Храмы риги. Соборы риги Самый древний православный храм в риге

Храмы риги. Соборы риги Самый древний православный храм в риге
Храмы риги. Соборы риги Самый древний православный храм в риге

Для православного человека каждый храм – это святыня. Но есть в Латвии места особо значимые для христиан, места, куда стремятся православные паломники не только со всех уголков нашей страны, но и из-за рубежа.

Сегодня на территории Латвии действует 120 православных храмов и 2 монастыря - Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь и Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Риге с филиалом в Спасо-Преображенской пустыни, расположенной недалеко от Елгавы.

Главное святое место Латвии для православных - Рижский кафедральный собор Рождества Христова , где хранятся святыни - чтимые списки Тихвинской иконы Божьей Матери .

Оба списка (точные копии чудотворного образа) были привезены в Ригу из Америки, где долгие годы хранилась оригинальная икона. В них вмонтированы и залиты воскомаститом серебряные капсулы с частичкой древа чудотворной иконы. Один список находится перед алтарем в левом приделе собора и постоянно открыт для доступа прихожан. Второй — в алтарной части, выносится в центр храма в дни празднования иконы.

Согласно преданию, Тихвинская икона была написана апостолом Лукой в I веке, еще при жизни Богородицы, и считается одним из первых изображений Божьей Матери. Около четырех веков икона хранилась в Иерусалиме, потом была перенесена в Константинополь. В 1383 году святыня исчезла, а спустя несколько месяцев засияла на Руси над Ладожским озером.

Икона несколько дней подряд появлялась в разных местах, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина. Вначале здесь был построен храм, а потом - мужской монастырь. С тех пор Тихвинская икона оберегала землю русскую. В первые годы советской власти монастырь был закрыт, а его имущество было передано в краеведческий музей. В 1944 года, когда фашисты вывозили ценности с оккупированных территорий, чудотворная икона оказалась в Риге. Святыню установили в соборе Рождества Христова, потом — в Свято-Троице-Сергиевом монастыре.

В конце лета 1944 года в связи с наступлением советских войск владыка Иоанн с матерью и приемным сыном Сергием вместе со святыней покинули Латвию и уехали в Америку. Умирая, владыка завещал сыну вернуть святыню в Тихвинский монастырь, когда в России не будет угрозы православию, а сама обитель будет восстановлена. 9 июля 2004 года отец Сергий выполнил завещание своего отца. На пути домой 21 июня 2004 года чудотворный образ во второй раз побывал в Риге.

В алтарной части Рижского кафедрального собора хранятся специальная книга, в которой записываются истории необычных явлений от святынь храма, а также мощи святого священномученика Иоанна(Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского.

Второе по значимости для православных Латвии святое место - это Даугавпилсский кафедральный собор святых благоверных князей Бориса и Глеба .

Когда-то на месте нынешнего храма стояла маленькая церквушка длиной в 13 метров и шириной в 9 м. За наружную облицовку из чугуна и листового железа в народе ее прозвали «Железной». Однако военные предпочитали ходить в крепостной православный собор, перестроенный из храма иезуитов. В 1903 году было принято решение о строительстве в Двинске новой гарнизонной церкви в честь святых Бориса и Глеба. Год спустя «железная» церковь была перенесена в Ерсику, и началось строительство нового гарнизонного храма, который был освящен 12 (25) июня 1905 года. Храм заложили с размахом: под фундамент вырыли трехметровой глубины котлован, стены насчитывали 40 м в длину и 20 — в ширину. Общая площадь собора составила 1106 кв. метров, а полезная площадь — 753. Церковь вмещает до 5 тысяч человек, что позволяет и сегодня считать ее крупнейшим православным храмом Латвии. Храм пережил две войны и два пожара. К своему 100-летию украсился золотыми куполами.

В 1932 году в квартире учительницы и прихожанки Борисоглебского собора Е. Буржинской в течение месяца обновилась древняя икона. На образе проступили надписи на старославянском языке и лики святых - Николая Чудотворца и патриарха Константинопольского Германа, а также святой мученицы Параскевы. Обновленную икону перенесли в собор, где перед ней стали совершаться регулярные молебны. В настоящее время эта икона благоговейно хранится в алтаре Алексеевского придела Борисоглебского собора. Кстати, иконостас Борисоглебского собора является Государственным художественным памятником.

