Тайная миссия крейсера «Эдинбург. В поиске утерянных кладов

Тайная миссия крейсера «Эдинбург. В поиске утерянных кладов
Тайная миссия крейсера «Эдинбург. В поиске утерянных кладов


В 2007 году охотники за сокровищами нашли старинный галеон с грузом золотых и серебряных монет, крупнейший в истории человечества подводный клад. Координаты и даже название корабля хранятся в секрете. Тайна, которой окутана эта находка уже породила массу предположений. Возможно, на ее разгадку уйдут годы, как это было с одной из удивительных тайн XX века - золотом Сталина, частью золотого запаса Советского Союза, которое бесследно исчезло по пути в Англию.

Ключ к разгадке исчезновения был надежно скрыт на недосягаемой глубине еще в начале войны, но охота за легендарным золотым кораблем с этого только началась.

26 апреля 1942 года тревожный сигнал разбудил команду британского крейсера «HMS Edinburg », стоящего в Мурманском порту за 15 минут до полуночи. Выскочившие на палубу матросы увидели, что причал блокирован солдатами в форме НКВД. Вплоть до выхода в море команде уже не позволяли сойти на берег. В Мурманск прибыл, сопровождая очередной конвой с грузами по лендлизу, но на обратном пути ему предстояло выполнить особую миссию, о которой никто не догадывался даже члены его экипажа. Поднятые по тревоге английские матросы стали поднимать на борт небольшие, но очень тяжелые ящики. Но завесу тайны приоткрыла случайность - один из ящиков упал на палубу, и оттуда выпали золотые слитки.

Секретность отправки золота была главным условием Сталина. Военные поставки из США и Великобритании в глазах мировой общественности должны были выглядеть бескорыстной помощью союзников. Ни к чему афишировать, то, что СССР расплачивается за танки и самолеты золотом наивысшей пробы. Впрочем, режим чрезвычайной секретности был важен и для британцев, ведь им предстояло провести через враждебные воды один из крупнейших золотых караванов в истории мореплавания. На борту крейсера «Эдинбург » находилось 465 золотых слитков общим весом 5 тонн. С таким количеством можно сравнить только легендарные галеоны испанцев, вывозившие из Америки награбленную добычу. Но информация о золоте Сталина так была упрятана в архивах, что даже самый знаменитый охотник за сокровищами Мел Фишер считал ее мифом. Груз крейсера стоил более 100 миллионов долларов США.

крейсер «HMS Edinburg»



Под пристальным взглядом офицеров НКВД золотые слитки из разбитого ящика быстро собрали. По правилам погрузку следовало бы прекратить, но отправлять золото с другим кораблем, было равносильно вовлечения в секретную операцию еще больше людей.

Но приняли решение придерживаться первоначального плана. Золото повезет крейсер «Эдинбург ». Возможно, это решение стало первым в той роковой цепочке событий, которые впоследствии приведут к драматическому финалу.

По неизвестной причине корабль еще сутки простоял у причала и только затем начал движение за караваном транспортных судов. Однако вдруг происходит нечто странное - обогнав надежно охраняемый тихоходный караван, крейсер с золотом оторвался от конвоя почти на 50 миль. Как позже заявил командир корабля, это было сделано в целях безопасности. По версии британцев расчет строился на том, что одиночный боевой корабль не заинтересует охотников, которые караулили транспорты. Но расчет не оправдался. В данном районе вела патрулирование немецкая подлодка. Заметив , командир классифицировал его как корабль конвоя и торпедировал его. Первая же торпеда вывела из строя машинное отделение, центр связи, генераторы и системы главного калибра. Вторая, взорвавшись в корме, лишила крейсер руля и двух винтов. Набитый золотом крейсер «HMS Edinburg » стал беспомощной мишенью. Невероятно, но первым на помощь к крейсеру с золотом, несмотря на близость британской эскадры, подошел советский военный корабль. Он взял на буксир тонущий крейсер, и через трое суток в Москву ушла шифровка о том, что британский крейсер спасти не удалось. Почему? На этот вопрос я отвечу чуть позже, но пока скажу, что в секретной шифровке было написано: «Крейсер «Эдинбург» затонул в 100 километрах севернее Мурманска, а находящийся на борту специальный груз спасти не удалось». С этого момента всё связанное с крейсером было строго засекречено. В Советском Союзе и Англии считали, что золото Сталина исчезло навсегда, но где именно на дне морском или раньше, когда крейсер был еще на плаву.

