Болгарские железные дороги. Болгария железнодорожная - Железная дорога — ЖЖ

Болгарские железные дороги. Болгария железнодорожная - Железная дорога — ЖЖ
Болгарские железные дороги. Болгария железнодорожная - Железная дорога — ЖЖ

В 2013 году Болгарские железные дороги (далее БЖД) впервые за 30 лет получили новые спальные вагоны турецкого производства вместо отслуживших свой срок и убитых в хлам ГДРовских, на которые в последние годы поступало большое количество претензий и жалоб. Как любитель железных дорог я не мог упустить такую возможность и купил билет на ночной поезд из Варны в Софию. Одной из целей поездки являлось как раз моё желание протестировать обновлённый болгарский подвижной состав.

Для начала хотелось бы пояснить процесс покупки билета, так как имеются некоторые необычные моменты. К примеру, продажа билетов в спальные вагоны на маршрутах София-Варна-София и София-Бургас-София закрывается за час до отправления поезда. Не только в интернете, но и в кассах на вокзале. Проводникам запретили брать доплату непосредственно в поезде, как раньше, в связи с отсутствием у них кассовых аппаратов. К тому же, зачастую для проводников это был дополнительный, "левый" заработок. Вспоминаю, как сам доплачивал за полку году так в 2012-ом, и квитанцию, конечно же, не получил. А сейчас неудобно тем людям, которым нужно ехать срочно - без предварительной резервации места в спальный вагон не попадёшь.

Поезд 2626 Варна-София на перроне варненского вокзала за 10 минут до отправления.

Площадь перед весьма красивым вокзалом Варны.

Мой поезд состоит из 8 вагонов, ровно половина из которых - новые турецкие спальники. Остальная часть композиции представляет собой ушатанную старую 6-местную сидячку, которая категорически не рекомендуется для ночных переездов.

Озвучу стоимость билетов в евро, чтобы не заморачиваться с курсами валют. Самый дешёвый билет из Варны до Софии в сидячий вагон 2 класса стоит 12 евро. Билет в сидячий вагон 1 класса (в таком я поеду обратно) обойдётся в 15 евро. Разница совесм небольшая, но там чуть поудобнее кресла и низкая заполняемость, поэтому слегка комфортнее.

Спальный вагон с 3-х местными купе в Болгарии также разделили на категории: второй класс, бизнес-класс и первый класс, в зависимости от числа пассажиров в купе (18, 21 и 23 евро соответственно). Я себе взял самый дешёвый билет за 18 евро, логично предполагая, что в будний купе вряд ли будет занятно полностью. Так в итоге и получилось. Моим соседом оказался лишь один человек, болгарин лет 50-ти, командировочный. Получил я, значит, бизнес-класс по цене второго:) Да, женщин и мужчин разводят по отдельным купе, так что желающие получить в соседи симпатичную барышню (как в российских поездах, например) будут разочарованы:)

Что ж, заходим в вагон и сразу обнаруживаем камеру. За нами ведётся видеонаблюдение?

Трёхместное купе. Вагон свежий и чистый, хотя в эксплуатации года два. И вот ещё одна деталь - купе вполне просторное и объёмное, турецкий стандарт. В Турции спальные вагоны в ночных поездах очень приличные по оснащению и тамошние вагоностроители не зажимают полезную территорию у пассажира. Это плюс, мне и моему соседу было достаточно комфортно.

А на этой фотографии сплошные минусы, про которые сейчас объясню. Для начала в правом верхнем углу закрытая белым пластиком розетка оказалась неработающей. Подзарядить телефон и батарею фотоаппарата я не смог. Далее - в умывальнике не оказалось воды и мыла. Не было воды и утром. Взял с собой в дорогу бутылированную воду в пластике, ей и умывался с утра. И ещё один интересный конструкционный сюрприз - отсутствие столика. То есть нынешнему европассажиру в купе есть не полагается. Жареная курица, варёные яйца и прочее по списку...этого здесь нет, потому что Европа. Пассажиру надо зайти в купе, тихо лечь на полку и уснуть, а за 30 минут до прибытия проснуться и выйти из вагона. Вагонa-ресторанa тоже нет, а проводник не продаёт чай, кофе и напитки ввиду уже упомянутого отсутсвия кассового аппарата. Неясно, почему БЖД не решают эту проблему, всё же поезд более 8 часов в пути, пусть и ночью. Я знаю, что в парке БЖД имеются вагоны-бистро, но включение их в состав поезда осуществляется по каким-то особым принципам. Летом, видимо, либо при возросшем пассажиропотоке. Вот я подготовленный человек и всегда беру с собой в дорогу что-то из магазина, а настоящий европассажир может запросто получить в таком случае эмоциональный шок.