В разные годы в храме мироточили несколько икон. Миро проступало на иконе запрестольного образа Воскресения Христова. Сразу после акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», пред которой молятся об избавлении от недуга пьянства, икона стала источать миро на глазах у всех прихожан. Мироточили икона святой мученицы Александры, а также иконы святителя Николая и Пресвятой Богородицы, находящиеся в храме и в алтаре.

Одной из главных достопримечательностей Юрмалы считается Кемерский храм святых апостолов Петра и Павла , который занесен ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры. По легенде, моряка, спасшегося после кораблекрушения, укусила змея. Обессиливший от боли моряк потерял сознание, а когда очнулся, то почувствовал себя значительно лучше — его руку омывал поток воды со странным запахом и вкусом. Так был открыт знаменитый минеральный источник в Кемери. А вскоре неподалеку был построен без единого гвоздя и православный храм.

Одна из почитаемых икон храма - образ Пантелеймона Целителя. Есть в храме икона Богоматери из Печерского монастыря. Во время Второй мировой войны она чудесным образом защитила верующих во время Крестного хода. Немцы стали стрелять по идущим людям. Икона буквально приняла выстрелы на себя - на ней есть пулевое отверстие, из верующих же никто не пострадал.

В Екабпилсе (в прошлом - Якобштадт) в Свято-Духовом мужском монастыре хранится воссозданный образ - чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы.

Согласно преданию, в XVII веке во время Русско-шведской войны воевавший на стороне шведов солдат Яков Гудынский, переправляясь через реку, увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в слободу, где жили русские люди и был православный храм св. великомученика Георгия Победоносца, а при нем - малый монастырек. Отдав икону в храм, Гудынский принял православие и остался в обители.

Говорят, что икона не раз спасала храм от пожаров. В начале ХХ века образ пропал. В открытом в 1996 году Свято-Духовом монастыре сохранились киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы, выполненные в живописном стиле. По одной из копий и был воссоздан список Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы, ставший чтимым, как и оригинал.

Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой — филиал рижского Троице-Сергиева женского монастыря —обитель, имеющая свою уникальную историю, чтимые места и реликвии. Она появилась на свет в конце XIX века в нескольких километрах от Елгавы.

По преданию, рядом с монастырем на Божьей горке было явление Богородицы. Святынями монастыря считаются икона Спасителя и храмовый образ преподобного Иоанна Лествичника, а также Казанская икона Богородицы, икона Николая Чудотворца и Иверская икона Богородицы, перед которой чаще всего молятся о счастье в личной жизни, даровании детей, исцелении от болезней.

P.S . При подготовке статьи использованы материалы сайта pravoslavie.lv.

Мы посетили 10 церквей Старой Риги -

Церковь Георга

церковь Иоанна

церковь Святого Петра

Реформатскую церковь

Домский Собор

церковь Скорбящей Богоматери

Униатскую церковь

Англиканскую церковь

церковь Марии Магдалины

церковь Екаба

К сожалению, не во все церкви нас пустили внутрь. День был воскресный, в церквях шли службы, где-то крестили детей.А некоторые храмы открывают свои двери для посторонних только в музейные "дни открытых дверей". Но о каждой церкви мы прослушали интересный и обстоятельный рассказ.

Началась наша экскурсия на площади, где стоят три опорные точки Старого города, олицетворяющие три силы -Епископство, рыцарский Орден и городской магистрат. Это церкви Иоанна, Георга и Петра. Изначально церкви Георга и Иоанна не были самомтоятельными храмами, а входили в состав комплекса построек. На берегу речки Ридзене стояла первая резиденция Епископа Альберта. Церковь Иоанна входила в комплекс Епископского подворья.Чуть выше по течению воздвигли свой замок Меченосцы. Замок был построен из белого камня и носил название Виттенштейн (белокаменный).Церковь Св.Георга входила в состав замковых построек.Вскоре рядом с ними городской Магистрат стал строить церковь Св.Петра, который является защитником и покровителем Риги.

Церковь св.Георга - самое старое каменное здание города.

Первое богослужение прошло здесь в 1208 году, а в 1297 году произошла кровавая распря между горожанами и Орденом, в результате которой замок был разрушен.На долю храма выпало много испытаний. Во времена Реформации (16 век) горожане сожгли иконы и разрушили алтарь церкви. Опустошенный храм превратился в склад, где хранились лен, конопля, кожа, зерно и другие товары. С тех времен сохранились лебедки, с помощью которых поднимали товары на верхние этажи здания.

