Вторжение ирака в кувейт. «Правь, Америка!», или Почему Ирак напал на Кувейт Иракские войска были введены кувейт

Вторжение ирака в кувейт. «Правь, Америка!», или Почему Ирак напал на Кувейт Иракские войска были введены кувейт

2 августа исполняется 20 лет с того дня, как иракские войска вторглись в Кувейт. За этим вторжением последовала операция "Буря в пустыне".

Летом 1990 г. отношения между Ираком и Кувейтом резко обострились из-за споров вокруг цены на нефть.

30 мая 1990 г., в последний день саммита глав арабских государств, иракский лидер Саддам Хусейн заявил, что некоторые страны Персидского залива стали добывать нефти больше установленных ОПЕК квот, в результате чего цена на баррель нефти упала до 7 долларов, в то время как обговоренная цена одного барреля нефти составляла 18 долларов. Саддам Хусейн отметил, что падение цены каждого барреля всего на один доллар означает потерю Ираком 1 млрд долларов ежегодно. Это, по его мнению, в сложившихся экономических условиях Ирака было равнозначно "акту войны".

На той встрече Саддам не назвал прямо те арабские страны, которые вели враждебную по отношению к Ираку политику. Вместе с тем он подчеркнул, что уже достигнута та стадия, когда уже невозможно более переносить давление. Саддам намекнул, что еще возможно найти взаимоприемлемый выход, если цену на нефть поднять до 25 долларов за баррель.

15 июля министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз направил генеральному секретарю Лиги Арабских государств меморандум на 37 страницах, в котором конкретно обвинил Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты в перепроизводстве нефти. Кроме того, в этом документе содержались и другие претензии Ирака к Кувейту.

В частности, по вопросу долга Ирака Кувейту Азиз высказался таким образом, что долг является "помощью" Кувейта Ираку в годы войны с Ираном и поэтому не должен рассматриваться как "долг", а наоборот, должен быть аннулирован.

Азиз обвинил Кувейт в том, что за период с 1980 по 1990 гг. последний перекачал нефти на сумму 2,4 млрд долларов из иракского нефтяного бассейна в Румайла. Такие действия Кувейта равнозначны "акту войны" в отношении Ирака, нацеленному на "приведение иракской экономики к состоянию коллапса".

17 июля 1990 г. Саддам Хусейн выступил с речью, в которой заявил, что арабские страны Персидского залива вступили в антииракский сговор с целью удержания под контролем цен на нефть. На следующий день Саддам вновь обвинил Кувейт в том, что он незаконно добывает нефть из спорного района нефтедобычи Румайла на ирако-кувейтской границе, и разместил там свои военные посты. Кувейт в свою очередь выступил с обвинениями в адрес Ирака в оккупации приграничных районов своей страны и незаконной эксплуатации одного из нефтяных полей.

24 июля президент Египта Хосни Мубарак в качестве посредника посетил Кувейт, Ирак, Саудовскую Аравию и 25 июля объявил о согласии Ирака и Кувейта сесть за стол переговоров. Однако, согласившись на переговоры с Кувейтом, Ирак вовсе не собирался отказываться от применения силы. 24 июля в южные, граничащие с Кувейтом области были переброшены 30 тысяч военнослужащих и 200 танков, а через неделю численность багдадских войск в этом районе достигла 100 тысяч человек.

1 августа 1990 г. в Джидде (Саудовская Аравия) начались ирако-кувейтские переговоры, но через два часа они были прерваны. Багдад выдвинул на них ряд заведомо невыполнимых требований в адрес Кувейта, надеясь, что последний "откупится" от них. Кувейт отклонил требования о денежном "выкупе" и территориальных уступках.

2 августа 1990 г. в 2.00 по местному времени Ирак вторгся в Кувейт. По западным оценкам, силы вторжения Ирака составляли 120 тысяч человек и 350 танков. К исходу дня практически вся территория страны оказалась под контролем иракских войск. Из 950 нефтяных скважин в Кувейте иракцы подожгли около 600, ими были повреждены нефтепроводы, насосные станции, нефтяные терминалы, все основные нефтеперерабатывающие комплексы.

Власть в захваченном Кувейте была передана ставленнику Багдада полковнику Ала Хуссейну Али, возглавившему "Свободное временное правительство Кувейта".

8 августа "Свободное временное правительство Кувейта" обратилось к Хусейну с просьбой: "Кувейт должен вернуться в лоно родины - великий Ирак". Эта "просьба" была удовлетворена, и Ирак объявил о включении Кувейта в состав страны на правах девятнадцатой провинции.

Агрессия Ирака против Кувейта с осуждением была воспринята во всем мире. 2 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 660, в которой осудил иракское вторжение в Кувейт и потребовал "немедленно и без всяких предварительных условий" вывести все иракские войска из Кувейта. Совет Безопасности ООН призвал стороны начать "немедленные, интенсивные переговоры для разрешения существовавших между ними различий".

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

«У меня есть прямая инструкция президента - добиваться улучшения отношений с Ираком. У нас нет точки зрения на межарабские конфликты, такие, как ваш пограничный спор с Кувейтом... Эта тема не связана с Америкой». Эти слова посла США в Багдаде Эйприл Глэспи многие до сих пор считают одной из главных причин событий, развернувшихся 2-го августа 1990 года, когда вооруженные силы Ирака вторглись в Кувейт.

Война в Персидском заливе, ставшая одним из главных событий конца XX века, обозначивших контуры нового мира, пришедшего на смену миру сверхдержав, таит в себе много загадок. И одна из первых - это причина вторжения Ирака в соседнее государство.

Кувейт, небольшой, но богатый нефтью эмират, давно интересовал Ирак. Первую попытку присоединить Кувейт силовым путем Ирак предпринял еще в 1961 году, когда эмират только-только стал независимым. В те дни сдерживать агрессивные устремления багдадского режима Касема пришлось Великобритании, которая сколотила, как позднее и США, коалицию и направила в Персидский залив собственные морские и воздушные силы. До войны дело не дошло - оценив ситуацию, генерал Касем ограничился агрессивной риторикой.

Тридцать лет спустя Садам Хусейн риторикой не ограничился. События развивались довольно быстро. 18 июля 1990 года Ирак обвинил Кувейт в «воровстве нефти» - якобы эмират выкачивал ее из иракских месторождений с использованием технологий наклонного бурения.
В качестве компенсации за ущерб Кувейт должен был простить иракский долг и заплатить еще 2,5 миллиардов долларов. Эмир Кувейта шейх Джабер аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах отказался выполнять выставленные требования.

