: лава, магма, пепел, вулкан, кратер, жерло, вулканические бомбы, спящий вулкан, гейзеры, геологи, вулканологи.

3.Воспитывать интерес и стремление к сознательному познанию окружающего мира, создать условия для самостоятельной, познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать доброжелательные отношения между сверстниками. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на получение ранее представления и собственные предложения.

Проблема . Можно ли извержение вулкана создать самостоятельно?

Материал . Поддоны, стаканчики с моющим средством, красная гуашь, уксус, макет вулкана, салфетки, мультфильм «Вулканы и гейзеры»; загадки, стихотворения, легенды о вулканах, ребус «вулкан»

Формы работы . Интерактивные методы: приветствие, мозговой штурм, метод тонких и толстых вопросов, технология «Микрофон»; беседа, наблюдение, эксперимент.

Предварительная работа. Заучивание загадок о вулканах, изучение информации о них в различных источниках (энциклопедия, интернет, телевизор) создание детьми, родителями и воспитателем познавательного уголка в группе детского сада « Вулканы», просматривание познавательных мультфильмов, презентаций по данной теме; создать папку-передвижку на тему: «Очень интересно о вулканах» (участники родители и дети).

Ход занятия

Ребята посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Это педагоги из других групп пришли к нам на занятие, давайте их поприветствуем – Доброе утро!

Разминка. Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом глазами, а теперь улыбками. Ребята, к нам сегодня пришла телеграмма от Всезнамуса (нашего знакомого профессора).

(Воспитатель зачитывает телеграмму от Всезнамуса).

Дорогие мои друзья!

Сегодня у меня не получиться прийти к вам в гости. Но я оставил вам загадку-ребус чтобы вы тему сегодняшнего интересного занятия.

(Загадка-ребус размещена на доске).

Р В С У Ф Л Ь К Ш А Е Н

Задание к детям:

Уберите первую букву?

Какая эта буква? (Р)

Какая вторая? (В)

А теперь задание загадки-ребуса:

Нужно убирать каждую вторую букву?

Дети убирают буквы, называют их?

Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось?

ВУЛКАН

Сколько в этом слове букв?

Сколько звуков?

Сколько гласных звуков и какие?

(Воспитатель вывешивает плакат с изображением вулкана)

У нас есть ребята, которые подготовили стихотворения и загадки о вулкане.

Я плююсь огнем и лавой

Я - опасный великан

Славен я не доброй славой

Как зовут меня…… (Вулкан)

Я черный страшный великан

Что делать мне – решаю сам

Могу я спать, могу вздыхать,

Огонь и пепел извергать

А ну попробуй угадать

Как же меня звать?(Вулкан)

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный….(Вулкан)

На планете в горных странах

Знают много о вулканах

И ведут себя вулканы

Иногда немного странно…

То дымятся, то плюют,

То поток горячий льют

Упражнение « Мозговой штурм»

Тема. « Что такое вулкан?»

Вулкан – это геологическое образование, коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли извергается огонь, лава, пепел, горячие газы.

Рассматривание наглядности вулкана.

Давайте пойдем в гости к вулкану и точно узнаем о нем.

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идем вперед

Где вулкан уже нас ждет.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Вот мы пришли в гости к вулкану. Послушайте интересную легенду. А расскажет нам ее Настя.

Жил на свете бог по имени вулкан (показывает картинку бога «вулкан»). И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы, а гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. А грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь, и пепел. Вулкан работает,- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

В наше время, чтобы не случилось беды. Ученые специально наблюдают за вулканами, таких людей называют вулканологами. Свои наблюдения они снимают на видеокамеру. Сейчас мы, познакомимся с ними. (Просмотр мультфильма)

Метод тонких и толстых вопросов

Тонкие вопросы

Вулкан – это гора?

Как называется самый большой вулкан в мире? (МАУНА-ОЛА)

Где находится этот вулкан, на суше или под водой?

На других планетах есть вулканы? Да, Марс.

В какой стране находиться самый большой вулкан в мире? В США.

Где проснулся потухший вулкан в 2011 году? На Камчатке.

Как называют людей, которые занимаются изучением вулканов. Вулканологами.

Толстые вопросы

Какие вы знаете, разновидности вулканов? Действующие, потухшие, спящие

Какие вулканы называют потухшими?

Что извергают действующие вулканы? Пепел, вулканические бомбы.