В наши дни, при реставрации, решено было сохранить память об обоих предназначениях здания - с одной стороны это церковь, а с другой - амбар.В наши дни в здании церкви св.Георга находится музей декоративно-прикладного искусства.

Церковь Иоанна изначально была небольшим деревянным зданием. С 1234 года здесь находился монастырь доминиканцев, который городская Ратуша отобрала у монахов в 1523году.


Некоторое время в церкви держали лошадей, которых горожане называли именами монахов.В конце 16 века церковь стала лютеранской и ее расширили, достроив пристройку для алтаря.Со времен доминиканцев на стенах церкви сохранились две каменные маски, которые по сути являлись рупорами, через которые монахи читали свои проповеди.

С церковью Иоанна связана и легенда о двух монахах, пожелавших быть замурованными в монастырскую стену, т к они очень хотели быть причислены к лику святых. Пока они были живы, рижане их кормили через специально оставленное отверстие в стене. Однако Папа отказался признать их святыми, потому что вместо любви к Богу они поддались гордыне. Крестообразное отверстие в стене сохранилось до наших дней.

Храм Петра - одна из старейших рижских церквей, впервые упоминаетсяв 1209 году.Магистрат, которому принадледал храм, постоянно заботился о том, чтобы церковь была богаче других, чтобы ее башня была самой высокой в городе.

Башня неоднократно горела, 8 раз в нее била молния. Но каждый раз город отстраивал башню храма, а в 1677 году башня вновь сгорела, до завершения строительных работ. Во время 2 Мировой войныцерковь Петра была разрушена, башня вновь сгорела. А произошло это 29 июня 1941 года, в день святого Петра, покровителя города. В наше время башня восстановлена, а венчает ее золотой петушок, ставший символом Риги.

Реформатская церковь стоит в ряду жилых домов на ул.Марсталю. Только небольшая стройная башенка выделяет церковь на фоне домов городских патрициев.

Такой вид здания Реформаторской церкви напоминает нам о том, как нелегко пришлось членам общины кальвинистов в Риги и о том, насколько долго им пришлось бороться с городскими патрициями за право на существование. Шпиль церкви венчает не крест и не петушок, а вифлеемская звезда. сейчас здесь находится молодежный центр евангелической лютеранской церкви.Реформатская церковь - действующий храм, Особенно интересно побывать здесь на рождественской мессе, когда, как и тысячи лет назад, люди собираются под Вифлиемской звездой, чтобы отпраздновать рождение Спасителя.

Рижский Домский собор - на самом деле собор Богородицы Марии, впервые упоминается в 1206 году. А Домской называется та церковь, в которой служит архиепископ.

Альберт строил собор как свою новую резиденцию на месте сожженного куршами поселка ливов. У Домского собора нет одного главного фасада. Собор можно обойти с трех сторон, и с каждой стороны фасад окажется другим. Когда-то петушок, венчавший шпиль собора, был виден издалека подплывающим кораблям. Башня неонократно горела и восстанавливалась, ее нынешняя высота 140 метров. Конечно, Ригу нельзя представить без Домского собора, знаменитого органа и золотого петушка

А Домская площадь уникальна еще и тем, что с этого места видны шпили трех церквей, украшенных петушками - Домского собора, церкви Перпа и церкви Екаба.

Церковь Скорбящей Богоматери является первым каменным храмом в Риге, построенным после начала Реформации в Ливонии.

До этого на месте церкви находилась католическая капелла, которая своим нищим и неприглядным видом неприятно поразила посетившего в 1780 году Ригу императора Йозефа II. Во время встречи с Екатериной II он пообещал всецело поддержать намерение католиков построить на этом месте новый храм.

А еще эта церковь снималась в кино - мимо нее шел на явочную квартиру профессор Плейшнер из "17 мгновений весны".
К Церкви Скорбящей богоматери примыкает униатская церковь, община которой очень замкнута, а на территорию церкви не пускают посторонних.

Англиканская церковь - настоящий кусочек Англии на латвийской земле.Это церковь англиканского прихода является самым молодым культовым зданием и самым интересным из всех христианских церквей Риги. Она считается католической и протестантской одновременно.

Вызывает восхищение и роскошный интерьер церкви, пожертвованный ей семьей Армитстедов

В советское время здесь располагался клуб студентов РПИ, а сейчас она знаменита своим лояльным отношением к сексуальным меньшинствам, все парады которых обязательно заканчиваются богослужением в этом храме.

