Бомбардировка дрездена в 1945 году. Бомбардировка Дрездена (1945)

Бомбардировка дрездена в 1945 году. Бомбардировка Дрездена (1945)
По теме: К 70-летию бомбардировки Дрездена

Зачем бомбили Дрезден?
Преступление или необходимость?

В ночь на 14 февраля 1945 года на один из красивейших городов Европы, немецкий Дрезден, был совершён авианалёт, практически стёрший с лица земли половину города. Города, воспеваемого немецкими поэтами, когда-то носившего звание «Флоренции на Эльбе».

~~~~~~~~~~~



Прежде чем попытаться установить значение этой воздушной атаки в масштабах истории, необходимо несколько разобраться в политической обстановке начала 1945 года. Как известно, этот год ознаменован окончанием Второй мировой войны. Несмотря на то, что окончательная капитуляция Германии произошла только в мае, в начале 1945 года развязка крупнейшего военного конфликта уже становилась очевидной. После открытия летом 1944 года нормандского второго фронта войсками союзников (Великобритания + США + другие) немецкие войска лишились всяческих шансов на победу. Открытым только оставался вопрос, когда наступит окончательная капитуляция Германии.
Позиция Германии

Во время боевых действий Дрезден не считался ценным с военной точки зрения городом. К началу Второй мировой войны население Дрездена насчитывало 642 тысячи человек. К 1945 году к этой цифре добавилось более 200 тысяч беженцев и солдат. Существенных индустриальных предприятий на территории Дрездена не располагалось, за исключением крупнейшего оптического завода Германии Zeiss Ikon A.G и пары заводов военного назначения (авиационный завод и завод производства химического оружия). Однако относительно таких мощнейших индустриальных мегаполисов Германии, как Кёльн и Гамбург, крупного значения для экономики Третьего рейха город не имел.


Гораздо большую ценность Дрезден представлял собой как культурный центр Германии. Богатая в архитектурном плане столица Саксонии наполнена зданиями, выполненными в стиле барокко и несущими в себе толику немецкой истории. Дворцовый ансамбль Цвингер и здание оперы Заммера являются яркими примерами роскошного зодчества XVII и XVIII веков. К сожалению, эти и другие столь же ценные достопримечательности (дрезденский дворец-резиденция, Фрауэнкирхе и т.д.), находившиеся в центре города, были практически разрушены ковровой бомбардировкой войск союзников. «Флоренция на Эльбе» пылала, охваченная огненным смерчем, который засасывал в себя людей и был различим на расстоянии 200 миль.


Дворцовый ансамбль Цвингер


О жестокости этого налёта авиация союзников позаботилась отдельно. Бомбардировка проводилась по чёткому алгоритму, выработанному британскими воздушными силами на протяжении всей войны. Первая волна самолётов несла фугасные бомбы, которые применялись для разрушения зданий, выколачивания окон и уничтожения крыш. Вторая волна несла губительные для беззащитного населения зажигательные бомбы. Конечно, существовали бомбоубежища, однако укрыться там от смертоносной атаки удалось немногим. Огненный смерч сжигал кислород в помещениях, и многие люди просто задыхались в своих ловушках. Те же, кто пытался скрыться в городских колодцах, попросту сварились заживо. Третья волна снова наносила фугасный удар, чтобы пожарные расчёты не могли подобраться к очагам и справиться с пожарищем. Город превратился в настоящий ад, в котором люди сгорали за секунды до золы в пламени температурой 1500°.
Трагично, но именно статус города-музея во многом и стал причиной катастрофы для его жителей. Военное командование немецкой державы приняло решение оставить город практически беззащитным, перекинув большинство средств ПВО на защиту стратегически важных топливных заводов. Таким образом, войска союзников не встретили существенного сопротивления ночью 14 февраля. Есть сведения, что американские истребители преследовали мирных жителей, пытавшихся спасти свои жизни. Также говорится о том, что британцы применяли напалм, который в наши дни внесён в список запрещённых средств вооружения из-за смертоносной способности поддерживать пламя длительное время.
Итогового числа жертв до сих пор не установлено. Современная официальная оценка близится к цифре 25 000 жертв с учётом найденных тел и людей, сгоревших дотла в огненном торнадо. Однако не все согласны с этими данными. Мастер фашистской пропаганды Йозеф Геббельс в целях преумножения масштабов катастрофы привёл свою цифру 250 000 смертей. С тех пор споры на эту тему не заканчиваются по сей день, и количество погибших в разных источниках варьируется в диапазоне от 25 000 до полумиллиона. Примечательно, что одним из выживших в ту ночь является американский писатель Курт Воннегут, написавший по мотивам этого события свою наиболее знаменитую книгу «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей».

— Многие считают, что уничтожение Дрездена — это минимальная месть за людей, погибших в концлагерях. Возможно. Но к смертной казни были приговорены абсолютно все, кто находился на тот момент в городе — дети, старики, животные, нацисты, я и мой друг Бернард.
К. Воннегут , американский писатель



Точка зрения союзников

К февралю 1945 года умы союзников занимала уже не столько скорейшая победа над Гитлером, сколько пассивное соперничество с СССР. Своей задачей они видели сдерживание советской машины, в которой лидеры Великобритании и США видели своего потенциального соперника в послевоенном мире. Уничтожение половины мирного города казалось превосходной демонстрацией всему остальному миру того факта, что Великобритания и США ни перед чем не остановятся ради достижения своих целей.


Чем же были мотивированы действия союзников? Для начала стоит заметить, что, несмотря на отсутствие существенной промышленной мощи, Дрезден являлся важнейшим транспортным узлом, в котором сходились 3 железнодорожные ветки. Уничтожение такого транспортного пункта должно было существенно сковать остатки немецкой армии, лишив их возможности скорой переброски подкреплений с одного фронта на другой. С подобной просьбой СССР обратился к союзникам на Ялтинской конференции незадолго до авианалёта на Дрезден. Но стоит заметить, что советская сторона упоминала только о бомбардировке Берлина и Лейпцига.

— Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников… Лично я считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадера.
А. Харрис , командующий стратегической авиацией Великобритании


Возможно, разъярённые бомбардировками английских городов в первые годы Второй мировой войны британцы хотели до конца расквитаться с фашистами. По причине своего островного расположения с самого начала боевых действий Великобритания подвергалась массированным бомбардировкам, и это стал для них час расплаты.
С другой стороны, в пользу союзников говорят цифры. Например, на Мюнхен, превышающий по населению Дрезден на 200 000 человек, было сброшено в 4 раза больше бомб за время войны. В том же Гамбурге, подвергшемся не менее чудовищной бомбардировке, во время налёта было убито около 42 000 жителей при населении 1 700 000 человек. Таким образом, решительно нельзя утверждать, что масштабы воздушной атаки были настолько огромными. Свою роль в таком представлении сыграли фашистская пропаганда и уничтожение многих всемирно известных памятников культуры. Важной деталью, которая оправдывает британских пилотов (но ни в коем случае не руководство ВВС), является тот факт, что перед вылетом лётчики получили сверху инструктаж, в котором утверждалось, что их целью является штаб германской армии, а сам Дрезден представляет собой чуть ли не крупнейший индустриальный город Германии. Спустя годы все эти лётчики, за исключением главнокомандующего Артура Харриса, раскаялись в своих действиях, и английская сторона приложила свою руку к возрождению «Флоренции на Эльбе».