Зато достаточно места для багажа, и всякие кнопочки-регуляторы температуры тоже в наличии.

Лестница расположена в углу и при надобности передвигается по спецрельсу.

Индивидуальное освещение и кнопка вызова проводника.

Непонятного предназначения шкафчик. Для обуви либо малогабартых сумок. Имхо напрашивается место хотя бы для маленького раскладного столика. Вот создали турки вагон по евростандарту, а у самих в купе даже холодильник есть.

Душевая кабина в конце вагона.

Туалет, был открыт только один из двух. Во втором отсутвовала вода. Обсуждал затем этом вопрос с железнодорожниками. Общий их посыл таков, что вагон напичкали дешёвой и часто выходящей из строя электроникой, которая в итоге и создаёт некоторые бытовые неудобства в пути.

Ещё один вид на купе и вскоре я отошёл ко сну. Постельное бельё было чистое и свежее, а подушка мягкая. Из Варны отправились в 21:55, должны были прибыть в Софию в 6:10, но опоздали минут на 20. Не критично, такое часто случается.

Проводник за полчаса до официального времени прибытия прошёлся по вагону и разбудил всех энергичным стуком в дверь с пожеланием доброго утра:)

А уже через четыре часа я садился на обратный поезд до Варны.

Предстояло провести семь с половиной часов в пути в дневной сидячке. Для пущего комфорту не поскупился и взял билет в 1 класс.

Ретроэкзотика Болгарских железных дорог leesider wrote in July 13th, 2015

На днях мы совершили краткую поездку из Варны в небольшой городок Провадия, где на высоком плато находится остатки старинной крепости, откуда открываются вполне приличные виды на сам город и окрестности. О крепости расскажу в следующий раз, собственно рассказывать особо нечего, туда стоит ехать ради красивых пейзажей - несколько отрихтованных реставраторами исторических стен могут заинтересовать разве что серьёзных фанатов подобных фортификационных сооружений. Но в качестве поездки выходного дня такой вариант имеет право на существование. Тем более из Варны, где отдыхают тысячи туристов, имеется удобное и регулярное железнодорожное сообщение. Воспользовались в таком нeбольшом путешествии поездом и мы, поэтому сегодня - о болгарских поездах, вагонах и станциях.

Расстояние от Варны до Провадии 54 километра, и обычный поезд преодолевает их менее, чем за час. Мы решили слегка шикануть и прокатиться в 1 классе. Здесь я, конечно, иронизирую, разницы между первым и вторым классом практически никакой, за исключением компоновки сидений. Совсем несущественно различие и в стоимости билета. К примеру, от Варны до Софии стоимость проезда 12 и 15 евро соответственно, хотя для небогатых болгар несколько евро всё же играют роль в выборе класса вагона для поездки.



А мы тем временем направляемся к поезду, купив билет в кассе. Не так давно стало возможным приобрести билет через интернет. Актуальная тема в праздники и летний период на популярных направлениях.

Вот он, скорый Варна-София. Скорый не потому, что быстро едет, а лишь делает немного остановок на пути следования. Вообще, подвижной состав болгарских железных дорог застыл лет 30 назад в своём развитии, не прибавляя ни в скорости, ни в комфорте. Вагоны и локомотивы достаточно старые и не обновляются.

6-местное сидячее купе 1 класса. На первый взгляд относительно чисто, но неуловимо чувствуется общая изношенность.

Сходил к электровозу - старенький уже чешский работяга-локомотив 1979 года постройки.

Проход. Окна, кстати, отрываются и здесь, и в купе.

Видавший лучшие времена санитарный узел.