Ценный груз был на 2/3 застрахован в ИНГОССТРАХ и на 1/3 в Бюро страхования военных рисков Ее величества. Страховку выплатили, а 2/3 пропавшего золота теперь принадлежало ИНГОССТРАХ. Если груз был на дне, то на поиски и подъем требовалось разрешение новых владельцев. Разумеется, все понимали, что речь идет о согласии Кремля. И вот после смерти Сталина британцы неожиданно предложили заняться сообща поисками золотых слитков. В Москве были удивлены этим обращением. Советские спецслужбы предполагали и не без оснований, что золото британцы спасли и тайно переправили его в Англию, но напрашивался очевидный ответ, золото может только приманка, на которую британские спецслужбы ловят СССР, ведь ключ к разгадке тайны крейсера «Эдинбург » лежит на глубине 250 м.

В середине 50-х годов считалось, что для водолазов такие глубины недоступны, по крайней мере, на западе такой техники не было, а в Советском Союзе разработки по глубоководному погружению изначально вели военные. Именно в 1956 году, когда британцы вдруг заинтересовались судьбой сталинского золота, трое советских водолазов впервые в мире спустились на 300 метров. Информация об этом долгие годы скрывалась под грифом «секретно». Возможно, британская разведка что-то знала об успехах глубоководного погружения союза.

Пять тонн золота якобы оставшееся на борту британского крейсера было хорошей наживкой для британских спецопераций. Малоизвестная британская фирма, которая обратилась с предложением найти золото «Эдинбурга » технически не могла опустить водолазов на такую глубину и Москва решила, что кладоискателей используют втемную. Ради такого «улова» как золото Сталина охотники за сокровищами на всё готовы, но что особенно настораживало, ни один из известных кладоискателей о золоте Сталина даже не помышлял. Даже великий Мэл Фишер. Когда впервые британцы заговорили о золотом крейсере, Фишер всю свою баснословную добычу предпочел вложить в охоту за другим мифом, испанским галеоном « ». Но если золото Сталина все-таки осталось на борту крейсера, то его стоимость могла измеряться сотнями миллионов долларов. Кладоискателям было за что бороться.

История каравана, с которым шел крейсер «HMS Edinburg » в общем, была известна из мемуаров и сообщений из мировой печати, но вот где и как именно затонул корабль, оставалось тайной. Охотники за золотом начали с того, что восстановили этот морской бой. Все до мельчайших деталей. Выяснилось следующее, что почти сутки два советских тащили на буксире подбитый крейсер с золотом . Но ранним утром неожиданно бросили корабль, и ушли на военно-морскую базу. Истинные мотивы возвращения в Мурманск советских боевых кораблей до сих пор остаются загадкой. Во всех документах значится только официальная версия дозаправка.

Некоторые британские источники даже выдвинули встречные обвинения, русские специально бросили подбитый «Эдинбург » на растерзание немцам, предварительно забрав все золото.

В Лондоне были допрошены все моряки крейсера «HMS Edinburg » ведь в момент буксировки команда находилась еще на борту. Все подтвердили, что русские на крейсер не высаживались и золото не перегружали. Теперь на вопрос, где золото с достоверной точностью уже ответить никто не может. Если с русских моряков подозрения были сняты, то с британцами история выглядела куда более темной. В Москве рассуждали так, если нашлось время перевести команду на другие , то почему заодно не забрать и золото. И ситуация вполне позволяла, но если золота на дне нет, то, что там искать британцам. Скорее всего, их интересовало - могут ли советские военные водолазы работать на такой глубине. Стоило только понять, что на техническое участие русских рассчитывать не приходиться, как для англичан операция теряет смысл. Найти и собрать рассыпанное на огромной глубине золото считалось технически невозможным, если золото все еще было на дне, в чем советское правительство очень сильно сомневалось. Но прошло два десятка лет и на Лубянку поступает очень любопытный документ. Некий безработный водолаз из Шотландии по имени Кейт Джесоб попросил советское правительство разрешить ему поработать в советских военных архивах. Его интересовала история гибели крейсера «Эдинбург ». На Лубянке никто не сомневался о том, что британские спецслужбы затеяли новую операцию со старой приманкой.

Технология глубоководных погружений уже не была секретом. Возможно, на этот раз интерес вызвало само место гибели крейсера, ведь это район базирование стратегического подводного флота СССР. Но для начала решили выяснить кто такой Кейт Джесоб. И знакомство с этим человеком заставило призадуматься советские службы. Британец был либо супер шпион, либо парня использовали втемную. Джесоб начал с того, что отправился в архив изучать судовые журналы и координаты погибших кораблей королевского флота. Доступ в специальный архив британского Адмиралтейства безработный водолаз получил с подозрительной легкостью. В Москве это восприняли как доказательство участия британских спецслужб, а то, что золота на затонувшем крейсере нет, не сомневался почти никто.