Объясните, почему извержение вулканов очень опасно?

Объясните, какую пользу приносит извержение вулканов?

Расскажите, где можно узнать про вулканы? Интернет, телевизор, газеты, радио, энциклопедии, специальные институты …….

В чем разница между действующими и потухшими вулканами?

Что называют гейзерами?

Ребята, сегодня мы снова отправимся в нашу лабораторию « Интересных открытий».

Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).

Ребята, а вы знаете кто такие геологи? (Геологи - это люди, которые изучают богатства Земли).

Дети, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое и интересное о недрах нашей Земли? (Да, хотим). Давайте все вместе пройдем в нашу лабораторию и расскажем, что мы уже знаем о богатствах нашей Земли. (Дети рассказывают о глине, нефти, песке, меле, воде).

Ученые геологи еще не могут до конца узнать, что происходит в недрах Земли. Сегодня они могут судить о строении недр Земли по вулканическим выбросам.

Вы хотите узнать, почему происходит извержение вулкана и можно ли извержение вулкана создать самостоятельно.

Посмотрите, Всезнамус приготовил для нас макет вулкана. (Дети вместе с воспитателем подходят к макету вулкана и организовывают обсуждение)

На самой вершине вулкана находиться кратер. Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато - оранжевая пасть – это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. (Звучит громкая музыка).

Дети, кажется наш вулкан «оживает». Давайте отойдем подальше от вулкана. (Дети наблюдают за извержением вулкана). Вулканы извергаются по – разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны (вулканические волны). А бывает, вытекает « спокойно». Интересно?! Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: « извержение вулкана» Тут нам тоже помог профессор Всезнамус. Он приготовил для нас схему этого опыта. Давайте посмотрим:

Основание вулкана сделано из конуса картона.

Из чего сделано жерло вулкана? Можно вставить внутрь пустой пластиковый стаканчик или баночку. Все это ставим на поддоны. Насыпаем ложку пищевой соды, добавляем красной краски и 5 капель моющего средства (пипеткой).

А теперь внимание!!! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что означает этот знак? (самому пользоваться нельзя) это уксус. Наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас все будет готово. Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно. Молодцы ребята, вы были внимательными, выполняли все аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы будете большими, наверное обязательно станете учеными. Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

Технология микрофон .

Вывод: извержение вулкана можно создать самостоятельно!

Итог занятия. Награждается каждый ребенок медалью « Юному исследователю вулканов».

Вулканы для детей

Детям о вулканах...

Делаем и изучаем вулкан...

Расскажите ребёнку о том, как образуется вулкан, как происходит извержение, когда кипящая магма- лава (смесь расплавленных горных пород и газов) устремляется вверх, находит в земной коре отверстия и через них выходит наружу, происходит извержение вулкана.

Проведите вместе наглядный опыт. Сделайте вулкан, вулкан можно сделать многими способами, например: вулкан на пляже или в песочнице, вам понадобится сода + уксус.

1.
Из песка, сделайте горку, внутрь горки поставьте баночку из под детского питания, или маленькую пластиковую бутылку. В которую предварительно дома вы залили смесь уксуса и красного пищевого красителя (или красной гуаши для имитации лавы). С собой в небольшом контейнере (например от киндер сюрприза) возьмите соду, попросите ребёнка высыпать содержимое в «жерло вулкана» . Можно сделать и наоборот, сначала насыпать соду а потом вливать уксус. Понаблюдайте вместе, как происходит извержение. Если вулкан перестал извергаться, долейте в него немного обычной воды и он снова начнёт своё извержение!




2. Вулкан можно делать из глины, пластилина, или папье маше. Делать очень просто,берём маленькую бутылочку, я ещё оборачиваю её фольгой, что бы сэкономить глину и обклеиваем всё пластилином или глиной, не особо старайтесь сделать вулкан гладким, чем больше трещинок, тем натуральней он будет выглядеть, даём ему высохнуть, вулкан готов. Внутрь так же как и в первом способе будем добавлять соду + уксус с красителем.
Потом подливайте водички и ваш вулкан снова будет извергаться с новой силой!


