Древней столицы армении арташат. Армения - арташат - рынок

Древней столицы армении арташат. Армения - арташат - рынок
Древней столицы армении арташат. Армения - арташат - рынок

Расположенный примерно в 30 км к юго-востоку от , на Араратской равнине на левом берегу реки Азат, в 5 км от исторического Арташата, одной из древних столиц Великой Армении. Население – 25 400 человек (2010).

Название Арташат объясняют как «радость Арташеса» (Арташес – армянский царь, основавший город).

Современный Арташат ничего интересного в архитектурном плане из себя не представляет, большая часть зданий в городе 3-5-этажные (построенные во времена СССР).

Город окружён плодовыми садами, виноградниками.

История

Поселение на территории древнего Арташата существовало еще во времена Урарту.

Урарту - древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства – с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э.

Царь Арташес в 176 год до н. эры основал на Араратской долине город, назвав его своим именем. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). Римляне считали Арташат армянским Карфагеном, а его основателем считали Ганнибала.

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) – на перекрёстке торговых путей на холмах уезда Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом. Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап.

Последние изменения: 28.10.2011

Монастырь Хор-Вирап





Хор-Вирап (Khor Virap)
- монастырь Армянской апостольской церкви, расположенный на одноимённом холме в 8 км к югу от Арташата, близ границы с Турцией, у подножия горы Арарат, в окружении пастбищ и виноградников Араратской долины.

Холм Хор-Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной (ок. 180 г. до н. э.) царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов.

Монастырь очень удачно расположен, именно отсюда открывается один из чудеснейших видов на библейскую гору Арарат, на которой по легенде оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа.

Здание монастыря Хор-Вирап расположено над подземной тюрьмой, в которой армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 13 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращен им в христианство (в 301 году).

Святой Григорий впоследствии стал религиозным наставником царя, и они вели миссионерскую деятельность в стране. В 301 году Армения была первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году.

На территории монастыря Хор-Вирап находится церковь Богоматери.

Последние изменения: 06.11.2011

Перед вами карта Арташат с улицами → Араратская область, Армения. Изучаем подробную карту г. Арташат с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, координаты

Подробнее об улицах Арташат на карте

Подробная карта города Арташат с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся и как доехать до улиц Ереванская и Озаняна. Расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема-план города Арташат с поиском адреса и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти сейчас улицы Шираза и Майская.

Возможность проложить маршрут по территории страны и рассчитать расстояние — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей, остановки транспорта и больницы (тип схемы «Гибрид»), посмотреть вокзалы и границы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и трассы, как проехать.

Точная спутниковая карта Арташат (Artashat) с поиском Гугл находится в своей рубрике. В данный момент используйте строку поиска объектов от Яндекс, чтобы показать номер дома на народной схеме города и Араратской области в Армении/мире, в реальном времени. . Ул. Севака поможет сориентироваться на местности.

Координаты — 39.9616,44.5522

"Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении" -
К сожалению, искусство и культура древней Армении очень мало изучены. Поэтому попытаюсь внести свою небольшую лепту в дело изучения и распространения информации. Как основной источник использовал книгу "Арташат" Б. Н. Аракеляна, однако помимо нее использовано большое множество источников, которые указаны в тексте.

Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

А из "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци мы узнаем о строительстве Арташата более подробно. Кроме того, интересная деталь, первым населением города были иудеи из Ервандашата. (Мовсес Хоренаци, кн 2. , гл. 49. Строительство Арташата). Там же, в 56 главе 2 книги, Мовсес Хоренаци говорит о самом Арташесе 1. "Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей."

Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей г. Арташат был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, которая совершала исследование в 70х годах. Ему также принадлежит книга "Арташат, Античные некрополи". По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. чел в период максимального расцвета.
По имеющимся у меня данным (согласно Чендлеру (3.5), Армянской Советской Энциклопедии(4) и данным переписи Тиграна II (5)), в период 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. население Армении колебалось в пределах 3.5-5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. чел. Согласно данным Фавстоса Бузанда, персы переселили 49 тысяч семейств в Персию (об этом позже; возможно эти 49 тыс включали и г. Арташат и прилежащие области), а это порядка 250 тыс. жителей. Я думаю, население Арташата вряд ли могло превышать 60 тыс. чел. Сам факт преувеличения в древних хрониках встречается нередко. Иначе, если взять прямо на вооружение данные Хоренаци, персы выселили из Армении до миллиона жителей и множество было убито. Хотя факт, что за первую половину 4 века население Армении снизилось примерно на 500 тыс. чел. (по данным Чэндлера).