История церкви Марии Магдалины начинается в середине XIII века, когда архиепископ Алберт II со своим капитулом решили пригласить в Ливонию монахинь цистерцианского ордена для образования в Риге Мариинского женского монастыря.

Цистерцианцы строили свои церкви в свойственном только им стиле. В церкви не должно было быть, ни красочных окон, ни скульптур. Ничего не должно было отвлекать монахинь от богослужений.

Такой же скромной была и одежда монахинь. Горожане прозвали монастырь цитерцианцев монастырем поющих дев. А монахини пользовались любовью и уваженим горожан.Сейчас эта церковь известна тем, что службы в ней идут на латгальском языке.

Церковь Екаба Это один из красивейших архитектурных памятников кирпичной готики, затерянный между узких улочек старого города рядом со зданием Сейма, но хорошо видный на любой панораме столицы.

Сегодня это кафедральный собор архиепископа римско-католической церкви, духовный центр и главная католическая церковь

Латвии.Когда-то церковь владела диковинкой - колоколом вне колокольни.Говорят, колокол на башне храма сам по себе звонил каждый раз, когда мимо проходила грешница. Пришлось снять, чтобы он не звонил непрерывно.У церкви Екаба уникальная 80-метровая башня, возведенная в 1755 году. Это единственная подлинная готическая башня на культовых сооружениях города.


Только для Вас
от Milima
Lithuania
Visaginas

РИГА
1.
Церковь Марии Магдалины (Рига)

Церковь Марии Магдалины (Рига) — одна из рижских католических церквей. Расположена на участке территории Старого города между католической кафедральной церковью святого Иакова и Рижским замком, рабочей резиденцией президента Латвии.

Церковь Св. Марии Магдалины спряталась в укромном уголке Старой Риги. Здесь как будто царит иной мир - тишина, покой и одухотворенность, куда не доносятся звуки городских улиц. Особенность этого храма в том, что все богослужения, за исключением двух воскресных месс, проходят на латгальском языке - региональном диалекте латышского языка.

В настоящее время церковь носит имя Марии-Магдалины, к ней примыкает женский францисканский монастырь, который ранее являлся православным Алексеевским мужским монастырём.

Церковь является трёхнефным зданием зального типа. Её отличают узкие боковые нефы. В нефы встроены декоративно обработанные эмпоры (церковные балконы). Корпуса цистерцианского монастыря до наших дней не сохранились.

Церковь была построена в 1260 году для женского ордена цистерцианок и вначале была деревянной.

Легенда гласит, что храм возвели в честь первой крещеной язычнице - девушке из знатной ливской семьи. Затем на месте деревянной постройки было возведено каменное здание. Во время штурма Риги Петром I церковь оказалась практически разрушенной. Храм был восстановлен и передан православной общине, а в 1922 году перешел к католикам и сегодня является резиденцией епископа.

Каменная церковь Марии Магдалины была построена в конце XIII века в стиле цистерцианских храмов. В XIV и XV веках церковь расширялась за счет пристроек, а в 1591 году, когда в храме располагался орден иезуитов, здесь были проведены крупные ремонтные работы - появились новые окна и настенные росписи. В таком виде церковь просуществовала до конца 1710 года, когда от нее остались только стены. Восстановленное здание до конца XIX века служило храмом для православных. С 1924 по 1939 года церковь была вновь перестроена, но уже под нужды католической общины.





Шпиль виден церкови Св. Иоакова

Рижская церковь Св. Иоакова - самая маленькая из церквей Вецриги, но ее изящная башня лучше всего сохранила характерную для средневековых храмов Риги пирамидальную форму. С момента постройки до Реформации церковь принадлежала католикам, и этот храм много веков служил центром духовной жизни латышского населения города. С 1523 по 1582 гг. церковь была первым храмом латышской лютеранской общины Риги.

Церковь Св. Иоакова начали строить в 1225 году в стиле ранней готики, а закончили около 1300 г. Изменения ее внешний облик претерпевал и позже, к тому же в разные эпохи в ней располагались различные конфессии. В 1522 году проповеди в церквях Св. Иоакова и Св. Петра возвестили о начале Реформации в Риге, и вскоре после этого они стали лютеранскими храмами. В 1581 году церковь вновь перешла к католикам, а немного позже - к иезуитам. Когда в 1621 году Ригу завоевали шведы, она была отдана лютеранам, а в 1710 году перешла под патронат Российской империи. В 1812 году во время наполеоновского похода церковь использовалась как продовольственный склад. С 1923 года церковь Св. Иоакова вновь принадлежит католической конфессии.