Такой вулкан можно делать из глины или пластилина, вот несколько фотографий для вдохновения

Можно сделать вулкан из папье маше
Вам понадобится клей пва, бутылка и газеты, обильно промазывайте клеем каждый слой, делали самолёт

После высыхания

осталось только подкрасить

Можно сделать небольшую панорамную модель в коробке

________________________________________________________________________________

3. Ещё один способ это , попав в воду, они шипят, бурлят, с их помощью можно не только устроить извержение, но и рассказать ребёнку о гейзерах. Такие бомбочки можно сделать самостоятельно, в интернете много рецептов. Основные компоненты таких бомбочек это лимонная кислота и обыкновенная сода, соотношение должно быть 1:2. , то есть две части соды и одна часть лимонной кислоты. В продаже, кстати есть готовые наборы для самостоятельно изготовления бомбочек . А из готовой смеси для бомбочек можно слепить и вулкан, добавляйте на него водичку по капельки (например из пипетки или используйте шприц без иглы) и ваш вулкан будет бурлить (извергаться).


______________________________________________________________________________
4.
4. Довольно рискованный способ, но интересный, это кока кола (в ней есть кислота) + ментоловые конфетки ментос. Если решите попробовать этот способ для показа ребёнку,потренируйтесь вначале или посмотрите видео на ютубе, там много таких по запросу ментос+ кока кола.


_____________________________________________________________________________
5. Ну и последнее, в продаже есть готовые наборы с вулканами, там уже всё подготовлено, есть даже специальные очки, не столько для практической цели, сколько для того что бы ребёнок осознал всю важность момента:) К примеру

На нашей планете находятся около полторы тысячи вулканов. Ежегодно из них извергаются только двадцать.

Существуют три основных вида вулканов. К первым относятся вулканы извергающие магму, ко второму относятся извергающие магму и пепел и к третьему типу относятся вулканы извергающие только пепел.

Слово «Вулкан» происходит от итал. vulcano, восходящ. к лат. Vulcanus «Вулкан» имя древнеримского бога огня. Так было принято в Древнем Риме, где вулканы считались жилищем огненного бога. Перечислить всех богов, которым поклонялись древние римляне, вряд ли является возможным, так как их количество исчисляется не одной сотней.

В средние века, верили, что вулкан – это вход в адское пекло (преисподнюю).

Один из самых больших вулканов мира называется Мауна-Лоа. С гавайского это буквально переводится как «Длинная гора». Вулкан занимает большую часть острова Гавайи и считается едва ли не самым активным в мире. Мауна-Лоу извергался ровно 33 раза с момента первого фиксирования в 1843 году. Последний раз вулкан «оживал» в 1984 году. Тогда примерно 30 тысяч акров земли было покрыто лавой, а площадь самого острова увеличилась на 180 гектаров.

В 50 км от Манилы на острове Лусон находится самый маленький на планете действующий вулкан. Он называется Тааль – по имени озера, где расположился его кратер в виде выступающего острова. Тааль извергался за период с 1572 года более 30 раз, последний раз это случилось в 1965 году.

В Испании есть церковь в кратере вулкана Санта Маргарита.

Самый высокий вулкан в мире с испанского переводится как «соленые глаза». Охос-дель-Саладо находится на границе Аргентины и Чили, и возвышается на 6891 метр.

Самым длительным периодом извержения в XX–XXI веках отличился Килауэа на Гавайях. Начав свою деятельность 3 января 1983 года, он непрерывно извергался на протяжении 29 лет.

Вулканы могут быть не только стихийным бедствием, но и причиной неожиданных событий в культурной жизни. Например, в 1816 году в Западной Европе и Северной Америке наблюдалась необычайно холодная погода, вызванная извержением вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. Этот год получил прозвище «год без лета» и стал самым холодным с начала погодных наблюдений.

На некоторых вулканических островах, таких как Исландия и Гавайи, существуют черные пляжи . Их песок состоит из базальта, пирогенного камня, формирующегося, когда лава остывает и рассыпается на песчинки.

Земли, на которых расположены вулканы, являются самыми плодородными, благодаря тому, что извержение насыщает почву полезными веществами, такими как фосфор и калий.

Около двадцати процентов всех вулканов Земли являются подводными.

Птицы под названием малео использует тепло лавы для высиживания птенцов.

Слово лава заимствовано из итальянского (lava, лат. labor) и французского языка (lave) в 18 веке. Оно означает - «падаю, ползу, скольжу, спускаюсь (вниз)», или «то, что спускается» (вниз) в результате извержения вулкана. Лава при вытекании достигает скорости 100 километров в час. Лава у разных вулканов различна. Она отличается по составу, цвету, температуре, примесям и т. п.

