Церкви Страсбурга - достопримечательности Страсбурга, фото, описание. Кафедральный собор Страсбурга (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg), Эльзас (Alsace) Страсбургский собор нотр дам

 Церкви Страсбурга - достопримечательности Страсбурга, фото, описание. Кафедральный собор Страсбурга (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg), Эльзас (Alsace) Страсбургский собор нотр дам
 Церкви Страсбурга - достопримечательности Страсбурга, фото, описание. Кафедральный собор Страсбурга (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg), Эльзас (Alsace) Страсбургский собор нотр дам

Страсбургский собор - кафедральный собор во французском городе Страсбурге, более 200 лет являлся самым высоким зданием мира.

Страсбургский собор Девы Марии, хотя и недостроен, входит в число самых красивых готических соборов Европы. Собор располагается на месте римского храма, некогда выстроенного на невысоком холме.


Страсбургский собор принадлежит к крупнейшим соборам в истории европейской архитектуры и крупнейшим в мире постройкам из песчаника. Так же, как и город Страсбург, собор объединяет в себе немецкие и французские культурные влияния.

Собор является католической церковью епископа, но прежде был как католическим, так и протестантским.


Первый вариант церкви стали возводить в 1015 году по инициативе епископа Вернера Габсбургского, но пожар уничтожил большую часть оригинальной романской постройки. Ко времени, когда собор был реконструирован после пожара (а случилось это в конце XII века) и был отделан в этот раз красноватыми камнями, привезенными с соседних гор, готический стиль в архитектуре достиг Эльзаса и будущий собор начал активно приобретать готические черты. Воплощение первого проекта собора Эльзаса было передано в руки ремесленников, преуспевших в создании готических шедевров. Изначально строительство собора финансировалось местным епископом, после его смерти расходы на строительные работы взяла на себя буржуазия. Но даже средств властьимущих оказалось мало, вследствие чего горожане приняли решение жертвовать денежные средства на строительство собора.


Здание построено из красного вогезского песчаника. Строительство началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид. Восточные части собора, в том числе хор и южный портал, выполнены в романском стиле, а продольный неф и знаменитый, украшенный тысячами фигур, западный фасад являются шедеврами готической архитектуры.

Архитекторы, так же как и при возведении кёльнского собора , ориентировались на французскую соборную готику, что видно по двоению западных башен и, как следствие, широкому западному фасаду, а так же продольному нефу в форме базилики, в отличие от немецких церковей с тремя нефами одинаковой высоты.


В 1284 году организатором всей сложной процедуры был избран Эрвин фон Штайнбах (Штайнбах и сам хотел пожертвовать деньги на строительство храма, но поскольку за душой у него ничего не было, он отдал свою лошадь). Именно Штайнбах придумал и спроектировал величественны западный фронтон собора и главный вход. На момент смерти Эрвина строительство собора прогрессировало, уже появилось огромное витражное окно-роза и высокая башня. В 1399 году Ульрих фон Энсинген, создатель собора в Ульме, занялся строительством восьмиугольного основания для шпиля, которое было завершено Йоганном Хультцем из Кельна. Этот соборный шпиль вскоре станет узнаваемым символом Страсбурга.

Северная башня высотой в 142 м, строительство которой закончилось в 1439 году, была с 1625 по 1874 года самым высоким зданием мира. Южная башня никогда не строилась, что придаёт собору известную асимметричную форму. Площадь, на которой стоит собор принадлежит к числу самых красивых городских площадей Европы. На ней расположен ряд фахверковых домов (до 4-5 этажей) в стиле алеманско-южнонемецкой архитектуры. Характерным являются высокие крыши, в которых расположены несколько “наклонных” этажей (до четырёх). На северной стороне площади стоит известный фахверковый дом, искусно расписаный Дом Каммерцеля, построенный в XV веке.


Страсбургский собор вносит значительный вклад в историю готической скульптуры. Фасад южного траверса украшен знаменитым рельефом Церковь и Синагога, созданного теми же ремесленниками, кто создал колонну Ангелов, расположенную внутри собора. Тогда как предыдущие фасады перед строительством тщательным образом прорисовывали, один из фасадов все же был создан без таких сложностей. Статуи, датируемые XIII-XV вв. располагаются над тройным порталом готического фасада, они изображают Пророков, Волхвов, Пороки и Добродетели.

Внутри особого внимания заслуживают готическая купель, выполненная Дотцингером в 1453 году, соборная кафедра украшенная многочисленными скульптурами работы Ганса Хаммера, изображение Масличной горы в северном трансепте работы Николя Редера и портал Святого Лаврентия.


Собор обладает и множественными другими сокровищами: витражные окна XII-XIV веков, алтарь Святого Панкратия, гобелены XVII века и, наконец, одна из самых знаменитых достопримечательностей собора, астрономические часы, установленные в оригинальном корпусе XVII века, украшенном Тобиасом Штиммером и использующие механизм, разработанный Швильге. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты земли, луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднуюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси - один оборот занимает 25.800 лет. Слева от часов находятся фрески XV века.


Орган появился в соборе в 1260 г. Помимо органа в страсбургском соборе находились еще два инструмента созданные и модифицированные соответственно в 1291 и 1327 гг. Самая старая из сохранившихся секций органа датируется 1385 годом. В то же время в соборе появилось и птичье гнездо; гнездо было создано из меха и перьев, оно свешивается со стены от статуи Самсона с огромной дубовой ветки. Справа находится подвижная статуя торговца крендельками, которая движениями руки и головы как бы подчеркивала речь священнослужителя, прятавшегося на хорах, во время празднования Троицына дня. В левой части тоже можно увидеть подвижные статуи: здесь двигается рука королевского глашатая и львиная пасть.

Во французском городе Страсбург существует кафедральный собор, именуемый «Розовый Ангел ». входит в число самых красивых готических соборов Европы. Собор располагается на месте римского храма на самой высокой точке города. Собор построен в стиле так называемой «лучистой» готики из розового песчаника. Издали собор кажется очень ажурным из-за множества архитектурный элементов. Одинокий шпиль Нотр -Дам возвышается на высоту 142 метра.

Нотр-Дам Страсбурга занимает шестое место в мире по высоте среди храмов. А еще она держит лидерство как самое большое строение из такого недолговечного камня, как песчаник. Песчаник этот имеет удивительное свойство отсвечивать розовым на закате или восходе солнца, поэтому его иногда называют — «Розовый Ангел».

Мы с благоговением входим в этот храм. Можно самостоятельно осмотреть собор. Я прохожу по центральному проходу мимо множества скамеек. Главным украшением собора являются прекрасные витражи. (окно-роза на западном фасаде). Схема собора.



Другой достопримечательностью храма являются Астрономические часы . Этот массивный механизм собрал в себе навыки и знания лучших математиков, астрономов и техников Европы XVI века. Перед часами расположен небесный глобус. В нижней части находится циферблат с несколькими стрелками, показывающими текущее время, лунную фазу, а также время восхода и захода солнца. Фигура Аполлона «следит» за днями недели. Над ним каждый день проезжает колесница: по-воскресениям ею правит Аполлон, по-понедельникам — Луна, по-вторникам Марс, по-средам — Меркурий, по-четвергам — Юпитер, по-пятницам — Венера, по-субботам Сатурн. Циферблат на выступе цоколя оснащён двумя парами стрелок, одна показывает среднеевропейское время, другая — астрономическое с разницей в полчаса. Над большим циферблатом с изображением солнечной системы расположен лунный глобус, который поворачивается сообразно лунным фазам. Часы достаточно точно делают вычисления церковных праздников. В 1832 году было добавлено устройство, показывающее орбиты Земли, Луны и известных на тот момент планет. Самый медленно вращающийся механизм показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет. Каждые 15 минут возвещают о том, что будет движение на часах.

Мы поспешили в придел, где находились эти знаменитые часы. Высота их огромна. Приходилось поднимать высоко голову, чтобы рассмотреть самый верхний циферблат. И вот мы слышим звук оппонента, отбивающий удар, видим на верхней галерее, как появляются фигурки, символизирующие четыре возраста человеческой жизни, и Ангел внизу переворачивает песочные часы. В астрономический полдень (около 12-30) мимо восседающего на троне Христа в верхней галерее проходят 12 апостолов, вместе с тем механический петух слева бьёт крыльями и трижды кукарекает, напоминая об отречении Петра. Собралось множество народу, чтобы увидеть это.

Мне нравятся скульптуры «Успении Пресвятой Богородицы. Здесь изображена Мария на смертном одре. В центре Иисус, несущий маленькую фигурку, душу Богородицы, которая после кончины вознесётся на небо.

В Эльзас я влюбился практически сразу, как только в августе 2013-го года сошел с поезда Париж-Страсбург на центральном городском вокзале. Это именно тут случай, когда две страны образовали регион, где всё взаимодополняет друг друга. Лучшие немецкие и французские зодчие трудились над собором Страсбургской Богоматери, привносили лучшее, что имели и могли. В результате предлагаю полюбоваться на вершину готического искусства Эльзаса - собор Страсбургской Богоматери - результат работы франко-немецких мастеров.

Составляя 142 метра в высоту, Страсбургский собор долгое время был самым высоким зданием мира, а сейчас находится на втором месте (после Руанского собора) по высоте среди всех соборов Франции. Тонкий шпиль собора виден с любой точки эльзасской равнины, а также из Шварцвальда и Вогезов – горных массивов, соседствующих с Эльзасом.

Современное нам сооружение - четвертое по счету. История начинается в VII столетии, когда епископом Страсбурга святым Арбогастом был заложен первый кафедральный собор. Но уже при при Карле Великом его перестроили и сделали более вместительным. Недавние раскопки показали, что собор каролингского времени представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. Каролингская базилика несколько раз сильно страдала от пожаров, и в 1015 году на месте полуразрушенной постройки епископ Вернер I начал постройку нового храма в стиле оттоновского возрождения. К сожалению, и этот собор сгорел при сильном пожаре 1176 года, после чего страсбургский епископ принял решение построить новый, четвертый кафедральный собор; с этого момента и начинается история собора Пресвятой Богоматери Страсбурга.

Первыми были построены хор и северный рукав трансепта, которые принадлежат еще к романскому стилю. В 1225 году за строительство взялась группа архитекторов из Шартра, и после этого строительство собора велось уже в готическом стиле. В середине 13 века были уже почти исчерпаны денежные средства, и для того, чтобы завершить неф, потребовалось развернуть обширную кампанию по продаже индульгенций. В 1277 году было начато возведение западного фасада. Строительство шло достаточно медленно, несколько раз пожары повреждали стены собора, и их приходилось восстанавливать. Работы окончательно были завершены только в 1439 году, с тех пор собор практически не менял свой внешний облик.

Над строительством кафедрального собора работало несколько архитекторов, но наибольший вклад внес Эрвин фон Штайнбах. Он принял руководство над строительными работами в 1277, когда начал возводиться фасад. В его творчестве прослеживается сильное влияние французской готики: например, окно-роза на фасаде выполнено в стиле, характерном для французских соборов, и порталы украшены рельефами гораздо богаче, чем это было принято в немецких храмах того времени. Считается, что после смерти Эрвина фон Штайнбаха работу над фасадом и башней храма продолжили его сын и дочь.

В 1277 году было начато возведение западного фасада.

Западный фасад собора богато украшен рельефами, сюжеты которых посвящены в основном жизни Иисуса Христа. Ниша центрального портала изображает сцены Страстей Христовых. В центре ниши помещена статуя Мадонны с младенцем, напоминающая о том, что собор посвящен Богоматери, а на архивольтах портала представлены сцены из Библии. Левый портал украшен фигурками добродетелей, сражающих пороки. Рельеф в нише портала изображает сцены детства Иисуса Христа. Правый портал обрамлен фигурами Мудрых Дев и Неразумных Дев. Согласно притче, которая приводится в Евангелии от Матфея, десять дев, подруг невесты, вышли ночью навстречу прибывающему жениху, чтобы проводить его на брачный пир, но только пять из них запаслись достаточным количеством масла для ламп. Когда у пяти неразумных дев лампы погасли, они отлучились на рынок, чтобы купить лампового масла, в это время жених приехал и начался пир, на который не пустили неразумных дев, так как те опоздали. «Итак, бодрствуйте, - говорит притча, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Фигуры Мудрых Дев у правого портала держат перед собой лампы и раскрытые Скрижали, а Неразумные Девы держат закрытые Скрижали, и среди них изображена фигура Искусителя с запретным плодом в руках. Что касается ниши портала, она посвящена теме Судного Дня.

По бокам собора располагаются еще два портала. Портал, выполненный в стиле поздней готики, который находится с северной стороны, посвящен святому Лаврентию, одному из наиболее важных для христианской традиции святых мучеников.