Военная, экономическая и политическая города Арташат
Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет. Сразу после постройки он обрел огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе и великого шелкового пути), в результате чего армянские купцы стали импортировать из Китая шелк-сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шелковые ткани, а экспортировать медь, свинец, шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Междуречья. (Торгово-экономическое присутствие армян в мире. Китай)

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата, прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм-формирование населения новооснованного города путем передачи ему части населения старых городов-обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев--как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.
В первой половине II в. до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса-Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Ноширакане, Зарехаван в Багреванде, Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиокерт. http://armenica.info/history/histor2.htm

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке 2-1 вв до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у нее "семьдесят долин" и в качестве заложника увели царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенес столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы. В 80-х годах до н. э. на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник, в 77 году до н.э. был основан город Тигранакерт -новая столица державы. Рассказ о Тигранакерте потребует отдельной статьи. Это недалеко от нынешнего Диарбекира. .

Армения и Рим
В 69 году до н. э, когда римские легионы ограбили и разрушили вторую столицу Армении, Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, т. к. римляне считали его центром противоборствующего государства, армянским Карфагеном. Но по пути к Арташату войска Лукулла были разргомлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея, но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 г до г. э. не в целях ее захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в ее границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. Кстати, творивший при царском дворе греческий писатель Метродор Скепсийский как-то спросил у Тиграна - Что бы ты пожелал увековечить после себя: прославление твоих сокрушительных побед, милость богов или богатство возведенных крепостей? Вместо этого я бы пожелал, чтобы после меня вечно существовала Армения , - молвил Тигран II.


Слева - Фрагмент карты о Средиземноморье с сайта техасского университета , Армения в период Тиграна II, 70е гг. до н. э.. Справа - карта, регион и Армения в 250 году. Также можете ознакомиться с картой Армения в I в н.э. , с сайта Euratlas.net , фрагмент.

В 60х годах до н. э. римляне весьма усилили свое влияние на Ближнем Востоке, завоевали Иудею, Сирию, Понтийское царство Митридата VI Евпатора, а далее вторглись во владения Парфии, их недавней союзницы. На возмущенное письмо парфянского царя Фраата III, Помпей ответил, что господство Рима простирается так же далеко, как и его право.
В 50х гг. до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавадза II, Марк Лициний Красс, став консулом Сирии, собирался покорить восток вплоть до Бактрии (в районе нынешнего Афганистана). Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавадз должен был оказать Крассу помощь войсками. Он предложил Крассу поход против Парфии совершить через Армению. Но Красс отверг предложение Артавадза и пошел через пустыни Сев. Месопотамии. Артавадз, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царем Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в т. ч., и сам Красс.
В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. все это, а также цитирует фрагмент пьессы:

Только что срезанный плющ -
Нашей охоты добычу счастливую -
С гор несем мы в чертог.
Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Римляне пленили царя и всю его семью, отвезли их в Александрию, где казнили царя. Столица Армении и вся страна (вернее храмы столицы и страны) подверглись ограблению (Страбон, кн 11, 14, 15; Плутарх, L, 2). Римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит. Но через год сын, Арташес II (33-20 гг. до н. э.) провозгласил себя царем и отстоял независимость страны.
В середине первого века нашей эры римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнем и мечом через всю страну и осенью 58 г. н. э. подошли к Арташату, где царем был Трдат (брат парфянского царя Вологеза), который сбежал в Атропатену, оказав римлянам слабое сопротивление, впоследствии чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит :
что же касается Артаксаты, то, подожженная нами, она была разрушена до основания и сравнена с землей, ибо из-за протяженности городских укреплений удержать ее за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же ее целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.
Римляне отступили на юго-запад Армянского Нагорья, к реке. Арацани, где потерпели поражение от армянских и парфянских войск. Согласно заключенному миру в Армении установилась династия Аршакидов, первым царем стал Тиридат I, который отстроил столицу заново в 60-70х гг.

"С огромной свитой отправился Трдат в Рим и вернулся в 66 г. Нерон, как передают римские источники, оказал ему великолепный прием, почтил цирковыми играми и другими торжествами. В качестве компенсации за разрушение Арташата он передал Трдату огромную сумму денег и прислал ремесленников для восстановления города. Воскресший из развалин Арташат по этому поводу несколько лет именовался Неронией. " http://armenica.info/history/histor3.htm - Таким образом, Римская Империя считала себя обязанной (вынужденной?) восстановить Арташат и выполнила это.

Очередная экспансия Римской Империи в направлении Армении была осуществлена в 114-116 гг. н.э., императором Траяном, который считал себя новым Александром Македонским. Армения и Парфия были завоеваны, но в результате вспыхнувших восстаний в Месопотамии, Осроене и Армении, он был вынужден уйти из страны в 117 году. В 163 году римские войска вновь оказались у стен Арташата. Осажденный ими город был взят, но вновь вспыхнуло восстание, в центре которого была как раз столица. Римляне ушли, частично разрушив город. В 164 году столицей Армении был объявлен г. Вагаршапат (нынешний Эчмиадзин), который тогда имел второе название Кайнеполис. Однако и после этого Арташат не терял значения важнейшего города страны. (уместно, пожалуй, провести параллель с Нью-Йорком в США).

Противоборство с персами.
В третьем веке н. э., когда царем Армении был Хосров Аршакуни (238-253), персы убили парфянского царя и свергли парфянскую гегемонию в Иране. Армянский царь пребывал в большой печали. Он решил собрать войско, армянское и всех соседей и на следующий год стал совершать набеги на Персию и дошел до врат Ктесифона (сасанидской столицы). "Опусто­шив всю страну, он разрушил благоустроенные города и богатые поселки и, превратив обжитую страну в безлюдную и опустошен­ную, намеревался стереть с лица земли, разгромить, разрушить до основания и уничтожить порядки, установленные в государст­ве Персидском. Он поклялся также отомстить за лишения их [ро­да] царства, стремясь взыскать в полной мере [ср. I Макк. 9.42], так как пылал великой местью [ср. II Макк. 9.4]." Впоследствии, Хосров совершил второй удачный набег на Персию и с богатой добычей вернулся в Армению. 11 лет подряд продолжались разорительные набеги армян на Персию, после чего персидский царь устроил заговор и подослал убийцу к армянскому царю. Убийцей был отец Григория Лусаворича, Анак. Впоследствии, персы добились завоевания Армении. И уже новый царь, Трдат III, впоследствии принявший христианство, освободил ее от врагов и совершал завоевательные походы на соседние страны.

2. Христианизация и язычество
В конце 3 века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий. На холме, где возвышались дворцы, находился также Хор-Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Тридат III бросил в Хор-Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака, убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам. .
Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении, христианства, Григорий Парфянин (Лусаворич) вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храм Анаит и храм Тира, который находился в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян язычников с армией Григора - в результате побежденные язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ: «Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего челове­ка. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, из­гнал нас с мест обитания человека».
(4 век, Агантангелос, История обращения Армении в христианство., Спасительное обращение страны нашей Армении..., 778-781). Вкратце о богах. Тир - древнеармянский бог книжности, наук, искусства, торговли, толкователь снов. Соответствовал греческому Гермесу, римскому Мер­курию. Древние армяне отождествляли его также с Аполлоном. Анаит - верховная богиня армянского пантеона; армянская культура, сильно подвергшаяся эллинизации в тот период, отождествляла ее с Артемидой. Известно, что храм находился в самом Арташате. Сказать как выглядел разрушенный храм, сложно. Мы знаем, как выглядели различные храмы Артемиды и как выглядел единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней (Гарни).

4 век
В 4 веке, 332-338 гг, царем Армении стал Хосров Котак. Вокруг города к тому времени сложилась плохая экологическая обстановка, а также, климатические условия усложнились. Царь построил город Двин и переселил жителей туда, так как "Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата до­бровольно согласились на переселение.", Мовсес Хоренаци, кн 3, гл. 8 . Однако, "судя по сведениям источников, Арташат и после этого оставался крупнейшим городом, но перестал быть резиденцией армянских царей" (Арташат, Б Н. Аракелян, стр 15).
Еще в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику.
Вкратце о событиях той эпохи в Армении, - они впоследствии непосредственно отразились на Арташате.

В 339 г. армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 г. персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II.

