Расположение мест на стадионе крестовский остров. Стадион «Зенит Арена» (43 фото)

Расположение мест на стадионе крестовский остров. Стадион «Зенит Арена» (43 фото)
Расположение мест на стадионе крестовский остров. Стадион «Зенит Арена» (43 фото)

Строительство стадиона "Зенит-Арена" является самым долгим мероприятием в российском футболе. Долгострой начался в 2007 году и не завершился до сих пор, сроки сдачи объекта постоянно откладываются, а стоимость растет изо дня в день. В газетах регулярно появляются обнадеживающие заявления подрядчиков и руководителей про строительство стадиона.

"Зенит" уже заждался новой арены, но повлиять игроки на скорость воздвижения никак не могут. Итак, перенесемся лет на десять назад, когда только появилась идея о строительства нового стадиона.

2005 год

В марте 2005 года появилась информация о том, что на Крестовском острове будет снесена арена имени Кирова, а на ее месте начнется с нуля строительство стадиона. "Зенит" тогда еще был далек от кубка УЕФА и Халка в составе. Руководство объявило, что новая арена будет стоить сто пятьдесят миллионов долларов, а вместимость составит 50 тысяч зрителей.

Уже в апреле появилась концепция будущего стадиона. Основой стал "Олд Траффорд". Позже эта идея была раскритикована Демитом Момотом, который считал открытый стадион неподходящим для российского климата. Через полгода руководство заявило, что строительство стадиона "Зенит-Арена" уже стоит 250 миллионов долларов.

2006 год

В январе организаторы стройки пообещали сдать "Газпром-арену" (так планировали назвать стадион) к 2009 году. Уже тогда аналитики предсказали неоднократное перенесение сроков. В апреле вице-губернатор Санкт-Петербурга пообещал, что строительство стадиона "Зенит-Арена" стартует в конце нынешнего года.

Летом 2006-го был представлен проект арены, который разработала японская фирма. Строение должно было получить крышу в виде космического корабля с возможностью подогрева. Стоимость проекта составляла 225 миллионов долларов. В конце года был определен строитель. Им стала компания ООО "СИНТЕЗ-СУИ", которая обещала построить стадион "Зенит-Арена" за 6,7 миллиардов рублей.

2007 год

В марте Валентина Матвиенко заявила, что стройка завершится к концу а следующий сезон команда проведет на новом стадионе. Через месяц губернатор Петербурга сказал, что стадион "Зенит-Арена" получит выдвижное поле, которое стоит дополнительных денежных средств. В сентябре вице-губернатор дал заявление, в котором указал, что строительство идет с опережением графика. Он пообещал, что в декабре 2008 года арена будет готова.

2008 год

В марте сообщил, что воздвижение нового стадиона может подорожать. Для дополнительных инвестиций был привлечен "Газпром". Через месяц Александр Дюков дал понять, что в 2009 году новый стадион ФК "Зенит" не увидит. Сроки сдачи были передвинуты предположительно на 2010 год. Кроме того, стоимость стройки теперь составила 13-14 миллиардов рублей.

В середине лета случилось очередное подорожание стадиона "Зенит-Арена". Теперь цена составляла колоссальные 23,7 миллиарда рублей. Руководство пообещало, что вместимость составить 62 000 человек. В конце года было объявлено, что стройкой займется компания "Инжтрансстрой", которая заключила контракт на 13,2 миллиардов рублей.

2009 год

В апреле в СМИ появляется информация, что в 2010 году знаменитая Metallica выступит на открытии стадиона. В декабре прошла проверка строящейся арены, и было установлено, что она не соответствует требованиям ФИФА. Претензии были к расположению трибун и подтрибунным помещениям.

2010 год

В феврале 2010 года стадион решили сделать вместительнее (67 000), что повлияло на его стоимость. Из-за корректировок бюджета в апреле вновь увеличиваются сроки строительства. Из-за этого стоимость опять повышается. В конце года президент "Зенита" заявил о завершении перепроектировки арены. Новая вместительность составит 68000 человек.

2011 год

В январе Главгосэкспертиза приказывает демонтировать уже построенную крышу арены, что приводит к дополнительным затратам и переносу сроков сдачи. Теперь общая стоимость стройки уже составляет космические 33 миллиарда рублей. В октябре вновь сносят крышу, которая не понравилась заказчику. В ноябре назначают сдачу готовой арены на 2013 год. Стоимость возросла до 40 миллиардов рублей.

2013 год

В начале года опубликовано, что стадион готов на 34,4 %. В феврале следственный комитет начинает расследовать дело о мошенничестве, связанное со строительством арены. В деле фигурирует первый подрядчик и сумма в 500 миллионов рублей.

В марте руководство стройки обещает сдать арену летом 2016 года. Летом выясняется, что стройка стадиона "Зенит-Арена", которому предстоит принимать матчи домашнего ЧМ-2018, завершена лишь на 35%.

2014 год

В апреле назначена точная дата сдачи объекта - 15 июня 2016 года. Вице-губернатор исключил увеличение стоимости и назвал цифру в 34,9 миллиарда рублей.

2015 год

В марте закрыто дело о хищении 145 миллионов рублей. Причина - истечение срока давности. В ноябре было объявлено - первый матч на новой арене "Зенит" проведет в сентябре 2016 года. Через месяц дата вновь была передвинута на декабрь.

2016 год

В феврале подрядчик просит повысить сумму стройки до 35,3 миллиардов рублей. Летом пропадает 144,5 миллионов рублей, которые предназначались для установки видеотабло. Появилась информация, что рабочие не получают зарплату. 13 июля, по словам генерального подрядчика, состоялась попытка рейдерского захвата Не исключил он, что таким образом администрация города пытается оттянуть сроки сдачи объекта.

Как стадион в Санкт-Петербурге стал одной из самых дорогих футбольных арен мира

Установить абсолютный ценовой рекорд «Крестовскому» помешала девальвация рубля

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (на фото в центре) 12 сентября по просьбе городских властей (на фото слева – вице-губернатор Игорь Албин) и подрядчика отслужил на стадионе «Зенит арена» молебен о благополучном завершении строительных работ

Журналистов, собравшихся 10 сентября освещать визит инспекции FIFA на строящийся футбольный стадион в Санкт-Петербурге, сначала не хотели пускать на его территорию. Режим безопасности на объекте был резко ужесточен: все въезжавшие машины досматривали с собаками, стройку оградили проволочными секциями дополнительно к установленному по периметру капитальному забору. Там все время что-то рушится и падает, объясняли организаторы журналистам. Подняться на чашу стадиона невозможно, так как демонтированы грузовые лифты, добавляли они.

В конце концов фотографам разрешили сделать несколько снимков сооружения, а пишущим журналистам дали послушать выступления инспекторов.

Официально строительство стадиона закончится в декабре. Сроки строительства соблюдаются, говорит вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. Но все работы к этому времени завершены не будут. «Это нормальная ситуация», – заявил директор департамента FIFA по проведению соревнований Колин Смит. В FIFA надеются, что два матча Кубка конфедераций в июне и июле 2017 г. арена примет, а к играм чемпионата мира 2018 г. ее успеют довести до финальной готовности, следовало из выступлений Смита и главы оргкомитета «Россия-2018» Алексея Сорокина.

