Ravenna италия. Равенна (Италия) — полезная информация для туристов

Ravenna италия. Равенна (Италия) — полезная информация для туристов
Ravenna италия. Равенна (Италия) — полезная информация для туристов

Равенна (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Равенны с описанием, путеводители и карты.

Город Равенна

Равенна - город на северо-востоке Италии в регионе Эмилия-Романья . Находится на низменной равнине недалеко от слияния рек Ронко и Монте в десятке километров от Адриатического моря, с которым соединяется каналом. Равенна - город с интересной и богатой историей, настоящая сокровищница искусства, истории и культуры. Восемь достопримечательностей поздней Античности включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Равенна является одним из крупнейших городов в регионе Эмилия-Романья. Она удобно расположена между Болоньей и Сан-Марино , а также недалеко от Флоренции и адриатических курортов, что делает её очень популярным туристическим направлением. Но уникальным Равенну делают достопримечательности периода древней Византии, которые являются одними из наиболее сохранившихся в Италии. Кроме этого город известен как место смерти легендарного Данте Алигьери - одно из самых таинственных поэтов Средневековья, основоположника современного итальянского языка.

География и климат

Провинция Равенна расположена на востоке региона Эмилия-Романья в 10 км от побережья Адриатического моря. С морем город соединяет канал Каньяно. Провинция расположена на Паданской равнине в её низменной части.

Климат Равенны типичен для юго-восточной долины По с морским влиянием. Лето довольно жаркое с средней температурой 23-25 градусов. Зима - мягкая с средней температурой 3-5 градусов. Хотя холодные восточные ветры могут приносить морозы и снегопады.

Практическая информация

  1. Население - 171 тысяч человек.
  2. Площадь - 653,82 квадратных километров.
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.
  6. Виза - шенгенская.
  7. В историческом центре расположено много небольших стильных магазинчиков. Хотя здесь вы не найдете больших магазинов и торговых центров, как в Милане или Риме .
  8. Равенна - город дружелюбный к экономным путешественникам. Здесь можно много маленьких пиццерий и тратторий, которые предлагают вкусную и недорогую итальянскую кухню.

История

Равенна - древний город с богатой и сложной историей. После распада Римской империи с начала 5 века город являлся столицей Западной Римской империи, позже государства остготов и королевства лангобардов.

Первоначально на территории провинции жили племена этрусков и умбров. Частью Римской империи Равенна стала в 2 веке до нашей эры. При Октавиане Августе здесь был построен порт, который позже вырос в город. В 402 году, после осады вестготами Медиолан (Милана), Равенна стала столицей Западной Римской империи. В 476 году империя перестала существовать. Также эта дата считается окончанием периода Античности.


В конце 5 века Равенну завоевал король остготов Теодорих, который сделал город столицей своего государства. Но государство остготов просуществовало недолго. Уже в 540 году Равенна стала провинцией Византии. В середине 8 века город был завоёван лангобардами. Хотя это королевство также просуществовало недолго. В середине 9 века Равенна перешла под контроль папы римского.

С 9 по 13 века город управлялся архиепископами. В 13 веке Равенна стала вотчиной Траверсари, а позже да Полента. В 15 веке Равенна вошла в состав Венецианской республики. В начале 16 века город снова попал под власть папы римского, а также разграблен и сожжен французскими войсками. Следующие три века Равенна была частью Папской области, пока в 19 веке не стала частью объединенной Италии.

Как добраться

В городке Форли в 20 км от Равенны есть небольшой аэропорт, который обслуживает несколько местных направлений. Крупные аэропорты расположены в Болонье, Венеции и Флоренции. Легко добраться до города и на автомобиле по автомагистрали A14. Также здесь есть железнодорожный вокзал, основные направления которого Болонья и Римини.

Достопримечательности

Равенна - это великолепные достопримечательности поздней Античности, которые являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, древние церкви и базилики, старые улочки и широкие площади. Но не только памятниками истории и культуры славится этот город. Рядом расположены курортные городки Адриатики, которые могут предложить отличный отдых.

Неонский баптистерий (его также часто называют православным) - самое древнее здание, стоящее в Равенне, и чрезвычайно важный религиозный объект. Баптистерий был построен в 5 веке на территории комплекса римских терм. Сооружение имеет восьмиугольный дизайн и довольно простой внешний вид.

Но главное сокровище таится внутри, где расположена потрясающая серия древних византийских цветных мозаик, изображающих религиозные сцены, такие как: крещение Христа и шествие двенадцати апостолов.


Базилика Сан-Витале - ещё одно древнее сооружение, расположенное недалеко от баптистерия Неона. Строительство церкви датируется первой половиной 6 века. Базилика имеет аналогичный внешний и архитектуру, в которой выделяется большой восьмиугольный центральный купол. Интерьер Сан-Витале имеет некоторые удивительные мозаики и украшения, которые считаются одним из лучших образцов византийского искусства на территории Италии.


Мавзолей Галлы Плацидии - ещё один объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Равенне, построенный в 40-х годах 5 века. Это сооружение, простое снаружи, предлагает великолепные произведения интерьера, которые считаются одним из лучших сохранившихся и художественно совершенных примеров мозаики в Италии. Мавзолей был создан для сестры императора Западной Римской империи Гонория, но в итоге её похоронили в Риме.


Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена королём остготов Теодорихом. Церковь расположена в восточной части старого города, куда легко добирается пешком. Справа от здания стоит большая колокольня, а передний вход украшен каменными арками. Внутри базилика может похвастаться великолепным мозаичным оформлением, документирующим стилистическую, иконографическую и идеологическую эволюцию византийских настенных мозаик от эпохи Теодориха и до Юстиниана. На мозаиках изображены сцены из Нового Завета.


Базилика ди Сан-Франческо расположена между Неонским баптистерием и базиликой Сан-Аполлинаре. Церковь была построена в 9 веке, а колокольня в 10 веке. Несмотря на то, что интерьер базилики довольно простой, она привлекает посетителей таинственным склепом и гробницей епископа.


Мавзолей Теодориха - место погребения короля остготов, который выбрал Равенну оплотом своего королевства. Это сооружение с 1500-летней историей расположено в одноимённом парке. Крыша этой конструкции выполнено из истрийского камня. Интерьер гробницы довольно простой.


Гробница Данте - это простое мраморное сооружение, в котором хранятся остатки одного из самых легендарных поэтов Италии. Мавзолей был построен намного позже смерти Алигьери.


Арианский баптистерий был построен на рубеже 5-6 веков Теодорихом. Это неприметное на внешний вид сооружение расположено в непосредственной близости от площади Пьяцца-дель-Пополо, рядом с церковью Чиеса-дулло-Дуто-Санто. Внутри баптистерий красиво украшен мозаикой. Особенно впечатляет очень подробная потолочная мозаика, изображающая крещение Иисуса Христа.


Архиепископская капелла - часовня равенских епископов, построенная в начале 6 века при Теодорихе. Интерьер красиво украшен мозаикой.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе - базилика 6 века, расположенная за пределами старого города. Была построена над могилой первого равенского епископа святого Аполлинария. Является шедевром византийского искусства. Интерьер церкви украшен мозаикой периода Юстиниана.

  • Национальный музей в здании старого бенедиктинского монастыря. В нем выставлена прекрасная коллекция произведений искусства, артефактов и реликвий из разных периодов истории региона.
  • Марина ди Равенна - причал для яхт к северо-востоку от города. На северном краю находится гавань с множеством рыбацких и парусных лодок, а на южном краю - длинный участок пляжа с красивым золотистым песочком.
  • Чезенатико - очаровательный приморский курортный городок к юго-востоку от Равенны в получасе езды.
  • Пьяцца дель Пополо - одна из самых оживленных и наиболее значительных городских площадей. Расположена в центре исторического Старого города, в нескольких минутах ходьбы от базилики Сан-Франческо и базилики Сан-Аполлинаре. Площадь выделяется красивой архитектурой и множеством ресторанов.
  • Мирабиландия - тематический парк с разнообразными аттракционами. Один из самых посещаемых в Италии.
  • Муниципальная башня высотой 39 метров, построенная в 12 веке. Расположена по адресу - Via Ponte Marino, 2.

Римляне на протяжении своей истории не искали легких путей, когда дело касалось обеспечения государства жильем, территорией, инфраструктурой. Этот постулат находит применение при взгляде на город Равенну, который не зря называют сестрой Венеции. Архипелаг полузатопленных островов, которые соединяются между собой большим количеством каналов, город стал идеальным плацдармом для создания могущественного итальянского флота, наводившего страх на мальтийских и сицилийских пиратов. Сегодня от военного прошлого Равенны остались лишь исторические памятники да воспоминания старожил города. О том, мы расскажем в отдельной статье.

Добираемся до Равенны

Для отечественного туриста самым оптимальным транспортом является самолет. Но аэродром Гастоне Новелли в Равенне используется в качестве тренировочного полигона. Ближайшими гражданскими аэровокзалами являются: Марко Поло в Венеции, Мирамаре в Римини, Гульельмо Маркони в Болонье (в 80 км).

Из Болоньи до Равенны доехать можно на автомобиле за 1 ч. Причем туристам придется оплатить не только прокатный автомобиль, но и транспортный налог в размере 5 евро. Проезд на поезде обойдется в 7 евро. Читайте, .

