Черты отечественной архитектуры 18 века. Русская архитектура XVIII века

Черты отечественной архитектуры 18 века. Русская архитектура XVIII века

В этой статье я расскажу о шедеврах зарубежной архитектуры XVIII века.

Вам наверняка известны имена таких замечательных мастеров как В.И.Баженов,М.Ф.Казаков,А.Ф.Кокоринов.Эти люди всю свою жизнь посвятили занятию архитектурой и создали уникальные произведения искусства XVIII века.Без сомнения,творения В.И.Баженова,Ф.И.Казакова,А.Ф.Кокоринова-это кладезь мировой архитектуры.Но в этой статье я бы хотела рассказать о шедеврах зарубежной архитектуры XVIII века.

XVIII век-это век Просвещения,век Вольтера и Д.Дидро,Ж.-Ж.Руссо и Ш.Монтескье.В XVIII веке появилось два совершенно новых стиля в искусстве-рококо и барокко.Стиль РОКОКО зародился во Франции,в начале XVIII века.В переводе с французского рококо означает "КАМЕНЬ"или "РАКУШКА".Характерными чертами рококо можно назвать изысканность,большое количество различных орнаментов,уход от реального мира,погружение в фантазии,склонность изображать мифологические сюжеты.

Родиной стиля БАРОККО считается ИТАЛИЯ.Этот стиль появился в конце XVII начале XVIII века.В переводе с итальянского барокко означает "СТРАННЫЙ","ПРИЧУДЛИВЫЙ".Для барокко характерна склонность к излишествам,контраст,стремление к пышности и величию,объединение реальности и иллюзии.Барокко противостоит классицизму и рационализму.

Крупнейшими архитекторами XVIII века считаются А.Ринальди,К.И.Росси,Б.Ф.Растрелли,Д.Трезини.

ИТАЛЬЯНСКАЯ и АНГЛИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII века.

Барокко появился в Италии после эпохи ренессанса.Для итальянского барокко были характерны текучесть сложных форм,изобилие скульптур на фасадах зданий,сложность купольных форм.Барокко преобладал в искусстве лишь до середины XVIII века.Позднее на смену этому причудливому стилю пришел более рациональный КЛАССИЦИЗМ.Крупнейшим итальянским архитектором,представителем позднего барокко считается Ф.Ювара.Именно он создал знаменитую церковь Суперга и палаццо Мадама в Турине.Позднее его пригласили работать в Португалию.В Лиссабоне Ф.Ювара построил дворец Ажуда.Последними работами архитектора были Восточный(Королевский)дворец в Мадриде(оф.резиденция испанских королей) и загородная летняя резиденция испанского короля Филиппа V-дворец Ла Гранха.Еще один итальянский архитектор Л.Ванвителли создал знаменитый дворец в Казерте.Этот дворец был построен в 1752 году в стиле неоклассицизма.Архитектор Н.Сальви создал знаменитый фонтан ди Треви-самый крупный в Риме.Фонтан строился с 1732 по 1762г.г.Стиль фонтана-барокко.Итальянский архитектор А.Галилеи построил церковь Сан-Джованни Латеранского собора в Риме.

В Англии барокко не получило такого широкого распрастранения как в Италии.Ключевыми фигурами барочной архитектуры Англии являлись Дж. Ванбру и Н.Хоксмур.Главный проект Дж. Ванбру-Ситон Делавал,а вершина творчества Н.Хоксмура-Церковь Христа Спиталфилдз.

ФРАНЦУЗСКАЯ и ПОРТУГАЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА.