Еще в начале сентября мало кто верил в то, что стадион будет построен в срок. Объект был готов на 85%, вдобавок сменился подрядчик: администрация Санкт-Петербурга расторгла контракт с компанией «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой-СПб» («Инжтрансстрой») и корпорацией «Трансстрой», строившими арену с 2008 г. При этом новый подрядчик – принадлежащий городу «Метрострой» нашел на объекте много недостатков, признал представитель компании: хуже всего, что по всему нижнему ярусу стадиона распространилась плесень, местами примерно на 1 метр от пола, теперь приходится проводить замену покрытия стен и отделочные работы удастся начать только после того, как закроют крышу и просушат здание. Затопило и чашу стадиона, пришлось ее осушать.

Вообще же срок строительства арены отсчитывается от 2004 г., когда была выбрана площадка для строительства и проект стадиона (см. врез на стр. 21). Тогда его планировали построить за три года и 7,2 млрд руб. Почему потребовалось в четыре раза больше времени и в шесть раз больше денег? На форумах футбольных болельщиков теперь часто приводят сравнение: футбольный стадион в Санкт-Петербурге строили дольше, чем Колизей в Риме. Для возведения древней арены понадобилось восемь лет, российская стройка не уложилось и в десять. Стадион в Санкт-Петербурге остается единственным по-настоящему проблемным объектом в программе подготовки к ЧМ-2018, говорит человек, близкий к оргкомитету «Россия-2018».

Судя по всему, главная проблема этой стройки в том, что очень многое для нее делалось на основе договоренностей, а не документов. И каждый раз, когда что-нибудь менялось – курс рубля, губернатор Санкт-Петербурга или планы по использованию стадиона, – приходилось договариваться заново.

Нефтегазовый обмен

Проект по строительству стадиона на Крестовском острове Санкт-Петербурга возник из двух идей: в начале 2000-х городские власти вели переговоры с «Газпромом», который с 2001 г. возглавлял петербуржец Алексей Миллер, о переводе в город части дочерних компаний, другая – девелоперы хотели застроить Крестовский остров элитным жильем, вспоминает бывший чиновник городской администрации. Бывшая тогда губернатором Северной столицы Валентина Матвиенко называла «Газпром » стратегическим партнером. Компания вела большие проекты по газификации города, финансировала социальные и благотворительные проекты, а также была миноритарным акционером футбольного клуба «Зенит », за который болела губернатор. Матвиенко поддержала идею строительства новой арены для «Зенита» на 60 000 мест: стадион «Петровский» на 22 000 мест, где играл клуб, не соответствовал требованиям FIFA. Идеей строительства загорелись топ-менеджеры компании «Открытые инвестиции », входившей в «Интеррос», вспоминает собеседник «Ведомостей». Компания готова вложить до $150 млн в новый стадион, а взамен получить под жилую застройку территорию стадиона им. Кирова на Крестовском острове, рассказывал в 2004 г. «Ведомостям» Сергей Беликов, занимавший тогда должность заместителя гендиректора «Открытых инвестиций». «В «Зените» посмотрели на площадку и решили, что Крестовский остров пригодится им самим. И чтобы был наверняка выбран именно этот вариант, «Газпром» решил сам финансировать проект, вспоминает бывший чиновник Смольного. Матвиенко подписала постановление о строительстве стадиона за счет средств «Газпрома». Строить решили по амбициозному проекту архитектурного бюро Кисё Курокавы – макет стадиона в его исполнении напоминал космический корабль. В 2005 г. газовый монополист получил контроль над «Зенитом» и начал перерегистрацию нескольких своих «дочек», в том числе «Газпром нефти» в Санкт-Петербурге. Через год Матвиенко объявила, что новый стадион под рабочим названием «Зенит-арена» будет финансировать город: за счет поступлений в городской бюджет налогов от «Газпром нефти». Таким же образом город обещал финансировать и строительство нового офисного центра для «Газпрома», решившего переводить штаб-квартиру в Санкт-Петербург.

Первый подрядчик – компания «Синтез-СУИ» взялась построить объект за 6,6 млрд руб. Но в 2008 г. проект в первый раз изменили – добавили выкатное поле и трансформирующуюся крышу – и выяснилось, что стройка обойдется уже в 23 млрд руб. Из-за кризиса денег у города не хватало – власти отказались финансировать офисный комплекс «Газпрома» и стали искать для стадиона нового подрядчика. Конкурс выиграл «Инжтрансстрой», входивший в корпорацию «Трансстрой». «Трансстрой» был структурой холдинга «Базэл » Олега Дерипаски. Победитель обязался построить стадион за 13 млрд руб. Было очевидно, что этих денег не хватит, но администрация Санкт-Петербурга обещала, что взамен компании «Базэла» получат другие выгодные проекты, вспоминают знакомый топ-менеджеров «Базэла» и бывший чиновник городской администрации. Например, «Главстрой-СПб» Дерипаски обещали отдать проект по строительству нового многофункционального комплекса на месте исторического комплекса «Апраксин двор» в центре Санкт-Петербурга, вспоминают они. В 2008 г. «Главстрой» выиграл конкурс на реконструкцию Апраксина двора, рассчитывая построить на его территории 300 000 кв. м недвижимости. Когда «Инжтрансстрой» «вошел» в проект стадиона, стало понятно, что все еще хуже, за разумные деньги такой сложный стадион не построить, и корпорация начала переговоры с администрацией города о перепроектировании и увеличении сметы, объясняет другой бывший топ-менеджер «Трансстроя».

Чемпионские амбиции

В 2010 г. Россия выиграла право принимать чемпионат мира по футболу 2018 г. Тут оказалось, что стадион надо доработать в соответствии с требованиями FIFA: увеличить вместимость (до 66 000 мест с возможностью увеличения до 80 000 мест), усилить безопасность. Проект, доработанный институтом «Моспроект-4», стал, как призналась на его презентации Матвиенко, походить вместо космического корабля на обычный – в частности, крыша у него стала попроще: вместо сложной веерообразной обычная раздвижная, стадион окружили стеной и т. д. Как ни старались в институте упростить проект, его стоимость превысила 22 млрд руб. – и администрация соответственно увеличила стоимость контракта с «Инжтрансстроем». В 2011 г. в Санкт-Петербурге сменился губернатор: Матвиенко ушла в Совет Федерации, на ее место был назначен Георгий Полтавченко. У его команды отношения с «Базэлом» не заладились. Например, он настаивал на том, чтобы реконструкция Апраксина двора проводилась с сохранением исторических зданий – это сделало проект менее интересным для структур Дерипаски. В итоге город не продлил инвестконтракт с «Главстрой-СПб».

У некоторых получается дороже

Список самых дорогих футбольных стадионов мира возглавляет стадион Уэмбли в Лондоне. Строительство арены на 90 000 зрителей на месте старого стадиона обошлось в $1,25 млрд. Комплекс принадлежит Футбольной ассоциации Англии, управляющей футболом в стране.
Бразильский Estadio Nacional Mane Garrincha в столице на 71 000 мест в 2010 г. стоил $900 млн. Арена принимала чемпионат мира по футболу – 2014 и олимпийские матчи Рио-2016.
Возведение в Лондоне к Олимпийским играм 2012 г. Olympic stadium (известен также как London stadium) обошлось городскому бюджету в $775 млн. С 2013 г. его на 99 лет арендовал клуб Английской премьер-лиги West Ham United.
Домашняя арена клуба Arsenal, лондонский стадион Emirates, построенный в 2009 г., оценивается в $750 млн.