Внутри собор достаточно плохо освещен, в отличие от других французских готических соборов, например, таких как Реймсский и Шартрский. Неф собора, составляющий 63 метра в длину, является одним из самых длинных нефов среди всех французских соборов. В нефе находится большое количество средневековых витражей. Витражи с северной стороны изображают различных императоров Священной Римской империи, витражи с южной стороны представляют собой сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа. На витражах трифория изображена родословная Иисуса Христа – в том варианте, в котором она дается в Евангелии от Луки. Окно-розу украшают, как это ни удивительно, только растительные мотивы: считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга.

Хор, одна из самых древних частей собора, построенный в 11 веке, украшен фресками 19 века и современным витражом, изображающим Деву Марию. Примечательно, что, поскольку витраж является даром собору от Совета Европы, на витраже можно найти двенадцать звезд на голубом фоне, символизирующих Евросоюз.

В северном рукаве трансепта располагается ниша, предназначавшаяся для алтаря святого Лаврентия. Капители колонн, обрамляющих эту нишу, украшены изображениями фантастических зверей. Сейчас в нише находится купель, выполненная в 1453 году известным скульптором того времени Джодоком Дотцингером. Напротив нее можно найти монументальную скульптурную группу, изображающую молитву Иисуса Христа перед его арестом на Елеонской горе. Эта скульптурная группа была изначально выполнена Николасом Рёдером в 1498 году для кладбища церкви святого Фомы, и была перенесена в кафедральный собор в 1667 году.

В южном рукаве трансепта прежде всего стоит отметить т.н. столп Ангелов, который украшен двенадцатью скульптурами: на нижнем уровне изображены четыре евангелиста, над ними находятся ангелы, играющие на рожках, наконец, верхний ярус изображает сидящего Христа, окруженного ангелами.

Кафедра собора является замечательным образцом возведенного в абсолют стиля пламенеющей готики. Кафедру украшает около пятидесяти скульптур, представляющих множество традиционных новозаветных сюжетов и персонажей.

В южном трансепте собора находятся астрономические часы – одни из самых знаменитых в мире.

Благодаря искусно выполненному механизму эти часы показывают не только час дня, но и положение солнца, луны и почти всех планет солнечной системы, а также высчитывают подвижные праздники, солнечные и лунные затмения, другие небесные явления. Первые часы Страсбургского кафедрального собора, т.н. часы Трех Королей были сконструированы в середине 14 века, но в начале 16 столетия перестали функционировать и были заменены новыми часами, над которыми работали Конрад Дасиподий (профессор математики Страсбургского университета), часовщики братья Габрехты и шведский художник Тобиас Штиммер, ученик Ганса Гольбейна Младшего. Этот последний украсил часы росписями, изображающими Трех Мойр, Уранию, Николая Коперника, а также разнообразные библейские сюжеты. Эти часы остановились около 1788 года, и только в 1838 году началась реконструкция механизма. За реконструкцию взялся Жан-Батист Швильге, известный страсбургский математик и инженер-самоучка, который мечтал восстановить часы кафедрального собора еще с детства (они остановились, когда ему было 12 лет). Часы были оснащены еще более изощренным механизмом, чем предыдущие, а деревянный корпус 16 века был сохранен.


Северный портал носит название портала Святого Лаврентия (portail Saint-Laurent) и открывает вход в капеллу Святого Лаврентия. Портал выполнен в стиле поздней готики и оплетен фантастическими извивающимися растениями, прекрасными каменными орнаментами. Портал украшен скульптурной композицией, изображающей мученичество Св. Лаврентия. Портал изображает самого Лаврентия, а также двух его палачей, которые укладывают тело святого на решётку, и еще одного мучителя, который разжигает огонь. На колонне слева от портала Св. Лаврентия находится скульптурная группа, изображающая Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов. На колонне справа — Св. Лаврентий с четырьмя святыми.

Страсбургский собор. Алтарь. Витраж 1956 г. В центре алтаря установлен современный витраж, изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий — цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии — символ города Страсбурга.