Стиль рококо появился во Франции во времена Филиппа Орлеанского.Но наибольший расцвет рококо получило во время правления короля Людовика XV.Наиболее видными архитекторами того времени были Ж-А.Габриэль и Ж.-Ж.Суффло.Самым знаменитым творением Первого королевского архитектора Габриэля считается Площадь Согласия в Париже.Эта же площадь носила имя Людовика XV.Ж.-Ж.Суффло построил Лионскую оперу,парижский Пантеон и сокровищницу собора Нотр-Дам.Яркий пример рококо-отель Субиз в Париже.Интерьер отеля создал архитектор Ж.Боффран в 1704-1705г.г.В 1780-х г.г. во Франции получил распрастранение КЛАССИЦИЗМ.В середине XVIII века Париж охватила театромания.Между 1779-1782г.г. в Париже был построен театр "ОДЕОН" по проекту архитекторов Ш.де Вайи и М.-Ж.Пейра."Поект всей жизни" францизского архитектора К.Н.Леду-это город-мечта, его идеальный город Шо.

В Португалии рококо появилось примерно в 1726 году.Одно из самых значимых сооружений в стиле португальского рококо-дворец Келуш,так называемый "португальский Версаль".Здание лиссабонского театра Сан-Карлуш было построено в 1793 году.В 1750году была закончена постройка дварца Несессидадес.

НЕМЕЦКАЯ и АВСТРИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА.

Барокко в немецкой архитектуре стало развиваться на сто лет позже,чем в Италии и Франции.с 1725г.в Мюнхене работал французский архитектор Ф.Кювилье.Архитектор работал в стиле цветущего,сочного и пышного рококо.Он создал павильон Амалиенбург в Нимфенбурге.Крупнейший архитектор Германии,представитель барокко и рококо И.Б.Нейман создал такие шедевры как Базилика в Госвайнштайне,дворец-резиденция в Вюрцбурге,Католическая церковь в Гайбахе.Основатель дрезденского барокко М.Д.Пеппельман построил в 1711-1722г.г. дворец Цвингер("Цитадель").Мастер интерьеров рококо,немецкий архитектор XVIII века Г.Кнобельсдорф построил здание оперного театра в Берлине(1750г.).Но главное его творение-это одноэтажный дворец Сан Суси(дворец прусского короля Фридриха II Великого)в королевском саду Потсдама(1745-1747г.г.)

Австрийский архитектор И.Б.Фишер фон Эрлах-основоположник габсбургского барокко работал на две страны:Германию и Австрию.Видные проекты Фишера-дворец Шёнбрунн,католическая церковь Карлскирхе и Зимний дворец Евгения Савойского.Младшим современником Фишера был австрийский архитектор И.Л.фон Хильдебрандт,работавший в Вене и Зальцбурге.Его основные постройки-замок Мирабель,дворец Бельведер,Венский дворец Евгения Савойского.

Мировая художественная культура и искусство прекрасны и многогранны.Они завораживают и поражают всегда,с одной силой и во все времена,будь то античность или поп-арт.

Связан с творчеством архитекто-ра Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).

Зданиям, построенным в этом стиле, присущи необычайная пышность и нарядность. Стены дворцов и храмов богато украшены причудливой лепниной, скульптурами, колоннами, которые ничего не поддержи-вают. В архитектуре практически отсут-ствуют горизонтальные линии. Идеал ба-рокко — плавно изогнутая кривая. Линия фасада динамична: выступы зданий то и дело сменяются углублениями. Неповто-римую прелесть барочным постройкам придавала многоцветная окраска: позоло-той сияли завершения колонн и скульпту-ра, а белоснежные колонны чётко выделя-лись на голубой, бирюзовой, жёлтой или розовой поверхности стен.

Особой пышностью отличались ин-терьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивались шёлковой тканью, украша-лись зеркалами, резной позолоченной лепниной. Полы отделывали паркетом со сложным рисунком . Потолки расписыва-лись искусными живописцами. Хрусталь-ные люстры, изысканные дверные руч-ки, замысловатые камины, часы, вазы, роскошная мебель дополняли все это ве-ликолепие. Дворцовые помещения вы-страивались в длинный ряд проходных комнат и залов так, чтобы дверные про-ёмы были расположены по одной оси. Подобная планировка отвечала теме па-радных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «вы-ходах монарха», но и во всех ритуалах , даже танцах.

Градостроительство

В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градо-строительная программа. Строились новые и перестраивались ста-рые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались посе-ления. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.

В 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы . Она должна была не только заниматься гра-достроительными проблемами двух российских столиц, но и разраба-тывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Сле-дует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества : храмы, ко-локольни, крепостные сооружения.

Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений городского самоуправления (го-родские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, го-стиные дворы, общественные бани, складские помещения. В круп-ных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые до-ходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.

Классицизм

Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит классицизм . «Благородная простота и спокойное вели-чие» — так характеризуют новый стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия. В нем преобладают прямые горизонталь-ные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, про-порциональны, уравновешены. Колонны не только служат украше-нием, но и имеют конструктивное предназначение — поддержива-ют перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — жёл-тый, кофейный, серый, палевый... Материал с сайта

Представители в Санкт-Петербурге

Крупнейшими зодчими классицизма в Петербурге являлись Жан-Батист Валлен-Деламот (Академия художеств, Гостиный двор на Невском проспекте), Иван Егорович Старое (Троицкий со-бор Александро-Невской лавры, Таврический дворец), Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галерея Царского Села), Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Ассигнационный банк), Николай Александрович Львов (Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха»).

Н. А. Львов (1751 — 1803) был известен не только как талантливый ар-хитектор, но и как выдающийся учёный, писатель, график, музыковед. Он создал первый художественный салон (кружок), в который входили вы-дающиеся литераторы, композиторы, художники. Львова почитали гени-ем вкуса.

Представители в Москве

В Москве творили Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799) (дом Пашкова, дворцовый комплекс Царицыно) и Матвей Федорович Казаков (1738-1812/1813) (здания Сената в Кремле, Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома союзов, Голицынской больницы — ныне 1-я Градская).

Картинки (фото, рисунки)

  • Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-1762 гг.
  • Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1748-1764 гг.
  • Большой Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1752-1756 гг.
  • Картинный зал в Большом Петергофском дворце. Акварель Л. О. Премацци. 1855 г.
  • Анфилада парадных комнат в Екатерининском дворце в Царском Селе. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.
  • Парадная лестница в Зимнем дворце. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. Акварель К.А. Ухтомского. XIX в.
  • План Петербурга 1776 г.
  • Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Архитекторы А. Ф. Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот
  • Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор И. Е. Старое

Развитие архитектуры XVIII века в России определялось социально-экономическими и политическими условиями, уровнем архитектурной и инженерно-технической мысли, опытом зодчих и строителей, вкусами и потребностями царской семьи, дворянства и богатого купечества.

В начале XVIII в. начинается целенаправленное, творческое переосмысление и практическое использование наследия европейского искусства. В результате, в кратчайшие сроки в стране были заложены основы новой архитектурной школы, представлявшей сплав русских и европейских градостроительных традиций. Были изданы переведенные на русский язык многочисленные руководства по фортификации, строительству крепостей. Благодаря разработке типовых проектов жилых и общественных зданий, в России начала XVIII в. строились мануфактуры, судовые верфи, учебные заведения, театры. Продолжалось возведение церквей, соборов, дворцов, сооружались набережные, каналы, мосты.

Важнейшим атрибутом архитектуры этого времени стал ордер, использование которого позволило создать принципиально новые монументальные общественные сооружения.

Петр I ввел жесточайшую градостроительную дисциплину. Он определил стандарты для строившихся в столице домов: каменные двухэтажные для «именитых» горожан и деревянные – для «подлых» и «зажиточных». В условиях войны со Швецией Петром был издан указ, запрещавший возводить каменные здания вне Петербурга, что значительно затруднило строительство в провинции.

В начале XVIII в. в России работали иностранные архитекторы итальянец Доменико Андреа Трезини (ок. 1670-1734), немец Андреас Шлютер (1660-1714) и др. В круг их обязанностей входило обучение русских специалистов своему мастерству. Манифест Петра I от 16 апреля 1702 г. гарантировал им и специалистам других профессий, приезжавшим в Россию, безопасность в пути, свободу вероисповедания, право беспрепятственно возвращаться на родину.

Архитектура нового времени наиболее полно воплотилась в строительстве Санкт-Петербурга, основанного в 1703 г. С 1712 г. город стал столицей России. В градостроительных и архитектурных формах новой столицы воплощались идеи величия государства, петровских преобразований, становление светской культуры. Строительство новой столицы было начато с Петропавловской крепости – «земляной фортеции», заложенной 16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Невы. В 1704 г. начала воздвигаться кораблестроительная верфь – Адмиралтейство, вокруг которого возникли слободы кораблестроителей и моряков.

Возведением Петербурга руководила Канцелярия городовых дел, учрежденная в 1706 г. С 1709 г. она была преобразована в Канцелярию от строений, главной функцией которой был контроль за строительством столицы и деятельностью иностранных архитекторов.

В 1710 г. по проекту Д. Трезини было начато сооружение Александро-Невского монастыря, к которому была проложена дорога – будущий Невский проспект. Под его руководством были также возведены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий (при участии М. Г. Земцова), Гостиный двор, Летний дворец Петра (совместно с А. Шлютером) и др. Город украсили дворцы, принадлежавшие А. Д. Меншикову, А. М. Апраксину, П. И. Ягужинскому и другим вельможам. В 1711г. был построен первый Зимний дворец, отличавшийся простотой и скромностью отделки фасадов и интерьеров.

С 1714 г. в пригородах Петербурга Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме возводились загородные царские дворцы и усадьбы приближенных Петра – П. М. Бестужева – Рюмина, Ф. А. Голицына, Г. И. Головкина и др.

Особым блеском отличался архитектурный ансамбль Петергофа, состоявший из Большого Петровского дворца и парков, украшенных фонтанами и скульптурой. Руководство строительством летней резиденции государя возглавляли в разные годы Ж.-Б. Леблон (автор Генерального плана Петербурга), И. Браунштейн, Н. Микетти. В работе участвовали русские и иностранные скульпторы, живописцы, мастера разных специальностей. Строительство Петергофа было завершено в 1725г. Впоследствии здание Петровского дворца неоднократно перестраивалось.

Основание Петербурга и перенесение в него столицы определило весь дальнейший ход российской истории: культуре страны было суждено распределиться по двум параллельным руслам – московскому и петербургскому. С этого времени началось то явное, то тайное соперничество двух столиц России – Петербурга и Москвы.

В начале XVIII в. происходили заметные изменения в архитектурном облике Москвы – наметилось стремление к рациональной планировке («регулярности»), единообразию стиля, одинаковой высоте зданий, ширине улиц и т.д. Здесь сооружались здания промышленного, административного, учебного назначения, были построены новые храмы и дворцы знати. В начале XVIII в. были построены мануфактура Суконный двор, здание Главной аптеки (оно впоследствии стало первым помещением первого российского университета). После пожара в Кремле в 1701 г. Петр приказал построить Арсенал («цейхгауз» – его строительство было закончено в 1732 г.). У Никольских ворот было построено здание первого в стране публичного театра («Комедийной хоромины»). Было завершено строительство Большого Каменного моста длиной 140 и шириной 22 метра. В возведении этих сооружений принимали участие Х. Конрад, М. Чоглоков, Д. Иванов и другие зодчие и инженеры.

Продолжалось также строительство дворцов, принадлежавших вельможам петровского времени. В Лефортово по проекту Д. В. Аксамитова был возведен дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова. По его же заказу И. П. Зарудный выстроил церковь Михаила Архангела («Меншикова башня») и др.

К числу оригинальных архитектурных сооружений Петровской эпохи относятся триумфальные ворота. Их возводили на пути следования царственных особ вначале в Москве, а затем в Петербурге и других городах России. Триумфальные ворота были установлены в честь взятия Азова, победы под Полтавой, заключения Ништадтского мира и т.п.