В 2013 г. город еще раз поменял проект и стоимость строительства, увеличив ее до 24 млрд руб. и расторг контракт с «Инжтрансстроем» по причине существенного изменения проекта. Однако компания выиграла новый контракт – уже годовой, а затем еще один, и в итоге структуры «Трансстроя» вели строительство до 2016 г. «Не без труда договорились», – вспоминает бывший менеджер «Трансстроя». Компания не могла выйти из проекта, который к тому моменту приобрел государственное значение, без ущерба для репутации бенефициара – Дерипаски, говорит он. Но отношения с городской администрацией становились все хуже. В 2014 г. «Базэл» объявил о продаже «Трансстроя» однокурснику Дерипаски, совладельцу челябинского «Уралавтоприцепа» Егору Андрееву. Дерипаска разочаровался в генподрядном бизнесе, объясняли его знакомые.

Претензий друг к другу у всех участников и кураторов стройки накопилось много. Были проблемы и с городскими чиновниками, вспоминает человек, близкий к оргкомитету «Россия-2018». Доходило до такого: к проекту стадиона могли что-то дорисовать и пойти требовать денег на том основании, что этих изменений требует FIFA. Приходилось устраивать очную ставку с представителями FIFA, сотрудниками оргкомитета, чтобы разобраться, кто кому что говорил, продолжает он. Город просто хотел построить стадион класса люкс с максимальной и уникальной инженерной комплектацией, защищает чиновников представитель «Инжтрансстрой-СПб» Никита Павлов.

Как строился и дорожал футбольный стадион в Санкт-Петербурге

Форс-мажор на стройке

По данным комитета по строительству Санкт-Петербурга, в 2016 г. «Инжтрансстрой» стал резко выбиваться из графика строительства. Если в марте доля выполненных работ составляла 67% от плана, то уже в апреле – лишь 17%, а в мае – 20%. «Корректно было бы говорить не о снижении темпов выполнения работ, а о приостановлении приемки заказчиком выполненных работ, – парирует Павлов, – соответственно упали объемы финансирования и темпы производства работ. Начались сложности во взаиморасчетах с подрядчиками и поставщиками». Фактически генподрядчик был вынужден работать за свой счет и через два месяца исчерпал возможности по самостоятельному финансированию стройки, объясняет он. Выполненных, но не принятых работ за этот период накопилось на 1,8 млрд руб., говорит Павлов.

Все отставания от графика объяснялись исключительно тем, что заказчик не представлял проектную, сметную и рабочую документацию в полном объеме и в нужный срок, а также из-за указаний заказчика изменить отдельные объемно-планировочные и архитектурные решения, говорит Павлов.

Все работы при наличии исполнительной документации оплачивались немедленно. Другой вопрос – что генподрядная организация предполагала получать оплату без документарного подтверждения выполненных работ, что не только невозможно, но и незаконно, возражает Албин.

«С мая 2015 г. на стройке действительно накопился ряд проблем. Их можно было решить только сообща – заказчиком и подрядчиком. Это дефицит бюджета стадиона из-за девальвации рубля, экономического кризиса и незавершенного, постоянно меняющегося проекта. Строительные работы велись в ценах 2013 г. Весной этого года бюджет увеличился. Но это было запоздало, и деньги до стройки так и не дошли. Это общая эффективность управления проектом со стороны заказчика. Это постоянно меняющийся проект и отсутствие полного комплекта строительной документации. Это отсутствие договора с эксплуатирующей организацией, которая уже давно должна принимать объект. Заказчик эти проблемы предпочел решать запоздало – и не с нами», – перечисляет Павлов.

В июле 2016 г. комитет по строительству Петербурга расторг договоры генподряда на достройку стадиона с «Инжтрансстрой-СПб» и на благоустройство прилегающей территории – с корпорацией «Трансстрой». Затем ФАС включила обе компании в реестр недобросовестных поставщиков, что запрещает фирмам участвовать в выполнении госконтрактов в течение двух лет.

Комитет через суд потребовал от первого подрядчика возврата непогашенного аванса на 2,74 млрд руб., от второго – на 861 млн руб. Как следует из документов на сайте госзакупок, причинами расторжения контракта город назвал нарушения миграционного законодательства, календарного плана работ и отступление от требований проектной документации, выявленные Ростехнадзором, – в частности, изменение технологии подогрева футбольного поля, технических решений по заполнению конструкции выдвижного поля и системы дренажа. «Инжтрансстрой-СПб» в 2015–2016 гг. ни разу не привлекалась к ответственности за нарушение требований миграционного законодательства, подчеркивает Павлов, а в проектные решения изменения вносил сам заказчик – с целью эксплуатационных улучшений, в том числе по рекомендациям FIFA и «Зенита».

Комитет по строительству жалуется и на высокий процент брака по выполненным «Инжтрансстроем» работам. Например, по данным чиновников, сейчас ведется дефектование и устранение брака на выдвижном поле, производится демонтаж кресел для болельщиков и монтаж новых, идет устранение брака в металлоконструкциях чаши, железобетонных конструкциях, в гидроизоляции внутренних помещений и т. д. «Претензии высказываются по фактически незаконченным объемам, – удивляется Павлов. – Такого рода замечания снимаются в рабочем порядке в процессе планового производства работ. К сдаче объекта все недоделки должны были быть устранены. Претензий к конструктивной безопасности стадиона нет. Претензий Ростехнадзора к работе «Инжтрансстрой-СПб» по состоянию на август 2016 г. нет». Не считает он виной «Инжтрансстроя» и плесень, с которой сейчас борется новый подрядчик «Метрострой»: «До тех пор пока не замкнут контур [здания], необходимо постоянное водоотведение, которое после нашего ухода не велось должным образом».

Возможно, администрация Санкт-Петербурга просто решила достроить стадион, на котором остались не самые сложные работы, силами управляемой городом организации, предполагает человек, знакомый с менеджерами «Инжтрансстроя». Оргкомитет не требовал менять подрядчика, на таком этапе это мега форс-мажор, говорит человек, близкий к оргкомитету. Официально в оргкомитете это не прокомментировали.

В августе экс-подрядчики подали иски к ФАС (третьим лицом выступает комитет по строительству Петербурга), а затем – и к комитету по строительству. Компании надеются взыскать со Смольного 1,8 млрд руб. за выполненные, но не принятые работы, а также оспорить включение регулятором в реестр недобросовестных поставщиков. Третьими лицами по иску к Смольному выступают банк ВТБ и Фонд капитального строительства и реконструкции.

ВТБ с учетом Банка Москвы выдал «Инжтрансстрой-СПб» под контракты на стадион гарантии на 3,8 млрд руб. до 17 января 2017 г.

Президент ВТБ Андрей Костин рассказал в начале сентября «Интерфаксу», что ВТБ готов выплатить гарантии через суд, который решит, кто кому и сколько должен. Он уже обсуждал возврат гарантий с Полтавченко и собирается обсудить с Дерипаской, добавил Костин. «Инжтрансстрой» не имеет никакого отношения к «Базэлу», возможно, заявление сделано «по старой памяти», предположил представитель «Базэла». Гарантии ВТБ были выпущены до продажи «Трансстроя» Андрееву, рассказал человек, близкий к «Инжтрансстрою». В ВТБ вопросы о гарантиях на стадион не комментируют. В телеграмме на имя Полтавченко Дерипаска в июне 2016 г. писал, что «Базэл» не является владельцем «Инжтрансстрой-СПб», но из уважения к Полтавченко готов содействовать успешному завершению строительства.

Албин считает, что город «Инжтрансстрою» ничего не должен. К оплате были представлены работы на сумму 1,8 млрд руб., однако подтверждающие документы «Инжтрансстрой» предъявил только на 328 млн руб., из которых 78 млн руб. ему уже выплачено, а остальное будет выплачено, говорит Албин. Остаток аванса предстоит вернуть, пусть даже в судебном порядке. «Много лукавства в действиях этой организации», – комментирует заявления «Инжтрансстроя» Албин.

Необходимые для завершения строительства арены 2,6 млрд руб. городская администрация забрала из адресной инвестиционной программы комитета по строительству на 2016 г. – на них должно было строиться 29 социальных объектов, в том числе жилой дом, шесть школ, семь детских садов. Перераспределение не повлияет на срок ввода социальных объектов в эксплуатацию: средства учтут в инвестиционной программе при корректировке проекта городского бюджета на 2017 г. и проектов бюджета на 2018–2019 гг. на осенней сессии заксобрания, пообещал Полтавченко.

Стадион, получивший в апреле этого года по решению Топонимической комиссии Санкт-Петербурга название «Крестовский», будет передан в эксплуатацию «Зениту». Название может поменяться, а вот меморандум о передаче подписан, стадион сдан в аренду с последующим переходом в концессию, сообщил «Ведомостям» Албин. Финансовые условия договора он не назвал. Полтавченко уже написал письмо клубу с просьбой закупить оборудование, необходимое для введения стадиона в эксплуатацию. В действующие контракты не вошло оборудование для общепита, медицины и спортивная составляющая, это будет возложено на эксплуатирующую организацию, объяснил Албин. Сумма, в которую это обойдется, а также условия аренды и концессии, по словам чиновника, пока не определены. По данным чиновника администрации Петербурга, эксплуатация стадиона оценивается примерно в 600 млн руб. в год. Представители «Газпрома» и «Зенита» не ответили на вопросы «Ведомостей».

Итоговые затраты на стройку администрация Санкт-Петербурга оценила в 42 млрд руб.

Конечно, в Санкт-Петербурге построили уникальный стадион, нигде в мире нет сооружения такого размера с раздвижной крышей и выкатным полем, но стоимость его все-таки завышена, так же как у многих других российские стадионов, которые строятся за счет государства для ЧМ-2018, говорит гендиректор консалтинговой компании Arena Com Томас Спек. Считается, что себестоимость строительства в 4500–5000 евро за место позволяет обеспечить высокое качество, объясняет Спек. При таком подсчете арена «Зенита» должна была стоить не более 400 млн евро. Спек же вспоминает, что, хотя по текущему курсу евро петербургский стадион оценивается менее чем в 580 млн евро, подавая в 2014 г. официальную заявку на проведение Евро-2020, Россия оценивала стоимость стадиона на Крестовском острове в 934 млн евро. По мнению европейских экспертов, реальная цена стадиона составляет не менее 1 млрд евро, продолжает он. В таком случае стадион может соперничать за статус самой дорогой футбольной арены мира с лондонским Уэмбли, построенным за $1,25 млрд.

Проблема и в том, что за госденьги создается очередной «белый слон», переживает Спек. Для того чтобы окупить эксплуатационные затраты на арену и заработать, необходимо проводить не менее 100 мероприятий в год, считает он. Это очень сложно, особенно учитывая, что у стадиона есть несколько конкурентов по соседству: крытая «Сибур арена» на том же Крестовском острове и спортивно-концертный комплекс «Петербургский», указывает эксперт.

В подготовке статьи участвовали Бэла Ляув, Ринат Сагдиев, Александра Терентьева

Новый домашний стадион питерского Зенита на этапе строительства многократно становился объектом всеобщего внимания. В первую очередь это связано с постоянными переносами сроков сдачи и регулярным увеличением бюджета. Тем не менее в 2017 году долгожданный проект был завершен, и северная столица России получила современный стадион на Крестовском острове.

Общая информация

Официальный сайт : arena.fc-zenit.ru

Вместимость : 56196 мест (на спортивных мероприятиях)

Адрес : г. Санкт-Петербург, Футбольная аллея, 1

Координаты GPS для навигатора : 59.972878, 30.221394

Год постройки : 2017 г.

Поле : 105×68 м.

Табло : электронное.

Крыша : раздвижная.

Покрытие : натуральное.

Внутренняя чаща стадиона традиционно разделена на два яруса и четыре сектора: A, B, C, D. Билеты на матчи Зенита можно приобрести различными способами: через официальный сайт, в клубном магазине, клиентском офисе, используя терминалы. Адрес клиентского офиса - пр. Добролюбова, д.16, лит.А, к.2. Адреса магазинов и других мест, где можно приобрести билеты на Зенит Арену, необходимо уточнять на официальном сайте стадиона или на сайте ФК Зенит.

Один из самых простых способов купить билет - воспользоваться официальным интернет порталом. Здесь есть вся необходимая информация для клиентов, а также удобный графический интерфейс, который позволяет быстро выбрать и забронировать подходящее место.


Несмотря на затянутый процесс строительства, путаницу с названиями и другие неприятные нюансы, «Стадион Санкт-Петербург» («Зенит Арена») имеет все шансы стать центральным спортивным сооружением северной столицы РФ. УЕФА присвоила новому стадиону на Крестовском острове 4-ю максимальную категорию, тем самым поставив питерскую арену в один ряд с лучшими футбольными сооружениями.

Санкт-Петербург Арена - это не только место для проведения футбольных матчей. Строение, как и практически все современные стадионы, многофункциональное. На культурно-развлекательных мероприятиях вместительность чаши может увеличиваться до 80 000 мест. Это делает стадион отличной площадкой для масштабных фестивалей и выступлений мировых звезд.

Как добраться до стадиона. Инфраструктура

Метро

Примерно в двух километрах от главной спортивной арены Петербурга находится станция метро «Крестовский остров». Также болельщики могут воспользоваться еще двумя станциями - «Старая деревня» и «Чкаловская», которые находятся на расстоянии пешей доступности от стадиона. Стоит отметить, что время пути от станции «Крестовский остров» до арены составит около 25 минут.

Трамвай

№48, №19. Расписание трамваев и наличие дополнительных маршрутов необходимо уточнять.