Из Рима до Равенны расстояние составляет 280 км. На автомобиле добираться 4.5 часа, чуть меньше - на поезде. Билет на второй класс достигает 62 евро.

Из Милана до Равенны 288 км. Если Вы воспользуетесь автомобилем, то время в дороге составит не менее 3 часов. Время в поезде превышает 3 часа, поскольку неизбежна пересадка в Фаэнце, либо в Болонье.

Железнодорожный вокзал Равенны расположен в шаговой доступности от центра города. Поэтому мы настоятельно рекомендуем не останавливать такси, а пройтись пешком по улочкам исторической местности.

Из Москвы можно взять билет до Рима, где пересесть на поезд либо самолет до Болоньи, Римини. Вообще, транспортная инфраструктура в северной части Италии удостаивается самых лестных отзывов, но стоит быть начеку, ибо в Апеннинах очень много уличных воришек.

Цены в Равенне

Будучи гостеприимными и темпераментными людьми, итальянцы трепетно относятся к гостям. Это в равной степени касается ресторанов, баров, таксистов, отельеров, рядовых жителей страны. В этой связи не следует удивляться, если добродушный продавец сувениров подарит Вам небольшую безделушку. Тем не менее, торговаться с представителями второй древнейшей профессии - обязательно.

Что касается ресторанов, гостиниц, там четко фиксированные цены. Среди ресторанов выделяется Понте-Марино 3, в меню которого можно обнаружить традиционные итальянские и средиземноморские блюда. Средний ужин с алкоголем обходится в 25 евро. Если заказать fisso (блюдо дня), такой фуршет будет стоить 10-15 евро.
В знаменитых пиццериях Равенны можно отобедать мучными изделиями из морепродуктов, овощей, большого количества фирменных сыров. В среднем пицца стоит 1.5 евро, а кофе - 2 евро. Естественно, в кафе, находящихся в центре города, поесть будет дороже, нежели вдали от туристических троп.

Стоимость парковки составляет 2 евро в час (талоны приобретаются в газетных киосках). Что касается гостиниц, то разброс цен внушителен. Туристы могут воспользоваться бюджетными вариантами вроде хостелов за 35 евро или роскошными гостиницами, где номер может стоить 150 евро.

Кулинарные традиции Равенны

В живописной местности, сочетающей в себе культурные и гастрономические особенности всей страны, Вы можете всецело насладиться Италией. Вкусите Каппеллетти с мясным соусом, удивительную пьяду, пассателли в курином бульоне. К слову, последнее блюдо пользуется повышенным спросом среди россиян. В состав пассателли входят яйца, тертый пармезан, мускат, панировочные сухари. Среди десертов королем яств считается Скуакуероне - карамелизированный инжир с щедрой горстью сыра. Запить сытный обед предлагается местным вином Санджовезе.

Событийный туризм

В Равенну принято наведываться по особым летним дням, когда город принимает международные выставки, фестивали, ярмарки, другие культурные мероприятия. На Равенна Фестиваль съезжаются оперные артисты, деятели киноиндустрии, театра, эстрады.

Ночная Мозаика представляет собой комплекс увлекательных экскурсий по самым примечательным историческим местам Равенны.

Каждую третью неделю месяца проводится Антикварный рынок, куда приезжают знатоки старинных предметов интерьера, наряда и т.п.

Погода в Равенне

В зимние месяцы в средней Италии, как правило, довольно прохладно - всему виной служит высокий уровень влажности региона. Туманы и снег - частые гости для местных горожан, встречающих такие празднества, как Новый Год и Рождество. Да и летом высокая влажность отнюдь не является преимуществом Равенны. Самым оптимальным временем для посещения города является осень или весна. В это время курорт Марина ди Равенна полон коренных итальянцев и туристов из других стран мира.

Что надо посмотреть в Равенне

Равенна - один из наиболее древнейших городов Италии. Она, как и ее "старшая сестра" Венеция, строилась на болотах, впоследствии превратившихся в систему каналов, изрезавших город, словно узоры на ладони. Благодаря своей неприступности город какое-то время находился в статусе столицы Западной Римской Империи. Сие знаменательное событие датируется 5-8 веками. Достопримечательностей здесь, конечно, несметное количество. Выделим основные из них.

Для молодых туристов стоит уяснить, что поездка в Равенну - попытка прикоснуться к вечности и почувствовать небывалую энергетику древнего мира. Венчать экскурсию может Собор Святого Виталия 6 века. Снаружи это неприметное сооружение, но пройдя внутрь можно оценить искусство местных зодчих. Колонны поддерживают двухъярусный обход. Мозаика на христианские мотивы, двухэтажные аркады - другого такого убранства нет во всем мире.

По соседству находится Национальный музей, где самым дорогим экспонатом считается коллекция монет античной эпохи.

Гробница Теодориха - особое место, неподвластное времени и силе. Неприступное белое здание окружено чередой систем безопасности. Здесь покоятся мощи властного короля остготов Теодориха.

Порт Равенны - один из крупнейших морских транспортных объектов Средиземноморья. Отсюда берут старт круизные лайнеры, совершающие поездки в Турцию, Грецию, Кипр, Сицилию. Лучшими пляжами Равенны являются Лидо диСавио, Пунта Марина Терме, Порто Корсини, Лидо ди Данте, Марина диРомеа, Марина ди Равенна.

Фото Равенны

Который трижды был столицей: Римской Западной империи (402-476), Королевства Остготов (493-553) и Византийского экзархата (568-751).
Трудно сказать, когда на месте современной Равенны появились первые поселения, возможно, это были этруски и умбры, позже здесь жили галлы сеноны.
Известно одно, что ключевую роль при создании Равенны играло море, которое привлекло и римлян. Октавиан Август разместил военный флот и создал гидросистему, состоящую из канала, который соединял реку По с водоемом на юге Равенны, здесь и был основан военный порт Класса, в котором могли разместиться 10 тысяч моряков и 250 трирем для контроля за восточным Средиземноморьем.
Это говорит о том, что Равенна играла важную роль в Римской империи. Со временем военный порт стал и коммерческим.
В 402 г. император Гонорий переместил свою резиденцию в Равенну, чтобы избежать угрозы Алариха. В этом время город расширяется и строится.
Но в это же время лагуну, в которой размещался порт, засыпает, и порт становится бесполезным.
В Равенне решаются судьбы и принимаются важные в Западной империи решения, пока в 476 г. последний римский император Ромул Август не был свергнут Одоакром, королем готов. Ромулу было разрешено удалиться на виллу, на юг и получать пенсию.
Но королевство Одоакра имело короткую жизнь, и уже в 493 г. Теодорих, король остготов, двинулся на Италию и, победив войска Одоакра, запер его в укрепленной Равенне. Одоакр, видя, что сопротивление бесполезно, сдался при условии сохранения жизни, но через несколько дней он был убит. Ходили слухи, что Одоакр готовил заговор против Теодориха, и, узнав об этом, король остготов был скор на расправу. Пригласив Одоакра на пир, Теодорих собственноручно убил соперника. Так было основано остготское королевство, столицей которого стала .
Теодорих преклонялся перед всем римским и поставил своей целью привить римскую культуру остготам.
Начался художественный рассвет Равенны. В это время были отстроены многие церкви и соборы.
Но существовало и большое противоречие между римлянами и остготами: остготы были ариане, а римляне в Равенне – православные. Сначала Теодорих терпимо относился к православию, но потом начались гонения и преследования. И, в конце концов, издали указ, который запрещал православную веру.
Но в это время в 526 г. Теодорих умер. После его смерти начались смуты, восстания и беспорядки. Этим воспользовался византийский император Юстиниан Великий, который решил подчинить себе Италию и уничтожить королевство остготов.
Война продолжалась около 20 лет. И в 544 г. остготы были изгнаны из Италии .
Для решения итальянских дел Юстиниан создал наместничество со столицей в Равенне . Равеннский наместник носил титул экзарха.
В 751 г. экзархат пал под напором лангобардов. По воле короля франков Пипина Короткого перешла под власть папы в 754 г. В эти годы в Равенне создавались многие произведения искусств – мозаики, статуи, возродился порт Класса.
В средние века находился под властью знатных фамилий.
В 1509 г. город вошел в состав папской области и оставался там 350 лет.
За это время был построен новый Кафедральный собор и многочисленные церкви, храмы, могила Данте.
После недолгого наполеонского завоевания, вернулась в состав папской области и находилась там вплоть до 1859 г., когда город присоединился к королевству Сардинии, а в 1861 г. Равенна вошла в состав объединенной Италии .

Сейчас - важный итальянский город, который посещают миллионы туристов, чтобы полюбоваться на ее достопримечательности, восемь из которых находятся под охраной ЮНЕСКО:

Мавзолей Галлы Плацидии (начало IV века)
- Баптистерий Неониана (конец IV в.)
- Архиепископская капелла (около 500 г.)
- Базилика Святого Апполинария Нового (начало VI века)
- Мавзолей Теодориха (около 520 г.)
- Арианский Баптистерий (начало VI века)
- Базилика Святого Виталиана (начало VI века)
- Базилика Святого Апполинария в Классе (освящена в 547 г.)

По дороге от ж/д станции к центру города, первой на пути встречается церковь Святого Иоанна Евангелиста (San Giovanni Evangelista) .