Вскоре так же выяснилось, что проектом курирует военное ведомство. И Москва решила вступить в предложенную игру. Британцам дали понять, что Советский Союз готов поддержать идею поисков, но сомневается в ее целесообразности из-за дороговизны, но ответ из Лондона пришел незамедлительно, и он только утвердил подозрения, что безработный водолаз не так прост как хочет казаться. Джесоб заявил, что совершенно случайно нашел спонсора, который готов хоть завтра дать 10 миллионов долларов и специальное судно в придачу. Поистине ни одному искателю сокровищ не удавалось с такой легкостью прокладывать себе дорогу.

Итак, в Лондон отправилась делегация советских сотрудников с особой миссией, чтобы прощупать англичан. Британцы подготовились на совесть. Предоставленные архивные документы по крейсеру и даже проект договоров о разделе добычи выглядели убедительно. Что впрочем, для хорошо подготовленной операции вполне ожидаемо. То, что ко всему этому британские спецслужбы имели непосредственное отношение, стало понятно сразу. Наружное наблюдение за советскими представителями велось почти открыто. В гостиничных номерах кто-то постоянно рылся в личных вещах. Самый большой интерес у советских сотрудников, конечно же, вызвал безработный водолаз. Был ли он тем, кого за себя выдавал. На нем и было решено сосредоточить основное внимание. Однако подобраться к нему было непросто. Он никогда не появлялся в одиночестве, рядом всегда был кто-нибудь, чьи цепкие глаза и особая сноровка выдавали сотрудников спецслужб. На Лубянке решили, что московские гости должны устроить для британцев праздничный банкет и позвать на него всех, в том числе и Джесоба. Операция была разыграна как по нотам. На какой-то момент британцы потеряли бдительность, и Кейт Джесоб сразу же оказался в соседней комнате со стаканом водки в одной руке и большой деревянной ложкой, с которой сползала черная икра, в другой.

Нагрузившись икры, он рассказал все, что знал о гибели крейсера, а главное выложил координаты его затопления. Было ясно, что он истинно мечтает найти золото Сталина. Впрочем, из этого разговора стало понятно и другое. У британских спецслужб есть в этом деле и свой интерес не связанный с крейсером «Эдинбург». Когда обо всем доложили в Москву, было решено продолжить игру. Логика принятия такого решения проста золото золотом, но если британцы готовят какую-то разведывательную операцию, то пусть лучше она будет проводиться под нашим контролем. За всю историю своего существования Советский Союз решил ввязаться в охоту за сокровищами во второй раз. Первый раз охота была за золотом затонувшего парохода получивший таинственное название « », на котором находилась жалование казны британской короны.

Чтобы проникнуть на затонувший «Эдинбург », который много лет пролежал на морском дне, предстояло тщательно изучить положение внутренних помещений. Ведь на глубине в 250 метров водолазам придется ориентироваться практически на ощупь. Было очевидно одними чертежами не обойтись, слишком большой риск. Водолазы один за другим стали отказываться от участия в экспедиции. Но здесь вновь сыграли свою роль таинственные люди из военного ведомства. Они будто повиновению волшебной палочки организовали водолазам Джесоба учения на однотипным корабле «Белфаст», который находится на вечной стоянке на реке Темза. Проблема была решена, а этот факт еще больше убедил советское правительство в том, что готовится серьезная разведывательная операция. Водолазы тренировались с завязанными глазами, но одно было невозможно отработать на тренировках - боевой корабль полвека пролежал на огромной глубине со снарядами набитыми в трюме, так что малейшая случайность могла обернуться мощнейшим взрывом.

специальное исследовательское судно «Stephaniturm»


Итак, осенью 1981 года специальные судно «Stephaniturm » отправилось к российским берегам Баренцева моря, имея на борту разношерстную по своему составу советско-британскую команду. Перед самой отправкой советские представители получили инструктаж на тот случай если золото будет найдено, впрочем, главная забота была о том ради чего, по мнению КГБ британцы затеяли всю эту операцию. На Лубянке были уверены, что поиски золота всего лишь прикрытие для проведения шпионской, а может и диверсионной операции. Перед вылетом из Москвы советских разведчиков пригласили в ЦК, где им напомнили, что главная задача контролировать ситуацию и регулярно докладывать о ходе работ, а также помнить о том, что близ района операции находится база подводных лодок, поэтому пресекать любую активность, не имеющую отношения к цели экспедиции.

