Что внутри лувра. Музей Лувр – национальное достояние Франции

Что внутри лувра. Музей Лувр – национальное достояние Франции
Что внутри лувра. Музей Лувр – национальное достояние Франции

Лувр (Париж) - подробная информация о музее с фото. Режим работы Лувра, планы (схемы) и коллекции музея, где купить билеты, официальный сайт.

Музей Лувр в Париже

Лувр - художественный музей в Париже , один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек.

Первоначально здание дворца Лувра - это оборонительная крепость в низовьях Сены, превратившаяся впоследствии в один из главных королевских резиденций.

Лувр был основан в 1793 году. Музей представляет собой 73 000 кв. метров произведений искусства от времен Средневековья до середины 19 века, а также античных времен. В нем хранится около 35 000 экспонатов, некоторым из которых 7 000 лет.

В непосредственной близости от Лувра расположен сад Тюильри - один из крупнейших и старейших парков центра Парижа. Замечательный образец ландшафтного искусства и музей скульптур под открытым небом, а также отличное место для отдыха и релаксации в сердце большого города.

Отделы Лувра

Лувр разделен на 8 отделов:

  • Отдел египетских древностей
  • Отдел греческих, этрусских и римских древностей
  • Отдел восточных древностей
  • Отдел искусства исламских стран
  • Отдел живописи
  • Отдел скульптур
  • Отдел графики
  • Отдел предметов искусства

Коллекции

  1. Искусство Древнего Ближнего Востока (7500 год до н.э. - 500 год н.э.) - экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок, распределены по географическому признаку (территория современных Ирана, Ирака, Сирии, Турции и т.д.). Собрание включает элементы отделки дворцов и храмов, статуи, таблички с надписями и предметы роскоши и знакомит с одним из первых очагов великих цивилизаций. Уровень 0 - крыло Ришелье и крыло Сюлли
  2. Искусство Древнего Египта (4000 - 30 гг. до н.э.) - скульптурные и живописные произведения, фрагменты храмов и гробниц, ритуальные и обиходные предметы из долины Нила - от Египта до Судана - представлены в рамках тематической экспозиции (уровень 0), а также в рамках хронологической экспозиции от конца доисторического периода до установления римского господства (уровень 1). Уровни 0 и 1 - крыло Сюлли
  3. Искусство Древней Греции (6500 - 30 гг. до н.э.) - экспозиция, расположенная на уровнях -1 и 0, строится по хронологическому принципу и отражает развитие древнегреческого искусства от конца доисторического периода до установления римского господства. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима (предметы из бронзы, золота и серебра, керамики, стекла). Уровни -1, 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  4. Искусство Древнего Рима (100 г. до н.э. - 500 г. н.э.) - на уровне 0, вокруг дворика французской королевы Анны Австрийской (1615-1643), собрание представлено в хронологическом порядке от конца Римской республики до падения Римской империи. На уровне 1 представлена материальная культура Древней Греции и Древнего Рима. Уровни 0 и 1 - крыло Денон и крыло Сюлли
  5. Искусство Древней Италии и Этрурии (900 - 200 гг. до н.э.) - скульптуры, вазы, саркофаги, оружие, украшения, предметы внутренней обстановки - как правило, найденные в гробницах - дают представление о цивилизациях, предшествовавших римлянам на территории современной Италии в первом тысячелетии до н.э. Уровень 0 - крыло Денон
  6. Искусство Ближнего Востока и Египта (30 г. до н.э. - 1800 г. н.э.) - мозаики, воспроизведенные церковные интерьеры, живописные портреты, глиняные изделия и предметы роскоши дают возможность ознакомиться с искусством Восточного Средиземноморья, в период со времен Римской империи до эпохи мусульманских завоеваний. Этот ряд продолжает искусство христианских общин Египта и Судана эпохи Средневековья и Новой истории. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  7. Искусство исламского мира (700-1800 гг.) - предметы из керамики, стекла и дерева, миниатюры, ковры и парадное оружие, представленные в хронологическом порядке от возникновения ислама до XVIII в., отражают великолепие цивилизации, простиравшейся от Испании до Индии. Уровни -2 и -1 - крыло Денон
  8. Скульптура / Франция (500-1850 гг.) - расположенная вокруг внутренних двориков Марли и Пюже, в которых представлены садовые скульптуры XVII-XIX вв., хронологическая экспозиция охватывает период от Средневековья до эпохи романтизма и знакомит с творчеством крупнейших французских скульпторов, таких как Гужон, Кусту, Пигаль, Гудон или Бари. Уровни -1 и 0 - крыло Ришелье
  9. Скульптура / Европа (500-1850 гг.) - европейская скульптура представлена географически: Италии и Северной Европе посвящены хронологические экспозиции на двух уровнях, где можно увидеть творения Донателло, Микеланджело, Кановы и др. В отдельном зале расположены образцы испанской скульптуры. Уровни -1 и 0 - крыло Денон
  10. Живопись / Франция (1350-1850 гг.) - самое полное в мире собрание французской живописи представлено в хронологическом порядке и включает картины таких мастеров, как Пуссен, Жорж де ла Тур, Ватто, Фрагонар, Энгр, Коро и др. Монументальные полотна XIX в. (Давид, Делакруа) выставлены на уровне 1 в крыле Денон. Уровень 2 - крыло Ришелье и крыло Сюлли / уровень 1 - крыло Денон
  11. Живопись/ Северная Европа (1350-1850 гг.) - живопись Северной Европы представлена в хронологическом порядке, а также в соответствии с географическими очагами культуры: Фландрия, Германия, Нидерланды и т.д. Посетители смогут увидеть шедевры Ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Вермеера. Уровень 2 - крыло Ришелье
  12. Живопись / Италия (1250-1800 гг.) - собрание итальянской живописи, одно из богатейших в мире, выставлено в Квадратном Зале, в Большой Галерее и в прилегающих залах. Картины представлены в хронологическом порядке и в соответствии с географическими очагами культуры. Среди них - шедевры Фра Анжелико, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Караваджо и др. Уровень 1 - крыло Денон
  13. Живопись / Испания (1400-1850 гг.) - экспозиция располагается в небольших помещениях вокруг центрального зала с монументальными полотнами. Собрание представлено в хронологическом порядке с XV по XIX в. и включает творения таких знаменитых живописцев, как Эль Греко, Сурбаран, Рибера, Мурильо, Гойя. Уровень 1 - крыло Денон
  14. Живопись / Великобритания / Соединенные Штаты (1550-1850 гг.) - собрание британской и американской живописи Лувра состоит главным образом из портретных и пейзажных полотен. Представлены такие художники, как Гейнсборо, Уэст, Реберн, Лоуренс, Тёрнер и Констебль. Уровень 1 - крыло Денон
  15. Декоративное искусство / Европа (500-1850 гг.) - представленная хронологически от Средневековья до середины XIX в. коллекция предметов роскоши (ювелирные украшения, оружие, гобелены, изделия из стекла, керамика, художественная эмаль, изделия из золота, серебра и бронзы, драгоценные камни и сокровища француской короны, предметы внутренней обстановки), а также воссозданные интерьеры отражают высокий уровень прикладного искусства, развивавшегося, в частности, благодаря королевским заказам. Уровень 1 - крыло Ришелье, крыло Сюлли, крыло Денон
  16. Рисунки, гравюры, эстампы / Европа (1350-1850 гг.) - это богатейшее в мире собрание выставляется частями, поочередно, по причине чувствительности экспонатов к свету. На временных выставках можно увидеть рисунки, гравюры, эстампы, пастели, акварели, а также рукописи величайших европейских художников. Уровень -1 - крыло Сюлли (Ротонда Сюлли)
  17. Искусство народов Африки, Азии, Океании и Америки (700 г. до н.э. - 1900 г. н.э.) - собрание, включающее в себя около ста шедевров из коллекции Музея на набережной Бранли, представлено географически. В этом отделе можно увидеть выдающиеся произведения ряда внеевропейских цивилизаций доколумбовой Америки, Африки, Юго-восточной Азии, Океании. Уровень 0 - крыло Денон