Спустя 70 лет

Бомбардировка Дрездена, потрясшая Германию 14 февраля 1945 года, не забыта до сих пор. Общими силами Дрезден был отстроен заново, а разрушенные памятники старины были восстановлены. Можно ли говорить о том, что Дрезден возродился окончательно? Безусловно, нет. Если разбить вазу на мелкие осколки, а затем склеить, она всё равно не будет прежней. В наши дни раздаётся множество голосов, выступающих за объявление бомбардировки Дрездена военным преступлением. Возможно, это действительно так, единственное, чего хотелось бы, чтобы смерть 25 000 мирных жителей не использовалась в качестве игрушки в руках современных политических сил. Спустя 70 лет мы не можем вернуть к жизни неповинных людей, не можем воссоздать произведения искусства, сгоревшие в Дрезденской галерее, не можем окончательно вернуть городу его прежний вид. Мы можем только сохранить в памяти этот урок и приложить все силы для сохранения мирного неба над нашими городами.


Этот пост о том, как и зачем бомбили Дрезден.

13 февраля 1945 года королевские военно-воздушные силы Великобритании и Военно-воздушные силы США начали бомбардировки Дрездена, которые продолжались два дня и унесли жизни, как минимум, 20 тыс. человек. Вопрос о том, была ли бомбардировка Дрездена вызвана военной необходимостью, до сих пор вызывает споры.

Через несколько дней было решено, что лучшей помощью может стать бомбежка немецких заводов по производству нефти, а также бомбежка крупных немецких городов для «психологического давления», в том числе Дрездена. В меморандуме королевских ВВС накануне бомбежки значилось: «Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны королевские ВВС»

Изначально планировалось, что операция начнется с налета ВВС США. Однако из-за плохой погоды американские самолеты не смогли принять участие в операции в этот день. В итоге вечером 13 января 796 самолетов Avro Lancaster и 9 De Havilland Mosquito вылетели двумя волнами и сбросили на Дрезден 1478 тонн фугасных и 1182 тонны зажигательных бомб. Еще спустя три часа 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб

На следующий день, 14 февраля, бомбардировки продолжились с новой силой и при участии ВВС США: 311 американских бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress сбросили 771 тонну бомб. 15 февраля американская авиация сбросила 466 тонн бомб, при этом впервые были атакованы «движущиеся по дорогам цели». Таким образом увеличилось число пострадавших среди мирных жителей, которые пытались выбраться из города. И хотя ковровые бомбардировки были закончены вечером 15 февраля, американские ВВС провели еще две бомбардировки - 2 марта и 17 апреля

Жительница Дрездена Маргарет Фрейер о бомбардировке города: «В огненном шквале раздавались стоны и крики о помощи. Все вокруг превратилось в сплошной ад. Я вижу женщину - она до сих пор у меня перед глазами. В ее руках сверток. Это ребенок. Она бежит, падает, и младенец, описав дугу, исчезает в пламени. Внезапно прямо передо мной возникают двое. Они кричат, машут руками, и вдруг, к ужасу моему, я вижу, как один за другим эти люди падают на землю (сегодня я знаю, что несчастные стали жертвами нехватки кислорода). Они теряют сознание и превращаются в золу. Безумный страх охватывает меня, и я все время повторяю: "Не хочу сгореть заживо!" Не знаю, сколько еще людей попались на моем пути. Я знаю только одно: я не должна сгореть»

За два дня бомбардировок город практически сгорел дотла. Дело в том, что сначала сбрасывались фугасные бомбы, которые разрушали крыши. За ними следовали зажигательные бомбы и снова - фугасные, чтобы затруднить работу пожарных. Такая тактика бомбардировки обеспечивала образование огненного смерча, температура внутри которого достигала +1500°C

Вольфганг Фляйшер, историк Музея военной истории Бундесвера в Дрездене: «Гроссен Гартен, простиравшийся вплоть до центра города, пострадал в ночь с 13 на 14 февраля. Жители Дрездена искали спасения от огненного смерча в нем и прилегающем к нему зоопарке. Английский ас-бомбардировщик, круживший над целью, увидел, что большая территория непосредственно возле центра города не горит, как все остальные его части, и вызвал новую колонну бомбардировщиков, которая превратила в огонь и эту часть города. Многочисленные жители Дрездена, искавшие убежища в Гроссен Гартен, были убиты фугасными бомбами. А животные, бежавшие из зоопарка, после того как их клетки были разрушены, - как писали потом об этом газеты, - блуждали по Гроссен Гартен»

Точное количество погибших в результате бомбардировок неизвестно. Официальные немецкие отчеты сообщают о цифре от 25 тыс. до 200 тыс. и даже 500 тыс. погибших. В 2008 году немецкие историки говорили о 25 тыс. погибших. Судьба некоторых беженцев неизвестна, потому что они могли обгореть до неузнаваемости или покинуть город, не поставив в известность власти

В городе было разрушено 12 тыс. зданий. Местный житель О. Фриц: «Еще я очень хорошо помню, что было в сознании жителей Дрездена - это был совершенно ненужный, бессмысленный налет, это был город-музей, который ничего подобного для себя не ожидал. Это полностью подтверждают воспоминания пострадавших в то время»

Геббельс решил использовать Дрездена в пропагандистских интересах. Распространялись брошюры с фотографиями разрушенного города, обожженных детей. 25 февраля вышел новый документ с фотографиями двух обгоревших детей и с заголовком «Дрезден - бойня беженцев», где говорилось, что число жертв составило не 100, а 100 тыс. человек. Много говорилось и о разрушении культурных и исторических ценностей

Великобритания отреагировала на пропаганду Геббельса заявлением представителя британских ВВС Колина Маккея Грирсона, расцененной как попытку оправдания: «Прежде всего они (Дрезден и другие города) являются центрами, куда прибывают эвакуируемые. Это центры коммуникаций, через которые осуществляется движение по направлению к русскому фронту, и с Западного фронта к Восточному, и они располагаются достаточно близко к русскому фронту для того, чтобы продолжать успешное ведение боев. Я считаю, что эти три причины, вероятно, объясняют проведение бомбардировки»

Бомбардировка Дрездена нашла отражение в кино и литературе, в том числе антивоенном романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута, который участвовал в разборе завалов города. Роман не был принят в США и подвергся цензуре

По воспоминаниям радиста британских ВВС, участвовавшего в налете на Дрезден: «В то время меня поразила мысль о женщинах и детях, находившихся внизу. Казалось, мы часами летели над морем огня, бушевавшего внизу - сверху это выглядело как зловещее красное свечение с тонким слоем дымки над ним. Помню, я сказал другим членам экипажа: "Боже мой, эти бедолаги внизу". Это было совершенно необоснованно. И это невозможно оправдать»

Бомбардировка Дрездена является наверное самой страшной картиной бомбардировок союзными бомардировщиками немецких городов.

Но как показывают факты на самом деле именно этот случай почему-то сильно делают основным.

Офицальная хронология событий

16 января 1945 г. объединенный комитет английской и американской разведок (JIC) прогнозировал, что вероятный худший сценарий состоит в том, что советское зимнее наступление и весеннее наступление союзников на западе не приведут к решительному успеху, после чего потребуется координация наступления на западе в августе 1945 с советским летним наступлением 1945. (Biddle)

21 января комитет разведки стратегических ВВС США вынес заключение, что армии западных союзников утратили инициативу на западном фронте, и что Люфтваффе смогло восстановиться до степени, не считавшейся возможной союзной разведкой 8 месяцев назад.