Судно медленно приближалось к точке, где мог находиться затопленный корабль. Эхолоты прощупывали дно, но ничего похожего на корпус британского крейсера обнаружено не было. Шли томительные часы ожидания. Корабль менял курс, тщательно прочесывая пустынные просторы морского дна. Только спустя сутки на экране появилась долгожданная картинка. После детального изучения данных стало понятно, что это крейсер «Эдинбург ». Экспедиция была у цели, но если там золото. Первое погружение принесло разочарование. На борт корабля было невозможно проникнуть из-за многочисленных завалов обломками. Поэтому экспедиция единогласно приняла решение прорезать борт в районе предположительного расположения золота и проникнуть внутрь. Несколько суток группа водолазов жила в крошечных барокамерах, а к затонувшему кораблю спускались в специальном колоколе. Температура воды достигала +3 градуса по Цельсию. Перемещаться приходилось в узких коридорах между сорвавшихся со своих мест механизмов, в кромешной тьме, пытаясь нащупать ящики с золотом. С корабля с помощью мониторов наблюдала другая часть искателей за сокровищами. Порой агенты даже забывали о шпионских играх, слишком напряженная ситуация складывалась внизу на дне у затонувшего корабля. Водолазы в буквальном смысле работали на пороховой бочке. Время стремительно уходило. Осенняя погода в Баренцевом море оставляла все меньше шансов наудачу. Начались частые шторма. За все время поисков удалось поднять только один ящик, и тот оказался полон снарядов. Ни малейших намеков на золото. Надежда исчезла. И вдруг на 11 день экспедиции один из водолазов нашел слиток. От потрясения он чуть не потерял сознание. К мониторам сбежалась вся команда. Восторг был неописуемым. Первый слиток вся команда по очереди подержала в руках, но по праву он принадлежал Кейту Джесобу.

Вскоре за первую смену на поверхность были подняты золотые слитки на сумму 4 миллиона фунтов стерлингов. Золото выкладывали прямо на палубу, отмывали и пересчитывали. Затем под сокровища отвели специальное помещение, которое вскоре стало золотой от пола до потолка. Работы останавливались только, когда волнение моря достигало до 6-7 баллов. Все позабыли об усталости.

После того как были подняты 432 золотых слитка работы приостановили из-за непогоды. Последующие спуски были сопряжены с риском. По подсчетам на затонувшем корабле осталось не более пятидесяти штук.

Золото Сталина возвращалась в Мурманск в сопровождении конвоя. Затраты охотников за сокровищами окупились сполна. Водолазов и экипаж ждала слава и заслуженный отдых, однако советским представителям в эти дни было совсем не до отдыха. Они хорошо понимали, что эта экспедиция, несмотря на найденное золото, слишком хорошее прикрытие для проведения разведывательной или диверсионной операции, ведь зачем-то британским правительством в команду искателей за сокровищами были введены агенты, которые все время прятались по каютам. Советские агенты чувствовали, что что-то должно было произойти, и не ошиблись. Ночью на подходе к Мурманску судно неожиданно замедлило ход. Стихший шум двигателя встревожил одного из советских агентов. Он заподозрил неладное и стремительно помчался на ходовой мостик. Остановить судно могло только чрезвычайное обстоятельство, но в рубке кроме рулевого находился сам капитан. Как выяснилось, капитан выполнил просьбу одного из британских представителей. В это время британец готовил к спуску на воду какое-то устройство, состоящее из плавучего настила и ящика с проводами. Британец замешкался, принимая решение. Выход у него был один, чтобы не поднимать шума, нужно было избавиться от свидетелей. Это понял и советский агент Мелодинский. Он бросился в рубку, чтобы рассказать об этом коллегам и не дать довести эксперимент да конца. Главная трудность заключалась в том, что советские люди находились на британском судне, и у Мелодинского была одна надежда на то, что британцы побоятся огласки.

Специалистам было понятно в чем заключался ночной эксперимент со взрывчаткой. Именно в этот момент судно проходило через зону противолодочной обороны СССР, одного из самых укрепленных рубежей Советского Союза. Северная база подводных лодок служила стратегическим щитом холодной войны, и подводный взрыв в зоне контроля может привести систему в действие. Если точно скоординировать место и время действия британского экспериментатора с работой системы наблюдения можно зафиксировать в момент взрыва всю оборонительную схему. В масштабах глобального противостояние СССР и Запада 2,5 миллиона фунтов стерлингов потраченных на экспедицию небольшая плата за такие бесценные сведения.

После поднятого шума таинственную аппаратуру заперли вместе экспериментатором в каюте. Доступ туда был закрыт даже во время стоянки в мурманском порту - корабль оставался территорией Великобритании. Информация о ночном инциденте до сих пор засекречена. Тайного агента встретили в порту несколько человек в штатском. Он спустился с борта вместе со своими контейнерами и большие о нем никто из участников экспедиции не слышал.

Первую остановку исследовательское судно «Stephaniturm » сделало порту Мурманск. Каждый слиток тщательно взвешивали, проверяя соответствие с записям в журнале регистрации подводных работ. Все сошлось. Советскую долю, а это 1/3 груза опечатали в специальном контейнере. Почти без затрат, не считая командировочных для двух человек Советский Союз получил порядка 40 миллионов долларов золота. Сама экспедиция обошлась организатором в 2,5 миллиона, между ними и был поделен остаток добычи. Доля Великобритании составила 2/3 поднятых золотых слитков, а Кейт Джесоб получил 1/10 от 10 миллионов долларов.

И всего несколько слитков по-прежнему лежат в трюмах крейсера «Эдинбург » под слоем ила и застывшего мазута среди неразорвавшихся снарядов и торпед Второй мировой войны.

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст» ), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны ), частично - «обратный ленд-лиз »: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. [ ] 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ HMS Edinburgh Fire demonstration

Субтитры

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей, особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании, установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15, «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн, и вооружённые артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 6,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146 800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192 200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций). 30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман ». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск. Второй мировой войны в Баренцевом море . Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута . Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна. На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны. Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии.

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик).
Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны), частично - «обратный ленд-лиз»: поставлялось сырье для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

Основные характеристики:

Длина 190,17 м наибольшая, 187,88 м по ватерлинии, 179,65 м между перпендикулярами.
Ширина 19,32 м.
Двигатели 4 турбозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа.
Мощность 82 500 л. с. (60 МВт) - проектная.
Скорость хода 32,5 узла при стандартном водоизмещении, 31 узел - при полном водоизмещении.
Дальность плавания 10 100 морских миль на скорости 12 узлов.
Экипаж 730 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 3 - 152-мм/50 орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII.
Зенитная артиллерия 6 × 2 - 102-мм/45 Mk-XIX, 2 × 8 - 40-мм «пом-помов».
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата TR-4.

Последний поход «Эдинбурга»

В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций).
30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако, вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он еще больше накренился на левый борт.
В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-­адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск.

Золото, находившееся на борту «Эдинбурга», было застраховано в Госстрахе СССР. 1/3 золота была перестрахована английским Комитетом по страхованию военных рисков.

Поднятие золота с крейсера «Эдинбург»

Идея поднятия золота с затонувшего крейсера возникла сразу же как только появились технические возможности осуществления этой операции.

Попытки поднятия золота осуществлялись неоднократно.

Норвежская фирма «Столт-Нилсен Редери» обращалась 1979 г в советское посольство с уведомлением о поиске судов, пропавших во время Второй мировой войны в Баренцевом море.

Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.

Позднее в 1981 году было достигнуто соглашение и подписан трёхсторонний контракт по поиску и подъёму затонувшего золота. Сторонами по контракту выступали Министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессон Марин Рикавериз», которая должна была осуществлять операцию по поиску и подъёму золота.
Подготовка к операции по подъёму золота проводилась также на борту аналогичного «Эдинбургу» крейсера «Белфаст», стоящего на Темзе в Лондоне, напротив Тауэра.

Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту.
Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».

Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна.
На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.

Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.


HMS Edinburgh

HMS Southampton (1936)

HMS Edinburgh

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

HMS Edinburgh (рус. «Эдинбург» ) - британский лёгкий крейсер типа Town (подтип Edinburgh ), один из сильнейших лёгких крейсеров ВМС Великобритании . Принимал активное участие в боевых действиях Второй мировой войны . Участвовал в операции по уничтожению немецкого линкора Bismarck , а также эскортировал полярные конвои. Погиб 2 мая 1942 года при проводке конвоя QP-11. Крейсер затонул вместе с грузом золота, предназначенным для оплаты военных поставок СССР.

История создания

Крейсер HMS Edinburgh был заложен на верфи Swan Hunter 30 декабря 1936 года, спущен на воду 31 марта 1938 года и введён в строй 6 июля 1939 года.

Конструкция

Корпус

Основное отличие от строившихся до него крейсеров типа Town заключалось в смещении машинно-котельных отделений в корму и размещении перед ними погребов боезапаса 102-мм орудий. Вследствие этого силуэты новых крейсеров приобрели характерные очертания с дымовыми трубами, далеко отставленными от носовой надстройки. Корпус крейсера был круглоскулым, с явно выраженным скуловым изломом в носовой части. Он разделялся на 15 отсеков поперечными водонепроницаемыми переборками . Двойное дно имелось на всём протяжении корпуса , а в районе артиллерийских погребов оно было тройным.