Для сравнения пару фото 2 класса, сделанные месяцем ранее.

Различие лишь в количестве мест в отсеках. Здесь их восемь. Мне кажется, ехать в подобном заполненном купе тяжеловато. Восемь пассажиров для столь небольшого пространства не будут ощущать себя комфортно. Поэтому 1 класс в дальних (для Болгарии) поездках для меня предпочтительней. Ранее я ездил несколько раз в ночное время на небольшие расстояния, и в 1 классе ввиду чуть более высокой стоимости проезда и меньшего количества пассажиров есть возможность вытянуться на трёх сидениях и немного вздремнуть.

А мы уже едем. Одна из станций на пути. Болгарские железные дороги в 70-ые годы активно электрифицировались и модернизировались, осваивались новые вагоны и локомотивы, сооружались современные и функциональные на то время вокзалы. Сегодня некогда живые вокзалы выглядят крайне запущенно и уныло.

Кстати, железнодорожный вокзал в Варне симпатичный и элегантный.

В Русе также вокзал хорош - очень интересный образец сталинской архитектуры, наиболее красивое железнодорожное здание Болгарии.

Большинство же станций весьма однотипны.

На другой стороне стоит самый современный поезд Болгарских ж.д. - дизель-поезд Siemens. Несколько лет назад такие поезда, используемые в пригородном сообщении, были с помпой представлены общественности.

У Болгарских железных дорог на самом деле масса не решаемых за короткий период времени проблем. Это чрезвычайный износ и устарение подвижного состава, сокращение персонала и регулярные попытки отмены поездов, которые зачастую наталкиваются на массовые протесты. Ситуация тяжёлая, застоявшайся и за один день не решаемая. Небогатое государство само не потянет, а ЕС диктует свои условия, настаивая на оптимизации расходов - в частности, на содержание пассажирских перевозок, обещая взамен финансирование и помощь в модернизации востребованных направлений.

За окном потянулись шикарные поля подсолнухов.

Большая сортировочная станция, здесь формируются составы для обширной варненской индустриальной зоны и в порты.

Железнодорожная заброшка на пути следования.

Ещё подсолнухи. Красиво всё же.

Прибыли в Провадию. Через минуту поезд отправляется далее, а мы идём смотреть местные достопримечательности.

Через пару часов, уже на обратном пути, было время прогулятся по станции.

По-южному тепло и живописно. Станция находится в долине между двумя высокими плато.

Заметил объявление о наборе студентов в железнодорожное училище. Интересно, им предоставляют затем рабочие места в свете регулярного сокращения персонала?

Безлюдный зал ожидания.

Схема Болгарских железных дорог - сеть пока вполне разветвлённая. Поезда ходят регулярно и по расписанию, только вот их внешний облик и состояние инфраструктуры далеки от идеального.

Вскоре прибывает наш поезд.

На обратном пути попался иной вариант 1 класса, не купе, а открытый вагон с компоновкой сидений 2+1. Здесь уже кондиционер и окна закупорены. К слову, розетки имеются во всех вагонах, но вайфая нет. Вагон-буфет тоже отсутствует. Это минус. К примеру, поезд из Софию в Варну более 7 часов в пути. Всё же должна быть возможность купить чай-кофе-воду. Впрочем, пассажирам об этом нюансе известно.

Короткое резюме в итоге.

О минусах - вагоны изношенные и старые, не совсем чисто, отсутствие хотя бы базового кейтеринга (на длинные расстояния важно) и низкая скорость передижения (особенно на второстепенных линиях). С последним пунктом можно смирится на время при наличии комфортных и чистых вагонов, которых сейчас нет.

О плюсах - очень недорого и в некотором роде европейская железнодрожная романтика и экзотика в стиле ретро.

Владимир Буракшаев

Здесь я представлю фотографии подвижного состава БДЖ (Болгарской железной дороги), сделанные в июле 2017 года. Начну с Софии. В Софии есть один большой железнодорожный вокзал, порождающий поезда практически во все части Болгарии. Вокзал во многом напоминает российские вокзалы эпохи СССР, строившиеся в крупных городах. Болгары не называют его вокзалом, они говорят "железопътна гара", а небольшие остановочные пункты в Болгарии называют "спирка". Кто поедет, тому может пригодиться. Вокзал имеет несколько высоких платформ и тупики для пригородных поездов. Пригородные поезда представлены новыми составами завода "Сименс", довольно комфортными, с работающими туалетами и кондиционерами. Пассажирские - преимущественно имеют в своем составе сидячие вагоны с креслами. Причем, кресла бывают как в общем салоне (как в межобластных вагонах, курсирующих по России), так и в отдельных купе 3х3 лицом друг к другу; купе отделены от коридора остекленными дверьми. Я ездил и в тех и в других, на стоимость проезда это практически не влияло. Кстати, поезд по болгарски - "влак". Поезда обозначаются так: КПВ (крайградски пътнически влак) - аналог нашей пригородной электрички; ПВ (пътнически влак) - курсирует по территории Болгарии на расстояния до 150 километров, с остановками на всех станциях; БВ (бърз влак) - более быстрые и комфортные поезда, обслуживающие маршруты длиной от 200 километров, с малым количеством остановок; РБВ (бырз влак с задолжителна резервация) - быстрые поезда с предварительной резервацией билетов; МБВ (международен бърз влак) - это международный быстрый поезд. (По материалам сайта http://travelask.ru/bulgaria/vse-o-zheleznoy-doroge-bolgarii)
Как и у нас, внутри вокзала есть кассы, продающие билеты на все отправляющиеся поезда. Билеты пока бумажные, с логотипом БДЖ. Вместо билет болгары говорят "билетна карта". Если до нужной станции прямой поезд не ходит, касса даст билет с пересадкой, где будут указаны оба поезда. Там же, на цокольном этаже вокзала, находится расписание. Отправление в нем пишется "заминаване", прибытие - "пристигане". Проход к поездам на платформы - через тоннель. На небольших станциях как у нас, есть пешеходные настилы. Путь по болгарски "коловоз". А теперь местные софийские особенности. На один путь к одной и той же платформе могут быть поданы под посадку сразу два поезда, идущих в противоположные стороны. И в расписании указаны, соответственно, два раза (напротив разных поездов) одни и те же платформа и путь. Поэтому до посадки в вагон надо внимательно смотреть, что написано на маршрутной доске вагона и класс вагона. В пассажирских поездах могут быть вагоны 1 и 2 класса, класс отмечен цифрой на наружной стене вагона. Электрички (ЭР25) имеют вагоны только 2 класса. Двери во многих вагонах открывает сам пассажир во время остановки, при помощи рукоятки, а закрываются они автоматически. Для вождения пассажирских поездов используются далеко не новые, но очень надежные электровозы, внешне очень напоминающие ЧС2 советских железных дорог. Только эти переменного тока, а ЧС2 были постоянного. Маневровые работы в Софии выполняют небольшие маневровые электровозы. Регулярно появляется на софийском вокзале поезд София - Бургас со спальными вагонами. Очень удобный для тех, кто уезжает из Софии вечером, чтобы утром прибыть в Бургас. Я в нем не ездил. Говорят, там в купе не по 2 а по 3 полки, расположенные друг над другом. Еще на софийском вокзале есть два паровоза - памятника. Один - танк-паровоз стоит на привокзальной площади (сбоку от здания), другой - узкоколейный - внутри вокзала, на первом этаже.

Танк-паровоз в Софии у вокзала.

Узкоколейный паровоз с вагоном на первом этаже софийского вокзала.

Пассажирский поезд на софийском вокзале.

Еще один, чуть менее распространенный электровоз во главе местного поезда.

Электровоз, выполняющий маневровые работы на софийском вокзале: убирает вагоны одного из прибывших поездов.

С 1998 года в Софии работает метрополитен, в котором эксплуатируются вагоны Мытищинского машиностроительного завода, моделей 81-717.4/714.4 и 81-740.2/741.2 (известны в России как "Русич"). Первых мало, в основном попадаются "Русичи". Но пока есть шанс прокатиться, если постоять, подождать. Ощущения - как в родном московском метро, как будто не уезжал никуда. На данный момент в метро работают две линии, идёт строительство третьей.

Станция "Летище (аэропорт) София" с электропоездом модели 81-717.4/714.4.

Электропоезд 81-717.4/714.4 на станции "Ломско шоссе".

Электропоезд модели 81-740.2/741.2 на станции "Ломско шоссе".

Помимо Софии, я побывал на других станциях, среди которых Мездра, Царева Ливада, Горна Оряховица, Русе, Варна, Карбонат, Бургас. Среди трех главных железнодорожных линий, пересекающих Болгарию, наиболее живописна средняя, где есть равнинные и горные участки.

Электровоз выполняет маневры на станции Мездра.

Пассажирский поезд из вагонов 2 и 1 класса в Мездре.

Очередной паровоз-памятник обнаружен на станции Царева Ливада.

Пассажирский поезд на станции Царева Ливада.

В вагоне пассажирского поезда.

На вокзале города Варна.

Тепловоз Луганского завода с поездом Варна - Добрич на вокзале Варны. В СССР они известны как ТЭ109 и тоже эксплуатировались, но в очень ограниченном количестве.

Маневровый тепловоз на станции Коммунары.

Электровозы на станции Карнобат.

На вокзале города Бургас.

На Болгарской железной дороге имеются путевые машины советской постройки. В частности, дрезины ДМ.

Серьезную проблему для БДЖ представляют местные граффитисты. К сожалению, не часто встретишь в Болгарии абсолютно чистый поезд. Как специально, граффитисты стремятся оставить свой след на всем, что движется, и что стоит в тупике. Бороться с ними пока не очень получается.

Отдельно расскажу о поездке по узкоколейной железной дороге Септември - Добриниште (Добринище). Это единственная, широко известная узкоколейка в Болгарии. Ширина колеи 760 мм. Дорога строилась поэтапно: в 1922 году был запущен первый участок Септември - Велинград, а последний - Банско - Добриниште открылся в 1945-м. Трасса проходит через горные массивы Рила и Родопы, на её трассе сооружено 35 тоннелей и несколько виадуков. Протяженность дороги - 120 километров, пассажирский поезд проходит это расстояние за 5 часов. На линии работают тепловозы румынского производства, используемые для вождения поездов, имеется два тепловоза Камбарского машиностроительного завода, аналогичные российским ТУ7. Камбарский тепловоз можно застать на вывозе прибывших из рейса пассажирских вагонов от платформы в депо. Изредка, по заявкам туристов, на узкоколейке запускают ретро-поезда на паровой тяге. Для этого в депо Септември сохраняется и поддерживается в рабочем состоянии несколько узкоколейных паровозов.

Депо Септември. Справа - узкоколейный тепловоз советской постройки Камбарского завода.

Станция Якоруда. У вокзала - пассажирский поезд на Септември. В составе новые удобные вагоны с мягкими креслами и работающими туалетами. Я такое еще не встречал на российских узкоколейках. Но тем не менее, наши родные, российские узкоколейки все равно милей.

Станция Разлог.

Станция Банско. Отсюда остается последний перегон до Добриниште.

Вокзал и гидроколонка на станции Банско.

Банско. Брошенный паровоз.

Банско. По российским меркам это провинция. Однако, обстановка очень непривычная для провинции, как то не по российски все. Вот не представляю я городок или поселок в области без просевших, почти по окна, в землю, деревянных избушек с печными трубами, с покосившимся забором, с цветами на подоконниках и разбитыми автодорогами. Такая вот разница, хотя Болгария - бывшая социалистическая, дружественная страна.

Из Банско можно поехать автобусом в Софию, это будет быстрее, чем на поездах через Септември, а можно вернуться по узкоколейке до Септември и продолжить путь поездом на восток, в Пловдив.

В Болгарии железнодорожный транспорт является комфортным и доступным. Монополистом в этой сфере выступает предприятие Болгарские железные дороги (BDZ), официальный сайт которого расположен по адресу ww.bdz.bg. Поезда в стране не столь популярны, как автобусы и автомобили. Не в каждом городе имеется станция, а поезда иногда опаздывают. Эти недостатки снижают популярность поездов и влияют на уровень цен, которые остаются низкими. Первую магистраль в стране начали строить еще в 1864 г. Сейчас железные дороги Болгарии тянутся на 6,5 тысяч км. Более половины из них электрифицированы.

Характеристика железнодорожной системы

Железные электрифицированные дороги являются базой транспортных сухопутных связей страны. Перевозки на поездах обходятся дешево. Транспортировка людей происходит на пассажирских поездах и экспрессах. В поездах предусмотрены спальные и сидячие места в разных классах. Стоимость билета определяется базовым тарифом. Пригородное сообщение поддерживается в Софии и Пловдиве. Наиболее популярные маршруты Болгарии начинаются в Софии. Отсюда поезда идут в Пловдив, Карлово, Мездру, Димитровград, Бургас и другие города. За месяц до рейса в кассах появляются билеты на поезд. Билеты в курортные места следует бронировать задолго до отъезда.

Большинство пассажирских поездов представляют собой электрички, созданные во времена существования СССР и оборудованные улучшенными сиденьями. Внешний и внутренний дизайн поездов подобен российскому. В Болгарии также есть скорые поезда с купе, оснащенными сидячими местами. Они являются аналогами составов Западной Европы. Такие поезда курсируют на линиях, соединяющих курорты со столицей. Почти все железнодорожные составы страны являются дневными.

Где и как купить ж/д билет

В Болгарии действует необычное расписание движения поездов. Маршруты не всегда связаны с городами, которые перечислены в расписании. На разных рейсах в одном городе может быть предусмотрено различное число пересадок. В билете обозначаются номера поездов и станции. Все дополнительные сведения рекомендуется уточнять при покупке билета. Пассажир может приобрести билет в поезде у контролера, в кассе на вокзале или онлайн, на сайте bdz.bg/bg. Железнодорожный транспорт обходится в два раза дешевле, чем автобусное сообщение. По многим маршрутам путешествовать на поездах намного удобнее и приятнее, чем на автобусах. Минусы болгарских поездов – долгие пересадки на дальних маршрутах и ограниченное количество рейсов.

Большинство международных поездов отправляются от Центрального вокзала в Софии. Столица Болгарии связана с Белградом, Веной, Бухарестом и другими городами.

Болгарские железные дороги называются „Български държавни железници “ и получается БДЖ . А железнодорожные вокзалы, соответственно, ЖП (ж елезоп ътн а) гара (вокзал).
Первую железную дорогу в Болгарии построили англичане,- братья Беркли в 1866 году. Она соединяла города Русе и Варна.
В 1952 году открылось железнодорожное сообщение между Бургасом и Софией. В 1909 году все железнодорожные линии стали государственной собственностью.
В 2005 году в Болгарии появились новые вагоны - Сименс, но еще можно встретить и старые немецкие вагоны на пригородных маршрутах.
Я бы сказала, что в Болгарии очень хорошо развито железнодорожное сообщение для такой маленькой страны - почти все крупные населенные пункты связаны между собой. Это удобно. Жаль, что с оптимизацией расходов болгарские железные дороги сократили некоторые международные направления.
Поезд по болгарски влак . Это слово произошло от глагола "влача, влека " и ранее использовалось для речного транспорта.

Поезд из Софии в Бургас

Сейчас я хочу рассказать про то, как поехать на поезде из Софии в Бургас. Время в пути - ночь. В 22.45 садишься в Софии и в 6.15 в Бургасе.

Билеты на болгарские поезда выглядят как на фото ниже. Это билет во второй класс в тройное купе. Он стоит 30,40 лв (15,58 евро) за одного человека из Софии в Бургас.

Здесь три секции: первый билетик дает вам право проезда из Софии в Бургас, второй билетик дает вам право на пользование спальным вагоном, где уточнятся ваше купе и спальное место, третий билетик с красным шрифтом - квитанция, которая остается у вас, после того как проводник заберет средний билет. На входе в вагон проводник возьмет не сопротивляйтесь у вас все три билета, а потом, по прибытию в пункт назначения, вернет первый и третий.

Вагоны делятся на спальные и сидячие. В свою очередь, спальные делятся на "бизнес класс", "первый класс" и "второй класс"; сидячие - на "первый" и "второй" классы. Бизнес класс спального вагона означает, что пассажир будет находиться в одиночном купе, первый класс - в купе есть два спальных места, второй класс - три спальных места. Сидячие вагоны бывают двух типов - "первый" и "второй" классы. Первый класс устроен по типу сидячего купе. Второй - по типу электрички. Последним типом любят пользоваться и большие веселые компании, которые не собираются спать.

Общий туалет в спальном вагоне

Когда вы покупаете билет в кассе ЖП гара , вы оплачиваете дорогу и тип размещения в поезде. В случае покупки билета София - Бургас, вы оплачиваете стоимость проезда, плюс тип и класс вагона. У нас тут получается 20,40 лв (из Софии в Бургас) плюс стоимость спального размещения - 10 лв.

Вот такие гигиенические наборчики дают не всем и не всегда. Иногда они лежат на полочке в купе, а иногда нет.

Впрочем, никакой особой пользы в них нет, кроме бумажных платочков, если вы забыли дома полотенце - никаких других полотенец в болгарских поездах не бывает.

Что касается других цен, то спальный вагон бизнес класса стоит 18 левов (9,23 евро), первого класса - 12 левов (6,15 евро), второго класса - 10 левов (5,12 евро).

Сидячие места в купе продаются по цене 5 левов (2,56 евро) и стандартные сидячие места по 50 стотинок (0,25 евро).

Предварительная продажа билетов на поезда в Болгарии начинается за пять дней до даты путешествия. Для праздников и летнего сезона вводится двадцатидневная предварительная продажа.

Можно купить билет "туда-обратно", но нельзя оплатить заранее спальное/сидячее место в обратном направлении. Для этого необходимо явиться в кассу места отбытия и там доплатить за тип места. На ночные маршруты можно купить как сидячие, так и спальные места, на дневные - только сидячие. Цена места не зависит от расстояния.

Тамбур в спальном вагоне

Розетка в тройном купе второго класса. Здесь можно зарядить любой гаджет.

Спальный вагон второго класса состоит из десяти купе. Эта стеклянная дверь разделяет обычные купе от инвалидных. Инвалидные купе отличаются просторностью и наличием умывальника.

Постельное белье входит в стоимость спального места и за него не надо доплачивать. Комплект состоит из подушки, наволочки на ней, двух простыней, одна из которых заменяет пододеяльник, и "верблюжьего" одеяла. Полотенец нет. Белье хорошее, чистое, сухое и не пахнет.

Купе второго класса спального вагона болгарского поезда

Интересный момент про лестницу. На фото она находится в изначальном положении. Люди жалуются, что она, дескать, неправильно установлена и при ее использовании хочется дернуть за "стоп-кран". На самом деле, чтобы забраться на третью полку, лучше ее (лестницу) снять с крепления и переставить на полку.

Место в купе для инвалидов может достаться вам просто потому, что оно было свободно на момент покупки вами билетов на поезд, а не потому что вы инвалид.

Умывальник в купе

За зеркалом есть полочки.

Это пульт управления купе 🙂

Здесь выставляется температурные режим, громкость чего-то там и освещение. В этом купе есть телевизор. Правда, он показывал только надпись "София-Бургас". Проводник сказал, что это просто информационное табло и оно сейчас не работает должным образом.

под вешалкой есть ящик для обуви.

В изголовье каждого спального места находится светильник, кнопка вызова проводника и какие-то еще функции.

Спальные вагоны на направлении "София-Бургас-София" новые - немецкие, есть кондиционеры.

Общий туалет в вагоне не закрывают. Минут за сорок до прибытия, проводник всех будит и раздает билеты, которые забрал на посадке. Ни чай, ни кофе не предлагают, вообще в поезде нет ресторана и даже буфета. Курить нельзя - по всему вагону есть дымовые датчики. При посадке на ночной рейс объявляется негласный тихий час. В коридоре установлены камеры наблюдения и если начинается "несанкционированное" движение, проводник выходит на проверку.

Важно!
Спальные купе в Болгарии делятся на женские и мужские. Семья из трех человек спокойно может выкупить тройное спальное купе второго класса. В таком случае, паре подойдет спальное купе первого класса, иначе придется спать в разных купе.

Перрон ЖП гара в Бургасе