Павильон Часов: ознакомление с Лувром - предваряет осмотр коллекций и знакомит с историей дворца и музейного собрания. Вокруг руин средневекового замка представлен процесс постепенного превращения дворца в музей. Далее, на уровне 1, избранные произведения позволяют оценить разнообразие коллекций. Уровень 2 посвящен современной жизни музея. Этот ознакомительный маршрут был назван в честь Его Королевского Высочества шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна, основателя Объединенных Арабских Эмиратов, в знак благодарности за неоценимую поддержку, оказанную музею Объединенными Арабскими Эмиратами.

Малая Галерея - здесь можно научиться лучше понимать художественные произведения и почерпнуть знания в области истории искусства и различных
художественных техник. Каждый год предлагается новая тема, которая становится отправной точкой для ознакомления с коллекцией музея.

Планы Лувра







План Лувра на русском языке - скачать в PDF

Правила посещения

  1. Соблюдать тишину.
  2. Запрещено принимать пищу и пить спиртные напитки.
  3. Запрещено фотографировать со вспышкой. Некоторые экспозиции вообще запрещено снимать.

Официальный сайт


Режим работы Лувра

Музей Лувра работает ежедневно, кроме вторника, с 9.00 до 18.00 Залы закрываются в 17.30. Внимание, музей не работает 1 мая и 25 декабря.

В среду и пятницу музей работает до 21.45

Стоимость билетов и где их купить?

Стоимость билета в Лувр - 15 евро. В среду и пятницу после 18.00 молодежь (до 26 лет) может попасть в музей бесплатно. Для этого нужно только удостоверение личности.

Ни один музей мира не может сравниться по популярности с Лувром, который ежегодно посещают порядка 10 млн человек. В первую очередь посетители стремятся увидеть загадочную «Джоконду», легендарный эталон античной красоты — Венеру Милосскую и мраморную фигуру богини победы Ники Самофракийской. Но если у скульптур можно спокойно встать и погрузиться в созерцание, то у подлинника портрета Моны Лизы это сделать невозможно. Чтобы оказаться у защитного ограждения, придется протискиваться сквозь толпу туристов, делающих селфи. Небольшое полотно (размер — 77×53 см) размещено под пуленепробиваемым стеклом, дающим отблески, поэтому разглядеть черты с расстояния нескольких метров будет проблематично. Тех, кто рассчитывал испытать эстетический восторг, ждет неминуемое разочарование. Однако в Лувре есть и другие картины Леонардо да Винчи, и их можно рассмотреть вблизи: «Мадонна в гроте», «Благовещение», «Прекрасная Ферроньера», «Иоанн Креститель», «Вакх», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом».

Билеты в Лувр

Музей работает ежедневно, кроме вторника, с 9:00 до 18:00, в среду и пятницу — до 21:45. Выходные дни — 1 января, 1 мая и 25 декабря. Стоимость билета — 17€. Лица, не достигшие 18 лет, пропускаются бесплатно. С октября по март в первое воскресенье месяца доступ к постоянным коллекциям становится свободным для всех, как и 14 июля, в День взятия Бастилии.

Забронировать билет можно на официальном сайте Лувра . При покупке в кассах принимаются оплата как наличными, так и банковскими картами. Билет действителен в течение дня, в случае необходимости можно покинуть дворец и вернуться снова.

Купить на

Входы в Лувр:

  • через пирамиду (главный вход);
  • рядом с аркой Карузель;
  • через Львиные ворота — в правое крыло музея;
  • со стороны улицы Риволи — 93 rue de Rivoli — в левое крыло;
  • через подземный вход торгового центра Carrousel du Louvre — 99 rue de Rivoli;
  • от станции метро Palais Royal Musee du Louvre.

Экскурсии в Лувр

Картины Лувра

Гордость Лувра — коллекция живописи, включающая свыше 6 000 картин, созданных европейскими художниками с конца XIII века до 1848 года (работы более позднего времени перемещены в музей д’Орсе). Произведения живописцев Франции и Северной Европы выставляются в крыле Ришелье и Квадратном дворе (Cour Carrée), а творчество испанских и итальянских мастеров представлено на первом этаже в галерее Денон.

Приковывают взгляды монументальные полотна «Коронация Наполеона», «Клятва Горациев» и «Смерть Марата» Жака-Луи Давида .

В основу сюжета, изображенного на холсте «Плот «Медузы» Теодора Жерико , легли реальные трагические события: после кораблекрушения удалось выжить лишь нескольким членам команды морского фрегата.

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа считается ключевой вехой между эпохами Просвещения и Романтизма. Политическая и аллегорическая работа воспевает героев, сражавшихся на баррикадах. Картина написана в 1831 году по заказу Луи-Филиппа, который взошел на престол как король французского народа и сделал триколор национальным флагом страны.

Представление об изобразительном искусстве северной Европы дают «Кружевница» и «Астроном» Яна Вермеера , «Дерево с воронами» Каспара Давида Фридриха .

Венецианская школа XVI века представлена картинами Тициана «Сельский концерт», «Положение во гроб», «Женщина за туалетом» и «Коронование терновым венцом».

Посетители надолго замирают у творений эпохи Возрождения, среди которых выделяются работы Рафаэля «Мадонна с вуалью», «Архангел Михаил», «Святой Георгий, побеждающий дракона», «Прекрасная садовница».

К расцвету творчества Боттичелли , когда художник работал при дворе могущественной династии Медичи, относятся «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» и «Портрет молодого человека».

Не менее интересна картина «Святой Людовик, король Франции, и паж» кисти Эль Греко , которого искусствоведы называют символом испанского Ренессанса.

Караваджо как основатель реализма в живописи и один из крупнейших мастеров барокко представлен «Гадалкой» и «Смертью Марии».

Обширным собранием полотен Рембрандта Лувр обязан Людовику XIV. «Король-солнце» после смерти великого голландца приказал скупить все его картины. Среди шедевров — «Автопортрет с золотой цепью», «Ужин в Эммаусе», «Купающаяся Батшеба», «Освежеванный бык».

Серия картин, описывающая жизнь Марии Медичи, была заказана фламандцу Рубенсу самой королевой-регентом Франции.

В мрачную атмосферу Средневековья и апокалиптических идей переносят картины Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего .

Немецкий художник Альбрехт Дюрер запечатлел себя в возрасте 22 лет, снабдив автопортрет надписью «Мои дела определяются сверху».

Схема Лувра

В XII веке Филипп II построил крепость для защиты от набегов викингов. Этимология слова «Лувр» до сих пор остаётся загадкой для исследователей. По одной из версий, на языке франков так называлась сторожевая башня. Здание неоднократно перестраивалось, неизменно оставаясь главной резиденцией монархов. В 1674 году Людовик XIV перевел двор в Версаль. После Французской революции Национальная ассамблея издала декрет об использовании Лувра в качестве музея, и 10 августа 1793 года дворец открылся для широкой публики. Большинство экспонировавшихся произведений были конфискованными церковными и королевскими ценностями.

В настоящее время музейный комплекс располагается на 5 уровнях в 3 сообщающихся крыльях, названных в честь выдающихся деятелей Франции: Sully (Сюлли) — центральная часть, Richelieu (Ришелье) — левое крыло, Denon (Денон) — правое.

На схеме Лувра (есть в свободном доступе в кассах и у каждого из входов) разными цветами обозначены тематические залы и переходы между ними.

Последнее архитектурное новшество — главная входная группа в виде стеклянной пирамиды, одновременно являющейся куполом подземного вестибюля, в окружении фонтанов и пирамидальных конструкций размером поменьше. Автор проекта — американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей. Сооружение вызвало немало споров, однако быстро стало узнаваемым символом Лувра.

Коллекции музея

Музейный фонд насчитывает более 400 тысяч экземпляров, из которых только десятая часть выставляется в залах, а остальные хранятся в запасниках. Если бы кто-то решил осмотреть все экспонаты сразу и потратить на каждый по минуте, на это потребовалось бы около года. И даже беглое знакомство с основными шедеврами мирового искусства займет как минимум день.