Лёгкий крейсер HMS Edinburgh

Бронирование

HMS Edinburgh имел броневой пояс толщиной 114 мм, который прикрывал корпус между 26-м и 238-м шпангоутами . Пояс опускался на 91 см ниже ватерлинии и поднимался до уровня главной палубы (в районе машинно-котельных отделений до верхней палубы). Пояс замыкался поперечными траверзами толщиной 63 мм. Горизонтальная защита представляла собой броневую палубу толщиной 51 мм. В районе погребов боезапаса башен главного калибра толщина броневой палубы возрастала до 76 мм. Рулевой привод был прикрыт с боков внутренними продольными и поперечными экранами толщиной 25 мм. Сверху он прикрывался броневой палубой толщиной 51 мм.

Вооружение

Основным оружием HMS Edinburgh были 12 152-мм орудий Мк-XXIII. Орудия Мк-XXIII, имевшие конструкцию со скреплённым стволом и поршневым затвором, располагались в трёхорудийных башенных установках Мк-XXIII. Основным зенитным вооружением HMS Edinburgh были 12 102-мм пушек Mk-XVI в спаренных палубных установках Mk-XIX. В первоначальное вооружение крейсера также входили два 8-ствольных 40-мм автомата "Виккерс" Mk-IVA «пом-пом». На крейсере также были установлены два трёхтрубных торпедных аппарата TR-IV калибра 533 мм. Противолодочное вооружение крейсера состояло из глубинных бомб Mk-VII. Также на HMS Edinburgh постоянно базировались три гидросамолёта Supermarine Walrus .

Силовая установка

Гибель

30 апреля HMS Edinburgh был обнаружен подводной лодкой U-456 (командир – капитан-лейтенант Тайхерт). К этому времени крейсер по приказу контр-адмирала Бонэма-Картера, опасавшегося следовать со скоростью транспортов, шёл в голове каравана широким противолодочным зигзагом на скорости 18-19 узлов.

После многочасового маневрирования для поиска оптимальной позиции для атаки, в 16.10 U-456 дала трёхторпедный залп по крейсеру. Две из трёх торпед попали в правый борт HMS Edinburgh : первая в центральную часть корпуса в район 80-го шпангоута, вторая в корму в район 253-го шпангоута. Оба взрыва прогремели практически одновременно. Корабль сильно тряхнуло, тотчас погас свет. Кормовую оконечность вместе с рулём и двумя винтами оторвало от крейсера, металлическая палуба позади последней башни главного калибра изогнулась вверх. HMS Edinburgh потерял ход и управление.

Но, несмотря на тяжёлое положение, экипажу удалось локализовать повреждения. Поступление воды остановили, крен на правый борт выровняли контрзатоплением отсеков противоположного бота и даже перетаскиванием тяжёлых предметов. К 18.30 к повреждённому крейсеру подошли эсминцы HMS Foresight , HMS Forester , «Гремящий» и «Сокрушительный» . Тем временем U-456 попыталась произвести повторную атаку, но была отогнана эсминцем HMS Forester , едва не протаранившим её форштевнем.

Последние минуты HMS Edinburgh

Попытки эсминцев буксировать HMS Edinburgh оказались безуспешными, но крейсеру удалось запустить носовые турбины. При помощи передней пары винтов удалось дать ход около трёх узлов. В качестве рулевого управления использовали буксиры, поданные на эсминцы. Крейсер направился в Мурманск, до которого было около 250 миль, для преодоления которых требовалось 4 дня.

Утром 1 мая «Гремящий» и «Сокрушительный», у которых было на исходе топливо, ушли на заправку в Ваенгу. А после полудня крейсер атаковали торпедоносцы. Немецким лётчикам не удалось причинить какого-либо вреда кораблям, но всё же эсминцам пришлось отдать буксиры и заняться противовоздушной обороной крейсера. Лишь после подхода советского сторожевого корабля «Рубин» и английских тральщиков около 18.00 удалось возобновить движение крейсера. К этому времени удалось поднять давление пара в котлах, и скорость HMS Edinburgh возросла до 8 узлов.

Но немцы не собирались упускать добычу. Около 14.00 суда конвоя QP-11 (к этому времени в охранении остались 4 устаревших эсминца и 4 корвета) подверглись нападению немецких эсминцев Hermann Schoemann (Z-7 ) , Z-24 и Z-25 , имевших ощутимое огневое превосходство над кораблями охранения. После 4-часового жаркого боя (один только Hermann Schoemann выпустил 380 снарядов), в ходе которого немцам удалось потопить советский пароход «Циолковский», они оставили конвой в покое и отправились искать повреждённый крейсер.

В 16.17 с Hermann Schoemann заметили тральщик HMS Harrier и открыли по нему огонь. Перестрелка при низкой видимости была безрезультатна, но помогла HMS Edinburgh подготовиться к бою. Как только немецкий эсминец оказался замечен с крейсера, по нему незамедлительно был открыт огонь. По эсминцу могла вести огонь только вторая башня («В»). Кормовая башня была заклинена, а наводчики первой и третьей башни не видели противника. Система управления огнём была выведена из строя. Но, несмотря на это, первый же залп лёг близко от цели. Hermann Schoemann резко увеличил скорость и начал ставить дымозавесу, но второй залп HMS Edinburgh был точен. В эсминец попали два снаряда, пронзив оба машинных отделения, корабль окутало дымом, управление всеми системами вышло из строя. Торпеда, выпущенная их носового аппарата, в крейсер не попала.

Повреждения кормовой части после попадания торпед.

В 06.48 2 мая в атаку на HMS Edinburgh вышли Z-24 и Z-25 . Крейсер отстреливался из 152-мм и 102-мм орудий, но в этот раз неудачно. Эсминцам удалось выпустить по нему 7 торпед, и одна из них попала в цель. Попадание пришлось в левый борт в районе 86-108 шпангоутов, напротив пробоины по правому борту. Многочисленные помещения (в том числе носовое котельное отделение и погреба боезапаса третьей башни) оказались затопленными водой и нефтью из повреждённых резервуаров. Крейсер был вынужден застопорить турбины.

К крейсеру подошли тральщики HMS Harrier и HMS Gossamer и начали снимать экипаж с крейсера, а третий тральщик - HMS Hussar прикрывал их дымовой завесой. Эсминцы HMS Foresight и HMS Forester ввязались в бой с Z-24 и Z-25 , и, несмотря на полученные тяжёлые повреждения, отогнали их. Немцы отошли к тонущему Hermann Schoemann , сняли с него экипаж и подорвали его глубинными бомбами. Hermann Schoemann затонул в 8.30.

Но HMS Edinburgh ненадолго пережил своего противника. Крен продолжал увеличиваться и адмирал Бонем-Картер приказал снимать с корабля экипаж. Экипаж перешёл на тральщики, которые оказались сильно перегруженными. Для того, чтобы скорее продолжить путь, HMS Edinburgh было решено добить. Это сделал эсминец HMS Foresight выпустив по нему торпеду. В 8.52 крейсер исчез под водой. На крейсере погибло 57 человек и ещё 23 были ранены.

Командиры

Корабль с сокровищами

Информация о том, что на борту HMS Edinburgh находилось золото, очень скоро просочилась в английскую прессу. А в 50-е годы появились предложения о поиске крейсера и находящегося на его борту золота. Но поиск HMS Edinburgh был сопряжён с определёнными трудностями. Во-первых, корабль затонул на глубине в четверть километра; во-вторых, крейсер был объявлен военным захоронением (ведь на нём покоилось 57 моряков), вследствие чего он получил полную неприкосновенность.

Тем не менее, англичанин Кейт Джессоп, в течение 10 лет изучавший всевозможную информацию о последнем походе HMS Edinburgh , решился организовать поисковую экспедицию. В 1979 году он, заручившись поддержкой норвежской фирмы «Столт-Нильсен», провёл поиски в Баренцевом море. Хотя корабль найден не был, район поиска довольно чётко удалось обозначить. Это оказалось возможным, в основном, благодаря свидетельству капитана одного из траулеров, в сети которого попали обломки с HMS Edinburgh .

В 1980 году предприимчивый англичанин организовал собственную фирму «Джессоп мэрин Рикавериз». В проекте Джессопа согласились участвовать известные корпорации: «Ракал-Декка», предоставившая электронное и гидроакустическое оборудование и OSA, предоставившая поисковое судно Demptor . В мае 1981 года Demptor отправился в поисковую экспедицию, оказавшуюся удачной. HMS Edinburgh был обнаружен в первый же день поисков. Он лежал на левом борту на глубине 250 метров. С помощью видеокамеры был отснят небольшой фильм.

Кейт Джессоп сразу же начал переговоры с советской и британской сторонами, в результате чего появилось советско-британское соглашение, подписанное 5 мая. Согласно нему фирма Джессопа несла все затраты по подъёму золота, а в случае неудачи не получала никакой компенсации. В случае же успеха Джессоп получал 45% поднятого золота, а остальное должно быть поделено между СССР и Великобританией в соотношении 2:1, так как СССР в годы войны уже получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков.