а через цепь надо перешагнуть загадав желание.


Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».


По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей – православный собор Рождества Христова. В любой день – будь то будни или праздники, - сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата

3 июля 1876 года состоялась торжественная закладка собора епископом Рижским и Митавским Серафимом (Протопоповым), а завершились строительные работы восемь лет спустя.


На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Его разрушали, грабили, перестраивали, но храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги независимо от вероисповедания.

Алтарь




Свято-Троице Сергиев монастырь - один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Была создана община - приют для бедных девочек и богадельня для престарелых женщин.


В церкви Благочиния при монастыре
Основательницами монастыря являются фрейлины двора Императрицы сестры Екатерина и Наталья Мансуровы. Их родители - член Государственного Совета, статс-секретарь Борис Павлович Мансуров и известная благотворительница, кавалерственная дама ордена св. Екатерины Мария Николаевна Мансурова, урожденная княжна Долгорукова - наряду с прекрасным образованием заложили в своих детях основу христианского воспитания. Продолжительное время вместе с родителями сестры проживали в Святой земле, где укреплялось их желание послужить Богу.

В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители. Главная святыня монастыря - чудотворная Толгская икона Божией Матери. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием.


Благовещенская церковь построена вблизи рынка, на въезде в Московский форштадт Риги. В 1812 году, ожидая приближения войск Наполеона, как и другие предместья города, Московский форштадт был сожжен. На месте сгоревшей Благовещенской церкви в 1814 году была заложена новая церковь.
Деревянный храм был построен в стиле классицизма, по принципу «корабля».


Храм Михаила-Архангела в Риге.
Этому храму 110 лет. Михаило-Архангельский храм по-прежнему украшает Московский форштадт города Риги. Звон его колоколов созывает верующих на молитву. Прихожане любят свой храм и заботятся о нем. Их трудами, заботами церковного совета храм постоянно благоукрашается. Православие в Латвии сегодня снова переживает расцвет и подъем


Ивановский собор в Риге
Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в новом приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Строительство нового каменного храма по проекту епархиального архитектора Владимира Лунского было начато в 1913 году, но война не позволила продолжить работы. Две церкви – новая каменная и старая деревянная – были задуманы как общая композиция застройки. Старая деревянная церковь стояла по оси запад - восток, вдоль улицы, но была отодвинута вглубь территории. Новый храм пришлось повернуть алтарем на север. Вероятно, такое решение было принято в связи с необходимостью ориентировать главный вход к ул. Кална, на юг, чтобы подчеркнуть главенство нового храма.



Православный латышский храм Вознесения Христова
В 2007 исполнилось 140 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня, а в 2008 году - 140 лет со дня освящения храма.

Петро-Павловская церковь в Кемери (Кеммерне) , которая была построена исключительно на пожертвования.
Для этого отводится небольшое помещение на втором этаже дома, в котором находилось управление лечебницы. Во второй половине 1873 года все работы завершились, и церковь была освящена во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Ее приписали к рижской Успенской Замковой церкви.


Кафедральный собор Св.Симеона и Анны в Елгаве.
Петр I, выдавая в 1711 году свою племянницу Анну Иоановну замуж за курземского и земгальского герцога Фридриха Вильгельма, потребовал от него обещание построить в Елгаве православную церковь.
Церковь была построена, затем несколько раз перестраивалась, а в 1774 году по указу Екатерины II и по проекту Ф.Б.Растрелли в Елгаве было начато строительство православного кафедрального собора в стиле русского барокко. Сейчас храм полностью отреставрирован и имеет особый статус – он получил флаг Европейского культурного наследия.

Храм Св. Александра Невского в Гулбенском р-не,Стамериена,1904.
Стомерзейский приход Святого Благоверного Князя Александра Невского открыт по Указу Святейшего Правительствующего Синода в 1850 году.
Деревянная церковь построена в 1851 году на правительственные суммы, по типовому проекту православных церквей в Лифляндской губернии. Церковь освящена 13 мая 1851 года во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Храм Св.Владимира в Юрмале, 1860г.
Продолжение следует...