В тот же день JIC призвал к срочному пересмотру использования бомбардировочных сил, наставивая на том, что степень успеха достигнутая нынешним советским наступлением по всей вероятности будет иметь решающее значение для продолжительности войны, и что синхронизированные с советским наступлением удары по Берлину помогут русским, в особенности если они будут скоординированы с изоляцией восточной Пруссии и взятием Бреслау.

Подчёркивалось, что срыв немецкого железнодорожного сообщения воспрепятствует упорядоченному перемещению немецких войск на восточный фронт и действию немецкой военной машины.

В тот же день дальнейшее обсуждение в командовании британских ВВС привело к заключению, что бомбардировки ключевых немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта -- Берлина, Лейпцига, Хемница и Дрездена -- окажут важное содействие советскому наступлению.

В частности, узел Дрездена был центром транспортно-логистической сети Германии на восточном фронте. В него сходились и через него проходили три пучка маршрутов Рейха в направлениях запад-восток и север-юг.

Дрезден обеспечивал транспортировку на восточный фронт немецких сил и военных поставок с запада Германии, из Италии и Норвегии и их транспортировку вдоль линии восточного фронта

25 января в новом отчёте английская разведка отметила, что «успех текущего русского наступления видимо окажет решающее влияние на длительность войны. Считаем целесообразным срочно рассмотреть вопрос о помощи, которую может оказать русским стратегическая авиация Великобритании и США в течение следующих нескольких недель».

Вечером того же дня Уинстон Черчилль, ознакомившись с докладом, адресовал министру ВВС Арчибальду Синклеру (англ. Archibald Sinclair) депешу, спрашивая, что можно сделать, чтобы «как следует отделать немцев при их отступлении из Бреслау» (в 200 км к востоку от Дрездена).

26 января Синклер в своём ответе отметил, что «наилучшим использованием стратегической авиации представляются бомбёжки немецких заводов по производству нефти; отступающие из Бреслау немецкие части надо бомбить прифронтовой авиацией (с малых высот), а не стратегической (с больших)»; отметив, однако, что

«при благоприятных погодных условиях можно рассмотреть бомбёжки крупных городов восточной Германии, таких как Лейпциг, Дрезден и Хемниц».
Черчилль выразил неудовольствие сдержанным тоном ответа и потребовал рассмотреть возможность бомбардировок Берлина и других крупных городов восточной Германии.

Пожелание Черчилля о выработке конкретных планов ударов по городам восточной Германии Синклер перенаправил начальнику штаба ВВС Чарльзу Порталу, который в свою очередь перенаправил его своему заместителю Норману Боттомли

27 января Боттомли направил начальнику бомбардировочного командования Королевских ВВС Артуру Харрису приказ о нанесении бомбовых ударов по Берлину, Дрездену, Лейпцигу, Хемницу, как только позволят погодные условия. Синклер отрапортовал Черчиллю о принятых мерах, отметив что «внезапная массированная бомбардировка не только внесёт беспорядок в эвакуацию с востока, но и затруднит переброску войск с запада».
28 января Черчилль, ознакомившись с ответом Синклера, не высказал новых комментариев.

Миф первый--о просьбе СССР

4 февраля, в первый день Ялтинской конференции, первый заместитель начальника советского Генштаба генерал А. И. Антонов поднял на конференции вопрос о необходимости затруднить переброску немецких войск на восточный фронт путём нанесения воздушных ударов по Берлину и Лейпцигу. Чарльз Портал, также находившийся в Ялте, запросил Боттомли направить ему список целей, который следовало обсудить с СССР.

Направленный Боттомли список включал нефтеперерабатывающие, танковые и авиационные заводы, а также Берлин и Дрезден.

Однако, в официальных документах упоминания о Дрездене советской стороной нет.

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей

Меморандум Королевских ВВС, с которым английские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой (13 февраля), сообщал, что:

" Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам.

В середине зимы, с потоками беженцев направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов.

В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС."

В качестве цели его предложил начальник штаба Королевских ВВС сэр Чарлз Портал на основании списка, который представил его заместитель сэр Норман Боттомли.

Началось практическое планирование операции, к которому подключилось командование ВВС Армии США в Европе во главе с генералом Карлом А. Спаатсом.

Уже 7 февраля Спаатс проинформировал генерал-майора Дж. Р. Дина, шефа американской военной миссии в Москве о приоритетных целях 8-й воздушной армии (в порядке убывания по важности): Берлин, Лейпциг, Дрезден, Хемниц. Упоминалось еще несколько менее важных городов.
Таким образом, просьб и требований относительно Дрездена с советской стороны не было. Советские союзники в известность о предстоящей бомбардировке поставлены были.

Миф второй--раньше Дрезден не бомбили

Ка раз бомбили и делали это по просьбе СССР. Но в 1944 году.

Хронология основных событий такова:

  • 1942-1944: Сталин получает уверения западных союзников в том, что СССР может рассчитывать на помощь западной стратегической авиации для поддержки советского наступления в Германии.
  • Июнь-июль 1944: советское командование передает через Новикова запросы западным союзникам о бомбардировке Дрездена для поддержки советского наступления.
  • 7 октября 1944: USAAF проводит бомбардировку железнодорожного узла Дрездена.

В немецких источниках события выглядят так:

Dresden erleidet zwischen 12:34 und 12:36 Uhr den ersten Luftangriff. 29 US-amerikanische Bomber werfen 290 Sprengbomben zu je 250 kg auf den Stadtteil Friedrichstadt ab. Ziele sind der Bahnhof, der Rüstungsbetrieb Seidel & Naumann und der Hafen. Insgesamt 270 Menschen sterben bei diesem Bombenangriff

Т.е. союзники бомбили именно железнодорожный узел в течении 2 минут и нанесли ему повреждения. Они точно знали где находятся железнодорожные ветви и им не нужно было бомбить город для этого

Все было сделано правильно.

Миф третий--в Дрездене не было военного производства

Сейчас бытут миф будто там не было военного производства--но это не так.

Курт Воннегут, "Бойня номер пять", писал:

"Все остальные большие города в Германии были страшно разбомблены и сожжены. В Дрездене даже ни одно стекло не треснуло. Каждый день адским воем выли сирены, люди уходили в подвалы и там слушали радио. Но самолеты всегда направлялись в другие места - Лейпциг, Хемниц, Плауэн и всякие другие пункты. Такие дела.
Паровое отопление в Дрездене еще весело посвистывало. Звякали трамваи. Свет зажигался и когда щелкали выключатели. Работали рестораны и театры. Зоопарк был открыт. Город в основном производил лекарства, консервы и сигареты."

В Historical Analysis of the 14-15 Feb. 1945 Bombing of Dresden Prepared by: USAF Historical Division, Research Studies Institute, Air University сказано:

Воннегут вовевал в американской армии, попал в плен к немцам и стал очевидцем бомбардировки. Книга, написанная им через 23 года после войны, по сей день пользуется популярностью. И, соответственно, оказывает влияние на общественное мнение.

Есть такие факты.

"По состоянию на февраль 1945 года в Дрездене находилось как минимум 110 промышленных предприятий, являвшихся законными военными целями*.

Только на производстве оружия было занято 50 тысяч человек. В числе этих предприятий – различные мощности по выпуску компонентов для авиапромышленности; фабрика отравляющих газов (Chemische Fabric Goye); завод зенитных и полевых орудий Лемана; крупнейшее в Германии оптико-механическое предприятие Zeiss Ikon A.G.**; а также предприятия, выпускавшие рентеновские аппараты и электроаппаратуру (Koch u. Sterzel A.G.), коробки передач и дифференциалы (Saxoniswerke) и электрические измерительные приборы (Gebruder Bassler)."

Одним словом город был мощным военным производственником

Дрезден защищали зенитные батареи, находившиеся частично в ведении Дрезденского, частично – Берлинского окружных командований люфтваффе. Кроме того, немцы не объявляли Дрезден открытым городом.
Таким образом, столица Саксонии была легитимной военной целью, это так. Но в тако случае удары нужно бомбить имено военное производство, а не жилые кварталы.

В Дрездене было много военных и военно-промышленных объектов, но такие объекты были размещены в огромном количестве по всей Германии, существенно в большем количестве, чем могло покрываться совокупной пропускной способностью английской и американской авиации.

Категории целей поэтому приходилось приходилось жёстко приоритизировать (в зависимости от изменяющихся условий приоритеты сдвигались: например, после возрождения Люфтваффе электросеть сдвинулась вниз по списку, а заводы авиапромышленности поднялись вверх) и было возможным таргетировать только цели высших приоритетов -- которых всё равно оставалось очень большое количество по всей Германии, включая её западную часть.

При этом Дрезден находился на пределе дальности действия авиации союзников, его бомбардировка была опасной и тяжёлой (пилоты только в направлении "туда" провели 8 часов на кислороде) и требовала исключительной сложности исполнения (создания множественных отвлекающих сил и т.д.).

По совокупности этих факторов, ввиду лишь одних дрезденских военно-промышленных целей, Дрезден вероятно избежал бы массированных бомбардировок.

Миф четвёртый--Дрезден понес самые страшные потери

Бобмардировка Дрездена очень сильно распиарена, вот почему.

Однажды коммодор Королевских ВВС Колин МакКей Грирсон, который 16 февраля на брифинге для журналистов заявил:
"Прежде всего Дрезден и ему подобные города – центры притяжения для беженцев. Кроме того, через эти города идет движение на Русский фронт, с Запада на Восток, и они достаточно близко расположены от линии фронта. Полагаю, все это оправдывает бомбардировку".

Отвечая на дальнейшие вопросы журналистов, Грирсон сказал (не для протокола):
"Наша цель – уничтожить все, что еще осталось от германского боевого духа".

Агентство Ассошиэйтед Пресс разнесло его слова по миру, нейтралы заговорили о том, что союзники взяли курс на террористические бомбардировки - и в результате неумное поведение Грирсона в сочетании с усилиями геббельсовских пропагандистов привели к тому, что Дрезден стал "зоной особого внимания".

Как будто это был первый город, разрушенный британской авиацией. Как будто в Гамбурге не погибли 40 тысяч человек. Как будто другие германские города от бомбардировок ничуть не пострадали.
Например процент разрущения домов в Дрездене едва достигал 50%.

А вот, для справки, список германских городов, разрушенных более чем на 50%:

50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих
Налет на Дрезден не был чем-то необычным. В июле 1943 года британский авианалет на Гамбург вызвал аналогичный огненный смерч, уничтоживший 56 процентов городских строений и 40 тыс. жителей.

В Дрездене погибло 25 тысяч человек, на 15 тысяч меньше чем в Гамбурге.

На самом деле союзники уничтожали почти полностью города которые вообще часто не имели стратегического значения.

А те стратегические важные города подвергавшиеся атакам гибло прежде всего гражданское население, а военное производство несло минимальные потери.

Везель пострадал намного больше чем Дрезден

Генерал Дуайт Эйзенхауэр осматривает цитадель города Юлих, это небольшой город был разрушен полностью, в самом прямом смысле этого слова

Он не был военным или промышленным центром, просто город. Но сегодня помнят только о Дрездене.

Подводя итоги можно сказать следующее

  • СССР не просил в январе о бомбардировке Дрездена
  • Дрезден был военной целью
  • Дрезден бомбился в октябре 1944 года и удар был точеным по железнодорожному узлу, чтобы нанести удар транспортному узлу не нужно было выжигать город
  • Масштабы бомбардировки значительно преувеличены, другое, менее значимые города страдали гораздо больше

Виталий Словецкий, "Свободная пресса".

Признают ли самую крупномасштабную бомбардировку Второй мировой войны военным преступлением?

В течение нескольких десятилетий в Европе то и дело раздаются призывы придать бомбардировке древнего города Дрездена статус военного преступления и геноцида жителей. Недавно немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс и бывший редактор британской газеты «The Times» Саймон Дженкинс вновь потребовали сделать это.
Их поддерживает американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, заявивший, что бомбардировки многих немецких городов проводились исключительно для того, чтобы новые экипажи самолётов могли отработать практику бомбометания.
Немецкий историк Йорк Фридрих в своей книге отметил, что бомбардировки городов были военным преступлением, поскольку в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью: «…это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка».
Число жертв ужасной бомбардировки, случившейся с 13 по 15 февраля 1945 года, составляет от 25 000 до 30 000 человек (многие источники заявляют о большем числе). Город был разрушен практически полностью.
После окончания Второй мировой войны развалины жилых домов, дворцов и церквей разобрали и вывезли за город. На месте Дрездена образовалась площадка с размеченными границами бывших улиц и зданий.
Восстановление центра длилось около 40 лет. Остальную часть города застроили значительно быстрее.
По сей день ведётся восстановление исторических зданий на площади Ноймаркт.

Огненный смерч втягивал людей…
До войны Дрезден считался одним из самых красивых городов Европы. Туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь располагались знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, красивейший дворцовый ансамбль Цвингер, оперный театр, соперничавший по акустике с театром Ла-Скала, множество церквей, построенных в стиле барокко.
В Дрездене часто останавливались русские композиторы Пётр Чайковский и Александр Скрябин, а Сергей Рахманинов готовился здесь к своим мировым турне. Подолгу жил в городе писатель Фёдор Достоевский, работавший над романом «Бесы». Здесь у него родилась дочь Любаша.
В конце Второй мировой войны местные жители были уверены, что Дрезден не подвергнется бомбардировкам. В нём не было военных заводов. Ходили слухи, что после войны союзники сделают Дрезден столицей новой Германии.
Противовоздушная оборона здесь практически отсутствовала, поэтому сигнал воздушной тревоги прозвучал всего за несколько минут до начала бомбёжки.
В 22 часа 03 минуты 13 февраля жители окраин услышали гул приближающихся самолётов. В 22 часа 13 минут 244 тяжёлых бомбардировщика «Ланкастер» британских Королевских ВВС сбросили на город первые фугасные бомбы.
В считанные минуты город был объят пламенем. Свет от гигантского пожара был виден за 150 километров.
Один из лётчиков британских Королевских ВВС впоследствии вспоминал: «Фантастический свет вокруг становился всё ярче, когда мы приближались к цели. На высоте 6000 метров мы могли различить в неземном ярком сиянии детали местности, которые никогда до этого не видели; впервые за время множества операций мне стало жаль жителей, находящихся внизу».
Штурман-бомбардир одного из бомбардировщиков свидетельствовал: «Признаюсь, я бросил взгляд вниз, когда бомбы падали, и своими глазами увидел шокирующую панораму города, полыхающего от одного конца до другого. Виден был густой дым, относимый ветром от Дрездена. Открывалась панорама ярко сверкавшего города. Первой реакцией была потрясшая меня мысль о совпадении происходившей внизу бойни с предостережениями евангелистов на проповедях перед войной».
В план бомбардировки Дрездена входило создание на его улицах огненного смерча. Такой смерч появляется, когда возникшие разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх.
Британский историк Дэвид Ирвинг так описывает огненный смерч, созданный в Дрездене лётчиками британских Королевских ВВС: «… образовавшийся огненный смерч, судя по обследованию, поглотил более 75 процентов территории разрушений… Гигантские деревья были вырваны с корнем или наполовину сломлены. Толпы спасавшихся бегством людей были неожиданно подхвачены торнадо, их протащило по улицам и швырнуло прямо в огонь; сорванные крыши и мебель… были выброшены в центр полыхающей старой части города.
Огненный смерч достиг пика в трёхчасовом промежутке между налётами, именно в тот период, когда укрывшимся в подземных коридорах жителям города следовало бежать на его окраины.
Железнодорожник, укрывавшийся возле Почтовой площади, наблюдал, как женщину с детской коляской потащило по улицам и швырнуло в пламя. Другие люди, спасавшиеся бегством вдоль железнодорожной насыпи, которая казалась единственным путём спасения, не заваленным обломками, рассказывали, как железнодорожные вагоны на открытых участках пути сдуло бурей».
На улицах плавился асфальт, и люди, падая в него, сливались с дорожным покрытием.
Телефонистка Центрального телеграфа оставила такие воспоминания о бомбардировке города: «Некоторые девушки предложили выйти на улицу и бежать домой. Лестница вела из подвала здания телефонного узла в четырёхугольный двор под стеклянной крышей. Они хотели выбраться через главные ворота двора на Почтовую площадь. Мне не нравилась эта идея; неожиданно, как раз когда 12 или 13 девушек перебегали двор и возились с воротами, стараясь их открыть, раскалённая докрасна крыша обрушилась, похоронив их всех под собой».
В гинекологической клинике, после попадания бомбы, погибли 45 беременных женщин. На площади Альтмаркт несколько сотен человек, искавших спасения в старинных колодцах, сварились заживо, а вода из колодцев испарилась наполовину.
В подвальных помещениях Центрального вокзала во время бомбардировок находились приблизительно 2000 беженцев из Силезии и Восточной Пруссии. Подземные проходы для их временного проживания власти оборудовали задолго до бомбардировки города. О беженцах заботились представители Красного Креста, отряды женской службы в рамках государственной трудовой повинности и сотрудники национал-социалистической службы социального обеспечения. В другом городе Германии скопления такого количества людей в помещениях, отделанных легковоспламеняющимися материалами, не допустили бы. Но власти Дрездена были уверены, что город бомбить не будут.
Беженцы находились и на лестницах, ведущих на платформы и на самих платформах. Незадолго до налёта на город британских бомбардировщиков на вокзал прибыли два поезда с детьми из Кенигсбрюка, к которому подступала Красная армия.
Беженка из Силезии вспоминала: «На площади плечом к плечу толпились тысячи людей… Над ними бушевал огонь. У входов в вокзал лежали трупы погибших детей, их уже складывали друг на друга и вывозили с вокзала».
Согласно данным начальника ПВО Центрального вокзала, из 2000 беженцев, находившихся в туннеле, 100 сгорели заживо, ещё 500 человек задохнулись в дыму.

«Количество жертв в Дрездене подсчитать невозможно»
Во время первой атаки на Дрезден британские «Ланкастеры» сбросили 800 тонн бомб. Спустя три часа 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб. Потери Королевских ВВС во время двух рейдов составили 6 самолётов, ещё 2 самолёта потерпели крушение во Франции и 1 в Великобритании.
14 февраля 311 американских бомбардировщиков сбросили на город 771 тонну бомб. 15 февраля американская авиация сбросила 466 тонн бомб. Часть американских истребителей «Р-51» получила приказ атаковать движущиеся по дорогам цели, чтобы увеличить хаос и разрушения на важной транспортной сети региона.
Командир дрезденского спасательного отряда вспоминал: «В начале второй атаки многие ещё теснились в тоннелях и подвалах, ожидая конца пожаров… Детонация ударила по стёклам подвалов. К грохоту взрывов примешивался какой-то новый, странный звук, который становился всё глуше и глуше. Что-то напоминающее гул водопада - это бил вой смерча, начавшегося в городе.
Многие, находившиеся в подземных убежищах мгновенно сгорали, как только окружающий жар вдруг резко увеличивался. Они или превращались в пепел, или расплавлялись…»
Тела других погибших, обнаруженные в подвалах, сморщились от кошмарного жара до одного метра длины.
Британские самолёты сбрасывали на город и канистры, наполненные смесью каучука и белого фосфора. Канистры разбивались о землю, фосфор воспламенялся, вязкая масса попадала на кожу людей и прилипала намертво. Погасить её было невозможно…
Один из жителей Дрездена рассказывал: «У трамвайного депо была общественная уборная из рифлёного железа. У входа, уткнувшись лицом в меховое пальто, лежала женщина лет тридцати, совершенно нагая. В нескольких ярдах от нее лежали два мальчика, лет восьми-десяти. Лежали, крепко обнявшись. Тоже нагие... Везде, куда доставал взгляд, лежали задохнувшиеся от недостатка кислорода люди. Видимо, они сдирали с себя всю одежду, пытаясь сделать из нее подобие кислородной маски...».
После налётов трехмильный столб желто-коричневого дыма поднимался в небо. Масса пепла плыла, покрывая руины, в сторону Чехословакии.
В некоторых местах старого города создался такой жар, что даже через несколько дней после бомбёжек невозможно было войти на улицы между развалинами домов.
Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному после налётов, в городе сгорело 12 000 зданий, было разрушено «… 24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 публичных домов, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 госпиталей (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж».
22 марта 1945 года муниципальные власти Дрездена выпустили официальный отчёт, согласно которому количество учтённых к этой дате погибших составило 20 204, а общее количество погибших в ходе бомбардировки, как ожидалось, составит около 25 000 человек.
В 1953 году в труде немецких авторов «Итоги Второй мировой войны» генерал-майор пожарной службы Ганс Румпф написал: «Количество жертв в Дрездене подсчитать невозможно. По данным Госдепартамента, в этом городе погибло 250 тысяч жителей, однако действительная цифра потерь, конечно, гораздо меньше; но даже 60-100 тысяч человек гражданского населения, погибших в огне за одну только ночь, с трудом укладываются в человеческом сознании».
В 2008 году комиссия из 13 немецких историков, работавших по заказу города Дрезден, пришла к выводу, что во время бомбёжек погибли приблизительно 25000 человек.

«И заодно показать русским…»
Разбомбить Дрезден премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю предложил 26 января 1945 года министр ВВС Арчибальд Синклер в ответ на его депешу с вопросом: «Что можно сделать, чтобы как следует отделать немцев при их отступлении от Бреслау (этот город расположен в 200 километрах от Дрездена. «СП»)?».
8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей.
Меморандум Королевских ВВС, с которыми британские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой, сообщал: «Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС».
- Если говорить о военных преступлениях и геноциде, то бомбардировке подвергались многие города Германии. Американцы и англичане разработали план: беспощадно бомбить города, чтобы за короткое время сломить дух гражданского населения Германии. Но страна жила и работала под бомбами, - говорит автор книг по истории Второй мировой войны Владимир Бешанов. - Считаю, что военными преступлениями необходимо признать не только варварскую бомбардировку Дрездена, но и бомбёжки других германских городов, а также Токио, Хиросимы и Нагасаки.
В Дрездене были уничтожены жилые дома и памятники архитектуры. Крупные сортировочные станции почти не получили повреждений. Остался нетронутым железнодорожный мост через Эльбу и военный аэродром, находившийся в окрестностях города.
После Дрездена британцы успели разбомбить средневековые города Байройт, Вюрцбург, Зоэст, Ротенбург, Пфорцхайм и Уэльм. Только в Пфорцхайме, где проживали 60 000 человек, погибла треть жителей.
Что выйдет из очередной попытки придания чудовищному событию статуса военного преступления - неведомо. Пока каждый год 13 февраля жители Дрездена поминают сограждан, погибших в огненном смерче.

О варварской бомбардировке Дрездена известно многим и многое. Но еще больше остается неисследованным или не понятым. Известны даты бомбардировок, но на объекты бомбардировок почему-то никто не обращает внимание. Известны результаты бомбардировок с необъяснимым разбросом в официальных цифрах погибших — от 25 до 135 тысяч (встречается цифра и в 250 и в 500 тысяч), однако даже педантичные немцы не смогли объяснить такую странную арифметику. Известно и то, что отдельные здания не восстановлены до сих пор. А вот почему город был целью бомбардировки почему-то не принято говорить. Не то чтобы тайна, все документы давно опубликованы в прессе, но неудобно как-то получилось. Вроде бы и не фашисты, вроде бы и просвещенные европейцы, а стерли с лица земли город с мирным населением, с беженцами и раненными.

Дабы разобраться в этой трагической истории и ответить на поставленные вопросы, кратко вспомним, как происходили эти бомбардировки. Для наглядности сведем данные о бомбардировках в таблицу.

Цель Кто проводил К-во

самолетов

Тоннаж

сброшенных

Ж.д. станции ВВС США 30
Ж.д. станции ВВС США 133
Городские кварталы ВВС Британии 772
Ж.д. станции ВВС США 316
Ж.д. станции ВВС США 211
Ж.д. станции ВВС США 406
Ж.д. станции ВВС США 572
17.04.1945 Промзоны ВВС США 8

Из таблицы следует, что Дрезден привлек внимание союзников лишь в конце 1944 года, когда его первый раз бомбили ВВС США. 7 октября 1944 года 30 «летающих крепостей» — Воеing B-17, не сумевших сбросить бомбы на основную цель, отбомбились по запасной – по Дрездену. Аналогичная ситуация повторилась и 16 января 1945 года, с той лишь разницей, что самолетов было на сотню больше. Оба раза американцы бомбили с большой высоты (6000 м), опасаясь зенитного огня противника. И оба раза малоэффективно, хотя зенитки с города убрали еще в 1943 году, как и светомаскировку.

Бомбардировка в феврале должна была начаться с авианалёта 8-й воздушной армии ВВС США ночью 13 февраля, однако плохие погодные условия над Европой помешали участию американских самолётов. В связи с этим первый удар нанесли самолёты британской авиации. Однако, пилоты Королевских ВВС, участвующие в налете, отмечали прекрасную видимость и безоблачное небо, что позволило им точно выйти на цель. Похоже, что американцы, зная цель, отказались бомбить город, ну а британцы солгали, чтобы на фоне своей кровожадности, «янки» не оказались в белых перчатках. В тоже время, американцы на Западном фронте, в отличие от британцев, не пылали «огнем мести», и соответственно не имели мотивации истреблять мирных немцев. Другое дело японцы — позор Перл-Харбора в куче с японскими лагерями военнопленных – вызывали у «янки» праведную ярость. Да и то у воевавших на Тихоокеанском театре военных действий.

В 22:09 по центральноевропейскому времени самолеты наведения сбросили на стадион Дрездена осветительные бомбы, обозначив исходную точку бомбометания. Обратите внимание, подсвечен был центр города, а не военные предприятия на окраинах, не сортировочные станции железной дороги. Авиаудар ориентировался именно на город, на мирное население. Через пять минут подоспела первая волна из 244 бомбардировщиков, которые проходя эту точку, расходились веером по заранее установленным траекториям и сбрасывая бомбы через определённое время. Через три часа состоялась вторая атака составом из 528 бомбардировщиков по уже горящему городу, работающим пожарным и спасающемуся населению. Потери Королевских ВВС во время этих двух рейдов на Дрезден составили 6 самолётов, кроме того, два самолёта потерпели крушение во Франции и один в Англии, что подтверждает практически отсутствие немецкого ПВО. В других подобных рейдах союзники теряли от 30 до 70 самолетов.

Как первая, так и вторая волна бомбардировщиков применяли одинаковую тактику: сначала сбрасывались фугасные бомбы, чтобы сорвать крыши с домов и обнажить деревянные конструкции зданий, тем самым повысить эффективность зажигательных бомб, затем сбрасывались зажигательные бомбы, и снова фугасные – для затруднения работы противопожарных служб. В результате этого, образовывался огненный смерч.

14 февраля в 12:17 316 американских бомбардировщиков Boeing B-17 сбросили 782 тонны бомб, в т.ч. почти 300 тонн зажигательных, имея в качестве цели железнодорожные парки. В тот же день часть бомбардировщиков, направлявшихся к Дрездену, но сбившихся с курса, бомбила Прагу. 15 февраля 211 американских бомбардировщиков сбросили 466 тонн фугасных бомб. Есть данные, что спасающиеся от огня мирные жители были атакованы американскими истребителями. Однако их достоверность сомнительная.

Поскольку движение по железной дороге быстро восстанавливалось, американские ВВС провели ещё две бомбардировки. 2 марта 406 бомбардировщиков B-17 сбросили 940 тонн фугасных и 141 тонну зажигательных бомб. 17 апреля 572 бомбардировщика B-17 сбросили 1526 тонн фугасных и 165 тонн зажигательных бомб. В этот же день, они бомбили и промышленные зоны Дрездена силами 8 бомбардировщиков. Очевидно, что этих восьми бомбардировщиков было достаточно для уничтожения военной промышленности города. В ходе налёта на Дрезден, американская авиация безвозвратно потеряла 8 бомбардировщиков B-17 и 4 истребителя P-51.

Вышеприведенное свидетельствует, что целью бомбардировки британской авиации был именно город, ни железнодорожные коммуникации, ни заводы, работающие для военных целей, авианалету не подвергались на протяжении всей войны. Американцы же, шесть раз массово «утюжили» железную дорогу, так и не добившись существенных результатов, и в конце концов, разрушили несколько вспомогательных военных заводов.

Общий тоннаж бомб, сброшенных на Дрезден, был меньше, чем при массированных бомбардировках других больших немецких городов. Однако хорошие для авиации погодные условия, здания с деревянными конструкциями, проходы, соединяющие подвалы смежных домов, а также отсутствие ПВО, способствовали тому, что результаты бомбардировок оказались катастрофическими для города.

Площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила таковую в Нагасаки после ядерной бомбардировки американцами 9 августа 1945 года.

Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному вскоре после налётов, в городе сгорело 12 тысяч зданий. В отчёте сообщалось, что было разрушено «24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 трактиров, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 больниц (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж». Кроме того, сообщалось об уничтожении военных целей: командный пункт во дворце Taschenberg, 19 военных госпиталей и множество менее значительных зданий военных служб. Получили ущерб почти 200 заводов, из них 136 понесли серьёзный ущерб (включая несколько предприятий Zeiss по производству оптики), 28 — средний ущерб и 35 — небольшой.

В документах американских ВВС говорится: «… было серьёзно повреждено 23 % промышленных зданий и 56 % непромышленных зданий (не считая жилых). Из общего числа жилых зданий 78 тысяч считаются разрушенными, 27,7 тысяч считаются непригодными для жилья, но поддающимися ремонту, 64,5 тысяч — получившими небольшие повреждения и поддающимися ремонту». Налет американцев был оценен так: «в результате налётов по железнодорожной инфраструктуре города был нанесён тяжёлый ущерб, что полностью парализовало коммуникации», «железнодорожные мосты через реку Эльба — жизненно важные для переброски войск — оставались недоступными для движения в течение нескольких недель после налёта».

Почему-то свои «заслуги» американцы явно приукрасили: сортировочные железнодорожные станции были слабо повреждены, один мост через Эльбу сохранился, частично движение через Дрезден было восстановлено уже 15 февраля, а еще через три дня – полностью. Находившийся в окрестностях города военный аэродром также не получил повреждений. А откуда взялось 27,7 тысяч разрушенных зданий, если немцы отчитываются о 12 тысяч – одному Богу известно.

Масштабы разрушений и количества жертв отображают фотографии и послевоенные свидетельства тех, кто принимал участие в расчистке руин, захоронение жертв бомбардировок. Свидетельства случайно выживших не будем учитывать, ибо они в силу обстоятельств запомнили лишь отдельные фрагменты трагедии.

По словам очевидцев, первая волна бомбардировки вызвала тысячи очагов пожаров, которые разгораясь, соединились в один, громадный. Примерно через 2 — 2,5 часа после бомбардировки городом пронесся огненный шторм. Гигантские массы воздуха всасывались в образовавшуюся воронку и создали искусственный смерч с температурой 600º — 800º по Цельсию. Огонь пожирал кислород на земле и в подвалах, люди задыхались тысячами. Потоки воздуха срывали с людей одежду, кидали их тела в бушующее пламя и на расплавленный асфальт. Сила смерча была настолько велика, что с железнодорожных колей сносило вагоны. А через два дня после пожара обломки мебели, остатки одежды, бумаги находили в 30-40 километрах от города.

Вторая волна бомбардировки вызвала повторный смерч, который соединился с первым. Температура, судя по найденным оплавленным различным металлическим предметам, местами достигала 1500º по Цельсию. Тела людей, практически бесследно испарялись. В огонь бросало людей, с корнем вырванные деревья, автомобили, обломки разрушенных зданий. Поскольку после первого смерча люди уже не могли находится в раскаленных домах и подвалах, второй «накрыл» их в парках, на площадях и на набережной Эльбы, где они спасались от жары. Это, в частности и объясняет, найденные после бомбардировки тысячи обнаженных, как обгорелых, так и задохнувшихся людей. Этот авиаудар, вдвое мощнее прежнего, принес основные человеческие жертвы, несравнимые с предыдущей бомбардировкой, поскольку пришелся по совершенно незащищенным людям.

По дороге домой, штурманы английских бомбардировщиков фиксировали свет отблесков от пламени пожара на расстоянии ста сорока километров. Видели пламя от пожара в Дрездене и на удалении в 200 км от города на советском участке фронта.

Последующие налеты американцев, в уже сгоревшем городе не вызывали ни масштабных пожаров, ни массовых жертв, сопоставимых с британским ударом. Все, что могло сгореть – сгорело, живых людей уже не было.

Спасательные службы смогли приступить к работе только через два дня, когда раскаленные развалины города стали остывать. Их функции сводились лишь к расчистке завалов и захоронению погибших. Погибших было так много, что даже не было возможности их нормально похоронить. Идентифицировать погибших не представлялось возможным: подавляющее большинство тел сильно пострадали от воздействия огня. Останки грузили на машины и вывозили за город, где хоронили в братских могилах, выкопанных при помощи экскаваторов. Однако трупов было слишком много, их не успевали хоронить, они начали разлагаться. Чтобы не допустить эпидемии, в городе складывали гигантские костры, на которых сжигали трупы. На протяжении нескольких недель центр города был закутан черным дымом. Дефицитный в Вермахте бензин, доставлялся по личному распоряжению Геббельса в огромных количествах. В массовом порядке применялись и огнеметы. Груды пепла и не сгоревшие останки при помощи бульдозеров сбрасывали в Эльбу.

«Повсюду лежали трупы. От жара они сморщились примерно до одного метра длиной и сплавились с асфальтом. Мы просто соскребали их лопатой. Воздух был пропитан мерзким запахом разлагающейся и сгоревшей плоти», — вспоминал один из солдат, выделенный для участия в спасательных операциях. Руководители спасательных отрядов, получивших неофициальное название «подразделений смерти», требовали для своих людей «больше противогазов, спиртного и сигарет». Человеческая психика имеет пределы, работать в таких условиях без спирта стало нереально.

Привлекали для расчистки города и военнопленных (в основном англичан и американцев), и уцелевшее на окраинах гражданское население.

Оценки количества погибших отличались в десятки разов – от 18 тысяч до полумиллиона. По официальной версии погибло 25 тысяч. Однако такая цифра вызывают справедливые сомнения. Сами немцы отмечают в своем отчете о 12 тысяч полностью разрушенных зданиях, из которых немногим больше тысячи были нежилые. Даже если принять к расчету, что в каждом жилом здании находилось по 2-3 человека, следует, что погибло более 25 тысячи человек. Фотографии разрушенных зданий демонстрируют нам массивы многоэтажных зданий, а значит, погибших было значительно больше, чем единиц разрушенного жилья.

Известно, что перед войной в Дрездене жило около 650 тысяч человек, но к февралю 1945 года там оказалось много беженцев и несколько десятков госпиталей. По разным оценкам, на момент бомбардировок в городе находилось от 1000 до 1300 тысяч человек. После войны в городе насчитывалось 369 тысяч человек. Таким образом, полученная разница в численности населения между началом и окончанием войны, никак не может объясняться ушедшими на фронт мужчинами. Допустив, что беженцев было не более числа мужчин, ушедших на фронт, а также то, что часть фронтовиков все-таки вернулась домой, реальная цифра погибших будет исчисляется от 300 тысяч. А если беженцев все-таки было больше?

Поскольку бомбардировка Дрездена сразу после ее осуществления, попала в разряд политической акции (об этом будет ниже), в разные годы, разными странами, организациями, политическими деятелями, журналистами и писателями обнародовались различные данные о количестве погибших. В феврале 1945 года ведомство Геббельса оценило потери близкими к 200 тысячам человек. 22 марта 1945 года муниципальными властями города Дрездена был выпущен официальный отчёт, согласно которому количество учтённых к этой дате погибших составило 20 204, а общее количество погибших в ходе бомбардировки, составило около 25 тысяч человек. В 1953 году генерал-майор пожарной службы Ганс Румпф оценил потери в 60-100 тыс. человек гражданского населения. В 1963 году в книге Дэвида Ирвинга «Разрушение Дрездена» говорилось о 135 тысячах погибших. В 1964 году генерал-лейтенант ВВС США Айра Икер также оценивал число жертв в 135 тысяч погибших. В 2000 году, согласно решению британского суда, погибшими было признано 25 — 30 тысяч человек. Согласно анализу, подготовленному историческим отделом ВВС США, погибли 25 тысяч человек, по официальным данным исторического отдела британских Королевских ВВС — свыше 50 тысяч человек. В СССР была принята оценка жертв в 135 тысяч человек. В 2005 году Би-би-си приводило число жертв в 130 тысяч человек, в 2007 — 35 тысяч человек. В 2006 году российский историк Борис Соколов отмечал, что число погибших в результате бомбардировки Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года колеблется от 25 тыс. до 250 тыс. человек. В том же году в книге российского журналиста А. Алябьева отмечалось, что количество погибших, согласно разным источникам, составило от 60 до 245 тысяч человек. В 2010 году комиссия из 13 немецких историков, работавших по заказу города Дрездена, оценила количество погибших в диапазоне от 18 до 25 тысяч человек. Другие оценки количества жертв, доходившие до 500 тысяч человек, были названы комиссией преувеличенными или основанными на сомнительных источниках.

Таким образом, политика довлея до сих пор над здравым смыслом, не позволяет прийти к реальной, хотя бы приблизительной цифре жертв бомбардировки. Хотя необходимо еще раз подчеркнуть, что цифра может быть лишь приблизительной. Ибо документы об учете жителей города, беженцев и раненных в госпиталях сгорели во время пожаров. Невозможно установить число жертв и по захороненным или сожженным властями телам погибших, ибо неизвестное количество людей сгорело бесследно, многие навечно были похоронены в завалах, которые после войны были «заглажены» бульдозерами и не вскрывались, тысячи утонули в Эльбе, от тысяч остались лишь обгорелые кости, которые не подсчитывались.

После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Что же послужило причиной этих бомбардировок? Ведь в военном отношении Дрезден не представлял никакого значения. К военной промышленности города относилось 110 предприятий, в основном мелких. Среди крупных выделялись две табачные фабрики, мыловаренный завод, завод фирмы «Сименс» по выпуску противогазов, предприятие фирмы «Цейс», специализирующееся на оптике. При этом все они находились на окраинах города, тогда как бомбардировке подвергся исторический, жилой центр. Оправдание тем, что Дрезден имел крупную транспортную развязку, не подходит. Зачем же надо было бомбить город, вместо сортировочных станций? Кроме того, для блокирования транспортного узла, необходимы были регулярные удары на его входах и выходах. Мы же видим, по сути, разовую акцию, которая не остановила работу железной дороги.

После массового резонанса в мире, вызванного бомбардировками Дрездена, союзники выдвинули версию, о том, что бомбардировка была выполнением просьбы советского командования, с целью препятствия переброски войск с Западного фронта на Восточный. Однако, после рассекречивания материалов Ялтинской конференции, выяснилось, что речь шла о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига. Дрезден не упоминался.

Даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, не открывал истинный смысл данной военной операции: «… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС». Каких-либо других объяснений союзников на эту тему не было до сегодняшнего дня.

По мнению ряда историков, бомбардировки Дрездена и других германских городов, относящихся к советской зоне влияния, проводились не для оказания помощи Красной армии, а преследовали исключительно политические цели: демонстрация военной мощи для устрашения советского руководства. Однако и такая формулировка лишь частично характеризует цель союзников, точнее была более присуща британцам, нежели американцам. США вряд ли разделяли эту обеспокоенность. Да и то угроза была скорее вымышленной генералитетом, нежели реальной, поскольку СССР ни планов нападать на Британию не имел, ни такой возможности, даже теоретической, что обуславливалось отсутствием флота.

И все же у союзников была общая цель, политическая и экономическая, которую разделяли и Великобритания и США: оставить в зоне оккупации СССР сплошные разрушения. Ведь расходы по восстановлению оккупированной территории должны были лечь на СССР, ослабляя его на долгие годы в будущем. А отомстить за бомбардировку Британии и попугать СССР – были сопутствующими целями, и не превалирующими.

Таким образом, жизни жителей Дрездена и беженцев, стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в своей политической игре, которую они не признают до сих пор.

Реакция в мире на бомбардировки Дрездена была быстрой и осуждающей в первую очередь Лондон. Уже 16 февраля 1945 года немецкие дипломаты распространили фотографии жертв бомбардировок, а чуть позже и фотоальбомы с ужасными иллюстрациями. Не получив убедительных доказательств в необходимости такой бомбардировки Дрездена от Верховного штаба союзных экспедиционных, мировая пресса обвинила союзников в терроре. Поднимался этот вопрос и на заседаниях Палаты общин.

Черчилль, ранее поддержавший проведение бомбардировок, дистанцировался от них. 28 марта в проекте меморандума, отправленного телеграммой генералу Гастингсу Исмэю, он сообщил: «Мне представляется, что наступил момент, когда следует пересмотреть вопрос о бомбардировках немецких городов, проводимых под разными предлогами ради возрастания террора. В противном случае мы получим под свой контроль полностью разорённое государство. Разрушение Дрездена остаётся серьёзным предлогом против проведения бомбардировок союзниками. Я придерживаюсь мнения, что впредь военные цели должны определяться более строго в наших собственных интересах, нежели в интересах противника. Министр иностранных дел сообщил мне об этой проблеме, и я считаю, что необходимо более тщательно сосредоточиться над такими военными целями как нефть и коммуникации непосредственно за зоной боевых действий, нежели над явными актами террора и бессмысленных, хотя и впечатляющих, разрушений».

Существуют различные мнения по поводу того, следует ли относить бомбардировки к военным преступлениям. Естественно, что дискуссии ведутся пока лишь в теоретической плоскости, хотя политики-националисты Германии заявляют, что «простые жители Дрездена ставят знак равенства между бомбёжками немецких городов и уничтожением евреев». Другие, менее радикальные политики, говорят, что вопрос отнесения бомбардировки только Дрездена к военным преступлениям не имеет смысла без рассмотрения вместе с фактами бомбардировок таких городов как Вюрцбург, Хильдесхайм, Падерборн, Пфорцгейм, не имевших никакого военного значения, совершенных по идентичной схеме, и также практически полностью уничтоженных. Бомбардировки этих и многих других городов были совершены после бомбардировки Дрездена. Год от года, вопросы бомбардировок звучат все громче и громче. Кто его знает, может со временем и над организаторами этих бомбардировок будет свой, какой-то посмертно-заочный Нюрнбергский процесс.

По материалам сайтов: http://waralbum.ru; https://ruposters.ru; http://rusvesna.su; http://lurkmore.to; https://ru.wikipedia.org; http://uznai-pravdu.com; http://smi2.mirtesen.ru; https://en.wikipedia.org; http://www.telegraph.co.uk; http://www.history.com; https://www.reddit.com; http://dawn666blacksun.angelfire.com; http://whale.to; http://www.youngmuslimdigest.com.