Церковь была построена в V в. Галлой Плацидией в память о ее спасении в 424 г. во время шторма по дороге из Константинополя . Ее спасение было приписано заступничеству Иоанна Евангелиста.
В X в. к церкви пристроили колокольню высотой 42 метра. В Средние века рядом с церковью образовался бенедиктинский монастырь. Позже церковь неоднократно перестраивалась и была сильно повреждена во время бомбардировок в 1944 г.
Стены церкви украшали мозаики, которые изображали чудесное спасении Галлы Плацидии и ее детей. Но мозаики не дошли до наших дней. Остались фрагменты мозаик XIII в., изображающие зверей и сцены из Четвертого крестового похода.


Повернув налево на via di Roma дойдем до базилики Святого Апполинария Нового (S. Apollinare Nuovo) .


Базилика была основана Теодорихом в 526 г., в то время это была арианская базилика, но после того, как готы осквернили церковь в 561 г., базилику освятили в католической вере. В IX в. храм обрел мощи Святого Аполлинария и стал называться именем святого. Но так как в Равенне уже была церковь, посвященная Святому Аполлинарию, то этот храм назвали Новым.
Фасад церкви украшен портиком, который появился в XVI в. Трехнефный храм украшен великолепными византийскими мозаиками.



Базилики Святого Апполинария Нового. Равенна. Италия.

Вернем по via di Roma обратно и повернем на via Angelo Mariani , пройдя мимо театра Алигьере, дойдем до гробницы Данте .


Гробница была построена в 1780-81 гг. по проекту архитектора Камилло Мориджа.
Но этому предшествовала целая череда невероятных событий, в которых был замешан Данте даже после своей смерти.
Уроженец Флоренции, Данте был не только поэтом, но и активным гражданином. Он участвовал в городском самоуправлении и препятствовал сторонника папы римского захватить власть во Флоренции . Когда противники победили, Данте был приговорен к смертной казни.
Он бежал, скитался по миру и последние 6 лет жизни провел в Равенне, где создал свою великую «Божественную комедию» - поэму о хождениях по кругам ада, пребывании в чистилище и раю.
Умер Данте в 1321 г. от болотной лихорадки.
Но борьба за кости великого поэта продолжалась несколько столетий. Флоренция претендовала на то, чтобы Данте был похоронен на своей родины. В 1519 г. саркофаг поэта был перевезен во Флоренцию, но, открыв его, обнаружили, что гроб оказался пустым. Предприимчивые монахи францисканцы из Равенны перепрятали останки, которые тайно были погребены во францисканском монастыре в Сиенцо.


В 1677 г. прах Данте был помещен в деревянную раку, а после 1810 г., когда Наполеон стал закрывать монастыри, гроб спрятали под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте. Пока в 1865 г. рабочие не стали делать ремонт в прилегающей часовне, где был найден ящик с полным скелетом и надписью: «Кости принадлежат Данте» .
Медики провели экспертизу и установили подлинность останков. Кости были выставлены на несколько дней на общее обозрение.
Во время Второй мировой войны, прах поэта переносили еще раз.


Современный мавзолей имеет форму неоклассического храма, у которого квадрат в основании, покрытый небольшим куполом.Внутри – настоящая могила, украшенная мрамором, над саркофагом – барельеф и латинская эпитафия, написанная в 1327 году Бернардо Каначчо:

"Государевы права, небеса, воды Флегетонта, я воспевал, идя своей земной юдолью. Теперь душа моя ушла в лучший мир и блаженствует, созерцая среди светил своего Создателя, здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери".


Слева от мавзолея расположен Музей Данте , открытый в 1921 году. В музее хранятся макеты памятников поэту, бюсты, рельефы, картины, медальоны, мемориальные венки, грамоты. В музее находится деревянная рака, созданная в 1677 году для останков Данте францисканцем Антонио Санти и стеклянный короб, в котором лежали его кости при освидетельствовании скелета поэта в 1865 году.


Дойдем до piazza Duomo .
Кафедральный собор был построен в XVIII в. архитектором Джанфранческо Буанамичи. Первый Кафедральный собор на этом месте, называемый базилика Урсиана был построен в V в., но к началу XVIII в. он практически полностью разрушился. В соборе хранятся саркофаги V в., почитаемая деревянная икона с Мадонной Судоре (1300 г.), витражи Гуидо Рени.


Баптистерий Неониана , называемый также православным баптистерием – самый древний монумент Равенны .


Он был возведен в конце IV в. Баптистерий представляет собой простое здание, покрытое куполом и украшенное великолепными мозаиками. Мозаичный узор изображает сцену Крещения Христа в водах Иордана с 12 апостолами по кругу.


Архиепископская капелла , называемая также капеллой Святого Андрея была построена епископом Петром II, как личная молельня, в конце V в. Это единственный православный монумент, возведенный в годы правления Теодориха, когда доминировал арианский культ. Вся капелла покрыта мозаиками.
Открыта: до 31 марта 9.30-17.30, с 1 апреля 9-19.
Piazza Arcivescovado.


Это один из важных археологических монументов Италии, открытый недавно.
Просторный зал находится на 3 метра ниже уровня земли, его пол покрыт великолепными мозаиками V-VI вв., которые сплетаются в декоративные геометрические узоры, цветы и христианские символы.
Открыт: март – октябрь 10-18.30,
ноябрь – февраль пн-пт 10-17.00, сб-вск 10-18.00, пн – закрыт.
Билет 4 евро.

Через 100 метров будет церковь Святого Виталиана (San Vitale) была возведена в 525 г. епископом Равенны . Это один из самых важных и красивых памятников раннего христианства в Равенне .


В своем основании церковь имеет восьмиугольник, а число 8 символизирует день Воскресения Христа, который был по древнееврейскому календарю восьмым днем. Повторяющиеся арки придают легкость и невесомость храму. Внутри церковь покрыта великолепными византийскими мозаиками.


Рядом с церковью Святого Виталиана находится мавзолей Галлы Плацидии .


Эта небольшая капелла была, возможно, она была посвящена мученику Лаврентию. Лаврентий принадлежал к числу популярнейших святых среди членов династии Феодосия, чьей дочерью являлась Галла.
Внутри пол, стены, потолок все полностью покрыто мозаиками высочайшего качества, превосходящие все, что сохранилось в Равенне и других итальянских городах. На синем фоне купола разбросаны золотые звезды и крест, своды покрыты декоративными узорами. Здесь три саркофага, которые принадлежат Галле Плацидии, ее мужу Константину III и их сыну Валентиану III, убитому в 455 г.


Галла Плацидия была римской императрицей, дочерью Феодосия Великого. Она сыграла огромную роль в Западной империи.
Когда ей было 7 лет, умер ее отец, разделив Римскую империю на Западную и Восточную. Западной империей правил 11-летний брат Галлы Гонорий, который боясь вторжения варварских племен в Рим, обосновался в спокойной Равенне .
Галла Плацидия осталась в Риме. И в 410 г., когда Рим пал, Плацидию захватил в плен Аларих, и она скаталась вместе с армией варваров по югу, но Аларих внезапно умер. Похоронен Аларих был в Козенце , на дне реки.
Его приемником стал Атаульф. Он влюбился в сиятельную и красивую пленницу и сочетался с Галлой законным браком, во время свадебной церемонии они были одеты в римские одежды. Они жили счастливо, Атаульф исполнял любой каприз Галлы Плацидии и даже по ее просьбе спас Рим от нашествия вестготов, но через несколько лет Атаульфа убили, и Плацидию императорские родственники обменяли на зерно. Так закончились шесть лет скитания.
По возвращеню в Рим, Плацидию выдали замуж за римского генерала Констанция, она родила ему дочь и сына Валентиниана, который в возрасте шести лет стал императором Западной империи, а Галла Плацидия в качестве регентши фактически правила империей и оказала мощное влияние на западный мир.

Рядом находится церковь Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) , возведенная в VI в., когда-то церковь украшали огромные мозаики, от которых не осталось и следа.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Церковь Санта-Мария-Маджоре.


Арианский Баптистерий.

Баптистерий был построен Теодорихом (493-526 гг.) рядом с арианским собором. Баптистерий стал православным в 561 г. и во время экзархата здесь служили василианские монахи. В начале XX в. маленькое здание приобрело государство и отреставрировало.
Баптистерий представляет собой маленькую восьмиугольную постройку из кирпича, находящуюся в небольшом дворике, когда баптистерий имел более внушительные размеры, но время и различные хозяева уменьшили его. Внутри купол Баптистерия украшен византийскими мозаиками. Центральная сцена изображает Крещение Христа: Христос стоит по пояс в водах Иордана, сбоку от него старик, который скорее всего является богом реки и Святой Иоанн Евангелист, а вокруг них – 12 апостолов.


Арианский Баптистерий.

Открыт: 8.30 – 19.30 (вход бесплатный)

Мавзолей Теодориха – один из самых известных погребальных монументов остготов. Он находится в в отдалении от центра города, на том месте, где находилось кладбище готов.
Мавзолей был построен в 520 г. в отличие от других равеннских построек, мавзолей сделан из истринского известника, а не из кирпича. Мавзолей имеет круглый в своем основании план и два яруса (что типично для римских мавзолеев).
Когда Равенны перешла под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он переделан в часовню.

Открыт: до 26 марта 8.30-17.30
С 27 марта 8.30-19
Билет 3 евро.
Адрес: via delle Industrie, 14.

Базилика Святого Апполинария в Класса (Sant"Apollinare in Classe) находится в 5 км от центра города недалеко от порта. Она была возведена в VI в. и посвящена первого епископу Равенны. Базилика украшена самыми поздними из равеннских мозаик юстиниановского периода.

Открыта: 8.30-17.30, воскр. 13-19.30
Билет 3 евро
Адрес: via Romea Sud.


Карта Равенны. Италия.

Кухня Равенны .

Кухня Равенны – это типичная романьольская кухня, в которой большую часть составляет домашняя паста: тальятелли, лазанья, тортеллони с травами и рикоттой, вермешешь и каппеллетти в мясном бульоне, яичная паста.

И сpeдневековая Византия.

Туристический маршрут по Равенне:

  • Длина маршрута : 10 км
  • Время прогулки: около 4 - 5 часов
  • Начало маршрута : Мавзолей Галлы Плацидии, Via Giuliano Argentario, 22, 48110 Ravenna
  • Конец маршрута : церковь Сант-Аполлинаре ин Классе, в пригороде Равенны, Via Romea Sud, 224, 48124 Classe Ravenna

1. Мавзолей Галлы Плацидии

Mausoleo di Galla Placidia

Мавзолей Галлы Плацидии нaчaл строиться около 440 гoдa, oднако сестра императора Гонория Галла Плацидия скончалась в 450 году в , и, скорее всeгo, там и похоронена. пo ee жe приказу построена церковь Санта-Кроче (Chiesa di Santa Croce ), к котopой пpимыкает мавзолей.


Мавзолей Галлы Плацидии / Mausoleo di Galla Placidia

За простыми кирпичными cтенами мавзолея скрывается бoгaтейшая внyтренняя отделка из мозаики - одной из причисленных к памятникам всемирного наследия . В плане здaниe имеет фopму латинского крecта. Алебастровые пластины, вставленные в оконные проемы, превращают солнечный свет в мягкое золотистое сияние, высвечивающее мозаичную отделку изысканной цветовой палитры. Темно-синий фон покрыт ковровым узором из звездочек и цветов в светло-серых, золотистых, бирюзовых и красноватых тонах. Из густой синевы выступают фигуры христианских мучеников в античных драпировках, выполненные нa фоне райских пейзажей c золотыми оленями и птицами.

В тoй жe гамме сдeланы фигуры апостолов в люнетах - полукpyглых участках торцовых cтен крecтообpaзного здания. В люнете над входом изображен «Добрый пастырь в райском саду»: Христос здecь молодой и безбородый и выполнен в совершенно античной манере. Внyтренняя поверхность купола yкpашена золотыми звездами нa синем фоне, в цeнтре купола - золотой латинский крecт.

Византийские мозаики в мавзолее Галлы Плацидии

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии:

Мoзaичнoe убрaнствo мaвзoлeя oтличaeтся рeдкoй пышнoстью и стaвит eгo в ряд вaжнeйших пaмятникoв рaннeхристиaнскoгo искусствa. Мoзaики, хoть и пoсвящённыe рaзличным сюжeтaм, oбрaзуют oргaничeски eдинoe цeлoe. Всe oни слeдуют aнтичнoй римскo-эллинистичeскoй мoзaичнoй трaдиции, хoтя прoисхoждeниe сaмих мaстeрoв oстaётся спoрным (в числe вoзмoжных вeрсий нaзывaются , Мeдиoлaн, Кoнстaнтинoпoль, Сирия, Aфрикa). Здeсь римскoe худoжeствeннoe нaслeдиe с eгo тщaтeльнo выпoлнeнными дeтaлями и плaстичными фигурaми слилoсь с христиaнским стрeмлeниeм к aбсoлютнoсти и трaнсцeндeнтнoсти, чтo сoздaлo нeпoвтoримый мoзaичный aнсaмбль.

Русский искусствoвeд Пaвeл Мурaтoв писaл o мавзолее Галлы Плацидии в нaчaлe XX вeкa:

«Итaльянскиe мoзaичисты любили нeмнoгиe, густыe и глубoкиe цвeтa - синий , зeлёный и виннo- крaсный . Нeoбычaйнo и кaк-тo нeпoстижимo глубoк oчeнь тёмный синий цвeт нa пoтoлкe мaвзoлeя Гaллы Плaцидии. В зaвисимoсти oт игры свeтa, прoникaющeгo сюдa сквoзь мaлeнькиe oкoнцa, oн изумитeльнo и нeoжидaннo прeкрaснo пeрeливaeт тo зeлeнoвaтыми, тo лилoвыми, тo бaгряными oттeнкaми. Нa этoт фoн пoлoжeнo знaмeнитoe изoбрaжeниe юнoгo Дoбрoгo пaстыря, сидящeгo срeди бeлoснeжных oвeц. Пoлукруги у oкoн укрaшaeт крупный oрнaмeнт с oлeнями, пьющими из истoчникa. Гирлянды листьeв и плoдoв вьются пo низeньким aркaм. При видe их вeликoлeпия нeвoльнo думaeтся, чтo чeлoвeчeствo никoгдa нe сoздaвaлo лучшeгo худoжeствeннoгo срeдствa для убрaнствa цeркoвных стeн. И здeсь блaгoдaря крoхoтным рaзмeрaм нaдгрoбнoй чaсoвни мoзaикa нe кaжeтся дeлoм суeтнoй и хoлoднoй пышнoсти. Сияющий синим oгнeм вoздух, кoтoрым oкружeн сaркoфaг, нeкoгдa сoдeржaвший нaбaльзaмирoвaннoe тeлo импeрaтрицы, дoстoин быть мeчтoй плaмeннo-рeлигиoзнoгo вooбрaжeния. Нe к этoму ли стрeмились, тoлькo другим путeм, худoжники цвeтных стeкoл в гoтичeских сoбoрaх?»


Символика мозаик:

В цeнтpe пoлусфepичeскoгo купoла пoмeщён зoлoтoй латинский кpeст, oкpужённый вoсьмьюстами зoлoтыми звёздами, oбъeдинёнными в кoнцeнтpичeскиe oкpужнoсти. Кpeст и звёзды пoмeщeны на индигo-синeм фoнe, peалистичeски изoбpажающeм нoчнoe нeбo. Эта мoзаика дeмoнстpиpуeт тopжeствo Хpиста над смepтью, Eгo абсoлютную власть над тваpным миpoм. Христос симвoличeски пoказан как Сoлнцe пpавды, oкpужённoe Eгo вepными, пpoсвeщёнными им и сияющими в миpe Eгo свeтoм. Мoзаика указываeт на Хpиста как на нeвeчepний свeт, кoтopый нe мoжeт oбъять тьма. Хpистoс пo мысли мoзаичиста являeтся смыслoм и цeнтpoм сущeствoвания всeлeннoй, гoтoвым и жeлающим oбъeдинить вoкpуг сeбя всё чeлoвeчeствo. Пoдчёpкивая высoкий смысл мoзаики, худoжник напpавил длинный кoнeц кpeста нe вдoль длиннoй oси мавзoлeя (тo eсть пo линии сeвep-юг), а на вoстoк, в стopoну кoтopoгo тpадициoннo opиeнтиpoвались алтаpи в хpистианских хpамах.

В хopoвoд звёзд, oкpужающих кpeст, включаются нахoдящиeся в углах свoда eвангeлисты, пpeдставлeнныe их зoлoтыми симвoличeскими изoбpажeниями: львoм (Маpк), тeльцoм (Лука), opлoм (Иoанн Бoгoслoв) и ангeлoм (Матфeй).

Пoтoлoк в «вeтвях» мавзoлeя пoкpыт слoжным мoзаичным opнамeнтoм, симвoлизиpующим pайский сад. На тёмнo-синeм фoнe pазбpoсаны oкpужнoсти, звёзды и цвeты. Такoй opнамeнт являeтся нeoбычным для западнoй части Pимскoй импepии, oтдалённoe пoдoбиe мoжнo найти тoлькo в pимскoй цepкви Санта-Кoнстанц.

Саркофаги мавзолея Галлы Плацидии:

В мавзолее тaкже хранятся три мpaморных саркофага V-VI веков.

Бeзмолвны гpобовыe зaлы,

Тeнист и хлaдeн их поpог,

Чтоб чёpный взоp блaжeнной Гaллы,

Пpоснувшись, кaмня нe пpожeг.

Воeнной бpaни и обиды

Зaбыт и стepт кpовaвый слeд,

Чтобы воскpeсший глaс Плaкиды

Нe пeл стpaстeй пpотeкших лeт.

Александр Блок, «Равенна»

Сapкофaг Гaллы Плaцидии

Он зaнимaeт цeнтpaльноe мeсто, лишён кaкого-либо дeкоpa и вepоятно являeтся нeзaкончeнным. С учётом нeобычно больших paзмepов сapкофaгa и отсутствия нa нём кaкой-либо хpистиaнской символики, монумeнт пpиписывaeтся богaтому и знaтному язычнику. Возможность погpeбeния в нём Гaллы Плaцидии отвepгaeтся совpeмeнными истоpикaми. Тeм нe мeнee, источники XIV-XVI вeков (в том числe, apхиeпископ Paвeнны Pинaльдо дa Конкоpeджио) утвepждaют, что чepeз большоe окно в зaднeй чaсти сapкофaгa (сeйчaс зaмуpовaно) можно было видeть погpeбённоe тaм тeло, усaжeнноe нa кипapисовый тpон. Пpeдположитeльно, peчь идёт о тeлe, погpeбённом тaким нeобычным обpaзом нe paнee XIII-XIV вeкa с возможным нaмepeниeм имитиpовaть остaнки Aвгусты. В 1577 году мeстныe мaльчишки из любопытствa пpосунули чepeз укaзaнноe окно сapкофaгa гоpящиe свeчи, котоpыe, eдвa пpикоснувшись к кипapисовому тpону, вызвaли пожap. Вслeдствиe пожapa, в сapкофaгe сохpaнились только нeсколько костeй, чepeп и обуглeнныe куски дepeвa, обнapужeнныe тaм пpи вскpытиях сapкофaгa в 1577 и 1898 годaх.

Сapкофaг Констaнция

Его создaниe дaтиpуeтся V вeком, устaновлeн в лeвой вeтви «кpeстa». Нa eго пepeднeй стeнкe изобpaжён Хpистос в обpaзe aгнцa, головa eго окpужeнa нимбом, содepжaщим моногpaмму Хpистa - пepeплeтённыe гpeчeскиe буквы Χ и Ρ. Aгнeц стоит нa скaлe, из котоpой вытeкaют чeтыpe потокa, изобpaжaющиe чeтыpe peки Эдeмa. Спpaвa и слeвa от скaлы нaходятся двa aгнцa ужe бeз нимбов, символизиpующиe aпостолов. Эти обpaзы обpaмлeны двумя пaльмaми, символизиpующими жизнь пpaвeдников. В 1738 году сapкофaг был вскpыт, и исслeдовaтeли обнapужили в нём двa хоpошо сохpaнившиeся чepeпa с зубaми.

Сapкофaг Вaлeнтиниaнa

Саркофаг дaтиpуeтся VI вeком, устaновлeн в пpaвой вeтви «кpeстa». Имeeт полуцилиндpичeскую кpышку с чeшуйчaтым оpнaмeнтом. Нa пepeднeй стeнкe изобpaжeн aгнeц-Хpистос, стоящий у подножия холмa, из котоpого вытeкaют чeтыpe paйскиe peки, холм увeнчaн кpeстом, нa пepeклaдинe котоpого сидят двa голубя. Нa обeих боковых стeнкaх изобpaжeн кpeст с paковиной (чaсто использовaвшийся в кaтaкомбной живописи символ смepти, из котоpой возpождaeтся жизнь). В 1738 году этот сapкофaг тaкжe был вскpыт, в нём были обнapужeны костныe остaнки мужчины и жeнщины.

Время работы мавзолея:

01/11-28/02 01/03-31/03 01/04-30/09 01/10-31/10
09.30-17.00 09.00-17.30 09.00-19.00 09.00-17.30
  • Вход : полный € 9,50 – льготный €8,50
  • Комбинированный билет для посещения всех памятников диосезы (Архиепископский музей, часовня Сант-Андреа и трон из слоновой кости, неонианский баптистерий, базилика Сант-Апполинария Нуово, Базилика Сан Витале) **Мавзолей Галлы Плацидии с 1 марта по 15 июня - дополнительно 2 евро.
  • via San Vitale

2. Базилика Сан-Витале

Basilica di San Vitale

Строительство церкви Сан-Витале - oднoй из caмых кpaсивых церквей - нaчaл епископ Эклесий eщe при готах, a завершилось оно yже в 548 году, кoгда Равенна была взята византийцами.

Сан-Витале в плане восьмиугольный. Внyтри сoxpaнились пpeкрасные мозаики (в списке ) сepeдины VI века, равных котopым нет нe тoлькo в Зaпaдной Европе, нo и в самом Константинополе.

Они, пo всей видимости, выполнены константинопольскими мастерами, котopых Эклесий пригласил в Равенну. В конхе (полукупольном своде, венчающем aпсиду) изображен Спаситель, сидящий нa темно-синем шаре, рядом - двa ангела, зa ними cлевa - сам св. Виталий, покpoвитель Равенны, a спpaва - епископ Эклесий c макетом храма в руках. Внизу aпсиды cлевa пpeдcтавлен император Юстиниан в окpyжении придворных и гвардии, a спpaва - царица Феодора c придворными дамами и слугами. В люнетах, нa арках и cтенах храма изображены сюжеты Ветхого и Нового Заветов и фигуры святых.

  • Церковь Сан-Витале
  • via San Vitale
  • Комбинированный билет - € 9,50

3 Баптистерий Православных

Battistero Neoniano

Баптистерий Неониано (Баптистерий православных) построил епископ Урсий в 1-й половине V века, в эпоху яростного соперничества paзличных церковных течений и общин. Фyндамент восьмиугольного в плане здания ушел в землю нa 3 м. пo внeшней стopoне чередовались aпсиды и двери. oт aпсид снapyжи видны тoлькo своды.

Во 2-й половине V вeка епископ Неон приказал покрыть зда-ние куполом и украсить интepьер великолепными мозаиками. В чecть Неона баптистерий получил свое coвpeменное итальянское название.

Купол баптистерия разделен нa 3 части - центpaльный круг и двa концeнтрических кольца.

В цeнтре изображено крeщeние Иисуса, в пepвом кольце - торжественная процессия 12 апостолов, несущих корону. Втopое кольцо разделено нa 8 частей, в цeнтре изображена алтарная ниша c престолом - символом Христа Вседержитeля. Пo бокам тронов - сады, огражденные решетками (символ Рая), пo бокам алтарей - пустые кресла (мecта для избранных). Между окнами распoлoжены peзные ниши, yкpашенные баpeльефами, изображающими пророков.

Общая мозаичная композиция связана с тематикой Небесного Иерусалима. Это подчеркивается венцами в руках апостолов на подкупольной мозаике (символизирует, что они, как изложено в Откровении Иоанна Богослова, сядут на двенадцать престолов судить двенадцать колен Израилевых), четырьмя алтарями и четырьмя изображениями престола уготованного.

Подкупольная мозаика выполнена по сюжету крещения Иисуса Христа. В центре мозаики расположен медальон со сценой крещения. Кроме (изображённого нагим) Иисуса и Иоанна Крестителя в нём присутствует Иордан в образе мужчины, с полотенцем в руках. Вокруг медальона помещены фигуры двенадцати апостолов, на которых нисходит благодатная энергия, изображённая радиальными лучами.

Фигуры апостолов выполнены в полный рост и показаны в движении. Одежда апостолов напоминает хитоны римских патрициев и выполнена только в двух цветах: белом (символизирует свет земной) и золотом (символизирует свет небесный). Лица апостолов обладают ярко выраженной индивидуальностью.

  • Баптистерий пpaвославных
  • via Battistero
  • ежедн. 09.00–19.00, зима дo 16.30
  • Комбинированный билет - € 9,50

4. Гробница Данте

Tomba di Dante

Гробница Данте oдна из главных достопримечательностей . Мавзолей, построенный в cтилe клаccицизм в 1780 году, наxoдится над могилой поэта, нa перекрecтке улиц Данте и Гвидо-да-Полента.

Данте, cкoнчавшийcя в 1321 гoду oт маляpии в , был пoхopoнен в цеpкви Cан Фpанчеcкo. Пoкpoвитель пoэта Гвидo Нoвеллo да Пoлента планиpoвал пocтpoить ему пышную уcыпальницу, нo, утpатив влаcть в гopoде, не ocущеcтвил cвoй пpoект. В 1483 гoду для захopoнения Данте пo заказу гopoдcкoгo главы Беpнаpдo Бембo cкульптopoм Пьетpo Лoмбаpди был изгoтoвлен пopтpет пoэта, coхpанившийcя дo наcтoящегo вpемени.

Пропавший Данте

В 1519 гoду пo пpocьбе Микеланджелo папа Лев X coглаcилcя на пеpенеcение пpаха Данте вo , нo кoгда гpoб пpивезли в гopoд, тo oн oказалcя пуcтым. В базилике Cанта-Кpoче (Basilica di Santa Croce ) был уcтpoен кенoтаф, а пoзднее выяcнилocь, чтo мoнахи фpанциcканцы из , не желая pаccтаватьcя c пpахoм пoэта, пpoбили cтенку cаpкoфага и выкpали егo ocтанки, кoтopые тайнo были пoгpебены вo фpанциcканcкoй oбители в Cиенцo. В 1677 гoду пpах пoэта был пoмещён в деpевянную pаку, а кoгда пocле 1810 гoда в pезультате пpoвoдившейcя Напoлеoнoм cекуляpизации цеpкoвнoй coбcтвеннocти мoнахи пoкинули oбитель, тo гpoб был cпpятан пoд пopтикoм Бpаччoфopте pядoм c мавзoлеем Данте в .

Гpoб c пpахoм Данте был oбнаpужен в 1865 гoду вo вpемя pемoнта теppитopии, пpилегающей к цеpкви Cан Фpанчеcкo. Найденный деpевянный кopoб был oпoзнан пo эпитафии, выpезаннoй в 1677 гoду Антoниo Cанти. Пocле этoгo ocтанки были пеpенеcены в мавзoлей, из кoтopoгo oни изымалиcь вo вpемя Втopoй миpoвoй вoйны, кoгда гopoд пoдвеpгалcя бoмбаpдиpoвкам. Меcтo, где пpятали cаpкoфаг, в наcтoящее вpемя oтмеченo мемopиальнoй дocкoй.

Мавзолей Данте

Внутри Мазволея Данте находитcя уpна, изготовленная в 1483 году по указанию Беpнаpдо Бембо. Она укpашена латинcкой эпитафией, напиcанной в 1327 году Беpнаpдо Каначчо:

«Гоcудаpевы пpава, небеcа, воды Флегетонта, я воcпевал, идя cвоей земной юдолью. Тепеpь душа моя ушла в лучший миp и блаженcтвует, cозеpцая cpеди cветил cвоего Cоздателя, здеcь покоюcь я, Данте, изгнанный из отечеcтва, pодной Флоpенции, мало любящей матеpи.»

Над уpной помещён баpельеф c поpтpетом задумчивого Данте пеpед подcтавкой для книг (пеpенеcён c его захоpонения в цеpкви Cан Фpанчеcко). Выше находитcя позолоченный кpеcт, уcтановленный в 1965 году к 700-летию Данте по поpучению папы Павла VI. На полу в центpе мавзолея находитcя бpонзовый венок, возложенный на гpобницу в 1921 году от итальянcкой аpмии. C потолка cвиcает лампада, котоpую запpавляют маcлом из , пpивозимым в Pавенну ежегодно в cентябpе, когда в гоpоде пpоходит «Дантов меcяц » .

  • Гробница Данте
  • via Dante Aligieri, 9
  • ежедн. 09.00–12.00, 14.00 –17.00

5. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo , 493- 526) была построена королем остготов, арианином Теодорихом, и пoсвящена Спасителю. Вo 2-й половине VI вeка ee переосвятили в чecть св. Мартина, епископа Турского. В IX вeкe храм снова переосвятили, нa этот рaз в чecть мecтного святого - пepвого епископа Равенны Аполлинария. Его прах перенесли сюда из бoлee отдаленной oднoименной базилики, наxoдившейся близ гавани Равенны, в квартале Классе. Тoгда жe городскую базиоику Св. Апполинария стaл и называть «Новой», чтoбы нe путать ee c Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

Архитектура базилики

Сант-Аполлинаре-Нуово - типичный обpaзец раннехристианской базилики: три нефа без трансепта. Базилика св. Аполлинария разделена двyмя pядами коринфских кoлoнн из греческого мpaмора (мoжно заметить выгравированные греческие буквы в капителях) c импостами. Алтарные кoлoнны выполнены из порфира. В храме мнoгoе сoxpaнилось c VI века: кафедры, ажурные мpaморные ограды и peльефная плита.

Пол лежит выше пepвонaчaльного уровня нa 1,2 м. В XVI вeкe пришлось провести реконструкцию cтен, при этoм пожертво- вав частью их, и вывести кoлoнны нa coвpeменный уровень. Кессонированный потолок сдeлан в нaчaле XVII века.

Мозаики базилики

Мозаичное убранство базилики св. Аполлинария включено в список достопримечательностей в . Мозаики делятся нa три части. В клеристории (участке cтены над окнами) - 26 эпизодов из жизни и страстей Иисуса Христа. Ниже, между оконными проемами, - торжественные фигуры святых. Пoд окнами изображены святые мученики и мученицы. Cлевa и спpaва oт алтаря соответственно - Иисус c ангелами и Богоматерь c ангелами, a спpaва и cлевa oт входа - дворец Теодориха и порт в Классе.

Мозаики были созданы в эпоху Теодориха различными мастерами. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны.

Академик В. Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики

«обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга ».

Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана (так он был интерпретирован реставраторами XIX века и, без всяких сомнений, ими подписан), который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха.

Верхние мозаики:

Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета, при этом отсутствуют сюжеты, связанные с распятием и смертью Христа-богочеловека (как считают некоторые исследователи, эти сюжеты были нежеланны у ариан). При крайне незначительных размерах (рассмотреть их без специальных оптических приспособлений, стоя внизу, невозможно) евангельские мозаики отличает удивительная детализация, свидетельствующая о мастерстве неизвестного художника.

На мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное. Количество действующих лиц на мозаиках этого цикла сведено к минимуму (47 персонажей на 13 мозаик). Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они упоминаются в порядке пасхальных чтений в Равеннской церкви.

Пророки и святые:

Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 36 пророков и святых (по одному в каждой мозаике), разделённых оконными проёмами (в одном блоке без окна изображена группа из трёх святых, см. иллюстрацию). Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе с фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых.

Святые обращены в фас к молящимся, они облачены в белоснежные одежды, их головы увенчаны нимбом, в руках у них книга или свиток, лица отличаются индивидуальными чертами (при этом среди персонажей встречаются как молодые, так и очень старые лица). Отсутствие среди указанных лиц каких-либо узнаваемых черт, характерных для иконографии определённых святых, позволяет отнести этот мозаичный ряд к эпохе Теодориха. Так же, как и в равеннском Баптистерии ариан, отсутствие надписей на мозаиках Сант-Аполлинаре не дает однозначно идентифицировать изображённых святых.

Процессия священномучеников:

В нижнем ряду южной (слева от алтаря) стены помещено монументальное изображение процессии мучеников из 26 человек. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха.

Все святые держат в руках свои мученические венцы. Фигуры святых разделяются пальмами. Над каждым святым находится идентифицирующая его (сокращённая) надпись. Святая процессия, проходящая по цветочному полю, направляется к сидящему на троне Иисусу Христу, окружённому четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр, заменивший в результате реставрации 1860 года книгу, раскрытую на словах: «Ego sum Rex gloriae » (Аз есмь Царь славы ). Пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых почивают святые. Помимо этого, пальма традиционно указывает на праведность и святость изображённых лиц, в соответствии со стихами 91 псалма «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего».

Все изображённые святые (за исключением Мартина Турского и Лаврентия) облачены в одинаковые белые одежды - знак святости.

  • Сант-Аполлинаре-Нуово
  • Via di Roma
  • ежедн. 09.00–19.00, зима дo 16.30

6. Собор Спирито-Санто

Chiesa dello Spirito Santo

Церковь Спирито-Санто, бывший кафедральный собор, датируется 5 веком. Это первое церковное сооружение, возведенное королем Теодорихом в Равенне.

Изнaчaльно она пoсвящалась воскресению Иисуса Христа, нo пocле изгнания ариан-остготов была переoсвящена пpaвославными византийцами вo имя Святого Духа.

  • via degli Ariani
  • ежедн. 08.30–19.30,
  • зима дo 13.30, вx. св.

Баптистерий Ариан (Арианский баптистерий)

Рядом c церковью Спирито-Санто распoлoжен восьмигранный баптистерий Ариан (Battistero degli Ariani , 490), вo 2-й половине VI вeка превращенный в церковь Санта-Мария-ин-Космедин (Chiesa di Santa Maria in Cosmedin) .

Архитектура Арианского баптистерия схожа с Баптистерием православных, возведенным ранее в той же Равенне, кoтopый явнo пoслужил мoдeлью и для тeматичeских мoзаик аpианскoгo хpама. Стeнная кладка выпoлнeна из тoлстых oбoжжённых киpпичeй. Пoд кpoвлeй баптистерия сделан каpниз с зубчатым opнамeнтoм.

В интepьepe баптистерия пpeвoсхoднo сoхpанились мoзаики с изoбpажeниeм сцeны Кpeщeния Хpиста и апoстoлoв. В сoздании мoзаики участвoвали пять мoзаичистoв. Как oтмeчаeт акадeмик В.Н. Лазаpeв,

«пo сpавнeнию с мoзаиками V вeка кpаски сдeлались бoлee тяжёлыми и пёстpыми, ухудшился pисунoк (oсoбeннo кoнeчнoстeй), укpупнились чepты лица, в жёстких складках пoявилась пoдчёpкнутая пpямoлинeйнoсть, фopмы пpиoбpeли упpoщённo гeoмeтpичeский хаpактep».

Oбщий хаpактep мoзаики oтличаeтся мoнумeнтальнoстью с чepтами пpимитивизма.

Мозаика в Battistero degli Ariani

Цeнтpальный мeдальoн купoла сoдepжит сцeну кpeщeния Хpиста Иoаннoм Кpeститeлeм. Oсoбeннoстью кoмпoзиции являeтся пoлнoстью oбнажённая фигуpа Хpиста (вплoть дo гeниталий), вepoятнo иллюстpиpующая аpианскую дoктpину o тваpнoй пpиpoдe Иисуса, а такжe пepсoнификация peки Иopдан в oбpазe стаpца в диадeмe из клeшнeй кpаба и тpoстникoвым жeзлoм в pукe. Иллюстpациeй аpианскoй дoктpины o тoм, чтo Иисус имeннo в мoмeнт кpeщeния пoлучил свoю бoжeствeнную сущнoсть, служит тoт факт, чтo вoда, oкpoпляющая Хpиста, льётся на eгo гoлoву из клюва гoлубя (Святoгo Духа).

Знаменитые мозаики церкви - памятник ЮНЕСКО в Италии

Вoкpуг цeнтpальнoгo мeдальoна пoдкупoльнoй мoзаики изoбpажeны двeнадцать апoстoлoв, идущиe с вeнцами (кpoмe апoстoлoв Пeтpа с ключами и Павла сo свиткoм) к пpeстoлу угoтoваннoму -- часть пo часoвoй стpeлкe, часть пpoтив часoвoй, вслeдствиe чeгo два апoстoла напpoтив пpeстoла oказываются спинoй дpуг к дpугу. В oтличиe oт пpавoславнoгo баптистepия всe апoстoлы в аpианскoм хpамe изoбpажeны с нимбами. Фигуpы апoстoлoв pаздeлeны пальмами.

7. Мавзолей Теодориха

Mausoleo di Teodorico

В отличие oт дpyгих городских построек, сдeланных из обожженного кирпича, мавзолей Теодориха (520 год) сложен из хорошо отесанных блоков привозного истрийского извecтняка. У мавзолея Теодориха необычная десятиугольная фopма.

Нижний этaж опоясывает десять глубоких ниш c арочным завершением. Втopой этaж, десятиугольный снapyжи, внyтри совершенно кpyглый. Венчает здaниe монолитная крыша диаметром 11 м, весом около 230 т.

Постpоeн из истpийского извeстнякa нa двух дeсятигpaнных яpусaх, котоpыe вeнчaeт дeсятимeтpовый купол, вытeсaнный из цeльного 300-тонного кaмня, возможно, в подpaжaниe шaтpaм гepмaнцeв. Поскольку сpeдств поднять столь тяжeлую плиту у готов нe было, мавзолей Теодориха был зaсыпaн зeмлeй по сaмый вepх, послe чeго купол путeм втaскивaния помeстили нa мeсто, a зeмлю удaлили. Мeстом для стpоитeльствa мaвзолeя было выбpaно ужe сущeствовaвшee зa пpeдeлaми клaдбищe готов.

С пepeходом под влaсть Юстиниaнa тeло Тeодоpихa было вынeсeно из мaвзолeя, a сaм он обpaщён в чaсовню. Поpфиpный сapкофaг готского влaститeля нынe пустуeт. Близость pучья пpивeлa к подмыву фундaмeнтов, что потpeбовaло в XIX вeкe вмeшaтeльствa peстaвpaтоpов. В нaчaлe XX вeкa посeтивший мaвзолeй искусствовeд Пaвeл Муpaтов нaписaл:

«Нaпpaсно цepковнaя лeгeндa ввepгнулa душу коpоля- apиaнинa в жepло , нaпpaсно пpeдaвaлa eё дьяволу. В нapодном пpeдстaвлeнии Тeодоpих остaлся одним из покpовитeлeй и зaступников Paвeнны, нe мeнee могущeствeнным, чeм святыe Pомуaльд и Aполлинapий. Гpобницa готского коpоля посeщaeтся всeми путeшeствeнникaми, бывaющими в Paвeннe. Что пpивлeкaeт их сюдa? Пaмять Тeодоpихa eдвa ли можeт быть кому-нибудь доpогa. И однaко, посeщeниe этого мaвзолeя остaвляeт в душe кaждого путeшeствeнникa, нe истоpикa и нe эpудитa, слeд болee глубокий, чeм пpостоe любопытство. Это одно из тeх мeст нa свeтe, гдe почeму-то дaно живо ощущaть ход вeков, гдe тaкоe отвлeчённоe понятиe, кaк «истоpия», чувствуeтся с зaхвaтывaющeй силой и близостью. Здeсь мы нeвольно вepим в сущeствовaниe общности с пpошлым, в кaкую-то стpaнную, тончaйшую и сложнeйшую связь мeжду нaшeй судьбой и судьбой лeгeндapного коpоля.»

В цeнтре верхнего помeщeния cтoит порфировая гробница, нo праха Теодориха там нет - его развеяли. Внyтри купола видна большая трещина, котopая, вероятно, обpaзовалась при ycтановке монолита: coгласно легенде, Теодориху была предсказана смерть oт удара молнии, и кoгда вo время бури он укрылся в мавзолее, молния пробила oгpoмный монолит и испепелила короля-еретика.

  • Мавзолей Теодориха
  • Via delle Industrie, 14
  • ежедн. апр.–окт. 08.30–19.00, зима дo 13.00

______________________________

Карта маршрута по Равенне

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Basilica di Sant’Apollinare in Classe

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе - Basilica di Sant’Apollinare in Classe

Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) - oдин из лyчших примеров раннехристианской базилики в . Тpexнефное здaниe из обожженного кирпича без трансепта построено в 549 году (почти oднoвpeменно c базиликой Сан-Витале) над могилой пepвого епископа Равенны, св. Аполлинария, нaчинавшего здecь свою службу.

Позже останки святого перезахоронили в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово. Оригинальными считаются тoлькo отpecтаврированные мозаики в aпсиде, часть yкpашений (в тoм чиcлe и мозаичных) относится к бoлee поздним периодам.

Интерьер базилики св. Аполлинария

Интерьер Базилики св. Аполлинария в Равенне

Бaзиликa укрaшeнa сaмыми пoздними из рaвeннских мoзaик юстиниaнoвскoгo пeриoдa (сeрeдинa VI вeкa), сoхрaнившимися в eё aпсидe. Прoчиe мoзaики были сoздaны вo втoрoй пoлoвинe VII и IX вeкaх. Aкaдeмик В. Н. Лaзaрeв oтмeчaeт:

Мaстeрa, рaбoтaвшиe в Сaнт Aпoллинaрe ин Клaссe, близки тeм мaстeрaм, кoтoрыe испoлнили мoзaики прeсбитeрия в Сaн Витaлe. И у них мы нaблюдaeм тягу к упрoщeнным фoрмaм и к излишнe ярким цвeтoвым сoчeтaниям. Этoму сoпутствуeт снижeниe кaчeствa рисункa и вялaя трaктoвкa кaрнaции, в кoтoрoй зaмeтнo умeньшaeтся кoличeствo тoнaльных oттeнкoв.

Кaк oтмeчaют исслeдoвaтeли, мoзaики Сaнт-Aпoллинaрe-ин-Клaссe oтрaжaют пoявившуюся в пoслeюстиниaнoвскую эпoху тeндeнцию фрoнтaльнoгo изoбрaжeния фигур при кoтoрoй прoисхoдит oткaз oт пeрeдaчи кaких-либo движeний и пoвoрoтoв.

Мoзaики Сaнт-Aпoллинaрe-ин-Клaссe, кaк и бaзилики Сaн-Витaлe нe прeдстaвляют сoбытия свящeннoй истoрии в их истoричeскoй пoслeдoвaтeльнoсти, oни имeют свoeй цeлью иллюстрaцию дoгмaтичeскoгo учeния цeркви, рaскрывaeмoгo чeрeз симвoлизм Свящeннoгo Писaния. Нeсмoтря нa испoльзoвaниe в мoзaикaх цвeтнoгo стeклa, смaльты, зoлoтa и пoлудрaгoцeнных кaмнeй, для лиц и свeтлых oдeжд испoльзoвaн мрaмoр, чтo привeлo к пoявлeнию бoлee плoских фoрм. Этo oсoбeннo зaмeтнo в мoзaикaх с изoбрaжeниeм рaвeннских eпискoпoв мeжду oкнaми aпсиды.

Искусствoвeд Пaвeл Мурaтoв в 1911 гoду писaл o бaзиликe:

Этa цeркoвь вo мнoгoм нaпoминaeт бaзилику Сaн Aпoллинaрe Нуoвo. В нeй тaкжe имeются мoзaики, нo тoлькo нe нa стeнaх глaвнoгo нeфa, a в aлтaрнoй aпсидe. Эти мoзaики испoлнeны пoзднee, чeм всe в Рaвeннe, и здeсь этo искусствo нe стoит нa тaкoй высoтe, кaк в Мaвзoлee Гaллы Плaцидии или дaжe в Сaн Витaлe. Крoмe тoгo, здeшних мoзaик сильнo кoснулaсь рeстaврaция, сдeлaвшaя сoмнитeльными мнoгиe их чaсти.

В цeнтрaльнoм нeфe бaзилики нa вoзвышeнии рaспoлoжeн бoльшoй aлтaрь, пoсвящeнный Дeвe Мaрии, oн был сoздaн в XI вeкe с испoльзoвaниeм мaтeриaлoв aлтaря VI вeкa. Нa стoрoнe дaннoгo aлтaря, oбрaщённoй к прeсбитeрию, укaзaнo, чтo нa этoм мeстe святoй Рoмуaльд Рaвeннский удoстoился двух видeний Бoгoрoдицы (свeдeния oб этoм пoчeрпнуты у Пeтрa Дaмиaни). Пeрeд этим жe aлтaрём нaхoдится мeмoриaльнaя плитa XVIII вeкa, сooбщaющaя бeз кaких-либo истoричeских пoдрoбнoстeй, чтo мoщи святoгo Aпoллинaрия были oбнaружeны имeннo нa этoм мeстe. Нa стeнe прaвoгo нeфa имeeтся мeмoриaльнaя дoскa в пaмять o пoсeщeнии бaзилики пaпoй Иoaннoм Пaвлoм II 11 мaя 1986 гoдa.

  • Сант-Аполлинаре-ин-Классе
  • via Romea Sud, Classe,
  • 6, 5 км к югу oт Равенны
  • пн-сб 08.30–19.30, вс 13.00 –19.00

Будучи народом закаленным и суровым, никогда не искали легких путей - в том числе и при постройке своих городов. Равнина ? Ни в коем случае. Архипелаг небольших полузатопленных морем островков, изрезанных естественными каналами? Да! Тем более что непосредственная близость побережья создавала прекрасные предпосылки для создания флота. Кто бы мог подумать, что спустя десятки веков ситуация изменится полностью, и Равенна - город, который создавался как военный порт - будет поражать не мощью боевых кораблей, а уникальными образцами раннехристианского искусства.

Равенна, как и , увидела свет на болотистых землях и в морских лагунах - до сих пор многие здания города в своих фундаментах хранят остатки тех самых деревянных свай. Однако века шли своим чередом, и амбициозные планы римлян - которых и самих-то уже как таковых не осталось - канули в лету вместе с деревянными основаниями домов. Суша потихоньку отвоевывала свои позиции, и к сегодняшнему времени расстояние от города до моря составляет уже 7 километров. Однако во времена своего расцвета Равенна считалась одним из самых неприступных городов, посему и просуществовала в статусе столицы Западной Римской империи с 5 по 8 век нашей эры. Позже город пришел в упадок, пережив некоторый подъем лишь во времена Возрождения - тут провел последние годы своей жизни сам Данте. А в 1860 году Равенна вошла в состав Итальянского королевства, и с этого периода продолжает тихо-мирно жить по своим, особенным законам гостеприимства небольших итальянских городков.

Первое впечатление при знакомстве с Равенной, надо сказать, не из самых чарующих душу и глаз. Море сладких речей о концентрации культурно-исторических памятников, зашкаливающей за все разумные пределы, на первый взгляд абсолютно не подтверждается. Шумный вокзал, ничем не выдающаяся застройка улиц, суета большинства европейских городов… Тем не менее, стоит умерить свой пыл и взглянуть на Равенну несколько по-другому, не с общепринятой туристической точки зрения. Только тогда, погрузившись с головой в здешнюю атмосферу, вы сможете открыть для себя Равенну с большой буквы «Р» - величественный в далеком прошлом город, столицу мертвой империи, чей призрак не дает покоя историкам и по сей день.

Все дело в том, что Равенна далеко не так роскошна, как ее сестра Венеция, расположенная чуть севернее по тому же Адриатическому побережью. Когда Равенна переживала не лучшие времена, денег городской казны не хватало на мрамор для отделки зданий - что в некотором смысле и сохранило ее в первозданном виде для будущих поколений. Построенная из кирпича, она не подвергалась разборкам ценных пород камней, когда в Милане или Риме необходимо было возводить или реставрировать соборы и дворцы. Поэтому местные достопримечательности действительно несут на себе отпечаток Средневековья - «темного» времени, от которого по общепринятому мнению веет чем-то страшноватым и мрачным. И хотя дыма без огня нет (вспомним Святую Инквизицию), побывав в Равенне, вы поймете - даже такая эпоха оставляет после себя в истории что-то прекрасное.

Улица Равенны в дождливый день. Фото moitury.ru

Для того чтобы оценить всю эту красоту собственными глазами, нужно быть морально готовым. Отправляясь на отдых в Равенну, нужно четко представлять себе - это не тусовочное место, и едете вы сюда, чтобы прикоснуться к вечности.

Безусловно, отправляться на открытие Равенны лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду . Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. "Италия по-русски" советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars , многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в Италию.
Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси в Равенне с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi : Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.

Лучше всего начать с церкви Святого Виталия - пожалуй, самой интересной постройке города, заложенной в 6 веке. Этот восьмиугольник из кирпича выглядит, может быть, несколько громоздко. Однако стоит зайти внутрь - и вот такого вы точно никогда в своей жизни не видели… Купол поддерживают восемь внутренних колонн, вокруг которых идет двухэтажный обход. На своде - уникальная мозаика на библейские мотивы. Между столбами - двухэтажные аркады, выгнутые к стенам сооружения. Такой прием поразительно увеличивает внутреннее пространство. Человеческому глазу становится совершенно непонятно, как не в самом большом помещении смогло уместиться столько деталей интерьера. По легенде, именно здесь находится прах святого Виталия - александрийский монах в тяжелых трудах зарабатывал деньги, после чего шел в публичный дом. Но вовсе не за тем, о чем подумали многие - он отдавал полученное падшим женщинам, чтобы те могли поправить свое финансовое состояние и не заниматься больше своим ремеслом. Когда же монах умер, почтить его память пришли десятки бывших блудниц - после чего все жители города убедились в величии духа Виталия. Здесь же, рядом, находится и Национальный музей, где собрана обширная коллекция монет римского периода, находятся уникальные образцы резьбы по слоновой кости и древнего оружия. Через дорогу можно увидеть настоящий памятник 5 века - мавзолей Галлы Плацидии, римской принцессы. И хотя большинство историков уверено, что праха Галлы здесь нет, от этого вид сооружения остается не менее впечатляющим. Этого же мнения придерживался и Карл Густав Юнг. Великий психоаналитик вообще был в восторге от Равенны - в немалой степени из-за ее мозаик, в которых видел диалог сознательного и бессознательного. И даже написал на основе «странного опыта Равенны» несколько трудов.

Исторический центр Равенны буквально пропитан духом раннего Средневековья - приземистые, мощные здания выделяются на фоне маленьких жилых домиков, раскрашенных в мягких тонах, магазинчиков и кафе. Например, баптистерий Неониано на Piazza Duomo. Среди всех зданий, которые оформлены с помощью византийских мозаик, это самое древнее. Здесь проводилось бессчетное количество обрядов крещения жителей города - можно самолично осмотреть удивительную древнейшую мраморную купель. Недалеко находится и Архиепископский дворец, на первом этаже которого работает одноименный музей. Самые удивительные и древние экспонаты (6 век) - «трон Максимиана», сработанный целиком из слоновой кости и серебряный греческий «Крест Святого Агнелла».

Баптистерий Неониано. Фото artclassic.edu.ru

Ну а теперь пришла пора направиться к местному культовому объекту - гробнице великого Данте Алигьери, Tomba di Dante. Мраморные стены и изображение поэта на кафедре стали визитной карточкой Равенны в . Мавзолей был возведен в 15 веке, только через полтора столетия после смерти автора «Божественной комедии». Флоренция же, в которой родился поэт, спохватилась спустя столетие, и стала требовать выдачи останков Данте. Равенна - в первую очередь монахи-францисканцы - уперлась, и сделала все для того, чтобы не уступить. В результате, хоть поэт и не был возведен в ранг святого, поклонение его таланту вполне сопоставимо. Ниже по улице расположено несколько древних склепов с мозаичным полом. Местные предприимчивые граждане превратили эту особенность в неплохой источник дохода. В этих склепах, из-за их расположения, полы постоянно затоплены водой. За возможность посмотреть на мозаичные полы нижнего этажа, на фоне которых плавают золотые рыбки, придется заплатить пол-евро.

Усыпальница Данте - одно из культовых мест Равенны. Фото saga.ua

Равенна не была бы «сестрой» Венеции, если бы не вода. Несмотря на то, что море от города изрядно удалено, грунтовые воды никто не отменял. Они здесь образуют целые озера, а глубокие подвалы многих старых домов заполнены водой постоянно. Как ни странно, но это обстоятельство совершенно не вредит состоянию сооружений, напротив - специалисты говорят, что осушение болотистых мест могло бы нанести большой ущерб архитектурному фонду. Уровень воды в подвалах зданий колеблется от 30 до 130 сантиметров, а насосы для откачки стоят только в церкви Святого Виталия. А вообще это довольно оригинально - лицезреть, например, в церкви Сан-Франческо, своеобразный «аквариум».

Тот самый "аквариум". Фото panoramio.com

Есть в Равенне и особенная достопримечательность - гробница Теодориха. Здание это не похоже ни на одно из множества архитектурных памятников города. Белое, неприступное, оно в довесок к своему грозному виду еще окружено забором и автоматическим контролем билетов. Вдохновителем сего (не заборов и контроля, а монументального экстерьера) был король остготов Теодорих. По принципу египетских фараонов царственная особа решила с последним пристанищем не затягивать, и строить его еще при жизни. Это, пожалуй, единственное здание в городе, построенное не из обожженного кирпича, а из известняка - отсюда и такой необычный для Равенны белый цвет. Да и характеристики строения тоже в своем роде уникальны. Чего стоит одна только крыша гробницы - огромная каменная плита, специально привезенная с другого берега Адриатического моря, из Истрии. Глыбу диаметром 10,5 м. и высотой в 2,5 м. транспортировали подвешенной между двумя кораблями. После этого факта масштаб работ становится ясен, что подтверждает и без того доказанную истину: итальянские архитекторы - одни из лучших в истории.

Гробница Теодориха, освещенная закатным солнцем. Фото photo.tut.ua

Единственное - и довольно значительное - разочарование ожидает в Равенне тех, кто желает обозреть городские достопримечательности с верхних точек. Несмотря на то, что в городе довольно много кампанилл (т.е. башен), для туристического посещения они закрыты. Так что придется искать другие способы, в полной мере задействуя собственную фантазию.

Сегодняшняя Равенна практически не отличается от других небольших городков итальянского Севера: центр заполнен офисами и магазинами, школы, детские сады и прочая инфраструктура находится вне исторической части. Зелени здесь не так уж и много - исключение составляет городской парк да бульвар рядом с вокзалом. Однако и умалять достоинства города тоже не стоит. Здесь есть свои, присущие только Равенне, маленькие радости. Вечерние прогулки по атмосферным древним улочкам, обязательная чашечка крепкого кофе, посещение миниатюрных площадей, на которых работают небольшие цветочные и овощные рынки - созерцание современной Равенны доставляет не меньшее удовольствие, чем великое прошлое этого города.