Военно-оборонительные задачи требовали реконструкции старых и закладки новых городов- крепостей. В результате были заложены, восстановлены или обновлены крепости Нарва, Рига, Ревель, Воронеж, Таганрог, Соловки, Копорье, Ям и др. Древнерусская крепость Орешек после ее возвращения в ходе Северной войны была реконструирована и переименована в Шлиссельбург.

Каменные здания сооружались также в Тобольске, который с 1708 г. стал центром Сибирской губернии. В его строительстве заметную роль сыграл архитектор, картограф и географ С. У. Ремезов (1642-1720). По его проектам на территории тобольского кремля были построены Приказная палата и Гостиный двор.

В 1714 г. на острове Кижи в Онежском озере был построен на средства местных крестьян деревянный храм в память Полтавской победы – церковь Преображения. Это уникальное сооружение, высотой в 35 м., украшенное 22 главами, отличающееся совершенством форм, было выполнено русскими мастерами без единого гвоздя. Преображенский храм в Кижах может считаться одним из высших проявлений русского плотничьего искусства.

После смерти первого российского императора в 1725 г. началась эпоха дворцовых переворотов. Изменения, происходившие в политической жизни страны этого периода, были более заметными, чем изменения в культурной жизни. Так, в развитии архитектуры заметно прослеживалась линия предшествовавшего периода. Ведущим архитектором этого времени был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). С его именем связан расцвет художественного стиля барокко (от итальянского- «причудливый», «странный»). Для барокко была свойственна торжественность, пышность форм, нарядность и прихотливость декора, контрастные цвета (синий или малиновый с белым), обилие позолоты, связь с окружающей местностью, с ландшафтом. Основными сооружениями Растрелли были Зимний дворец, собор Смольного монастыря в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, Екатерининский дворец в Царском селе и др.

Заслуга Растрелли состоит в том, что его многочисленные ученики, разъехавшись по России, строили в провинции так называемые «растреллиевские» церкви, дворцы, усадьбы. Одним из них был Савва Иванович Чевакинский (1713-1774) . Под его руководством в Петербурге

был построен Никольский военно-морской собор, дворцы Шереметевых, И. И. Шувалова и др.

Большой вклад в развитие отечественной архитектуры 30-50-х гг. XVIII внесли «пенсионеры», учившиеся архитектурному делу на государственный счет в Европе. Среди них – М. Г. Земцов, П. М. Еропкин, И. К. Коробов, И. А. Мордвинов, И. Ф. Мичурин. В Петербурге и Москве ими были возведены церкви, дворцы, театры и т.п. Судьба большинства из них складывалась трудно, а в отдельных случаях и трагично. Так, при Анне Иоанновне был казнен за участие в «деле Волынского» первый русский теоретик архитектуры Петр Михайлович Еропкин (1698-1740).

В середине XVIII в., вслед за Европой, в русском искусстве получил развитие стиль рококо (или рокайль – от фр. «раковина»). Для архитектуры этого стиля был характерен манерно-утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид. В отделке помещений часто использовался мотив орнамента в виде стилизованной раковины. В декоре также широко использовались резные и лепные узоры, завитки, маски, головки амуров и т.д. В убранстве помещений большую роль играли живописные панно, рельефы, зеркала, статуэтки. Предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы. Преобладали светлые, переливчатые тона.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Архитектура XVIII Искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. Петропавловский собор (Санкт-Петербург,Россия)

3 слайд

Описание слайда:

Архитектура делится Нарьшкинское (русское) барокко. Классицизм Архитектурные стили XVIII века. Барокко Растрелли Ф. Б. Смольный монастырь,

4 слайд

Описание слайда:

Архитектура Классицизм Художественный стиль в европейском искусстве XVII века. Рассматривал античность как этическую и художественную норму. Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность Барокко Один из художественных стилей конца XVI середины XVIII веков, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств.

5 слайд

Описание слайда:

Растрелли Ф.Б. русский архитектор итальянского происхождения (1700 - 1771) Родился предположительно в Париже. Первоначальное образование получил под руководством отца - скульптора Карла-Варфоломея Растрелли. Помогал ему в выполнении заказов. Приглашен в Россию 1830 году. В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский (1747-1752) и Царскосельский дворцы (1752-1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (1774-1748) и Смольный монастырь (1748-1755)

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон (1746 - 1812) Родился в Лондоне, в семье строительного подрядчика. Первоначально работал в качестве художника, создававшего эскизы предметов декоративно-прикладного искусства, затем был архитектурным рисовальщиком и гравером. В 1779 приглашен в Россию для строительства терм в Царском селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за "строения" Царского Села. Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле - комплекс терм, включающий "Холодные бани", "Агатовые комнаты" (1779-1785), прогулочную "Камеронову галерею" и "Висячий сад" (1783-1786), а также пандус. Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камерон работал в Павловске для великих князей. После воцарения Павла I Камерон был отставлен от должности придворного архитектора, однако в 1800 году вновь взят на службу в Императорский Кабинет. В 1803-1806 он являлся главным архитектором Адмиралтейства. Сыграл значительную роль в развитии зрелого классицизма в русской архитектуре, соединяя палладианские идеи со стремлением к археологически точному "оживлению" античности.

9 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 - 1812) Камеронова галерея. Лестница 1782 - 1785 Россия, Царское село

10 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 - 1812) Дворец в Павловске 1779 - 1786 Россия, Павловск

11 слайд

Описание слайда:

Дж. Кваренги итальянский архитектор, работал в России, яркий представитель классицизма XVIII века (1744 - 1817) Родился близ Бергамо в семье художников. По семейной традиции должен был стать священнослужителем, но, видя тягу сына к рисованию, отец направил его в Рим, где он увлекся архитектурой. Во время путешествий по Италии познакомился с бароном Гриммом, который пригласил архитектора в Россию (1780), где Кваренги стал придворным архитектором Екатерины II. Строил много сооружений для двора и придворных, преимущественно в Петербурге, Петергофе и Царском Селе; здание Академии наук в Петербурге, Смольного института (1806-1808). Наряду с постройками, оставил значительное графическое наследие. Занимался гравюрами и офортами, подготовил и издал гравированные альбомы "Эрмитажный театр" (1787), "Ассигнационный банк" (1791), "Георгиевский зал Зимнего дворца" (1791), "Странноприимный дом имени графини Шереметевой" (1800-е). Постройки Кваренги отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Кваренги привнес в русское зодчество высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приемам А. Палладио.

12 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры (1738 - 1799) Баженов - первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы. непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы

13 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры (1738 - 1799) В 1767 году Баженов по поручению Екатерины II приступил к реконструкции Кремля. Согласно проекту Баженова Кремль превращался в новый центр Москвы. Главная часть дворца занимала пространство от Спасских ворот по набережной Москвы до Водовзводной башни. Кремлевская стена оставалась только со стороны Красной площади. Центром всей композиции должна была стать Овальная площадь - площадь народных собраний. Она связывалась сквозь огромные арки тремя лучами проспектов, идущих от Троицких, Никольских в Спасских ворот с площадями меньших размеров. Однако колоссальные размеры предполагаемого дворца делал постройку экономически нереальной. Императрица вскоре остыла к этой затес, и в 1775 году строительство было остановлено..

14 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780- 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков - гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук деншика Петра 1. Вот почему это здание по сей день именуют Пашков дом. Дворец был центром городской усадьбы, включавшей флигели, хозяйственные постройки, сад с прудами, фонтанами, диковинными птицами. Здание украшали статуи античных богов - Марса, Флоры, Минервы. Дворец Пашковых 1784 – 1786

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствииКрасные ворота.

Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий БаженовиМатвей Казаков. Оба они известны прежде всего поархитектурному комплексу в ЦарицыноиПетровскому замку. Баженов построил знаменитыйПашков дом. По проектам Казакова построеныБлагородное собрание,дворец генерал-губернатора,здание Сената в Московском Кремле,дом Елисееваи многие другие московские здания.

Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 -1812) - русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле . Один из крупнейших представителей русской псевдоготики . Разработчик проектов типовой застройки.

    1 Биография

    2 Работы

    3 Примечания

Биография

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля , в районе Боровицкого моста . В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского ; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения ; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле . В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов , А. Н. Бакарев , О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань . Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября ) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря .

Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне . В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А.Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.

Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова

    Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);

    Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);

    Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди );

    Ново-Екатерининская больница (1774-76);

    Благородное собрание (1775);

    Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);

    Петровское-Алабино , дом-усадьба Мещерских (1776);

    Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);

    Путевой дворец (Тверь) ;

    Дом Козицких на Тверской (1780-1788);

    Храм Вознесения на Гороховом поле (1790-1793);

    Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);

    Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789-1791) ;

    Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);

    Голицынская больница (1796-1801);

    Павловская больница (1802-1807);

    Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);

    Генеральный план Коломны 1778 года;

    Церковь Спаса в селе Райсемёновское , достраивал в 1774-1783

    Петровский подъездной дворец (1776-1780);

    Генерал-губернаторский дом (1782);

Приписываемое

    Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)

    Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

    Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе

22. Градостроительное развитие Петербурга в 1760-х – 1790-х годах. Мосты и набережные.

Вторая половина XVIII века внесла много нового в отечественную архитектуру. Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Радикальными были изменения во внешнем облике построек. Формы, применявшиеся в середине XVIII века для отдельно стоящих уникальных дворцовых и церковных сооружений, естественно, оказались непригодными для более широкого по масштабам строительства. Новое содержание определило и соответствовавшие ему формы. Зодчие обращались к наследию античной, в первую очередь древнеримской, классики. От последней они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, - гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

С начала 1760-х годов развернулись крупные градостроительные работы - в Петербурге, Москве, ряде других русских городов. Большое значение в строительстве Петербурга имели работы по регулированию берегов Невы и малых рек, проведению новых каналов, строительству гранитных набережных, сооружению первых каменных мостов. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами", - метко и точно охарактеризует впоследствии эти работы А. С. Пушкин. Одновременно шла разработка системы крупных площадей на территории окончательно определившегося к этому времени центра города у Адмиралтейства. Созданы были площади у Фонтанки; ее берега соединили семь монументальных разводных мостов. В Москве, на месте старых крепостных стен Белого города, возникло кольцо широких красивых бульваров, определив облик многих улиц. Значительные строительные работы осуществлены и в ряде других городов. Так, в Твери (ныне г. Калинин) после пожара 1763 года реконструирован на новых началах весь центр города. Немалое строительство развернулось в Ярославле.

Вместе с тем построены были и отдельные крупные сооружения нового назначения. На берегу Невы А. Ф. Кокориновым (1726-1772), учившимся у Коробова, у Ухтомского, и Ж.-Б. Баллен-Деламотом (1729-1800) возведено громадное здание Академии художеств (1764-1788, ил. 33). Около Смольного монастыря, превращенного в эти годы в закрытое привилегированное учебное заведение, Ю. М. Фельтен построил новый большой корпус уже специально для учебных целей. В Москве сооружено обширное здание Воспитательного дома. В общих схемах их решений еще много от прежних дворцовых сооружений, но вместе с тем зодчие смело разрабатывали и новые приемы, создавали удобные, рациональные планы. Внешний облик этих зданий также решен по-иному - в строгих и простых формах.

Ил. 33. А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Академия художеств. 1764-1788. Ленинград

Простота и сдержанность характерны и для других сооружений этого времени. Показателен построенный архитектором А. Ринальди (ок. 1710-1794) в центральной части Петербурга Мраморный дворец (1768-1785), фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций.

То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени - Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

В. И. Баженов (1737-1799). Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

Ил. 49. В. И. Баженов. Въездные павильоны Михайловского замка. 1798-1800. Ленинград

В 1768-1773 годах Баженов возглавил проектную мастерскую - так называемый Модельный дом, где велась работа над проектом грандиозного нового Кремлевского дворца. Предполагалось, что дворец охватит весь кремлевский холм. На его внутренних дворах-площадях должны были находиться древние памятники Кремля. В отличие от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целой системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В тесной связи с новым зданием дворца (главный корпус которого был ориентирован к Москве-реке) были задуманы и большие корпуса главных административных учреждений Москвы. Въезд с Красной площади через Спасские ворота приводил к основной площади (двору) в виде грандиозного зала под открытым небом с расположенными амфитеатром местами для больших собраний. Поблизости должен был находиться и главный вход во дворец. Проект Баженова (1767-1775) не получил осуществления, но созданная им грандиозная модель (ныне в ГНИМА, ил. 51) оказала сильное воздействие на развитие архитектуры того времени.

Ил. 51. В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца в Москве. Фрагмент. 1773

В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Заброшенные еще в конце XVIII века, эти постройки дошли до нас в полуразрушенном состоянии.

Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший Пашков дом (1784-1786), ныне старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел местонахождение здания в непосредственной близости от Кремля.

Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры конца XVIII века. Если многие из его начинаний и не получили осуществления в сложных условиях того времени, то его попытки создания общественной картинной галереи в Москве, организация художественной школы, издания громадного гравированного труда о русском зодчестве, проект реформы Академии художеств наглядно свидетельствуют о его передовых взглядах, о неутомимом стремлении развивать национальное русское изобразительное искусство и зодчество. Таков Баженов - человек славной и вместе с тем почти трагической творческой судьбы.

М. Ф. Казаков (1738-1812). Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Сперва он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР (ил. 50). Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

Ил. 50. М. Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР). 1776-1787

В дальнейшем Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются университет (после пожара 1812 г. восстановленный Д. Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку) и Голицынская больница (1796-1801, первая крупная городская больница Москвы), относящаяся к числу последних и наиболее строгих по стилю работ зодчего.

И. Е. Старов (1745-1808). Один из крупнейших зодчих этого времени Иван Егорович Старое также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783-1789, ил. 53). Участок, на котором он расположен, не входил еще в конце XVIII века в черту города, что дало возможность свободно разместить здание, организовав подъезд к нему каналом от Невы, и создать при нем большой парк. Дворец предназначался для больших празднеств и приемов, связанных с торжествами по случаю присоединения к России Крыма. Этим обусловлено и наличие во дворце парадных залов. За вестибюлем размещается подкупольный зал ("Пантеон российский", как называл его в своем описании дворца Г. Р. Державин), за ним, пересекая по ширине все здание, располагался грандиозный колонный зал и позади - зимний сад, к стенам которого примыкал обширный парк дворца. По широте и размаху, торжественности и одновременно строгости Таврический дворец был одним из наиболее значительных сооружений того времени.

Ил. 53. И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783-1789. Ленинград

В конце XVIII - начале XIX века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги (1744-1817). Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790), торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808, ил. 52).

Ил. 52. Д. Кваренги. Смольный институт. 1806-1808. Ленинград

Чрезвычайно простое и рациональное в плане, строгое по внешнему облику, оно неразрывно связано для нас с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

В пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске - в последние два десятилетия XVIII века работал архитектор Чарльз Камерон (1740-е-1812). Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы (усадьба "Останкино" под Москвой, созданная крепостными мастерами при участии замечательного крепостного зодчего П. И. Аргунова).

В 1760-х - 1790-х годах широко ставились вопросы синтеза искусств. В области декоративной скульптуры работали выдающиеся ваятели того времени - Шубин, Козловский, Прокофьев.

Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

23. Архитектурный ансамбль Царского Села.

Царское Село – жемчужина архитектуры XVIII века