Этот царь, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нем могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счет подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам. Спустя некоторое время персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранокерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Айраратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться в глубь страны были отбиты. Но затем распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно. Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении. Аршак имел сына Папа, но тот был еще очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом. (Прежде чем стать женой Аршака, Парандзем, славившаяся редкой красотой, была женой его племянника Гнела. Аршак заподозрил Гнела в измене и велел казнить его без суда, а затем женился на его вдове, хотя уже имел жену - греческую царевну Олимпию. Парандзем родила от него сына Папа. Не желая делить супруга с другой женщиной, она постаралась извести соперницу. А поскольку та была очень осторожной и никогда не вкушала непроверенной пищи, ее умертвили отравленным вином, поданным во время причастия.) Пользуясь безвластием в Армении, Шапур двинул сюда свою армию. Страна была предана страшному разгрому. Враги взяли и разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вахаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили здесь всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран.

Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян.
"После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привел в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню.
...А все множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан.
" - Фавстос Бузанд, История Армении, стр 133; книга 4 .

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для ее поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошел в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку. Он увеличил численность царского войска до 90 тысяч человек и с помощью Мушега Мамиконяна сумел разгромить многих мятежных нахараров. Пап попытался также урезать чрезмерные привилегии армянской церкви и из-за этого не раз вступал в конфликт с армянским патриархом Нересом. (Бузанда и Мовес пишут, что тот был в конце концов отравлен по приказу царя.) После его смерти Пап своей властью поставил патриархом епископа Иусика. Многие приюты и монастыри, основанные Нересом, были закрыты или упразднены (царь считал, что они стали убежищем для всех нежелающих платить подати и нести государственные повинности). Часть церковных земель отобрали в пользу казны. В результате всех этих мер Армянское царство вновь усилилось. Однако независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами. Отсюда: Энциклопедия "Все монархи мира". Древний Восток. Цари Армении .

В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией. Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408-409 гг. Арташат, наряду с Низибином в Сев. Месопотамии и Калиникумом на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрестке дорог.

Дальнейшая история города
В 7 веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски - кошенили. Арабский историк Баладзори в связи с событиями 7 в. называет Арташат "селением ал кирмиз" - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены. Сохранилась лишь его былая слава, как в анналах истории, так и в памяти народа.
В 13 веке на месте ямы Хор-Вирап возник монастырский комплекс Хор-Вирап с высшей школой, руководимой одним из крупнейших ученых средневековой Армении - Варданом Аравелци. В настоящее время не сохранилось ни следов церкви раннехристианского периода, ни монастыря 13 века. На их месте стоит комплекс Хор-Вирап, возведенный в 17 веке, состоящий из главной церкви Богородицыы, церкви Св. Григория на яме Хор-Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с ее внутренней стороны.
В 1828-1830 гг. на месте Арташата переселенцами из Хоя и Салмаста было основано новое поселение под названием Гамарлу (арм. Ղամարլու) , ставшее к концу XX века крупным селом. С 1930 г. Гамарлу становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году - статус города. Население его, согласно переписи 1989 года составляло порядка 32 тыс. чел, в 2001 году - 22.6 тыс, а по данным World Gazetter, составляет 20.9 тыс чел по состоянию на начало 2008 года .


Архитектура города
Все хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами. Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соедняясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились. При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов, глиняных светильников и других видов керамики, относящихся к Араратскому царству (Урарту), это все было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини (расположенных в черте Еревана), Аргиштинхили (Армавир). На первом холме под вымощенном камнями полом 2 в до н. э. была найдена урартская печать с изображениями жрецов или богов, к сожалению, сильно стертыми.
Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, особенно белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Наконец, единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук/водопровод, бани и проч.) - по всей видимости это все и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.
Так как города находился у слияния рек Аракс и Мецамор, Арташат был защищен и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом. У мецаморского моста дорога разветвлялась - в северозападном направлении она вела к Вагаршапату, а в юго-восточном - в Иран. Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.
Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой.
Защитники города пользовались в те времена луками, дротиками, катапультами, пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на 1 холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт. .
О недавно обнаруженном (сентябрь 2007 года) языческом храме Арташата можно прочесть на сайте Армениапедия .

Руины строений, открытых раскопками на 8 холме

Исторический Арташат, вид со спутника, by Google Earth

Городская монета 183 г н э с надписью Артаксата-столица на греческом языке. Хотя столица официально была перенесена еще в 166 году.

Конфессии христиане Катойконим арташатцы Официальный язык армянский Цифровые идентификаторы Телефонный код +374 (235) Почтовые индексы 0701-0706 Автомобильный код 25 artashat.am/Pages/Home/D… Аудио, фото и видео на Викискладе

История

Предыстория и основание

Поселение на территории древнего Арташата существовало ещё во времена Урарту .

В 200 году до н. э. Армения была завоёвана царём Империи Селевкидов Антиохом III Великим . Наиболее крупными городами Армении в то время были: Армавир , Аршамашат , Аркатиакерт , Камах, Ервандашат , Ервандакерт.

В 190-189 годах до н. э. была провозглашена независимость Великой Армении от Селевкидов , первым её царём стал Арташес I , основавший династию Арташесидов (хотя сам именовал себя продолжителем династии Ервандидов).

Дата основания античного Арташата (эллины называли его Артаксата) указывается разная - от 190 до 170 года до н. э. Согласно основной версии, это - 176 год до н. э. Город стал столицей [ ] и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт (с 77 по 69 годы до н. э). После поражения Тиграна II в битве с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Римляне считали Арташат армянским Карфагеном , а его основателем считали Ганнибала .

Арташат стоял на более удобном месте, чем прежняя столица (Армавир) - на перекрёстке торговых путей на холмах гавара (уезда) Востан Хайоц, что позволило ему стать быстро цветущим городом. Арташат находился у подножья горы Арарат на левом берегу реки Аракс в районе устья реки Мецамор (позже Мецамор поменял своё русло, его устье сдвинулось на северо-запад от Арташата). Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор Вирап .

Древние историки об Арташате

Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешёл ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные намётки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить её. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал своё имя и провозгласил его столицей Армении.

Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царём Антиохом . О городе Арташат упоминал не только Плутарх. Так, Страбон писал:

Артаксата недалеко от равнины Араксены - это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед её стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом

Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей.

Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей Арташата был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, совершавшей исследование в 1970-х годах. Ему также принадлежит книга «Арташат, Античные некрополи». По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. человек в период максимального расцвета.

В I веке до н. э. - I веке н. э. население Армении колебалось в пределах 3,5-5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. человек.

Военная, экономическая и политическая история города Арташат

Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет . Сразу после постройки он обрёл огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе, Великого шёлкового пути). В результате этого армянские купцы стали импортировать из Китая : шёлк -сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шёлковые ткани, а экспортировать медь , свинец , шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Месопотамии .

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата , прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм - формирование населения новооснованного города путём передачи ему части населения старых городов, обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев - как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.

В первой половине II века до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса - Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Нор-Ширакане , Зарехаван в Багреванде , Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиакерт .

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке II-I веков до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у неё «семьдесят долин», уведя в качестве заложника царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенёс столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в таком месте, чтобы она находилась в одной из областей Армении и одновременно могла служить центром державы. Ради этого, в 77 году до н. э., на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра , в армянской области Алдзник была основана новая столица Тигранакерт .

Армения и Рим

В 69 году до н. э., когда римские легионы ограбили и разрушили Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, но по пути к Арташату войска Лукулла были разгромлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея , но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 году до н. э. не в целях её захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в её границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. В 50-х годах до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавазда II , консул Сирии Марк Лициний Красс собирался покорить восток вплоть до Бактрии . Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавазд должен был оказать Крассу помощь войсками. Артавазд, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царём Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в том числе, и сам Красс. В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. Плутарх описывает это, а также цитирует фрагмент пьесы :

Только что срезанный плющ - Нашей охоты добычу счастливую - С гор несём мы в чертог.

Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Столица Армении, как и вся страна, подверглась ограблению. Особенно пострадали храмы : римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит . Через год сын Артавазда, Арташес II (33-20 года до н. э.) провозгласил себя царём и отстоял независимость страны, перебив римских воинов, оставленных Антонием.

В середине I века римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнём и мечом через всю страну и осенью 58 году н. э. подошли к Арташату. Царь Трдат (Тиридат) сбежал в Атропатену , оказав римлянам слабое сопротивление, вследствие чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит :

Что же касается Артаксаты, то, подожжённая нами, она была разрушена до основания и сравнена с землёй, ибо из-за протяжённости городских укреплений удержать её за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же её целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.

Христианизация и язычество

В конце III века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий Парфянин (Просветитель) . На арташатском холме, где возвышались дворцы, находился также Хор Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Трдат III бросил в Хор Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака , убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам .

Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении христианства, Григорий вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храмы верховной богини армянского пантеона Анаит и бога книжности, наук, искусства, торговли, толкователя снов Тира. Известно, что храм Анаит находился в самом Арташате, а храм Тира - в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян-язычников с армией Григория - в результате побеждённые язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ :

«Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего человека. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, изгнал нас с мест обитания человека»

Сказать как выглядел разрушенный храм Анаит, сложно. Известно, как выглядели различные храмы Артемиды (которая отождествлялась с Анаит) и как выглядит единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней - Гарни .

IV век

В 332-338 годах царём Армении был Хосров III Котак . Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки, царь построил город Двин и переселил жителей туда. Мовсес Хоренаци говорит об этом следующим образом :

Уже в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику. В 360-х годах Армения вела ожесточенную борьбу против Персии. Персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранакерт, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Араратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться вглубь страны были отбиты. Однако распри между царём и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Ввиду тяжёлого положения внутри страны, Аршак принуждён был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнён, а Аршак II заключён в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении: Аршак имел сына Папа , но тот был ещё очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом, в стране наступило безвластие. Пользуясь этим, персы разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян :

«После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привёл в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню. … А всё множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан».

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим всё же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для её поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоёванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушённым, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошёл в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царём Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку.

Независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами .

В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией . Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408-409 годов Арташат, наряду с Нусайбином в Северной Месопотамии и Калиником на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрёстке дорог.

Дальнейшая история города

В VII веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски - кошенили . Арабский историк Баладзори в связи с событиями VII веке называет Арташат «селением ал кирмиз» - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены.

Сохранился комплекс монастырей X-XIII вв. В XIII веке на месте ямы Хор Вирап возник одноимённый монастырский комплекс с высшей школой, руководимой одним из крупнейших учёных средневековой Армении - Варданом Аравелци . Современное здание церкви относится главным образом XVII веку, она состоит из главной церкви Богородицы, церкви Св. Григория на яме Хор Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с её внутренней стороны.

В средние века известно как селение Камарлу .

На момент вхождения в состав России территория Арташата была заброшена и практически безлюдна. К концу XIX века - крупное село. В селе было развито садоводство, выращивание хлопка, виноделие, действовал небольшой винный завод.

С 1920 года - посёлок Камарлю. В 1920-1930-х годах Камарлю входил в состав Эриванского уезда . С 1930 году после упразднения уездов Камарлю становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году - статус города.

Население

По статистическим данным 1893 года, в Камарлу жило 2084 человека, из которых 1413 - армяне , 668 - азербайджанцы .

Население Арташата (Гамарлу) в 1897 году составляло 833 человека, в 1926 году - 2505 , в 1939 году - 4148 , в 1959 году - 7277 , в 1974 году - 14 905 , в 1976 году - 16 774 человека , согласно переписи 1989 года оно составляло порядка 32 000 чел. , в 2001 году - 22 600 , по подсчётам на начало 2008 года составляет 20 900 человек .

География и транспорт

Арташат расположен к юго-востоку от Еревана на Араратской равнине на левом берегу реки Азат . Город окружён плодовыми садами и виноградниками.

Расстояние до границы с Турцией - около 4 км . Площадь города - около 10 км² , протяжённость с юга на север - 5,5 км , с востока на запад - 3 км . Через город проходят железнодорожные ветки Ереван - Ерасх) и Ереван - Ехегнадзор - Капан . Из Арташата выходят 10 автодорог, ведущие в окрестные сёла. В 3 км к юго-востоку от Арташата находятся залежи известняка.

Экономика

В городе функционируют винно-коньячный и консервный заводы. В советское время в Арташате также действовали предприятия лёгкой и пищевой промышленности, машиностроительный, керамический заводы и другие, об их деятельности в данный момент данных нет.

Арташат и его окрестности - один из самых крупных по объёму производства сельскохозяйственных районов Армении. Здесь сильно развита оросительная сеть, использующая воды Арташатского канала и реки Азат. Основой сельского хозяйства являются виноградарство, плодоводство, овощеводство и молочное животноводство.

Архитектура

Архитектура древнего Арташата

Все Хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами . Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг с другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соединяясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились.

При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов , глиняных светильников и других видов керамики , относящихся к Араратскому царству (Урарту), это всё было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини , Аргиштихинили . На первом холме под вымощенным камнями полом II века до н. э. была найдена урартская печать с сильно стёртыми изображениями жрецов или богов.

Вокруг крепостных стен располагался сам город. Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, а также белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук /водопровод , бани и прочее) - по всей видимости это всё и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.

Так как город находился у слияния рек Аракс и Мецамор , Арташат был защищён и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом . У мецаморского моста дорога разветвлялась - в северо-западном направлении она вела к Вагаршапату , а в юго-восточном - в Иран . Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.

Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой. Защитники города пользовались в те времена луками , дротиками , катапультами , пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на первом холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт .

В сентябре 2007 года в Арташате был обнаружен языческий храм, посвящённый древнеармянскому богу солнца - Михру . Была также найдена публичная баня, состоящая из 7 комнат с мозаичным полом площадью по 75 м² каждая .

Поскольку быть в Армении и не зайти на рынок невозможно, опишу свои впечатления об армянских городах и о их рынках. Я объехал, наверное, большую часть страны, но городом могу признать только один населенный пункт - это Ереван. Все остальные города и городки, где я бывал - весьма невелики и тянут лишь на звание райцентра.
В одном из таких городков я бывал ежедневно и по нескольку раз. Это Арташат - маленький город в Араратской долине. Он даже не райцентр - райцентром здесь является город Арарат тоже примерно такого же размера. Надо сказать, что здесь города и села расположены весьма плотно и часто граница одного населенного пункта является границей соседнего населенного пункта.
Сама Араратская долина находится на высоте от 400 до 800 метров над уровнем моря. Я измерил это с помощью моего GPS приемника и в комментариях ко многим фотографиям я указывал высоту, на которой был сделан снимок. Кроме как прибором высоту я никак не ощущал, однако фотоаппарат ее все-же зафиксировал. Выразилось это в измененном балансе белого, цветовая температура которого оказалась значительно ниже, чем у фотографий, сделанных в Санкт-Петербурге на уровне моря.

Хотя в городах есть некоторое количество пятиэтажек

однако, в основном, во всех городах, где я бывал, за исключением Еревана, люди живут в собственных одно-двух-трех этажных домах. Ко всем домам подведены электричество,газ и вода, про канализацию я не знаю, в доме, где я жил, канализации не было.


на Яндекс.Фотках
В некоторых домах водопровод выглядит вот таким образом.



И электричество в дома подводят тоже своеобразно. Главное, чтобы счетчик был. Это, как я понял - пункт учета электроэнергии на два хозяина.

Зато в армянских домах живут ласточки. А ласточки приносят счастье.


Во дворах у многих жителей, как сельских, так и городских живет разная живность, начиная от свиней


и заканчивая медведями


на Яндекс.Фотках
правда, медведи эти все же живут на территории автобазы и являются местной достопримечательностью.

По улицам разгуливают вот такие старушки


на Яндекс.Фотках
несколько смахивающие на ведьм

а на вьезде в город уже свыше 10 лет строят новую церковь


на Яндекс.Фотках

Торговля в магазинах часто бывает вот такая - практически весь товар на улице


на Яндекс.Фотках

Это мука, соль, сахар - здесь люди не мелочатся, как в Питере, где пакеты с сахаром в супермаркетах весят менее килограмма - закупают продукты мешками.

На дороге возле города Арарата есть участок длиной несколько километров, где на обочине продают дыни и арбузы, привезенные прямо с поля.


А здесь я застал момент разгрузки арбузов


Домашнее вино мы покупали по пути домой, ближе к вечеру, в деревне. Говорят, здесь самое вкусное вино делают.


на Яндекс.Фотках

Самое интересное место в каждом городе - это рынок. Арташат не является исключением и на рынке я сделал достаточно много интересных снимков. Примечательна здесь рыночная площадь (по армянски - харапарак) - единственная площадка, которая не заасфальтирована, а покрыта булыжником.


на Яндекс.Фотках
Рыночная площадь служит также автовокзалом - отсюда отправляются автобусы и маршрутки в близлежащие города и села, а также в Ереван.

Весной на рынке много свежей черешни и клубники


Пожалуй, круглый год здесь продают помидоры, огурцы, картушку, всевозможные травы, яблоки а также импортные бананы и апельсины


на Яндекс.Фотках

Особо хочу сказать об армянских травах


на Яндекс.Фотках

Это нечто особенное. Здесь продают травы, которые растут высоко в горах, обладают уникальными вкусовыми и лечебными качествами. Мои армянские друзья на каждый мой чих предлагали особую травку, которая лечит именно этот чих. Столько травы я съел здесь за неделю, сколько не съедал и за год дома. А чай из сушеной нанотравы я пью до сих пор. Мало того, что он лечебный, так и очень вкусный.