Древний Египет

В 2001 г. на экраны вышел фильм «Бельфегор — призрак Лувра», после чего посещаемость залов с египетскими древностями резко возросла. Экспозиция, занимающая больше 20 залов, располагает артефактами Нильских цивилизаций, датируемых от IV до н. э. по IV век н. э., а также предметами быта и произведениями искусства римского, птолемейского и византийского периодов. Коллекция включает статуи сфинксов, папирусы, саркофаги, ювелирные украшения, музыкальные инструменты и оружие. Особенно насыщены экспонатами секции Нового царства и Коптского Египта.

Примечательные объекты, отмеченные во всех путеводителях, — статуя фараона Рамзеса II, голова царя Джедефра, «Сидящий писец» и нож из Гебель эль-Арака, датируемый 3400 годом до н. э. Каменный монумент, изготовленный из чёрного диорита, — это стела с кодексом Хаммурапи. Законодательный свод Вавилона считается первым в истории человечества правовым документом.

Отдел был создан в 1826 г. по указу Карла X, а первым смотрителем стал Жан-Франсуа Шампольон, сумевший расшифровать древнеегипетские иероглифы на Розеттском камне. Военный поход Наполеона Бонапарта в Египет, благодаря которому коллекция Лувра значительно увеличилась, был не совсем обычным. Кроме солдат и офицеров, в составе экспедиции числилось астрономы, математики, химики, минералоги, историки и другие ученые, заложившие основы египтологии.

Ближний Восток

Наследие древних ближневосточных цивилизаций подразделяется на три географических региона: Левант, Месопотамия и Иран (Персия). Коллекция формировалась благодаря археологическим раскопкам. Возраст некоторых находок — 7 тысяч лет до нашей эры. В витринах выставлены образцы клинописи шумеров.

Греция, Этрурия и Рим

Предметы, привезенные из стран средиземноморского бассейна, относятся к временному промежутку от неолита до VI века н. э. Экспозиции охватывают античный период вплоть до упадка Римской империи.

Исламское искусство

В залах демонстрируются изделия из стекла, керамики, металла, дерева и слоновой кости, а также ковры, ткани и миниатюры.

Скульптуры

В числе самых ценных экспонатов Лувра — две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». Они были созданы в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II, но так и не вошли в окончательный вариант усыпальницы. «Амур и Психея» Антонио Канова относится к неоклассическим работам. Романские произведения — «Даниил в пещере льва» XI века и «Девственница из Оверни» XII века, барельефы Жана Гужона, «Снятие с креста» и «Воскресение Христа» Жермена Пилона.

Прикладное искусство

Произведения от Средних веков до середины XIX века можно увидеть на первом этаже крыла Ришелье в Галерее Аполлона. Особый интерес вызывают севрские вазы мадам де Помпадур и комнаты Наполеона III.

Рисунки и гравюры

Коллекция разделена на три секции: главный Кабинет короля, 14 тыс. медных печатных пластин и пожертвования Эдмона де Ротшильда, которые включают 40 000 гравюр, 3 000 рисунков и 5 000 иллюстрированных книг. Собрание выставляется в павильоне Флоры.

Сервис

В холле под пирамидой разместились кассы, гардероб, камеры хранения, киоски с сувенирной и книжной продукцией.

Для тех, кто не может воспользоваться эскалаторами или лестницей, предусмотрен специальный лифт.

Все сумки подлежат досмотру сканером, как в аэропорту.

Аренда аудиогида стоит 5 (версии на русском языке нет), оплата производится в билетных кассах, получение — на 1-м уровне.

На территории Лувра работает булочная Paul, чайный салон c террасой Angelina, ресторан традиционной французской кухни Bistrot Benoit, кафе и закусочные (в том числе с продажей еды на вынос), McDonald’s и кофейня Starbucks.

Бесплатно предоставляются складные стулья, детские коляски, трости, инвалидные кресла, переноски для младенцев.

Отели и достопримечательности рядом с Лувром

Размеры Лувра не позволяют ознакомиться со всеми экспонатами за один визит, так как выставочная площадь превышает 60 000 кв. м (общая — 160 000 кв.м). Тем, кто всерьез решил изучить сокровищницу мировой культуры, имеет смысл забронировать жилье поблизости от музея.

Проще всего доехать на метро, станция называется Palais-Royal — Musee du Louvre (пересечение желтой линии M1 и розовой M7). Выходить на улицу не придется — подземный переход ведет в торговый центр под зданием музея, а оттуда в большую пирамиду. Другой вариант — доехать до станции Louvre Rivoli (линия М1) и зайти с улицы Риволи.

Также можно воспользоваться одним из автобусных маршрутов: 21, 24, 27, 39, 48, 68, 69, 72, 81, 95. Все эти автобусы останавливаются возле главного входа.

Остановка водных трамвайчиков Batobus — Лувр и набережная Франсуа Миттерана (François Mitterrand).

Платная подземная стоянка доступна со стороны проспекта генерала Лемонье (с 7:00 до 23:00).

Быструю и комфортную поездку обеспечит вызов такси онлайн с помощью мобильных приложений Le Taxi, Uber, Lecab, Taxify, а для владельцев iPhone — G7.

Судьба которого тесно переплетается с историей страны. Стоит отметить, что Лувр - это не только архитектурный памятник, бывший дворец французских королей, но и один из самых известных музеев, самый большой в мире по количеству выставленных произведений искусства. Здесь собрана богатейшая коллекция экспонатов: барельефы из ассирийских дворцов, египетская живопись, античная скульптура… список можно продолжать и продолжать.

Место расположения Лувра

Открыт Лувр ежедневно. Попасть сюда можно двумя путями. Самая популярная (и самая красивая) дорога - с улицы Риволи. Она проходит через знаменитую стеклянную пирамиду, построенную в конце XX века. В этой пирамиде, объединившей отдельные части дворца, располагаются холл, гардероб, магазины и залы для временных выставок.

Второй путь проходит через станцию метро Palais Royal Musee du Louvre. Через подземный переход посетитель попадает в Зал Наполеона - это уже территория музея.

Особенности архитектуры и интерьера:

В последние годы Лувр не только постоянно реставрируется, но и дополняется новыми элементами. Музей вообще стал гораздо более доступным для посетителей. Внутренние помещения расширены, появилась возможность выставить многое «из запасников». Также здесь появился отдел «Средневековый Лувр».

В 1989 году во дворе Лувра была создана стеклянная пирамида, ставшая настоящим украшением сада де Тюильри. Сооружение связывает дворец с новыми залами. Автор пирамиды - американский архитектор китайского происхождения Йох Минг Пи. Высота строения 21 метр, окружает его фонтан. Рядом еще две пирамиды поменьше.

У Пи получилось то, что не удалось наполеоновским архитекторам. Построенная в 1806-1808 годах между Лувром и Тюильри триумфальная арка Карузель разочаровала императора. Теперь Триумфальный путь обзавелся достойной заменой - пирамидами Пея, олицетворением симметрии.

Заканчивается пирамида гигантской аркой, которая в ясную хорошо видна из центра города. Ночью пирамиду подсвечивают, днем в ней отражаются .

К западу от Лувра находится площадь Карузель, на которой некогда стояла одноименная арка. Бронзовая колесница на арке - копия коней, отлитых греческим скульптором в III веке до нашей эры. Позади арки начинался сад Тюильри. Уменьшенная копия теперь хранится в Лувре.

Внутренние помещения дворца оформлены с большим изяществом. Наибольший интерес представляют зал Кариатид и галерея Аполлона. Зал Кариатид считается одним из старейших помещений в Лувре. Сейчас здесь выставлены античные скульптуры. Зал Аполлона получил свое название в честь античного бога, который изображен на трех панно, вывешенных в этом зале. В 1661 году это помещение очень сильно пострадало от пожара. Но было отреставрировано, и сейчас посетители видят его таким же, каким он был и несколько сот лет назад.

Еще в XVI веке по приказу Екатерины Медичи вокруг дворца, рядом с Лувром, был разбит сад. Генрих VI дополнил его оранжереей (сейчас на ее месте находится Музей Оранжереи). В центре сада - небольшой пруд. Вокруг - металлические стулья, на которых любят отдыхать туристы после обхода залов Лувра. В конце сада, со стороны Елисейских Полей, стоит национальная галерея Же-де-Пом. На выходе к площади Согласия установлено колесо обозрения, с которого открывается панорама Парижа.

История Лувра

Лувр - это средневековая крепость, дворец королей Франции и музей в течение последних двух столетий. В архитектуре дворца отразилась более, чем 800 летняя история Франции.

У историков до сих пор нет единого мнения о том, откуда заимствовано название дворца. Одни считают, что произошло оно от слова «леовар», которое на языке саксов означает «укрепление». Другие убеждены, что есть связь с французским словом «louve» («волчица»), сторонники этого мнения доказывают, что на месте дворца стояла королевская псарня, где натаскивали собак для охоты на волков.

История Лувра началась в 1190 году, когда король Филипп-Август перед тем, как отправиться в Крестовый поход, заложил крепость, которая защищала Париж от набегов викингов с запада. Средневековая крепость впоследствии превратилась в шикарный дворец. Первым здесь обосновался Карл V, переехавший сюда с Сите (бывшая резиденция королей), подальше от бунтовщиков, буквально вырезавших у него на глазах друзей и приближенных. Начиная с 1528 года, когда Франциск I приказал снести старую «рухлядь» (как он сам называл прежний дворец) и поставить на ее месте новый, каждый монарх перестраивал Лувр или добавлял новые строения - как, например, Екатерина Медичи, супруга Генриха II, пристроившая к Лувру дворец Тюильри. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные переделки, в основном, сохранился до настоящего времени.

В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были заброшены, и Лувр пришел в состояние упадка. В 1750 году даже шла речь о его сносе, автор колоннады на площади Святого Петра в Риме Лоренцо Бернини предложил премьер-министру Людовика XIV Кольберу снести старое здание и построить на его месте новое. Несмотря на большой соблазн, король все-таки решил оставить дворец.

После бурных лет Революции, работы по строительству Лувра были возобновлены Наполеоном. В годы великой Французской революции залы дворца использовались для размещения национальной типографии, академии, а также в качестве частных квартир для обеспеченных французов.

Современный вид замок приобрёл в 1871 году. В мае этого же года Учредительное собрание постановило собрать в Лувре «памятники науки и искусств». 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и окончательно превратилась в музей. Торжественное открытие музея состоялось 18 ноября 1793 г. В то время экспонаты занимали лишь один квадратный зал и часть примыкавшей к нему галереи. Особый вклад в расширение коллекции внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает 400 000 экспонатов.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены.

Лувр сегодня

Когда-то королевская резиденция сейчас стала известным во всем мире музеем. В Лувре представлено 198 экспозиционных залов: Античный восток, Античный , Античная , Этрусская и Римская цивилизации, Живопись, Скульптура, Графика и предметы искусства со Средних веков до 1850 года и т. д.

Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир, стала коллекция Франциска I, которую он начал составлять в XVI веке. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV. В XIX - XX веках луврская коллекция расширялась за счет приобретения шедевров на художественных выставках и многочисленных частных пожертвований. Сейчас в коллекции 400 000 экспонатов.

Именно в Лувре хранятся всемирно признанные шедевры: «Джоконда», «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», «Рабы» Микеланжело, «Психея и » Кановы и др. В крыле Сюлли (вокруг «Квадратного Двора») наверху можно осмотреть произведения французской живописи от Пуссена и Лоррена до Вато и Фрагонера.

Первый этаж посвящен прикладному искусству: здесь собраны тысячи образцов мебели, предметы интерьера, блюда, вазы и т. п. В крыле Ришелье и в трех его крытых дворах живопись из-за освещения располагается на самом верху. Художественные ремесла представлены в экспозиции первого этажа, а французская скульптура расположена на цокольном этаже.

Фонд музея непрерывно обновляется и пополняется: активно работают «Общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, а также частные лица, способствующие комплектованию собрания. К числу недавно поступивших экспонатов относятся археологические находки из раскопок «Средневекового Лувра». Самая замечательная из них - шлем короля Карла VI, найденный в виде осколков и искусно восстановленный.

Осуществляется и перераспределение коллекций между разными музеями Франции. В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д’Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала. Туда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 по 1914. Более поздний этап развития искусства, начиная с фовистов и кубистов, представлен в центре Жоржа Помпиду, открытом в 1977.

Обойти выставку за один день просто невозможно, поэтому многие возвращаются сюда по нескольку раз.

Залы Лувра оборудованы новейшей техникой, особенно это касается системы охраны, которая делает музей самым надежным хранилищем исторических ценностей. На сегодняшний день Лувр признан самым популярным музеем. В 2000 году здесь побывало 6 миллионов человек, причем подавляющее число посетителей - иностранцы.

На протяжении веков Париж считался и считается одним из главных европейских центров культуры и искусства. Культурным центром самого Парижа можно смело назвать Лувр, один из старейших музеев мира, богатейшее хранилище художественных и исторических ценностей.

От сторожевой башни до музея

История Лувра начинается в 1190 году, когда по приказу короля Филиппа II Августа на берегу Сены приступили к строительству замка, охранявшего подступы к столице с северо-запада. В случае необходимости через реку протягивалась цепь, перекрывая судоходство по Сене. Замок получил название Лувр, башня на противоположном, левом берегу, к которой крепился второй конец цепи – Нель.

Название «Лувр» чаще всего связывают со словом «волк» (loup), поскольку волки в старину были бичом этой местности. Похожая версия выводит название башни от французского louvrier, волкодав, или волчатник. Некоторые историки считают, что слово «Лувр» происходит от франкского lauer, «крепость».

Лувр был могучей крепостью, представлявшей в плане четырёхугольник. По углам возвышались мощные башни, высота центрального донжона составляла 30 метров. Весь замок был окружён 12-метровым рвом.












В 1317 году в Лувр была перевезена королевская казна, а к середине XIV столетия замок оказался в пределах новых городских стен, построенных по приказу короля Карла V, и потерял своё оборонительное значение. Карл затеял перестройку замка, к которому добавились два жилых крыла, а башни украсились изящными остроконечными крышами. Была построена новая башня, в которую король перевёз свою библиотеку из 973 рукописей. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. По окончании всех переделок король переехал в Лувр.

В 1380 году Карл умер, а его преемники редко появлялись в столице, предпочитая замки Луары, и Лувр опустел. Новая жизнь замка началась в правление Франциска I, решившего вернуть королевскую резиденцию в Париж. В 1528 году донжон разобрали, и на его месте появился сад. В 1546 году начались работы по перестройке замка в роскошный дворец. Руководить строительством был назначен зодчий Пьер Леско.

Проект Леско предполагал возведение дворца, состоящего из трёх крыльев, расположенных по сторонам четырёхугольного двора. С четвёртой стороны, восточной, двор должен был открываться в сторону центра города. Угловые башни заменялись павильонами, украшенными колоннами и скульптурами.

Леско успел завершить западное крыло Квадратного двора Лувра, названное его именем, и приступить к строительству южного. «Крыло Леско» является самой старой частью Лувра и представляет собой яркий образец архитектуры французского Возрождения.

В 1564 году рядом с Лувром началось возведение дворца Тюильри, предназначенного для королевы Екатерины Медичи. Генрих IV соединил дворцы Большой галереей, в которой обосновались торговцы и ремесленники. Он же положил начало коллекции Лувра, купив для дворца ряд произведений искусства. При Людовике XIII кардинал Ришелье устроил в галерее типографию и монетный двор.

Разрозненные кустарные мастерские постепенно превращаются в организованную мануфактуру, в которой производились предметы роскоши. Луврский комплекс становился тесным, поэтому его решили существенно расширить. Площадь Квадратного двора должна была увеличиться в 4 раза, посреди него появился павильон с тремя арочными проходами, в северной части площади вырос новый корпус, повторивший своей архитектурой «крыло Леско».

Наступивший при Людовике XIV расцвет Франции сопровождался грандиозной строительной деятельностью. Лувр подвергся масштабной перестройке. Южное крыло увеличили вдвое, к нему были пристроены новые корпуса в стиле Леско, а Квадратный двор превратился в замкнутое пространство.