Для того, чтобы не беспокоить останки погибших моряков, подъём золота предполагалось осуществить через торпедную пробоину в правом борту. В августе к месту гибели HMS Edinburgh прибыло судно Stefaniturm , предоставленное фирмой OSA и оснащённое по последнему слову техники, в том числе, глубоководным колоколом и мощными лебёдками. Попытки проникнуть в артиллерийский погреб с золотом через торпедную пробоину была безуспешной. Мешали покорёженные конструкции и большое количество снарядов. Был прорезан дополнительный лаз, и проложен путь через топливные танки. Условия работы были чрезвычайно трудными, ведь работы на такой глубине проводились впервые в истории, и многие водолазы жаловались на недомогание.

16 сентября 1981 года поиски увенчались успехом. Был найден первый золотой слиток весом 11,5 кг. За следующие три недели был поднят 431 слиток золота общим весом около 5,13 тонн. Чрезвычайная усталость водолазов, а также ухудшение погоды заставили прекратить работы, и 7 октября Stefaniturm отправился в Мурманск. Общая стоимость поднятого золота составила более 40 млн. фн. ст., что является абсолютным рекордом в истории поиска морских сокровищ.

После этого Джессоп продал советско-британский контракт своим конкурентам - фирме «Уорлтон-Уильямс», которая организовала новую экспедицию к HMS Edinburgh . 28 августа 1986 года поисковое судно Deepwater-2 отправилось к месту гибели крейсера. В течение двух недель было найдено и поднято на поверхность ещё 29 слитков. На HMS Edinburgh оставалось ещё 5 слитков золота, но отыскать их среди покорёженного металла и разбросанных повсюду боеприпасов оказалось нереальным. 18 сентября Deepwater-2

Литература и источники информации

  • С.А. Балакин Крейсер "Белфаст" . - Москва: 1997. - (Морская коллекция №1/97).
  • С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин, М.С. Барабанов, К.В. Егоров Крейсера Второй мировой. Охотники и защитникию . - Москва: Коллеция, Яуза, ЭКСМО, 2007. - (Арсенал Коллекция). - ISBN 5-699-19130-5

Галерея изображений

Тип: Модифицированный Town / Edinburgh Флаг: Великобритания Постройка: Swan Hunter Заказан: Заложен: 30 декабря 1936 года Спущен на воду: 31 марта 1938 года Наречён: Принят на вооружение: 6 июня 1939 года Флаг спущен: Снят с вооружения: Конец: Затонул в Баренцевом море Тактико-технические характеристики Водоизмещение: 10000 брутто-регистровых тонн Длина: 190,17 м наибольшая
187,88 м по ватерлинии
179,65 м между перпендикулярами Ширина: 19,32 м Силовая установка: 4 трубозубчатых агрегата Парсонса, 4 трёхколлекторных котла Адмиралтейского типа
проектная мощность 82,500 л.с. (60 МВт) Движитель: Скорость: 32,5 узла при стандартном водоизмещении
31 узел при стандартном водоизмещении Запас хода: 10100 морских миль при 12 узлах Экипаж: 730 человек Вооружение Артиллерийское вооружение: 4×3 6"/50 (152-мм) орудий Mk-XXIII в башенных установках MK-XXIII Зенитное вооружение: 6×2 4"/45 (102-мм) спаренных орудий Mk-XIX Мелкокалиберные орудия: 2×8 2-фн 40-мм пушек «пом-пом» Торпедное вооружение: 2 трёхтрубных торпедных аппарата TR-4 21" (533 мм) торпедных аппаратов Прочее Девиз:

HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер , типа «Таун» (подтип «Белфаст»), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .

В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкъявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - платеж за ленд-лиз . 2 мая года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).

История постройки

В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей особенно нуждалась в кораблях такого класса.

Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15 «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн и вооружённых артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:

  • a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
  • b) с артиллерией калибром менее 5,1 дюйма (155 мм)»

Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.

Конструкция и характеристики

Участие в военных действиях

Последний поход «Эдинбурга»

В мае 1942 года «Эдинбург» с золотым грузом при загадочных обстоятельствах был потоплен в Баренцевом море в трёх днях пути от Мурманска. Крейсер затонул на большой глубине. Найти разгадку гибели крейсера и исчезновения золотого груза долгие годы считалось технически невозможным. Одна из самых секретных операций времён второй мировой войны с годами превратилась в одну из легенд о подводных сокровищах. Успешным оказался подъём 5,5 т золотых слитков с британского крейсера «Эдинбург», затонувшего в мае 1942 г. после атак по нему немецких подводных лодок и эсминцев. Крейсер с золотом пролежал почти 40 лет на дне Баренцева моря на глубине 260 м, когда в мае 1981 г. английское поисковое судно «Даммтор» вышло в рейс для поиска затонувшего крейсера.

Операция по подъёму золота

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .