Где находится штат орисса в индии. Курорты Индии: Орисса

Где находится штат орисса в индии. Курорты Индии: Орисса
Где находится штат орисса в индии. Курорты Индии: Орисса

Новь Ориссы

После завоевания независимости, особенно в последнее время, в Ориссе начала развиваться промышленность. В отсталый штат врывается бурный XX век. Особое внимание уделяется развитию энергетики. На крупнейшей в штате реке Маханади построена плотина Хиракуд протяженностью 4800 метров. Строили ее около 50 тысяч человек. Было образовано огромное водохранилище, сооружена гидроэлектростанция. Созданы условия для искусственного орошения огромного района. Считают, что это одно из самых крупных сооружений, построенных в Индии за годы независимости. За эти годы были введены в эксплуатацию также электростанции в Мачкунде, Болимеле, Роуркеле.

Ранее штат имел выход к морю (порт Висакхапатнам в штате Андхра-Прадеш) только через железнодорожную и автомобильную магистрали. В 1972 году закончено строительство и введена в эксплуатацию первая очередь собственного морского порта Ориссы Парадип. Океанские суда водоизмещением до 60 тысяч тонн доставляют сюда грузы, которые по новой железной дороге отправляются в глубь страны. Вступил в строй крупный сталелитейный завод государственного сектора в Роуркеле. По всему штату растут цементные заводы, предприятия по производству огнеупоров, керамики. Совсем недавно вступил в строй крупный завод точного машиностроения в Корапутском дистрикте (город Сунабеда).

Каждое новое предприятие изменяет жизнь того района, где оно возникает, обрастая населенными пунктами с дорогами, современными культурно-бытовыми учреждениями, парками.

В 1974 году индийские геологи открыли новое крупнейшее месторождение золота в бассейне реки Самбой, которое не уступает известному месторождению в Карнатаке. В 1975 году правительство одобрило проект освоения месторождения никеля в Сукинде. Запасы залегающих в этом районе руд с высоким содержанием никеля оцениваются в 65 миллионов тонн. Это имеет особое значение для экономики Индии, так как до сих пор добыча собственной меди и никеля не обеспечивала потребностей страны. Открыты также богатые месторождения хромистых руд.

Очень важным мероприятием правительства было утверждение в 1971 году строительства 572 промышленных комплексов, из них 10 - в Ориссе. Промышленные комплексы создаются прежде всего в отдаленных и отсталых районах. Это обеспечит равномерное развитие всех частей страны и даст населению глубинок работу. Уже сейчас на вступивших в строй предприятиях занято более ста тысяч человек.

Освоение новых богатых месторождений, создание завода в Сунабеде и другие новостройки потребовали строительства новых дорог. Английские колонизаторы строили дороги только в тех районах, где особенно сильно проявлялись их интересы, например на юге и севере Индии, вдоль западного и восточного побережья. Громадная же территория центральной части республики оказалась со слабо развитой сетью дорог. Четвертая пятилетка предусматривала ассигнования в размере около 3,5 миллиарда рупий на дорожное строительство. В первую очередь необходимо было реконструировать автомобильные дороги: улучшить покрытие, расширить их для двустороннего движения и соединить отдельные участки.

Штат Орисса оказался в числе районов, наименее обеспеченных дорогами. Хорошая автострада проходит только по побережью Бенгальского залива. Там же имеется железнодорожная магистраль Мадрас - Калькутта. И еще две железнодорожные линии (Калькутта - Бхилаи на севере и Висакхапатнам - Бхилаи на юге) пересекают штат Орисса.

Пятый пятилетний план развития страны предусматривает большой рост железнодорожного транспорта. Планируются также значительные ассигнования на строительство автодорог. Технология строительства автомобильной трассы здесь необычна, во всяком случае, для европейцев. Вместо сложной техники часто используются естественные условия. Время, дожди и жаркое солнце заменяют дорожные машины по уплотнению грунта и подготовке полотна. Полотно покрывается битумом и засыпается щебнем. Через несколько месяцев солнце превращает битум в асфальт.

Как ни странно, индийцы делают мощную подготовку дороги. Казалось бы, при отсутствии отрицательных температур она излишня. Но индийцы говорят, что они строят на многие десятилетия, и без ремонта. Конечно, при такой мощной подготовке вряд ли будет необходим ремонт. Ну, а ремонт верхнего покрытия - дело недорогостоящее.

Автомобильные магистрали в штате - это не только средство сообщения. Они - раскрытая книга жизни трудового народа, особенно сельского.

Идет по дороге группа женщин. Два-три кувшина с водой не затрудняют их движения. На строительстве весь бетон, цемент, кирпич, раствор женщины переносят только на головах. Нагрузка достигает 50 килограммов. Глядя на громадные производственные корпуса или многоэтажные здания, диву даешься, что все это смогли перенести женщины на головах. Даже если нет большого груза, а есть всего только узелок или просто зонт, его женщина тоже несет на голове, хотя обе руки свободны - привычка. Мужчины же маленький груз, даже если это узелок весом в несколько десятков граммов, несут на палке через плечо или на зонте.

Нередко прямо па дороге поздно вечером можно увидеть спящих людей: они не сумели засветло добраться до дому.

Почему же на дороге? Ведь это, наверное, опасно?

Вовсе нет: нагретая за день она ночью отдает тепло. И хищные звери по ней не ходят, и транспорт для лежащего человека не опасен, - заверил нас переводчик.

Вот и получается, что дорога - самое подходящее место для отдыха уставшего путника.

На дорогах мы любовались водителями: виртуозность и быстрота (скорость 90–100 километров в час), прекрасное знание дороги и каждого ее поворота, разъезда, подъема или спуска, молниеносная реакция, особенно в вечернее время, да еще в горах. Порой такая езда напоминала гонки в приключенческих фильмах.

А ведь не на всех участках можно разъехаться со встречной машиной. Казалось бы, в таких условиях неизбежны частые аварии. Отнюдь. Индийские шоферы работают безаварийно. Возможно, что немалую роль играют предупредительные плакаты с остроумными советами: «Водитель! Не забудь, что конечности второй раз не отрастают!» «Выигранная минута может оказаться последней в вашей жизни!» «Не делай жизнь еще короче!» Плакаты большие, красочно оформлены и установлены в наиболее подходящих местах.

Особенно трудно грузовым машинам. Тяжело урча, они преодолевают перевалы и чудом разъезжаются со встречным транспортом: автомобилями и повозками, запряженными быками и волами, которых не так-то просто заставить свернуть с пути. Большинство автомашин раскрашены и иллюминированы. Содержание украшений всегда религиозное. Нередко на полочке перед изображением божества лежат приношения ему в виде зерен, кусков кокосового ореха, лепешек и т. п. Тут же тлеют ароматические палочки. Водители очень любят свои машины и с большой нежностью ухаживают за ними.

Иногда у обочины группками сидят мужчины и мирно беседуют, обсуждая какие-то проблемы: дорога заменяет им сельский клуб.

Часто дороги используются крестьянами для сушки и обмолота зерна. Разложенные на горячем асфальте стебли с зерном или масличными семенами быстро высыхают, а колеса транспорта добросовестно выполняют функцию молотилки. В дни праздников дороги служат источником дохода для населения окрестных деревень. Ведь на празднование нужны деньги. Зарабатывают кто как может. Например, таким способом: нарядные, раскрашенные девушки перегораживают дорогу проезжающему транспорту, окружают его и устраивают танцы. Освобождают вас «из плена» только после того, как получат награду.

В структуре управления штатами большую роль играла Индийская гражданская служба (ИГС), впоследствии преобразованная в Индийскую административную службу (ИАС). Человек, ставший чиновником ИАС, живет особой жизнью. Он - «вне политики» и не входит ни в одну политическую партию, не участвует в выборах, точнее, не выставляет свою кандидатуру. Это удобно для членов ИАС: при смене правительства их не смещают, так как они не являются политическими деятелями, а только исполняют волю министров. Карьера члена ИАС обеспечена. За его продвижением по службе следят высшие чиновники штата. Он получает ежегодную надбавку, ему обеспечена высокая пенсия. Такая система не всегда учитывала рост и развитие способностей служащего. Важно было попасть в список ИАС и строго соблюдать субординацию.

Консерватизм структуры управления, несомненно, тормозит развитие промышленности. Идея иерархичности в сочетании с кастовой системой обеспечивает слепое повиновение. Исключается критика действий вышестоящего чиновника, глушится инициатива. Это распространяется по всей служебной лестнице - от руководителя до курьера.

Однажды мы зашли к начальнику цеха. В кабинете было жарко, душно. Вместо того чтобы повернуть ручку фена, расположенную рядом с креслом, он нажал кнопку и вызвал секретаря. Вошел молодой человек (секретарями в Индии, как правило, работают мужчины). Получив указание включить фен, он вышел в приемную, нашел своего подчиненного и передал ему распоряжение. Наконец, рассыльный зашел в кабинет и включил фен. В Индии это в порядке вещей, и виновны в этом кастовые предрассудки. Любой из нас мог бы включить фен, но нельзя: потеряешь авторитет. Это произошло в начале нашего знакомства. Впоследствии, когда индийские специалисты лучше узнали нас, отношения определялись деловыми качествами, но предрассудки зачастую были сильнее их.

В Индии строго соблюдается время чаепития. Два раза в день, в 11 и 16 часов, делается короткий перерыв на чай. Как-то на производственном совещании, носившем напряженный характер, забыли о нем. Индийцы из вежливости не напомнили, но через несколько дней некоторые из них с осуждением вспомнили об этом. На следующем совещании в установленное время был подан чай с лимоном и кофе с молоком. Индийцы заулыбались, польщенные оказанным вниманием. Во время чаепития мы сказали им, что предыдущее совещание прошло без чая по той простой причине, что не сработала сфера обслуживания, и что у нас нет никаких оснований нарушать установленные традиции, которые не мешают работе, а, наоборот, способствуют лучшему взаимопониманию.

На производственных совещаниях ведутся рабочие протоколы. В них со стенографической точностью записываются все высказывания. Такой протокол неудобен в работе. В подробностях тонет главное. И когда мы составили короткий протокол, где были зафиксированы лишь решения и сроки их выполнения, то на следующий день начальник цеха мистер Кутти удивленно спросил:

А почему такой короткий протокол? Ведь мы так все подробно обсудили!

Ничего! Мы пожалели ваше время и бумагу.

Каково же было паше удивление, когда на следующий день мы увидели на своих столах толстые пачки бумаги!

На предприятиях в Ориссе существует еще одна, на наш взгляд странная, традиция: независимо от режима того или иного предприятия его могут посетить все родственники работающего. Приезжают десятки нарядно одетых людей всех возрастов: от ребятишек, только что научившихся ходить, до глубоких старцев. На заводе им оказывают большое внимание. Их везде водят, все показывают, подробно отвечают на все вопросы. А сами служащие с гордостью рассказывают о своей работе. Возможно, для штата, который встал на путь строительства новой жизни, это не так уж и плохо - пусть все знают, как строится эта жизнь.

Закладка любого здания - будь то храм, или школа, или же промышленное предприятие - обставляется в штате очень торжественно. Все как положено: и раскалываются кокосовые орехи, и кладутся под фундамент монеты, и обязательно найдутся почетные граждане, которым выпадает честь положить первый кирпич.

Не менее торжественно отмечается и окончание строительства. В честь этого события сооружаются трибуны, их обрамляют цветами и иллюминируют, разбивают парки, строят бассейны с фонтанами. Все делается для того, чтобы этот день оставил о себе добрую память у как можно большего количества людей. После официальной части обычно для строителей и почетных гостей устраивается прием и концерт, а для остального населения на богато иллюминированной главной площади города - грандиозный фейерверк.

На одном из таких концертов выступала знаменитая исполнительница классических танцев Ориссы Саньюкта Паниграхи с мужем Шри Рагхунатхом Паниграхи. Мы как зачарованные смотрели на древние изящные танцы, и перед нами оживали бессмертные каменные фигуры на стенах древних храмов Ориссы.

Удалось побывать нам и на концерте другой известной танцовщицы - Индрани Рахман, которая воплотила в своем искусстве лучшие черты традиционной индийской хореографии. В ее вдохновенных танцах оживают поэтические сцены древнего эпоса, мифические герои народных сказаний, барельефы, фрески, скульптуры храмов. Она исполняет классические танцы, творчески осмысливая каждый жест, в точности передавая значение этих жестов, заложенное в них еще в древности. Танцевальное искусство Ориссы привлекло Индрани техническим совершенством и утонченностью, возможностью достичь наивысшей выразительности исполнения. Тонко чувствуя музыку, обладая незаурядным интеллектом и удивительно широким взглядом на современное искусство, Индрани сумела раскрыть красоту этих стилей, возродить танцы Ориссы не только для Индии, но и для других стран…

В создании новой Ориссы, кажется, хотят принимать участие все. Даже… махараджи. Рассказывают, что махараджа из города Джейпур усиленно добивался разрешения на строительство завода точного машиностроения в Корапутском дистрикте. Получив отказ, он попытался вложить деньги в новый автомобильный завод. Но и здесь ему отказали. Не удалось махарадже пустить свои баснословные капиталы в оборот! Мы заинтересовались личностью махараджи, пожелавшего помочь штату. Однажды нам сказали, что мы можем посетить махараджу в его резиденции в Джейпуре. Дворец - два десятка зданий - расположен на окраине города. Большинство строений и огромный сад - в запустении. Махараджа с семьей занимает несколько двухэтажных домов, обнесенных стеной и охраняемых личной стражей.

Наша машина въехала через главные ворота и остановилась у парадного подъезда. В большой приемной (которая также давно нуждается в ремонте) нас представили служащему. Через несколько минут со второго этажа спустился пожилой, представительный мужчина и сообщил, что нас скоро примут, а пока нам предложили сесть за большой стол и выпить соку, который тут же принесли в запотевших бокалах. Мы обратили внимание, что в помещении и во дворе много праздно шатающихся слуг. Вдруг те слуги, что находились в холле, пришли в легкое замешательство: со второго этажа спускалась стройная средних лег женщина в сари.

До чего хороша и удобна эта национальная одежда индийских женщин! Тысячи женщин во всем мире ежегодно ломают голову над созданием новой моды, не всегда находя по-настоящему красивые линии, удобные модели. Иногда мода, не успев родиться, отмирает, иногда она принимает уродливые, противоестественные формы. Сари неизменно, уже несколько веков, украшает индийскую женщину. А ведь это обыкновенный кусок материи, длиной в семь метров без всяких швов. Правда, нм нужно уметь задрапироваться, и тогда оно удивительно тонко подчеркивает женственность и изящество фигуры или, наоборот, скрывает ее недостатки. Преимущества сари перед другими видами женской одежды в условиях Индии очевидны. Оно одинаково удобно и выгодно для женщины с любой фигурой, с любым достатком и в любую погоду. Куском сари, перекинутым через плечо, женщина укрывает голову от палящих лучей солнца. Красиво смотрятся на женщинах и простые сари из хлопчатобумажной ткани, и дорогие праздничные, расшитые золотыми и серебряными нитями, вышитые по краям затейливыми орнаментами…

Это была махарани. Она представилась, извинилась, сказав, что ее муж уехал на лечение.

Если вам что-нибудь угодно, я постараюсь сама решить вопрос, - предложила она свои услуги.

Мы - ваши соседи. Хотели просто нанести визит вежливости и, если возможно, посмотреть дворец и его достопримечательности.

О! Благодарю вас! - ответила махарани и тут же дала какие-то указания управляющему. Забегали слуги, появились люди с ключами.

Махарани любезно пригласила нас осмотреть «некоторые вещи» и направилась к стоящему в центре двора зданию. Служащие долго возились с замками. Наконец, тяжелые, массивные двери заскрипели, и мы вошли в большой зал, где было собрано множество различных ценностей: на стенах - старинные картины и барельефы из слоновой кости; по периметру зала располагалась богатейшая коллекция холодного и огнестрельного оружия, кажется, всех веков, в центре зала - два больших парадных старинной работы кресла-беседки, надеваемых на слонов во время торжественных выездов. Одно кресло серебряное с полудрагоценными камнями, другое - отделано слоновой костью. Тонкая резьба и филигрань поражали своей красотой. Это были настоящие произведения искусства замечательных индийских умельцев. Рядом с креслами возвышались сундуки с инкрустированными крышками, какие-то большие тюки, по-видимому, ковры. Всюду множество серебряных сосудов с богатейшей художественной чеканкой.

Других помещений, кроме зала, нам не показали, сославшись на пропажу ключей. Но и без того наш визит затянулся. Поблагодарив махарани за любезный прием и за приглашение повторить визит, когда вернется муж, мы попрощались.

На обратном пути было о чем подумать. Сколько десятков тысяч тружеников работало в течение многих лет, создавая изумительные по красоте вещи, и теперь они пылятся за ржавыми замками. Махараджа крошечного княжества собрал за этими замками сказочные богатства, в то время как, по подсчетам индийских экономистов, около 65 процентов населения находится на грани нищеты.

И все же у Ориссы есть будущее. В недалеком времени она займет достойное место в экономических преобразованиях страны.

Орисса – удивительный штат в восточной части Индии. С туристической точки зрения Орисса, возможно, не так популярна, как другие штаты, например, Гоа, Керала или Кашмир. Этот регион Индии стоит особняком. Он отличается рядом достопримечательностей – от религиозных памятников до естественных красот природы. Если вы - путешественник, который не любит проторенных дорог, то Орисса как раз для вас. Здесь вы сможете увидеть и посетить несколько замечательнейших мест. Вот некоторые из них.

Очевидно, что главная причина, по которой люди посещают Ориссу - чтобы увидеть храм Джаганнатха в городе Пури. Это один из самых больших храмов в Индии и он постоянно привлекает толпы индуистских паломников. Лучшее время для посещения этого места - во время проведения фестиваля Ратха (Rath Festival), проходящего здесь во второй половине августа. Однако учтите, что город в эти дни будет переполнен толпами людей. Поэтому, если такой вариант вас не устраивает, приезжайте в любое другое время.

В Ориссе понравится и любителем пляжного отдыха. Пляж Сваргдвар в городе Пури, несомненно, лучший во всем штате. Кстати, в переводе с хинди Swargadwar означает «Небесные врата». Любой, кто захочет спокойно провести время на песчаных берегах Бенгальского залива, сможет найти умиротворение в стенах этого гостеприимного города. Здесь есть превосходные многозвездочные отели и курорты. Пища довольно хороша, хотя, главным образом, состоит из вегетарианских блюд. Причина в том, что население города Пури весьма религиозно и поклоняется божеству Джаганнатха. Пляж славится своими морскими раковинами и крабами. Здесь можно покататься на пони или заняться другими традиционными видами морских развлечений. В этой части света вы сможете любоваться также самыми прекрасными восходами и закатами солнца.

Этот храм является достопримечательностью 13 века. Он знаменит своей архитектурой и богатым историческим наследием. Храм спроектирован безупречным образом и по форме напоминает колесницу (на хинди – «rath»). Он находится в маленьком городке Конарк, недалеко от Пури. Туда можно лег""ко добраться на автомобиле. Вся местность здесь как бы окутана безмятежным спокойствием. Среди уникальных резных украшений храма можно увидеть и такие, которые имеют эротическую направленность. Они очень похожи на резьбу, изображающую сцены из Камасутры в знаменитом комплексе храмов Кхаджурахо (Khajuraho) в штате Мадхья-Прадеш.

Если вы любитель природы и вам нравится наблюдать за птицами, лучшего места, чем озеро Чилика, вы не найдете во всей Индии. Оно считается одним из самых красивых и фотогеничных. Это солоноватое озеро является крупнейшим на территории Азии и занимает площадь более тысячи квадратных километров. Само собой разумеется, что это место привлекает к себе множество видов птиц, в том числе и несколько мигрирующих видов. Здесь вы можете наслаждаться катанием на лодке. А если повезет, то даже увидите одного-двух дельфинов. Да-да, озеро Чилика является местом обитания некоторых здешних видов дельфинов.








Озеро Чилика (Chilika Lake)

(выделенным из ) на западе, штатом на севере и Восточным Бенгалом на северо-востоке.

Вдали от центрального "золотого треугольника", иностранных туристов мало, но вы увидите много бенгальцев путешествующих в семейных группах по всей прибрежной Орисса. Эти окраины с их минимальной инфраструктурой и перегруженным общественным транспортом, интересны в первую очередь, исследователям дикой природы, птиц или животного мира, интересующимся храмами или племенной культурой.

Одиша (Орисса) занимает около 155.707 км. На территории штата можно выделить четыре географических района: восточное плато, центральный речной бассейн, холмы на востоке и побережье. В штате протекает шесть рек, имеющих важное значение: Субарнарекха, Будхабаланга, Байтарани, Брахмани, Маханади и Русикулья. Западные и северо-западные районы штата богаты минералами. .

Население Ориссы (Одиши) составляет около 30 млн., из них 22% - , адиваси, или "племенные" (буквально "первые") люди, которые обитают восновном в районах Маюрбхандж, Кеонджхар, Сундаргарх и Корапут.
В недоступных цивилизации уголках многие племена смогли сохранить уникальные культурные и языки. В вы можете встретить вывески "племенных туров". посещать племена не рекомендуется или прямо запрещено в зависимости от региона, иногда просто опасно, местные турфирмы сами делают необходимые разрешения и обеспечивают посещение только дружественно-настроенных к туристам адиваси.

Родной язык жителей Ориссы – ория, но большинство из них понимает и хинди. Часть населения говорит также на бенгали, телугу, урду, немного на гуджарати, кроме того, встречаются различные племенные диалекты. Образованная
часть населения понимает английский.

Несмотря на то что Орисса - один из беднейших регионов Индии, штат Орисса обладает своеобразным и богатым культурным наследием. Прибрежные равнинах место концентрации исторических и религиозных памятников.
Орисса знаменита своей древней традицией искусства и архитектуры.

История Ориссы
Древнейшие памятники относятся к 3 веку до н.э.
О былой славе Ориссы рассказывают остатки колонны Ашоки, превращенные в лингам Шивы в храме Бхаскарешвары в Бхубанешваре, львиная капитель колонны Ашоки, которая сейчас находится в Государственном музее.
Второй этап развития искусства Ориссы представлен пещерными храмами Кхандагири и и настенными надписями, рассказывающими о кратком, но богатом событиями периоде правления Кхаравелы в 1 веке до н.э. Изображения нагов и якшей, найденные в окрестностях Бхубанешвара, относятся к периоду после Кхаравелы. Еще один памятник древности – Шишупалгарх неподалеку от Бхубанешвара.

Расцвет искусства Ориссы приходится на 7-13 века н.э. Самые ранние храмы вокруг Бхубанешвара были построены при банпурской династии Сайлодбхава. Бхаумакары, Сомавами и блистательные Ганги известны прежде всего благодаря храмовому строительству. Самый древний из сохранившихся храмов – это храм Парашурамешвары в Бхубанешваре. Храм Лингараджа в Бхубанешваре, храм Джаганнатха в Пури и храм Солнца в Конараке – молчаливые свидетели былого величия Ориссы. Еще несколько примеров архитектуры Ориссы – храмы Раджарани и Муктешвары в Бхубанешваре, храм Бираджи в Джайпуре, храм Кичакешвари в Кхичинге и храмы в Ранипур-Джхариале.

Орисса также знаменита своими ремеслами. Следует в первую очередь упомянуть каттакское серебро, резьбу по рогу из Каттака и Парлакхемунди и знаменитые аппликации из Пипили. Особого внимания заслуживает уникальная роспись Ориссы – паттачитра. Изделия из бронзы – особенно вазы и подсвечники привлекают своей красотой и долговечностью. Еще одно интересное направления местного искусства - вазы и блюда из черного камня Нилагири и Кхичинга и разноцветные каменные . Вы будете очарованы домотканой одеждой из шелка и хлопка, особенно сари. Сари из Самбалпури и пата из Маниабандхи славятся неповторимостью текстуры и орнамента.

Жители Ориссы любят праздники и ярмарки. Празднества связаны с религиозной практикой, но в атмосфере праздника часто отступают на второй план. Большинство праздников отмечается по всему штату, но в некоторых местах есть и свои собственные праздники, которые соотносятся с временем года. Особенно веселая атмосфера царит на Чандан , Снана ятра и Ратха ятра в Пури, хотя последний из этих праздников отмечается и в Барипаде, и в Атхагархе, и в Дхенканале, и в Корапуте, и в других местах, даже за пределами штата. Весь штат празднует -пуджу, особенно в Каттаке. В разных уголках Ориссы отмечают -пуджу, или

Орисса (Orissa ) - штат на востоке Индии. Столица и крупнейший город - Бхубанешвар .

На побережье Индийского Океана практически отсутствуют удобные места для портов, за исключением Парадипа. Прибрежная полоса и дельта реки Маханади отличаются исключительно высоком плодородием. В условиях регулярных и обильных дождей снимаются два урожая в год.

Штат знаменит своими храмовыми комплексами - в первую очередь такими, как Конарк, Пури и Бхубанешвар.

Туристы посещают преимущественно храм Джаганнатх в Пури и храм Солнца в Конарке. Знаменит также храм Лингараджа в Бхубанешваре.

В плотнонаселённой прибрежной зоне обитают преимущественно народы, говорящие на языке ория. В Ориссе бывают мощные циклоны. В октябре 1999 от тропического циклона 05B погибло десять тысяч человек, были сильные разрушения.

В Ориссе имеются существенные залежи минерального сырья, и штат инвестируется иностранными фирмами. В Ориссе имеется развитая промышленность по производству стали и алюминия. В штате сравнительно развитая инфраструктура. Орисса является также центром информационных технологий.

Подавляющее большинство населения штата - индуисты, принадлежащие к самым разным направлениям. Большинство из них - это шактисты, шиваиты и вишнуиты. Вишнуизм (другое название - вайшнавизм) особенно распространён в Ориссе, так как здесь расположена одна из величайших святынь вайшнавизма - храм Джаганнатхи в Пури. Большинство вайшнавов Ориссы принадлежат к бенгальской ветви вайшнавизма - гаудия-вайшнавизму.

В 2008 году в штате в результате погромов 50 тыс. христиан покинули свои дома, погиб 81 человек, было разрушено и сожжено 4677 домов, 236 храмов и 36 монастырей.

Своеобразное и богатое культурное наследие Ориссы ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Достопримечательности штата Орисса

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури , где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. В Конараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Штат Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра. Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение по штату Орисса практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

I. Россия – Индия

Индия является одной из самых древней сохранившихся цивилизаций. Выдающиеся умы прошлого века говорили о грядущем гармоничном сочетании древней мудрости Индии с творческой энергией исторически молодого народа России (СССР):

Свами Вивекананда – выдающийся индийский философ и общественный деятель, говорил: "Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия". В его работах указывается, что будущее возрождение планеты начнется с России.

Е. И. Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира".

Н. К. Рерих называл Индию духовной сестрой России.

Махатма Ганди : «Россия спасет мир, но путь ей укажет Индия».

Движение России и Индии навстречу друг другу – это движение к собственным истокам :

Предками большинства населения Северной и Центральной Индии были арии , начавшие миграцию в Индостан с территории нынешней России и Средней Азии во II тысячелетии до нашей эры.

Первым европейцем, достигшим берегов Индии, стал именно русский человек, тверской купец Афанасий Никитин .

Индия – естественный геополитический союзник России. На протяжении веков между ними никогда не было никаких конфликтов, никаких противоречий, никаких столкновений интересов, а лишь инстинктивно – глубинная тяга друг к другу.

II. Благословенная Орисса

Штат Орисса на карте Индии

Уникальность штата Ориссы в следующем:

1. В Ориссе впервые прозвучало Учение Шамбалы Калачакра-тантра , которую не только можно, но и нужно рассматривать не только как технику достижения просветления (состояния Будды), но и как учение о счастливой семье на уровне всей цивилизации. Человеком, вернувшим Учение Шамбалы людям, стал индийский мастер Чилипа из Ориссы. Он много путешествовал в поисках Шамбалы, долгими часами размышлял о ней и Калачакре. В итоге, в 966 году он возвращается в Индию, получившим одно из высших посвящений и ставший одним из величайших знатоков тантры за пределами Шамбалы. Как явное доказательство посещения "земли святых" он принес с собой свитки с "Великим комментарием" кулики Пундарики, одного из правителей Шамбалы, к Калачакре-тантре. Если взглянуть на это учение без монашеских установок, его суть будет заключаться в гармоничном союзе двух начал, т. е. мужского и женского. В переводе с санскрита, «Шамбала» означает «источник счастья» . С точки зрения развития всей человеческой цивилизации, личное и семейное счастье является главным. Без продолжения рода любая цивилизация быстро вымирает. Живя в современном мире, имея семью и работая над собой для построения гармоничных отношений, человек проделывает не меньшую духовную работу, чем ушедший из мира гималайский монах.

2. Орисса – это часть древнего королевства Калинга . Первый индийский император Ашока после завоевания этой страны принял буддизм с его главной идеей гармонии и ненасилия. В 261 году до нашей эры Ашока вторгся в пределы Калинги и подчинил ее. Но эта победа досталась ему ценой такого страшного кровопролития, что царь изменил свои убеждения, принял буддизм и остаток жизни проповедовал мир и ненасилие. Остатки построенной в Ориссе колонны Ашоки, на которых были высечены его указы и наставления народу, сегодня превращены в лингам Шивы в храме Бхаскарешвары в столице Штата. А венчающая эту колонну львиная капитель Ашоки (являющаяся гербом современной Индии), сейчас находится в Государственном музее. В Дхаули, который находится у главной дороги в Пури, находится наскальный эдикт Ашоки, увековечивающий битву 260 г. до н. э., которая дала императору власть над восточными морскими портами и позднее позволила его миссионерам распространять буддизм (государственную религию Ашоки) по всей Азии. В свое время дед Ашоки – Чандрагупта служил Александру Македонскому . После смерти Александра в Вавилоне в 323 году До нашей эры, Чандрагупта завоевал престол Магадха – древней страны в Индии, на побережье Индийского океана, часть ее территорий сегодня занимает штата Орисса. В конце жизни Чандрагупта отказался от трона и принял аскезу, закончив жизнь от самоголодания.

3. Владимир – древняя столица Руси и Бхуванешвар – нынешняя столица штата Орисса имеют общий смысл названий, связанный с владением миром: Владимир означает «Владеющий миром» , а Бхуванешвар – «Властелин мира» . Между Владимиром и Бхуванешваром ведется работа по официальному оформлению статуса этих городов как городов-побратимов.

4. Орисса является одним из самых почитаемых священных мест индуистов. Ее можно назвать сердцем Индии , в ней сохранились самые древние традиции этой страны.

5. Существуют версии, что Иисус Христос был в Ориссе и проходил обучение в Пури в Храме Джаганат («Создатель Вселенной»), который является одним из четырех самых почитаемых храмов Индии:

В 1894 году русский журналист Николай Нотович опубликовал загадочную и дерзкую книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа », в которой изложил содержание найденной им в 1888 году древней рукописи, хранившейся в буддийском монастыре Хемис , расположенным на Севере Индии, в Ладаке , который является частью Кашмира. Ладак является западной частью Тибетского плато и закрыт высочайшими горными массивами нашей планеты – Главным Гималайским хребтом с юга и Каракарумом с севера. Переведенная на русский язык, загадочная рукопись называлась «Жизнь святого Иссы – лучшего из сынов человеческих». Это была рукопись на языке пали, переведенная, в свою очередь, с санскрита. Копии этого манускрипта находились во дворце Далай-ламы и в нескольких монастырях, включая Хемис, в который Николаю Нотовичу посчастливилось добраться в 1887 году. Русский журналист, естественно, захотел увидеть этот документ, но лама наотрез отказался. Однако так случилось, что когда Нотович уже уезжал из монастыря, он упал с лошади и повредил ногу. Он был вынужден вернуться и за ним стал ухаживать лама. Желая как-то утешить своего гостя, лама принес ему желанную рукопись. Нотович также сумел найти переводчика и записал с его слов всю историю Иссы. Именно на основе этих записей он опубликовал свою книгу.

Следует отметить, что в Коране Христос именуется Иссой, и вообще, «иша» – это корень санскритского слова «Ишвара», что означает буквально «Верховный Повелитель». Это слово не случайно присутствует в названии столицы Ориссы городе Бхуванешвар («Властелин мира»). Из древней рукописи, найденной Нотовичем, явствует, что Иисус в течение шести лет изучал священные книги Индии (Веды), а также учил других, в том числе в Пури. Именно там начала формироваться его философия. Он увидел, что ведические знания имеют огромную ценность, однако могут быть неправильно использованы. Так, жрецы-брахманы эксплуатировали низшие классы, особенно шудр, проповедуя, что ведические знания предназначены только для высших сословий. Иисус взял на себя задачу исправить положение и стал распространять ведические знания среди шудр. Так началась его деятельность как религиозного реформатора. Тогда, движимые желанием отомстить, брахманы из нынешнего штата Орисса организовали заговор с целью убить Иисуса. Было совершено несколько покушений на жизнь Иисуса, которые не удались. В результате он покинул Пури, чтобы никогда туда не возвращаться. Затем Иисус совершил путешествие в Непал. Там, высоко в Гималаях, он провел еще шесть лет, преподавая духовную науку. Потом отправился в Персию, где выступал против концепции двух богов: бога добра и бога зла. «Есть только один Бог, - учил Иисус, - и это Отец наш Небесный». В рукописи найденной Нотовичем также утверждалось, что могила Иссы находится тоже в Индии.

Следующим человеком, кто оповестил всему миру о существовании рукописи об Иссе, был Абхедананда Свами – ученик Рамакришны (1836 – 1886 гг.) – одного из наиболее почитаемых религиозных лидеров Индии. Другим учеником Рамакришны был Свами Вивикананда , сказавший, что «Россия станет лидером и поведет за собой весь мир, но путь ей укажет Индия ». Абхедананда Свами был знаком с книгой Нотовича, однако он не верил ей. В 1922 году он сам отправился в Гималаи и посетил тот самый буддистский монастырь. Какого же было его удивление, когда он воочию увидел эту рукопись, и когда он попросил перевести ее на бенгали (его родной язык), ее содержание практически не отличалось от книги русского журналиста. Абхедананда Свами написал о своем путешествии в книге "Из Кашмира в Тибет ".

Однако на Западе все равно продолжали оставаться скептики, поскольку и Нотович, и Абхедананда не знали пали и пользовались лишь переводами. Данный вопрос раз и навсегда решили Николай Константинович Рерих и его старший сын Юрий . Последний был известным ученым-языковедом, знавшим несколько десятков языков и наречий. В 1925 г. они также увидели и перевели «Тибетское Евангелие », о чем сохранились записи в дневниках экспедиции и в изданных впоследствии ее материалах. Н. К. Рерих написал в книге «Алтай-Гималаи » о пребывании Иисуса Христа в Тибете и Индии : «Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться В существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько, так называемых, апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы! Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам – к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину – Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам. Записи лам говорят, что Иисуса убил не еврейский народ, но представители римского правительства. Империя и богатые – капиталисты – убили Великого Общинника, несшего свет и трудящимся и бедным. Путь подвига Света!».

В книге американского автора Леви Х. Доулинга «Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея» середины XIX века также утверждается, что Иисус Христос был в Пури , куда его пригласил некий принц из Ориссы по имени Раванна, путешествовавший по миру в поисках мудрости. Иисуса принимают учеником в вышеуказанныЙ храм Джаганнатх, в котором он изучает Веды и основные законы Индуизма. Иисус проводит в храме Джаганнатх 4 года, причем не только в качестве ученика, но и, в свою очередь, разъясняя брахманам свое понимание истины, мудрости, спасения и веры. Возможно, действительно в Пури, в храме Джаганнатх, пересеклись древний индуизм и раннее христианство, у которых главная идея одинакова – «Бог есть Любовь».

Кашмирская гипотеза утверждает, что после распятия Иисус вернулся в Индию. Немецкий журналист А. Фабер-Кайзер был настолько уверен в правильности этой гипотезы, что написал захватывающую книгу «Иисус умер в Кашмире », в которой повествуется о том, что после распятия Иисус остался жив и снова отправился на Восток, на этот раз под именем Юз Азаф. Поселившись в Кашмире, Иисус женился, прожил долгую жизнь и умер своей смертью в преклонном возрасте. Еврейская община в Шринагаре, столице Кашмира, из поколения в поколение сохраняет благоговейное отношение к склепу, считая, что в нем захоронен Иисус.

Другой немецкий автор Хольгер Керстен в своей книге «Иисус жил в Индии » (2006) предоставил множество теологических, археологических и исторических доказательств, реконструируя неизвестную жизнь Иисуса до его распятия и после. Автор пытается понять, кем был этот человек на самом деле, откуда пришел и куда ушел. Действительно, что делал Иисус между 12 и 30 годами своей жизни? В Евангелиях нет никакой информации об этом, а между тем каждый год человека, который изменил историю всей планеты, достоин самого пристального внимания и изучения.

6. Первыми учениками Будды стали два купца из Ориссы – Тапусса и Бхаллукха.

7. В Ориссе переплелись индуизм, буддизм и христианство.

8. Имея процветающие морские порты на побережье, Орисса уже с V века до нашей эры несла по всей Юго-Восточной Азии достижения блистательной индийской цивилизации. Считается, что первый царь Цейлона Виджая был родом из Ориссы .

9. Столица штата Орисса город Бхубанешвар – важный центр индуистского паломничества. Его часто называют «столицей храмов Индии ». Почти за две тысячи лет – в период с III века до нашей эры по XVI век нашей эры здесь было построено более 7000 индуистских храмов . Сегодня сохранилось лишь порядка 500 из них. Главный храм Бхубанешвара посвящен Шиве, о чем можно догадаться даже из его названия – Шивалингам . Само название города – «Владыка мира» является эпитетом Шивы. В индуистской религии лингам или фаллос, или мужской детородный орган в стадии эрекции является символом созидательной силы мироздания, символом неизбежного торжества жизни над смертью. Кратко, суть индуизма – это фраза «бог – это любовь », но не только и не столько эротика и сексуальность, а любовь детей к родителям и родителей к ребенку, любовь мужчины к женщине, супруги к мужу, слуги к господину, любовь к природе. Более того, в любви женщины и мужчины на первый план выдвигается нежность, почитание, чистота чувств.

10. Орисса – родина танца Одисси , или иначе Орисси. Орисса славилась своими танцовщицами, создавшими особый стиль танца, который существует и поныне. В наше время проходят ежегодные фестивали танца Одисси / Орисси – потрясающее и неповторимое зрелище.

11. В Ориссе расширяется не только культурное, но и экономическое сотрудничество между Россией и Индией в частности в области производства титана и других металлов, используемых в космической и других сферах. Как известно, Титаны – боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана. Имя "титаны" – догреческого происхождения и связанно с солнечным жаром или владычеством, т. е. не случайно в Ориссе был построен Храм Бога Солнца в Канораке, а ее столица была названа Бхубанешвар, что означает «Властелин мира». Если углубиться в истоки нашей цивилизации, выросшей из Шумера, то само название «Титан» происходит от шумерского слова ТИ.ТИ.АН , имеющее два значения – «Дыхание жизни Ану» (сыновья Ану – Нефелимы), а также «Духи Звёзд» (Звёздные Люди).

III. Священный город Пури

Храм Джагонат в Пури

1. В Пури, расположенном на берегу Индийского океана, находится один из четырех самых почитаемых храмов Индии , посвященный богу Джаганат и носящий его имя. Построен в ХI – ХIII веках нашей эры, т.е. в период становления Владимирской Руси . Бог Джаганат – «Создатель Вселенной » – одно из проявлений бога Кришны , открывшего миру учение о Йоге на Курукшетре.

2. Ежегодно в Пури проводят фестиваль колесниц или Ратха-ятра, который является одним из древнейших праздников на планете . Его возраст, согласно ведическим писаниям, составляет, по меньшей мере, 5000 лет, хотя представители современной индологии помещают датировку начала традиции в III век до нашей эры. Шествие колесниц символизирует возвращение Кришны в образе Джаганата, а также Его брата Баларамы и Его сестры Субхадры во Вриндаван , где прошло Его детство. В фестивале принимают участие до миллиона человек. Уже много лет подряд этот праздник проходит во Владимире , чье название, как и Джаганат, означает «Владеющий Миром». Шествие по улицам Владимира сопровождается пением ведических гимнов и разбрасыванием с колесницы фруктов и сладостей. По традиции, Ратха-ятра приурочивается ко Дню индийской культуры, проводимому ежегодно во Владимире. Для шествия наряженной Колесницы с шатром высотой около 7 метров, на которую водружается алтарь Господа Вселенной, власти предоставляют аллею в центральном парке. В России, помимо крупных городов, Ратха-ятры проводятся даже на Кавказе , что, по мнению устроителей праздника, должно способствовать гражданскому примирению в регионе.

3. Многие верят, что Пури – это один из городов, где обретают спасение (мокша-пури) и как считается, одна из обителей Бога на Земле.

Дворец Махараджи в Пури

4. Во Дворце Махараджи можно увидеть огромный портрет Махараджи Кералы, выполненный нашим соотечественником Николаем Рерихом .

5. В прошлом, Пури был центром паломничества буддистов , которые прибывали почтить зуб Будды .

6. Сегодня здесь находится популярный бальнеологический курорт.

IV. Храм Солнца в Конараке

В 33 километрах от Пури и в 66 км. от столицы Ориссы города Бхуванешвара, находится местечко Конарак, где расположен знаменитый Храм Солнца (Сурьи), считающийся одним из красивейших религиозных сооружений мира и входящий с 1984 года в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Храм Солнца в Конараке, или Черная пагода , как называли ее раньше европейцы, считается высшим достижением архитектуры штата Орисса и шедевром мирового значения. «Конарак» на санскрите значит «угол солнца», то есть угол Ориссы, где почитают бога Солнца.

Храм напоминает гигантскую колесницу, в которой бог солнца, Сурья, каждый день совершает путешествие по небу с востока на запад . В основании колесницы, представляющей собой платформу четырех метров толщиной, вырублено 24 больших колеса, 12 с одной и 12 с другой стороны колесницы. Одни утверждают, что колеса призваны символизировать 24 часа , составляющие сутки, другие – что это напоминание о 12 месяцах года . Изначально впереди храма стояли статуи семи лошадей – по количеству дней в неделе . Ежегодно в апреле в Храме проходит фестиваль колесниц, называемый Ашокаштами.

Главным архитектором и главным скульптором был Садасив Самантарай Махапатра , местный житель, как и большинство мастеров.

Как и комплекс храмов в Кхаджурахо, Храм Солнца в Конараке называют в путеводителях "храмом любви" из-за их барельефов, посвященных теме раскрытия любви. И люди, и боги на стенах храма заняты или любовью, или приготовлением к ней. В их каменном послании из глубины веков звучит ясная мысль – земная любовь угодна богам. Эротические скульптуры украшают многие храмы Ориссы, построенные в X–XIII веках. В то время тантризм с его эротическими ритуалами оказал влияние на все направления индуизма, а Орисса является одним из самых священных городов многочисленных последователей этой религии. С другой стороны, эротические барельефа Храма Солнца не сильно вписываются а Тантру, если исходить из предположения тантриков о космическом единстве, макрокосмоса и микрокосмоса, достигаемого во время полового акта мужчины и женщины. Сцены группового секса, а также присутствие слуг, поддерживающих главных участников действия, не отвечают главной цели этого тантрического ритуала - превращение мужчины и женщины как бы в один неподвижный энергообменный узел с переходом обоих в некое психическое состояние. Вероятно, что в декоре храма Солнца в Конараке и храмов в Кхаджурахо нашло отражение что-то иное, возможно тайное, известное только узкой группе лиц. Возможно, что они решили по какой-то причине вынести на стены храмов тайное учение или подать знак потомкам. Никто толком не знает, почему храм был воздвигнут именно в этом месте, но известно, что еще до начала строительства храма это место считалось священным. Быть может это одно из мест сосредоточия древней мощной энергии, способной пробудить, как дремлющие духовные способности, так и дать мощнейший импульс к обновлению и восстановлению человеческого тела?

Бог Сурья в сапогах

Самым банальным было бы представить эти барельефы как представление людей того времени о счастье, здоровье, молодости, а еще хуже – жизнь и нравы царского двора. Но тогда зачем все это было нужно изображать на стенах храмов? Более того, фигуры не только выполнены с огромным мастерством, но их создателей еще отличало и чувство юмора . Например, на одном барельефе изображены три женщины , каждая на свой лад ублажавшая стоявшего мужчину, который избрал так и оставшийся непревзойденным метод стимулирования их изобретательности – в поднятой руке он держал мешочек с деньгами.

Индийские ученые говорят о влиянии на архитектуру Храма Солнца культуры скифов-солнцепоклонников , пришедших в Северную Индию в I веке и ожививших забытый к тому времени ведический культ Солнца в Индии. Историков удивляют сапоги бога Солнца - подобные носили скифы.

В связи со скифским следом в архитектуре Храма Солнца, заслуживает более пристального внимания само имя основателя буддизма, который был из сословия кшатриев (воинов). Будда Шакьямуни был родом из индоарийского (скифского) племени сакьев. Шакья (Сакья) – название рода, муни – мудрец. Таким образом, Шакьямуни (Сакьямину) переводится как мудрец из рода Шакьи (Сакьи).

Женоподобная фигура бога Сурьи, как и дошедшие до нас барельефы египетского фараона-реформатора Эхнатона, говорят о достижении ими уровня создания, выходящего за дуальность, в которой пребывает этот мир. Это – интеграция в своем сознании двух великих нераздельных начал Мироздания.

Высота Храма составляла не менее 70 метров (как символ вечной любви мавзолей Тадж-Махал ). Видимо не зря верхней частью святилища являлся круглый плоский камень, а завершала купол калаша – каменная ваза (чаша). Камень и чаша всегда были символами высокого служения эволюции человеческого сознания. Как подтверждение своей высокой миссии Рерихи получили от Гималайского Белого Братства и Камень Чинтамани – дар Ориона и Чашу Будды, содержащую в себе высокочастотную психическую энергию.

Свод Храма Солнца в Конараке поддерживают железные балки длиной более 10 метров, которые за 700 лет не тронула ржавчина . Многие восхищаются Железной колонной в Дели в Кутб-Минаре, а ведь ее высота чуть меньше 7 метров. Древний секрет выплавки нержавеющего железа, известный нашим предкам, нами пока не еще не раскрыт.