Главное внимание было уделено восточному фасаду, обращённому к историческому центру Парижа. Фасад в три этажа, возведённый в 1667-1673 годах, был выдержан в стиле классицизма. Руководил строительством Клод Перро, брат знаменитого Шарля Перро. Общая длина фасада составила 170 метров. Нижний этаж служил цоколем, поддерживавшим мощную колоннаду. Колонны стояли попарно, оконные проёмы между ними были увеличены, что сделало залы более светлыми и визуально просторными. Обрамлённое колоннадой здание оказалось чрезвычайно величественным, что и требовалось королю.

Людовику было неуютно в беспокойном Париже, и вскоре после окончания работ над Восточной колоннадой двор переехал в Версаль. Многие здания во внутреннем дворе Лувра остались недостроенными. Дворец опустел. Иногда в его покои въезжали чиновники различных учреждений, помещения сдавались в аренду под мастерские, вселялись квартиранты, а то и просто бездомные парижане.

В 1750 году речь заходила даже о сносе дворца, однако было решено использовать его для хранения королевской коллекции произведений искусства. Таким образом, в 1750 году Лувр стал музеем, хотя и недоступным для широкой публики.

С 1789 году в Лувре заседало Национальное собрание, которое после упразднения монархии объявило хранившиеся здесь сокровища национальным достоянием. 10 августа 1793 года музей открылся для посещения. Основу экспозиции составили произведения искусства, принадлежавшие короне, различные ценности, изъятые из французских соборов и конфискованные у аристократов.

Лувр пользовался особым вниманием Наполеона. При нём был произведён капитальный ремонт здания, а коллекция неизмеримо увеличилась. Прошедший с армией всю Европу, побывавший в колыбелях древнейших цивилизаций Египте и Восточном Средиземноморье, Наполеон в каждом занятом городе разыскивал исторические и художественные ценности, самые примечательные из которых передавал Лувру. После поражения Империи многие экспонаты музея так и не были возвращены.

В эпоху Второй империи к Лувру добавилось «крыло Ришелье», однако после её падения ансамбль понёс потерю – в 1871 году коммунары сожгли Тюильри. После разбора остатков сгоревшего здания Лувр практически обрёл современный вид. Последним дополнением к дворцу стала стеклянная пирамида во дворе Наполеона, прикрывающая подземный холл, в котором находятся кассы и главный вход в музей. Первоначально её постройка вызывала многочисленные возражения, однако сегодня решение признаётся очень удачным, поскольку музей обрёл просторный вход без вмешательства в исторический облик.

Антология мирового искусства

Сегодня Лувр – самый знаменитый музей планеты, в котором размещена одна из богатейших в мире коллекций произведений искусства и исторических ценностей последних пяти тысячелетий. Полюбоваться сокровищами Лувра ежегодно приходит почти 10 млн. человек.

Всего коллекция музея насчитывает свыше 300 тысяч предметов – картин, скульптур, фресок, ювелирных изделий, произведений прикладного искусства, артефактов, созданных древнейшими цивилизациями человечества. Одновременно выставляется не более 35 тысяч экспонатов. Причина этого – не только нехватка свободного места (общая площадь музея превышает 160 тысяч кв. м.). Многим экспонатам может навредить длительное пребывание в атмосфере наполненных зрителями залов, поэтому их регулярно убирают в хранилища. Особенно трепетного отношения требуют картины, которые экспонируются не дольше трёх месяцев подряд.

При распределении экспонатов по залам, в основном, соблюдаются хронологический и географический принципы, но есть масса исключений. Нередко произведения одного мастера или одной эпохи размещены далеко друг от друга. Причина в том, что подаренные Лувру коллекции из уважения к дарителям не разделяются и выставляются целиком.

Три крыла дворца, в которых расположен музей, носят имена Ришелье, Денон и Сюлли. Экспозиция Лувра содержит следующие основные разделы:


Кроме трёх наземных этажей в музее есть и подземный, в котором любой желающий может прикоснуться к фрагментам стен древнейшей крепости XII века. Любителей истории заинтересуют также апартаменты последнего императора Франции Наполеона III, расположенные на 2 этаже «крыла Ришелье».

В коллекции Лувра много экспонатов, имеющих непреходящее художественное и историческое значение, но даже в столь представительном собрании выделяются признанные шедевры. Остановимся на них подробней.

Главным украшением Лувра бесспорно является знаменитая «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи, купленная у автора Франциском I, которую считают самой знаменитой картиной в мире. Зал, в котором выставлено полотно, всегда забит посетителями. После похищения в 1911 году картина защищена бронированным стеклом. В музее выставлены шедевры живописи эпохи Возрождения кисти Рафаэля, Тициана, Корреджо и других прославленных мастеров. Среди более поздних работ выделяются знаменитая «Кружевница» Яна Вермеера, а также «Коронация императора Наполеона» и «Свобода, ведущая народ» Жака-Луи Давида.

Самым известным произведением искусства античности, представленным в Лувре, является «Венера Милосская», которая в мире скульптуры занимает то же место, что и «Мона Лиза» в мире живописи. Статуя создана в эпоху эллинизма Агесандром из Антиохии и считается античным эталоном красоты. К той же эпохе относится другое знаменитое изваяние, «Ника Самофракийская», автор которой неизвестен. Скульптуру собирали буквально по частям, ряд фрагментов хранится в Лувре. Так, например, кисть руки богини выставлена отдельно в стеклянной витрине.

Двумя другими украшениями коллекции скульптур являются статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Микеланджело, которые по выразительности и мастерству исполнения не уступают прославленному «Давиду». Здесь же выставлена знаменитая скульптурная группа «Амур и Психея» Антонио Кановы, воплощение чувственности в мраморе.

Жемчужина древнеегипетской коллекции Лувра – статуя сидящего Рамзеса II, одного из величайших фараонов Египта. Здесь же выставлена скульптура, изображающая сидящего писца, фотографию которой можно встретить в любой хрестоматии по истории древнего Египта.

В секторе Древнего Востока хранится экспонат, представляющий огромный интерес для любителей истории. Это Стела Хаммурапи, вавилонского царя XVIII в. до н. э., высеченная из диорита. На камне изображён сам Хаммурапи, стоящий перед богом Шамашем, который вручает царю свиток. Ниже помещён клинописный текст 282 статей кодекса законов, полученных царём от бога. Это древнейший из дошедших до нас законодательных сборников.

Сегодняшний день музея

Фонды Лувра постоянно пополняются и в наши дни. При музее действует «Общество друзей Лувра», которое с помощью благотворительных организаций, различных фондов и множества энтузиастов по всему миру разыскивает экспонаты, достойные лучшего музея мира. Так, недавно собрание Лувра пополнилось рядом археологических находок, среди которых шлем Карла VI, восстановленный из осколков.

Из-за переполненности Лувра было решено вывести часть его экспонатов в филиалы. В настоящее время действуют два таких филиала – в Абу-Даби с 2009 года и в Лансе с 2012-го. Музей Ланса выставляет, в основном, экспонаты Лувра, филиал в Эмиратах ведёт вполне самостоятельную жизнь, пополняя фонды своими силами.

Беспрерывно улучшается инфраструктура Лувра, его техническое оснащение идёт в ногу с эпохой. В центре внимания всегда посетитель. Проводится работа по реорганизации посещения музея, оптимизации экскурсионных маршрутов, частичной перепланировке залов в соответствии с требованиями времени. В 1981 году, при последней перестройке, число посетителей составило около 3 млн., сейчас же их количество возросло более чем втрое. Работы по модернизации музея ведутся полным ходом, завершить их планируется в 2017 году.

Лувр находится в постоянном поиске путей совершенствования, как, впрочем, было на протяжении всей его истории. Именно благодаря этому Лувр остаётся образцом для всех музеев мира.

Лувр – это всемирно известный музей , который находится в Париже во Франции . Необходимо отметить, что Париж – это удивительный и романтический город. Туристы, прогуливающиеся по берегам Сены, наслаждаются прекрасным видом этого города. На правом берегу реки возвышается Лувр, который считается одним из самых больших и популярных музеев мира.

Здание Лувра – это старинный дворец, который имеет богатую и интересную историю. В Лувре хранятся только уникальные и неповторимые работы самых именитых художников всех времен и народов.

Предложения по превращению Лувра в музей начали появляться в XVIII веке. Проект родился при правлении Людовика XV, но в связи с Французской Революцией он был приостановлен. После окончания революции Наполеон I продолжил работы в Лувре. В 1852 году при Наполеоне III строительство Лувра было завершено. А в мае 1871 года здание Лувра приобрело современный вид. Известная пирамида из стекла в центре двора была построена в 1989 году талантливым современным архитектором Йо Минг Пейем. Фасад Лувра был построен в семидесятых годах прошлого века.

Двери музея впервые были открыты десятого августа 1793 года. Иногда музей Лувр называли «Музеем Наполеона».

Когда был основан музей Лувр в Париже , королевская коллекция насчитывала две с половиной тысячи полотен. Также музей пополнялся новыми экспонатами после конфискаций, военными трофеями, некоторые коллекционеры завещали свою коллекцию Лувру. Скульптуры Лувра разнообразны и интересны, но самые известные из них — это скульптуры Венеры Милосской, Ники Самофракийской. Нику Самофракийскую нашел Шарль Шампуазо на острове Самотраки. Она была разбита на кусочки, но позже скульптуру все же удалось восстановить.


В Лувре собрано большое количество живописи, поэтому неудивительно, что художники Лувра родом из разных стран и эпох. Безусловно, главным экспонатом Лувра является работа Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Большое количество людей каждый день посещают Лувр только ради того, чтобы увидеть ее прекрасную и чарующую улыбку. «Джоконда» выставляется только здесь. На другие выставки картину больше не отдают из-за ее плохого состояния.


Жемчужиной музея считается еще также картина Теодора Жерико «Плот Медузы». Но в тысяча восемьсот двадцать четвертом году, после смерти Теодора, у Лувра не было достаточно денег для выкупа картины, и ее приобрел хороший друг художника.

В Лувр съезжаются ценители искусства, чтобы оценить в живую картины «Смерть Марата», «Клятва Горациев» и полотно с коронацией Наполеона. Все эти картины написал художник Жак Луи Давид.

В Лувре выставлена картина Жана Энгра «Большая одалиска». Художник утрировал черты моделей, поэтому одалиска изображена не совсем реалистично. Ее нога неправильно вывернута, рука очень длинная и у нее три лишних позвонка. Писалась картина для Каролины Мюрат – сестры Наполеона. Но заказчица так и не приняла ее.


В музее также представлены картины Яна Вермеера. Примерами его работ являются «Астронавт», «Кружевница». Начиная с эпохи Возрождения, великие художники пользовались оптикой, чтобы создавать более реалистичные картины. С помощью оптических приборов они могли даже сделать эффект размытости переднего плана. Ярким примером такой техники и является картины Вермеера «Кружевница».


По Лувру можно ходить часами и все равно не рассмотреть большую часть полотен. Чтобы посетить музей Лувр в Париже не нужно искать причин, достаточно просто любить и ценить искусство.