Иракские войска начали стягиваться к кувейтской границе, но Саддам Хусейн заявил посреднику в переговорах с Кувейтом президенту Египта Хосни Мубараку, что готов решить спор мирным путем.

25 июля состоялась встреча Садам Хусейна и посла США Эйприл Глэспи, на которой посол произнесла слова, которыми мы начали статью. Эти слова историки толкуют по-разному. Одни утверждают, что де-факто США спровоцировали Ирак, уполномочив посла объявить о невмешательстве. Вторые - что Хусейн неправильно их интерпретировал.

31 июля 1990 года иракской стороной были сорваны переговоры в Джидде, а уже 2 августа, одновременно с сообщением о «революции» в Кувейте, 120-тысячная иракская группировка перешла границу. Столица страны - Эль-Кувейт была захвачена. Эмир успел эвакуироваться в Саудовскую Аравию.

В тот же день Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 660, обязывавшую Ирак немедленно вывести войска из Кувейта. США, Франция и Великобритания объявили о санкциях против Багдада, причем вскоре к этим санкциям присоединились СССР и Китай.

Уже 7 августа США начали операцию «Щит пустыни» - в Саудовскую Аравию прибыли первые подразделения ВВС и армии США.
Война казалось неизбежной, но Садам Хусейн не спешил выводить свои войска из Кувейта. По мнению некоторых специалистов, он все еще рассчитывал на то, что происходящие приготовления делаются «для вида», по мнению других - полагался на способность вооруженных сил Ирака победить в надвигающейся войне.

Нужно отметить, что надежды иракского лидера были небеспочвенными. Оснащенные относительно современным вооружением советского, китайского и французского производства, вооруженные силы Ирака обладали почти 10-летним опытом кровопролитной ирано-иракской войны и контрпартизанских операций в Курдистане. Численность армии и ее оснащение внушали надежду на победу - в традиционной войне.
Но традиционной войны Запад вести не собирался. Изучив опыт, как свой собственный - во Вьетнаме и других конфликтах, так и чужой, США сделали ставку на превосходство в воздушной мощи, на воздушное наступление, которое должно было лишить Ирак возможности продолжать войну.

При этом крупномасштабные сухопутные бои не планировались, хотя как вариант - предполагались. США и их союзники и стянули к границам Ирака впечатляющую по размерам военную группировку. Силы коалиции насчитывали до 600 тыс. человек, свыше 4 тысяч танков, более 3700 орудий полевой артиллерии и минометов, около 2 тыс. самолетов и более 100 кораблей, в том числе шесть многоцелевых авианосцев и два линейных корабля с современными крылатыми ракетами «Томагавк».

Около 80% этих сил и средств были американскими, на их оснащении находились новейшие ударные системы высокоточного оружия и военной техники. Ирак несколько превосходил антииракскую коалицию в личном составе, танках и артиллерийских системах (свыше 700 тыс. военнослужащих, около 5 тыс. танков, более 8 тыс. орудий полевой артиллерии и минометов) но значительно уступал в числе боевых самолетов (около 700) и ВМС (около 10 кораблей).

Еще больше Ирак уступал в средствах управления и связи, и что важнее всего - в военной доктрине. К массированному воздушному наступлению, выбивавшему критически важные цели, Ирак оказался не готов и противопоставить ему ничего не смог.

Но самой главной ошибкой оказался просчет самого Хусейна относительно готовности США к войне и масштабов изменений, произошедших в мире. Недооценив все это, Садам Хусейн обрек свою страну на поражение.

25 лет назад – в последний день зимы 1991 года – завершилась операция «Буря в пустыне». О политической подоплеке и последствиях событий в зоне Персидского залива «Историку» рассказал Александр Белоногов, занимавший в то время пост заместителя министра иностранных дел СССР.

Целью операции, проводимой коалицией во главе с США, было освобождение Кувейта от оккупировавших его незадолго перед тем вооруженных сил Ирака. Именно с этого момента иракский диктатор Саддам Хусейн стал одним из главных врагов Запада.

Стоит напомнить, что в результате войны с Ираном, длившейся с 1980 по 1988 год, Ирак оказался в тяжелом экономическом положении. И тогда Саддам Хусейн задумал решить проблемы страны за счет Кувейта.

18 июля 1990 года он обвинил Кувейт в воровстве нефти из приграничных иракских месторождений. Между двумя странами состоялись переговоры, в ходе которых Ирак потребовал, чтобы Кувейт простил ему долг в 15 млрд долларов и выплатил компенсацию в 2,5 млрд долларов за нанесенный моральный ущерб. Кувейт отказался удовлетворить эти требования, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 года иракские войска вторглись на его территорию.

Главным направлением удара была столица – Эль-Кувейт. Основные бои там развернулись у дворца Дасман, где среди прочих погиб младший брат эмира Фахд аль-Ахмед ас-Сабах , известный своей деятельностью в национальном и Азиатском олимпийских комитетах. Вооруженное сопротивление было быстро подавлено многократно превосходившими противника наступающими силами Ирака.

В тот же день, 2 августа, Совет Безопасности (СБ) ООН принял резолюцию № 660 о немедленном выводе иракских войск из Кувейта. Тем не менее уже в августе Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Резолюция № 678, принятая СБ ООН 29 ноября, содержала ультиматум президенту Ирака: до 15 января 1991 года вывести войска из Кувейта. 13 января в Багдаде побывал Генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр , но и он не смог убедить Саддама Хусейна в необходимости уйти с оккупированных территорий.

Чтобы принудить Ирак к выводу войск, была создана антииракская коалиция во главе с США, которая начала операцию «Буря в пустыне». «Буря» продолжалась 41 день и включала воздушную операцию (17 января – 23 февраля 1991 года) и воздушно-наземную (24–28 февраля).

27 февраля Кувейт был освобожден. Как только войска коалиции вошли на территорию Ирака, Саддам Хусейн заявил о согласии исполнить все 12 резолюций ООН, принятых в связи с кувейтским кризисом. 28 февраля военные действия были прекращены.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БЕЛОНОГОВ

В 1984–1986 годах чрезвычайный и полномочный посол СССР в Арабской Республике Египет.

В 1986–1990 годах постоянный представитель СССР при ООН. В 1990–1991 годах заместитель министра иностранных дел СССР. В круг ведения Белоногова входили отношения Советского Союза со странами Ближнего, Среднего Востока и Африки.

В 1992–1998 годах чрезвычайный и полномочный посол России в Канаде. С января 1998 года на пенсии. Член Российского совета по международным делам.

Ненависть к аятолле

– В 1987-м самолет иракских ВВС по ошибке атаковал американский военный корабль «Старк». И хотя тогда погибло 37 американцев, это не стало для США поводом к вторжению в Ирак, скандал быстро замяли. Что же изменилось в отношениях Багдада и Вашингтона к 1990 году? Почему возник кувейтский кризис?

– Эти два события произошли в разных условиях и, главное, имели разную цену. 1987-й был седьмым годом тяжелой и кровопролитной войны между Ираком и Ираном. В этой войне симпатии Соединенных Штатов находились на стороне Ирака. Причем не из-за добрых чувств к Саддаму Хусейну и его режиму, а потому, что над американской внешней политикой довлела ненависть к аятолле Хомейни.

Президент Ирака Саддам Хусейн во время Ирано-иракской войны, длившейся восемь лет – с 1980 по 1988 год

Поэтому, когда иракский самолет вместо иранского танкера попал ракетой в американский военный корабль, инциденту не было придано значительного политического звучания, тем более что Багдад поспешил принести США извинения и выплатил порядка 30 млн долларов компенсации.

Что же касается Кувейта, то он для Соединенных Штатов имел большое геополитическое значение. На него приходится примерно 10% мировых запасов нефти, и для США было неприемлемо, чтобы Ирак присовокупил их к тем 10% мировых нефтяных запасов, которыми владел сам. Также Вашингтон не мог допустить, чтобы Ирак получил широкий доступ к водам Персидского залива и стал там доминировать. Отсюда и такая реакция на захват Кувейта.

– На чем строились расчеты Саддама Хусейна при вторжении иракских войск в Кувейт?

– Разрабатывая планы нападения, Хусейн вряд ли предполагал встретить столь жесткую реакцию со стороны Советского Союза и США. Тем более не думал, что Совет Безопасности ООН буквально в течение нескольких часов примет резолюцию, осуждающую вторжение Ирака в Кувейт и требующую вывода иракских войск.

Хусейн, конечно, помнил, что, когда в 1980 году он напал на Иран, Совет Безопасности шесть дней не предпринимал никаких действий, а затем принял беззубую резолюцию, даже не призвав Ирак к выводу войск. В случае с Кувейтом все вышло иначе.

Роковая ошибка

– Почему Хусейн был уверен в том, что Ираку удастся удержать Кувейт?

– Он рассчитывал, что блицкриг застанет всех врасплох и он успеет создать в Кувейте марионеточный режим и с его помощью провести в стране референдум о присоединении Кувейта к Ираку. На протяжении многих десятилетий Багдад претендовал на всю кувейтскую территорию – под тем предлогом, что во времена Оттоманской империи Ирак и Кувейт были ее частями.

Хафез Асад – президент Сирии с 1971 по 2000 год — ФОТОХРОНИКА ТАСС

Но план Хусейна сорвался, поскольку он заранее не подобрал тех, кого можно было бы представить в качестве свободного правительства Кувейта. А потом не нашел кувейтских квислингов, из которых можно было бы сформировать такое «правительство».

Быстрые действия СБ ООН создали для Саддама ситуацию, к которой он оказался не готов, и он отбросил всякую маскировку, сделав при этом роковую ошибку – проведя через законодательные органы Ирака официальный акт о присоединении Кувейта к Ираку. С этим уже никто даже из сочувствовавших Багдаду арабских правительств не мог согласиться. Так Хусейн сам загнал себя в ловушку.

– На политическую поддержку каких государств он мог рассчитывать?

– Думаю, что на Иорданию. По той простой причине, что энергетически на 90% эта страна зависела от Ирака. Багдад поставлял ей нефть по баснословно низкой цене – 5 долларов за баррель.

В качестве другой возможной опоры Хусейн мог рассматривать Йемен, правительство которого духовно было близко его режиму. Но главным в позиции Йемена являлось все же недоброжелательство по отношению к соседней Саудовской Аравии. Йеменцы считали, что важнейшие нефтеносные территории Саудовской Аравии должны принадлежать им, поэтому любая угроза для Эр-Рияда воспринималась Йеменом как благо.

В первые дни кувейтского кризиса Саддама поддержал палестинский лидер Ясир Арафат, но потом быстро изменил свою позицию. Были и некоторые другие арабские лидеры, оказавшие Багдаду поддержку на словах.

– Первой из арабских стран иракскую агрессию осудила Сирия. Был ли един арабский мир в осуждении нападения Ирака на Кувейт?

– У Сирии Хафеза Асада были очень плохие отношения с Ираком Саддама Хусейна. В обоих государствах у власти стояла партия «Баас». Однако иракская «Баас» враждовала с сирийской. Во время Ирано-иракской войны Сирия была единственной арабской страной, занимавшей проиранскую позицию. Все остальные поддерживали Ирак, считая, что он защищает их от Хомейни. Неудивительно, что Сирия резко осудила вторжение Ирака в Кувейт.

3 августа 1990 года для обсуждения возникшей ситуации собрался Совет Лиги арабских государств, в которую входила тогда 21 страна. Большинством голосов была принята резолюция, которая повторила резолюцию СБ ООН от 2 августа. Против проголосовали Ирак, Йемен, Судан, Мавритания, воздержались Организация освобождения Палестины и Иордания.

Представитель Ливии на этом заседании отсутствовал. Единства не было, как не оказалось его и на общеарабском саммите, проходившем 9–10 августа 1990 года. Разброд мнений в Лиге арабских государств в связи с агрессией Ирака против Кувейта продолжался долго. Следующий общеарабский саммит состоялся только через шесть лет.

Иранские солдаты на фронте в 1988 году

Многонациональные силы

– Была ли угроза для Саудовской Аравии со стороны саддамовского Ирака?

– В каком-то смысле была. В Кувейт Ирак вторгся очень крупной военной группировкой, насчитывавшей примерно 120 тыс. солдат. Соотношение сил Ирака и Саудовской Аравии составляло 17:1. Явной ошибкой Саддама Хусейна стало то, что эту группировку он подтянул вплотную к границе с Саудовской Аравией и иракские танки трижды проникали на ее территорию, продвигаясь на несколько километров вглубь страны (правда, после протестов отходили назад).

Эр-Рияд учитывал, что перед вторжением Хусейн обвинял в разных грехах, в том числе и в перепроизводстве нефти, не только Кувейт, но и Объединенные Арабские Эмираты. Достичь же ОАЭ иракцы могли лишь пройдя через территорию Саудовской Аравии. Поэтому у саудовского короля Фахда были серьезные причины беспокоиться за собственную безопасность и безопасность страны.

Антисаддамовскую коалицию и многонациональные силы удалось создать быстро. Общая обстановка того времени способствовала их формированию на очень широкой основе. В коалицию вошли США, Канада и многие европейские страны, включая некоторых участников Варшавского договора, ряд государств Латинской Америки, арабского мира и Африки, а также Пакистан, Индонезия, Австралия, Новая Зеландия.

На момент начала операции «Буря в пустыне» коалиция состояла из 27 государств, а к моменту ее окончания – из 37. Советский Союз не принимал участия в формировании многонациональных сил антииракской коалиции, хотя Кувейт, Саудовская Аравия и США активно приглашали нас это сделать. Но политическую поддержку СССР оказывал Кувейту с первых же часов агрессии.

Замечу, что Совет Безопасности ООН не имел прямого отношения к образованию коалиции. Она была создана не на основании решений СБ, а в порядке реакции на призыв Кувейта о помощи. Однако оружие коалиция пустила в ход, только когда истек срок (до 15 января 1991 года), установленный СБ ООН для вывода иракских войск из Кувейта. К разработке военных планов антииракской коалиции Совет Безопасности также отношения не имел.

Таким образом, «Буря в пустыне» не была операцией по поддержанию мира или по принуждению к миру, какие проводятся время от времени под эгидой ООН и силами контингентов, которые формирует ООН и которые подотчетны Совету Безопасности. Коалиция 1991 года из другой категории: она возникла как ответ на призыв жертвы агрессии о помощи, что тоже вполне укладывается в положения Устава ООН.

У СИРИИ ХАФЕЗА АСАДА БЫЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ С ИРАКОМ САДДАМА ХУСЕЙНА . Во время Ирано-иракской войны Сирия была единственной арабской страной, занимавшей проиранскую позицию. Все остальные арабские государства поддерживали Ирак

– Какие цели преследовал Вашингтон в войне против Ирака?

– Война разразилась для США неожиданно. После вторжения иракских войск в Кувейт Соединенные Штаты вместе с другими странами стали добиваться их вывода, восстановления территориальной целостности Кувейта, возмещения ему причиненного агрессией ущерба и наложения на Ирак – через решение Совета Безопасности – военных и финансово-экономических ограничений.

Нет никаких подтверждений версии, что Соединенные Штаты хотели свергнуть Хусейна. Такую идею ни публично, ни в частных беседах не высказывал ни президент США Джордж Буш-старший, ни другие официальные лица страны. План военной кампании не предусматривал оккупации Ирака. Вхождения войск коалиции в иракские населенные пункты не предполагалось.

Все ограничивалось освобождением Кувейта и проникновением на прилегающие к нему пустынные территории Ирака с целью недопущения контрнаступления иракских войск. Вся наземная фаза операции «Буря в пустыне» уложилась ровно в сто часов. Она прекратилась, как только Багдад заявил о том, что принимает к исполнению все 12 резолюций СБ ООН, касающихся Кувейта.

Показательно еще одно важное обстоятельство. Когда стало известно о капитуляции Хусейна, на юге Ирака восстали шииты, а на севере страны – курды. Находившиеся же в южной части Ирака американские войска совершенно спокойно, не пошевелив пальцем наблюдали за тем, как саддамовские войска танками и вертолетами подавляли восставших шиитов. Это говорит о том, что в то время у руководства США и мысли не было о смене режима в Ираке, хотя, случись что с Хусейном, слёз по нему на Западе никто бы не пролил.

– Какова была политика президента СССР Михаила Горбачева в отношении кувейтского кризиса?

– Горбачев в самом начале этого кризиса без колебаний утвердил рекомендованный ему МИД СССР политический курс. Следуя ему, Советский Союз осудил вторжение Ирака в Кувейт и настаивал на безоговорочном выводе иракских войск. Было решено приостановить поставки Ираку советского оружия. Характерной чертой нашей политики было стремление разрешить кризис мирным путем.

На встрече в Хельсинки президент СССР Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш-старший договорились о совместной инициативе проведения мирной конференции по Ближнему Востоку. 1990 год — Фото Юрия Лизунова и Александра Чумичева / ФОТОХРОНИКА ТАСС

Усиление позиций США

– Какие долговременные последствия имели оккупация Ираком Кувейта и операция «Буря в пустыне»?

– Кувейт был полностью разграблен. Кроме того, перед уходом иракские войска подожгли свыше 800 нефтяных скважин и выпустили в Персидский залив имевшиеся запасы нефти. На восстановление страны пришлось затратить много сил и средств. И все же через десять лет там не осталось даже следов, которые напоминали бы о трагических событиях 1990–1991 годов. Чего не скажешь о сильно пострадавшем от «Бури в пустыне» Ираке. Это тоже одно из тяжелых последствий кризиса.

Неприятным итогом для СССР стало существенное усиление позиций США в зоне Персидского залива. Хотя Соединенные Штаты очень оперативно вывели оттуда свои войска, сам факт, что у власти в Ираке остался Хусейн, сохранивший крупные вооруженные силы, побудил страны Персидского залива проситься под американский военный «зонтик», и США с большим удовольствием создали в регионе сеть своих военных баз. Это долговременный итог авантюры Саддама.

Другим неприятным последствием кризиса для нас стало то, что положение Ирака, который прежде выступал важным военным, экономическим и политическим партнером СССР, было теперь весьма плачевным. Образно говоря, эта птица, раньше иногда летавшая вместе с советской стаей, после кувейтской авантюры оказалась с подрезанными крыльями и перебитой лапой. Против Ирака ввели всякого рода ограничения, которые серьезно осложнили сотрудничество с ним. Сократились и возможности Багдада пользоваться теми средствами, которые он получал от экспорта нефти.

Однако нельзя сказать, что СССР оказался в абсолютном проигрыше. Во время кризиса и после него в том числе и укрепились наши позиции в зоне Персидского залива: появились советские посольства в Саудовской Аравии и Бахрейне, были полностью восстановлены дипломатические отношения Советского Союза с Израилем.

Следствием кувейтских событий, имеющим очень большое значение, я считаю и то, что еще на встрече Горбачева и Буша, проходившей в Хельсинки в сентябре 1990 года, была достигнута договоренность, что сразу после урегулирования этого кризиса СССР и США выступят с инициативой проведения мирной конференции по Ближнему Востоку.

Мы несколько десятков лет добивались созыва такой конференции, и наконец она состоялась осенью 1991 года в Мадриде. На ней впервые удалось посадить за стол переговоров Палестину и Израиль. С тех пор, хоть и с перерывами, формат таких двусторонних переговоров сохраняется. Постепенно, шаг за шагом палестинцы оформляют свою государственность.

– В книге «МИД. Кремль. Кувейтский кризис» вы назвали эти события в зоне Персидского залива одним из «самых поучительных явлений международной жизни». В чем же их уроки?

– Один из очевидных уроков состоит в том, что прямая, лобовая агрессия одного государства – члена ООН против другого с целью поглощения последнего является в глазах мирового сообщества абсолютно неприемлемой. И это чрезвычайно важный урок, поскольку в мире полно территориальных притязаний одних стран к другим.

Особенно в Африке, где колонизаторы проводили границы, разделяя народы. И если считать позволительным решать территориальные проблемы вооруженным путем, то в мире воцарится хаос.

Не урок, а опыт проведенной операции «Буря в пустыне» заключается в том, что возник новый тип войны – война на расстоянии, без непосредственного соприкосновения с противником. В таком ключе прошла вся первая – воздушная – фаза операции. Как мы знаем, эта тактика потом была применена натовцами в Югославии. Думаю, что и наши военные серьезно изучили операцию «Буря в пустыне».

Воздушная фаза операции «Буря в пустыне». Разгром иракской бронетанковой колонны на марше

Кроме того, кувейтский кризис – это «настольная книга» для политических деятелей, рассказывающая о том, как не следует поступать. Саддам Хусейн совершил массу ошибок. Их учитывают, надо полагать, и сегодня.

США С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ СОЗДАЛИ В РЕГИОНЕ СЕТЬ СВОИХ ВОЕННЫХ БАЗ. Это долговременный итог кувейтской авантюры Саддама Хусейна

– Извлек ли сам Ирак уроки из кризиса?

– Нет. Об этом говорят дальнейшие действия Хусейна, которые привели к трагическим последствиям – как для него, так и для всего иракского народа. Ситуация в Ираке после 1991 года развивалась не лучшим образом. В итоговой резолюции № 687 Совета Безопасности ООН перечислялись требования к Ираку.

При условии соблюдения этой и других резолюций перед страной открывалась возможность постепенно урегулировать ситуацию и прийти к тому, что эти требования отпали бы. Советский Союз настоял на включении в итоговую резолюцию пункта о периодическом пересмотре ее положений в свете того, как идет их выполнение.

К сожалению, везде, где возможно, Саддам Хусейн прибегал к тактике проволочек и чинил препятствия для осуществления контрольных миссий. Постоянные конфронтации между Ираком и СБ ООН, между Ираком и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) стали поводом для вторжения Соединенных Штатов в Ирак в 2003 году без разрешения Совета Безопасности.

Агрессию не поддержали Франция, Германия и Россия, но у президента США Джорджа Буша-младшего были свои представления о том, как надо действовать в Ираке. Итог известен.

– Что побудило США в обход ООН начать войну с Ираком и расправиться с Хусейном?

– Главной целью было объявлено искоренение саддамовского режима, якобы готовившегося использовать оружие массового уничтожения, а также ликвидация тогдашних государственных институтов Ирака, его вооруженных сил и спецслужб, партии «Баас».

– Зачем?

– С точки зрения американцев, это должно было послужить делу продвижения идей демократии.

– Они искренне так считали?

– Нет, конечно. Хотя романтики есть в каждой стране, в основе курса Вашингтона лежал голый цинизм. США хотели, уничтожив саддамовский режим, создать новый, во всем им послушный. Этого они в какой-то мере добились. Но какой страшной ценой для иракского народа!

Ирак до сих пор пребывает в состоянии хаоса и неутихающей гражданской войны, непрестанных межрелигиозных и межэтнических распрей, непрекращающихся террористических актов. Полученный же в Ираке опыт расшатывания государственных и общественных устоев Вашингтон, к сожалению, стал применять и в других местах.

Беседовал Олег Назаров

Послевоенные трудности. После войны с Ираном Хусейн вернулся к помыслам о халифате, от Марокко до Тибета. Но с его организацией возникли очередные затруднения. Победа над соседом далась тяжело, и Ирак здорово поиздержался. Страна стала беднее и слабее, чем до семилетней войны. К тому же выяснилось, что прочие арабские нефтевладельцы отнюдь не жаждут вступить под державную десницу халифа «Саддама великого», а предпочитают эгоистично и самостоятельно приторговывать нефтью на потребу собственных элит.

Даже арабо-израильские противоречия стали скучновато-привычными, лишив Хусейна надежды возглавить свежую коалицию против Тель-Авива. Анализ положения привел иракских лидеров к неизбежному выводу о необходимости почти с нулевой отметки набираться новых сил и завоевывать авторитет и свежие ресурсы. В конце 80-х средств для этого на Ближнем Востоке поубавилось. Примеряющие корону мировладельцев американцы, подкупив наиболее податливых региональных экспортеров нефти, добились существенного снижения цен. Темпы притока средств снизились и саддамовские мероприятия по быстрому усилению Ирака пошли как-то вяло. Вдобавок над Багдадом висел тормозящий развитие внешний долг.

Внешние долги. В годы семилетней войны ближайшие арабские соседи не бросили Хусейна в беде. Они охотно предоставляли деньги на разгром шиитов, но и себя не забывали. Природа военных задолженностей такова, что проценты по ним обычно выше, нежели у тех, что позаимствованы в мирное время. Когда шла война, Ирак брал и на таких условиях, полагая, что все вернет с лихвой, обобрав побежденных. Но война завершилась почти без «аннексий и контрибуций». Отдавать долги оказалось нечем. А прижимистые кредиторы торопили со сроками.

Особенно усердствовал ближайший сосед и крупнейший держатель векселей - Кувейт. В 80-х гг. через его порты в потребительские танкеры перекачали иракской нефти на несколько десятков миллиардов долларов, и теперь он ждал положенных комиссионных и возврата средств, предоставленных в качестве простых займов. Всего Ирак задолжал ближневосточным партнерам около 30 миллиардов долларов, из которых почти треть причиталась Кувейту, и несколько меньше - Саудовской Аравии. При этом оба княжества, обладавшие большей частью главного природного богатства региона, проводили сепаратистскую политику, сговорившись с Вашингтоном о «сбивании» цен на нефть. Увеличив добычу, крупнейшие продавцы добились ее падения до 7-8 долларов за баррель, при желательной для Организации стран экспортеров в 18 долларов. Махинация была, в общем-то, неблаговидная. И Хусейн счел своим моральным правом вступиться за общеарабскую сокровищницу, обеспечив попутно собственные выгоды.

Интерес Ирака к Кувейту. Первой ступенью лестницы, ведущей к халифскому величию, была постановка под контроль возможно большего объема нефтяных богатств, что предопределяло возможность добиваться оптимальных цен.

Переменным условием успеха являлась также самостоятельность торговли, для чего требовалась система портовой инфраструктуры. Простейшая оценка обстановки диктовала решительный шаг в этом направлении, захват созданной англичанами «посреднической конторы» - Кувейта. Там сосредотачивалась значительная доля разведанных и рентабельных запасов нефти, оценивающихся в 100 миллиардов баррелей; там концентрировались долговые обязательства Ирака. Наконец, заняв княжество, Багдад без дополнительных вложений получал превосходно оборудованный выход к морю. Перечисленные соображения делали воссоединение некогда «по живому» расчлененных государств чрезвычайно выгодным делом * . В довершении картины в Багдаде надеялись, что откровенно проамериканские ухищрения Кувейта в вопросе цены на нефть отчасти оправдают в глазах арабского окружения акцию по силовому воссоединению Ирака с его «естественной» береговой линией.

Попытки межарабского диалога. Кроме агрессивной программы-максимум существовала более умеренная. Прежде чем приступить к экспансии, Хусейн попытался решить ресурсные проблемы путем межарабского диалога о политическом урегулировании проблем. Багдад в послании Лиге Арабских государств потребовал сокращения квот нефтедобычи, обеспечивающих рост цены до 25 долларов за стандартную единицу объема. Иной вариант предусматривал полное или значительное списание иракских долгов. Основанием такого шага применительно к Кувейту явилось не совсем законное использование этим эмиратом ряда приграничных месторождений, где благодаря особо системе добычи соседние нефтяники действительно приворовывали «земляное масло» с сопредельной территории.

Переговоры Кувейта и Ирака. Посредничать в отношениях Кувейта и Ирака вызвался президент Египта Х. Мубарак. Его усилиями 1 августа 1990 г. представителей двух стран удалось усадить за стол переговоров. Тактика главы иракского МИДа, Тарика Азиза, была обычной для подобных встреч. Он сформулировал заведомо невыполнимые требования, видимо надеясь, что, отклоняя их, партнер предложит реструктуризацию долгов. Но Азиз просчитался. Делегация эмирата заняла жесткую позицию. Дипломаты Кувейта лучше, нежели в Багдаде, понимали сущность мировых процессов.

Кувейт был оптимальным партнером США. В стране было много нефти и относительно мало людей, что давало возможность дешево повысить уровень жизни в стране, продемонстрировав тем самым, какими благами могут пользоваться арабы, состоящие в числе американских друзей, и как не правы тегеранские революционеры, именующие Штаты «великим сатаной». С другой стороны эта витрина американо-арабской идиллии была слишком слаба, чтобы иметь собственные амбиции, возлагая даже простую защиту своего суверенитета на «мировое сообщество», которым в конце 80-х в основном уже верховодила Америка. В обмен на гарантии своего существования, нефтяные князья легко соглашались снижать цены на свой базисный товар.

Это согласие имело архиважное значение. В 1990 г. для янки не было задачи важнее, чем сокрушение СССР. Экономика последнего, посаженная не слишком дальновидными специалистами на «нефтяную иглу», проходила острейшую кризисную стадию. Дабы парализовать попытки СССР исправить дела за счет доходов от нефтеэкспорта, цены следовало держать низкими, лишая Советы стабилизирующих финансовых ресурсов. В эти роковые месяцы не слишком пекущиеся о благе соплеменников саудовский и кувейтские лидеры, готовые поступиться нефтяной ценой, были для США важны как никогда. И эмиры это чувствовали. Дабы иметь возможность способствовать американцам и не растерять накопленных благ, пришлось потрясти арабских собратьев-должников. В эту волну и угодил Хусейн со своими проблемами. Чувствуя за спиной «грань дружеских штыков» американцев, кувейтские дипломаты были необычно заносчивы по отношению к Хусейну, именуемому не иначе как «меч ислама» или «реинкарнация Саладина».

Военные «аргументы» Хусейна. К такому обращению в Багдаде не привыкли. Терпеть «торгашескую наглость» защитники веры смогли в течение часа, затем переговоры были прерваны. У Хусейна был аргумент, который оценивался им неизмеримо выше финансовых возможностей оппонентов - армия. Вооруженные силы Ирака по совокупности коэффициентов численности, оснащенности и управляемости оценивались как четвертые сверху в мировой иерархии. Объективно после ирано-иракской междоусобицы они стали хуже, чем в начале 1980 г. Для восполнения потерь пришлось подкупить множество дешевой, но неважной техники китайского производства: танков Т-59, истребителей J-7 и так далее. При экстренных закупках советской техники тоже брали, что подешевле, для массовости. Но все же армия Ирака была большой и боеспособной, имея самый современный боевой опыт двухлетней давности.

В полевых войсках и республиканской гвардии насчитывалось около миллиона бойцов, 5300 танков, десятки пусковых установок баллистических ракет оперативно-тактического назначения; реактивные самолеты залпового огня, около 4500 артсистем, калибром более 100 мм. В ВВС страны служили 600 боевых самолетов и несколько сотен вертолетов различного назначения. Гордостью иракской авиации считались советские истребители МиГ-29 четвертого поколения. ПВО Ирака оценивалась как достаточно современная. Имелся опыт ограниченного применения высокоточного оружия. Дополняли мощностный список запасы очень «серьезных» отравляющих веществ, нервно-паралитического и иных типов поражения. Существовали недоказанные предположения о продолжении разработок ядерного оружия массового поражения (ОМП).

Оценка Багдадом внешней обстановки. Внешнеполитическая обстановка оценивалась в Багдаде как благоприятная, исключающая риск международных осложнений. Хусейн полагал, что в США его режим по-прежнему оценивается как «важнейший партнер для сохранения регионального баланса». В этом убеждала вялая и неадекватная реакция США на происшествие с фрегатом «Старк» и ряд других политических казусов. Позиция СССР прогнозировалась как нейтральная, исходя из оценки внутреннего положения и геополитических интересов. Прочие субъекты международных отношений Хусейна не волновали. Вооруженные силы Кувейта составляли не более сороковой части от иракского потенциала, что позволяло уверенно надеяться на молниеносность операции.

Ирак вторгается в Кувейт. После легендарного телефонного разговора Саддама с лидером Кувейта, шейхом Джабером, сыгравшего роль ноты, объявляющей войну, иракские войска вторглись на территорию княжества. Это произошло 2 августа 1990 г. Иракская армия буквально заполонила сопредельное государство. Армия в 130 тысяч штыков при 350 танках и нескольких десятках вертолетов фронтовой авиации в считанные часы сломила эпизодическое сопротивление противника. Через сутки было сформировано новое проиракское правительство Эль Кувейта под управлением полковника эмиратской армии Ала Хусейна Али, главной задачей которого стало официальное обращение в Багдад с просьбой о воссоединении двух государств. 8 августа просьба была удовлетворена. Последовало провозглашение «Великого Ирака».

Горькие плоды победы. Однако плоды победы оказались горше ожидаемых. Уже днем 2 августа Совет Безопасности ООН декларативно признал Ирак агрессором и потребовал восстановления статус-кво. Дальше началось самое худшее. Декларация №660 дала госдепу США и правительству Великобритании право на «замораживание» находившейся в банках этих стран основной доли финансовых активов Кувейта. Вследствие чего многомиллиардные трофеи, на которые уповал Хусейн, оказались недоступными.

Неосознанное иракским руководством состояние конфликта с США вступило в открытую фазу. Но и тогда в Багдаде надеялись, что конфискация эмиратских денег будет единственным недружественным шагом со стороны янки. Хусейн упорно не желал понять смысл американской игры и перемены, произошедшие в общемировом силовом балансе.

Командующие
Силы сторон

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Силы сторон.

    Кувейт: 27200 военнослужащих (ещё 20300 человек в резерве). Также на территории Кувейта находилось неизвестное число наёмников из Саудовской Аравии и других третьих стран (от нескольких сотен до нескольких тысяч), контрактники США и около 220 английских военных специалистов.

    Наземные силы Кувейта состояли из 16000 солдат регулярной армии и 7200 солдат Национальной гвардии, они имели на вооружении:

    1034 БМП и БТР: 100 разведывательных бронеавтомобилей «Саладин» , 90 «Феррет» , 245 БМП-2 , 231 бронетранспортёр M113 , 56 ракетных M901 ITV , 130 «Сарацин» , 100 TH-390 , 62 V-300 и 20 V-150.

    112 единиц тяжёлой артиллерии: 36 САУ M109A2 , 20 MK F3 , 40 тяжёлых 120-мм миномётов RT-F1 и 16 буксируемых орудий M-101 . Также имелось несколько десятков лёгких 81-мм миномётов.

    3750 ПТУР TOW (56 ПУ), 200 ПТРК Vigilant, 120 ПТРК «Фагот» и 20 ПТРК HOT.

    Подразделения кувейтской армии: 15-я танковая бригада (Кувейт-Сити), 35-я танковая бригада (перевал Мутла), 6-я механизированная бригада (перевал Мутла), гвардия Эмира (Кувейт-Сити), 25-я бригада «коммандос» (перевал Мутла) и бригада пограничных войск (опорные пункты на границе).

    Военно-воздушные силы Кувейта состояли из 1800 военнослужащих и имели на вооружении:

    79 боевых и учебных самолётов: 20 Mirage F1CK, 4 Mirage F1BK, 24 A-4KU, 3 TA-4KU, 12 Lighthing, 4 Hawker Hunter и 12 Hawk Mk.64.

    8 транспортных самолётов: 4 L-100-30, 2 DHC-4 и 2 DC-9.

    33 вертолёта: 17 Sa.342, 10 Sa.330 и 6 AS-332B.

    Военно-морские силы Кувейта состояли из 2200 военнослужащих и имели 34 военных суда различных классов:

    8 ракетных катеров: 6 TNC-45 и 2 TPB-57.

    16 сторожевых катеров прибрежного действия: 10 - типа «Аман», 3 - типа «Дастур», и 1 - типа «Махрус».

    Ирак: 88000 солдат регулярной армии и Республиканской гвардии. 690 танков, 556 самоходных и буксируемых орудий, авиагруппа и две морских группы.

    2 августа 1990 года в 2.00 часа ночи иракская группировка, насчитывавшая 88 тыс. солдат и 690 танков Т-72, вторглась на территорию Кувейта (американские исследователи обычно указывают что на территорию Кувейта вторглись 140 тыс. солдат и 1800 танков, по всей видимости эти цифры основаны на количестве иракских сил, передислоцированных на территорию Кувейта уже после окончания войны, 136 тыс. солдат, 1234 танка и 654 самоходных и буксируемых орудий). Вторжение происходило по двум направлениям: одна бронетанковая и одна механизированная дивизии вдоль главного шоссе на Эль-Кувейт и одна бронетанковая и одна механизированная дивизии на юг от Кувейт-Сити с целью отрезать столицу Кувейта от южной части страны. Иракская морская пехота, высадившись с катеров, атаковала Эль-Кувейт со стороны побережья. Иракская авиация совершила налёт на Эль-Кувейт.

    Первыми на территорию Кувейта проникли иракские спецназовцы, расчищая дорогу основным силам. В первую очередь ими был захвачен коммуникационный узел в опорном пункте Сидерия на границе, что полностью нарушило связь на всей кувейтской границе. Иракские войска не встретили серьёзного сопротивления, только отдельные кувейтские части смогли дать им бой.

    За полчаса до начала наступления основных иракских сил, в 01.30 иракский спецназ предпринял попытку высадиться с вертолетов на Дасманский дворец с целью захвата эмира Кувейта, однако гвардия эмира, поддерживаемая танками М-84 , сорвала эту атаку, нанеся значительные потери иракцам. Это дало эмиру возможность спастись бегством, эвакуировавшись на вертолете в соседнюю Саудовскую Аравию . В 5:00 к дворцу подтянулись основные силы иракской армии. В это же время иракский спецназ захватил здание министерства информации. Бой за дворец продолжался до конца дня 2 августа. В итоге повреждённый дворец был занят иракскими подразделениями и разграблен. В этом бою погиб младший брат эмира Фахад аль-Ахмед аль-Джабер .

    Помимо боя за Дасманский дворец, достаточно крупное сражение, известное как «Битва за мосты», произошло 2 августа в Аль-Джахре - западном пригороде Кувейт-Сити, на шоссе Салми - Аль-Джахра. В 04.30 утра 35-я танковая бригада кувейтской армии под командованием полковника Салема аль-Масуда получила приказ выдвинуться в район Аль-Джахры, чтобы помешать наступлению колонны иракских войск на Эль-Кувейт. Уже в 05.00 подразделения 35-й бригады начали выдвижение, но из-за недостатка времени бригада пошла в бой в неполном составе. Из двух танковых батальонов бригады, оснащенных британскими танками «Чифтен », в бою участвовал только один, при поддержке роты БМП-2 и батареи 155-мм орудий. В 05.30 танковая дивизия Республиканской гвардии Ирака «Хаммурапи», оснащённая танками Т-72 и БМП , вошла в Эль-Кувейт. Дивизия двигалась походной колонной, и встреча с кувейтскими танками стала для иракцев неожиданностью. Поэтому кувейтцы смогли задержать их, и боевые действия в Аль-Джахре продолжались до второй половины дня 4 августа. При этом, по кувейтским данным, было уничтожено 25 иракских Т-72, а с кувейтской стороны было потеряно 2 «Чифтена». Но затем 35-я бригада была вынуждена выйти из боя из-за недостатка горючего и боеприпасов и отступить на территорию Саудовской Аравии.

    На море иракские ракетные и десантные катера штурмом взяли военно-морскую базу Рас-аль-Калайя и остров Файлака. На военно-морской базе Рас-аль-Калайя было взято в плен большое количество иностранных военнослужащих.

    2 августа 1990 г. в 2 часа ночи иракская авиация нанесла удары по военным и гражданским объектам эмирата Кувейта.

    К 4 августа кувейтская армия была полностью разгромлена, а территория страны была взята под контроль иракскими войсками. Подавление отдельных очагов сопротивления продолжалось до 6 августа .

    Иракские военные инженеры сразу после вторжения начали минировать объекты нефтяной промышленности Кувейта и разрабатывать планы её ликвидации. 19 января 1991 г., в ответ на налёт ВВС коалиционных сил, были открыты задвижки нефтяного терминала в порту Ахмади и огромное количество нефти попало в Персидский залив. Начались поджоги нефтяных скважин, иракская артиллерия вела огонь по нефтяным резервуарам в районе Аль-Джафра, а с 21 января солдаты стали поджигать нефтеперерабатывающие центры в портах Шуэйба и Порт-Абдалла. К концу февраля 1991 г., когда вывод войск Ирака стал вопросом времени, иракцы взрывали по сто нефтяных скважин в день .

    Потери

    Людские потери

    Потери Ирака: захват обошёлся Ираку в 295 человек погибшими и 361 раненым.

    Потери Кувейта: как сообщают ку­вейтские источники, 4200 военнослужащих вооружённых сил Кувейта были убиты и 12 000 захвачены в плен.

    Потери других стран: было убито несколько солдат из других государств, несколько сотен было взято в плен (только на военно-морской базе Аль-Калайя были взяты в плен 213 иностранных военнослужащих), также были задержаны около 800 граждан европейских стран и США.

    Потери бронетехники

    Потери Ирака: было потеряно 120 единиц бронетехники.

    Потери Кувейта: только остаткам некоторых подразделений с 18 танками «Чифтен», 20 «Виккерс», 2 M109, батальоном БМП-2 и несколькими M113 удалось уйти в Саудовскую Аравию .

    Потери авиации

    Потери Ирака

    Потери иракской авиации составили 39 самолётов и вертолётов :

    Потери Кувейта

    Потери кувейтской военной авиации составили как минимум 44 самолёта и вертолёта:

    Американский историк А.Такер указывает что иракцы захватили 43 кувейтских вертолёта, неясно что это за машины, возможно это какая то ошибка.

    Иракцы в качестве трофеев захватили 10 кувейтских авиалайнеров и перегнали их к себе. В их числе:

    Остатки кувейтской военной авиации также успели перебазироваться в Саудовскую Аравию .

    Потери Великобритании

    • 1 пассажирский авиалайнер Boeing 747 G-AWND (захвачен иракцами вместе с экипажем и пассажирами)

    Потери флота

    Кувейт потерял 6 ракетных и 20 патрульных катеров. Также было захвачено много судов торгового флота. Известно о потере Ираком 1 ракетного катера «Оса» (кувейтцы заявляли, что уничтожили 4 иракских катера) .

    Другие потери

    Кроме этого были захвачены тысячи единиц кувейтского ракетного вооружения (включая 3750 ПТУР TOW , ракеты «воздух-воздух», «земля-земля», захвачено свыше 100 ракет MM-40 Exocet , уничтожено 2 и захвачено 3 ЗРК HAWK) .

    Аннексия Кувейта

    Во время вторжения иракские силы якобы способствовали «революции», устроенной кувейтскими военными, и провозгласили марионеточную Республику Кувейт . Основанное «Временное правительство свободного Кувейта» включало 9 кувейтских офицеров-коллаборационистов, во главе которых стоял Алаа Хусейн Али , номинальный глава государства (Rais al-Wuzara ), главнокомандующий, министр обороны и внутренних дел . Республиканский режим обвинял монархистов в антинародной, антидемократической, проимпериалистической и просионистской политике, а также в обогащении за счёт присвоения национальных ресурсов .

    8 августа иракское правительство объявило о «слиянии» Кувейта с Ираком . Совет революционного командования Ирака заявил: «Свободное временное кувейтское правительство решило просить соплеменников в Ираке, руководимых рыцарем арабов и вождем их похода президентом фельдмаршалом Саддамом Хусейном , о принятии их как сыновей в их большую семью, о возврате Кувейта в состав великого Ирака, родины-матери, и об обеспечении полного единства Ирака и Кувейта» . Хуссейну Али предоставили пост заместителя премьер-министра Ирака. 28 августа Кувейт был объявлен 19-й провинцией Ирака , губернатором был назначен Али Хассан аль-Маджид .

    Международная реакция

    Йемен поддержал ввод иракских войск в Кувейт. Палестинская часть населения Кувейта встречала иракскую армию как освободителей.

    2 августа 1990 года на заседании Совета Безопасности в Вашингтоне президент США Джордж Буш-старший , под влиянием главы Центрального Командования Нормана Шварцкопфа и председателя Объединённого Комитета Начальников Штабов Колина Пауэлла , решил послать войска в регион Персидского залива .

    Существовала вероятность, что Саддам Хусейн вслед за Кувейтом решит вторгнуться и в Саудовскую Аравию. Космическая разведка США выявила выдвижение к границам Саудовской Аравии по крайней мере семи дивизий иракской армии. Радио Багдада сообщило о формировании девяти новых пехотных, одной танковой дивизии и одной дивизии Республиканской гвардии. С 6 августа началась переброска сухопутных войск Саудовской Аравии на север, к границе с оккупированным Кувейтом .

    Последствия

    Иракская оккупация Кувейта продолжалась 7 месяцев. В конце февраля 1991 года Кувейт был освобождён в результате военной операции, проводившейся международной коалицией во главе с США.

    В 2002 году Саддам Хусейн официально извинился перед Кувейтом за вторжение и оккупацию. Кувейтская сторона отвергла извинение .

    Примечания

    1. 1990: Iraq invades Kuwait , BBC (2 August 1990). Дата обращения 20 апреля 2010.
    2. Johns, Dave 1990 The Invasion of Kuwait (неопр.) . Frontline/World . PBS (24 января 2006). Дата обращения 20 апреля 2010. Архивировано 8 июля 2013 года.
    3. “Kuwait Organization and Mission of the Forces” . Country Studies . Library of Congress. January 1993. Дата обращения 20 April 2010 .