Автобусы и шаттлы

Автобусы №10, №14, №25, №25А, К-131. Два часа до и после матча курсируют специальные автобусы-шаттлы. Их расписание и конечные остановки могут меняться, поэтому такую информацию необходимо проверять на официальном сайте перед посещением стадиона.

Пешком до стадиона можно пройти и через Яхтенный мост, открытие которого состоялось в конце мая 2017 года. Предполагается, что мост будет пешеходным. Однако его можно использовать и для перевозки болельщиков на автобусах.

На машине

Есть также вариант добраться до стадиона «Санкт-Петербург» на своем личном транспорте. Машину можно поставить на внешней парковке (2 732 места) или внутренней парковке (240 мест). Обе парковочных зоны находятся со стороны залива. Адрес, где можно приобрести пропуск для авто, и все условия можно узнать на официальной странице стадиона.

«Зенит-Арена» является главным, но не единственным спортивным сооружением на Крестовском острове. Недалеко от футбольного стадиона расположился многофункциональный комплекс «Сибур Арена», который может принять 7120 болельщиков. Во время боксерских поединков и соревнований MMA вместимость зрительского зала составляет до 8000 мест.

Кроме «Сибур Арены» компанию стадиону «Санкт-Петербург» на Крестовском острове составляет велотрек «Локосфинкс» и Легкоатлетический манеж. Среди всех этих спортивных сооружений есть также Отель Парк Крестовский, который был построен в 2009 году.

Затяжное строительство

Возведение нового стадиона в Санкт-Петербурге регулярно сопровождалось скандалами, которые активно обсуждались в обществе. Стройка арены серьезно затянулась, а ее бюджет постоянно увеличивался. Это вызывало негативные настроения и недоверие как среди питерских болельщиков, так и среди достаточно далеких от футбола людей. Журналисты подсчитали, что на строительство было потрачено более 40 млрд. руб. Эту колоссальную сумму, естественно, стали сравнивать с затратами на возведение лучших стадионов мира. Например, Ювентус Стадиум был построен за три года с небольшим, а затраты составили чуть более 100 млн. евро.

Зенит-Арена построена на месте бывшего стадиона им. Кирова, который функционировал на Крестовском с 1950 года. Примечательно, что предыдущий стадион также имел сложную и длинную историю строительства. Работа началась в 1932 году, а в эксплуатацию стадион им. Кирова ввели только через 18 лет. Правда, в том случае причиной затяжного строительства стала Вторая мировая война.

В 2006 году стартовали работы по демонтажу стадиона им. Кирова, после выполнения которых началась стройка будущей арены «Санкт-Петербург». В то время предполагалось, что стадион будет носить имя «Газпром Арена». С названием комплекса происходили достаточно интересные метаморфозы. Даже представители прессы на разных этапах именовали стадион то «Газпром Арена», то «Зенит Арена», то «Санкт-Петербург». Такая путаница отчасти была обеспечена неоднозначной ситуацией вокруг строительства комплекса. Изначально работы должны были финансироваться Газпромом. Присутствие названия корпорации в имени стадиона в этом случае было вполне логичным. Однако позже деньги на строительство выделили из городского бюджета. Вопрос с названием арены остался актуальным. На время проведения матчей Кубка конфедерации 2017 и Чемпионата мира по футболу 2018 было принято решение использовать название «Санкт-Петербург Арена».

В 2007 году был полностью снесен старый стадион на Крестовском. После земельных работ заложили первый камень нового современного спортивного комплекса. Конкурс архитекторских проектов выиграло агентство «Kisho Kurokawa architects & associates» знаменитого Кисе Куросавы, который ушел из жизни в том же 2007 году.

Срок сдачи проекта неоднократно отодвигался, а стоимость стадиона регулярно увеличивалась. Тем не менее сложная стройка на острове Крестовский в 2017 году была закончена. Чемпионат мира 2018 года, несомненно, стал одним из главных катализаторов логического завершения знаменитого и неоднозначного строительства в Санкт-Петербурге. Первый официальный матч на новой арене состоялся 22 апреля 2017 года.

Спортивные события

Дебютная неофициальная игра на стадионе Зенит Арена состоялась в конце 2016 года. Тогда на поле вышли команды «Метростроя» и строителей Санкт-Петербурга. Официальный поединок стадион на Крестовском принял в апреле 2017. Матч состоялся в рамках 24 тура Чемпионата России по футболу. Питерский Зенит обыграл Урал со счетом 2-0.

Уже на первой игре проявились очевидные проблемы с газоном, которые добавились к многократному превышению норм вибрации. В срочном порядке были проведены работы по переукладке газона, которые завершились в конце мая. Тем не менее питерский Зенит был вынужден вернуться на «Петровский» и доигрывать сезон Премьер-Лиги 2016-2017 на старом стадионе.

Топ-7 самых дорогих футбольных стадионов планеты. «Зенит-Арена» – в тройке

Новый стадион питерского «Зенита» займет достойное место в списке самых дорогих арен планеты.

Во вторник «Советский спорт» опубликовал .Достойное место в рейтинге занял и стадион «Санкт-Петербург», более известенпод своим народным именем – «Зенит Арена». Удивило одно – возросшие более чемна 700% по сравнению с первоначальными прикидками затраты на возведение этогоспортивного сооружения.

В этот же день департамент строительства Санкт-Петербургаотчитался по кадастровой стоимости стадиона – 41,7 миллиарда рублей.Неизвестно, как в северной столице досчитались до этой суммы, но независимыемеждународные организации пришли к другим цифрам. Они суммировали всегосударственные контракты на постройку стадиона, .

В итоге вышла сумма в 47,9 миллиарда рублей, которая ужебыла уплачена по контрактам. Однако некоторые контракты пока отработаны не доконца. Не до конца по ним и заплатили. Ожидается, что окончательная сумма тратна строительство «Зенит Арены» .

По нынешнему курсу это порядка 845 миллионов долларов.Однако исследователи не сталилениться и посчитали траты по каждому отдельному контракту, конвертировавзатраты в доллары не на сегодняшний день, а на день расчета по этому контракту.А ведь курс за время строительства стадиона с 27 рублей за доллар рос почти до80 рублей, потом снизившись до 60 рублей. В итоге в долларах окончательнаясумма должна составить порядка 1,38 миллиарда.

Мы же решили поинтересоваться, какое место «Зенит» Арена»займет в списке самых дорогих футбольных стадионов планеты. Обратите внимание,что мы приводим в этом списке стадионы, которые по большей части используютсядля проведения футбольных матчей.

7. Стадион«Эмирейтс», Англия – $ 705,9 млн

В начале XXвека лондонский «Арсенал» задумался о строительстве нового стадиона.Старый «Хайбери» перестал устраивать команду – был маленьким и моральноустаревшим. В итоге в 2006 году был открыт стадион под названием «Эмирейтс»,который стал третьим по вместительности стадионом Англии – 60 432 человека.Затраты на строительство составили 390 миллионов фунтов стерлингов, что покурсу на 2006 год примерно равнялось 705,9 миллионам долларов.

6. Стадион«Олимпийский», Англия - $ 763 млн

«Олимпийский» стадион в Лондоне, как и следует из названия,был возведен к Олимпийским играм 2012 года. На нем проходили церемонии открытияи закрытия, а также легкоатлетические соревнования. Вместимость – 60 100человек. После окончания Олимпиады власти города долго не могли решить судьбуграндиозной постройки. В итоге она досталась местному футбольному клубу «ВестХэм», который проводит на ней свои домашние поединки.

5. Стадион «Фишт»,Россия – $ 834 млн

Стадион «Фишт» в российском городе Сочи был построен в 2013году – к зимним Олимпийским играм 2014 года. Стоимость возведения составила 779миллионов долларов. Однако после окончания церемонии закрытия Олимпийских игрстадион был закрыт на реконструкцию. Потребовалось еще порядка 3,3 миллиардоврублей, или 55 миллионов долларов по текущему курсу на то, чтобы адаптироватьсооружение к проведению футбольных матчей чемпионата мира 2018 года. В итогеобщая стоимость стадиона составила около 34 миллионов долларов. Поканеизвестно, как стадион будет использоваться после завершения ЧМ-2018, ведь вСочи нет профессиональной футбольной команды.

4. Стадион«Национальный», Бразилия – $ 900 млн

Стадион в столице Бразилии, городе Бразилиа, которому былорешено дать название «Национальный», был построен к чемпионату мира 2014 года. Стоимостьвозведения арены составила порядка 900 миллионов долларов. Это вызвало волнунегодования со стороны местных жителей. Они посчитали излишком строительствотакой большой и дорогой арены в городе, где она никому не нужна. В Бразилиииграет местная одноименная команда, которая выступает во второй лиге и непретендует на титулы.

3. Стадион«Санкт-Петербург», Россия – $ 1,37 млрд

Стадион «Санкт-Петербург», который строится в городе на Невес 2006 года, всем нам хорошо знаком. С изначальной примерной стоимости в 6миллиардов рублей ценник подскочил до итоговых 50 миллиардов. Строительстворастянулось более чем на 10 лет. Зато «Зенит» получит в свое распоряжение самыйсовременный футбольный стадион в Европе, если не в мире. На этой арене пройдутматчи Кубка Конфедераций 2017, чемпионата мира 2018, а также чемпионата Европы2020 года. Вместимость – 67 800 человек

2. Стадион «КингФинал Арена», Канада – $ 1,44 млрд

Раньше этот стадион назывался «Олимпийским». Он был построенв Монреале к Олимпийским играм 1976 года. В 2012 году морально устаревшеесооружение закрыли на реконструкцию, которая завершилась в 2015 году и обошласьканадскому бюджету в 1,44 миллиарда долларов. Новый стадион получил имя «КингФинал Арена». На нем проходят домашние матчи сборной Канады по футболу, а такжеважнейшие игры канадской футбольной лиги. Вместимость – 61 004 человек.

1. Стадион «Уэмбли»,Англия $ 1,59 млрд

Самым дорогим футбольным стадионом на планете продолжаетоставаться лондонский «Уэмбли», открывшийся после длительной реконструкции в2007 году. Этот гигант вмещает 90 000 зрителей. Именно здесь проводит своидомашние матчи сборная Англии по футболу. В 2017 году здесь же будет играть илондонский «Тоттенхэм», пока арена этой команды закрыта на реконструкцию.Стоимость реконструкции «Уэмбли», которая по сути была возведением новогостадиона на старом месте с сохранением одной исторической стены, обошласьанглийскому бюджету в 798 миллионов фунтов стерлингов. По курсу на тот год этобыло порядка 1,59 миллиарда долларов. Однако в эту сумму входила иреконструкция нескольких прилегающих к стадиону кварталов – условие города. Такчто настоящую стоимость возведения стадиона, как отдельного сооружения мы врядли когда-нибудь узнаем.

источник: «Советский спорт»

Видеообзоры матчей 24-го тура АПЛ «Советский спорт» собрал для вас видео всех голов и других ярких моментов матчей 24-го тура чемпионата Англии. 24.01.2020 00:00 Футбол

Медаль совсем близко, но пока не дается. Российская эстафета – опять четвертая На этапе Кубка мира в Рупольдинге наши в мужской эстафете финишировали на 4-м месте – всего в 8 секундах от бронзовых призеров из Австрии. 18.01.2020 19:00 Биатлон Тигай Лев

Джокович в роли официанта и Шарапова-комментатор. Как звезды готовились к Australian Open В преддверии стартующего в понедельник чемпионата Австралии топ-звезды мирового тенниса были замечены не только на тренировочных кортах. «Советский спорт» собрал самые интересные моменты с участием Шараповой, Джоковича, Надаля, Федерера и не только. 19.01.2020 21:45 Теннис Велиев Эмиль

Шарапова покидает Мельбурн и топ-300. Мария проиграла четвертый матч подряд Что происходит с россиянкой. И чего теперь от нее ждать. 21.01.2020 14:30 Теннис Мысин Николай

В 2010 году на арене «Зенита» должна была выступать Metallica

По словам Михаила Жванецкого, ремонт невозможно закончить - только прекратить. Возможно, самый яркий пример тому – стройка «Крестовского».

Как говаривал известный писатель-сатирик Михаил Жванецкий, ремонт невозможно закончить - только прекратить. Возможно, самый яркий пример тому – стройка стадиона на Крестовском острове. Представляем хронологию стройки самого громкого футбольного долгостроя России – с идеи создания до наших дней.

Март 2005 г. «Стадион имени Кирова в Петербурге будет снесён»
Первые сообщения о возведении новой арены на месте стадиона им. С.М. Кирова, располагавшегося на Крестовском острове, появились более 10 лет назад. Тогда речь шла о стадионе, приблизительная стоимость которого составила бы $ 150 млн, а вместимость - 50 000 зрителей.

Апрель 2005 г. «Новый стадион «Зенита» построят по манчестерскому образцу»
Обнародована концепция будущего стадиона. Предполагалось, что прототипом для него послужит проект арены в Манчестере, созданный английской фирмой Arup. Генеральный директор ГУП «Стадион им. С.М. Кирова» Демид Момот позже раскритиковал идею открытого стадиона в российских климатических условиях. А затем член правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев сообщил, что образцом для стадиона может стать стадион в Дортмунде. Также руководство АО «Газпром» уточнило стоимость строительства. За полгода цифра выросла почти на 70% – до 250 млн долларов.

Январь 2006 г. Стадион обещают построить к 2009 году

По словам руководителя петербургского Спорткомитета Вячеслава Чазова, он на 1 000 000% уверен, что «Газпром-арена» (именно так её предполагалось назвать) появится на месте стадиона им. Кирова к 2009 году. Однако эксперты предсказывают, что эти сроки будут неоднократно сдвигаться.

Апрель 2006 г. Когда же стартует строительство?
Как сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров , строительство нового стадиона для «Зенита» начнётся в конце 2006 года, сразу после окончания разборки стадиона имени Кирова, которую планируется завершить в ноябре. «Тогда же мы планируем подписать соглашение о строительстве с генеральным подрядчиком», - заявил Вахмистров.

Июль 2006 г. Представлены проекты по новому стадиону в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге открылась экспозиция разработанных архитектурных решений (предпроектных предложений) стадиона. В ней были представлены проекты, разработанные победителями первого этапа конкурса, среди которых - Kisho Kurokawa architect & associates (Япония).

Японцы предложили проект стадиона, по форме напоминающий космический корабль. Крыша размером 200x90 метров выполнена из полимерного материала, держится на металлических мачтах и снабжена специальным механизмом, надувающим горячий воздух, что способствует таянию снега. Японцы оценили стоимость своего сооружения чуть более чем в 225 млн долларов. Именно этот проект выделил среди прочих прежний президент «Зенита» Сергей Фурсенко.

Декабрь 2006 г. Стал известен строитель нового стадиона ФК «Зенит»
Строителем стадиона стала петербургская компания ООО «СИНТЕЗ-СУИ», предложившая провести все работы за 6 млрд 664 млн 308 тыс. 170 рублей.

Март 2007 г. «Стадион «Зенита» будет построен до конца 2008 года»
На совещании с участием губернатора Петербурга Валентины Матвиенко было объявлено, что строительство арены на Крестовском острове закончится 30 декабря 2008 года, а уже в следующем сезоне команда сможет проводить домашние матчи на новом стадионе. При этом заказчики проекта до сих пор не определились с тем, какой делать спортивную арену - выдвижной или невыдвижной. «Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим. Надо все взвесить», - заявила Матвиенко.

Апрель 2007 г. Матвиенко: на новом стадионе «Зенита» поле будет выдвижным
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что на новом футбольном стадионе «Зенита» на Крестовском острове будет выдвижное поле. Комментарии излишни.

Сентябрь 2007 г. «Строительство стадиона «Зенита» идёт с опережением графика»
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров заявил журналистам, что строительство нового стадиона «Зенита» на Крестовском острове идёт с опережением графика: «Окончание сроков строительства не изменилось, ориентировочно это декабрь 2008 года. Мы рассчитываем на то, что первые матчи сезона 2009 года „Зенит“ проведёт на новом стадионе».

Март 2008 г. «У «Газпрома» попросят денег на новый стадион для «Зенита»
Президент РФС Виталий Мутко сообщил, что строительство арены может подорожать. Для реализации проекта может быть привлечён в качестве дополнительного инвестора «Газпром».

Апрель 2008 г. «Ввод в эксплуатацию нового стадиона «Зенита» отложен на год»
«В 2009 году стадион вряд ли будет введён в эксплуатацию, - рассказывает президент «Зенита» Александр Дюков . - В перспективе, может быть, в 2010 году. На данный момент проект строительства стадиона на Крестовском стоит приблизительно 13-14 млрд рублей, вместо ранее анонсировавшихся 6,67 млрд. Это связано с ростом цен на стоимость работ и материалов, а также с особенностью грунтов. Кроме того, в стоимость были включены работы по демонтажу старого стадиона имени Кирова».

Июль 2008 г. «Новый стадион «Зенита» подорожал в 3,5 раза»
После утверждения сметы новая футбольная арена в Петербурге подорожала в 3,5 раза до 23,7 млрд руб. Сообщается, что, если бюджетных денег не хватит, к финансированию подключится «Газпром», контролирующий ФК «Зенит». По официальной смете, подготовленной в Главгосэкспертизе, футбольный стадион на Крестовском острове будет стоить 23,7 млрд руб. Теперь планируется увеличить вместимость арены до 62 000 зрителей.

Декабрь 2008 г. «Строительством стадиона «Зенита» займётся «Инжтрансстрой»
В ноябре прошлого года комитет по строительству Санкт-Петербурга расторг госконтракт с прежним подрядчиком строительства, компанией «Авант», а в декабре заключил новый – с ЗАО «Инжиниринговая корпорация „Трансстрой“, принадлежащим Олегу Дерипаске . Стоимость контракта составила 13 млрд 22 млн 282 тыс. рублей при первоначальной цене в 18 млрд 603 млн 260 тыс. Снижение стартовой цены составило 30%.

Апрель 2009 г. Metallica выступит в Петербурге на открытии нового стадиона»
Информагентства сообщают, что легендарная американская группа Metallica в 2010 году выступит в Санкт-Петербурге на открытии нового стадиона на Крестовском острове. Metallica представит свой последний альбом Death Magnetic.

Декабрь 2009 г. Стадион не соответствует стандартам ФИФА
После проверки проекта стадиона на соответствие требованиям ФИФА выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует стандартам ФИФА. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали.

Февраль 2010 г. Стадион „Зенита“ станет больше и дороже
Председатель комитета по строительству администрации Петербурга Вячеслав Семененко сообщил о решении расширить стадион. „Поскольку город получил от заявочной комиссии предложение провести полуфинальный матч чемпионата мира по футболу, то мы обратились ко всем участникам с вопросом: либо мы продолжаем строительство с небольшими корректировками проекта, либо приостанавливаем работы и меняем проект таким образом, чтобы новый стадион соответствовал всем требованиям УЕФА и ФИФА. Но это потребует дополнительного финансирования“, – заявил Семененко. Таким образом, стадион в новой версии должен вмещать не менее 67 000 человек.

Апрель 2010 г. Сроки строительства стадиона „Зенита“ ещё увеличиваются
В связи с корректировками в бюджете Санкт-Петербурга проект строительства футбольного стадиона на Крестовском острове лишился 1,5 млрд рублей. По этой причине сроки сдачи в эксплуатацию новой арены питерского „Зенита“ вновь претерпели изменения. Глава бюджетно-финансового комитета ЗАКСа Владимир Барканов заявил, что из-за этого произойдёт и удорожание проекта.

Декабрь 2010 г. Перепроектировка новой арены в Санкт-Петербурге завершена
Президент „Зенита“ Александр Дюков сообщил, что перепроектировка новой арены в Санкт-Петербурге завершена. Теперь стадион будет вмещать 68 000 зрителей.

Январь 2011 г. Строители поторопились – кровлю демонтируют
Сроки строительства нового стадиона „Зенита“ вновь пересмотрены до ноября 2012 года. Заключение Главгосэкспертизы по перепланировке было получено строительными организациями на три месяца позже ожидаемого срока, поэтому перед строителями, которые поторопились с началом работ, встала необходимость демонтажа кровли будущей арены. Поправки Главгосэкспертизы неминуемо привели к повышению стоимости строительства, которая к тому моменту пересматривалась уже пять раз.

Кроме того, как сообщил вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов, стоимость стадиона „Зенита“ выросла. В сравнении с предыдущей сметой строительные работы подорожали на 8,4 млрд рублей, и теперь общая стоимость стадиона выросла до 33 млрд рублей ($ 1,1 млрд).

Февраль 2011 г. Новый стадион „Зенита“ подешевел с 33 млрд до 28,7 млрд
Окончательная смета стадиона составила не 33 млрд, о которых было объявлено в конце января, а 28,7 млрд. Подрядчик „Инжтранстрой“ дал скидку.

Июль 2011 г. Сезон-2013/14 „Зенит“ хочет начать на новой арене
Генеральный директор „Зенита“ Максим Митрофанов : «Мы рассчитываем так: если строительство действительно закончится в ноябре 2012 года, то примерно полгода уйдёт на различные пусконаладочные работы, на установку технологического, кейтерингового оборудования. Сезон-2013/14 нам хотелось бы начать на новой арене».

Октябрь 2011 г. «Построенную часть стадиона придётся частично переделывать»
Изменение конструкции вызвано тем, что заказчик - комитет по строительству правительства Санкт-Петербурга - через два месяца после передачи документации „Моспроекту-4“ решил сделать другую крышу. „Моспроект-4“ первоначально спроектировал раздвижную конструкцию, которая должна закрывать только трибуны. А заказчик захотел, чтобы крыша закрывала весь стадион вместе с полем. А это уже совсем другие нагрузки на балки, колонны и фундамент. На установку крыши уйдёт ещё от 12 до 18 месяцев.

Ноябрь 2011 г. Новый срок сдачи проекта и новая смета
Окончательный срок сдачи нового стадиона для „Зенита“ на Крестовском острове - 2013 год. Об этом сообщил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко во время совместного совещания с вице-премьером Дмитрием Козаком на стройплощадке будущей спортивной арены. Также появилась информация о том, что цена стадиона может вырасти с 33 млрд рублей до 40 млрд рублей ($ 1,3 млрд).

Январь 2013 г. Строительная готовность стадиона „Зенита“ составляет 34,4 %
К этому моменту строительная готовность объекта составляет 34,4 %. По состоянию на 1 ноября 2012 года осуществлено расходов из бюджета Санкт-Петербурга на финансирование строительства футбольного стадиона на сумму 14 417,1 млн рублей, при этом дебиторская задолженность составляет 3 759,8 млн рублей.

Февраль 2013 г. Следственный комитет взялся за стадион
Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу подтвердило факт возбуждения уголовного дела по факту мошенничества при строительстве стадиона для „Зенита“ на Крестовском острове. Речь идёт о работе первого подрядчика по проекту - ООО „Синтез-Суи“, позднее сменившего наименование на ООО „Авант“, которое в конце 2006 года заключило контракт с комитетом по строительству правительства Санкт-Петербурга. В заключенных договорах субподряда стоимость работ была завышена на сумму более чем 500 млн рублей.

Март 2013 г. Новый стадион „Зенита“ обещают сдать не позднее июля 2016 года
Руководитель фонда капитального строительства Санкт-Петербурга Роман Складнёв сообщил, что монтаж кровли стадиона для „Зенита“ на Крестовском острове в Петербурге начнётся во втором-третьем квартале 2014 года, а все монолитные работы закончатся в четвёртом квартале того же года. По его словам, от момента начала монтажа кровли до пуска в эксплуатацию стадиона пройдёт 21 месяц.

Июнь 2013 г. Новый стадион „Зенита“ на данный момент построен на 35%
После шести лет работ на Крестовском острове новый стадион „Зенита“, который примет матчи домашнего для России чемпионата мира по футболу 2018 года, построен примерно на треть. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян тем временем считает, что, несмотря на проблемы со строительством стадиона на Крестовском острове, город является лидером по подготовке среди российских городов, которые примут чемпионат мира-2018.

Апрель 2014 г. „Зенит-Арена“ будет сдана в эксплуатацию 15 июня 2016 года
Возможно, теперь болельщики смогут вздохнуть спокойно? Вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян назвал точную дату открытия стадиона „Зенит-Арена“ на Крестовском острове. В апреле на стадионе началось возведение крыши. Президент „Зенита“ Александр Дюков позднее отметил, что такой прогноз выглядит реалистично.

Оганесян исключил вероятность увеличения расходов на строительство стадиона на Крестовском острове. По его словам, окончательная стоимость объекта составит 34,9 млрд рублей и „ни копейки больше“.

Октябрь 2014 г. Стройку в Питере закончит всё-таки «Трансстрой»
«Трансстрой», генеральный подрядчик нового стадиона «Зенита» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, победил в конкурсе на сумму 9,129 млрд рублей на завершение строительства арены. Осталось смонтировать раздвижную кровлю, выкатное поле, инженерные системы, отделку, монтаж и пуско-наладку оборудования арены.

Декабрь 2014 г. Намыв ещё на 2,33 млрд рублей
Комитет по госзаказу Санкт-Петербурга объявил тендер по созданию искусственного земельного участка в районе территории Крестовского острова для строительства стадиона к чемпионату мира-2018. Объём выделенных средств составит почти 2,33 мрлд рублей, сообщается на портале закупок.

Март 2015 г. Дело о хищении 145 млн рублей на арене прекращено за давностью лет
Василеостровский районный суд прекратил уголовное дело в отношении Сергея Герлимана , который обвинялся в незаконном обналичивании 145 млн рублей, похищенных на строительстве «Зенит-Арены». Причиной решения послужило истечение срока давности.

Апрель 2015 г. Работник строительства арены получил огнестрельное ранение
В результате конфликта на строящемся стадионе «Зенит-Арена» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге огнестрельные ранения в голову получил работник стройки. Накануне на стройку приехала бетономешалка. Разгрузившись, водитель принялся мыть машину, после чего к нему подошёл работник и сделал замечание. Предположительно, после словесного конфликта водитель достал травматический пистолет и выстрелил в сторону оппонента три раза, дважды попав в голову.

Ноябрь 2015 г. Первый матч на «Крестовском» пройдёт в сентябре 2016 года
Председатель комитета по строительству Михаил Демиденко сообщил, что уровень готовности стадиона на Крестовском острове сейчас составляет 79%. На заседании было принято решение о том, что первый матч на новой площадке должен состояться в сентябре 2016 года. Впрочем, уже через месяц генподрядчик сдвинул объявленные сроки до декабря 2016-го.

Февраль 2016 г. Генподрядчик просит увеличить смету до 35,3 млрд рублей
Компания «Инжтрансстрой-СПб», генподрядчик строительства стадиона «Зенит-Арена», направила официальное обращение в комитет по строительству Санкт-Петербурга об удорожании возведения объекта на 435 млн руб. Данную информацию подтвердили в пресс-службе комитета. Таким образом, итоговая сметная стоимость арены может превысить 35,3 млрд руб.

Июль 2016 г. Следователи ищут видеотабло стадиона «Крестовский» за 144 млн рублей
Следственный комитет и экономическая полиция Санкт-Петербурга начали масштабные обыски, которые касаются 144,5 млн рублей, изначально необходимых для выполнения работ по постановке видеотабло в комплекте с системой подъёма и опускания на стадионе «Крестовский», а также системой управления светодиодов на этом табло. Тем временем готовность стадиона оценивается в 85%. Кроме того, вновь появились сообщения о задержке зарплат строителям.

Июль 2016 г. Попытка рейдерского захвата на арене?
«Инжтрасстрой-Спб», генеральный подрядчик строительства стадиона на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, сообщил о попытке рейдерского захвата, которая имело место 13 июля, обвинив также в попытке срыва сроков сдачи арены администрацию города. «Сложилась ситуация, при которой заказчик в лице администрации города делает всё, чтобы сорвать сроки завершения проекта. Одна из ключевых проблем вызвана отсутствием утверждённых проектных решений и документации. У нас нет документов, по которым мы фактически должны строить», - сообщили в компании «Чемпионату». Позднее власти города не исключили, что госконтракт с подрядчиком может быть расторгнут.