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия. Мученичество Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Орган (корпус 1491 г.) Страсбургский собор (нем. Straßburger Münster / Liebfrauenmünster, фр. Cathédrale Notre-Dame) — кафедральный собор во французском городе Страсбурге, бывший на протяжении более 200 лет самым высоким зданием мира. Принадлежит к крупнейшим соборам в истории европейской архитектуры и крупнейшим в мире постройкам из песчаника. Так же, как и город Страсбург, собор объединяет в себе немецкие и французские культурные влияния. Является католической церковью епископа. Здание построено из красного вогезского песчаника. Строительство началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид. Восточные части собора, в том числе хор и южный портал, выполнены в романском стиле, а продольный неф и знаменитый, украшенный тысячами фигур, западный фасад являются шедеврами готической архитектуры. Северная башня высотой в 142 м, ажурный ступенчатый шпиль которой полностью выполнен из песчаника по проекту кельнского мастера Иоганна Хюльца (окончена в 1439 году), была вплоть до конца XIX века самым высоким сооружением, полностью выполненным из камня. Южная башня не была завершена, что придаёт собору известную асимметричную форму. Одной из особых примечательностей являются астрономические часы. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет.

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Портал Св. Лаврентия. Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов

Страсбургский собор. Витражи Витражи по праву считаются главным украшением интерьера Страсбургского кафедрального собора. По количеству средневековых витражей собор Страсбурга занимает второе место после Шартрского: здесь насчитывается 500 тыс. фрагментов стекла, составляющих в целом 4600 витражных картин. Большинство витражей в соборе относятся к эпохе средневековья, некоторые даже принадлежат к романскому периоду (это, прежде всего, серия витражей, относящихся к так называемой галерее королей и императоров). Остальные витражи являются образцами готического искусства и относятся к XIII и XIV веку. Богатая коллекция средневековых витражей XII, XIII и XIV века считается одной из наиболее значительных во Франции. Лишь незначительная часть витражей собора была создана в XIX-XX вв.

Страсбургский собор. Витраж розетки

Страсбургский собор. Орган. Самсон, разрывающий пасть льва

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Центральный вход. Статуи пророков

Тимпан "Рождение и юность Христа" Тимпан "Рождение и юность Христа": Рождество; Избиение младенцев; Бегство в Египет; Введение во храм), а на архивольтах изображены ангелы и праведники.

Страсбургский собор. Левый вход

Страсбургский собор. Алтарь: Св. Роха, Св. Маврикия и Св. Николая Старинный полихромный деревянный алтарь изображает Святого Роха, Святого Маврикия и Святого Николая.

Страсбургский собор. Алтарь Святого Панкратия Алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace) - полихромный, вырезанный из дерева, датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim). Алтарь украшают скульптуры Св. Панкратия, Св. Екатерины и Св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.

Страсбургский собор. Центральный вход

Страсбургский собор. Северный портал Св. Лаврентия

Страсбургский собор. Левый вход

Страсбургский собор. Астрономические часы

Страсбургский собор. Центральный вход. Тимпан "Страсти Христовы" Страсти Христовы. Здесь представлены сцены "Входа в Иерусалим", "Тайной вечери", "Взятия под стражу", "Бичевания", "Несения креста", "Распятия", "Сошествия во ад", "Воскресения". Тимпан - около 1275 г.

Страсбургский собор. Левый вход. Нижний ряд - добродетели и побежденные ими пороки Опоры украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.

Страсбургский собор. Левый вход. Добродетели и побежденные пороки Опоры украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.

Страсбургский собор. Астрономические часы Одной из особых примечательностей являются астрономические часы. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты Земли, Луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25800 лет.

Страсбургский собор. Астрономические часы. Слева девушка-день, справа - девушка-ночь

Очередной пост "эльзаской серии" посвящен одному из самых величественных и впечатляющих сооружений этого региона - готическому собору Страсбурга. За годы жизни в Европе я повидал множество различных соборов, но ни один из них не впечатлил меня так сильно, как готический собор в Страсбурге. Чем же так примечателен главный собор Эльзаса? - ответ на этот вопрос внутри поста.

01. Страсбургский собор расположен в самом сердце исторической части столицы Эльзаса. Это самое высокое сооружение города, которое видно на многие километры вокруг. С высотой единственной башни 142 метра собор являлся на протяжении 1647-1874 годов самым высоким зданием в мире, пока в 1874 году его на пять метров не обогнала церковь Святого Николая в Гамбурге.

02. В отличии от многих своих коллег, например кельнского собора или ульмского, которые окружены безликими постройками послевоенного времени, страсбургский собор расположен среди исторической застройки с обилием фахверка, благодаря чему все пространство вокруг воспринимается целостно а сам собор выступает в роли вишенки на торте прекрасной архитектуры старого города.

03. Это величественное творение европейских архитекторов строилось на протяжении 12-15 веков и постоянно меняло свой внешний облик и архитектурный стиль - готические черты сооружение начало приобретать лишь во второй половине 13 века, когда и сформировалась окончательная концепция внешнего вида собора. Примечательно, что по изначальному плану собор должен был иметь две башни, строительство первой было закончено в 1439 году, а строительство второй так и не было начато. После 1439 года внешний вид собора практически не менялся.

04. Количество деталей в оформлении фасада и их изящность произвели сильное впечатление даже на меня, видавшего немало готических сооружений на своем веку.

05. Красота!

06. Детали и лепнину в оформлении собора можно рассматривать очень долго.

07. Соборная площадь Страсбурга по праву считается одной из красивейших площадей Европы и является центром туристических потоков столицы Эльзаса. Детальней эту площадь я покажу в следующих постах, посвященных рассказам об этом великолепном городе.

08. Внутри собор впечатляет не меньше, чем снаружи.

09. Среди знаменитостей, посетивших собор и сильно впечатлившихся его величием, были такие персоны, как Виктор Гюго и Иоганн Гете. Последний после посещения собора написал в 1773 году свою работу "О немецкой архитектуре", посвященную главному зодчему страсбургского собора Эрвину фон Штайнбаху. В конце июня 1940 года собор посещает Адольф Гитлер, который хотел придать собору статус "национальной святыни немецкого народа".

10. Внутри собора царит легкий полумрак - витражные окна задерживают часть солнечного света, нехватку которого компенсируют многочисленные люстры.

11.

12. А также свечи.

13. Удивительно, но несмотря на многочисленных посетителей, собор совершенно не теряет своей магической атмосферы и уюта.

14. Во многом этому способствует слегка приглушенный свет и множество свечей.

15.

16.

17. В одном месте внутри собора находится большая яма, пол которой полностью усыпан монетами, которые бросают туристы сквозь отверстия в чугунной решетке.

18. Гора монет сквозь решетку выглядит как сокровища из фильмов про пиратов.

19. Одной из ярких достопримечательностей собора, являются астрономические часы, которые были запущены в 1574 году и проработали до 1789 года. Затем, после 50-летней паузы, были проведены ремонтные работы, в результате которых в часах был установлен совершенно новый механизм, который показывал движение по орбитам Земли, Луны и известных на то время планет солнечной системы от Меркурия до Сатурна. Примечательно и то, что часы также показывают прецессию земной оси, один оборот которой длится около 25 765 лет. Таким образом этот механизм является самым медленным зубчатым механизмом в мире.

20. Описывать прочее убранство и объекты интерьера собора не буду, так как не очень разбираюсь в церковной терминологии, но посмотреть тут есть что.

21. Это самый красивый готический храм из всех, где мне доводилось бывать. Как раз тот случай, когда фотографии говорят сами за себя.

22. Внутри собора находятся три оргáна, главный из которых виден на фотографии. Он облачен в декоративную оболочку 1385 года, сам же оргáн был изготовлен в 1716 году и подвергся радикальной переделке в 1897 году, получив электро-механическую трактуру. В течении ХХ века главный оргáн собора еще несколько раз кардинально перестраивался.

23. Одним из самых ярких и символичных элементов фасада страсбургского собора является витражная готическая роза (круглое окно с узорчатым орнаментом) с весьма затейливым узором, напоминающим калейдоскоп.

24. Великолепие готического стиля!

Помимо всех перечисленных достопримечательностей страсбургского собора, есть еще одна самая яркая - каждый год в июле и августе по вечерам собор выступает в качестве холста, на который под классическую музыку проецируется потрясающее световое шоу, именуемое Spectacle Son et Lumière. Шикарное зрелище!

25. Страсбургский собор при обычном вечернем освещении выглядит так. Между домами уже скопилась публика в ожидании светового представления.

26. Вскоре на площади раздаются звуки классической музыки и подсветка собора начинает меняться в соответствии с музыкальным сопровождением.

27.

28. Благодаря грамотно поставленному свету, собор предстает в совершенно новом облике - становятся видны многочисленные детали, совершенно не заметные при дневном освещении.

29.

30.

32. Тут трудно что-либо добавить, фотографии достаточно красноречивы.

33.

34.

35. Ощущения, как будто бы попал в волшебную сказку. Не меньше.

36.

37. Финальные аккорды.