Капелла киджи, рафаэль санти и скульптурные шедевры джованни лоренцо бернини. Базилика санта-мария дель пополо Капелла киджи церкви санта мария дель пополо

Капелла киджи, рафаэль санти и скульптурные шедевры джованни лоренцо бернини. Базилика санта-мария дель пополо Капелла киджи церкви санта мария дель пополо
Капелла киджи, рафаэль санти и скульптурные шедевры джованни лоренцо бернини. Базилика санта-мария дель пополо Капелла киджи церкви санта мария дель пополо

Сентябрь 22, 2018

В внешнем облике базилики нет ничего особенного и вызывающего, она имеет самую что ни на есть обыкновенную историю и, на первый взгляд, ничем не отличается от других подобных сооружений. Санта Мария дель Пополо в Риме привлекает к себе внимание не грандиозными масштабами или роскошным фасадом — настоящие сокровища этой церкви скрываются внутри. Они спрятаны от глаз обычных прохожих. Сюда приходят либо верующие, либо только те, кто на самом деле знает, в чем заключается ценность этой базилики, либо любопытные праздношатающиеся туристы, которых можно перечислить буквально по пальцам.

История базилики Санта Мария дель Пополо берет свое начало в далеком XI веке. Тогда по желанию Папы Римского Пасхалия II на месте разрушенного Мавзолея Домиция, где по приданию располагалась могила Нерона, была построена небольшая капелла. Конечно же, никаких документальных подтверждений о существовании императорской гробницы на этом месте найдено не было, но эта легенда бродит по городу уже не одну сотню лет. Происхождение названия церкви относят к истории о том, что та самая первая капелла была построена на пожертвования римского народа (popolo romano).
Во второй половине XV века по заказу Папы Римского Сикста IV было возведено новое здание церкви Санта Мария дель Пополо в стиле эпохи Возрождения . Над реализацией проекта базилики работал Андрэа Брэньо, однако, по свидетельствам Вазари, главным архитектором церкви стал другой, не менее известный деятель тех лет – Баччо Понтэлли.

В начале следующего столетия началась активная работа над внутренним убранством базилики. По рисункам Браманте были созданы хоры, а Рафаэль Санти трудился над созданием приватной капеллы для банкира Агостино Киджи. Окончательный барочный вид интерьер церкви приобрел после масштабной реконструкции, проведенной в 50 годы XVII века, руководителем которой был знаменитый Джан Лоренцо Бернини.

Интерьер базилики Санта Мария дель Пополо


Кажущаяся на первый взгляд простота внутреннего убранства базилики, позволяет подчеркнуть всю значимость и величие тех произведений искусства, которыми так знаменита эта церковь, помогая сполна насладиться их неповторимой красотой. Санта Мария дель Пополо является хранительницей большого количества ценнейших произведений искусства, рожденных талантом выдающихся мастеров прошлых столетий и бережно сохраненных для нас представителями последующих поколений. Здесь можно увидеть работы Караваджо, Рафаэля, Карраччи, Пинтуриккио, Карла Фонтана, Бернини и многих других. В церкви находится средневековый образ Богоматери, перенесенный сюда из базилики Сан Джованни ин Латерано еще в XIII веке, а также многие другие сокровища. Давайте познакомимся с ними по порядку.

Итак, внутреннее пространство церкви разделено двумя рядами широких арок на три продолговатых нефа. Главный алтарь установлен в так называемых хорах базилики. Его украшает ценнейшая икона XIII века, выполненная в византийском стиле. Особого внимания заслуживают небольшие капеллы церкви, расположенные в боковых нефах и трансепте собора. Наиболее интересными из них являются:

  • Капелла дель Пресепио первая справа от входа. Она посвящена святому Иерониму, а построена была для кардинала Доменико делла Ровере в конце XV века. Капелла знаменита фресками работы таких художников как Тиберио д’Ассизи и Пинтуриккио.
  • Капелла Кубо — вторая справа. Изначально декорирована Пинтуриккио, но в конце XVII века она практически полностью была реконструирована Карло Фонтана.
  • Капелла Бассо делла Ровере, построенная по заказу кардинала Джироламо Бассо делла Ровере в 80 годы XV века, расписана учениками Пинтуриккио. Особый интерес этой часовни представляет керамическое напольное покрытие, сохранившееся в своем первозданном виде. Часовня располагается в правом нефе, третьей от входа.
  • Капелла Черази, находящаяся в трансепте, является одной из самых ценных часовен базилики. Именно здесь хранятся оригинальные полотна Караваджо: «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра», а также известное произведение Аннибале Карраччи — «Успение Пресвятой Богородицы».
  • вторая слева от входа. Была построена по проекту выдающегося Рафаэля Санти для папского банкира Агостино Киджи в качестве фамильной усыпальницы в первой половине XVI века и реконструирована Лоренцо Бернини веком позже по заказу кардинала Фабио Киджи, ставшего впоследствии Папой Александром VII. В часовне, наряду с произведениями Рафаэля и Бернини, можно увидеть и работы других мастеров: Лоренцетто, Франческо Сальвиати, Себастьяно дель Пьомбо и др.

Базилика Санта-Мария дель Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) - церковь ордена августинцев в Риме. Имеет высокую художественную ценность, так как в базилике находятся работы Рафаэля, Караваджо, Пинтуриккьо, Бернини, Карраччи и других мастеров живописи XIII-XVII веков.

Содержание
содержание:

Существует два варианта происхождения названия базилики. По одной версии достопримечательность берёт название от романской часовни, которая была расположена у тополя (итал. populus). Наиболее реальна - распространённая версия о том, что сооружение возведено на средства народа (итал. popolo). В последствии базилика дала название и площади Пьяцца дель Пополо.

История достопримечательности начинается в 1099 году, когда по указанию Папы Римского Пасхалия II на месте, где по преданию был захоронен император Нерон, была возведена уже упоминаемая романская часовня. В первой половине XIII века часовня была передана Ордену августинцев, монахи которого на её месте решили возвести базилику. Строительство началось в 1472 году и было приурочено к юбилею папы Сикста IV в 1475. Закончили же постройку немного позже - в 1477. Руководил проектом архитектор Андреа Бреньо.

В 1655 году Базилика Санта-Мария дель Пополо опять претерпевает изменения, так как Папа Александр VII решил обновить фасад сооружения. Для этой работы был приглашен известный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, который оформил фасад в стиле барокко. Визуально фасад разделён на три сектора; в каждом из них имеется вход в базилику, оформленный в виде портала.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Планировка Базилики Санта-Мария дель Пополо имеет форму латинского креста. Внутреннее оформление базилики изобилует шедеврами знаменитых художников и скульпторов своего времени. Подкупольная мозаика выполнена Рафаэлем, а уникальные витражные окна, которые освещают пространство церкви, - французским живописцем Гийомом де Марсилла. По заказу Папы Юлия II в 1508 году Рафаэль написал полотно «Мадонна дель Пополо» и парный к нему «Портрет Папы Юлия II», которые находились в базилике до 1591 года. По обе стороны вдоль главного нефа расположены капеллы, ставшие усыпальницами представителей римской знати и сановников католической церкви.

Главный алтарь украшает картина XIII века работы неизвестного автора. Справа от алтаря в первой капелле находится изящная фреска работы Пинтуриккьо «Поклонение младенцу Иисусу». Капелла Чибо богато украшена полихромным мрамором и полотном «Успение и учителя церкви» (Карло Маратта). Здесь можно увидеть надгробия кардиналов Лоренцо и Альдерано из рода Чибо. С левой стороны нефа устроена Капелла Чераси , над оформлением которой работали признанные мастера стиля барокко - Карраччи и Караваджо. На стенах капеллы находятся полотна Караваджо «Обращение св. Павла» и «Распятие св. Петра», а в алтаре - прекрасная картина Каррачи «Вознесение». Капелла Киджи выполнена по эскизам Рафаэля для своего покровителя банкира Агостино Киджи (из рода Киджи также происходил и Папа Александр VII). Стены оформлены фресками Сальвиати, а картины в алтаре принадлежат Себастьяно дель Пьомбо. Сразу две капеллы посвящены влиятельному роду Делла Ровере - над обоими работал Пинтуриккьо.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Санта Мария дель Пополо– церковь на одноименной площади в Риме у подножия холма Пинчо рядом с Порта дель Пополо – главными северными воротами города в средние века.

Церковь Санта Мария дель Пополо – знаковое место в Риме и для истории города, и для его преданий, и для мировой культуры, но, особенно для христиан.

Предполагается, что именно в этой церкви хранится одно из первых Евангелий, переведенных Кириллом и Мефодием на славянский язык.

В 9 веке Святые Кирилл и Мефодий принесли Священную Книгу в Рим на суд римского Папы Анриана-II, который утвердил богослужения на славянском и разрешил хранить Евангелие на славянском в римских церквях.

Уважаемые самостоятельные путешественники! Если кому-то из вас удалось побывать в музее церкви Санта Мария дель Пополо и посчастливилось увидеть первое Евангелие на славянском языке, расскажите об этом!

Легенда церкви Санта Мария дель Пополо

По одному из преданий города Рима, церковь Святой Марии del Popolo появилась на этом месте «благодаря» Нерону, точнее призраку ужасного императора. Легенда гласит так: давным-давно, в далекие средние века в районе площади дель Пополо стал появляться призрак Нерона, внося смуту и страх в людские души.

Поговаривали, что именно здесь был похоронен жестокий император, оставшийся в памяти предков лишь как гонитель христиан, сжегший великий город. Чаще всего признак ненасытного Нерона видели на ореховом дереве, растущем на площади. Паника, нагоняемая жутким призраком, заставила народ обратиться к Папе Пасхалию-II за помощью и защитой. И, вот в одну ночей 1099 года привиделась Папе Римскому во сне Пресвятая Дева Мария, повелевавшая срубить это дерево. Пасхалий-II это исполнил в точности, и как уверяют, собственноручно.

На этом же месте он нашел человеческие кости, которые выбросил в Тибр, а на этом месте приказал воздвигнуть часовню в честь Девы Марии, чьим покровительством Рим избавился от кошмарного призрака Нерона. Кроме того, как раз к этому времени крестоносцы в очередной раз освободили Иерусалим, что явилось дополнительным основанием для восхваления Девы Марии.

Народная молва утверждает, что для этой часовни деньги на строительство собирали всем миром, именно поэтому и площадь, и одноименная церковь названы «del Popolo», то есть «народные».

История церкви Санта Мария дель Пополо в Риме

В 13-ом веке, к уже построенной часовне была пристроена небольшая церковь в римском стиле. А церковь, которую мы видим сейчас, достроена уже в конце 15 века (начало реконструкции 1472 год) по велению Сикста-IV, поручившему флорентийскому архитектору Баччио Понтели придать церкви завершенный вид латинского креста, выполнив ее в строгом ренессансном стиле.

Икона "Мадонна дель Пополо" в главной апсиде церкви Санта Мария дель Пополо

(Basilica of Santa Maria del Popolo – одна их первых церквей Рима, построенных в стиле Ренессанс). В 1505 году Донато Браманте расширил церковь апсидой, а еще позднее (середина 17-го века) Дж.Лоренцо Бернини добавил барочные элементы (дугообразные линии) в главный фасад, что бы слегка «модернизировать» внешний облик церкви под «модное» тогда барокко.

В то время рядом с церковью Санта Мария дель Пополо находился первый в Риме монастырь Августинцев, в котором останавливался сам Мартин Лютер во время своего визита в 1510-1511гг. К сожалению, во время разграбления Рима в 1527г этот монастырь был полностью разрушен.

Апсида Санта Мария дель Пополо

Апсида церкви, в которой размещается главный алтарь знаменита своей иконой Божьей Матери, по преданию приписываемую руке самого Евангелиста Луке. В действительности этот образ «Мадонны дель Пополо» создан одним сиенским мастером в 13 веке, что ни в коем случае не умаляет благости и святости образа. Те, кто побывал в церкви Santa Maria del Popolo, на себе смогли убедиться в этом.

Здесь же, в апсиде главного алтаря базилики находятся два витражных окна, считающихся самыми старыми в Риме. Выполнены они французским мастером Гильомом де Марсильятом в 1509году.

Церковь Санта Мария дель Пополо на карте Рима:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Глава 3.
На мозаиках Рафаэля в капелле Киджи церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (зодиак МР) изображен слегка измененный зодиак Астрономии. Астрономически на нем записано либо 23-25 августа ст.ст. 1785 года, либо 11-12 августа ст.ст. 1843 года

3.1. Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) в Риме, капелла Киджи и зодиак MP

Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) на Тополиной площади (пьяцца дель Пополо) в Риме принадлежит к числу наиболее известных средневековых римских церквей, рис.172 , рис.173 , рис.174 . Считается, что ее построил папа Сикст IV в 1477 году, причем год постройки прямо указан на стенах самого здания, рис.175 , рис.176 . Особенно знаменит один из приделов этой церкви - так называемая капелла Киджи - с мозаиками Рафаэля, созданными якобы в 1516 году. Однако, как мы покажем в данной главе, на этих мозаиках изображен зодиак, на котором астрономически записана дата отнюдь не XVI века, а XVIII или даже XIX (имеется два варианта датировки). Таким образом, общепринятая датировка мозаик Рафаэля в капелле Киджи 1516 годом неверна. Более того, полученная нами поздняя датировка этих знаменитых мозаик - в сочетании с проставленной на них ложной датой 1516 года - свидетельствует об их ПОДЛОЖНОСТИ.

Приведем для начала краткие сведения о церкви Санта Мария дель Пополо, размещенные в интернете (Википедия). В целом, они взяты из современных путеводителей и отражают официальную точку зрения современных итальянских историков.

"Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Santa Maria del Popolo) - церковь ордена августинцев в Риме, от которой берет свое название большая пьяцца дель Пополо. Возникла на месте часовни, построенной у тополя (populus) близ северных ворот Рима папой Пасхалием II. Нынешнее здание церкви возведено в 1472-77 годах и расписано Пинтуриккьо, интерьер основательно обновлен Бернини при Александре VII (то есть, в 1665-1667 годах - Авт.). Наибольший художественный интерес представляют пять приделов церкви... КАПЕЛЛУ КИДЖИ спроектировал Рафаэль для своего покровителя Агостино Киджи. МОЗАИЧНОЕ УБРАНСТВО КАПЕЛЛЫ ПРИНАДЛЕЖИТ РАФАЭЛЮ, картины в алтаре - Себастьяно дель Пьомбо" (ru.wikipedia.org).

Примерно то же самое говорят и источники начала XX века. Например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает: "Из храмов в стилях Возрождения и барокко выдаются... Санта Мария дель Пополо (1477), с фресками Пинтуриккио и капеллой Киджи" , статья "Рим". "Рафаэль изготовляет картоны, по которым Лузаччо ди Паче выполняет мозаичные купола капеллы Киджи в церкви Санта Mapиa дель Пополо" , статья "Мозаика".

Мы побывали в церкви святой Марии в тополях осенью 2009 года. Вход в капеллу Киджи был занавешен пологом в целях реставрации, рис.177. Однако во время нашего посещения реставраторы в капелле Киджи не работали и можно было зайти внутрь, за полог, что многие посетители и делали. Мозаики и фрески внутри капеллы не были закрыты. С первого же взгляда нам стало очевидно, что на мозаиках Рафаэля изображен зодиак, который является разновидностью зодиака Астрономии. Мы подробно сфотографировали и впоследствии изучили как сам зодиак, так и все остальное убранство капеллы.

Мозаики с зодиаком покрывают своды купола капеллы. Ниже, в межоконных проемах подкупольного барабана находятся фрески Франческо Салвиати, изображающие библейское сотворение мира. Общий вид мозаик и фресок показан на рис.178 .

Пояснительная табличка при входе в капеллу, в переводе на русский язык гласит следующее, см. рис.179 :

"Капелла Киджи была пожалована папой Юлием II в 1507 году сиенскому банкиру Агостино Киджи, который считался одним из самых богатых людей эпохи Возрождения. Для убранства капеллы Киджи нанял Рафаэля. Тот уже работал прежде на Киджи, расписывая принадлежащую ему виллу Фарнезино (о вилле Фарнезино, ее зодиаках и их датировке пойдет речь в последующих нащих книгах - Авт.). Как раз в то время (в 1514 году) Рафаэль был занят разработкой проекта Собора св. Петра в Ватикане... В капелле Киджи по рисункам Рафаэля были изготовлены лишь мозаики (которые он сам разработал), а также боковые статуи Ионы (изваяна Лоренцетто) и Илии (закончена Рафаэлло да Монтелупо) ... В середине XVII столетия папа Александр VII Киджи, правнук первого хозяина капеллы, решил придать семейной капелле законченный вид. Он поручил Бернини изваять две боковые статуи Даниила и Аввакума, а также большие надгробные статуи Агостино и Сигизмондо Киджи, начатые еще Лоренцетто и Рафаэлло да Монтелупо в 1522 году - возможно, на основе рисунков самого Рафаэля.

ПРАВАЯ СТЕНА

Рафаэлло да Монтелупо, "Пророк Илия" (1522), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Статуя Агостино Киджи" (ок.1655), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Пророк Аввакум" (ок.1655), мрамор - Рафаэлло Ванни, "Аарон" (1653), масло по холсту в круглом проеме

Себастьяно дел Пьомбо и Франческо Салвиати, "Рождество Богородицы" (закончено около 1555), масляная роспись по стене - Лоренцетто, алтарная скульптура "Христос и Самаритянка" (ок.1522), бронза

ЛЕВАЯ СТЕНА

Лоренцетто, "Пророк Иона" (ок.1522), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Статуя Сигизмондо Киджи" (ок.1655), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Пророк Даниил" (ок.1655), мрамор - Рафаэлло Ванни, "Давыд" (1653), масло по холсту в круглом проеме

Франческо Салвиати (медальоны), "Аллегории времен года" (1557), масляная роспись по стене - Франческо Салвиати (подкупольный барабан), "Сотворение мира и первородный грех" (1554), масляная роспись по стене - Луиджи де Паче, "Бог-отец создатель Вселенной" (1516), мозаики"

Фрески "Сотворение мира и первородный грех", находящиеся непосредственно под мозаиками с зодиаком, представлены на рис.180 , рис.181 и рис.182 . Видно, что они изображают только лишь библейские сцены из книги Бытие и не содержат никаких дополнительных сведений, относящихся к астрономической записи дат на зодиаках.

Приступим к описанию зодиака в капелле Киджи. Мы будем называть его зодиаком MP.

3.2. Зодиак МР посвящен возвращению грубого гороскопа зодиака Астрономии с одним небольшим, но существенным для астрономического датирования изменением

Начнем с мозаик Рафаэля, представляющих собой ряд отдельных картин, расположенных поясом по окружности купола, рис.178 . Над ними есть еще одна мозаика в самом центре купола, которая была изготовлена Луиджи Паче одновременно с мозаиками Рафаэля. Она является важным астрономическим дополнением к зодиаку MP и мы также изучим ее ниже.

Мозаики Рафаэля представляют собой ряд отдельных картин, рис.178. Их ровно восемь - в точности, как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, см. выше. Сейчас мы убедимся, что и в палатах Борджиа и в капелле Киджи изображен один и тот же зодиак Астрономии. Однако - с разными астрономическими уточнениями и, соответственно с разной датировкой. Пройдемся по всем восьми рафаэлевским мозаикам последовательно, от первой до последней.

Начнем с мозаики, посвященной ВЕНЕРЕ, рис.183 . Венера изображена в виде полуобнаженной молодой женщины с золотистыми волосами. К ней прильнул купидон с горящим факелом. Горящий факел, скорее всего, символизирует здесь яркий блеск Венеры. С точки зрения астрономического датирования он важен для нас тем, что подчеркивает ее ВИДИМОСТЬ. Голова Венеры находится на дуге зодиака между символами созвездий ВЕСОВ и ТЕЛЬЦА. Это те же самые созвездия, которые изображены возле Венеры и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа. Сверху изображен ангел с крыльями, который, по-видимому, не имеет астрономического значения. Такие ангелы изображены на всех мозаиках Рафаэля, посвященных всем планетам древности.

В правом нижнем углу мозаики Венеры, рядом с кулачком купидона, в котором он зажимает горящий факел, изображено число 1516, рис.184 . Причем, это не просто число, а ДАТИРОВКА 1516 ГОДОМ Н.Э. Историки ИМЕННО ТАК И ДАТИРУЮТ МОЗАИКИ В КАПЕЛЛЕ КИДЖИ, см. ниже. Таким образом, если верить историкам, Рафаэль (или Луиджи Паче) ЛИЧНО ПРОСТАВИЛ НА СВОИХ МОЗАИКАХ ДАТУ. Причем проставил ее удивительно похоже на то, как это делается в наше время - АРАБСКИМИ ЦИФРАМИ И БЕЗ УКАЗАНИЯ ТОЧКИ ОТСЧЕТА. Но записывать даты в таком виде стало принято лишь в XIX веке. Раньше так обычно не делали. Конечно, возможны исключения. Само по себе это пока ничего не доказывает, но, все же, вызывает подозрения. Тем более интересно будет вычислить астрономическую датировку данного зодиака и сравнить ее с проставленной на нем датой. Если они сойдутся, то мы получим редкий пример современного способа записи дат в Средние века. Если нет (как и произойдет), то наши подозрения о подложности даты 1516 г. - а вместе с ней и всех мозаик в целом - подтвердятся.

Продолжим наше движение по мозаикам Рафаэля в капелле Киджи. Следующая мозаика посвящена СОЛНЦУ, рис.185 . Солнце изображено здесь в виде солнечного бога Аполлона, стреляющего из лука. Голова Аполлона находится на дуге зодиака, на которой изображено созвездие ЛЬВА. Никаких других созвездий не показано. На голове Аполлона изображен большой золотистый диск, по которому расходятся красные лучи. Это диск Солнца. Сверху изображен ангел с крыльями. Вспомним, что на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа картина, посвященная Солнцу, тоже была подписана APOLLO, то есть "Аполлон", и на ней было показано одно лишь созвездие Льва. Здесь мы видим в точности то же самое.

Следующая мозаика посвящена МАРСУ, рис.186 . Марс изображен в виде воина в доспехах, с мечом и щитом в руках. Голова Марса расположена на дуге зодиака между ОВНОМ и СКОРПИОНОМ. Сверху показан ангел, удерживающий руку Марса с занесенным мечом. И опять мы видим полное совпадение с грубым гороскопом зодиака Астрономии. С теми же самыми созвездиями Марс был изображен и в палатах Борджиа,

Затем идет мозаика, посвященная ЮПИТЕРУ, рис.187 . Как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, Юпитер показан между РЫБАМИ и СТРЕЛЬЦОМ, рис.188 . В левом нижнем углу рядом с Юпитером изображен орел, знак Юпитера. Более того, Юпитер зажимает в руке пучок громов и молний, поэтому не остается никаких сомнений, что это именно Юпитер, рис.187 . Сверху, как обычно, изображен ангел.

Следующая мозаика посвящена САТУРНУ, который представлен здесь в виде бородатого мужчины с косой в руке, рис.189 . Коса является признаком Сатурна и однозначно указывает, что речь идет именно о нем. Здесь мы в первый и последний раз на всем зодиаке MP встречаем некоторое отличие от грубого гороскопа зодиака Астрономии. А именно, в в то время, как в палатах Борджиа Сатурн был изображен между Водолеем и Козерогом, здесь показано ТОЛЬКО ОДНО созвездие - КОЗЕРОГ, рис.190 . Значит, САТУРН БЫЛ В КОЗЕРОГЕ. Причем не просто в Козероге, а ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ВОДОЛЕЯ. Например - в середине Козерога или, лучше всего, на границе Козерога и Стрельца. Но никак не на границе Козерога и Водолея. Иначе не имело бы никакого смысла отступать от канонического вида зодиака Астрономии. А поскольку такое отступление налицо, значит, это было сделано намеренно и должно иметь вескую причину.

Следующей идет мозаика, посвященная ЛУНЕ, рис.191 . Луна изображена в виде богини Дианы, стреляющей из лука. На голове у нее - полумесяц, символ Луны, на котором сидит РАК, рис.192 . Значит, Луна была в Раке. То же самое было и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа.

Последняя планетная мозаика посвящена МЕРКУРИЮ, рис.193 . Как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, Меркурий показан между ДЕВОЙ и БЛИЗНЕЦАМИ. В руке у Меркурия - жезл Меркурия, являющийся признаком данной планеты. Сверху, как обычно, изображен ангел.

Ряд мозаик Рафаэля замыкает восьмая картина, не соответствующая ни одной планете. Изображен ангел над звездным глобусом, рис.194 . Тут сквозит подражание зодиаку Астрономии, где тоже есть восьмая картина, не отвечающая ни одной планете. Но если там она имела вполне содержательный смысл - изображала событие (изобретение птолемеевской системы мира), которому посвящен зодиак - то здесь восьмая картина ничего особенного не означает. Она просто добавлена для общего числа. Это выглядит довольно необычно для действительно старого, средневекового подлинника.

И, наконец, самая последняя мозаика, расположенная сверху под куполом, представлена на рис.195 . Ее рисунок уже не приписывается Рафаэлю, однако считается, что она была изготовленная одновременно с остальными мозаиками тем же самым мастером Луиджи Паче, см. рис.179 . Эта подкупольная мозаика представляет собой ценное астрономическое дополнение к зодиаку MP. Она напоминает исследованный нами ранее зодиак PD из падуанской крестильни [ЕРИЗ]. Астрономический смысл ее довольно прозрачен и состоит в следующем.

В круге изображен Господь Вседержитель в окружении семи ангелочков - семи планет древности, рис.195 . Четыре ангелочка показаны внизу, рядом с Богом, три другие - сверху, на противоположной стороне круга. Один из четырех нижних ангелочков-планет явно выделяется тем, что прильнул к Вседержителю, буквально спрятавшись у него под мышкой. Астрономически "спрятавшаяся" планета - та, которая не видна с Земли поскольку скрывается, "прячется" в солнечных лучах. И действительно, спрятавшийся ангелочек нарисован черноволосым, в то время как у остальных шести ангелочков цвет волос золотистый. Итак, мы получаем, что четыре из семи планет древности были близки к Солнцу, причем одна из них настолько близка, что терялась в солнечных лучах и не была видна с Земли. Это - черноволосый ангелочек на мозаике. Еще три планеты находились существенно дальше от Солнца, чем первые четыре, но, скорее всего - не очень далеко друг от друга, поскольку на мозаике они изображены сплоченной кучкой сверху, рис.195 .

С точки зрения астрономии, описанная картина является ценным уточнением основного гороскопа. Она поможет нам отсеять лишние астрономические решения и датировать зодиак.

3.3. Формальные астрономические данные, заложенные в зодиаке MP и дополнительной сцене под куполом

Итак, на зодиаке MP задано следующее расположение планет:

СОЛНЦЕ - во ЛЬВЕ.

ЛУНА - в РАКЕ.

ЮПИТЕР - между Стрельцом и Рыбами, то есть в СТРЕЛЬЦЕ, КОЗЕРОГЕ, ВОДОЛЕЕ или РЫБАХ.

САТУРН - в КОЗЕРОГЕ.

МЕРКУРИЙ - между Близнецами и Девой, то есть в БЛИЗНЕЦАХ, РАКЕ, ЛЬВЕ или ДЕВЕ (по кратчайшему пути от Близнецов до Девы).

МАРС - между Овном и Скорпионом, то есть в СКОРПИОНЕ, СТРЕЛЬЦЕ, КОЗЕРОГЕ, ВОДОЛЕЕ, РЫБАХ или ОВНЕ.

ВЕНЕРА - между Тельцом и Весами, то есть в ТЕЛЬЦЕ, БЛИЗНЕЦАХ, РАКЕ, ЛЬВЕ, ДЕВЕ или ВЕСАХ.

Отличие от грубого гороскопа зодиака Астрономии здесь лишь в том, что Сатурн указан в одном Козероге, а не в Водолее-Козероге. Выше уже говорилось о том, что вносить подобные изменения в канонический образец зодиака Астрономии имело смысл лишь в том случае, если Сатурн НАХОДИЛСЯ ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ВОДОЛЕЯ. Иначе зачем было менять канон? Даже если бы Сатурн был в середине Козерога, каноническая область Водолей-Козерог все еще вполне подходила бы для него. Подлинная необходимость в ее изменении возникала лишь в том случае, если Сатурн находился на противоположном от Водолея краю Козерога, рядом со Стрельцом. Или, быть может, даже чуть-чуть вышел из Козерога и залез в Стрельца. Тогда, действительно, каноническая область Водолей-Козерог уже не соответствовала бы положению Сатурна и ее надо было изменить. Что мы и видим на зодиаке MP.

Из соображений устойчивости в наших расчетах мы допускали, что Сатурн мог находиться либо в середине Козерога (с некоторой натяжкой), либо на границе Козерога и Стрельца (идеальный случай). Но - не на краю Козерога со стороны Водолея. Данное условие проверялось нами вручную на этапе отсева предварительных решений. При формальном поиске предварительных решений для Сатурна допускалось любое место в Козероге, в том числе и граница Козерога и Водолея.

Приведем соответствующе входные данные для программы ГОРОС.


ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОГРАММЫ HOROS
Зодиак в базилике Санта-Мария-дель-Пополо в Риме - зодиак MP

Повторение зодиака Астрономии с уточнением
по Сатурну: Сатурн строго в Козероге

Код данных MP00

ВЕНЕРА - в Тельце-Весах
МЕРКУРИЙ - в Близнецах-Деве
ЛУНА - в Раке
ЮПИТЕР - в Стрельце - Рыбах
САТУРН - в Козероге (для Сатурна указан только Козерог!)
МАРС - в Овне-Скорпионе (по меньшей дуге через Козерога)
СОЛНЦЕ - во Льве

Сатурн, Юпитер, Марс перестановочны
Солнце, Луна, Венера, Меркурий перестановочны

ШКАЛА СОЗВЕЗДИЙ

<0>ОВЕН<1>ТЕЛЕЦ<2>БЛИЗНЕЦЫ<3>РАК<4>ЛЕВ<5>ДЕВА<6>ВЕСЫ<7>
СКОРПИОН<8>СТРЕЛЕЦ<9>КОЗЕРОГ<10>ВОДОЛЕЙ<11>РЫБЫ<12=0>

ГРАНИЦЫ ЗОДИАКАЛЬНЫХ СОЗВЕЗДИЙ НА ЭКЛИПТИКЕ J2000
(в градусах долготы, с уточнениями от 17.11.2007)
НЕЧЕТКОСТЬ ГРАНИЦ 5 ГРАДУСОВ ДУГИ В ОБЕ СТОРОНЫ

<31>ОВЕН<56>ТЕЛЕЦ<92>БЛИЗНЕЦЫ<118>РАК<137>ЛЕВ<172>ДЕВА<215>ВЕСЫ
<239>СКОРПИОН<266>СТРЕЛЕЦ<296>КОЗЕРОГ<326>ВОДОЛЕЙ<349>РЫБЫ<31>
===========================================================

Кроме основного гороскопа на зодиаке MP присутствует ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СЦЕНА, согласно которой планеты располагались на небе следующим образом. Все семь планет разбились на две группы. В одной группе было четыре планеты, включая Солнце, в другой три. В группе из 4 планет одна не была видна из-за близости к Солнцу, а остальные были видны. Оставшиеся три планеты располагались где-то в другом месте эклиптики, вдали от Солнца, но недалеко друг от друга. Они составляли вторую группу. См. объяснения выше и

В 16м веке на пересечении трёх главных улиц Рима была образована Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). В переводе с итальянского - Народная площадь. На самом деле ее название происходит от латинского слова «популус» - «тополь» .

Площадь расположена за северными воротами Стены Аврелиана (в античном Риме они назывались Порта Фламиния, а сейчас Порта дель Пополо) . Отсюда начиналась дорога Виа Фламиния (так раньше называлась виа дель Корсо) , ведущая в Римини, и бывшая важнейшей дорогой в северном направлении. На протяжении столетий Пьяцца дель Пополо была местом проведения публичных казней.

Нынешний неоклассический вид площади - работа архитектора Джузеппе Валадье (1811-1822). Он убрал с площади фонтан работы Джакомо делла Порта 1572 года, приказал снести несколько зданий и стены, оставшиеся от плана Бернини по сооружению площади Св. Петра.

В центре площади возвышается египетский обелиск фараона Сети I (обелиск Фламинио или обелиск Пополо ) , привезенный из Гелиополя по приказу императора Августа.

Если смотреть с северной стороны, то видно, что от Пьяцца дель Пополо расходятся в разные стороны три улицы — Виа дель Корсо (via del Corso) в центре, Виа дель Бабуино (via del Babuino) слева и Виа ди Рипетта (via Ripetta) справа.

Церкви "близнецы" Санта Мария деи Мираколи (Santa-Maria-dei-Miracoli) и Санта Мария ин Монтесанто (Santa Maria in Montesanto) отмечают соединение улиц. Построены архитектором Карло Райналди и впоследствии достроены Бернини и Карло Фонтана (1662-1679 гг.)

Церковь Санта Мария дель Пополо
(Santa Maria del Popolo)

В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев, к которому принадлежал император Нерон, считавшийся в народе Антихристом (так как при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан). После самоубийства императора его прах также покоился в семейном склепе.
Но со времен раннехристианских общин бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.


Склеп Нерона. Гравюра Д. Пиранези

На руинах этой могилы, согласно преданию, выросло огромное ореховое дерево, в кроне которого поселились демоны в обличье черных воронов.

В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить и сжечь дерево, а пепел вместе с останками могилы бросить в Тибр. На «проклятом» месте была построена часовня Девы Марии. В 1235 году по воле Папы Римского Григория IX она была расширена и стала церковью. В 1250 году он передал церковь ордену монахов-августинцев.

В 1472-1477 годах над реконструкцией Санта Мария дель Пополо работали Баччио Понтелли и Андреа Бреньо, которые превратили базилику в один из лучших образцов раннего итальянского ренессанса.

В середине XVII в. Бернини переделал фасад (по просьбе Папы Александра VII), придав ему барочный вид. Над апсидой базилики работал Браманте (здесь можно найти старейшее в Риме витражное окно, сделанное французом Гийомом де Марсийя) . Своды апсиды расписаны фресками Пинтуриккио.

Многие знатные семьи стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф

В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо. Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо. "Презепе" .

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта. "Непорочное зачатие".

Была создана для кардинала Альдерано Чибо в конце 17 века Карло Фонтана. Красота украшающих ее картин, бесценная мраморная облицовка стен и работа выдающихся мастеров делают ее одним из самых значимых сакральных монументов Рима конца XVII века.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо. "Мадонна с младенцем в окружении святых" .

Левый неф

Капелла Киджи (известна по книге и фильму «Ангелы и демоны») (вторая слева)

Начата в 1513 году по эскизу Рафаэля для своего покровителя Агостино Киджи и закончена Бернини в 1652-1656 году.

Мозаики купола «Бог-творец в небе, окруженный символами Солнца и семи планет» выполнены Луиджи де Паче по картону Рафаэля в 1516 году. Картина в алтаре «Рождение Девы» - Себастьяно дель Пьомбо.
Скульптуры Бернини - «Даниил и лев» и «Аввакум и ангел» .

Капелла Чезари (слева от алтаря)

К росписи капеллы Черази были привлечены мастера раннего барокко — Аннибале Карраччи и Караваджо .

В сентябре 1600 года кардинал Чезари купил предел в церкви Санта Мария дель Пополо и заказал Караваджо два евангельских сюжета на кипарисовых досках: обращение Савла и мученичество святого Петра

Заказ на центральную доску получил Анибалле Караччи.
Таким образом, заказчик решил как бы устроить состязание между двумя художниками представляющих разные школы.

Первоначальный вариант картин Караваджо был отвергнут родственниками внезапно скончавшегося Чезари. Первая картинка не сохранилась, а вторая «Обращение Савла» принадлежит частному собранию.
Наследники Черази опомнились, поняв, что переборщили, т.к. отвергнутые доски были приобретены по дорогой цене влиятельным кардиналом, и потребовали от художника неукоснительного соблюдения всех условий подписанного договора.

Вскоре были завершены новые картины для церкви Санта-Мария дель Пополо.
Следует признать, что неудача с первым их вариантом явно пошла Караваджо на пользу. Теперь его композиция обрела классическую завершённость и простоту.

Новаторским выглядит использование света, когда всё изображённое на полотнах сразу предстаёт взору зрителя, входящему в довольно тесную и неглубокую капеллу, которая благодаря скульптору Фонтане и росписям Таккони, украсившим своды и потолок, обрела величественный барочный вид, который усиливается центральной алтарной доской Карраччи.

Получилась капелла, которая издали выглядит подлинным храмом внутри храма.
Но это впечатление театральной помпезности приглушается сразу же при входе внутрь самой капеллы, на боковых стенах которой размещены два шедевра Караваджо, поражающих совершенством исполнения и суровой жизненной правдой.

Микеланджело Меризи да Караваджо.

Распятие святого Петра

Падающий справа пучок света раскрывает необычную композицию картины, которая имеет крестообразную форму, образованную диагональю креста с пригвождённым к нему апостолом и расположенными на полотне фигурами его истязателей, чьи головы, руки и ноги почти выпирают из плоскости полотна. (Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю).

С поразительным реализмом написана фигура апостола, для которого был выбран тот же натурщик, который позировал для Иосифа в «Отдыхе на пути в Египет» и для отвергнутого варианта «Апостола Матфея и ангела».

Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, — «Обращение Савла» .

Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, (будущий апостол Павел), был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня?»
Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства .
Он первым изобразил реальный, ничем не приукрашенный мир, освободившись от веками освящённой условности.

"Обращение Савла" Веронезе

"Обращение Савла" Микеланджело

Искусствовед Маттео Марангони пишет: "Картина “Обращение Савла” — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан".

Церковники дважды отклоняли картину. В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником:

— Почему у вас лошадь посредине, а Савл, будущий апостол Павел, лежит на земле?

— Так надо.

— Значит ли это, что лошадь должна заменить у вас Бога?

— Нет, она лишь освещена божественным светом.

Героем картины является не одержимый поиском истины заблудший человек, а великолепно написанная огромная лошадь, занимающая почти всю поверхность полотна. Картина лишена всякого намёка на благоговение перед свершившимся чудом — в ней всё предельно жизненно и достоверно.

Задуманного Черази состязания так и не получилось.
Любой человек, войдя в церковь, издали будет привлечён богатством мраморного обрамления капеллы и ярким пятном алтарной картины.
Но, оказавшись в самой капелле, лишь на миг остановит взгляд на работе Карраччи, перегруженной персонажами и деталями, и всё его внимание окажется прикованным к двум боковым полотнам.

Римские острословы отвели душу, потешаясь над пышущей здоровьем розовощёкой Девой Марией на доске Карраччи, которая плывёт в небесах по-лягушачьи, запутавшись в развевающихся ярких одеяниях. Вот отчего двое из апостолов терпеливо смотрят вниз в ожидании её приземления, а остальные девять устремили взоры вверх к плывущей средь облаков Деве. Весьма любопытна фигура одного из них справа. Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки «майна-вира» кому-то — видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков. Но особое удивление вызывает погрудное изображение обнажённого андрогинного существа, приросшего слева к фигуре Девы и напоминающего её сиамского близнеца.

В центре капеллы - Караччи "Вознесение Богородицы" (1601 г.)

Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме.
На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство. Несмотря на яркий колоризм в духе утверждавшегося в Риме нового стиля барокко, алтарная доска Карраччи с её нарочитой красивостью не выдерживала никакого сравнения с полными драматизма и жизненной правды двумя боковыми полотнами Караваджо, которые несли в себе то новое, чего ещё не знала мировая живопись. Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу.