Отражение мифов ацтеков в современном мире. Сотворение мира — мифы ацтеков

Отражение мифов ацтеков в современном мире. Сотворение мира — мифы ацтеков

Города-государства Центральной Мексики. В Центральной Мексике издавна обитало множество племен, говоривших на разных языках. Они были искусными земледельцами и ремесленниками. Аборигены Мексики рано создали свои первые государства. Археологи считают, что они были похожи на города-государства древнего Междуречья. Крупными городскими центрами были Теотиуакан, Чолула, Шочикалько. Их храмы и дворцы до сих пор поражают совершенством пропорций и изяществом отделки. Индейцы достигли высот мастерства в скульптуре, изготовлении сосудов и других художественных изделий.

На рубеже I и II тысячелетий н.э. в жизни края произошли изменения. Большинство городов-государств прекратило свое существование под натиском пришельцев, которых часто называют варварами. Переселенцы-завоеватели, наступавшие, главным образом, из северных областей Мексики, знакомились с культурными достижениями местных жителей, перенимая многие из них.

Ацтеки. К началу XVI в., когда в Америку, как уже говорилось выше, вторглись европейцы, главными в Центральной Мексике были ацтеки (букв. «люди Астлана»). Они последними пришли из северных районов в долину Анауак (Центральная Мексика). Более двух столетий будущие властелины Мексики переходили с места на место, со службы одного правителя - к другому, пытаясь закрепиться в этих краях. Наконец, В 1325 г. они осели на бесплодных островках озера Тескоко, где и основали свою столицу - Теночтитлан.

Первоначально воинственные ацтеки были менее культурными, чем соседние народы. Но, странствуя по центральным районам Мексики, они многому научились у местных жителей. Они стали изготавливать «плавучие сады» и сажать на них помидоры, перец, цветы и другие культуры. Ацтеки испытывали нехватку питьевой воды. Они сначала доставляли ее на лодках, а потом построили водопровод. Еще позже прекрасные, широкие дороги-дамбы соединили Теночтилан с другими городами и поселениями, расположенными на огромном озере. В городе возводились пирамиды и храмы, дворцы и общественные здания, прокладывались новые улицы и каналы.

Повседневная жизнь ацтеков

Ацтекские камнерезы и ювелиры, составители мозаик и мастера по украшениям из перьев, гончаров и ткачей славились высочайшим мастерством. Город процветал. На рынках шла бойкая торговля. Туда прибывали для купли-продажи со всех районов Мексики и Центральной Америки.

Знать, рядовые воины, рабы. Верхушку ацтекского общества составляла знать: люди, прославившиеся в войнах, и лица, происходившие из старинных родов. Простолюдин, совершивший подвиги на войне, тоже становился знатным человеком. Жалким было положение рабов - военнопленных и преступников. Многие из них оканчивали дни на жертвенном камне, отдавая свою кровь жестоким ацтекским богам.

Образование и культура. Больше всего времени ацтеки уделяли военной подготовке. Но дети и подростки изучали также историю и астрономию, религиозные песнопения и математику. Славу и почет среди ацтеков обретали не только храбрые воины, но и поэты, ораторы, побеждавшие на конкурсах. Мудрецы вели беседы на философские темы. Жрецы производили сложные календарные вычисления.

Сведения, касающиеся жизни ацтекского общества, заносились в летописи с помощью пиктографического (рисуночного) письма. Из кожи, бумаги и ткани ацтеки изготавливали очень длинные и широкие «страницы». На них производили записи и складывали гармошкой.

Религия. У ацтеков было много богов. Захватив какой-нибудь город или народ, они присоединяли его богов к своим. Завоеватели знакомили завоеванных со своими богами. Поэтому у ацтеков было несколько божеств солнца, несколько божеств воды, несколько божеств земли. Немало богов, по ацтекским легендам, обитало в подземном царстве. Также поступали ацтеки и с мифами. Рассказы о богах, которым поклонялись их соседи и предшественники, тесно сплелись с ацтекскими легендами.

Древние боги, которых почитали еще предшественники ацтеков, олицетворяли стихии. Бог «Заставляющий расти» считался повелителем дождя, грома и молний, а также всех съедобных растений. Богиня - «Пожирательница грязи» почиталась как божество земли, плодородия, покровительница грешников. Богиню, «Носящую юбку из змей» - Коатликуэ - ацтеки называли Великой матерью всех богов. Индейцы обращали мольбы к богу молодой кукурузы, к «Матери молодого маиса», к богине соли или к богу весенней растительности, любви и цветов, к божественным покровителям растений и животных, ремесленных и земледельческих работ. Ацтеки возносили молитвы к богам, олицетворявшим Солнце и Луну, звезды и планеты. Особым почтением пользовался суровый бог войны.

Чтобы умилостивить богов, ацтеки приносили им подарки (жертвы): цветы, ветви, драгоценности, красивые изделия из глины и ткани. И - очень много людей. Ацтеки верили, что благосклонность богов зависит от того, сколько им крови пожертвуют. Если же богов не кормить кровью, то они погибнут, и вместе с ними исчезнет все живое.


Империя Ацтеков
Каннибализм
Легенды и традиции
Питание
Поэзия
Развлечения, игры, обучение
Доинский период
Империя Инков
Империя и культура
Испанское господство
Налоги
Новое государство
Падение Инков
Первые Инки
Религия, архитектура
В джунглях Южной Америки

Легенды и традиции

— индейская народность центральной Мексики в XIV—XVI веках. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (исп. Texcoco), в месте, где сейчас располагается город Мехико.

Терминология
На языке науатль, родном языке ацтеков, слово «ацтека» означает буквально «кто-нибудь из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Однако сами ацтеки называли себя «меши?ка», или «теночка» и «тлальтелолька» — в зависимости от города происхождения.

Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, был предложен Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt) и заимствован мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Термин «меши?ка», от которого происходит слово «Мексика», неизвестного происхождения. Высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «солнце» в языке науатль, имя лидера ацтеков Мешитли, тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel Leon-Portilla), предполагает, что это слово означает «середина луны» от слов metztli (луна) и xictli (середина).

Легенды и традиции

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка.

Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли с севера в долину Анауак около озера Тескоко. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, последнего из семи науатлаков (nahuatlaca, науатль-говорящие племена, от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (Huitzilopochtli), что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что они должны основать свой новый дом на этом месте. Эта картина — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге. Ацтеки построили город Теночтитлан, большой искусственный остров, являющийся ныне центром Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией теотиуаканов). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными; среди них и миф о сотворении мира, описывающий четыре великих эпохи, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин (Nahui-Ollin), пятая эпоха, пятое солнце или пятое сотворение, — избежала разрушения благодаря самопожертвованию бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (самый малый и смиренный бог, который превратился в солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом (букв. «место превращения в бога»), который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки (Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля. Тескатлипока потерял свою стопу при создании мира, и все изображения этих богов показывают его без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

На самом высоком Тринадцатом Небе, в Западном Раю появились первые боги. Там, среди тумана, родилось из молчания вселенной двойное божественное начало Ометеотль, союз Ометекутли и Омесиуатль, мужского и женского начал.

Ничего больше не существовало, не было сотворено: не было земли, ни людей, ни животных, ни растений. С появлением богов родилась жизнь, и от них родились другие боги.

Первые четверо из них были самыми могущественными. Первый был Красный (его имя означало: Дымящееся Зеркало), бог Востока. Второй был Черный Тескатлипока, бог Севера и ночного неба, мстительный и вызывающий страх; он был наделен способностью читать мысли и быть вездесущим. Третий был (Пернатый Змей), белый бог Запада, благородный защитник. Четвертый был молодой воин (Волшебный Колибри), синий бог Юга, не имевший тела.

Эти четверо главных богов сотворили огонь, календарь, воду и землю.

Сотворение мира

Итак, Ометекутли и Омесиуатль сотворили четырех братьев: Красного Тескатлипоку, Черного Тескатлипоку, Кецалькоатля и Уицилопочтли. Прошло шестьсот лет, в течение которых боги ничего не делали. По прошествии этого времени четыре брата собрались, чтобы решить, что же делать дальше. Кецалькоатлю и Уицилопочтли дали задание сотворить огонь. Также боги сотворили Полусолнце, которое не освещало мир в достаточной степени.

Потом сотворили мужчину и женщину, и дали им имена Ошомоко и Сипактональ; мужчину послали обрабатывать землю, а женщину - прясть и ткать. Женщине дали зерна маиса, с помощью которых она должна была совершать обряды.

Также сотворили календарь для того, чтобы измерять время, он состоял из 18 месяцев по 20 дней в каждом.

Потом сотворили Правителя и Правительницу Подземного мира — и , для того, чтобы они правили в — Мире Мертвых.

Затем сотворили тринадцать небес и воду, а также рыбу , для того, чтобы она жила в воде.

От брака первого мужчины и первой женщины родился сын, которого назвали Пильцинтекутли. Так как у него не было жены, боги сделали ему жену из волос богини Шочикецаль. От этого брака родились все остальные люди.

Потом, увидев, что сотворенное ранее Полусолнце почти не давало света, боги решили сделать настоящее Солнце.

Первое солнце - Солнце Тигра (Оцелотонатиу)

Затем и бедный, и богатый удалились, для того, чтобы подготовиться к церемонии. Четыре дня они должны были поститься и приносить дары богам.

Текусистекатль принес в дар драгоценные перья кецаля, золотые слитки и украшения из нефрита и коралла. Ему очень нравилась идея, что когда он станет Солнцем, все будут ему поклоняться и восхищаться им.

Нанауацин же принес в дар сосновые ветки, орехи и колючки агавы, смоченные его собственной кровью. Это было все, чем он мог пожертвовать, но у него было чистое сердце, и он искренне желал помочь людям. Больше всего он хотел оправдать оказанную ему благосклонность богов, которые разрешили ему стать Солнцем.

Когда прошли четыре дня и четыре ночи, боги разожгли на вершине горы большой костер и встали по обе стороны его. В этот костер должен был броситься бог, пожелавший стать Солнцем, чтобы пройти очищение пламенем и взойти на небо.

Текусистекатль, одетый в лучшие одежды, в богато расшитом плаще и в украшении из белых перьев на голове, надменно прохаживался перед богами в ожидании начала церемонии. Нанауацин был так беден, что все его одежды и украшения были из бумаги.

Наконец церемония началась. Первой была очередь Текусистекатля. Он приблизился к костру, чтобы броситься в него, но жар был такой сильный, что бог не смог побороть свой страх. Он отступил и приблизился вновь, но снова ему не хватило смелости. Четыре раза он попытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу.

Настала очередь Нанауацина. Бедный Нанауацин не колебался. Он закрыл глаза и бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба.

Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его.

Говорят, что в это время пролетал мимо орел, и огромные языки пламени опалили его перья, с тех пор у орлов на концах крыльев перья черные. Также проходил мимо оцелот, и искры попали ему на шкуру, поэтому с тех пор у всех оцелотов пятнистые шкуры.

Все боги преклонили колени и в молчании ожидали выхода Солнца. Они смотрели во все стороны, так как не знали, откуда должно было появиться Солнце.

Вскоре один из богов воскликнул: "Смотрите! Смотрите!" Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.

Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи.

Тогда один из богов поймал пробегавшего мимо кролика и бросил его в Солнце-Текусистекатля. Это убавило его блеск, сделало его более холодным и тусклым. Так появилась Луна. Поэтому лунные пятна напоминают кролика.

Потом и Луна, и Солнце остановились. И тогда боги решили принести в жертву собственную кровь. И Солнце и Луна вновь пришли в движение.

Эта эпоха должна была окончиться в год четвертый Движения (4 Оллин).

Первая чета богов - «господин и госпожа нашей плоти» - Шочикецал - долго жила на тринадцатом небе, о происхождении которого никому никогда не удалось узнать. У них родилось четверо сыновей; самым старшим был Красный Тескатлипока, которого назвали так потому, что он был совершенно красный, когда родился. Вторым сыном был Черный Тескатлипока - из всех сыновей он был самым большим и самым злым, ибо обладал наибольшей силой, он все знал и на многое был способен в отличие от остальных троих сыновей, так как находился в центре всего сущего; был он совершенно черный, когда родился. Третьим сыном был Кецалкоатл, которого называли также Ночью или Ветром, а самым младшим, четвертым сыном был Уицилопочтли, которого звали также Двуглавой Змеей и которого мексиканцы почитали самым
главным своим богом.

Уицилопочтли, когда он родился, представлял собою совершенно голый скелет, мяса на нем не было, и таким он оставался в течение шестисот лет. За это время боги ничего не
совершали.

По прошествии шестисот лет четверо богов собрались на совет и сочли нужным принести в мир порядок и законы. Кецалкоатлу и Уицилопочтли поручили установить порядок в делах. Эти двое богов по поручению двух других и в согласии с ними прежде всего сотворили огонь, а затем одну половину солнечного диска, но Солнце, так как оно не было еще полным, светило слабо.

* * *

Богиню земли спустили с неба двое богов - Кецалкоатл и Тескатлипока. Вода уже существовала ранее, и никто не знает, кто ее создал. Сначала богиня лишь плавала по поверхности этой воды, и когда увидели это боги, то сказали друг другу:

Пришло время создать землю.

Тогда двое богов превратились в огромных змей, одна из них схватила богиню за правую руку, вторая - за левую ногу и, разорвав ее таким образом, они создали землю из той ее половины, которая начинается у лопаток, а вторую половину возвратили на небо. Разгневались за это остальные боги и, чтобы умилостивить Богиню Земли, они решили, что из нее произойдет вся та пища, в которой будет нуждаться человек для сохранения своей жизни.

Затем боги создали из волос Богини Земли деревья, цветы и травы, и из ее покрытой пушком кожи - все мелкие растения и небольшие цветочки, из ее двух глаз - источники, ручьи и маленькие пещеры, из ее рта - реки и большие пещеры, из ее нсса - долины, из ее плечей - горы.

Иногда Богиня Земли кричала в ночи и тосковала по человеческим сердцам. Она не могла успокоиться до тех пор, пока ей не дали того, чего она просила, и она не желала приносить урожая, пока не напилась крови.

* * *

Однажды рано утром Бог Солнца пустил с неба стрелу и эта стрела упала на место Тетцкально, туда, где сейчас находится город. Там, где стрела вонзилась в землю, образовалось отверстие, и из этого отверстия вышли мужчина и женщина. Мужчину назвали Кобчиком, а женщину - Длинным Волосом.

* * *

Сказали однажды боги друг другу:

Люди всегда будут печальны, если мы не дадим им того, чем они могут утешать свои сердца, наполнять радостью свою жизнь на земле, а также прославлять нас, петь и танцевать.

Когда услышал это Кетцалкоатл, бог Ночи и Ветра, он стал упорно ломать себе голову, где найти такой напиток, который он мог бы даровать людям, чтобы принести им радость. Вспомнил он об одной божественной девушке по имени Маяуэл, которая жила далеко-далеко под охраной своей бабушки, богини Цицимиме.

Не долго думая, он отправился к ним. Их обе,их он нашел спящими. Он разбудил божественную деву и сказал ей:

Я пришел за тобой, чтобы отвести тебя в мир.

Девушка с радостью согласилась. Кетцалкоатл посадил ее на плечи, и они вместе спустились с неба на землю. Когда они прибыли на землю, то превратились в дерево, имевшее две ветви: одна ветвь была ветвью ивы, которая представляла самого бога - Кетцалкоатла, а другая была ветвью цветущего дерева, это была божественная дева Маяуэл.

Между тем проснулась Цицимиме и, не найдя рядом с собой своей внучки, воплями собрала нескольких богинь, которые назывались также Цицимиме, и все они сошли на землю, чтобы найти бога Ночи и Ветра, который заставил бежать Маяуэл. В тот момент, когда они достигли земли, дерево раскололось надвое, и ветвь ивы отделилась от цветущей ветви.

Старая богиня тотчас узнала в цветущей ветви свою внучку, разломала эту ветвь на несколько мелких кусков и раздала богиням, чтобы те съели их. Ветвь же ивы они не разломали, а оставили лежать на земле, и, как только богини отправились обратно на небо, Кетцалкоатл снова принял свой божественный облик и собрал кости Маяуэл, которые разбросали по земле Цицимиме и другие богини.

Кетцалкоатл зарыл в землю эти кости, и из них выросла агава, из сока которой индейцы приготовляют опьяняющий напиток.

Тогда Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог Запада сделался Солнцем, и началась вторая эпоха. Землю вновь населили люди. И было спокойно на Земле некоторое время.

Тогда Тескатлипока превратился в тигра и одним ударом сбросил Солнце на землю. И опять земля осталась без Солнца.

Беды пришли в долину Анауак, когда умер их любимый заботливый правитель, и власть взял его сын — крайне воинственный Мельтемок. Он решил заняться войной.

Когда один из соседних вождей отказался просто так выдать за него свою красавицу дочь, Мельтемок мгновенно собрал войско, повел за собой, напал ночью на соседей и всех перебил.

Так мирные до тех пор жители Анауака стали воинственными. Имя Мельтемока всюду нагоняло страх. Он постоянно воевал: грабил соседей, отбирал у них урожаи.

Уицилиуитль хотел жениться на принцессе Миауашиуитль, дочери правителя Куаунауака (имя которого было Осомацинтеуктли), достойным способом. Как рассказывают старики, владения Осомацинтеуктли были населены уроженцами Куаунауака, и они доставляли ему большое количество хлопка, а также много самых разнообразных плодов, росших там. Ни один из этих фруктов не попадал в Теночтитлан, не поступал к мешикам и хлопок, из-за чего они были в большой нищете, только очень немногие мешики одевались в хлопковые ткани, а другие носили лишь набедренную повязку из тростника амошитли, росшего в воде.

Опять собрались боги, обеспокоенные судьбой человечества. Они спрашивали друг у друга, кто же теперь будет жить на земле. И наконец приняли решение. Необходимо было принести кости мертвых людей из Миктлана — Мира Мертвых, и из этих костей сотворить новых людей. Это задание было очень опасным, поэтому боги решили, что только Кецалькоатль может справиться с ним.

Коварный проказник Койот встал у холма так, как будто он его подпирает. Проходившему мимо Опоссуму он жалостно простонал, что вот уже много часов подряд вынужден держать холм, чтобы он не упал и не зашиб кого-либо из зверей.

На просьбу помочь ему доверчивый Опоссум откликнулся с радостью.

По легенде, некогда ацтеки жили в местечке (на острове) под названием Астлан («Место Цапель», «Место, где живут цапли») — отсюда и название «ацтеки» (букв. «люди Астлана»). Далее, покинув остров Астлан, теночки (как их ещё называли) дошли до Чикомостока («Семь пещер»), мифической отправной точки странствий в долину Мехико многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков и др. Скитания ацтеков заняли более 200 лет прежде чем они обосновались в Теночтитлане.

Как-то раз одному вождю во сне привиделось, будто вещая птица нашептывает ему поскорее уйти со своим племенем с обжитого места. Иначе будет беда!

Проснувшись, вождь поведал об этом всему племени. И было решено отправиться в далекие странствия.

Собрав весь свой скромный скарб, потушив костры, подняв на плечи своих идолов, вместе с детьми, стариками, останками своих пращуров пустилось индейское племя в путь. Но им не везло. Куда бы они ни приходили, их встречали недоброжелательно, а порой и воинственно.

Бог ночного неба Тескатлипока, Дымящееся Зеркало, был первым, кто сделался Солнцем. Так началась первая эпоха. Другие боги сотворили людей-гигантов, которые не работали и не возделывали землю, а только питались плодами.