В некоторых вулканических областях, таких как Исландия, горячая энергия магмы может использоваться для подогрева воды и приведения в действие электростанций. Этот тип энергии называется геотермальным (жар земли).

Вулканологи измеряют мощность извержения по Шкале Вулканических Извержений (VEI), где 0 означает самое слабое извержение, а 8 – самое сильное. Восьмерка обычно предназначается для мощнейших извержений, называемых в народе «супервулканами».

На сегодняшний момент самым ужасным извержение вулкана XX века считается извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника в Вест Индии в 1902 году. Тогда погибло более 30000 человек, а выжило ишь двое: сапожник, живший на краю острова, и заключенный, которого спасли толстые стены тюрьмы. .

В 1963 году подводный вулкан породил новейшую поверхность суши на Земле, остров Суртсей, который расположен недалеко от юго-западного берега Исландии.

Самый крупный выброс пепла в XX–XXI веках был зарегистрирован на вулкане Сент-Хеленс в 1980 году. За 9 часов гора извергла около 540 млн. тонн золы, рассеявшейся на территории площадью 57 000 квадратных метров.

В Австралии нет ни одного активного вулкана, так как она расположена в центре тектонической платформы.

География для самых маленьких.
Вулканы.
1.Расскажите ребенку легенду про древнего бога Вулкана (в Др.Риме) или Гефеста (в Др.Греции):

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Задание:
Посмотрите вместе с ребенком картинки с изображением вулканов. Обратите внимания, что на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике, вулкан считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (на конус, пирамиду). А на что похожа верхняя часть? (на большую яму, воронку и называется кратер)
Посмотрите презентацию Огнедышащие горы http://depositfiles.com/files/19ciup3u2

2.Прочитайте стихотворение про вулканы:
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

3.Сделайте вместе с ребенком вулкан
1.Возьмем бумагу, ножницы, скотч, циркуль, линейку
2.Вырежьте большой круг
3.Разрежем пополам
4.Скрепим края сегмента, чтобы получился конус
5.Из бумажного цилиндра (можно использовать основу от бумажных полотенец или фольги) сделать жерло вулкана и закрепить его на поверхность (картон, коробка от конфет и т.д.)
6.Надеть конус на цилиндр, закрепить
7.Обклеить всю конструкцию скотчем (бумажным) и покрыть клеем
8.Обсыпать разноцветным песком, крупами
9.Раскрасить вулкан
10.Извержение: 1 ч.л. соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости, 5 капель уксуса.
Есть еще такой вариант создания вулкана http://subscribe.ru/archive/home.child.toy/200711/30134924.html

4.Расскажите, что разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно» . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
Задание:
Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас в стране и в мире, каким цветом они обозначены.
Посмотрите фотографии разных вулканов и почитайте интересные факты про них
o 10 самых опасных вулканов планеты - http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review350.php
o Интересные факты о вулканах - http://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php
o Прогулка по вулканам Южной и Северной Америки - http://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review154.php

5.Объясните малышу, почему вообще происходит извержение вулкана с помощью опыта:
Надуйте и слегка сожмите в кулаке шарик, продолжайте надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. То же самое происходит и с магмой, когда горы придавливают сверху, а магма с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв.
6.Исследуйте с ребенком камни вулканического происхождения:
Материал: миска с водой, камни и кусочек пемзы.
Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Сравните их друг с другом: в пемзе очень много дырочек. Спросите малыша, как он думает, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень). Предложите опустить кусочек пемзы в миску с водой. Есть ли пузырьки? Плавает или тонет пемза? Почему? Ребенок делает открытие: пемза - камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет, а плавает на поверхности воды.

Информация для мам:
Как образуются вулканы
Чтобы разобраться в природе вулканов нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста.
Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.

Что происходит при извержении
Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород.
Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы - пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, и потом они оседают на Землю толстым слоем.
Вулканические газы -это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор.

Какие бывают вулканы
Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин - в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов.
Есть вулканы - их называют Щитовыми - они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами. Лава постоянно извергается на поверхность.
Другие вулканы - Стратовулканы -самые высокие. При извержении образуется много пепла, камней, лавы.
Самые страшные вулканы Кальдеры - эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

Какой вред приносят вулканы
На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.
Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.

Есть ли польза от вулканов
Извержение вулкана - это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные порды, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.